Бродят по Руси коркодилы да лютые звери (занимательная зоология русских летописей)

Что наша земля полна чудесами, сомнений нет. Но вот с флорой и фауной не везло всегда. Очень средненько, серо, обыденно. Хоть и душевно. Особенно березки, с бродящими вокруг мишками. Но вот… давным-давно, например, во Второй Новгородской (архивной) Летописи описываются очень будоражащие воображения случаи. Есть странная запись за 1581 год:
«В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша...»
О как. Тема, может и изъезженная для статьи, но канал исторический, обязан отметиться. Свой «наперсток» опрокинуть за богатство родной природы. Распутать эту нелепицу (на первый взгляд). С одной стороны, что тут думать: какие могут быть «коркодили-крокодилы» в северных русских реках? Сомы, водяные да щуки. А в пергаментах монастырских: только подделки, приписки, изъятые целые эпохи, ага. Списать эпизод на меды стоялые, что летописцу в корчме поднесли накануне? Можно, но не хочется. Пытливый ум исследователя должен искать скрытые смыслы, аллегории…
Самый вкусный комментарий этого летописного сообщения… пристегивайтесь. Таким замысловатым художественным приемом было подчеркнуто внутриполитическое «нестроение» в нашей земле. В православной Руси всё смешалось, Божий мир пошатнулся тем годом. Породил неведомых допрежь монстров в умах христиан. Не от браг и медов, а как предвестие… убийства Иваном Грозным своего сына. Вот такое объяснение. Умный человек писал, на секундочку. Глубоко погруженный в аллегорические смыслы русской Церкви.
Если вы думаете, что случай единичный, — три раза «ага». Через семь лет, в 1589 году, некто Джером Горсей (агент английской торговой компании) едет на работу. В Москву, где неплохо пристроился. Путь лежит через Польшу, а там такое…
«Выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иностранцу, что чудесно поправился». (Джером Горсей «Записки о России)

Не будь сообщения Новгородской Летописи, данный опус стоило откувыркать историку-психиатру. Чтобы поразмыслил, что такое мог нюхать англ Горсей. За сотни лет до изобретения чудодейственных запрещенных порошков. Однако, чтобы быть справедливым, стоит вспомнить место, где дохлого рептилоида Джером видел. Неподалеку от Кракова дело было, на реке Висле. А у поляков существует легенда основания города. Под холмом Вавель жил змей, пожиравший людей. Этого змея убил богатырь Крак, на освободившемся месте построив одноименный град.
Еще есть нечто странное, в вопросе зоологии русских хищных рептилий. За семьдесят лет до Джерома, очень странное животное описал Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол к царю Ивану III. Гостил сей паршивец у нас в 1517 и 1526 годах. Из его описаний Литвы:
«Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей в длину и называемых Гивоитами; именно в положенные дни они очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище, до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место». (Герберштейн С. «Записки о московских делах»)
Что делали литовцы-язычники, широко известно. Культ ползучих гадов даже веком позже никто не отменял в тех широтах, попы плевались на раскормленных домашних ужей хитрой паствы. Небольшие животные 50-70 см длиной, с короткими лапами — это уже интереснее… Реликты какие-то? Мини-крокодилы? Другие виды пресмыкающихся?

Хотя можно копнуть аллегории, применительно к тем землям. Поклонение Ящеру, общеславянскому божеству. Можно поискать у соседей балтов: полян Польши, псковских кривичей, поильменских словен. Есть сообщения о веровании там в … Мирового Змея. Предшественника Ящера. Вспомнить нужно наставления монастырские и епископские. Как они рекомендовали бороться с язычеством «гадов». Называемых, кстати — крокодилами.
Бесстрастна археология. Непонятных скелетов рептилий не обнаружила, но отмечает: в Новгородской и Псковской областях слишком много изображений ящеров. На стропилах домов, вёслах, шаманских бляхах, ручках ковшей. Очень реалистичные существа с вытянутой мордой и огромной зубастой пастью. Копии мозазавров из реконструкций палеонтологов. Языческие культы, вот ответ сей науки.
В XI век отправимся, 1068 год. «Беседа Григория Богослова об испытании града». Там есть раздел, посвященный рыболовству. В увязке с богомерзкими языческими обрядами. Там «некто» приносит благодарственную жертву (за добрый улов) … «богу-зверю»:
«…реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
Ничего не понятно. Но с осторожностью можно провести аналогию с Индрик-зверем, Всем зверям Отцу, очень схожие ритуалы. Этнограф Афанасьев тоже оставил интересную запись:
«Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь».

