Деревянное зодчество. Старинные секреты рубки и ухода за лесом
Одно и тоже дерево, срубленное в определённый момент, может вообще не гореть!!! А в другой – пылать как порох. Цитата из книги – Иоганны Паунгер «Все в нужный момент» : Дерево – это великолепный материал. На протяжении тысячелетий оно дарило людям тепло и инструменты, защиту и красоту (благодаря работе больших мастеров – резчиков по дереву).
Одна из важнейших задач нашего времени – защитить и сохранить леса на земле, источник этого богатства. К счастью, причины для оптимизма есть, несмотря на уничтожение наших лесов и вырубку влажных тропических лесов: появление таких стран, как Швеция, где ни одно дерево не падает без того, чтобы не было посажено новое; лесопосадки по всему миру; усилия защитников окружающей среды, которые становятся все более и более эффективными.
Вклад, который может внести открытие заново старых правил ухода за лесом и рубки леса в предприятие “спасение лесов”, очень велик. Во многих отношениях. Дерево – очень живой материал. Даже после того, как оно повалено, дерево еще живет (“работает”, на языке специалистов по дереву). В зависимости от вида дерева, времени года и – как вы позже увидите – момента повалки оно – сохнет быстро или медленно, остается мягким или становится твердым, остается тяжелым или становится легким, получает царапины или остается неповрежденным, изгибается или остается ровным, гниет или в нем заводятся червячки и т. д.
Принципиально для валки леса нет никаких “хороших” или “плохих” дней. Решающей является цель использования: есть большая разница в том, предназначено ли дерево для полов, бочек, мостов, стропильных конструкций, музыкальных инструментов или художественной резьбы. Разумеется, необходимо учитывать и вид дерева, и его возраст, и форму роста. Дерево растет прямо вертикально вверх или закручивается вправо либо влево. Разницу легко заметить — кора дерева с правым закручиванием завинчивается кверху, как вертикально поставленный острием вверх штопор. Это “направление вращения” следует также учитывать при соответствующем применении дерева: например, гонт (кровельная дрань) должен быть прямым или слегка закручиваться влево.
При сырой погоде дерево выпрямляется, а на солнце только слегка изгибается и пропускает воздух под гонт для высыхания. А для деревянных водосточных желобов, которые еще иногда используются, все наоборот: дерево должно быть прямым или чуть закручиваться вправо, потому что дерево, закручивающееся вправо, после срубки “останавливается”; это значит, что закручивание не продолжается. Дерево, закручивающееся влево, изгибало бы постепенно желоб все больше, вода бы проливалась мимо. Поразительно, но срубленное дерево, закручивающееся влево, крепче, чем закручивающееся вправо или растущее прямо. К тому же, молнии ударяют всегда исключительно в дерево с “левой закруткой” – это полезная информация, если вас застигнет гроза в лесу: вставайте только под прямо растущее дерево или под дерево, закручивающееся вправо.
Во многих странах при покупке леса обязательно обращают внимание на время повала. Некоторые лесоторговцы будут при этом подмигивать глазом и подведут к особому штабелю, если вы потребуете показать дерево, срубленное в благоприятное время. В некоторых частях света фирмы, торгующие лесом, например в Бразилии или в южных странах Тихого океана, заключают договоры о поставках, в которых есть специальный пункт о том, что вальщики леса обязуются продавать лес, срубленный только в определенное время. Конечно, многие не обращают внимания на благоприятный момент либо по организационным причинам, либо потому, что придают этому фактору слишком мало значения, либо просто потому, что не обладают этим знанием. Многим учет правильного момента кажется хлопотным и требующим затрат, но это на самом деле совсем не так. Работа ведь и без того должна быть сделана. Но если кто-то ценит дерево, срубленное в благоприятный момент, то такой подход окупается сторицей.
