Альтернативная история
Зажигай!
Начало года у славян приходилось на 22 марта - весеннее равноденствие, солнцеворот, когда светило всё больше и больше радовало своим светом, прогревая землю, призывая природу проснуться. Это и было начало нового года - начинавшегося, как и положено в таких случаях с пробуждения всего живого в этом мире и начало дня в мире предков.
Даже в условиях смешения ведических и христианских обрядов, дата празднования оставалась неизменной. Попытка изменить календарь произошла уже после 988 года, когда христианский обряд византийского толка стал массово и насильно внедряться в городах Руси. Дата начала нового года согласно юлианского календаря была перенесена на 1 марта.


Следует отметить условность подобных фраз. Перенесена, значит было принято официальное решение и его стали насаждать на подвластных территориях, прежде всего в городах, где сильна была княжеская власть и имелись посадники - проводники воли правителя. На самом деле, реализация решений растягивалась на долгие годы и это касается не только конкретно данного случая, но и всех подобных.
Юлианский календарь имел в своей основе языческие представления о мире, поэтому и дата празднования не особенно изменилась, ведь принцип весеннего пробуждения природы во всем языческом мире был единым. Наши предки помнили ведические обычаи, а главным символом был костёр - дающий свет и тепло, как наше светило, РА - солнце. Отсюда же ритуальные круглые пироги-караваи.

Григорианцы
В далёком 325 году на Первом Вселенском Соборе приняли решение (их тогда принимали буквально пачками) праздновать новый год отныне не с 1 марта, а с 1 сентября в память о дне дарования римским императором Константином свободы исповедовать христианскую веру. Ещё одна версия гласит: именно 1 сентября Иисус Христос прочёл в Назарете пророчество Исайи о наступлении лета благоприятного. Это связали с наступлением нового года... (без комментариев).
С тех самых пор, церковное новолетие отмечается 1 сентября, в отличие от даты светского праздника. На Русь сентябрьский отсчёт пришёл лишь в 1348 году и был встречен народом спокойно: просто стали отмечать новый год два раза, а чего, дело-то хорошее! И лишь в 1492 году Иван III попробовал навести порядок, установив 1 сентября, как единственный новогодний праздник. Но разве крестьян можно проконтролировать....
Не смог пройти мимо традиций и известный реформатор всего и вся русского Пётр I, после знаменитой поездки "по Европам", он решительно откинул 5508 лет древнейшей русской истории, подводя летоисчисление под единой знаменатель с такими любыми ему европейцами. А те с 1582 года жили по календарю, введённому папой римским Григорием XIII. Он был более точным и переносил дату нового года на 1 января.

Кроме того, точка отсчёта принималась по теоретически высчитанной (и не бесспорной) дате рождения Иисуса, то есть от Рождества Христова, вместо даты Сотворения Мира. Царь Питер развил присущую ему бурную деятельность, одновременно борясь с пережитками празднования в сентябре и вводя новые традиции и обычаи (включая новогоднюю ель).
Чего ему не удалось, так это перебороть русскую церковь, вслед за Константинополем отрицавшую григорианский (римский) календарь.
Так Россия после Петра и жила: отмечала новый год 1 января (по- европейски), но по юлианскому (условно старому) календарю. К началу XX века разница между календарями достигла 13 суток. Отсюда и взялась разница в датах празднования Рождества: 25 декабря в Европе и 7 января в России. Это некоторым образом мешало торговым и финансовым делам, но вступать в конфликт с РПЦ никто не решался.

Коллизии никому не мешают
По вполне понятным причинам, пришедшие к власти большевики этого страха не испытывали и смело провели реформу, установив в феврале 1918 года своим декретом на территории России григорианский календарь, чем устранили отставание от Европы. Конечно, изменения коснулись сугубо гражданских сфер, с церковью красные реформаторы дел не имели. Каждый сам по себе.
Поэтому и поныне государство и основная религиозная конфессия живут по одному летоисчислению, но по разным календарям.
С точки зрения церковной, новый год наша страна отмечает за неделю до Рождества и его празднование со всеми сопутствующими вкусными и весёлыми моментами, приходится на рождественский пост! Вдвойне интересно, что православная церковь также не отказывается от праздника Нового года. Но он наступает 1 января по юлианскому календарю, то есть 14 января по григорианскому. Просто взрыв мозга...

Наш народ с удовольствием в этом отношении церковь поддерживает и не забывает праздновать Новый Год ещё раз уже 14 января, называя эту дату Старым Новым Годом, вводя иностранцев в непременный ступор и буквально доводя их до истерики. Чтобы окончательно вас порадовать, напомню о старой церковной (и кстати, действующей) традиции отмечать Новолетие 1 сентября. Как говорил М. Задорнов - готовы?
Так вот, 1 сентября, которое мы видим в календаре – это 1 сентября по григорианскому календарю. А церковь, как мы помним, живёт по юлианскому. Поэтому церковный Новый Год наступает у нас 14 сентября по новому, «гражданскому» стилю. Вуаля - ещё два повода! Допускаю, что с первого раза может быть не совсем понятна вся эта новогодняя чехарда и рекомендую не спеша прочесть текст ещё разок...

