На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Т
    Афтар не потей зря. В России никто не оценит. Пришла пора жидам получить по наглой жидовской харе. И твои надежды что...А что это там гор...
  • Вера смелых
    Автор очень, ну - очень хочет быть объективным... Но "Израиль в сердце его..." А будут ли бить Иран с осуществлением ...А что это там гор...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Кто-нибудь в России может поверить в "случайный"заход военных НАТО на территорию России, например, Калининградской...В Европе не могут...

Андрей Макаревич: когда одно слово может перечеркнуть карьеру

Андрей Макаревич: когда одно слово может перечеркнуть карьеру

 

В последние годы фигура Андрея Макаревича вызывает массу споров: одни его обожают, другие с такой же силой презирают. Всему виной его гражданская позиция, озвученная им в 2014 году, после присоединения Крыма и начала войны на Донбассе.

Но не стоит забывать, что Макаревич, прежде всего, артист, бессменный лидер любимой многими группы «Машина времени», когда-то призывавший «не прогибаться под изменчивый мир»...

Удалось ли сыну архитектора и врача-фтизиатра прогнуть этот мир под себя — вопрос спорный, но стремился он к этому с детства. Андрей рос разносторонним ребёнком, и родители старались поощрять его увлечения, хотя и менялись они достаточно часто. Поначалу он хотел стать водолазом, потом его увлекла палеонтология, а затем заинтересовали земноводные и пресмыкающиеся.

И отец, и мать любили музыку, поэтому решили, что сыну тоже будет неплохо освоить какой-нибудь инструмент, и отдали Андрея в музыкальную школу. Он начал заниматься на фортепиано, но вскоре понял, что классика ему не нравится, и бросил учёбу. Затем увлёкся горными лыжами, плаванием, а после — вновь музыкой, которая теперь уже будет сопровождать его по жизни.

Макаревич с удовольствием слушает отечественных бардов — Высоцкого и Окуджаву, — выучивается игре на гитаре и сам понемногу начинает писать стихи. Впервые появляется мысль о создании группы, которая исполняла бы его собственные песни. Спусковым крючком для бурного развития событий послужила впервые услышанная молодым человеком группа «Битлз».

Музыка Ливерпульской четвёрки настолько вдохновила его и товарищей, что ребята организовали свой коллектив.

Поначалу в его составе были два юноши и две девушки, но позже на место девчонок пришли парни, и в 1969 году «Машина времени» заявила о себе официально.

Коллектив, ставший пионером рок-музыки в СССР, колесил по всей стране, и везде публика с восторгом принимала артистов, внёсших свежую струю в советскую эстраду. Первая пластинка группы вышла в 1986 году и называлась «В добрый час». О «Машине времени» заговорили в прессе.

Многие песни Макаревича, написанные в те годы, не потеряли актуальности и поныне и всё так же являются любимыми у россиян — «Поворот», «Марионетки», «За тех, кто в море», «Она идёт по жизни смеясь» и многие другие.

Но, как и в детстве, Андрей Вадимович на одном занятии не зацикливался: увлечение кулинарией привело к тому, что долгое время он вёл телепроект «Смак»; вспомнив о детской мечте, погрузился в «Подводный мир». Кстати, участвуя в этой программе в качестве ведущего, Макаревич объездил чуть ли не весь мир, погружался в разные моря, изучая подводный мир и рассказывая об этих красотах зрителям.

Но вот политические взгляды Андрея Макаревича даже у его поклонников вызывают вопросы. Безусловно, оценивать любое событие каждый волен со своей точки зрения, но навязывать её другим и возмущаться тем, что кто-то не разделяет твои взгляды, наверное, всё-таки не стоит.

В частности, после Марша мира он заявил, что «этот народ нельзя спасти». А недавно в интервью попытался пояснить свою позицию и, кажется, лишь усугубил ситуацию:

«В этой фразе я подразумевал, что народ оказался гораздо более внушаем, чем я предполагал. Гораздо более невежественным, агрессивным, падким на то, что я считаю мерзостью».