“За последние годы я познакомилась с некоторыми людьми, которые никогда не слышали о правилах, относящихся к нужному моменту рубки деревьев, но были готовы проверить старое знание. Все они были поражены результатами и тем, как эффективны эти правила”. Однако для промышленности это может иметь огромное значение: ее изделия – мебель, мосты, здания, инструменты, строительные материалы и многое другое – будут значительно более стойкими и прочными, и, кроме того, станут излишними затраты по защите дерева. Стоит особо подчеркнуть то, что люди, одаренные здравым смыслом и чутко прислушивающиеся к природе, давно заметили, что знание благоприятных моментов валки леса дает огромный экономический эффект. Конечно, каждый с удовольствием наслаждается удобствами, которые дает нам научный и технический прогресс, не давая себе труда подумать о его негативной стороне. Но если есть проблемы использования отходов, если уничтожение лесов может быть приостановлено, если можно выпускать меньше ядов в окружающую среду, то каждый должен узнать об этих возможностях и использовать их. Наверно, сначала деревянная скамейка или шкаф из дерева, срубленного в нужный момент, будет несколько дороже; несколько, потому что только маленькие предприятия могут позволить себе принимать во внимание время рубки. Может быть, в будущем архитекторы, столяры, плотники и мастера внутренней отделки объединятся и дадут совместное обязательство использовать деревья, срубленные только с учетом благоприятного момента. Потому что они уже будут знать, что для все большего количества людей наиважнейшим фактором при решении о покупке будет совместимость с внешней средой, качество и долговечность.
Часто можно видеть, что натуральное дерево, с лучшими намерениями примененное в отделке фасадов, через несколько лет уже требует дополнительной обработки импрегнирующими средствами. Вначале были прекрасные планы, но постоянно отсыревающее и грозящее полностью сгнить дерево доставляет много разочарований некоторым застройщикам.
Всех проблем подобного рода можно было бы избежать, если бы было использовано дерево, срубленное в согласии с ритмами Луны. (Будущих застройщиков можно здесь еще раз отослать к короткому разделу об укладке плит на дорожках и обслуживании гидротехнических сооружений: некоторые советы в этой главе действительны в равной степени и для прокладки дорог и подъездов к дому, для укладки плит при строительстве нового дома или при ремонте, безразлично – в сельской местности или в городе.) Тому, кто задаст законный вопрос, где сегодня можно найти дерево, срубленное в нужный момент, мы можем дать только один совет: “напрягите” телефон; бросьте взгляд в отраслевую телефонную книгу и обзвоните фирмы, торгующие деревом. Спросите, можно ли выяснить момент валки деревьев. Закажите в деревообрабатывающем объединении адресные листы фирм-участниц. Приобретите отраслевой фирменный справочник, где некоторые фирмы уже сегодня обращают внимание на время рубки леса. Кто шагает по жизни с открытыми глазами, найдет во многих местах, например в селах-музеях, живых свидетелей правдивости правил о благоприятном моменте рубки деревьев: совершенно невозможно себе представить, как могли бы наши предки построить крестьянские дома, хижины и мосты, которые сотни лет до сегодняшнего дня выдержали любую погоду, если бы они не владели этими знаниями. У них были даже камины из дерева.
Лесники могут в любой момент призвать на помощь свой собственный опыт, засомневайся они в справедливости правил; они знают, например, что характер повреждений леса после бури совершенно по-разному влияет на качество дерева. Древесина вырванных с корнем деревьев совершенно не годится для строительства или для создания мебели; а вот ее качества как топлива, а также как материала для многих других целей, уязвимость для вредителей – все это каждый раз разное. Например, повреждения леса в дни Скорпиона действуют катастрофически: короед нападает на дерево, как мышь на сыр, прекрасно размножается и переходит затем на здоровые деревья. Это должны знать те лесники, которые как раз в дни Скорпиона намереваются прореживать и чистить лес, если кому-нибудь из них еще не известно, что существуют благоприятные дни для этой работы. В библиотеке лесного ведомства есть старая -книга, которая содержит предписания по работам в лесу, составленные несколько столетий назад. Там все написано “черным по белому”, даны точные указания относительно сроков вырубки с учетом ритмов Луны и распоряжения о “надлежащих штрафах” в случае пренебрежения ими. Какой-нибудь лесник-пенсионер сможет еще припомнить рассказы своего дедушки, который сообщал в них о том, как скрупулезно соблюдали раньше жители лесных районов благоприятные сроки для вырубки деревьев, предназначенных для различных целей, и составляли выверенные до последнего дня планы для рубки леса. Это необходимо, потому что лучшее время от года к году постоянно сдвигается, а некоторые сроки вообще выпадают только каждые два года один раз. Средства для защиты древесины вообще были неизвестны, поскольку выбор соответствующего момента времени для получения определенных ее качеств обеспечивал желаемый эффект.