Лошадь? Что за аппетиты у этого водяного… Зимой, в самое голодное время его кормят. А летом «подводного царя» на диете держат, что объяснимо. По рассказам местных и суеверных поильмецев, он действительно перекрывал иногда «водный путь», как Новгородская Летопись сообщала. Нападая на плывущих рыбаков и купцов, топя и переворачивая лодки. Останки людей не находили. Хотя… с тамошними раками, дело нехитрое.
Поедем опять к крокодильему вольеру. 1200 год, Галицко-Волынская летопись очень-очень странно хвалит Романа Галицкого (за такое на дыбу, ага). В описании неимоверных воинских качеств Рюриковича применен такой прием:
«Сердит же бысть яко рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их, яко и орел, храбр бо бе яко и тур».
Сомнительно, что летописец видел такую тварь. Поостерегся бы про любимого князя такое придумывать. Но смысл понятен. Монастырские чернильные души явно слышали о подобных рептилиях, Византия под боком. Там не такое в Константинополе водилось. В дар Базилевсам привезенное…
Дальше собираем фактуру и слухи.
Очень толковый комментатор язычества Древней Руси, академик Рыбаков считал: запись о появлении крокодилов в Новгородской земле — документальна. По очень многим признакам. Может быть истолкована… как «реальное нашествие речных ящеров». Видимо писано это было под впечатлением одной находки:
«Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки ящерят».

Символизм был расшифрован так. На оборотной стороне инструмента были изображены лев и птица. Первый обозначал Землю, вторая — Небо. Ящер символизировал подводный мир (загробный). Сюда же маститый академик подверстал легенду «О Садко», одну из самых древних в Новгородских землях.
Самые старинные версии былины не знают его, как путешественника. Садко приходит с гуслями на берега озер и рек, играет «водяному царю». Тот выходит (лично) из расступающихся вод, обещает регулярный богатый улов, выдает в пользование золотую рыбку. Для того, чтобы музыкант мог победить в споре с купцами.
Можно было бы похихикать над академиком Рыбаковым, но позже этнографы очень точно очертили территорию, где именно такая версия сказки часто встречалась. Озеро Ильмень, что у истока Волхова. И почти весь западный берег реки. Археологи в 1952 году там раскопали языческое капище, легендарную Перынь. Рыбаков безапелляционно заявил: это святилище «коркодила».
И предложил изучить интересное чтиво: «Книга, глаголемая летописец великий земли Российская…». Там описаны мифические события самой древней славянской истории, связанной с великим князем Словеном:
«Большой же сын Словена был бесоугодник и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему пожирал, которых опрокидывал и топил».

Живое божество?
Очень вкусная идея. Много чего объяснить может, если «наперстки» пару раз наполнить. Почитаем еще Рыбакова:
«…славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т.е. Ящеру, Аиду, Посейдону».
Святилища Ящера стали искать подле болот, на берегах рек и озер, заново переосмысливать археологию языческих капищ. Версия Рыбакова получила право на жизнь. Но возникла проблема. А не Перуну ли поклонялись в них, ведь именно на этом идоле монахи зациклены были. Ящера поминают только недалеко от Новгорода. Именно там, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Древнерусский летописец называет Ящера «князем Волхова», «богом Волхова», перекрывающим водный путь. Не поклоняющихся ему он жрёт в три горла, иных топит. Чтобы задобрить лютое божество, ему кидали черных кур, а также молодых девушек.
Оставлю за скобками долгий и научный спор исследователей новгородских Летописей, зафиксирую лишь результат. Действительно, монахи-переписчики поздних лет не слышали о культе поклонения Ящеру. Перепутали что только можно, объединив гибель этого культа с описаниями борьбы с язычеством Перуна. Ситуация прояснилась, когда в оборот ввели знаменитый «Цветник» 1665 года, Рукопись Синодальной библиотеки. Там вот что писано:
«О сем окаянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою.
И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся».

Перевожу. Загадочный «крокодил» был удавлен в реке, волшебной силой его унесло… вверх по течению Волхова. Выбросило на берег у подножья Перыни, священного капища-городка. Который был построен этим же существом для языческих ритуалов. Обитал же «бог Волхова» где-то в реке, ниже Новгорода («Словенска Великого»). Похоронили его с «тризной поганской» в этом святилище. Очень осторожно научный мир кивает. Да, так должны были хоронить… живое существо. А не деревянные идолы свергнутых славянских и балтских богов. Аут. Но это еще не всё.
Опять внимательно читая
сообщение Новгородской Летописи, нужно отметить построение нужной нам фразы: «изыдоша коркодили лютые звери из реки». Оставив в покое рептилий, предлагаю подумать над синонимом — «лютые звери». Часто ведь употребляется термин в источниках. Всегда без видового названия. Понимается автоматически как нечто эмоциональное, описательное, обобщенное. А мог быть «лютый зверь» — конкретным животным? Нам неизвестным, но хорошо знакомым на древней Руси и в Московии?
Вводим критерии поиска. Существо … явно хищник, способно напасть (и одолеть) на людей. Зверь лют, свиреп, беспощаден. Чуть Владимира Мономаха не сожрал. Тот в своем «Поучении» прямо написал, описывая свои княжеские охоты:
«Лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».

