На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Reuters: в МУС инициировали расследование в отношении прокурора, выдавшего ордер на «арест» президента РФ В Междунар...Борьба за новую м...
  • Юрий Ильинов
    Перемирия быть не должно. На Западе назвали главное условие прочного мира с Россией На Западе назвали главное услови...Борьба за новую м...
  • Юрий Ильинов
    Окружение крупных сил ВСУ, продвижение к дороге на Покровск. Ситуация на фронтах СВО к 9 ноября На купянском направл...Борьба за новую м...

Иван Грозный: противоречия или чёткая последовательность?

Иван Грозный: противоречия или чёткая последовательность?

 

Всё противоречие личности царя Ивана Грозного ёмко и точно отобразил на своём полотне замечательный художник Илья Репин. Во время правления Ивана IV Васильевича были созваны первый Земский и Стоглавый соборы, проходило покорение Сибири, были взяты Казань и Астрахань.

Однако художник изобразил совсем иной момент жизни правителя — убийство им своего сына и наследника престола. Неслучайно в названии картины он указывает и точную дату — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»: Репин был под гнетущим впечатлением от убийства Александра II и казни заговорщиков. Илья Ефимович писал:

«Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…»

И эти ужасы отображены в облике царя — безумный взгляд, отброшенный в сторону посох, который, вероятно, и стал орудием убийства. При этом правитель с какой-то даже нежностью прижимает к себе бездыханное тело сына, уже осознавая, что наделал. Цвет крови доминирует на полотне, и это ещё больше подчёркивает экспрессивность картины.

Действительно, фигура Ивана Грозного кажется весьма противоречивой и даже в каком-то смысле демонической, но до сих пор вызывает много споров: окутанная тайнами и легендами жизнь царя обросла к тому же сплетнями и домыслами.

И первая тайна связана с рождением будущего царя. Правителем он стал, унаследовав престол от отца, Василия III. Но был ли Иван его биологическим сыном? Дело в том, что в первом браке с Соломонией Сабуровой Василий двадцать лет не мог дождаться ребёнка.

Тогда, разведясь с нею, Василий женился на Елене Глинской, но и тут было не всё гладко. И вдруг Василий приближает к себе молодого и красивого Ивана Телепнёва, да ещё и разрешает ему входить на половину своей жены. Наследника долго ждать не пришлось.

По этому поводу Василий устраивает пышные торжества, чтобы отмести все подозрения: Иван — его родной сын! И он по праву занимает престол спустя три года, после смерти отца.

Впервые Ивана Грозного «Четвёртым» назвал историк Карамзин. Действительно, его дед был Иваном Третьим, а начинался отсчёт с Ивана Калиты. До этого же грозный правитель именовался Первым, так как был первым русским царём, а не просто великим князем, и вся хронология начиналась с него.

Также и прозвище «Грозный» Иван IV получил уже после смерти. При его жизни Грозным называли его деда, да и смысл в слово вкладывали совсем иной — справедливый для своих и грозный (от слова «гроза») для врагов. И по отношению к Ивану Васильевичу этот эпитет стал применяться примерно через век после его кончины.

Значение «страшный» и «ужасный» прозвище царя приобрело под влиянием иностранцев, которые видели в действиях правителя бесчеловечность и лютый гнев. Однако не только это стало причиной демонизации Западом самого прогрессивного для своего времени правителя. Но чем же он им так помешал?

Дело в том, что в шестнадцатом веке началось становление централизованных государств, в том числе и российского. Эти процессы сопровождались укреплением «вертикали власти» и кровавыми расправами.

Но на фоне европейских событий, таких как Варфоломеевская ночь во Франции или казни бродяг при Генрихе VIII в Англии, Иван Грозный кажется невинным младенцем. Всё, что он сделал, это натравил одних бояр на других, непокорных ему.

Но главное, чем не угодил Иван Васильевич Европе, это созданием пресловутого «Третьего Рима». Ко времени воцарения на престоле Ивана Грозного Восточная Римская империя, центром которой был Константинополь, уже рухнула, и Запад почти праздновал победу в многовековой конкуренции, надеясь на своё укрепление.

В противовес нужна была новая столица на Востоке. Однако те, кто пытался взять эту роль на себя, терпели поражение. Яркий тому пример — господарь Валахии Влад Цепеш, навсегда оставшийся в истории как вампир Дракула. Так что информационные войны — это не современное изобретение. Этими технологиями успешно пользовались ещё в Средневековье.