Правила, приведенные ниже, представляют большой интерес для лесников не только в отношении сроков рубки леса и качеств древесины. Поэтому здесь вновь хочется напомнить одно правило : крупный град, выпавший 12 июля 1984 года, обломал верхушки у многих хвойных деревьев в Мюнхене и его окрестностях. По этой причине они начали медленно, начиная сверху, гнить и наконец погибли. Относящееся к этому факту правило столь важно, что вы должны прочесть его еще раз: Все деревья, которые начали чахнуть или болеть, можно в большинстве случаев успешно вылечить, если у хвойных деревьев при убывающей Луне – в IV фазе или, лучше всего, в день новолуния – удалить верхушки, соответственно у лиственных деревьев – кончики многих веток. Верхушка должна быть удалена над той боковой веточкой, которая потом будет расти вверх. В тот день, когда град обломил вершины в полнолуние, природа продемонстрировала обратный случай. Потеря верхушки в этот день означает почти наверняка смерть дерева, оно начинает гнить сверху вниз. Нужно было срочно вызвать для консультации лесников и решиться на попытку применить этот метод хотя бы к некоторым деревьям.
А теперь перейдем к собственно рубке леса. Это правила и особые сроки, которые совершенно не зависят от положения Луны. Они сами себя оправдывают только результатами, которые приносит их применение, так что – вперед, к делу.
ВЫБОР НУЖНОГО МОМЕНТА ДЛЯ РУБКИ ЛЕСА Почти все люди, которые имеют дело с рубкой леса и переработкой древесины, знают, что зима является лучшим временем для лесоповала. Соки уходят вниз, дерево меньше “работает” после того, как оно спилено. Однако помимо
этого имеется еще много особых сроков, которые имеют четко выраженное влияние на свойства древесины. Приведенный ниже всеобъемлющий свод правил создан в очень давние времена; представляемая здесь копия датируется 1912 годом. Все правила, о которых сообщает этот документ, действительны и в наше время. Они дают точные указания на те свойства дерева, которые вы хотели бы получить.
Свод правил рубки леса
1. Для рубки и раскорчевки леса наиболее благоприятны три дня: 3 апреля, 22 июня и 30 июля, желательно при убывающей Луне.
2. Рубку деревьев, предназначенных для мебели, лучше всего делать в первые восемь дней после новолуния в декабре. Деревья для различных поделок надо рубить в новолуние в знаке Скорпиона.
3. Для того чтобы деревья не горели, надо рубить их в течение двух последних дней в марте при убывающей Луне в знаке Рыб.
4. Для того чтобы деревья хорошо сопротивлялись огню, надо рубить их только в один день: 1 марта, лучше всего после захода солнца.
5. Рубить лес, чтобы он не давал усушку, надо в третий день осени. Начало осени – 24 сентября, когда после новолуния прошло три дня.
6. Дерево для дров надо рубить в октябре, в первой фазе растущей Луны.
7. Дерево для досок и бревен надо рубить в знаке Рыб при растущей Луне. тогда оно не будет гнить.
8. Для мостов и лодок надо рубить лес в знаке Рыб или Рака при убывающей Луне.
9. Рубить лес, чтобы он был легким, надо в августе в знаке Скорпиона. Срубленный в этом месяце в знаке Тельца, он останется тяжелым.
