По распространению символа «Свастика» Китай вполне может соперничать с Индией. В этой стране свастику так же можно увидеть практически везде. Для китайцев, как и для индусов, свастика – это так же, прежде всего, сакрально-религиозный символ. Левосторонняя свастика располагается на груди разнообразных статуй Будды, в великом множестве распространённых по территории страны.
Свастичные орнаменты являются неотъемлемой частью архитектуры буддийских храмов в Китае.
Свастики также применяются для украшения храмовых святынь и предметов культа.
Свастика также повсеместно используется и в китайской светской архитектуре и, прежде всего, в узоре решёток, оград, декоре входных ворот и оформлении больших и малых павильонов. Особенно это относится к металлическим решёткам и оградам, без которых не обходится буквально ни одно китайское здание, причём узоры на них не могут быть произвольными, так как, помимо декоративной, ограды несут ещё и защитную функцию.
Свастику, как охранительный знак, а так же, как знак, приносящий благополучие и удачу, можно обнаружить практически везде – как снаружи, так и внутри зданий, как в офисах, так и в жилых помещениях.
В дни праздников китайские улицы заполняются всевозможными украшениями и ритуальными полотнищами, на которых также изображаются свастики.
Свастичные мотивы широко применяются в китайских традиционных орнаментах на тканях, коврах, вышивках, скатертях, а также на предметах декоративно-прикладного искусства: шкатулках, пеналах для письменных принадлежностей, ёмкостях для продуктов, панно, моделях кораблей, талисманах, приносящих удачу и т.д.
Свастику можно увидеть в китайских иероглифах, на сувенирных колокольчиках, детских игрушках, вазах, и даже вегетарианском соусе…
Во многих древнекитайских летописях (например, «Критических соображениях» Ваня Чуня (І ст. н.э.), «Исторических записях» Сим Циня (II ст. н.э.) и других) рассказывается об императоре Хуан-ди, который прибыл с неба, чтобы научить людей делать лодки, сажать рис, копать колодцы, изготовлять музыкальные инструменты, лечиться иглоукалыванием и т.п. У императора был удивительный треножник, который иногда мог быть «драконом, летящим в облаках». Время от времени Хуан-ди и его помощники куда-то улетали. Аппарат мог «покоиться и идти», «становиться лёгким и тяжёлым» (И.С. Лисевич, «Древние мифы глазами человека космической эры», «Советская этнография», 1976, №2, с. 139-150).
Эти события происходили задолго до того, как в 26 веке до н.э. царствовал известный в традиционной истории Жёлтый император Ши Хуанди, которому и приписывают всё это. «Ди» – это сокращённое название племён белых людей – динлинов, которое древние китайцы не могли произносить полностью.
Свежие комментарии