Подводя весёлый итог многочисленным поводам найти праздник там, где его казалось бы быть не может, констатирую: наш человек любой день может сделать праздничным, с чем я Вас и поздравляю. Удачи, здоровья и благополучия Вам, уважаемые подписчики и читатели в Новом Году! Будем считать, что это поздравление на все указанные даты - оптом, так веселее. С наступающим!!!
Фантом – хранитель информации. Доказательство бессмертия нашего мира
Теория существования фантомов в окружающей нас реальности не нова. И хотя люди редко сталкиваются с подобными явлениями, но есть ряд достоверно задокументированных случаев таких встреч.
До последнего времени научно объяснить эти явления даже не пытались, но XX век расставил все по своим местам.
Фантомы не являются в прямом смысле физическими существами с разумом и мотивами. Скорее они отражение психики человека в особой энергетической матрице.
На земле (в нашем мире) они могут задерживаться по разным причинам. Часто эти энергетические субстанции привязаны к какому-то определенному месту (из него они черпают энергию для существования).
Фантом – это нечто несуществующее, но вместе с тем вполне реальное. Даже в современной медицине существует определение «фантомной боли», когда после ампутации человек на протяжении многих месяцев ощущает боль или зуд на месте несуществующей конечности.
В наши дни получено множество достоверных данных о существовании фантомных образований. Это заставляет ученых более внимательно подходить к изучению данного вопроса.
Теперь под фантомами подразумевают не только случайные энергетические структуры, но и неотъемлемые части живых организмов, образующиеся в особых полях.
Еще в начале двадцатого века Альберт Эйнштейн предполагал наличие таких полей. Примерно в то же время (в 30-е годы) советский физик Николай Козырев выдвинул гипотезу, что это поля времени.
Что бы доказать существование полей времени астроном проводил такой эксперимент: объектив телескопа закрывали крышкой, не пропускающей свет. После этого телескоп направляли на звезду.
В этот момент приборы регистрировали неизвестное излучение (в виде особых волн). Затем телескоп направляли на место, где этой звезды никогда не было – поля рассеивались. После, прибор направляли на рассчитанное место, где звезда окажется через тысячелетия. Поля проявлялись вновь.
Получается, что вся информация обо все объектах Вселенной заложена изначально – прошлое, настоящее и будущее существует одновременно.
Эта идея имеет отражение во всех древних религиях мира. Также, многие учёные опираясь на теорию относительности, говорят почти о том же. Только называют это явление торсионными полями.
То есть пространство, обладая способностью к искривлению, может образовывать так называемые торы (вихри), которые могут переносить информацию из одного конца Вселенной в другой, практически мгновенно и без затрат энергии.
Проводя исследования этих полей, исследователи пришли к выводу, что записанная в них информация касается не только материальных объектов, но и нематериальных – о тех самых сущностях, которые получили название фантомам.
Физики установили, что вокруг каждого тела во вселенной образуются собственные информационные поля, обладающие правым или левым вращением. А в этих полях образуются фантомы – долгоживущие и самоорганизованные энергетические сущности.
Вы наверное, слышали, что у каждого человека есть два противоположных советчика: ангел и бес. Причём ангел занимает место за правым плечом, а бес находится слева. Думается, это поверье неспроста. Наши предки гораздо лучше нас понимали как устроен окружающий мир.
Современной наукой не подвергается сомнению тот факт, что вся информация об организме записана в молекулах ДНК. Удивительно, но изучая эти структуры, учёные также столкнулись с явлением фантома.
Выяснили, некое волновое образование продолжает существовать после гибели ДНК (или организма) в течение 40(!) дней. И в это время фантом может оказывать вполне реальное воздействие на живые организмы.
Один случайный эксперимент наглядно это доказал: на клеточные ядра воздействовали лазерным лучом, а при помощи приборов фиксировали спектр, отражаемый молекулами ДНК.
По таким спектральным картинам специалисты затем определяли принадлежность ДНК к тому или иному виду живых существ.
Однажды чисто случайно было проведено измерение чистой кюветы, из которой уже был удалён препарат ДНК. По логике лазерный луч должен был пройти свободно, но он наткнулся на что-то нематериальное.
Прибор зафиксировал характерную для молекул ДНК синусоиду.
Получалось, будто в кювете всё ещё находился образец, хотя на самом деле его уже там не было.
Но это только начало. Выяснилось, что молекулы ДНК способны издавать звуки. Под воздействием лазера клеточные ядра, вибрировали на низких частотах. А при нагревании до температуры 42°С ДНК разрушались, издавая звуки на высоких частотах – как будто бы звали на помощь.
Именно такие крики гибнущих ДНК и зафиксировали в пустой кювете.
Решив, что её просто плохо помыли, кювету вычистили, и измерили ещё несколько раз – результат оказался тем же: в пустой кювете находился «фантом» погибшей ДНК.
-
Кумыки — гунно-тюрки Дагестана, Чечни и Осетии

Кумыки — один из древнейших и третий по численности народ Дагестана. В отличие других кавказских народностей, кумыки относятся к тюркам, занимают положение крупнейшего тюркского этноса Северного Кавказа. Доминирующее в регионе культурное влияние кумыков отразилось на обычаях соседних народов, многие из которых впоследствии переняли кумыкский язык.
Численность — около 600 тыс. Один из коренных народов сегодняшнего Дагестана, Чечни и Северной Осетии, второй по численность после азербайджанцев тюркский народ на Кавказе. Третий по численности после аварцев и даргинцев народ в Дагестане. Проживают также в Турции, Ханты-Мансийском АО, Ставропольском крае, Ямало-Ненецком АО и других областях и странах.



Кумыкский язык относится к кумано-огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Язык имеет свои диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский.
Соседями своими кумыки имеют: ногайцев на севере, аварцев и даргинцев – на западе, табасаран и лезгин – на юге.


Этногенез и история Кумыков
На сегодняшний день не существует общепринятой теории происхождения Кумыков. Как правило, время становление кумыков относят ко временам Хазарского каганата (650–969 гг.), а предками кумыков считают гуннское племя савроматов—савиров, местное автохоное население, хазарские народы, а также кипчаков (половцев). Споры ведутся вокруг того, какой этнос считать основным компонентом. В кумыкком языке сказывается влияние диалектов булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов.