10. Рубить дерево, чтобы оно не было с трещинами или его не повело, надо перед новолунием в ноябре.
11. Для того чтобы дерево хорошо сопротивлялось износу, его надо рубить 22 июня между 11 и 12 часами.
12. Дерево для различных инструментов надо рубить 26 февраля при убывающей Луне, лучше всего – в знаке Рака.
-ö-ö-
Славянская мифология. Стихия воды у славян
В представлении славян вода существовала даже тогда, когда не было ни земли, ни неба, ни Бога. По их мнению, она была начальной субстанцией, из которой впоследствии произошло все сущее и сформировалось мировое пространство. Именно из нее Бог создал землю, то есть возникла новая стихия. Не удивительно, что все водные объекты у славян одухотворялись.
У славян, как практически во всех мировых религиях, водная стихия (океан, река или море) являлась реальной границей, отделявшей мир живых от подземного мира, мира мертвых. В таком своем статусе она активно использовалась при проведении ритуальных обрядов и для установления контактов с потусторонними силами. Вода считалась проекцией потустороннего мира в реальность, поэтому, всматриваясь в ее поверхность, люди пытались узнать свою судьбу и определить ход грядущих событий. Мистические свойства славяне приписывали исключительно проточной воде, а ее текучесть воспринимали как способность органично перетекать из среднего мира (человеческого) к подземному царству Велеса. Вера в это существовала повсеместно.
Жизнь славян с древнейших времен была связана с водой. Наши предки селились вдоль рек, по которым проходили торговые пути, совершали дальние плавания. Древнерусские язычники, а впоследствии и двоеверцы приносили жертвы воде или у воды, гадали по ней о своем будущем, устраивали святилища на берегах рек, озер, источников и среди болот, водили к воде девушек при совершении свадебного обряда, верили в то, что в реках или у их берегов обитают мифические существа. К глубокой древности восходит, по-видимому, и обожествление больших рек, с которыми связана ранняя славянская история, Дуная, Днепра, Дона. Считали, что вода как стихия, обладающая особой чистотой, не принимает нечистые предметы и выталкивает их на свою поверхность. К воде обращались при разного рода гаданиях, причем символическое значение придавалось, по всей вероятности, таким свойствам воды, как ее зеркальность, связь с иным миром, а также с идеей времени, смерти и забвения (вспомним мифопоэтические образы реки времени, реки забвения, реки дороги в потусторонний мир или границы между миром жизни и смерти). Языческие истоки имеет и представление о связи воды земной и воды небесной, впоследствии поддержанное в ритуалы, в которых, совершая действия у земных источников, люди пытались вызвать дождь, то есть воздействовать на небесную влагу. С магией земной и небесной воды связаны многие весенне-летние обряды: купание, обливание и умывание водой, топление чучел, пускание венков, молитвы и жертвоприношения у колодцев и источников. Славяне, как и большинство других народов, осмысляли воду как всеобщее порождающее начало, мать всего живого, в том числе и самой земли, возникшей некогда со дна мирового океана и окруженной со всех сторон водою. Столь же устойчивый характер имеет и связь воды с женским началом (притом, что дождь может осмысляться и как небесное семя), а также взгляд на любовное удовлетворение как утоление жажды. С помощью воды, как и с помощью огня, достигалось очищение человека, обновление его материального и духовного естества. Купание осмыслялось язычниками, а позднее и христианами как второе рождение, возвращение к изначальной чистоте. Вода наделялась и целительными свойствами: обливание, опрыскивание, умывание водой. В то же время вода переживается человеком, как агрессивная среда, несущая ему удушье и смерть. Это имеет, по-видимому, физиологическую подоплеку: нырнув под воду, человек попадает в иной мир, таинственный и враждебный по отношению к нему. Все, что он видит там, кардинально отличается от того, что он видит в обычном мире: по-иному преломляется свет, окрашена среда, здесь иная растительность и животный мир. Водная среда плотно обнимает тело, делая его невесомым и побуждая двигаться в странном, замедленном ритме. Специфическим отличием стихии воды от стихий огня и земли является также то, что человек может погрузиться в нее, и едва ли не в каждом опыте сохраняется воспоминание о пребывании под водой. В мифологических воззрениях некоторых народов проводится параллель между жизнью плода в утробных водах и возникновением мира из вод мирового океана (иногда в форме мирового яйца).