Но, как отреагировали его оппоненты, «другого народа у нас нет».

Макаревич был трижды официально женат, и от каждой из жён у него по ребёнку. Но распространяться о личной жизни он не любит. Хотя иногда даёт пищу для размышлений. Так, например, в минувшем году Андрей Вадимович рассказал о внуках, проживающих в США:

«Им нравится музыка. Но они всё по-своему слышат. Они русского не знают».

Наверное, лучше бы он пел и рассказывал о творчестве...

 

«В сердце вера живёт и любовью сверкает надежда»

Рецензия на книгу

Поэзия – это зеркальное отражение внутренней жизни человека. В строках спрятаны живые и яркие эмоции, а также размышления на вечные темы и над актуальными проблемами современности. Всё это можно считать проявлением взаимодействия человека и окружающего мира, доказательством чему служит сборник Татьяны Турбиной «Приют ветрам»:

Кто я, внимающий усердно временам?
Я тот, кто дал в себе приют ветрам.
Они в меня извне приносят что-то,
А я для них – открытые ворота.

На страницах книги много лирики и романтики, которая берёт свои истоки из классики мировой литературы. Татьяна, воспитанная на романах Александра Грина, поэзии Пушкина, Блока, Ахматовой, сказках Андерсена и великих творениях других мастеров слова, вдохновляется идеями, на стороне которых выступали лучшие писатели прошлого. Она верит:

Бесстрашно в бурном море плыть
Романтика поможет нам.
Надеждой душу освятить,
Лететь к неведомым мирам.

Любовь и вера в нас крепка,
Унынье чуждо нам и лесть:
Росли на гриновских строках,
Познав достоинство и честь.

Вера, надежда и любовь – лейтмотив книги и основа самой жизни, согласно представлениям Татьяны Турбиной. Именно поэтому им уделяется так много внимания в её стихотворениях.

Но бунтует душа под монашеской чёрной одеждой.
В сердце вера живёт и любовью сверкает надежда.
Не пытайся в бездействии ты получить утешенье,
В келье тесной... От мира уход — искушенье.

Любовь предстаёт как своей светлой стороной, так и тёмной. В ней залог счастья, которому посвящаются отдельные произведения, и корень печали, ставшей темой для красивых, проникновенных строк. Она имеет множество граней и является, по сути, стержнем, вокруг которого строится личность человека. Памятуя об этом, Татьяна Турбина от страницы к странице пытается ответить на главный вопрос, который ставит перед собой:

Любовь... Как её отыскать
На дороге земной
Непростой?

Из рассуждений о надежде, вере и любви рождается философская лирика автора. Ей посвящено немало строк в новой книге. Татьяна рассуждает о мечтах, которым свойственно исчезать, чтобы возродиться вновь уже в новой форме. О переменах, которых не нужно страшиться:

Шагаю дальше налегке,
Лишь с Веры посохом в руке,
С Надежды обещаньем.
Ведь главное — дерзанье!
Дерзайте! Радость перемен
Захватит вашу душу в плен,
И вы их будете любить –
В болоте невозможно жить!

Она смело и с позитивом смотрит в будущее, даже если настоящее иногда подёрнуто дымкой тревоги и сомнений, а ностальгические мысли, порождённые попыткой переоценить главные смыслы и допущенные ошибки, уводят на путь меланхолии:

Куда спешите вы, года? Жизнь – лишь мгновенье!
Никто уж не откроет мне, в чём боль сомнений...

О чём сердечко так болит, глаза печальны?
Пусть по полям метель кружит, туманит дали.

Татьяна Турбина всегда, в любых обстоятельствах, видит свет в конце туннеля и бесстрашно устремляется к нему. Ибо в прошлом она черпает силы для настоящего и, наполнившись этой энергией, идёт вперёд. Воспоминания – базис жизни автора, а почва для её творчества – произведения классиков, что особенно отчётливо прослеживается в стихотворениях, ставших заключением сборника:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
В ночном окне застыл нелепо
Твой, дорогая, силуэт.