Однако провернуть подобное с Иваном Васильевичем до конца не получилось. Многие, безусловно, до сих пор верят в «кровавого маньяка» Грозного, тем не менее большинство исследователей всё же склоняется в пользу мудрого и справедливого правителя, в годы царствования которого Российское государство приросло землями, были проведены многочисленные реформы и преобразования.

Целью Ивана Васильевича было укрепление государства, и добивался он этого возможными в те времена способами.

=0=0=

Гала Дали — муза для гениев

Жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива. Родилась: 7 сентября 1894 г., Казань, Казанская губерния, Российская империя Умерла: 10 июня 1982 г. (87 лет), Порт-Льигат, Кадакес, Каталония, Испания
Жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива. Родилась: 7 сентября 1894 г., Казань, Казанская губерния, Российская империя Умерла: 10 июня 1982 г. (87 лет), Порт-Льигат, Кадакес, Каталония, Испания

 

Гала сделала Сальвадора Дали таким, каким мы его знаем. Друг для друга они были не просто мужем и женой, художником и натурщицей. Поэт Андре Бретон назвал их двумя полушариями одного мозга: Гала вдохновляла Дали, а он писал её долгие годы. Несмотря на внешнюю противоположность, они были равны по духу и гению. И прошли долгий путь до встречи друг с другом.

Елена Дьяконова родилась предположительно в Казани. После смерти главы семейства, мать с девочкой перебралась в Москву, где снова вышла замуж. Отчим стал для Лены настоящим отцом, любящим и балующим, но главное — дал понимание того, что мужчины должны боготворить её. Это самоощущение, вероятно, и подарило ей возможность развивать в своих мужчинах талант.

Первым из них оказался начинающий поэт Эжен Эмиль Поль Грендель, который известен всему миру под именем Поль Элюар. С ним Елена познакомилась в санатории в Альпах, где находилась на лечении. Здесь впервые благодаря Дьяконовой появился псевдоним поэта и её новое имя — Гала, что означает «веселье» или «праздник».

И действительно, Елена была именно такой — амбициозной и неукротимой, с которой никогда не было скучно. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать всё, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает», — писала Гала, а затем успешно воплощала это.

В браке с Элюаром у неё родилась дочь Сесиль, однако матерью, опекуном она предпочитала быть в первую очередь для своих мужчин. Так наряду с законным супругом в жизни Галы появляется художник Макс Эрнст, который вскоре переезжает в дом Элюаров. Однако «лямур де труа» в то время никого не удивляет, тем более богему.

В 1929 году Поль с Галой навещают в Испании молодого Дали. Фактически сразу Гала и Сальвадор понимают масштаб личности каждого и то, что уже не расстанутся никогда. Элюар становится для жены пройденным этапом, а Дали, находящийся на пороге популярности, — непаханым полем для её деятельности и как музы, и как матери. Тем менее оформляют они брак лишь после смерти Поля.

Гала становится для Дали практически божеством, без которого он не может ступить и шагу, и остаётся такою на протяжении полувека. Его экстравагантные выходки она подаёт окружающим в нужном ракурсе, а порою даже сама придумывает для него очередные проделки.

Гала берёт финансовые дела в свои руки, позволяя гению творить, не думая о хлебе насущном. Сальвадор погружается в работу, а она, пользуясь своим влиянием на мужчин, знакомится с состоятельными гражданами и продаёт им картины Дали за баснословные деньги.

Когда у художника наступают моменты затишья, она предлагает ему иллюстрировать фильмы, создавать театральные декорации и эксцентричные наряды — всё это приносит в семью немалые доходы.

Их личная жизнь была такой же неординарной, как и творческая. По словам современников, они спали в раздельных комнатах, при этом Гала постоянно заводила любовников, о чём сама и рассказывала в многочисленных интервью. Дали в общении с прессой подтверждал её слова, говоря, что подобное поведение супруги стимулирует и его самого, и его творчество.

Несмотря на бурную личную жизнь, Гала никогда не оставляла художника, всячески подталкивая его к новым творческим вершинам. В дневнике Сальвадора можно прочитать:

«Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребёнку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежжёная. Говорят, ею писал сам Вермеер».

