На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты назвали страны, которые россияне могут посетить без загранпаспорта МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Эксперты оп...Стратегический бо...
  • Андрей Халов
    А как они могут осуществлять производство, обнулив фактически всю свою энергетику? GO GREEN! Ну-ну, флаг в руки, бара...Предупреждение дл...
  • Юрий Ильинов
    СЛАВА СЭ: Про снег и психологию Во дворе человек выгребал сугроб из-под Пежо и складывал на крышу Опелю. Хранить оса...Саммит Центральна...

Журавли...

Журавли...
Северная Осетия. Маленькая, но очень гордая республика, которая всегда гордилась своими сынами. Село Дзуарикау. Вся мужская часть села ушла на фронт – почти триста мужчин.
В семье Газдановых, которые жили в этом селе, было семеро сыновей – на фронт ушли все.
Первый, самый старший, Махарбек, погиб в 1941 году, в контрнаступлении под Москвой. Последнее письмо пришло от него 5 декабря. Этот день в России празднуется, как день великого подвига – День Воинской Славы... Надломили тогда хребет фашистам... В тот день, когда принесли первую похоронку в дом Газдановых, его мама Тасо стала полностью седой...
Город–Герой Севастополь обороняли два сына Газдановых.
Погибли они один за другим.
Почтальон очень долго не решался постучать и просто сидел перед домом Газдановых, сидел и молчал. Мама Тасо вышла сама. И, когда почтальон Алибек достал вторую похоронку, на Хаджисмела, у матери отказало зрение – она в миг ослепла, почтальон это не понял и, когда он достал из почтовой сумки третью похоронку, то мама Тасо спросила, что ты мне даешь в руки, Алибек, письмо?
Алибек ответил, что это похоронка на её третьего мальчика, Магомета...
Взяв похоронку в руки, она сжала до судороги серый конверт и осела на землю... мама Тасо умерла.
Так её и похоронили с извещением о смерти третьего сына Магомета Газданова в руке.
Четвертую, пятую и шестую похоронки уже приносили отцу Асахмету Газданову. Четвёртую – на Дзарахмета Газданова из Новороссийска. Пятая пришла в виде известия от боевого товарища Созирико Газданова, который сообщил отцу о его смерти при побеге из концлагеря.
Шестая извещала о геройской смерти Шамиля. Пал он на подступах к Германии, когда победа была уже видна. Погиб он в Прибалтике.
9 мая 1945 года вся страна праздновала Победу над нацистской Германией. Праздновал со всем селом и отец Газдановых – Асахмет, надеялся, что жив его последний сын – Хасанбек, правда и писем он не писал, но и похоронка на него не приходила, думали, что ранен он... не знал отец, что пропал без вести ещё в 1941 году... Но выяснилось это только после Победы. Было это так.
В июне 1945 года письмоносец–инвалид, который сам потерял на войне, помимо руки и трёх своих братьев, отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых – Хасанбека...
И тогда старейшины села решили, что они сами должны пойти в дом Газдановых и рассказать ему эту страшную, черную весть...
Отец сидел на пороге с единственной внучкой Милой на руках и учил её шитью.
Асахмет увидел, как идут к нему старейшины, вместе с почтальоном, и сердце его не выдержало. Он умер, так и не увидев похоронку на своего последнего сына...
Сыны маленького, но очень гордого и бесстрашного народа, Алании, Северной Осетии, за время Великой Отечественной Войны 34 воина–осетина стали Героями Советского Союза... и ещё 8 было осетин–героев, но они призывались не с Осетии...
В 1963 году в селе Дзуарикау установили обелиск.
На нем было изображено семь улетающих птиц (журавлей) и скорбящая мама Тасо.
Дагестанский поэт Расул Гамзатов много слышал об этой истории и решил приехать из Махачкалы, где он жил и посмотреть на памятник и пообщаться с теми, кто знал его историю из первых уст.
Узнал. Гордым кавказским мужчинам не к лицу слезы, но Расул их не смог сдержать. Он плакал, глядя на памятник и слушая рассказ Милы Газдановой...
За некоторое время до этих событий.
Под сильным впечатлением, во время поездки в Японию, он написал стихотворение на своем родном аварском языке.
Его друг Наум Гребнев, перевёл это стихотворение на русский язык. Я думаю, что этот перевод знаком каждому:
– Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли, когда–то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый –
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из–под небес по–птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
–––––––
Но вы сейчас прочитали и, надеюсь, вспомнили, окончательный вариант стихов и песни.
Но это всё было потом, а сначала был памятник–обелиск, на котором Расул Гамзатов увидел летящих диких журавлей, и родилось название этому памятнику – «Журавли», как одноименный стих–песня ...
Аварский, родной язык Расула не позволял зарифмовать то, что ему было необходимо к слову «гуси», потому было заменено, на «журавли», хотя в тех местах они не водятся ...
Это стихотворение, уже на русском языке, попалось Марку Бернесу, и поразило его в самое сердце. Как он сам говорил «легло на душу». Война принесла его семье очень много горя.
Марк обратился к своему другу, известному композитору Яну Френкелю, и дал почитать стихотворение. Прочитав, Ян решил написать музыку к этим гениальным стихам.
Но с музыкой у композитора сразу не получилось. Но об этом позже. Сейчас немного расскажу о нем.
Ян Френкель, был высокого роста. В 1941 году он подделал документы, (стал старше на 5 лет) для того, чтобы поступить в Оренбургское зенитное училище. Окончил его в 1942 году.
Принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.
–––––
Следующая история уже уносит нас к переводу этих стихов на русский язык. Оригинал одной из строчек выглядел так:
– Мне кажется, порою, что джигиты...
Бернес не спал несколько ночей, и, как–то утром попросил заменить слово «джигиты» на «солдаты». С его точки зрения, это слово расширяло границы песни на весь мир.
Далее. В оригинале стихотворения есть такое четверостишие:
«Они летят, свершают путь свой длинный,
И выкликают чьи–то имена
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?»
Марк Бернес решил его не вставлять в песню по ряду причин..., хуже от этого не стало, потому решение было принято.
Работа по созданию песни началась. Через два месяца Френкель написал вступительный вокализ. Слушали вместе с Бернесом. Оба расплакались. Вокализ был утвержден. Бернес начал торопить события, потому что был болен раком лёгких. Ну и прослушав музыку он понял, что последний шедевр в его жизни должен получится. Последний, он это знал, так как с его болезнью долго не живут. Слабость и проблемы с передвижением не останавливали его, и 8 июля 1969 года сын отвез его в студию, где Бернес записал песню. С первого раза. Без помарок и ошибок.
Так, как она и вошла историю. После того, как прочитаете эти строки, послушайте ещё раз эту запись, и вы услышите все, абсолютно всё в его голосе, он пел и знал, что жить ему осталось четыре недели, он пел и переживал каждый звук в каждом слове, наполняя глубоким смыслом спетое, потому, как сам должен будет превратиться в белого журавля...
Марк Бернес умер 16 августа 1969 года.*
---
*Марк Бернес родился в 1911 года в Нежине, Черниговская губерния. Советский актёр и исполнитель песен. В семнадцать лет, он сбежал в Москву. Там он несколько дней жил на Курском вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции. Женился на девушке, которую звали Полина Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением. После небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича «Человек с ружьём» (1938) 26–летний Марк Бернес стал знаменит. В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом «Истребители» (1939), а песня «В далёкий край», которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером. Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны – роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова «Два бойца» (1943). За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание «Почётный житель города». В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие – родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака. В июне 1969 года Бернесу был поставлен страшный диагноз – неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён. 8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58–м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания «Народный артист СССР». Однако посмертно почётные звания не присваиваются. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7). Марк Бернес – выдающийся исполнитель песен, в его репертуаре «Я люблю тебя жизнь», «Прасковья», «Журавли» и многие другие известные песни. Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса. В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы – 3038 Bernes. В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой–Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска
-------
Отрывок из романа Летят Лебеди.
Военно-исторический роман «Летят Лебеди» в двух томах.
Том 1 – «Другая Война» 500 страниц
Том 2 – «Без вести погибшие» 750 страниц
-ö-ö-