Можно смело утверждать, что книга «Приют ветрам» – это та самая точка, где новое и старое, вечное и актуальное, лирическое и рациональное, классическое и новое, наконец, встречаются и становятся гармоничным целым. Оказавшись в этой точке, читатели более масштабно смотрят на мир и находят в нём место собственным эмоциям и переживаниям, как сделала это талантливая писательница.

 

Две короны безумного короля

 

Кто все эти люди? Что от него хотят? Зачем его куда-то несут? Он хочет отмахнуться, убежать, но тело не слушается его, он не может пошевелить ни рукой, ни ногой... Провал... Он вновь открывает глаза. Рядом любимая супруга, Маргарита, а на руках у неё долгожданный сын. Но когда мальчик успел родиться? Ещё ведь буквально вчера она осчастливила его новостью о том, что он, король Генрих VI Ланкастер, станет отцом, а Англия обретёт наследника. И вот сегодня Марго уже качает малыша...

А потом лавиной нахлынули воспоминания. Он, король, вынужден спасаться из Лондона бегством, иначе взбунтовавшаяся толпа растерзает его, как до этого многих чиновников и богатых купцов. Сторонники Джека Кэда рубили головы королевским советникам, а потом выставляли их на Лондонском мосту. Но вот правительство наконец собралось с силами и дало отпор восставшим. Джека поймали и четвертовали, а голову его также водрузили на мосту.

От этих воспоминаний Генриху сделалось не по себе. Он мечтал избавиться от этого кошмара, более того, хотел, чтобы этого вообще никогда не было в его жизни. Короля не интересовали войны, дворцовые интриги, кровавые битвы. Он планировал заниматься реформой образования. Но всё было решено за него, причём ещё до его рождения.

Ведь принц появился на свет с конкретной политической целью. Его будущий отец, английский король Генрих V, женился на Екатерине Валуа, дочери безумного французского короля Карла VI, чтобы в итоге ребёнок, получившийся от этого союза, унаследовал обе короны. Но всё завертелось совсем не так, как предполагалось.

Отец Генриха внезапно умер в походе, когда мальчику было всего лишь восемь месяцев, и наследника короновали как английского короля Генриха VI. Практически сразу скончался и французский безумец — так ещё не достигший года младенец стал и королём Франции. Но французы вот уже полвека сопротивлялись иноземному владычеству, вялотекущая Столетняя война проходила с переменным успехом.

Мать маленького короля сразу после смерти отца отстранили от власти и от его воспитания. Генрих помнил, как ему не хватало материнской любви. А вот Екатерина сильно не отчаивалась, она повторно вышла замуж и родила ещё двух сыновей. Генрих же был одинок, хотя вокруг него всегда крутилась толпа подданных, стремящихся подавить его и таким образом пробраться на вершину власти. Такими были, например, его дяди герцоги Бедфорд, ставший регентом, и Глостер, отвечавший за «спокойствие в королевстве».

А потом его расположение завоевал граф Саффолк. Так же, как и сам Генрих, он говорил о том, что войну нужно завершать и договариваться с Францией миром. Молодой король приблизил к себе Саффолка, и тот заверил Генриха, что лучшим способом укрепления английской власти во Франции будет его брак с Маргаритой Анжуйской, племянницей короля Карла VII.

Юный Ланкастер не возражал, тем более что был наслышан о красоте восхитительной Марго. Однако условия этого союза показались Генриху несправедливыми. Мало того, что за Маргаритой не давали приданого, так ещё и потребовали вернуть Франции области Анжу и Мэн.

А потом Саффолк обвинил в измене его дядю, герцога Глостерского, выступавшего за продолжение войны. Генрих распорядился выслать Глостера из страны, но по дороге дядю убили. И все заговорили о том, что это страшное злодеяние произошло по его, Генриха, приказу.

