На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    В МИД РФ объяснили полёт российского спецборта в США Полет самолета Ил-96 специального летного отряда «Россия» в США...Хуситы покрыли НА...
  • Юрий Ильинов
    Судьбоносные решения: для чего российский правительственный борт негласно посетил Нью-Йорк и Вашингтон Заключению гл...Хуситы покрыли НА...
  • владимир рябченко
    Сколько народу занималось фигней из-за одного гордеца...Египетская… «скамья»

Карлсон, который вырос и стал вредным

Карлсон, который вырос и стал вредным

Для страны с населением чуть более 10 миллионов человек тот факт, что Швеция может поддерживать собственную программу по созданию истребителей, которые в первую очередь предназначены для удовлетворения внутренних потребностей, впечатляет. Вообще шведы не прочь и других вооружить за деньги, но пока получается так себе.

Впрочем, многое, судя по всему, еще впереди.

Но сегодня речь не об экспортных возможностях шведской военной продукции (хотя они известны), а о перспективах применения в гипотетическом реальном конфликте. Например, с Россией. Эта тема сегодня в Европе очень популярна, и ряд стран всерьез планирует такие сражения, но, пожалуй, шведы это делают серьезнее всех, поскольку даже позаботились на правительственном уровне о местах для захоронения своих граждан. До такого уровня не дошли ни в Германии, ни во Франции.

Но мы не о потерях, мы о том, с чем в войну пойдут шведские ВВС, поскольку война в воздухе уже почти сто лет предваряет войну на земле.



Saab Gripen — это небольшой и универсальный истребитель, который соответствует очень специфическим требованиям Швеции, но его специфичность не означает, что он уступает в боевой эффективности самолетам других стран. На самом деле, новейший вариант Gripen E включает в себя функции, которые могут вдохновить других на разработку будущего для истребителей. Иными словами — самолет с перспективой на дальнейшее развитие.

Gripen E может выглядеть почти так же, как предыдущие модели истребителя, но это настолько значительный шаг вперёд, что производитель Saab даже рассматривал возможность дать ему совершенно новое название. Серия E, как её теперь называют, основана на первоначальных одноместных и двухместных вариантах Gripen A и B. Gripen C/D является его прямым предшественником, и, хотя одноместная модель E внешне очень похожа на своих предшественников, она во многом отличается от них внутри.

Первый прототип Gripen E совершил свой первый полёт 15 июня 2017 года на заводе Saab в Линчёпинге. Самолёт немного больше, чем модель C, что позволило увеличить внутренний запас топлива примерно на 30% по сравнению с предшествующей моделью. У самолёта также увеличенные воздухозаборники, более мощный двигатель General Electric F414-GE-39E и 10 точек внешней подвески вооружений. Двухместная модель F в настоящее время разрабатывается для Бразилии, которая в настоящее время заказала 36 самолетов вариантов E/F.

В декабре 2020 года первые из запланированных 60 самолётов Gripen E были переданы ВВС Швеции для участия в программе совместных испытаний Saab, Вооружённых сил Швеции и FMV, шведского агентства по закупкам. Такой способ совместного тестирования рассматривается компанией Saab как важный способ отслеживания потребностей шведских вооружённых сил на передовой, к чему она относится очень серьёзно, поскольку практически непрерывно внедряет обновления в соответствии с новейшими требованиями.

Практика «подселения» в эскадрильи ВВС летчиков-испытателей Saab действует давно и дает весьма приличные результаты: полёты с эскадрильей позволяют летчикам-испытателям сохранять оперативную перспективу и получать представление о том, как пилоты ВВС используют самолёт. Это даёт возможности для разработки новейших полезных модернизаций, основанных на реальных запросах летчиков ВВС.