Эта гадина идет в перечне агрессивных, но знакомых нам животных. Великий Князь руками ловит диких лошадей; туры, олени и лоси его всячески забодать пытаются и стоптать; медведь прокусил потник седла, вепрь отрывает меч с поясом. А какой-то «лютый зверь» сносит богатыря-князя вместе с конем… Что за диковина?
Академики бают — это рысь. Сомнительно. Невеликая весом кошка так не нападает, она на голову и плечи с ветки спрыгивает. На конного — никогда, дед так говорил. А чтобы две туши уронить, человеческую и лошадиную… не подходит, в топку. Странная атака очень — «на бедры скочил». Кто в хищной зоологии силен, милости прошу с комментариями.
Выводы.
Которых не будет. Все умозрительные конструкты разбиваются. Ввиду отсутствия окаменелостей скелетов рептилий. Достаточно крупных, чтобы держать в ужасе новгородские земли. И любые другие. Можно читать что угодно, предлагать художественный нарратив богатый (легенды, записи путешественников, миниатюры, рисунки, скульптуры, барельефы, иллюстрации). Но… Без косточек дело никуда не двинется.
А ведь так близки мы были к разгадке великой тайны. Во времена европца Петра Первого Алексеевича, пациент насмотрелся в заморских кунсткамерах различных диковин. Решил свою организовать, разослал Указ соответствующий: собирать различных «уродов и монстров». Кто ослушается, тому кнутов и вон с должности. Некий ретивый земский комиссар Василий Штыков доложил:
«Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийскорго Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…».
Что было отправлено — тайна, «змий-монстр» потерялся. Как вариант, был использован в качестве закуски коррупционно настроенной солдатней, вскрывшей тайком бочку с «двойным крепким вином». А крокодилы… Могли они случайно оказаться в водах рек северных? Вполне. Если потерпело аварию судно-перевозчик. Огромных же осетров и белуг веками перевозили в специальных трюмах, живыми куда угодно доставляли по России. Вот и тут… зоопарк вдруг утонул какой, ага)
-
Куда идет эволюция человека? Очень грустный ответ…

До осторожного сообщения Чарльза Дарвина ученый мир был уверен: люди и животные на Земле не изменялись. Потом громыхнуло. Появилась теория естественного отбора. Сэр Чарльз на пальцах разъяснил: живые организмы способны менять фенотип, фиксируя его в генотипе потомства. Приспосабливаться к климату, среде обитания, кормовой базе и т.д. … Насколько верно утверждение, что Дарвин предположил происхождение человека от обезьяны, — вопрос открытый, предмет дискуссии. Очень сомневаюсь, но не суть…
Так или иначе, мытьем и катанием, научный мир понял: бесполезно искать среди современных приматов того, кто мог стать «папой» человечества. Вопрос куда тоньше, путь эволюции двигался другим маршрутом. У человека и современных обезьян должен быть какой-то общий предок. Оформилась теория «промежуточного звена». Сразу вылившись в проблему … «недостающего».
Конец XIX века. Ярый приверженец теории Чарльза Дарвина голландский врач Дюбуа находит на острове Ява часть черепа неизвестного существа. Вместилище для мозга было куда более развитым, чем у всех известных обезьян. Зубы тоже озадачили, были куда ближе к человеческим. Находку Дюбуа назвал «питекантропом», обезьяно-человеком. Но вопрос оставался открытым. Кто был предком… этого существа?
Луис Лики (1903-1972) и «семья Лики» (о них как-нибудь подробно напишу) совершили открытие этого «недостающего звена», переходного этапа от обезьяны к человеку. Точнее… нескольких звеньев. Начиная от общего предка всех обезьян — до первых сапиенсов. Когда Лики начинал свои исследования, науке были известны некоторые древние люди: питекантроп, синантроп и неандерталец, да «гейдельбергский человек».
Но между ними и человекообразными обезьянами существовала пропасть. В 1925 году Раймонд Дарт открыл в Южной Африке первого австралопитека, знаменитого «ребенка из Таунга». Не совсем типичную обезьяну, а прямоходящую. Но наука скептически это оценила, четверть века в оборот не брала находку. Позже разобрались, выстроив стройную картинку эволюции.

Сегодня считается:
возраст африканских обезьяно-людей … более чем три миллиона лет. От этой точки на ленте времени началась эволюция человека, первобытные люди (именно без приставки «обезьяно») появились только сотни тысяч лет назад. Места обитания вышли за пределы Африканского континента. В Китае жил, мастерил каменные орудия, охотился на крупную дичь «китайский человек», синантроп. Его сородичи найдены в Европе, Сибири, Палестине. Только Америки зияли пустотой археологических находок.
Потом случился ледниковый период, эволюция понеслась вскачь. Первобытные люди решили несколько цивилизационных проблем: придумали одежду, организовали защиту теплых (с огоньком) пещер, выработали эффективные методы охоты на очень крупную дичь. Неандертальцы, получившие название от немецкой деревни Неандерталь, где впервые были раскопаны их останки, — завоевали мир. Огромные ледники вобрали в себя неимоверное количество воды, что очень упростило маршруты миграции.
Стройная картинка рушится.
Как оказалось, в знаменитой иллюстрации школьных учебников вкралась серьезная ошибка. Там рисовали предков человека, последним в ряду деловито шагал — неандерталец. Но современная наука раскопала кучу всего интересного, призадумалась. Выяснилось, кроманьонцы и неандертальцы очень-очень долго жили рядом друг с другом.
Цепочка разорвалась. Современные люди вынырнули словно из ниоткуда, примерно пятьдесят тысяч лет назад. Узнали… главными на планете являются неандертальцы. Потом была долгая игра на выживание, наши победили короче. Но тайна появления кроманьонцев так не разгадана. Как сообщают из миров науки: исследования продолжаются.