Две короны — непосильная ноша для одной головы. Эти мысли время от времени посещали короля. А тут ещё Саффолк, говоривший вначале о мире, отправил во Францию своего племянника Сомерсета, и теперь он ведёт там войну, проигрывая сражение за сражением. Воины возвращаются в Англию, но не получают плату за службу, и во всём обвиняют опять же короля и его советников. И тут появляется этот Джек Кэд...

Генрих посмотрел на супругу и уже агукающего сына и вдруг всё понял. Произошло то, чего он боялся больше всего: болезнь Карла VI передалась и ему. Он безумен так же, как и его дед. Это был первый приступ, спровоцированный, вероятно, неудачами в войне и восстанием. Но он повторится, и Генрих вновь перестанет узнавать родных, не сможет управлять государством. Впрочем, он и так лишь номинально является королём.

Вскоре о его безумии знали все. Парламент назначил при недееспособном короле правителем Ричарда Йорка, потомка другой ветви династии Плантагенетов. Он ненавидел Маргариту и всех, кто был на стороне Ланкастеров. Должности правителя ему было мало, он хотел быть королём. И в мае 1455 года произошло первое сражение, положившее начало войне Алой и Белой Роз.

Генрих всё чаще впадал в забытьё, а когда приходил в себя — оказывался в странных местах, не там, где должен быть король. То он скитался по Англии в каком-то отрепье, то находился в плену у Йорков, а то и вовсе был заключён в Тауэре.

В последний раз Генрих оказался в тюрьме после окончательного разгрома войск Лаканстеров. Он уже не понимал, где реальность, а где его нездоровые видения. Весть о казни 17-летнего сына Эдуарда терзала его сердце. Он понимал: ветвь Ланкастеров пресеклась, других наследников нет, он, Генрих, — последний её представитель. И его жизнь совершенно не нужна тем, кто победил в войне с романтическим названием...

 

Мария Стюарт: дважды коронованная и казнённая

 

Поистине трагическая судьба этой женщины до сих пор заставляет людей искусства обращаться к её истории — писать картины, романы, снимать фильмы. Королева Шотландии Мария Стюарт и жизнью, и смертью прославилась в веках.

Её отцом был шотландский король Яков V, который скончался через шесть дней после рождения дочери. Мать, французская принцесса Мария де Гиз, добилась того, чтобы следующим монархом Шотландии стала именно Мария.

Как только эти вести достигли английского двора, король Генрих VIII пожелал укрепить династические связи и потребовал заключить договор, по которому бы Мария становилась невестой его сына Эдуарда, наследника трона. Было оговорено, что девочка прибудет к английскому двору, когда ей исполнится десять.

Пока же она росла в окружении верных слуг и четырёх подруг — четырёх Мэри, — которых ей подобрала мать.

Тем временем отношения между Англией и Шотландией, и так не очень доброжелательные, обострились ещё сильнее. Да и внутри самой Шотландии клановые конфликты вот-вот грозили перерасти в гражданскую войну. В общем, Марии де Гиз пришлось обращаться к своим родичам во Франции, чтобы те пришли на помощь.

Французским королём был как раз Генрих II, решительно настроенный на борьбу с Англией. Он-то и предложил Марии в будущем обвенчать её дочь и своего сына Франциска. Предложение было очень выгодным, и вскоре пятилетняя Мария Стюарт отправилась во Францию, а вместе с ней и её верные четыре Мэри.

С юным принцем Мария быстро нашла общий язык, а король был очарован маленькой шотландской королевой: «Это самый прелестный ребёнок, какого мне довелось видеть», — писал Генрих. При французском дворе Марии Стюарт дали великолепное образование, девочка освоила музыкальные инструменты и полюбила охоту.

Когда ей исполнилось 14, в Соборе Парижской Богоматери прошло венчание Марии и Франциска. Это было масштабное событие, после которого устроили открытый банкет и великолепный бал.