И он творил — только с ней, только для неё, только её. «Сон Галы. Мечты о рае», «Портрет Галы», «Галатея в момент творения», «Мадонна Порт-Льигата», «Обнажённая Гала смотрит в невидимое зеркало», «Галарина», «Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», «Галатея сфер»…

Этот список прекращается лишь с её смертью, хотя художник ещё долго не верит в её уход:

«Если Галы не будет, никто не сможет мне заменить её. Она незаменима. Я останусь одиноким».

Так и произошло: он впал в депрессию, перестал писать из-за болезни Паркинсона, а потом и вовсе обезумел…

=0=0=

Последний день Помпеи

 

Ближе к 24 августа вспоминается старая шутка. Однажды жителям небольшого итальянского городка было предсказание, что их город прославится в веках. Они предполагали, что это произойдёт из-за их талантливых художников, знаменитых писателей и архитекторов. О Везувии жители Помпеев как-то не подумали. Немного цинично, но именно так и произошло.

24 августа 79 года случилось грандиозное извержение вулкана, которое стёрло с лица Земли Помпеи, Геркуланум и Стабии.

На сегодняшний день есть два свидетельства о том страшном дне: в «Римской истории» о нём рассказывает Кассий Дион, в письмах к Тациту — Плиний Секунд Младший. Вероятно, в своей «Истории» об извержении говорил и Тацит, но этот источник частично не сохранился.

Первые робкие толчки начали ощущаться ещё в начале августа, но жители городов не придали им особого значения, несмотря на то, что в колодцах исчезла вода. Подземный гул постепенно нарастал, земля трескалась, а на море поднимались волны. Но вдруг всё прекратилось. Некоторые горожане, предчувствуя беду, начали покидать дома.

И вот наступило 24 число. День был солнечный и необычайно жаркий. Внезапно с диким грохотом и сотрясанием земли вершина вулкана раскололась надвое. Всё вокруг потемнело — пепел и дым закрыли солнце, из Везувия извергались огонь, камни, комья шлака. Хлынувший лавовый поток почти мгновенно затопил Геркуланум. Помпеи также быстро утопали в пепле.

Людей в городах оставалось немного, и из них практически никто не успел спастись. Многих гибель настигла в тот момент, когда они собирали пожитки. Погиб и Плиний Старший, римский автор, написавший «Естественную историю». К вечеру на месте богатых городов, утопавших в зелени, была безжизненная раскалённая пустыня.

Поначалу, пока лава ещё не затвердела окончательно, местные жители пытались выкапывать то, что было возможно, в первую очередь статуи богов. Но вскоре это стало невозможно, и о городах забыли. Казалось, навсегда...

Впервые на Помпеи наткнулся Доменико Фонтана в семнадцатом веке, но масштабов найденного не понял. А вот в следующем столетии находки были оценены по достоинству. Первые мраморные обломки обнаружились случайно, но герцог д’Эльбёф решил раскопать всё вокруг и выкупил территорию. Он нашёл девять статуй, чем вызвал большой интерес и у простых людей, и у королевских особ.

Супруга Карла III Бурбона пришла в восторг от найденных д’Эльбёфом статуй и захотела такие же, но свои. Тогда король велел начальнику технических отрядов начать раскопки с того места, где их окончил герцог. И вскоре были обнаружены части бронзовых коней.

Поразмышляв над находками, решили, наконец, пригласить специалиста — хранителя королевской библиотеки. И 11 декабря 1738 года в недрах лавы нашли первую надпись, свидетельствующую о том, что это Театр Геркуланума. Так Помпеи и Геркуланум вновь обретали жизнь. И постепенно раскрывали свои тайны, ведь города оказались практически в идеальном состоянии — они будто были законсервированы толстым вакуумным слоем лавы.

На сегодняшний день города раскопаны, в домах восстановлены верхние этажи и крыши. В центре Помпеев открыт форум с вымощенной плитами площадью, колоннадой, храмом Юпитера и рынком.

В Геркулануме можно увидеть крытые галереи, фонтаны, водопровод и канализацию. Тротуары, вымощенные красным камнем, отделаны бордюрами, а стены домов, как оказалось, были украшены фресками и мозаиками весьма фривольного содержания. Неподалёку от города обнаружена так называемая Вилла папирусов — в ней много статуй и, судя по всему, настоящая античная библиотека.

Гибель Помпеев и Геркуланума, как считали некоторые философы и даже историки, — это кара за нравственное падение. Ведь помимо порою порнографических фресок, города просто перенасыщены лупанариями — публичными домами — и комнатами для свиданий, которых там даже больше, чем пекарен.