Древнейшим пластом кумыков является дотюркское население сино-кавказских народов. В 6 веке д.н.э. по асссирийским источникам на территории современного Азербайджана существовало скифское государство Ашкуз. Но скифы не создавали бюрократический аппарат управления, для них это был скорее пункт набегов на соседние государства. К этому времени относятся упоминания о смелых женщинах-воительницах сакских племен.
Известно упоминание савроматской царицы Зарины, которая правила городом «роксов» — Роксанаки. Зарина стало женой скифского (сакско-сарматского) царя. Однако, савроматы и саки — разные народы. Савроматы – их внешний этноним, самоназвание – савиры. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима (Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат».




Происхождение савиров весьма запутанно и объемно. Первые упоминания о тюркоязычных племенах на территории Прикаспия относятся к II—IV векам нашей эры, когда в армянских и греческих источниках говорится о племенах барсилов и савиров. Часть этих племен позже вошла в состав Волжской Булгарии.
Приведу летопись поздних булгар, котор
ые составили «красивый» список династий, имеющих важное значение для этногенеза не только болгар, но и кумыков:
- Имэнская – от 15 тыс лет д.н.э. до 9 век д.н.э. (14 тысяч лет)
- Сарматская — от 9 века до 140 г. д.н.э. (760 лет)
- Аланская – от 140 г. д.н.э. до 159г. (300 лет)
- Хонская (Гуннская) — от 159 г до 565г. (404 года)
- Тюркская (по восточной половине империи) — от 565г.
- Аварская (по западной половине империи) — от 565г. до 630г. (65 лет)
- Суварская Идель — 6 в до начала 7 в)
- Условно кыпчакская (по западу) – от 630 г.

В V-VII века из-за давления более многочисленных тюркских племен часть гунно-савиров мигрировало в горы, где образовали совместно с предками аварцев, лакцев и другими племенами образовали государство «Тавйяк» (Сарир). Опорными пунктами гунно-савиров в горах стали Хунзах и Гумик, до прихода тюрков называвшийся лакцами Кебеди. Вероятно, по названию государства Гумик и произошел этноним кумык, изначально относившийся к родовому объединению «кумук-атыкуз».
Интересно отметить, что по строению черепа из жителей Дагестана наиболее близки к черепам гуннского времени прежде всего кумыки.Это подтверждает предположение о том, что, вероятно, кумыки — прямые потомки населения царства гуннов.

Оставшееся на равнине гунно-савирское население попали в вассальную зависимость от хазарского кагана и их князья носили древнетюркский титул эльтебер. Алп-Илитвер, желая выйти из-под опеки хазар, начал сближение с Кавказской Албанией. В 682 году он принял христианство от кавказских албан. В VII веке в результате противостояния хазар и арабов основные центры гуннов были разорены.

В 10 веке происходит падение хазарского каганата, основной причиной которого стало разгром войсками Святослава вместе с освобожденным от хазарской подати племенем вятичей в 965 году. Затем русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер.

На место хазарского каганата пришли половцы (кипчаки), в дальнейшем игравшие важную роль в регионе. Однако местные степи были не целью их походов, а лишь транзитной остановкой. Благодаря этому в Нижнем Поволжье (Саксине) продолжало доминировать огузское и булгарское население.
К этому времени, в связи с распадом хазарского каганата, видимо, и относится образование основного ядра кумыкского народа, когда гунно-савиры образовали самостоятельное государство Джидан, существовавшее в 10-13 веках, — раннефеодальное кумыкское государство. Джидан населённый близкий к хазарам этносами, стал главным врагом мусульманского Дербента.
После монгольских завоеваний на землях кумыков возник Тюменский улус, в 1359—1428 годах бывший улусом Золотой Орды. Также до нашествия Тимура сохранялись прямые потомки гуннов Дагестана, народность гуены которые позже растворившиеся в кумыкском этносе.

В эту эпоху монгольского нашествия и в первое время после падения Золотой Орды кумыкские правители имели свою резиденцию и Нагорном Дагестане — лакском ауле Казикумух, где часть предков кумыков обосновалась еще со времен арабских завоеваний. В XVI в. они снова переносят свою резиденцию на плоскость, в известный еще с гуннских времен торговый и политический центр в Северном Дагестане – Тарки, около одноименной горы.

Наиболее ранним титулом правителей кумыков, зафиксированным в архивных документах, является титул Шевкал Кумыцкий. Его первое упоминание относится к 1558 году. Титул Шамхал возводят то к арабским, то к тюркским источникам.
Тарковское шамхальство являлось одним из самых влиятельных на территории Дагестана вплоть до создания Дагестанской области в 1867 г.
Усиление шамхальства относится к 16-17 векам. Шамхальство владело большой территрией и в период могущественного шамхала Чопана ибн Будая входило в состав Османской империи.

В 1557 году кабардинский князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану Грозному с просьбой помочь защититься от нападений шевкальского царя, крымского хана и османов. Спустя 595 лет после похода Святослава на Хазарию русские войска вновь слехнулись в сражении с кумыками. В 1560 году Иван Грозный организовал поход Черемисинова в Дагестан. Иван Черемисинов захватил Тарки, но не решился там оставаться. В ходе экспедиции основана русская крепость Терки, где впоследствии обосновались терские казаки и захвачены земли Тюменского владения. При Борисе Годунове произошла Караманская битва (1605), в результате которой русские войска потерпели поражение от кумыков.

К началу персидского похода Петра I (1722—1723), шамхальство приходит в упадок. Вначале тарковский шамхал Адиль-Гирей избрал пророссийскую позицию. Однако, недовольный строительством русской крепости на месте современной Махачкалы рядом с Тарками, поднял бунт. В результате он был схвачен, а должность шамхала упразднено.
Но уже в 1734 году Надир-Шах восстановил шамхальство, утвердив в качестве правителя сына шамхала Адиль-Гирея Хасбулата, принявшего персидское подданство.