Пересмотр данных
начался после такой-то встряски. Извлекли из хранилищ давние находки, которые лежали в коробах с нарисованным знаком «?». Оказалось, в 1954 году при раскопках палеолитического памятника Маркина Гора (р. Дон, «Костёнки XIV», возраст 32 тысячи лет) был обнаружен прекрасно сохранившийся скелет мужчины. Не абы как лежал, аккуратно похоронен в неглубокой овальной могилке. Современные исследования установили: было ему 20-25 лет, рост 160 см, принципиально от нас не отличался обликом и анатомическим строением мозга.
Руки были способны выполнять самые сложные действия. Индивид не просто ходил, мог бегать на двух ножках. Его похоронили туго спеленутым, обсыпав красной охрой. Вещей в могиле не нашли, но выше оказались другие культурные слои. Раннего палеолита. Которые принесли кучу всего: пластины, скребки, резцы, кости диких лошадей. Останки отправили на ДНК-анализ в Лейпциг, ими занялись спецы Института антропологической эволюции Макса Планка.
Обнаруженный под Воронежем персонаж относится (по генетическому коду) к «гаплогруппе У2». Почти отсутствующей у современного человека, величайшая редкость. Получается… «воронежский человек» жил рядом с главными европеоидами, носителями нашей европской гаплогруппы — «Н»? Да.
Специалисты сделали вывод: человек современного европеоидного типа возник к 50-40-му тысячелетию до н. э., изначально обитал исключительно в пределах Русской равнины, потом расселился по территории всей Европы. Комплекс «Костёнки» под Воронежем признан самым древним местом обитания человека современного типа, европеоида. «Укры» умылись, короче. Воронеж — колыбель европской цЫвилизации! Хотя кто нам поверит. Скажут… из Бердичева на заработки приехал, от непомерного труда помер, ага.

Глубже пришлось копнуть.
Подумать, что же такого случилось с неандертальцами? Опять нырнули в запасники, поработали с датировками. Оказалось, самые поздние неандертальцы … как бы остановились в развитии. Их большой мозг был устроен примитивнее нашего, да. Так смог победить кроманьонец, он учился быстрее. Особенно во времена климатического кризиса.
Неандертальцы не могли быстро приспособиться, физически и умственно деградировали. Генетический анализ показал, современные люди и антропо-реликты имели общего предка, примерно 600 тысяч лет назад их пути разошлись. Неандертальцы стали боковой, тупиковой ветвью эволюции, примерно тридцать пять тысяч лет назад исчезли с лица Земли. Хотя Роберт Шекли над этим смеялся, знал что-то.
Но победил ли кроманьонец? Заняв пещеры бывших хозяев Земли, он безоговорочно выиграл забег в миллионы лет эволюции? А вот тут великий вопрос.
Мозг.
Вот краеугольный столп теории эволюции. У кого он сложнее устроен, тот «царь горы». Соотношение к общей массе тела тоже важное значение имеет. Человеки — самые головастые, мозговитые, разумные. Не нужно гордиться, осторожнее… Мамонты вымерли из-за гипертрофированных бивней, саблезубые хищники — из-за непомерных клыков, звероящеры — по причине массы тела и размеров. Наш развитый мозг уже слишком далеко зашел, покорив космос и освоив принцип божественной Троицы. Должны начаться проблемы…
Эволюция. Генетическое родство человека с высшими обезьянами доказано. Постепенный рост мозга подтвержден тысячекратно, ни одной (пока) находки против. Человек сотворен, крайне медленно, окружающей биосферой. Но. Философы и врачи осадили восторженных антропологов и эволюционистов. Избыточно крупный и сложный мозг — больше проблема, нежели благо. Началось всё с осознанием неизбежности смерти. Фантасмагорий, этот страх порождающих, его подпитывающих.
У животных нет отвратительных извращений, антиобщественных проявлений, методичной злобы и ненависти к себе подобным. Наши технические достижения приносят вред: обществу и планете. Разум стремится уничтожить себя. Самое страшное: непонятно, как этот комбайн работает. По каким законам?
Археология самых древних животных бесстрастна: чем больше мозг, тем быстрее вымирание. Непосредственные наши предки, превосходящие других приматов размерами мозга, вымерли без остатка. Как человекоподобные гигантопитеки, мегантропы. Имевшие внушительные размеры. Уж не мозг ли подвел и погубил?