Наиболее ярко представить события двухтысячелетней давности поможет картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»:

Википедия: Крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова, работа над которой была завершена в 1833 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер - 456.5 × 651 см. На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.
Википедия: Крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова, работа над которой была завершена в 1833 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер - 456.5 × 651 см. На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.

 

художник бывал на раскопках и со знанием дела передаёт трагедию, постигшую города. Кроме того, эта тема не раз освещалась в кино и художественной литературе. В частности, А.С. Пушкин под впечатлением от картины написал стихотворение «Везувий зев открыл...», а под ним по памяти даже набросал центральный сюжет полотна.

=0=0=

Анна Андро де Ланжерон: не единственная муза поэта

 

Дом Олениных в Приютино под Петербургом был в своё время — в первой трети девятнадцатого века — средоточием культурной жизни столицы. Здесь бывали Карамзин и Мицкевич, Брюллов и Батюшков, Глинка и Пушкин. Ещё бы! Хозяин, Алексей Николаевич Оленин, государственный чиновник высокого ранга, знавший десять языков, был президентом Художественной Академии и директором Императорской публичной библиотеки, то есть человеком творческим и разбирающимся в искусстве.

Разбирающимся, да не очень. Свою дочь Анну, двоюродную сестру Анны Керн, он наотрез отказался выдавать за Пушкина, хотя, говорят, она и сама не очень-то этого хотела.

Но не будем забегать вперёд. Отец дал Анне прекрасное образование, а художественный вкус, она, вероятно, унаследовала от него. Впервые она увидела солнце русской поэзии, когда ей было 11 лет. Тогда, конечно же, ничего не произошло. Но вот спустя годы, вернувшийся из ссылки в Михайловском поэт увидел прекрасное создание и был поражён её красотой и образованностью.

Оба были готовы к женитьбе, но, судя по всему, представляли её по-разному. Анна в дневнике в этот год пишет: «Сама вижу, что мне пора замуж: я много стою родителям, да и немного надоела им. Пора, пора мне со двора...»

У Олениной не было чёткой цели, Пушкин же, наоборот, оказался весьма конкретен — у родителей Анны он просит её руки. Однако ему отказывают и родители, и сама девица: возможно, они не видели потенциала поэта, возможно, их смущал его мятежный дух.

Александр Сергеевич обижен, и очень сильно. В письме к Вяземскому мы читаем: «Я пустился в свет, потому что бесприютен». Действительно, в Приютино теперь ему вход заказан.

А вот свет и двор манят многими соблазнами. Александр Сергеевич открыто, на глазах Олениных, ухаживает за дамами и вскоре делает первое предложение Гончаровой. Боль и обиду он выплёскивает в «Онегине», выводя Анну и её отца в неприятных образах. Но это всё так и осталось в черновиках.

А вот стихи, посвящённые Анне в момент счастливых надежд, знают все. Прежде всего, это «Я вас любил, любовь ещё, быть может...» Эти восемь строк он оставил в её альбоме в 1830 году, когда сильные чувства — и любви, и злости — уже остыли, остались лишь лёгкие светлые воспоминания. А до этого были «Не пой, красавица, при мне...», «Её глаза», и несколько других.

Ещё раз, вероятно, последний, поэт побывал в доме Олениных спустя три года. Тогда в этом же альбоме под стихотворением «Я вас любил» появилась приписка по-французски, обозначающая давнопрошедшее время. Вероятно, это Анну очень сильно задело, потому что до самой смерти она практически никому не показывала альбом, не рассказывала о встречах с Пушкиным и запретила наследникам публиковать её дневники.

Эта тайна хранилась много лет, пока, наконец, внучатая племянница Олениной не обнародовала документы вопреки воле покойной родственницы.

Анна пережила Пушкина на 50 лет. Весть о его гибели она приняла внешне спокойно и через пару лет вышла замуж. Стоит отметить, что ей уже было 32 года — возраст по тем меркам чуть ли не преклонный. Её супругом стал Фёдор Александрович Андро де Ланжерон, офицер лейб-гвардии.

Похоронив родителей, она с мужем переехала в Польшу, где он был назначен президентом Варшавы. После его смерти Анна жила в поместье у сына в полном одиночестве. Жалела ли она о том, что отказала Пушкину? Кто знает? Но наверняка она понимала, что стала не единственной, а одной из многих в длинном списке поэта...