Начало Кавказской войны вновь разделила кумыкское общество на два лагеря. В 1819 году Ермоловым разгромлено Мехтулинское ханство, а в 1867 году были ликвидировано Шамхальство Тарковское.
Тарки и Тарковский
Интересно отметить, что Андрей Тарковский, режиссер фильмов «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» считал себя последним наследником шамхалов ТАРКОВСКИХ — кумыкских Князей. Существует также и польская версия его происхождения, однако когда балкарский поэт Кайсын Кулиев спрашивал у Арсения: — Так ли это, ты действительно из рода Тарковских? — Да, я из рода дагестанских шамханов, — таков был ответ. — Так зачем же ты это скрывал до сих пор? — Если бы об этом узнал Берия, разве он оставил бы меня живым?

С другой стороны, у славян и других народов издревле существовал бог Тарх. В «Истории» Геродот говорит об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитайе, который жил 1000 лет. У хеттов Тархун был богом грозы. У этрусков был легендарный первый царь Тархунт или Тархонт. И имя Тарквиний также однокоренное с именем Тарх.
Возможно, Тарковский придумал свое происхождение от шамзалов тарковскиз, но название Тарки, как и фамилия Тарковского восходят к легендарному предку скифов.
Генетика кумыков
Кумыки не мыслят себя вне тюркского историко-культурного мира и поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами, однако следует отметить, что их «тюркость» ничего общего с идеями пантюркизма не имеет. При гаплогруппах кумыков J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13% , R1а- 12%. и J1-60%, R1b- 30% у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые как известно сформировались в сев. Китае во второй половине I тыс. до н. э.



Для кумыков, как и для других коренных этносов Дагестана, мажорной (основной) оказалась гаплогруппа, маркирующая автохтонный (местный) дагестанский субстрат, – J1-M267, уровень концентрации которой достигает 35 %. У нетюркоязычных народов Дагестана эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72 % и доходя практически до 100 % у цезской группы. В других популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 редка, у тюркоязычных народов Кавказа еще меньше (в среднем 2 %).
Следующими по частоте гаплогруппами в генофонде кумыков оказались J2a-M172 и субгаплогруппа R1b1a2-M269, которые представлены примерно в равных пропорциях и достигают рубежа чуть более 20 %. Мировой максимум J2a-M172 отмечен на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79 % у ингушей и 55 % у чеченцев. Эта гаплогруппа также указывает на кавказский, но «заимствованный» субстрат в структуре генофонда кумыкского этноса. J2a-M172 не свойственна для многих коренных этносов Дагестана, исключение составляют этносы лезгинской группы языков: цахуры и агулов, которые имеют в своем генофонде 23 и 14% соответственно, что указывает на возможное его проникновение в генофонд Дагестана из Закавказья, а не от этносов, у которых выявлен мировой максимум.

Основной территорией распространения субгаплогруппы R1b1a2-M269 является Западная Европа (до 80 %). Она представлена у всех народов Дагестана, но с высокими частотами – у лезгин (30 %) и аварцев (14 %).
Обращает на себя внимание наличие в генофонде кумыков гаплогруппы G2a-P15 примерно в той же пропорции (15 %), что и у автохтонных этносов Дагестана: цахуров, аварцев и лезгинов (10–14 %).
Кумыкские ремесла
Традиционные занятия кумыков — пашенное земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, шелководство, добыча соли, домашние ремесла, торговля.
Домашние промыслы: обработка овчины, шерсти, кожи, безворсовое и ворсовое ковроткачество, производство сукна, войлока, шелковых тканей, кузнечное и оружейное дело, золотое шитье, басманные изделия (вид чеканки), кружевоплетение.
Близость крупных торговых центров, возможность приобретать там необходимые товары и предметы быта, а не изготовлять их собственноручно, тесные культурно-экономические связи как с горцами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа, оказали решающее значение на развитие Материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой. При этом в силу тех же объективных причин кумыки не создал и та кой целостной художественно-конструктивной системы в архитектуре и прикладном искусстве как другие дагестанские народы, в их культуре меньше сохранилось архаичных элементов и в целом она имеет более светский характер.

Кумыкские войлочные ковры «Арбабаш»
У кумыков было развито ковроткачество, причем все видов — ворсовое, безворсовое, войлочное.
Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.



Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений.
Кумыкские шелковые платки — тастары
Кумычки также занимались ткачеством сукна и шелковых тканей, золотым шитьем, кружевоппетением, изготовлением галуна, тесьмы, кистей и бахромы из золотых и серебряных нитей. Все это использовалось в качестве декоративной отделки как женской, так и мужской одежды (черкесок, башлыков).

Особого мастерства кумычки достигли в плетении тастаров: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, так как изготовить такой платок стоит большого труда. Прежде чем научиться плести настоящие шелковые тастары, уходят долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают. Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся работа.




Плетение – это только часть дела. Самое сложное – приготовление ниток. Это очень ответственный этап. Раньше нити плели из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей не считается настоящим тастаром.
Кумыкские верования
По всей видимости, одним из древнейших пластов верования кумыков, являлась разновидность тенгризма, выражавшаяся в почитании неба Кек, в прошлом считавшегося высшим божеством.
В древние времена у кумыков было почитание огня. С этим связан обычай охраны «своего» огня в каждом доме. Огонь, «охраняющий» дом, скот и очаг, при постройке нового дома переносился из старого жилища в новое, хотя бы в виде золы. И самой лучшей похвалой для хозяйки было высказывание: «За столько-то лет жизни в качестве хозяйки дома в очаге никогда не погасал огонь». И в настоящее время в некоторых семьях жену называют «отъ-ягъа- рым» — «моя, зажигающая огонь».

