Воспринимаемое невероятно. Воспринимаемое – это вся Вселенная. В этой Вселенной ты существуешь на планете, которую люди назвали Земля, которая находиться в галактике «Млечный Путь». По сравнению с размерами Вселенной планета Земля просто элементарная частица, хотя для тебя это огромный мир, наполненный бесконечным множеством самых разнообразных явлений.
Человеческая цивилизация, история которой исчезает в глубинах времени. Мировая культура. Тысячи народов и тысячи этносов. Сотни стран на мировой карте. Эти страны населяет бесчисленное множество людей, каждый из которых живет свою собственную жизнь. Все вместе они создают то человеческое бытие, в котором ты есть. Взаимодействуя между собой, люди создали множество разных явлений, в которые ты вовлечен. Ясно, что видимый мир включает в себя такое количество меньших миров, созданных людьми, населяющими его, что невозможно описать их все…
В индуизме, так же как и буддийском учении, мир вещей, феноменов и людей называется «майей», иллюзией. Сущность воспринимаемого людьми мира – это сон, мираж, который словно завеса, скрывает от человеческого взора высшую сущность бытия и действительный смысл существования. Все происходящее в майе непостоянно, феномены и явления это пузыри на воде – они возникают, чтобы тут же исчезнуть. Истинной реальностью является только Единое, Брахман, несотворенное духовное начало всего существующего. В буддизме эта абсолютная реальность называется Паринирвана. В христианстве – это Царство Небесное.
Задумайся, если во всем мире помимо тебя нет другого существа, которое бы этот мир действительно видело и постигало, то, что такое Царство Небесное? Единое, первооснова всех вещей и феноменов, гораздо ближе, чем можно представить. Единое – означает тоже самое, что и «единственное», «одно».
Есть только одни глаза, которые смотрят на мир. Все остальные глаза смотрят из мира. Глаза, которые смотрят на мир и есть Единое, Одно, восприятие и осознание которого порождает все существующее.
Ты не можешь ни с кем разделить свой взор. Ты один воспринимаешь этот мир – именно ты и есть та единственная сущность и сила, о которой говорят все учения и религии воспринимаемого тобой мира.
Неправильное обучение
Тот факт, что для меня существует природа, мир культуры,
человеческий мир с его социальными формами и т. д.,
свидетельствуют о том, что для меня существуют возможности
соответствующего опыта.
Эдмунд Гуссерль
Почему все это время – все время, что ты существуешь и видишь мир – ты не понимаешь, что ты единственный, кто его видит?
Удивительно, но твое бытие, которое невозможно никому кроме тебя осмыслить и осознать, воспринимаемое тебе объяснило. Это объяснение это самое главное препятствие к тому, чтобы непосредственно исследовать свою суть. Потому что исследовать ее уже нет необходимости, все и так ясно, расставлено по местам, утверждено и не подлежит сомнению. Ты принял описание данности, того с чем ты столкнулся, предложенное тебе воспринимаемым, и не осознаешь того факта, что понять, чем является данность можешь только ты. Почему? Потому что существует только твоя данность.
Истина «других видящих»
Индивидуум ничего не мог бы узнать о сущности мира, данного ему лишь как представление,
если бы ему не было свойственно познавание, с помощью которого он узнает, что вселенная,
бесконечно малую часть коей он сам составляет, одинакова по качеству с этой малой частью,
близко известной ему как его внутренний мир. Таким образом,
его собственное „я“ дает ему ключ к разгадке мира.
Артур Шопенгауэр
А сейчас, для того, чтобы продолжить развитие идеи единственно воспринимающего, необходимо провести небольшой мысленный эксперимент. Пожалуйста, вновь задумайся: «Как доказать, что другие люди воспринимают мир (подобно тебе самому)?».
Я прошу тебя, читатель, попытаться придумать какой-либо способ, который может принести достоверные результаты…
Что касается меня, то я не смог придумать способа лучшего, чем способ, который можно назвать „взгляд из глаз другого человека“. Мне кажется, это было бы идеальным решением проблемы. Увидев, как другой человек воспринимает мир изнутри него самого, ты бы точно знал, что он обладает такой же природой видящего, как и ты сам. И здесь возникает самый главный вопрос: что случится, если ты сможешь посмотреть на мир из глаз другого человека?