-ö-ö-
Даждьбожий заговор на здраву (здоровье)
Уж Ты еси, красно Солнышко,
Красно Солнышко — Свет-Даждьбожушко!
Как выхожу я, внук Твой [имя],
На утренней заре на широкий двор,
Обращаюсь в подвосточную сторону,
Кланяюсь светлому Лику Твоему на небе,
Реку до Тебя таковы слова:
«Красно Солнышко! Иде по небу,
Золоти полясвет-лазоревы,
Исцели лучами, зорями светлыми
Своих внуков — добрых людей!»
Посылает Солнышко Красное,
Посылает Светлый Даждьбожушко
Трёх Своих дочерей-зоряниц, красных девиц,
Идут те зори-зоряницы, красные девицы,
К болезному внуку Даждьбожьему [имя],
Несут ему от Красного Солнышка благословение,
От Даждьбога Тви светлого исцеление!
На веки вечные, на дела добрые,
На жизнь праведную! Гой!
Заговор на здраву (1)
На море на Окияне, на острове Буяне,
На полой поляне сидит внук Даждьбожий [имя],
Кручинится в тоске недосказанной,
В грусти недознаемой, в болести неведомой.
Идут мимо девять старцев старых, незваных, не прошенных,
Говорят старцы старые таковы слова:
«Гой ты еси, внук Даждьбожий [имя],
С утра до вечера в болестях ты.
Что-почто сидишь такой на полой поляне,
На острове Буяне, на море на Окияне?»
И рече внук Даждьбожий [имя] девяти старцам старым:
«Нашла болесть среди околицы, залегла во тело.
Щемит, болит головушка, не мил свет белой,
Постыла стала вся родушка!»
Воззовивши все старцы старые грозным-грозно,
Начали ломать болесть-тоску, бросать болесть за околицу.
Кидма кидалась болесть от восхода до захода,
От полудня до полуночи, от реки до моря,
От пути до перепутья, от села до жальника —
Нигде болесть не приняли, нигде болесть не укрыли.
Кинулась болесть на остров на Буян, на море на Окиян,
Под Дуб мокрецкий, под бел-горюч камень.
Заговариваю я крепким заговором
Внука Даждьбожьего [имя]
От болести по сей день, по сей час, по сей миг!
Как никто бел-горюч камень не изгложет,
Так никто слово моё не превозможет! Гой!
Заговор на здраву (2)
На море на Окияне, на острове Буяне
Лежит бел-горюч камень Алатырь.
Возле того камня Алатыря
Стоит стар-матёр человек, трём сынам отец.
Как достаёт стар-матёр человек свой булатный нож,
Режет-сечёт оним все хвори да болезни,
Все ломоты да сухоты у внука Даждьбожьего [имя],
Кладёт их подбел-горюч камень Алатырь,
Запирает тремя золотыми ключами,
Бросает те ключи в Окиян-море синее.
Кто бел-горюч камень Алатырь изгложет,
Тот слова мои превозможет!
Слова мои полны-наговорны, как Окиян-море.
Слова мои крепки и тверды, как Алатырь-камень! Гой!
Заговор на здраву (3)
Стану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дверей дверьми,
Из ворот воротами
На восток, в восточную сторону,
К Окиян-морю синему.
На Окиян-море синем
Ходит щука-белуга,
Матушка железная:
И перья, и хвост,
И зубы, и чешуя.
Гой еси ты, щука-белуга,
Матушка железная!