Разновидностью «очищения огнем» можно считать и имевшие место ужасные случаи самосожжения девушек, честь которых почему-либо считалась затронутой.
Как и все земледельческие народы, кумыки внимательно следили за явлениями природы. Особенно важным был период начала полевых работ. Его предварял обряд «сжигания зимы» (къыш гюйдюров). Устраивали костры во дворах домов, на улицах, за аулом. Все участники праздника, особенно юноши и подростки, прыгали через костры. Кроме того, в каждой кумыкской семье, на весеннее равноденствие, 21 марта готовится специальное блюдо — пельмени с яичной начинкой (йымыртгъа кюрзе). Лишь в этот момент, по представлению кумыков, наступает весна.
На небе находились наиболее почитаемые в прошлом объекты – солнце, луна, звезды, на которые кумыки ориентировались в своей повседневной жизни, обращались к ним в наиболее трудные моменты своей жизни. Считалось большим грехом показывать пальцем на небо, на Солнце, на Луну и звезды. По легенде считалось, что когда-то, в далекие времена, луна и солнце были молодыми влюбленными людьми, но потом они поссорились.

Кумыки все еще помнят обряды, связанные с культом Земире, Гудурбая и Суванасы. Земире (имя созвучно скифской царице Зарине) представлялась кумыкам божественной силой, представлявшейся в образе женщины, полной, крупной. В древнем языческом пантеоне народа она, очевидно, играла роль богини дождя.

В системе языческих верований кумыков «Суванасы» — «мать воды» занимала примерно такое же место, как у языческих славян русалка. В представлении народа Суванасы имела образ женщины огромного роста и большой физической силы. Она обитала в реках, охраняла воду. Поэтому человек, направлявшийся в вечерние или ночные часы к реке за водой, должен был задобрить Суванасы ласковыми словами, упросить ее не причинять вреда и позволить набрать воды.
Таким образом, в древней религии кумыков силы природы олицетворены, как правило, в женском обличье. Однако бытует и мужской образ Бастырыкъ. Он в некоторой степени напоминает домового у русских, но совершенно лишен положительных черт. Бастырыкъ приходит к человеку ночью, во время сна, наваливается на него всем своим телом и душит так, что человек при этом не может даже шевельнуться. Только к рассвету он покидает человека.

В настоящее время многие кумыки утверждают, что к ним приходит Бастырыкъ, поэтому избегают ночью спать в одиночестве, так как это единственный способ спасения от Бастырыкъ.
В представлениях кумыков значительное место занимали и всевозможные приметы. Некоторые из этих примет были связаны с определенными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Были и общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т. д. Ребенок, родившийся в один из этих дней, считался счастливцем.
Наряду с этими днями у кумыков были и запретные, «несчастливые» дни. Таким днем всеми кумыками признавался вторник (талатгюн). Как правило, в этот день не совершалось бракосочетание. Считалось, что ребенок, рожденный во вторник, обречен на всевозможные неудачи в жизни.
Ряд примет имеет связь с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть кого-нибудь из членов семьи.
Когда сова подлетала близко к дому, хозяин, скрывая суеверный страх, обращался к ней с ласковым приветствием.

Были и счастливые приметы, связанные с птицами. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо кумыки встречали прилет ласточек «къарлыгьач». Ласточка считалась священной птицей.
По преданию, ласточки в теплых краях оставили слепую мать Юмурчук. Возвращаясь осенью в теплые края, ласточки должны принести ей привет от жителей горной страны и пожелание здоровья и исцеления больных глаз. Если Юмурчук не получит привета, она может навлечь на страну проклятье. Именно поэтому ласточку не только приветливо встречали, но и просили ее передать привет матери.
Священной птицей считался и голубь, мясо которого могло быть употреблено в пищу только для особых лечебных целей.
Представления кумыков о загробном мире
Кумыки верили, что душа (джан) бессмертна и требует постоянной заботы о себе. Она может прийти в дом в любое время, наблюдать за тем, как живут родственники, потомство, как они заботятся о своих умерших предках.
С этим, в свою очередь, был связан целый ряд похоронных обрядов. Таковыми были, например: обряд обливания водой могилы, чтобы «разбудить покойника»; обычай оставлять на кладбище на несколько часов одного из близких родственников, который должен был охранять могилу после похорон, чтобы покойник, проснувшись и увидев свое новое место, не испугался. Вот отрывок песни-причитания (ясы) оплакивания покойника:
Не будешь там скучать, так как ты не будешь одиноким.
Но будешь бояться, что тебе будет там темно.
Там больше у тебя родственников, чем здесь.
Сегодня же ночью они зажгут для тебя светильники.
Не сомкнув глаз, они будут тебя сторожить.
Они окружат тебя со всех сторон, расспросят о нас.
Существовало также поверье, что голодные души, вернее, голодные предки, могут вредить дому, проклинать сородичей. Кумыки верили в существование «неблагодарных», «ненасытных» покойников.
Кумыкские надгробные памятники (сын таш)
Изучение надгробных надписей представляет несомненный историко-культурный интерес. Всякий мемориал в момент его создания – свидетельство понимания взаимосвязи настоящего с прошлым людьми определенного времени и социального положения. Наиболее распространенный тип надгробных памятников, встречающихся в Кумыкии, представляет собой вертикально установленную каменную плиту.

Специфической особенностью кумыкских надгробных памятников является наличие на них рисунков. Вероятно, желая оставить потомкам хоть какую-то информацию о предках, на плитах создавались рисунки, обозначающие род деятельности покойного.