Это можно легко понять, если задать себе еще один очень важный вопрос.
Этот вопрос: Как я восприму, что другие люди тоже воспринимают?
*
Если ты вдумался в приведенный выше вопрос, ты понял всю его невероятную парадоксальность. Этот вопрос приводит тебя к границам твоего «я». Пытаясь установить, видят ли другие люди реальность, подобно тебе, ты вновь доказываешь, что воспринять и понять что-либо в этом мире можешь только ты один. Существует только один воспринимающий и осознающий разум, все остальное – это то, что он воспринимает и осознает. Этот разум не может выйти за свои пределы – не может постигнуть другой разум.
Ты навечно заключен в «себя». И из этой ситуации нет выхода.
Если ты захочешь доказать себе, что другие люди являются другими центрами восприятия, произойдет удивительная вещь. Ты воспримешь то, что другие люди воспринимают. Ты постигнешь то, что природа других людей точно такая же как и твоя – или отлична от твоей. Ты никуда не сдвинулся с места. Ты по-прежнему остаешься в центре воспринимаемого и познаваемого тобой. Ты навечно обречен быть источником, фокусом, центром восприятия – и Всего. Ты не можешь вырваться за пределы своего взора.
Все дело в твоей природе. Восприятие не может воспринять другое восприятие. Потому что его нет, и не может быть. Так устроена Вселенная. В ней может существовать только одно восприятие познающее ее. И это ты.
Восприятие может только «казаться другими центрами восприятия».
Это можно осознать, вникнув в идею “взгляда из глаз другого человека”. Что произойдет, когда ты посмотришь на мир из чужих глаз? Увидишь ли ты чужое восприятие? Или ты сам будешь являться им?
Это ключевой момент. Очевидно, что увидев, как другой человек видит, ты по-прежнему остаешься пребывать в «себе». Ничто не меняется. Ты просто глядишь из других глаз.
Если объяснить эту идею языком психологии, то для того, чтобы понять является ли другой человек получателем сенсорных ощущений тебе нужно воспринять его сенсорные ощущения. Но сенсорные ощущения сенсорных ощущений – это сенсорные ощущения. Получатель сенсорных ощущений не меняется – это по-прежнему ты сам, но природа сенсорных ощущений иная – теперь это другой «проводник» сознания, другое тело.
Являясь восприятием, ты не можешь воспринять другое восприятие просто в силу самой своей природы – видеть чужое восприятие означает быть им. Это означает одно – твое восприятие может воспринять только само себя.
*
Все воспринимающие существа вокруг тебя на самом деле являются одним и тем же восприятием и это – ты сам. Когда ты смотришь на человека, там, внутри этого человека – то, что сейчас смотрит на него.
Ты – единственный источник восприятия – применяешь способность восприятия к самому себе. Вот почему ты видишь множество других видящих в этом видимом тобой мире. Вот почему ты видишь сам этот мир.
Что есть данность
Что же такое видимый тобой мир? Как один и тот же взор – твой взор – может исходить из множества глаз одновременно?
Устройство мира можно хорошо понять с помощью математики и геометрии. Представь себе сферу, которая замкнута сама на себя. Если начать движение из центра этой сферы к ее поверхности, то рано или поздно ты вернешься в центр. Свойства этой сферы таковы, что каждая точка ее пространства является центром всего пространства. Какую бы точку внутри этой сферы ты не взял, она будет являться центром всей сферы.
У этой сферы нет краев и границ, и вместе с этим она обладает конечным объемом. Движение в «пространстве» этой сферы в действительности невозможно – все точки этого пространства на самом деле являются одной и той же точкой, и, двигаясь куда-либо из этой точки – центра сферы, ты никуда не двигаешься, неизменно оставаясь в центре. Центр сферы, которая замкнута сама на себя – это неподвижная точка в математике.
Сама сфера описывается уравнением f(x) = x, где f(x) – это сфера, а x – центр сферы. В математике подобный объект называется самоподобным объектом. Математики уже больше ста лет изучают свойства подобных объектов, а в начале 1980-ых появилась такая отдельная область математики, как наука о фракталах, исследующая фракталы, бесконечно самоподобные геометрические фигуры, каждый фрагмент которых повторяется при уменьшении масштаба.
Свежие комментарии