На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 439 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Конечно, будет постоянной. Кому надо этот тяжёлый металлолом туда-сюда таскать.Решение Путина пр...
  • Дмитрий Гурин
    Пусть выставку сделают постоянной с пополнениями. Ну нет просто времени на праздники в Москву съездить, да и гостиниц...Решение Путина пр...
  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Решение Путина пр...

Станция-призрак (и снова о Московском метро...)

Раз уж я начала рассказывать об Арбатско-Покровской линии Московского метро, так и продолжу свой рассказ о ней, вернее, о самых ярких и загадочных её станциях.

Как владельцы древних замков могут гордиться «фамильными призраками», обитающими в их стенах, так и линии метро могут таить в себе призрачные станции…

Не буду повторять Википедию, ведь там можно найти подробную классификацию станций-призраков метрополитена (и не только Московского). Дам лишь небольшое разъяснение.

«Станция-призрак» — условное название неоткрытых, недоступных пассажирам станций метро: либо недостроенных промежуточных, находящихся на перегоне между двумя действующими станциями (в том числе достраивающихся или замороженных строительством), либо закрытых, (в том числе остановленных строительством или выведенных из эксплуатации после временного функционирования — например, при продлении линий штатными участками).

Сейчас мы можем прокатиться до нынешней станции «Первомайская» Арбатско-Покровской линии, не задумываясь, что название она позаимствовала у существовавшей ранее, а ныне «призрачной», перевоначальной «Первомайской».

«Первомайская» действовала в 1954—1961 на Арбатско-Покровской линии на территории электродепо «Измайлово». Превращена в часть депо, которое можно видеть при выезде поезда из тоннеля (с «Партизанской» в сторону «Измайловской»). Закрыта она была 21 октября 1961 года после открытия участка «Измайловская» — «Первомайская (новая)».

На станции был один вестибюль (восточный), сохранившийся до настоящего времени, с выходом к Первомайской улице и 1-й Парковой улице. Ещё несколько лет назад на нём были хорошо видны остатки надписи «Метрополитен имени Л. М. Кагановича. Станция Первомайская». На схеме маршрутов городского транспорта Москвы 1959 г. станции обозначены 2 вестибюля.

Это была единственная в московском метрополитене станция с деревянной крышей.

Обратите внимиание на дизайн фонарей при входе на станцию. Они в виде колокольчиков. Фото не очень хорошего качества, но более нигде я не нашла такого ракурса.

 

 

Сейчас здание лишено былого великолепия. А когда-то, не так давно...

На путевых стенах были лепные украшения, пол был отделан мрамором. Некоторые детали декора всё же сохранились.

 По словам очевидцев, и по сей день внутреннее убранство станции-призрака впечатляет: на стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты, впрочем и снаружи здания, над входом сохранилась эмблема метро — богато украшенная буква «М», которая также может нам рассказать об общей помпезности убранства прежней станции.

Станция «Первомайская» находилась сразу после «Стадиона народов» (теперь — Измайловский парк). Сейчас она на территории депо и используется в других целях —, говорят, что через вестибюль прежней «Первомайской» высаживают пассажиров в экстренных случаях (хотя я ни разу не была свидетелем такого экстренного случая). Кассовый зал переделали в Дом Культуры депо (там устраивают ёлки и собрания), а бывшая платформа используется как ремонтный ангар депо.

(Современную «Первомайскую» построили за «Измайловской», чем сохранили последовательность на схемах, но не на местности. «Измайловскую» (новую) сместили к лесу, в 500 м. от старой «Первомайской» и построили эстакаду для новых путей.)

Если ехать от «Партизанской» до «Измайловской», то депо (прежняя «Первомайская» станция) видна во всей красе.

Особенно впечатляет башня депо с большими часами.

Поезд довольно быстро подъезжает к «Измайловской» (построена в 1961 г.), платформа станции не имеет боковых стен, чем напоминает конструкцию железнодорожной платформы, на станции всегда свежий воздух, ведь она одной стороной выходит прямо в лесо-парк.

Впрочем, есть ещё одна достопримечательность, которая открывается взору лишь мельком, когда поезд выезжает из тоннеля в сторону «Измайловской», меж деревьев мелькнут купола Покровского храма, который является композиционным центром Измайловского острова.

Ведь Измайлово – историческое место, вотчина Алексея Михайловича Тишайшего, место запуска Петровского ботика на воду, когда-то здесь разводили шелковицу, а вокруг были густые дремучие леса… Но это другая история… более древняя :)

 

Картина дня

наверх