На мужских надгробиях изображались конь, гребень для расчесывания коня, кинжал, сабля или шашка, пистолет, ружье, пороховница, патронташ, кнут, обувь (чаще всего сапоги). На надгробных памятниках более раннего периода, до XIX в., изображались лук, стрелы, колчан, щит, копьё.


Весьма примечательно, что, мотивы орнаментов надмогильных памятников и войлочных узорчатых ковров «арбабашей», производимых на Кумыкской плоскости, идентичны. Один символ изображен на большинстве памятников, установленных представителям правящего класса, символизируя собой подобие атрибута власти. Большое количество памятников с этим символом сохранилось в Тарках и в селении Казикумух – горной резиденции кумыкских шамхалов.
Эта фигур напоминает грушеобразный медальон, заполненный растительными формами. Оказывается перстневая печать с аналогичной миндалевидной формой служила удостоверением личности всех членов династии Джучидов, к роду которых возводили себя Тарковские шамхалы.
Кумыкский национальный костюм
Лёгкой нательной мужской одеждой кумыков были длинная рубаха – гёйлек и штаны – иштан. Их шили из простых хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи – бешмет – къаптал. Бешмет шили из тёмной материи – хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой. Постепенно бешмет заменила кавказская рубаха с застёжкой спереди и стоячим воротником.


Кумыкский женский костюм испытал большое влияние со стороны одежды северокавказских народов — кабардинцев, черкесов, осетин. Если в повседневном быту кумычка, как и горянка, носила преимущественно платье-рубаху в ее классической туникообразной форме, а также в варианте отрезной рубахи «бузмы», то нарядной одеждой было отрезное по линии талии распашное платье «кабалай» с двойными длинными откидными рукавами, широкой длинной юбкой, глубоким V-образным вырезом, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными позолоченными пряжками филигранной работы.


Кабалай обычно шили из дорогой красивой ткани (бархата, шелка, парчи) и носили с узким серебряным филиграннымы нашивками. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.

Обувь шилась в прежние времена из дубленой кожи на мягкой подошве и обшивалась красивым узором. Кумычки, в отличие от других народов, имели еще специальные деревянные платформы, которые надевались на обувь в сырую погоду, чтобы не запачкать подол платья и обувь.
Косметические средства: белила – оба и румяна – энгилик. Особенно кумычки любили подводить глаза, брови и ресницы сурьмой – сюрме, которой лечили и болезни глаз. Многие женщины, особенно старшего возраста, красили волосы хной.

Кумычки в отличие от аварских женщин предпочитали позолоченные украшения – серьги, кольца, пояса и т. д. К костюму часто носили изящные сумочки, сшитые из бархата или другой дорогой ткани и украшенные красивой вышивкой.
Музыка и танцы
У кумыков, как и у всех остальных тюрков, Агач-кумуз является древнейшим музыкальным инструментом. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Как правило, он сопровождает мужское сольное и ансамблевое пение.
Характеризуя главный свадебный танец кумыков — «бийив» (кумыкская лезгинка), важно отметить отточенность его линий, чистоту и красоту танцевального жеста, точность и выразительность движений.
Командующий ТОФ на КДП

Обожаю рассказывать про наших адмиралов.
Это такие специальные военно-морские люди, с которыми не скучно никогда, а иногда и тревожно. Сейчас расскажу про встречу с самым главным адмиралом Тихоокеанского флота (ТОФ), командующим ТОФ.
Обыкновенный день обычного противолодочного авиационного полка морской авиации ТОФ.
Сегодня будем выполнять полеты по плану боевой подготовки – рутинное дело в заурядном авиационном полку.
Мы уже приступили к «раскручиванию» полетов – выполнили облет средств связи и РТО, выдали предполетные указания экипажам, и готовимся непосредственно к полетам.
Мы – это группа руководства полетами (ГРП), которая почти в полном составе находится на командно-диспетчерском пункте (КДП). Иногда КДП еще называют вышкой.
Сегодня я выполняю обязанности руководителя ближней зоны (РБЗ), мое рабочее место – в отдельной комнате, где я сижу вместе с руководителем зоны посадки (РЗП), в окружении большого количества различных экранов, микрофонов и другой радиотехнической аппаратуры.
Для улучшения условий работы окно закрыто плотной шторой, чтобы не бликовали экраны.
До начала полетов еще около часа, поэтому я поднялся на самую верхотуру, вышел на балкон покурить, подышать свежим воздухом и поболтать с руководителем полетов (РП).
Впереди восемь часов трудной и ответственной работы, но пока можно расслабиться.
На аэродроме на групповой стоянке управления стоит самолет с командующим ТОФ, который летит на Запад из Владивостока, у нас дозаправка, нам передали по оперативной линии, что командующего встречать не надо, он выходить из самолета не планирует.
В принципе, так бывает частенько, но на всякий случай командир полка находится около этого самолета, всякое может случиться.
И это «всякое» случилось!
Потребовалась дополнительная проверка качества топлива, время дозаправки увеличилось, командующий ТОФ заскучал и вышел из самолета.
Наш командир полка вместо того, чтобы быстренько уехать, зачем-то подошел к командующему ТОФ, представился и доложил, что мы готовимся выполнять полеты.
Командующий ТОФ, узнав, что мы сейчас будем выполнять полеты, изъявил желание посмотреть, как там у нас на КДП все устроено.
Командиру полка ничего не оставалось, как привезти командующего ТОФ на КДП и проводить его на самый верх.
В общем, командующий ТОФ находился «в расслабухе», живенько поинтересовался разными экранами, схемами и таблицами, а потом сказал командиру полка:
– Соедини меня с оперативным дежурным флота.
Командир полка взял телефонную трубку и начал выполнять ритуал военного сеанса связи:
– «Триумф», дайте «Стебель»!
И получил стандартный ответ военной телефонистки:
– «Стебель» занят!
Командир полка ошалело посмотрел на телефонную трубку и доложил командующему ТОФ:
– А «Стебель» занят…
И тут я впервые услышал, как шутит командующий ТОФ:
– А кто там занял линию, неужели сам Сталин?
Пока командир полка молча переваривал услышанное, я взял у него из рук телефонную трубку, «построил» телефонистку, добился ответа оперативного дежурного ТОФ, протянул трубку командующему ТОФ и бочком покинул верх КДП, решив отсидеться у себя в комнатке, этажом ниже.
Такое красивенькое, разноцветное
У нас на рабочих местах уже были включены все средства управления воздушным движением, светились экраны, трещали и свистели радиостанции, гудели вентиляторы.
Мой соратник и подчиненный по руководству полетами, руководитель зоны посадки (РЗП), сидел на своем месте и любовно рассматривал свои рыболовные блесны, которые он всегда носил с собой на службу и полировал в свободное время.
Блесны были наколоты на квадратный кусок черного шинельного сукна, лежали на пульте и весело переливались всеми цветами радуги.