Не ходи ты на Окиян-море синее,
Не глотай пену морскую,
А приди ко внуку Даждьбожьему [имя],
Выхватывай, выглатывай
Своими зубами железными
Все испуги, все перепалуги,
Все искудышники, все болести
С ясных очей,
С золотых кудрей,
С чёрных бровей,
С могучих плечей —
По сей день и по сей час,
От ныне и до веку! Гой!
Заговор на здраву (4)
Стану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дверей дверьми,
Из ворот воротами,
Пойду во чисто поле,
Во чистом поле есть Окиян-море
На Окиян-море — бел камень,
Под белым камнем — щука золотая:
Зубы золотые и кости золотые.
Ты приди, щука, к внуку Даждьбожьему [имя]
И выгрызи, щука, у внука Даждьбожьего [имя]
И болесть ветряну,
И болесть напущенну,
И болесть жильную,
И болесть костяну,
И болесть красну,
И болесть мокру,
И всякую быващую!
И понеси ты, щука,
Ту болесть на белый камень,
А с бела камня —
На пустое место,
В тёмное место,
Где Солнце не огревает,
Где люди не бывают,
Где птицы не летают!
Будь моим словам — ключ да замок!
Ключом замок запираю,
Ключ в Окиян-море бросаю,
Никто его не найдёт,
Никто слова моего не отомкнёт!
От веку довеку! Гой!
Заговор на здраву (5)
Стану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дверей дверьми,
Из ворот воротами,
За тёмный лес,
Во чисто поле,
На сине море.
На синем море —
Бел-горюч камень,
На бел-горюч камне —
Бела лебедь.
Как отлетает перо от белой лебеди,
Так отойдите от меня,
Внука Даждьбожьего [имя],
Горячки и скорби:
С буйной головы,
С ясных очей,
С русых кудрей,
С сердца, с печени, с лёгкого,
Откуда пришли — туда и идите:
С ветру пришли — на ветер идите,
С воды — на воду идите,
С лесу — на лес идите,
От меня уходите!
Слово моё твердо,
Как бел-горюч камень! Гой!
Заговор на здраву (6)
Встану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дому дверьми,
Из двора воротами
Во чисто поле,
За тёмный лес.
За тёмным лесом
Бежит река огненна.
Через реку огненну —
Калинов мост.
По тому Калинову мосту
Идёт стар-матёр человек.
То не стар-матёр человек,
То Сам Велес-Батюшка.
Несёт Велес-Батюшка
В руках блюдо злато
Да серебряно перо,
Сбавляет, сгоняет
С внука Даждьбожьего [имя],
Семьдесят хворей,
Семьдесят скорбей,
Семьдесят болезней.
Уйдите, хвори, скорби, болезни,
С внука Даждьбожьего [имя],
По Велесову слову,
По моему приговору!
Век по веку! Гой!
Заговор на здраву (7)
Стану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дома дверьми,
Из двора воротами
Во чисто поле,
В восточну сторону,
На сине море.
На синем море есть остров,
На том острове чёрны вороны летают,
Всяку болесть выклёвывают,
Всяку тоску избывают.
Гой еси вы, чёрны вороны!
Клюйте, ешьте, съедайте, избывайте
Со внука Даждьбожьего [имя]
Всяки болести, хворести,
Сонливости, дряхливости,
Забывчивости,
По кости ходячие,
Трясучие, тяпучие,
Все названы, да не названы!
От веку вовек! Гой!
Заговор на здраву (8)
Встану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду из дому дверьми
Во чисто поле,
В подвосточну сторону.
В подвосточной стороне — остров.
Не я на тот остров взойду —
Лада-Матушка возойдёт.
Посредь острова— камень.
На том камени — девица-трясовица,
Дочь Мары-Морены, Навьей Владычицы.
«Ай же ты еси, девица-трясовица!
Возможется ли тебе
Море смутити,
Каменье изгрызти,
Песок исчести?»
Отвечает девица-трясовица:
«Не возможется мне море смутити,
Каменье изгрызти,
Песок исчести!»