10 самых древних строений в мире

Самые древние строения на Земле служат для современного человека памятью о тех, кто их возводил много веков назад.

Большинство сооружений построено из огромных каменных плит, многие из них расположены на территориях, которые на сегодняшний день не заселены. Несмотря на упорные исследования, возраст их также определен лишь приблизительно.

Современные люди, глядя на такие здания и сооружения, лишь удивляются, как в древности без подручных инструментов можно было создать такие вещи.

Далее в статье представлен список из 10 самых древних строений в мире, которые помогают узнать, какой была жизнь людей тысячи лет назад.

10. Королевская Могила (Швеция)


Королевская Могила в Швеции была обнаружена археологом по имени Халльстрем Густав при раскопках, которые велись с 1931 года. Располагается строение в 320 метрах от берега восточного побережья провинции Скания.

Исследователи предполагают, что сооружение было воздвигнуто в бронзовом веке, не менее 3000 лет назад. После обнаружения Королевской могилы и восстановления внутренних помещений, на ее стенах были увидены разнообразные изображения, например, кораблей, птиц, животных и рыб.

9. Naveta des Tudons (Испания)


Гробница располагается в городе Минорка, который находится в Испании. Ученые считают, что ее возраст насчитывает более 3200 лет. Применялось строение по прямому назначению в период с 1200 по 750 гг. до н.э.