Франциск, после смерти Генриха ставший королём Франции, этот «пост» занимал недолго — у него было слабое здоровье, и юноша вскоре умер, не оставив наследника. Марии, хоть она и была королевой, пришлось собираться в родную Шотландию. Мать её к этому времени тоже умерла, и опереться девушке было уже не на кого.

По сравнению с богатой Францией Шотландия поражала бедностью. Но Мария нашла в себе силы и мудрость разобраться с внутренними усобицами и кое-как наладить мир с Англией, где на троне уже сидела Елизавета I, королева-дева, опытный и хитрый политик.

К слову сказать, на английский престол Мария имела больше прав, чем Елизавета, однако никогда эти права не заявляла, но и не отказывалась от них. Елизавету же это подвешенное состояние сильно напрягало.

Мария старалась лавировать между несколькими политическими силами, но всё же совершила ошибку. К венценосной молодой вдове сватались представители нескольких королевских династий, однако она позволила себе брак по любви. Её избранником стал её же двоюродный брат лорд Дарнли. Правда, вскоре после свадьбы Мария поняла, что поспешила. Мало того, что лорд был алкоголиком, так ещё и позволял себе вмешиваться в государственные дела, чего королева допустить не могла. Да к тому же он оказался жутким ревнивцем, возможно, и небезосновательно, и на глазах супруги вместе с товарищами убил её предполагаемого любовника, а по факту секретаря.

Мария в это время жала ребёнка и пока что отказалась от мести. Родив же сына, которого она нарекла Яковом, королева выпроводила мужа в его дом, в котором в скором времени случился пожар. Однако лорд Дарнли при этом не угорел, не задохнулся, а был задушен неподалёку от дома. Виновной в убийстве сочли Марию Стюарт. Тем более что она уже была увлечена другим мужчиной, графом Ботвеллом.

Этот брак подданные королевы не поняли и взбунтовались, в результате чего Мария была вынуждена отречься от престола в пользу сына. Так во главе Шотландии оказался Яков VI. Сама же Мария бежала в Англию и попросила помощи у Елизаветы. На словах англичанка, конечно, пообещала помочь, а на деле поселила конкурентку в замок под неусыпный надзор.

Елизавета надеялась, что Мария наконец-то откажется от притязаний на английский престол, но та не делала никаких заявлений. Тогда шотландскую королеву впутывают в якобы готовящийся заговор против Елизаветы.

Начинается судебный процесс, где Марии Стюарт, помимо мятежа, припоминают и странную смерть второго мужа, напрямую обвиняя её в убийстве. Но даже вынесенный смертный приговор не заставил Марию отречься от трона. Елизавета долго колебалась, ожидая от шотландки покаяния, но, не дождавшись, утвердила приговор суда.

У палача, который понимал, что ему предстоит казнить королеву Шотландии и Франции, хоть и бывшую, вероятно, тряслись руки. Отрубить голову Марии он смог только с третьей попытки. Но жестокой и мучительной казнь была не только для жертвы. Елизавета её очень тяжело пережила, и вскоре у неё начались болезни. Она умирала одинокой и бездетной и трон завещала сыну Марии Якову, который стал основателем новой династии на английском престоле.

 

Михаил Светин: по профессии «Чарли Чаплин»

 

Михаил Светин — один из немногих актёров, который славу и любовь зрителей заслужил исключительно врождённым даром. Он нигде и никогда не учился актёрскому мастерству, но это не мешало ему успешно играть на сцене и сниматься в нескольких фильмах в год.

Михаил Гольцман появился на свет в Киеве в достаточно богатой семье: мама его работала воспитателем в детском саду, отец был обычным рабочим, но вот бабушка с дедушкой владели собственной лавкой.