Так и невозмоглось бы тебе,
Девица-трясовица,
Внука Даждьбожьего [имя] изгрызти,
Скорбь и порчу навести,
Болесть напустить!
Слово моё твердо,
Ни кем не одолимо! Гой!
Заговор на здраву (9)
На море Окияне,
На острове Буяне
Бел-горюч камень лежит,
На бел-горюч камне
Стар-матёр человек стоит.
У стар-матёр человека
Ни сердце не щемит,
Ни зубы не болят,
Ни кости не ломят.
Так бы и увнука Даждьбожьего [имя]
Зубы не болели,
Кости не ломило,
Сердце не щемило!
Отныне и довеку! Гой!
Заговор на здраву (10)
«Месяц, Месяц, князь молодой!
Месяц, Месяц, рог серебряной!
Месяц, Месяц, где ты был?» —
«Был я за морями,
Был я за полями,
За широкими долами,
Был я за горами,
Был я за лесами!» —
«Что видел?» —
«А видел я Навьих Дедов!» —
«Что у них болит да ноет?» —
«А ничего у них не болит, не ноет!
Ни белы руки,
Ни резвы ноги,
Ни рети во сердце,
Ни буйна голова,
Ни сахарны зубы!» —
«Месяц, Месяц, князь молодой!
Так бы и у меня,
Внука Даждьбожьего [имя],
Ничего не болело, не томило, не ныло! Гой!»
Заговор на здраву (11)
Стану я, внук Даждьбожий [имя],
Пойду во чисто поле,
В подвосточную сторону.
Летит из той стороны
Чёрный ворон,
Несёт в клюве навью костку,
Пристают к той костке
Все призоры, щипоты, ломоты,
Чтобы не было у внука Даждьбожьего [имя]
Призоров, щипот, ломот!
Слово и дело! Гой!
Заговор на здраву (12)
Как у мёртвого древа сук не болит, не щемит —
Так бы и у внука Даждьбожьего [имя]
Не болело, не щемило
Ни на ветху,
Ни на новцу,
Ни на перекрой Месяцу! Гой!
Заговор на здраву (13)
Велесе Отче!
Сохрани внука Даждьбожьего [имя],
Соблюди его на Стезе Прави
От притчи и от всякой болести!
Как стрела стреляет,
Как камень разбивает,
Как болесть убивает,
Так и я, внук Даждьбожий [имя],
Отговариваю внука Даждьбожьего [имя]
От болести и скорби!
Пойди, такая-то болесть, на землю,
А с земли на воду,
А с воды подбел-горючь камень,
А с- под камня на буйные ветры —
В тёмные леса,
На сухое древо,
На гнилую колоду!
Отговариваю внука Даждьбожьего [имя]
Этим словом крепким, нерушимым —
Век по веку! Гой!
Заговор на здраву (14)
Батюшко, Красно Солнышко!
Красно Солнышко —
Свет-Даждьбожушко!
Как ты, Батюшко Красно Солнышко,
Не стоишь ни дня, не мига —
Обойди меня, добра молодца [имя], триждь,
Загороди меня, добра молодца [имя],
Соблюди меня, добра молодца [имя],
Сбереги меня, добра молодца [имя],
Тыном железным
От земли до небесной высоты,
Запри, замкни тремя златыми замками,
Тремя железными ключами!
Язык мой —ключ,
Уста —замок! Гой!
Заговор на здраву (15)
Скатитеся, свалитеся,
Скорби да болести,
Со внука Даждьбожьего [имя],
Именем Велесовым вас заклинаю!
С гор пришли — на горы пойдите,
С лесов пришли — на леса пойдите,
С грязей пришли — на грязи пойдите,
С вод пришли — на воды пойдите,
С недобрых людей пришли — назад воротитесь!
Скатитесь, свалитесь,
Скорби да болести,
Со внука Даждьбожьего [имя]!
Слово и дело! Гой!