Сравним.
Эволюция очень мудра, готова предложить предохранители для разума. Соотношение весов «мозг-организм» (цефализация) прекрасно пережили дельфины и головоногие (цефалоподы), чемпионы в свое время были. Но 200 миллионов лет назад сказали «хорош», эволюцию приостановили, дожили благополучно до нашей эпохи.
Еще загадка. Детеныши обезьян очень похожи на человеческих детей. В начальный год жизни первые быстрее развивают свой интеллект, лишь потом отстают (из-за отсутствия речи), приобретая выраженные черты «зверей». Природа дает защитный механизм: остановись, получи столько знаний и мозга, сколько нужно для выживания и адаптаций.
С человеком такое не работает. Палеонтологи встревожены: средний объем головного мозга и коэффициент цефализации (отношение веса мозга к весу тела) стремительно возрастали до неандертальцев. Виды этого перегруза не выдержали, вымерли. Затем показатели пошли на убыль. Но помогло неандертальцем это мало, им устроили геноцид более головастые кроманьонцы и погода.
Перцу подсыпают биологи. У нас 15 органов «шага вперед» от обезьян. В устройстве мозга, ног, рук, таза, лица, гортани. И… 17 органов находятся в процессе упадка и деградации, неполно функциональны: некоторые мышцы ног, две пары ребер, слепая кишка. Плюсом, 107 рудиментарных органов. Вообще бесполезных (копчик, ушные мускулы и т.д.). Озорной вопрос: что в нашей эволюции преобладает? Математически… деградация. Никак не прогрессивное развитие. Если говорить о человеке, как биологическом виде.

Главный парадокс.
Удивительно, но биосфера пока не предъявила ни одного факта самопроизвольного зарождения жизни. Тем более, устойчивого развития в направлении от простого к сложному. Оставим за скобками человеческий технический прогресс. Он идет благодаря разрушительным свойствам разума. Целенаправленно, коллективными усилиями, разумной трудовой деятельностью. За счет «сжирания» природных ресурсов.
Их изъятие уже привело к общей деградации биосферы, скоро запустятся необратимые процессы «лавины». Лишь один процент преобразований можно считать полезными, сделанными руками и разумом человека. 95% — это деструктивные процессы для природной среды, с печальными результатами. Цифры умозрительны, частью спорны, но никто не спорит с тенденциями. Это путь в пропасть вымирания. Мучительной или мгновенной гибели.
Такое впечатление, что …школьные учебники врут! Вот уж не думал, что до такой фразы «до-напестничаюсь», ага. Но, в теории происхождения человека много неясного, например…
Не родня ты мне!
Наши родственные связи с высшими обезьянами, а также обнаруженными ископаемыми видами рода Homo, как оказалось, — сильно преувеличены. Японцы рассчитали генетические особенности человека и 5 видов высших обезьян. Не погружаясь в методику «молекулярно-генетических часов» (очень здравую), результат оглашу: от общего предкового ствола «высших обезьян» гориллы отделились примерно 7-8 миллионов лет назад; остальные — чутка позже. Человек вышел в «свободное» эволюционное плавание… 4,7 миллиона лет как. Вывод: нужно углубляться в геологические слои матушки-земли, искать предков.
Общечеловеческое родословное древо более древнее, чем принято считать. Раз в десять, самый минимум. Очень любопытные данные выскакивают… из самых неожиданных мест. Американские антропологи обнаружили на теле нормальной 82-летней женщины — четыре рудиментарные мышцы. Их нет ни у кого на земле из ныне здравствующих. Ни у людей, ни у обезьян. Спорадическая мутация такого уровня невозможна. Это вылезло из древних генетических кодов ДНК.
Сенсационная находка останков древнего человека в пещере Альтамура, близ итальянского города Бари. Ростом 160-165 см, череп — переходный в неандертальцев. Жил более 250 тысячелетий назад. Бинго! Не эти типчики вытеснили, в конце концов, «реликты тупиковой ветви»? Вряд ли. Все известные ископаемые гоминиды родственны нам, но не могут считаться предками. Соплеменники «человека из Бари» явно исчезли во времена неандертальцев. Или раньше.

Человек современный (наш прямой предок) появился на Земле лишь 400-500 веков назад, так прописано. Но неожиданно находятся в Африке останки человека на 700 веков старше. В Калифорнии — на четыре с половиной тысячи веков старше. Молчу про находку в Грузии, там вообще революция зреет. Чуть ли на мильЁн лет плюсом, ага. Слои перемешались, археологи шалят и сенсации плодят? Может быть.
Но очень похоже на то, что когда-то… кто-то… Очень поторопился. На минимуме ископаемого материала нарисовал (очень некритично) иллюстрации в школьные учебники. Забыв про виды, которые могли сосуществовать параллельно, со встроенными «предохранителями» разума. Роковая мутация или смешение видовое породило нас, кроманьонцев. Очень быстро сообразивших, как уничтожением биосферы — изощренно прикончить себя. Тупиковая ветвь, ага… С надеждой смотрю на крыс, на них вся надежда. Может опять вывезут эволюцию?
-
Мурманск назвали так «мурмане», которые — «нормане»?