Пилот-испытатель Saab Робин Нордландер и Gripen E

Робин Норландер:

«При разработке Gripen E-Series мы стремились сохранить наследие Viggen, Gripen A/B и C/D, потому что мы уверены, что этот продукт конкурентоспособен на оперативном уровне. Мы должны смотреть в будущее, чтобы развивать каждую область Gripen настолько, насколько это возможно. У Gripen E на 30% больше топлива, что означает увеличенную дальность полёта, и это имеет огромное значение для пилота. Мы также увеличили грузоподъёмность за счёт двух дополнительных точек подвески и добавили новые датчики и вооружение».

Gripen E может нести до семи ракет MBDA Meteor класса «воздух-воздух», оснащён радаром Leonardo ES-05 Raven с активной фазированной антенной решёткой (AESA) и инфракрасным комплексом поиска и сопровождения (IRST) Leonardo Skyward G. Новая система радиоэлектронной борьбы (EWS) — это особенность, которой Saab особенно гордится. Система предупреждения о приближении ракеты (MAWS) способна отслеживать обстановку вокруг самолета на все 360 градусов.

Авионика и БРЭО


Особенно примечательна архитектура авионики Gripen E. Компания Saab утверждает, что её конструкция является революционной. Она сконфигурирована таким образом, чтобы можно было быстро устанавливать новое оборудование и обновлять программное обеспечение для выполнения новых задач. То есть, если проводить морские аналогии, то нечто схожее с модульными фрегатами, идея которых была столь распространена в начале 2000-х годов.

Saab заявляет, что вложила огромные средства в разработку этой области. Сами компьютеры можно быстро заменять, чтобы постоянно увеличивать вычислительную мощность, плюс открытая архитектура. Это означает, что клиенты из других стран могут проектировать и разрабатывать собственное программное обеспечение, что позволяет быстро внедрять новые технологии и системы для борьбы с постоянно меняющимися угрозами без аппаратных ограничений.

Компания Saab активно работает над авионикой и системами управления, которые можно адаптировать на поле боя, чтобы летчик мог сражаться в первый день конфликта, получать определенный опыт, а затем на его основе добавлять новые или адаптировать существующие программные приложения, чтобы получить боевое преимущество во второй день.

Именно такие гибкие характеристики авионики требуют лётчики от американских производителей, поскольку военные стремятся гораздо быстрее внедрять новые возможности в новые и существующие типы самолётов, при этом в идеале обновления программного обеспечения потенциально могут происходить даже во время полёта.


Помимо впечатляющей авионики, Gripen E оснащен несколькими датчиками самого высокого класса. Это был первый истребитель, оснащенный радаром AESA, установленным на поворотном устройстве. Это позволяет поворачивать антенну, и механический поворот одновременно с электронным сканированием значительно увеличивают угол обзора РЛС. Вообще на современных истребителях антенна РЛС с АФАР обычно устанавливается в переднем положении без механических поворотных устройств, а угол захвата обеспечивается за счет антенной решетки, отклоняющей луч влево и вправо. Шведы решили, что чем шире угол захвата, тем для летчика лучше, и вернулись к механике.

В итоге антенна Gripen E позволяет вести поиск в секторе 140 градусов в пределах 200-градусного угла обзора вокруг носовой части самолёта. Помимо сканирования прямо перед собой, такая поворотная антенна позволяет летчику «смотреть» радаром назад влево или назад вправо. Это огромное преимущество во время боев за пределами оптической видимости или в условиях противодействия сильной ПВО противника, когда не стоит направлять самолет в район, где работает вражеское ПВО.

Нордландер:

«Вы хотите свести к минимуму вероятность того, что противник запустит ракету в вашу сторону, а с помощью поворотной антенны вы можете немного отклониться от интересующей вас области, продолжая при этом сканировать её радаром.

Таким образом, если я нахожусь в оборонительной позиции и просто сканирую область, я могу отвернуться или уменьшить скорость в этой области, но при этом продолжать её сканировать. Если я атакую и хочу произвести ракетный залп по цели на большом расстоянии, мне не нужно сближаться с противником после выстрела и давать ему возможность запустить ракету по мне. С помощью поворотного механизма я могу отвернуться от цели более чем на 90 градусов и при этом сохранять захват цели радаром. Это особенно эффективно в сочетании с ракетой «воздух-воздух» Meteor»
.