=0=0=

Стефан Пермский — просветитель язычников

 

В истории Российского государства четырнадцатый век отмечен не только борьбой с татаро-монгольским владычеством, но и началом объединения русских земель вокруг единого политического центра — Москвы. И способствовали этому не только политические, дипломатические и военные победы русских князей.

Значительную роль в расширении границ Московского государства сыграли православные подвижники. Десятки православных монастырей, заложенных на севере и востоке стремительно развивающегося государства, сыграли важное значение в продвижении православной культуры и обрусении населения этих земель.

Продвигаясь вглубь заселённых язычниками территорий, монахи осваивали глухие пустыни, развивали земледелие. Новообразованные монастырские приходы и земли на несколько лет освобождались от уплаты целого ряда податей, становясь своеобразными свободными экономическими зонами, чем спешили воспользоваться крестьяне из других областей, предприимчивые промышленники и купцы.

Таким образом вокруг монастырей возникали торговые и промышленные поселения, слободы, деревни. Соответственно, в экономические и торговые отношения втягивалось и местное население, со временем перенимавшее более развитую культуру, русские традиции и религиозные ценности.

Обращая языческие народы в православие, монахи обучали людей грамоте, переводили на местные языки, наречия и диалекты богослужебные книги, тем самым способствуя и сохранению самобытности коренного населения.

Таким миссионером-просветителем для народов Перми стал Стефан, почитаемый Русской православной церковью в чине святителя. К сожалению, сегодня широкому кругу обывателей имя Стефана Пермского почти неизвестно. А ведь жизнь святого тесно переплетена с жизнью знаковых для того времени фигур — Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. И ещё меньше мы знаем о роли Стефана в защите православия от посягательств Папского престола. Но обо всём по порядку.

Точная дата рождения Стефана историками не установлена. Мы точно знаем, что родился будущий святой в городе Великий Устюг Вологодской области в семье служителя городского Успенского собора. Помогая отцу при богослужениях, Стефан быстро обучился грамоте, выучил церковные службы.

Осознав, что хочет посвятить себя служению Церкви, Стефан отправился в Ростов, в монастырь Григория Богослова, где и принял постриг. Биографы утверждают, что монастырь был выбран Стефаном неслучайно — он славился своей богатейшей библиотекой.

За годы, проведённые в монастыре, Стефан выучил греческий язык и принялся за перевод на коми-пермяцкий язык, которым владел с детства, богослужения православной церкви. Очевидно, что в это же время Стефан и осознал своё предназначение: обратить в православие язычников коми-зырян.

С великим множеством трудностей и опасностей пришлось столкнуться Стефану в своей миссионерской деятельности. Около четырёх лет просветитель ездил по Пермской земле, разрушая языческие святилища и обращая местные народы в христианство. Языческие жрецы и волхвы всячески противились распространению христианства, настраивали народ против Стефана.

Житие сообщает о споре Стефана с местным волхвом Памом. Когда словесный спор об истинности веры зашёл в тупик, Стефан предложил своему оппоненту пройти два испытания. Взявшись за руки, христианин и язычник должны были пройти через горящую избу и по дну реки Вычегды, нырнув в одну прорубь и выйдя из другой. Пам от испытания отказался.

А принявших святое крещение с каждым днём становилось всё больше. Ведь Стефан нёс зырянам не только Слово Божье, но и активно обучал их грамоте: на зырянский язык были переведены «Часослов» и «Псалтирь», главы Евангелия и «Апостола», праздничные службы и Божественная литургия. Вскоре Стефан составил зырянскую азбуку, включавшую 24 буквы. Вместе с новообращёнными христианами Стефан построил и первую в пермской земле церковь в честь Благовещения.

В 1383 году Стефан был рукоположен в сан епископа Перми. За время своего епископства он заложил несколько монастырей, храмов и часовен, открыл школу для мальчиков. Сам писал иконы, сам же преподавал и в школе.

Роль святителя Стефана в истории России переоценить довольно сложно. Практически святитель одним из первых обозначил вектор движения русской цивилизации на восток и всячески способствовал расширению границ московского государства в этом направлении.

Известно, что благословения у Стефана Пермского испрашивал сам преподобный Сергий Радонежский, а у мощей святителя перед решающим сражением с захватчиками творили молитвы лидеры народного ополчения Минин и Пожарский.

О том, что судьба государства не была безразлична Стефану, свидетельствует и текст «Учительного послания» святителя к великому князю Дмитрию Донскому. В нём епископ даёт князю советы по управлению государством.