Это не просто загадка. Последний бастион «норманизма», который больше века безуспешно штурмуют их оппоненты, «анти-норманисты». Откуда только можно, скандинавских варягов и норманов взашей уже вытолкали. Оставив им пару городищ: Старую Ладогу первых изданий, окраины Новгорода, горсть торговых факторий.
Осталась одна проблема: как быть с широко распространенной версией, по которой город Мурманск получил свое название от слова «мурмане». Которые на самом деле были «нурмане» и «норманы», в искаженном словесном варианте. Займемся… Но прошу не грызть больно, сегодня аффтор желает немного шире научных догматов пошагать.
Справку
достанем из Словаря Макса Фасмера: «Мурман» название части побережья Северного Ледовитого океана , а также его жителей , древне-русское «урмане» (норвежцы). Лаврентьевская летопись их называет «мурманские нѣмци», считается — это «северные народы , которые в союзе со свеянами воевали против русских». Слово получено путем дистантной ассимиляции из древне -скандинавского «Norðmaðr» — «норвежец , норманн». Отсюда Мурманский берег , Мурманск.

Игры в слова.
Догмат таков: норманны (скандинавы) освоили земли Кольского полуострова раньше русских колонистов. Жили тут всяко, сезонно и постоянно, маршруты проложили по всем сторонам света. Свое название закрепили в понятийном и словарном багаже карел, живущих по Онежскому озеру. Якобы, этот народ всех жителей Заполярья прозывали «мурманами», место их обитания — Мурманской землей.
Это название закрепилось за землями севернее Карелии, появилось географически на картах Петра I. Портовый город Мурманск еще будет ждать своего основания до 1912 года. Построят его рядом с селением Мурмаши. Само собой, «мурмаши» — это нурмаши, нурмане, норманны. … Норвежцы или шведы, на выбор. Этимология слова «мурмане», в такой парадигме, является ключевым аргументом в споре об освоении северных территорий.
Читая северные саги периода IX-XIII веков, не найдем известий о присутствии скандинавов в землях «бьярмов» Онежского озера. Только один набег с ограблением капища описан. Во времена Ярослава Мудрого они рядышком были точно, когда земли Руси были наводнены дружинами наемных скандинавов. Наш славный «правдоруб» Рюрикович был женат на дочери шведского конунга Олава, в Ладоге шведы частенько гостили. Пришли и ушли, следов глубоких не оставив.
Норвежцы? Из истории этой страны известно: заселение норвежского побережья севернее Полярного круга начинается только в XVI-XVII веках. Следы освоения поступательные, археологией и источниками нащупываются. Предположить, что свои земли они освоили позже далеких кольских берегов… хм, наука верит.

Версии.
«Урманы», «нурманы»… Русские называли так норвежцев, норманнов. Это те самые викинги, пираты и разбойники VIII-XI веков. Пусть. Как могла происходить трансформация звуков? Лингвисты мнутся, но (с несколькими совами на глобусе) готовы предположить: звук «n» мог преобразоваться в «m» .
Если же брать «o» , тут проблем нет. По сей день в шведском и норвежских языках, вы услышите мягкое произношение через «у» . Изначально слово звучало как [nur’man]. Вот главная аргументация. Плюсом под «Мурманским берегом» в более позднее время русские понимали все прибрежье: от Белого моря — к западу. В XV веке даже Нордкап (мыс на острове Магерё, север Норвегии) назывался «Мурманским Носом». Есть несколько прямых летописных указаний, их разберем ниже.
Что смущает… и настораживает. В такой логике, нынешний мурманский берег и славный город Мурманск носит название в честь иноземцев? Которые только набегами и промыслом могли отметиться, не оставив никакой археологии оседлой жизни, геройских саг об освоении? Не очень ли версия, хм… некорректная, мягко говоря.
Вот есть Нормандия, во Франции. Были пираты-норманы. Пришли, увидели, победили. Остались, династию основали, англосаксов к ногтю прижали. Здесь так же сработало? Через карел и лопарей?
Кстати, в языке последних тоже можно покопаться. Построить толкование слова «Мурман». Соединив слова из кольских диалектов саамского языка. Слова «Мюр» (море) и «Манн» (луна). Кому не нравится, используйте «Минн» (наше). В любом случае, версия более жизнеспособная, нежели классическая. Но может быть совсем другое толкование, ниже «наперстки» подвигаем.