Этот Gripen E оснащён семью ракетами MBDA Meteor

Дуэт ракеты «Метеор» и радара AESA на поворотной платформе — мощная комбинация для Gripen E. Теоретически пилот может запускать ракеты по вражеским истребителям на больших расстояниях, а затем скрываться в «доплеровской выемке» их радара, продолжая наводить ракеты на намеченную цель.

Правда, такая тактика хороша против самолетов старых моделей, потому что новые поколения, такие как Су-57, имеют дополнительные радары с антеннами на боковых поверхностях фюзеляжа, то есть имеют практически круговой обзор. Против Су-57 и аналогичных ему самолетов у Gripen E шансов не очень много, но против более старых истребителей это может быть весьма эффективно.

По сути, AESA-система Gripen E дает возможность наводить ракету на цель на большом расстоянии, излучая радаром в «доплеровскую выемку» противника. Этот прием, когда истребитель поворачивается примерно на 90 градусов от импульсно-доплеровской радиолокационной станции противника, чтобы лететь перпендикулярно ей, не нов.

Истребительные радары используют доплеровский сдвиг для измерения относительной скорости цели, отфильтровывая объекты с низкой относительной скоростью. Так, в частности, БРЭО самолета борется с наземными помехами. Истребитель, который не приближается к вражескому радару и не удаляется от него, а летит перпендикулярно, может войти в радиолокационную «нишу». Это не сделает самолет невидимым, но, по крайней мере, затруднит захват цели.

Компания Saab официально заявила, что у неё есть стратегия, направленная на то, чтобы нивелировать преимущества технологии малозаметности в самолётах пятого поколения. Использование инфракрасной системы дальнего обнаружения является частью общего набора датчиков, который помогает Gripen стать серьезным противником для малозаметной платформы.


IRST истребителя Gripen E расположен перед лобовым стеклом

IRST — это часть уравнения победы, но Saab проводит большую работу с радарами и другими системами обнаружения и наблюдения, связанную с алгоритмами обработки информации. Речь идёт об обработке очень слабых сигналов, о том, что позволяет различать, например, цель, фоновый шум и птицу. Сегодня работа с алгоритмами от Saab позволяет обнаруживать объекты, которые примерно в 10 раз меньше, чем несколько лет назад. И в итоге эффективность в противодействии малозаметности — это не только инфракрасные датчики, потому что малозаметные платформы используют методы снижения ИК-излучения — речь идёт о комплексном сочетании датчиков для достижения этой цели.


Первый Gripen E для Бразилии

Сам по себе Gripen E не обладает геометрическими характеристиками малозаметности. По мнению Saab, из-за того, что программное и аппаратное обеспечение меняется такими быстрыми темпами, малозаметные самолёты в конечном итоге станут более заметными для радаров. Поскольку в будущем очень сложно изменить или перенастроить планер без огромных затрат времени и средств, Saab решила, что лучше идти в ногу с конкурентами, используя быстро развивающиеся технологии, отличные от малозаметности, для победы в войне, например, передовые средства радиоэлектронной борьбы.

Разработка и производство малозаметных самолётов, таких как F-35, обходится чрезвычайно дорого. Кроме того, для поддержания малозаметного самолёта в боеготовом состоянии требуется много технического обслуживания. Gripen спроектирован таким образом, чтобы его можно было быстро развернуть в полевых условиях на небольших базах с минимальным логистическим обеспечением и обслуживать небольшой командой, которая может быстро обслуживать и восстанавливать истребители.

Gripen в умелых руках опытного персонала способен осуществить дозаправку топливом и подвеску ракет за минимальные 10 минут. Это значительно повышает эффективность боевых вылетов, так как дает возможность выполнять большое количество боевых вылетов за определенный период времени.