Заговор на здраву (16)
Над больным местом поваживают кованым ножом, рекут слова:
Секу — отсекаю,
Рублю — перерубаю,
Секу, рублю колотье
Острым ножом — Сварожьим мечом.
Как брусок исчезает от укладу,
От булату, от железа,
Так исчезни и иссохни, колотье,
В белой кости,
В красном мясе —
Отныне и до века! Гой!
Заговор на здраву (17)
Бела Баба топила белу баню
Белыми щепками да белыми дощками.
С липовых веток веники вязала,
Свежим молоком растирала.
Прочь, всяка недуга,
От внука Даждьбожьего [имя]!
Недуга отстаёт,
Добро здоровье пристаёт!
Злой дух отстаёт,
Добрый дух пристаёт! Гой!
Заговор на здраву (18)
Не я ратую,
А сам Сварог-Отец ратует,
Лада-Матушка ратует,
Все Боги Родные ратуют
За здраву внука Даждьбожьего [имя],
Во славу рода нашего! Гой!
-ö-ö-
Как рожали в старину?
Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалось в народе, — будет счастлива. Стать матерью и быть ею в полном смысле этого слова стремилась каждая женщина.
Для большинства наших прародительниц, вплоть до середины ХХ-го века, цель жизни состояла в исполнении материнских и супружеских обязанностей как душеспасительного служения, в рождении и воспитании детей. Вспомним, что только ХХ-й век подарил женщине палитру разнообразных интересных профессий и, возможно, отобрал умение быть матерью. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к беременности и родам.
Традиции, связанные с беременностью и родами, были знакомы каждой женщине и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Еще не достигнув супружеского возраста, девочки, девушки становились участниками процессов вынашивания, рождения и воспитания детей.
В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Старшие дети могли и оказывать посильную помощь: принести воды, подать необходимое, присмотреть за младшими детьми. Поэтому, вступая в детородный возраст, женщины не имели страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желаемым и естественным событиям. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в ХХІ-м веке.
Поскольку рождение ребенка — великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. У каждого народа складывались свои обычаи, посвященные беременности и родам. Мы поговорим о тех, которые сложились у нашего народа. Прежде всего, следует отметить, что весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.
Как должно вести себя беременной женщине?
Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, трудиться над исправлением своих пороков. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.
В народе существовало поверье, что, например, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.
Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность -в ыносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и суеверия, дошедшие к нам с языческих времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. Суеверия как раз наполняли женщин необоснованными страхами. В целом, народные традиции, сложившиеся на протяжении веков, старались удержать беременных женщин от всего, что может принести им вред.
Носить дитя под сердцем старались с молитвою. Беременность и предстоящие роды — события, которые показывают величие жизни. Женщины обращались за помощью к Святой Троице, Божьей Матери, святым, старались читать молитвенное воздыхание беременной, чаще исповедовались и причащались Святых Таинств. Перед родами было принято брать благословение у священника и служить молебен с акафистами в честь икон Божьей Матери «Феодоровская», «Помощница в родах». Благодаря молитвам к этим иконам Богородицы случались и чудеса в родах: не могущие разрешиться от бремени — разрешались, сильные родовые боли — проходили, и даже открывающиеся кровотечения в родах — останавливались.
Как проходили роды?
Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок, современниц наших пра-прабабушек, рассказывают: «Бывало придет баба с поля, а в подоле — дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала». Рассказывали и такие истории: «Пойдет баба на ярмарок, приходит — с дитятею. И приданное ему купила». Исследователи-этнографы заметили, что сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.
Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.
Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, Евангелие, призывая на помощь Господа. В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.
В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.
Как только дитя родится, повитуха начинала читать молитву, кропила дитя и мать Святой водой, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.
Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли «место» и помогала завязать и перерезать пуповину. Перерезали пуповину на Библии. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки — на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, «чтоб в семье дальше рождались дети». Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.
Плаценту — «место» или «послед», «гнездо» закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.
После родов: как это было
Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали «родины», в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.
Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи — рождении ребенка?
Свежие комментарии