Читая источники.
Придется собрать в кучу, что есть по заданным параметрам поиска. Вологодско-Пермская летопись (Кирилло-Белозерский список), самое начало:
«Афетово бо колено то: Варязи все и Мурмане, Г(о)ти, Русь, Азгляне… и прочие…».
Там же, уже события 1241 года, о походе Тевтонского ордена:
«И собра силу велику, местери и бискупы своя, и Свея, и Мурман, и Сумь, и Емь, и наполни корабля многи зело полков своих, и подвижеся в силе велице, пыхая духом ратным…».
Итак, летописец считает: мурмане — не свеи (шведы), не финны (сумь и емь), не варяги (варязи) и не русы. Норвежцы? Сомнительно. Куда бы этот размытый в этническом плане народец не ходил, он всегда растворялся в численном превосходстве шведов или датчан, их не отличал никто. Тем более на Руси.
Второе. Очень подозреваю, летописец исполнял не документальную задачу фиксации событий, а был озабочен эпической значимостью происходящего. Набирая в противники геройскому князю Александру Невскому кого только можно. Придумывая неизвестного истории «короля части Римския от полунощные страны». Откуда он мог вообще знать (в конце XV века) этнический состав немецко-шведского тевтонского воинства?
Такое впечатление: просто собрал соседей Новгорода, которые задумали его «попленити», да впихнул под крестоносные знамена. Для количественного перевеса над дружинами Невского. То же касается и самого первого сообщения, перечисления племен колена Афетова. О дальнейшей судьбе других народов мы можем почитать в летописи… а о «мурманах» молчок. Только в середине XIII века откуда-то выползли, чтобы на льду Чудского озера сгинуть. Сношу из анализа сей документ, пропагандой потянуло…

Смотрим на маршруты освоения Севера русью и карелами. И вопиющие ошибки многих авторов в толковании. Рассказ таков: ходили «они» за данью, на промысел морского зверя в далекую северную землю «лопи». Двигались вдоль Мурманских берегов «Студеного моря», постоянно сталкиваясь со скандинавами всех расцветок, тоже любившими дань и дары холодных вод. Пардон… Студеным морем называли Северный Ледовитый океан, Баренцево море — было всю жизнь Северным морем , позднее — Сиверским.

Есть разумные попытки подверстать название «Мурманское море». Да было такое, … в XVI веке. На карте Герарда Меркатора 1594 года. Наряду с этим названием — встречаются Норвежское и Датское. И тут же, на карте, разъясняется причина записи трех названий:
«...русские норвежцев и датчан называли мурманами».
Аргумент? Еще какой. Только нас события более ранние интересуют. Продолжим… Новгородская Летопись: «мурмане» там упоминаться начинают с XIV века. Не часто, пять сообщений, читаем с кривоумным пониманием аффтора.:
№1. 1339 г. «Того же лета послаша новгородци… за море к свеискому князю посольством; и наихаша его в Мурманьскои земли, в городе Людовли».
Полное смятение. «Мурмане» — это свеи, шведы? Город Людовль шведский, но находится в «Мурьманской земле»: Або, Линда, Лунд? Финляндия, Швеция или Дания? Если попытаться проникнуть в понятийный мирок летописца: трудно определить тут кого-то конкретно.
№2. 1411 г. «В лето 6920. Ходиша из Заволочья войною на Мурмане новгородчкым повелением, а воевода Яков Степанович, посадник двинскыи, и повоеваша их».
На «мурман» пошел из Заволочья «посадник двинскыи». Прикидываем расклады. Сколько этот захолустный воевода может собрать воев для похода на Норвегию? Если, конечно, у него там не Тортуга ушкуйников под боком. Предположу вот что: «мурмане» живут неподалеку, немногочисленны, обретаются где-то рядом с Заволочьем и районом Северной Двины.

№3. 1419 г. «Того же лета пришед Мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Аргузи погост Корильскыи и в земли Заволочкои погосты… церкви сожгли, а христиан черноризиц посекле, и заволочане две шнеки Мурмане избиша, а инии избегоша за море».
Итак, прилетает обратка от «мурманов». Напали на «Заволочкои погосты», на «погост Корильскыи». Варзуга находится на Кольском полуострове, волость Ненокса — в Обонежской пятине, в районе Онежской губы, а Корельскнй монастырь святого Николы — в устье Северной Двины (Архангельск). Это ж какие морские и речные переходы… Но не суть, до Америк доплывали .

«Мурмане» воюют с карелами тоже? На два фронта? Заволочье находилось юго-восточнее Онежского озера, карела — западнее от него. Если это набег норвежцев — им крышка. Не уйдут, география театра военных действий такова. А вот если… (двинем «наперсток») «мурмане» жили где-то посередине — то картина благолепнее. Логичнее. «Мурмане» отмахиваются от поймавших кураж соседей.