Использование маскировки в виде усовершенствованной и настраиваемой системы радиоэлектронной борьбы вместо инвестиций в гораздо более дорогостоящую конфигурацию физической геометрической малозаметности, основанной на формах и новых специальных покрытиях, соответствует философии Saab, согласно которой цена должна быть такой, чтобы Швеция и её клиенты могли себе это позволить.

Таким образом, одним из главных преимуществ Gripen E является его система радиоэлектронной борьбы, или EWS. Она совершенно новая для Gripen E и обеспечивает то, что Saab называет «цифровым щитом». Идея заключалась в том, чтобы постоянно и экспоненциально расширять и развивать систему для борьбы с будущими угрозами, основываясь на изучении возможных эволюций самолетов противника. Встроенная система EWS сочетает в себе активные и пассивные системы для защиты самолёта, а также систему предупреждения о приближении ракеты на 360 градусов.

Норландер:

«Все современные истребители в той или иной форме оснащены системой EWS. В некоторых условиях необходимо соблюдать радиоэлектронную тишину, и наша система EWS вместе с IRST позволяет пассивно отслеживать объекты. Это критически важный фактор, поскольку он означает, что вы можете разделить своё подразделение на активные группы — например, с работающими радарами — и пассивные группы, и мы можем обмениваться данными между элементами».

«Самое впечатляющее в нашей новой системе EWS — это разрешение и чувствительность. Когда дело доходит до обнаружения и идентификации целей, эта часть общей системы управления полётами является жизненно важной и одной из наших самых передовых функций. Как пилот, я хочу, чтобы обзор был на 360 градусов вокруг меня, чтобы было высокое разрешение, и чтобы система плавно взаимодействовала с другими моими датчиками. Система EWS должна работать как единое целое, независимо от того, веду ли я наступательные или оборонительные действия. Мне нужно знать, например, отслеживает ли меня радар или по мне выпущена ракета».

Система EWS Gripen E включает в себя и активные, и пассивные средства радиоэлектронной борьбы для решения любых задач. Такие системы, как Leonardo BriteCloud, являются хорошим примером технологий, которые сейчас эффективно используются, хотя и основаны на устаревших системах постановки дипольных отражателей и ложных целей.


Обратите внимание на подкрыльевые гондолы, где размещаются элементы системы РЭБ на Gripen E

Усовершенствованный кокпит «все для пилота»


Управляя всеми этими передовыми системами, пилот сидит в совершенно новой кабине. После долгих раздумий ВВС Швеции решили последовать примеру Бразилии и выбрать для Gripen E единый широкоугольный дисплей (WAD).


Это эволюция по сравнению с тремя большими дисплеями в кабине Gripen C/D. WAD открывает перед пилотом большие возможности в плане ситуационной осведомлённости и способности реагировать на складывающуюся тактическую ситуацию.

Компания Saab потратила огромное количество времени на то, чтобы объединить датчики Gripen E и представить пилоту весь возможный объём данных в простой и интуитивно понятной форме.

«Мы решили разместить карту по всей площади дисплея и показывать ваше местоположение там, где вы хотите, но для начала она будет в центре. Современное поле боя огромно, и пилоту необходимо иметь представление о ситуации на обширной территории. Итак, на карту мы нанесли маршруты миссий и все важные объекты в воздухе и на земле»
- Saab.


Пилот Gripen E в шлеме Targo II перед WAD

«WAD имеет функцию сенсорного экрана, и пилот может создавать области разных размеров и с разной информацией. Виды с датчиков могут накладываться друг на друга и изменяться по размеру и масштабу. В Gripen C мы обнаружили, что пилоты часто меняют масштаб карты, потому что могут быть заинтересованы в деталях в одной области и одновременно следить за более крупной областью с меньшим масштабом. В Gripen E мы улучшили возможность наложения одной или нескольких карт выбранных областей и изменения уровня масштабирования».

Норландер:
«Наше тестирование показало, что возможности WAD практически безграничны, поэтому мы рекомендуем настройки по умолчанию, которые означают, что пилот фактически принимает решение и предварительно выбирает их в системе поддержки полётов (MSS) на земле, а затем может переключаться между ними во время полёта.