Очень рано у мальчика обнаружились актёрские задатки, особенно нравилось ему копировать походку Чарли Чаплина и заставлять этим окружающих смеяться. Вопрос аудитории перед Мишей никогда не стоял: это могли быть как родственники, так и совершенно посторонние люди, он никого не стеснялся. Главным для него было — насмешить.

«Я с трёх лет собирал вокруг себя ребят и всех смешил. Танцевал фокстрот, лезгинку — мне очень нравилось кричать в конце: „Асса!“ Когда мама спросила, кем я хочу стать, я не задумываясь сказал: „Чарли Чаплином“, — уверенный, что это профессия такая».

Едва Михаилу исполнилось 11, врачи обнаружили у него туберкулёз, и посоветовали отправить ребёнка в Крым. Родители выхлопотали путёвку, и мальчик отправился в санаторий. Вылечившись, он уже собирался домой, но тут пришли известия о том, что началась война. Весь санаторий был эвакуирован на Северный Кавказ.

«Фашисты подбирались к Крыму. Нас спешно на пароходе эвакуировали в Карачаево-Черкесию, под Теберду. Детей спустили в трюм — раздали по дольке лимона и приказали тихо сидеть. Вдали что-то бухало. Потом понял — нас бомбили, но обошлось...»

Потом в эвакуированный санаторий пришло письмо от родителей, которые просили переправить мальчика в Ташкент, где они уже находились. Там семья из четырёх человек ютилась в маленькой комнатке, все, включая маленького Мишу, вынуждены были зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом.

В Киев они вернулись только после того, как была снята оккупация. Михаил пошёл в школу, но проучился всего лишь восемь классов, после чего его отчислили из-за бьющего через край чувства юмора.

Нерастраченную энергию юноша решил реализовать в музыкальном училище, где освоил гобой. Затем, отслужив в армии, устроился в школу учителем музыки. Но вскоре молодой педагог понял, что способен на большее, и отправился в столицу поступать в театральный. Но ни в ГИТИС, ни в «Щуку» его не взяли из-за небольшого роста и дефектов речи.

Впервые на сцену в качестве актёра Михаил Гольцман вышел в камышинском театре, затем были другие театры в провинциальных городах. Тогда Михаил Семёнович и ощутил некоторый дискомфорт при произнесении его фамилии. Над псевдонимом он долго не думал — назвался по имени дочери Светланы. По документам артист Светиным стал лишь в 1983 году.

Шесть лет в Киевском театре музыкальной комедии послужили тому, что его заметили и пригласили в Ленинград. Здесь он работал в Малом драматическом театре, а потом в театре комедии. Светин был востребованным актёром, и его талант наконец-то рассмотрели кинорежиссёры.

Его дебютом на экране становится картина по рассказу украинского писателя Остапа Вишни «Ни пуха, ни пера». В том же 1974 году вышел ещё один фильм с участием Светина — «Агония», — повествующий о заговоре против Григория Распутина и его убийстве.

Но первую большую славу принесла Михаилу Семёновичу комедия «Афоня», где артист исполнил роль водителя ЖЭКа Воронкова. Затем он снимается в «12 стульях» Марка Захарова, где становится инженером Брунсом. При этом в каждой картине Светину везёт на партнёров, которыми становятся звёзды первой величины — Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгения Симонова, Александр Абдулов и другие.

Однако истинная любовь зрителя приходит к Светину после роли Фомы Брыля в сказочной комедии «Чародеи», которая наравне с «Иронией судьбы...» является символом новогодних праздников.

Удивительно, но в карьере Михаила Семёновича не было неприятных или отрицательных персонажей. Ведь только добрые и наивные герои могут улыбаться обаятельной и обезоруживающей улыбкой Михаила Светина.

 

Виталий Соломин: Ватсон на все времена

 

Творческая биография Виталия Соломина насыщена яркими и запоминающимися ролями, однако его визитной карточкой по праву можно назвать немного наивного и серьёзного доктора Ватсона.