Набор блесен
Что-то мне неспокойно стало на душе и я сказал:
– Убери свои железяки!
– Да кому они мешают?
– Я тебе что сказал? Немедленно убери!
– Да ладно тебе…
Предчувствия меня не обманули!
Открылась дверь, и командир полка доложил командующему ТОФ:
– А здесь находятся руководители ближней зоны и зоны посадки, они непосредственно управляют самолетами в воздухе. Сейчас подполковник Б. доложит вам об устройстве рабочих мест.
А я, этот самый подполковник Б., пользуясь полутьмой в комнате, загородил спиной стол РЗП, схватил его тряпку с блеснами и почти незаметно закинул её за пульты. Потом выдохнул, успокоился и вполне доходчиво рассказал командующему ТОФ о предназначении аппаратуры на наших рабочих местах.
Командующий ТОФ меня внимательно выслушал, с интересом осмотрел рабочие места и внезапно спросил:
– А что это тут лежало, а вы убрали? Такое красивенькое, разноцветное?
Я слегка напрягся и нагло соврал:
– Это набор запасных частей, различные радиодетали для быстрого ремонта аппаратуры. Нам механиков ждать некогда, у нас в воздухе самолеты, тут все решают секунды.
– Да, это правильно… У вас ведь все очень быстро… Вот какие у нас специалисты – и самолетами руководят, и ремонтируют сами… Молодцы!
– Стараемся, товарищ Командующий!
Командующий ТОФ пошел вниз, а я упал в свое кресло, унял легкую дрожь в коленках и попытался понять, как это мне удалось так нагло, но удачно соврать самому командующему ТОФ?
Наверное, натура такая – в сложных ситуациях вру, не задумываясь, как птица летает.
Слегка успокоившись, я ласково сказал своему соседу РЗП:
– А ты, сволочь такая, по полной схеме получишь!
А потом мы восемь часов руководили полетами. Ну как обычно.

Вы можете представить себе самые страшные картины зверств и убийств на войне, во время публичных волнений или всеобщего безумия, но ничто не сравнится по ужасу с незаметной, безжалостной и поражающей всё косой мора, опустошающей деревни, города и даже страны. К несчастью, трагедии, спровоцированные масштабными эпидемиями, в человеческой истории были нередки. Старушка Европа неоднократно переживала их, и сегодня я поведу речь об одной из самых знаменитых пандемий древности – Антониновой чуме...

Верите вы или нет, но древние римляне, кроме всего прочего, славились умением поддерживать своё здоровье, начиная от обработки пищи, - правильный выбор которой и сегодня является одним из главных факторов поддержания здоровой жизнедеятельности, - и заканчивая обеспечением приличных для своего времени санитарных условий. Термы, бани, канализации, общественные фонтаны, акведуки и туалеты встречались в римской цивилизации повсеместно, и в этом плане Рим, пожалуй, был самой чистой культурой того времени.

Влияние римского государства, - как военно-политическое, так и культурное, - ширилось с каждой новой одержанной победой, однако никто не мог и помыслить об ужасном воздействии крошечных микробов, которое рано или поздно обрушилось бы на крупнейшую сверхдержаву античного мира. Примерно в 165 году н.э. Римскую Империю поразила болезнь. К 180 году она убила 30% населения. Достоверно неизвестно, какая именно это была болезнь, - оспа или корь, - но совершенно точно понятно, что заболевание пришло следом за солдатами, что вернулись домой из кампаний на Ближнем Востоке.
Свирепствовавшая с 165 по 180 года н.э. Антонинова чума, вероятнее всего, послужила причиной смерти римского императора Луция Вера, который почил в 169 году, и его соправителя – знаменитого императора-философа Марка Аврелия Антонина.

Именно поэтому agnomen (прозвище) «Антонин» стал ассоциироваться с эпидемией. Мор, продолжавшийся до правления Коммода, сына Марка Аврелия, оказался настолько мощным, что повлиял даже на патоценоз - совокупность болезнетворных факторов, - Древнего мира. Распространению эпидемии способствовали, прежде всего, две военные кампании, в которых принимал участие сам Марк Аврелий: Парфянская война в Месопотамии и Маркоманнская война в северо-восточной Италии.