Вы можете создать таблицу в MSS, а затем быстро получить доступ к ней в самолёте, чтобы выбрать, как должен выглядеть WAD. При необходимости вы можете отклониться от этих основных настроек».

Компания Saab выбрала нашлемный дисплей Targo II (HMD) для летчика Gripen E. В отличие, например, от F-35, в кабине пилота сочетаются HMD и WAD с дисплеем для отображения на голове (HUD).

«Мы предпочитаем избыточность большого HUD и HMD. У нас было много обсуждений, но мы не были готовы использовать компоновку без HUD (как на F-35 – прим.). Кроме того, иногда пилоты могут захотеть управлять самолётом без очков виртуальной реальности, поэтому мы предлагаем выбор».


Пилот-испытатель Gripen E в шлеме Targo II.

Стоит признать, что у Saab имеется большой опыт, накопленный за годы работы с человеко-машинным интерфейсом (HMI). В Gripen он предназначен для выбора и фильтрации важных для пилота элементов. Интерфейс в зависимости от желания пилота может не показывать обороты двигателя или сколько и в каких баках находится топлива, если это не требуется в данный отрезок времени. Если система работает идеально, она ничего лишнего не станет сообщать пилоту, перегружая его информацией, зачастую не нужной.

Пилот может сам выбрать нужный уровень автоматизации в зависимости от сценария, которым он же и управляет. В Gripen C уже был использован этот принцип, и теперь пилот может выбрать ручное, полуавтоматическое или полностью автоматическое управление. Это означает, что пилот может решить, что он хочет контролировать и управлять всем, одобрить или отклонить предложения системы или сделать то, что лучше всего подходит для системы. Эта информация отображается в виде символов на дисплеях, звуков или речевых сообщений в зависимости от режима. По сути, команда разработчиков сделала всё для того, чтобы максимально упростить для пилота принятие важных тактических решений.

Компания Saab объясняет, что рассматривает взаимодействие человека и машины как следующий шаг в обеспечении совместной работы платформы и пилота, что ещё больше расширяет возможности объединения датчиков, адаптации к задачам и даже обучения.

«Когда речь идёт об объединении датчиков, всё сводится к поддержанию абсолютной максимальной ситуационной осведомлённости. У вас может быть самолет с самыми высокими ЛТХ в мире, но без ситуационной осведомлённости вы как подстреленная утка.

В Gripen E мы говорим о прозрачном объединении. Пилоту нужно знать, какие датчики/платформы предоставляют какие данные и каково качество этих данных, чтобы принять наилучшее возможное решение в бою! Также важно знать, что противник знает о нашем самолете, при принятии тактических решений».


Широкоугольный дисплей Gripen E тестируется на симуляторе

Также стоит помнить, что шведы одними из первых в мире осуществили применение системы обмена данными между самолетами. Еще в 80-х годах прошлого века с системой обмена данными между истребителями шведские летчики летали на самолётах Viggen. Идея возникла из-за того, что вероятный противник (конечно, понятно, кто это – прим.) превосходил шведские ВВС по численности, поэтому и была создана система, которая разрабатывалась как средство усиления, чтобы обмениваться тактической информацией — чтобы ведущий летчик пары видел то, что видит его ведомый. Это сформировало тактическое поведение и дало большой опыт, который впоследствии помог создать систему, способную справиться с гораздо более сложными тактическими ситуациями. В теории, но тем не менее.

Далее шведские конструкторы и разработчики дошли до использования симуляции/прогнозирования ситуаций непосредственно на борту самолета при выполнении боевых заданий на основе данных миссии, введенных на земле, и получаемой тактической информации от датчиков БРЭО, чтобы предложить пилоту наилучший вариант действий.