Мефодий и Зинаида Соломины преподавали музыку. В семье, проживавшей в Чите, подрастали двое сыновей, Юрий и Виталий. Родители стремились привить любовь к музыке и мальчикам. Однако Виталий, хоть и быстро освоил фортепиано, играл на нём из-под палки. Гораздо больше ему по нраву было чтение. Холодной зимой он любил, пристроившись у печи, посидеть с томиком Конан Дойла.

Кстати, старинный деревянный дом, в котором Соломины жили в Чите, был построен для доктора, лечившего в своё время ссыльных декабристов.

«Одно из ярких воспоминаний детства — окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками ёлочных игрушек. Окна не по-сибирски большие — ведь мороз там жуткий! Идёшь за водой — не дай Бог её разлить и наступить в лужу. Нога тут же примёрзнет», — вспоминал актёр.

В общем, родители решили не принуждать сына к музыке, и Виталий увлёкся спортом. Он записался во всем кружки и секции, которые были в городе, — на волейбол и лёгкую атлетику, гимнастику и баскетбол. Но больше всего ему нравился бокс.

В школе Виталию запросто давалась математика, и он планировал продолжать обучение в этом направлении. Но однажды в Читу прибыла комиссия из Москвы, чтобы найти студентов для поступления в театральное училище. И Виталий подумал: почему бы и нет? Тем более что Юрий уже был актёром в столице.

Для поступления Соломин-младший выбрал Щепкинское училище. Он знал, что по его окончании выпускники идут работать в Малый театр, а это было теперь уже его мечтой, ведь старший брат служил именно в Малом.

Так в итоге и произошло. Виталий Мефодьевич не бегал по театрам, оставаясь верным раз избранному пути. Огромный успех ему принесли роли в «Ревизоре», «Горе от ума», хотя были и годы без работы. Лишь единожды на пару лет он покинул Малый театр из-за разногласий с начальством. Правда, потом об этом поступке сожалел: «Очень быстро я понял, что везде одно и то же. Нет никакого смысла менять свой театр на чужой». Когда же заведение возглавил Юрий Соломин, Виталий возвратился на родную сцену.

Но большому зрителю Виталий Соломин знаком всё же по кино. Его дебютом стала картина «Улица Ньютона, дом 1», где он исполнил роль студента-филолога. Работы здесь было немного, но полученный опыт оказался бесценным, что уже вскоре позволило сыграть ему более значимую роль в фильме «Женщины».

Тем не менее знаменитым и узнаваемым его сделал доктор Ватсон. Потрясающий дуэт с Василием Ливановым оценили зрители не только в Советском Союзе, но и на родине героев. Первый фильм о частном детективе и его верном друге вышел на экране в 1979 году, затем последовали и другие части. В общей сложности были экранизированы 12 рассказов Конан Дойла.

Режиссёр Игорь Масленников как-то рассказал, почему на роль доктора он выбрал именно Соломина: «Я смотрел альбом с фотопробами и увидел актёра с наклеенными такими английскими армейскими усами. Это просто вылитый Конан Дойл! Вокруг мне все говорили — что вы его берёте, это русское лицо… Да ничего подобного, лицо абсолютно северного англичанина или шотландца, из Эдинбурга, откуда и сам Конан Дойл».

Немалый успех ожидал Виталия Мефодьевича и после выхода «Зимней вишни», где он исполнил неоднозначную, но тем и интересную роль. Картина получилась настолько удачной, что ещё дважды снимали её продолжение.

Соломин совмещал работу в театре и кино, работал на износ, и как-то признался друзьям, что мечтал бы уйти, как Мольер или Миронов, намекая на то, что они умерли на сцене. Примерно так и случилось.

Вечером он играл в постановке, и в середине первого акта почувствовал себя нехорошо. Уже в больнице выяснилось, что у него был ишемический инсульт. Больше месяца он пролежал в «Склифе» и умер 27 мая 2002 года не приходя в сознание. Как и многих его коллег, Виталия Соломина похоронили на Ваганьковском кладбище.

наверх