Форма ее довольно интересна, внешне она выглядит как перевернутая лодка, материалом для ее строительства послужили каменные блоки. Найдено место захоронения было в 1975 веке, в нем были обнаружены останки более сотни людей и их вещи, например, браслеты из бронзы, пуговицы из керамики.

На сегодняшний день гробницу может посетить любой желающий, она открыта и является одной из главных достопримечательностей города Минорки.

 

 

8. Сокровищница Атрея (Греция)


Данное место имеет и другое название – «Гробница Агамемнона», располагается она в городе Микены в Греции. Считается, что сокровищница возведена более 3250 лет назад, в эпоху бронзового века. Она является одним из самых впечатляющих памятников старинной архитектуры, имеет монументальные размеры. Ранее сокровищница также имела самый большой и широкий купол среди величайших строений мира.

7. Карал (Перу)


Карал представляет собой древнейшее поселение в Перу. Его территория составляла около 60 гектаров, на ней было построено большое количество пирамид. Люди населяли город более 4600 лет назад.

При археологических раскопках ученые нашли множество музыкальных инструментов, украшений из камня, предметов быта, но не обнаружили оружия. Из-за этого исследователи посчитали, что население города, обитавшее в нем в период с 2600 г. до н.э по 2000 г. н.э. было достаточно миролюбивым и занималось торговлей, не ведя войн.

 

 

6. Пирамида Джосера (Египет)


Пирамида является древнейшим из сохранившихся в мире строением из камня. Возведена она была Имхотепом для захоронения египетского фараона Джосера примерно в 2650 году до н.э. Высота сооружения более 60 метров, а размеры 125*115 метров.

Пирамида представляет собой шестиступенчатое здание, которое отлично сохранилось до наших дней, лишь только немного занесено песком. Она стала первой пирамидой в Древнем Египте и послужила прототипом для постройки других.

Ядро сооружения состоит из известняковых блоков. Усыпальница возводилась не только для фараона, но и для всех членов его семьи, археологами были обнаружены 11 погребальных камер, тело Джосера найдено не было. Гробница подвергалась многочисленным ограблениям еще в древние времена.

5. Hulbjerg Jættestue (Дания)


Усыпальница располагается на острове Лангеланд, находящемся в Дании. Сооружение было возведено более 5000 лет назад из 13 каменных блоков, которые плотно прилегают друг к другу. При археологических раскопках в гробнице были найдены останки не менее 400 человек.

Интерес ученых вызвали зубы одного из погребенных, они были явно пролечены. Уровень древнейших «стоматологов» поразил современных исследователей, так как пломба в зуб была вставлена очень хорошо.

4. Newgrange (Ирландия)


Ньюгрейндж представляет собой коридорную гробницу, расположенную в Ирландии. Ученые датируют ее происхождение 2500 г. до н.э. Находится сооружение примерно в 40-45 км от Дублина. Высота строения составляет более 13 метров, а диаметр около 85 метров. В погребальную камеру ведет коридор длиной в 19 метров.

Внутри гробницы находилась ритуальная чаша, в ее стенах были пробиты ниши, которые украшены резьбой по камню, все это сохранилось до наших дней. Обнаружено сооружение было в 1699 году, но его полномасштабные исследования начались в 1962 году.

 

 

3. Monte d’Accoddi (Италия)


Древнейший храм находится на территории Сардинии, был возведен более 5000 лет назад. К бронзовому веку сооружение было заброшено, до этого периода оно служило местом для проведения религиозных обрядов.

Во время Второй Мировой войны храм был сильно разрушен, с 1950-х гг. он начал реставрироваться, в настоящее время является достопримечательностью, которую могут посещать туристы.

2. Knap of Howar (Шотландия)


Дом из камня располагается в Шотландии, его возраст составляет не менее 5500 лет, сооружение принадлежит к эпохе неолита. Считается одним из древнейших каменных домов в Северной Европе, которые сохранились до наших дней.

Строение было фермой, которая состояла из двух зданий, прилегающих друг к другу, у него были низкие дверные проемы, окон не имелось, свет проникал в дом через отверстие для дыма на крыше. На сегодняшний день от каменной усадьбы остались стены, предметы мебели из камня, например, печи, кровати, полки для вещей.

1. Мегалитические храмы Мальты


Мальтийские храмы были возведены не менее чем за тысячу лет до того, как были построены египетские пирамиды. Большинство монолитных каменных плит, из которых состоит сооружение, весили более 50 тонн.

Исследователи до сих пор не разгадали тайну о том, как его строили без специальной техники. В мире аналогичных строений нигде не было обнаружено, поэтому ученые также не смогли выяснить, какая цивилизация возвела храмы и куда она пропала.