О том, насколько святитель Стефан был авторитетен для Дмитрия Донского, говорит тот факт, что похоронен Пермский епископ был в родовой великокняжеской усыпальнице в Кремле. Уже в 1549 году Стефан Пермский был канонизирован. В честь неоценимых заслуг перед государством образ святого изображён и на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.

=0=00=

Преподобный Сергий Радонежский: подвижник земли русской

 

На картине Михаила Нестерова на фоне среднерусского пейзажа мальчик, сложив руки в молитве, с надеждой взирает на старца в тёмном одеянии. Это отрок Варфоломей, отправившийся за лошадьми в поле, встретил ангела. Художник изобразил переломный момент в жизни отрока, который вскоре из Варфоломея станет Сергием. Преподобным Сергием Радонежским.

Видение отроку Варфоломею. М. Нестеров. Википедия: Картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. Музей: Государственная Третьяковская галерея
Видение отроку Варфоломею. М. Нестеров. Википедия: Картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. Музей: Государственная Третьяковская галерея

 

Образ великого русского подвижника был близок Нестерову духовной чистотой и высокой нравственностью. Именно в нём искал покоя своим переживаниям художник после большой личной трагедии. И «Видение отроку Варфоломею» стало самым знаковым из всех полотен этой серии художника.

Сергий Радонежский жил в то время, когда накопился опыт русского подвижничества, и уже не требовалось слепо подражать, например, византийскому, можно и нужно было развивать своё. И преподобный стал, наверное, первым, кто пошёл по этому пути. Прежде всего, он не согласился с постулатом, что царствия небесного достойны только иноки. «Спасутся все добрые», — говорил святой. Кроме того, Церковь впервые устами Сергия призвала бороться с захватчиками.

О жизни преподобного мы знаем из рассказа Епифания Премудрого, написанного им в начале пятнадцатого века. Родился Варфоломей в семье обедневшего боярина, вынужденного из Ростова перебраться в Радонеж. Когда мальчику исполнилось семь, его отдали в школу, но учёба ему давалась с большим трудом.

Однажды, отправившись в поле по наказу отца, Варфоломей встретил молящегося старца и рассказал ему то, что его волновало, — признался, что хочет быть грамотным, но не получается. Старик помолился и дал отроку кусочек просфоры. С тех пор мальчик успешно постигал науки, но был при этом тихим и молчаливым, много молился.

И постепенно у него вызрело решение уйти от мира. Родители не были против, тем более что и сами приняли постриг. Монахом стал и старший брат Варфоломея Стефан, а следом и он сам. Вскоре братья покинули стены монастыря, чтобы уединиться в лесу. Там они построили небольшую церковь во имя Троицы, а сами жили рядом в шалаше в непрестанной молитве.

Вскоре о подвижниках прознали люди, и вокруг братьев начали собираться такие же желающие святой жизни иноки. Постепенно в лесу вырос монастырь, игуменом которого стал Сергий. Но он не был руководителем в обычном представлении: как рассказывает «Житие», своим братьям он был «точно купленный раб» — помогал строить кельи, трудился наравне с другими, носил дряхлую одежду, питаясь хлебом да водой. Преподобный отличался кротким нравом и именно этим умягчал даже самые грубые сердца, призывая к покаянию и примирению.

Сергий Радонежский возродил введённый ещё Феодосием Печерским, но забытый после его смерти, общежительный устав. Он запретил монахам иметь личное имущество и таким образом разделяться на богатых и бедных. Всё имущество становилось монастырским, то есть общим.

Знаем мы и о том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву и даже дал двух монахов — Пересвета и Ослябю. Однако современные исследователи, склонны сомневаться в этом факте.

Дело в том, что подробный рассказ об этом событии дошёл до нас только в одном источнике — «Сказании о Мамаевом побоище». Ни в летописях, ни в других документах этого периода упоминаний о благословении нет. Да и само «Сказание» было написано лет на сто позже битвы. Передаёт ли оно настоящие факты или в нём уже присутствует художественный вымысел? Исследователи сомневаются…

Преподобный дожил до глубокой старости и, предчувствуя скорую смерть, поставил в монастыре игуменом своего ученика. Умер Сергий в 1392 году и очень скоро был канонизирован: ещё были живы те, кто знал его лично. Ни до, ни после такого больше не было.

Картина дня

наверх