№4. 1444 г. «Того же лета ходиша Корела на Мурмане, избиша их и повоеваша, и пленивше, и приидоша здорове».
Представить единоличное (без Новгорода) «хождение корелы» в Скандинавию, Норвегию… Причем успешное, с богатым полоном. Пусть будет, но сомнения грызут…
№5 1445 г. «Того же лета приидоша Свея Мурмане безвестно за Волок на Двину ратью… Услышавше то двиняне, придоша вборзе, иных иссекоша, а иных прислаша в Новгород… инеи же, мало вметавшеся в корабли, отбегоша».
Опять полная путаница. Что за конструкт — «Свея Мурмане»? Это свеи (шведы) и нурмане (норвежцы или датчане)? Или особый сорт «мурман», со шведскими паспортами? В любом случае… Ни одно из сообщений Летописи не говорит, что речь идет о норвежцах. Во-первых, ни малейшего намека на ярлов и конунгов (саги тоже молчат, кстати). А слова «норманны» летописцы вообще не знают, не употребляют. Мурмане… хм.
«Наперстки» наполним.
Слово «мурмане» появляется в летописном обиходе с середины XIV века. Предположим, это какое-то миграционное явление. Бежали люди …от чего? На поверхности только три причины: Золотая Орда, княжеский произвол на Руси и чума (1350-1352 гг.). В любом варианте — естественный отток населения в безопасные районы севера.
Дальше. В интересующей нас области промеж карелы и чуди Заволочья в 1352 году появляется монастырь. Основан греком по национальности Лазарем. Название получает — Муромский. Как и рядом расположенной селение, небольшое озеро и протока, соединяющая большое и малое озера. Как словечко заехало сюда — никто толком не объясняет, очевидно — из Залесской Руси.

Есть странный документ, сообщение финна Якоба Тейтта, составленный по поручению шведского короля Густава Васы, которого интересовали маршруты северной и южной Карелии. Так вот, в «Регистре жалоб против дворянства в Финляндии 1556 года» с дотошным перечислением рек, волоков, населения… Выяснилось, что какие-то многочисленные «русские» жили между Ладогой и Онегой. Вся округа с ними только на «Вы», опасаются и уважают, соваться в их земли не рискуют.
Муромский монастырь стоит неподалеку, 70-80 километров. Не мурмане? Мурома? Мурманцы? Может быть, мигранты с Оки? С которыми поочередно воевали карелы (с запада) и заволочская чудь (с юга-востока)…
Так появилась в обиходе, отвергаемая академической наукой (более ста лет с огромным хвостиком), новая версия. Называют ее «этнографической». Основана на редком явлении. Обрядах, традициях, фольклоре. Самом что ни на есть чистом и кристальном.
Переселенцы с Оки и Клязьмы принесли сюда главного своего сказочного персонажа, былинного героя — Илью Муромца. Именно в землях Карелии записаны самые подробные сказки с его участием, кстати. Не в Киеве, там лишь кривые пересказы ходят, проверено.

«Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказание о Батыевом нашествии», былины о борьбе Ильи Муромца с Идолищем Поганым, Сокольником — это не местечковый напыщенный патриотизм, а научный факт, подтвержденный фольклорными экспедициями Государственной академии художественных наук. В селениях у Онежского озера было собрано более тридцати вариантов былин об Илье Муромце. С постоянным упоминанием о Карачарове. О котором слыхом не слыхивали дальше муромских земель.
Выводы.
В «норманский след» верить? По совокупности имеющихся данных — приходится. Хотя смущают «старые Мурманские рубежи». Их два: разнесены очень далеко. Один где-то в районе северного берега Терского наволока (норманский), второй… непонятно где, но там «озоруют.
Но другую версию не отбрасываем. «Мурмане» — это некий собирательный образ. Длительный по времени. Размытый в географии. Основа его — переселенцы Владимирской Руси. С кем они дружили, против кого воевали, к кому нанимались — не суть. «Варяги» новые, ага. Со Швецией толковали-торговали и с Новгородом. С течением времени земли получают название «Муромская земля», в очень узкой и точной географии. С Муромским поселком, речкой Муромкой, озером Муромским.

Как могло так сложиться в мозгах монастырских поздних веков, что «мурмане» — это «нурмане»? Бог весть. Но явно несуразно было приписать жителям какого-то одного поселка — стародавние воинские заслуги, фактор политики Великого Новгорода. В XV веке не мог такого помыслить летописец. Куда удобнее и понятнее записать «мурманов» — в шведы. Или норвежцы.
В тех землях черт ногу сломит, вращались с промыслом и торговлишкой: нореги, свеи, даны, англичане захаживали, новгородцы, русские с северо-востока… Могло казаться, что скандинавы заселили Кольский полуостров раньше всех? Конечно. Они вообще «нелегалами» там куковали в XIX веке даже, пока Александр II им прописку не дал, породив явление «кольских норвежцев».
Северная Двина, знаете… Очень интересное место. Археологией не избалованное. Никакого вывода делать не буду, хоть «наперстки» закручены лихо. Не знаю, почитаю лучше комментарии. Но советую помнить одно: память человеческая крайне избирательна. Это к летописцам относится тоже….
Свежие комментарии