-ö-ö-

Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»

Османская империя славилась своей жестокостью и беспощадностью по отношению к врагам. Но это мелочи по сравнению с тем, как жилось женщинам и девочкам в гареме султана на протяжении долгих лет. Женщины, а также девочки с семи лет – все они содержались в особых условиях, где ими могли управлять, обучать и в первую очередь наслаждаться султан и его двор.

Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.

1. Власть Османской империи

 

Мехмед II, входящий в Константинополь. \ Фото: commons.wikimedia.org.
Мехмед II, входящий в Константинополь.

 

В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.

2. Женщины гарема

 

 

Дамы из Кабула, 1848 год. \ Фото: medium.com.
Дамы из Кабула, 1848 год. 

 

Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.

3. Обстановка в гареме

Отдых в гареме. \ Фото: nanmuxuan.com.
Отдых в гареме. 

 

Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.

 

Танцовщица, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: allpainter.com.
Танцовщица, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. 

 

В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.

4. Евнухи

 

 

Кислер Ага, вождь чёрных евнухов и первый хранитель Серральо, Фрэнсис Смит. \ Фото: seebritish.art.
Кислер Ага, вождь чёрных евнухов и первый хранитель Серральо, Фрэнсис Смит.

 

Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.

 

В гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: lotsearch.de.
В гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. 

 

Евнухи, как правило, были рабами, захваченными в плен во время войны или купленными на каком-нибудь далёком рынке в Эфиопии или Судане. В итоге, было два типа мужчин — чёрные и белые, соответственно, на каждый тип возлагались разные обязанности. Чёрные евнухи, или сандали, полностью удаляли свои гениталии во время процесса кастрации и в результате были наиболее предпочтительными для обслуживания гарема. Белым евнухам разрешалось сохранить хотя бы часть своего пениса или яичек, и таким образом они получали меньше гаремных обязанностей, так как всегда существовал риск, что они могут использовать то немногое, что у них осталось, и воспользоваться женщиной.

 

Отдых в гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух.\ Фото: mathafgallery.com.
Отдых в гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух.

 

Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.

5. Султанат женщин

 

 

Сцена из турецкого гарема, Франц Герман, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер. \ Фото: blog.peramuzesi.org.tr.
Сцена из турецкого гарема, Франц Герман, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер. 

 

Несмотря на свой ограниченный статус, женщины халифата не всегда оставались слабыми и уязвимыми. В той мере, в какой мужчины считались приемлемыми, фигуры в гареме могли оказывать значительное влияние на Османскую империю в течение XVI и XVII веков — время, известное как Султанат женщин. Конечно, многие из султанов того времени были несовершеннолетними, которые придерживались власти своих матерей, но это было необычное развитие событий, особенно учитывая рабское происхождение многих женщин гарема.

 

Кадр из сериала: Великолепный век, Кёсем султан. \ Фото: google.com.
Кадр из сериала: Великолепный век, Кёсем султан. 

 

Несмотря на мужскую заботу о таких практиках, они часто не участвовали в боевых действиях (или планировали свою следующую стратегическую битву) и не контролировали инфраструктуру своего политического ландшафта. Но когда в 1687 году закончилась борьба между двумя самыми могущественными женщинами-регентами — Кёсем Султан и Турхан Султан, многие женщины гарема решили последовать их примеру, дабы обрести некую свободу и власть.

6. Иерархия женщин в гареме

 

 

Им Гарем, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: nanmuxuan.com.
Им Гарем, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. 

 

Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.

 

Одалиска, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: blogspot.com.
Одалиска, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. 

 

Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.

7. Валиде султан

Эметуллах Рабия Гюльнуш-султан, Жан Батист Ванмор. \ Фото: pinterest.ru.
Эметуллах Рабия Гюльнуш-султан, Жан Батист Ванмор. 

 

Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.

Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.

Султан Валиде правила до тех пор, пока правил её сын, поскольку его смерть означала бы конец её матриархального правления. Второй после неё была первая жена султана, которая считалась таковой, потому что родила больше всего сыновей.

8. Свобода не для всех

 

 

Жизнь в гареме, Адольф Ивон. \ Фото: nanmuxuan.com.
Жизнь в гареме, Адольф Ивон. 

 

Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.

Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.

И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.

9. Образование

 

 

Сцена гарема, Блас Оллерос и Кинтана, 1851-1919 гг. \ Фото: 1st-art-gallery.com.
Сцена гарема, Блас Оллерос и Кинтана, 1851-1919 гг. 

 

Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.

Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.

10. Гарем в западном искусстве

 

 

Две одалиски, играющие музыку в гареме, Гварди Джованни Антонио и Франческо Гварди. \ Фото: billedkunst.meloni.dk.
Две одалиски, играющие музыку в гареме, Гварди Джованни Антонио и Франческо Гварди. 

 

На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни. Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.

Картина дня

наверх