Древние авторы сходятся во мнении, что эпидемия первоначально вспыхнула во время осады римлянами города Селевкии зимой 165-166 гг. Когда армия парфянского царя Вологеза IV напала на Армению, римские войска под командованием императора Луция Вера двинулись на восток, чтобы встретить их, однако оборонять восточные территории стало затруднительно, когда большая часть войск оказалась поражена болезнью. По словам испанского историка V века Павла Орозия, с распространением чумы многие города и деревни на итальянском полуострове и в европейских провинциях потеряли все свое население. Как сообщает римский хронист Аммиан Марцеллин, когда болезнь распространилась на северные провинции, она также затронула германские и галльские народы уже за пределами Империи, а также легионы на Рейне. В течение нескольких лет северные племена оказались вытеснены на юг в поисках новых земель для обеспечения своего растущего населения. Римские армии, ослабленные эпидемией, теперь не могли защитить границы Империи. С 167 года до самой своей смерти Марк Аврелий лично командовал Дунайскими легионами, пытаясь с переменным успехом контролировать продвижение варварских народов через реку. А крупное наступление против маркоманнов, германских племен-разорителей, было отложено до 169 года из-за банальной нехватки солдат.

Историк Евтропий свидетельствует, что население начало погибать по всей империи: от Ассирии до Испании и от Британии до Египта никто не мог спастись от чумы. Сведения о клинических особенностях эпидемии скудны и разрозненны, главным их источником является знаменитый римский врач Гален, современник событий. По этой причине Антонинову чуму часто называют «чумой Галена». К сожалению, великий доктор оставил нам лишь краткое описание болезни. В 166 году во время эпидемии Гален пребывал в своем доме в Малой Азии. 2 августа 168 года его отозвали в Рим, где он стал свидетелем восстания войск, дислоцированных в Аквилее, предместье Вечного Города. Гален документирует свои наблюдения об эпидемии в трактате «Methodus Medendi», ссылки на который можно найти среди его объемных сочинений. Он описывает чуму как «великую» и продолжительную, перечисляя симптомы: лихорадка, диарея, фарингит. По словам Галена, к девятому дню все тело заболевшего охватывала кожная сыпь, а дальнейшие описания столь неприятны и тошнотворны, что их стоит вовсе пропустить. Цель всех его изысканий состояла в том, чтобы предложить заразившимся терапевтическое лечение.

Но какова же тогда природа эпидемии? Историк Уильям Мак-Нейл утверждает, что Антонинова чума и более поздняя чума Киприана (251- 270 гг.) являлись вспышками двух разных болезней - оспы и кори. Чудовищная гибель населения от двух эпидемий может свидетельствовать о том, что люди ранее не подвергались воздействию ни одной из болезней, которое помогло бы выработать иммунитет у выживших. Другие историки считают, что обе вспышки были связаны с оспой. Последнее мнение представляется более верным, учитывая, что молекулярные исследования указывают на развитие кори только после 500 года н.э.

Кроме причинения смерти и телесных страданий Антонинова чума поспособствовала росту религиозного пыла, который расшатал традиционные римские ценности и тем самым еще больше подорвал стабильность социума. Что примечательно, эти же события создали условия для распространения монотеистических религий, таких как митраизм и христианство. В ужасе многие обращались за помощью к магии. Лукиан Самосатский в ироническом рассказе о шарлатане Александре записывает заклинание «которое он разослал всем народам во время мора... его царапали над дверями повсюду».
Тем не менее, по неизвестным причинам коса «черной смерти» внезапно остановилась на долгие года.
Сколь неожиданным было затишье, столь же стремительным и смертоносным было возвращение болезни, вспыхнувшей заново 9 лет спустя. Согласно Римскому сенатору и историку Кассию Диону, только в одном лишь Риме чума уносила до 2000 человеческих жизней в день. Нам трудно представить шок, ужас и отчаяние населения: по оценкам, общее число погибших составило 5 миллионов человек.

Этот мор унес до трети населения в некоторых районах Империи и опустошил римскую армию - славные римские легионы теряли до 10% личного состава, который пытались восполнять за счет неиталиков. Чума ослабляла торговлю, сокращала количество работоспособного населения, снижала надежность транспортных связей, разрушая тем самым всю экономику. Последствия были катастрофическими.
Кроме всего прочего, болезнь вызывала не только физическое, но и духовное разложение. Во время Маркоманнской войны император Марк Аврелий написал свое философское произведение «Размышления», где утверждал, что мор был менее смертоносен, чем вездесущая ложь, ужасное поведение и отсутствие истинного взаимопонимания у людей.

Исследования современных ученых позволяют предположить, что Антонинова чума оказала влияние даже на Древний Китай (вообразите себе масштабы бедствия!). Георг Нибур заключил: «поскольку царствование Марка Аврелия стало поворотным пунктом во многих вещах, и прежде всего в литературе и искусстве, я не сомневаюсь, что последующий кризис был вызван чумой... Древний мир так и не оправился от этого удара». Этот период проложил путь для ассимиляции соседних варварских племен в Империи, усилил их культурное и политическое влияние в государстве. Зарождалась почва для будущего Европы - Темных веков.
Независимо от масштабов, грядущих следом исторических событий, есть основания предполагать, что упадок Римской империи во многом связан именно с Антониновой чумой. В конечном счете, причины падения Рима в V веке нашей эры корнями восходят к хаосу и экономическому упадку, созданному еще во II веке этим мором. В завершение статьи верно будет заметить, что смерть и болезни – далеко не самые приятные темы, однако они содержат в себе огромное количество поучительной информации. Помните, зеркало истории – наш главный наставник на пути в будущее, и не болейте!
Тайна древних черепов с пулевыми отверстиями
Почти век назад швейцарский шахтер искал залежи металлической руды в известняковых пещерах Кабве, Замбия, когда он нашел доисторический череп, возраст которого составлял до 300 000 лет.
Доисторический череп имел сбоку небольшое отверстие круглой формы, которое могло быть образовано только очень высокоскоростным снарядом, например, пулей. Загадка усугубилась после обнаружения черепа древнего первобытного быка с точно таким же отверстием.

Свежие комментарии