В зависимости от действий противника система может сообщить лётчику, когда у другого самолёта может появиться возможность атаковать его, а также, например, что произойдёт, если лётчик, например, решит развернуть самолёт влево. Это очень спорная, но, возможно, полезная функция. Таким образом, пилот не просто смотрит на дисплеи и сам решает, в опасности он или нет, а самолёт может постоянно информировать пилота и предлагать ему действия, что-то вроде «что, если».

На самом деле, действительно спорно. Одно дело, когда голосовыми сообщениями системы самолета информируют о реально полезных вещах, и совсем другое — когда начнется моделирование/предсказание ситуации, что в боевой обстановке может оказаться настолько лишним, что приведет к нежелательным последствиям.


Gripen E во время тестирования в Швеции

Что касается обучения, точнее, слаживания действий пилота и поведения самолета, то Gripen имеет встроенные синтетические сценарии обучения. Таким образом, один самолёт может, например, выйти на бой с имитированным противником в режиме «воздух-воздух» за пределами прямой видимости (BVR). То есть в воздухе необязательно присутствие других самолетов, чтобы летчик Gripen E мог отработать различные возможные сценарии, особенно те, для которых требуется большое количество самолетов. Такие сценарии встроены в бортовой компьютер Gripen E, и самолет сам может озадачивать летчика вводными в тренировочном полете.

Понятно, что сегодня роль воздушных целей могут исполнять БПЛА, но с помощью сценариев в MSS можно имитировать работу систем противовоздушной обороны наземного базирования и наземные цели, и всё это может быть заранее запрограммировано. Налицо весьма приличная экономия средств, особенно если речь пойдет об отработке морских операций: один-два корабля и запрограммированные режимы обучения смогут сделать столько для обучения пилотов, сколько не сделала бы целая эскадра в прошлом.


Gripen E во время испытаний с ракетой IRIS-T

Карлсон, который реально возмужал


Gripen иногда подвергался критике экспертным сообществом из-за недостаточной энерговооруженности. Это небольшой самолёт, который может брать приличную боевую нагрузку, вопрос, с кем сравнивать. Gripen E тяжелее своего предшественника, у него есть дополнительные пилоны и увеличенный запас топлива, но это компенсируется более мощным двигателем GE F414 по сравнению с F404 в предыдущих моделях.

В Saab говорят, что никто в мире не смог минимизировать сопротивление так, как это сделали они с Gripen. Всё дело в программном обеспечении системы управления полётом и в том, как максимально была реализована конфигурация самолёта, в котором вместе работают передние горизонтальные стабилизаторы и треугольное крыло. Интеллектуальная система управления полётом всегда настраивает самолёт на минимальное сопротивление в любом режиме полёта. Это означает, что тяга F414 в Gripen E в 9 900 кгс имеет большее значение, чем показывают опубликованные цифры.

Gripen E был разработан так, чтобы соответствовать, а где возможно, и превосходить характеристики Gripen C, несмотря на увеличение размеров и веса.

Норландер:

«Мы ничего не потеряли с точки зрения характеристик. На самом деле, в конфигурации чистого или лёгкого истребителя без тяжёлых внешних подвесов характеристики даже лучше, чем у Gripen C. При большем общем весе с большим количеством точек подвески, большим количеством топлива и подвесов, мы ничего не потеряли. Иногда пилот не может определить, есть ли на самолёте боезапас. На самом деле, если я лечу с несколькими ракетами, я не чувствую разницы в характеристиках и управляемости по сравнению с полностью пустым самолётом».


Робин Нордландер за штурвалом Gripen E

Таким образом, хотя Gripen E-Series и может выглядеть похожим на более ранние версии истребителя, он значительно отличается от них. Возможно, его стоит называть Super Gripen, учитывая, что его усовершенствование похоже на то, как F/A-18 Hornet превратился в F/A-18E/F Super Hornet.

Шведская промышленность известна тем, что ведёт дела тихо, и компания Saab сосредоточила свои усилия на создании истребителя, который должен быть доступным по цене, но при этом не терять в качестве. Gripen не требует обширной инфраструктуры для обслуживания, отличается высокой эксплуатационной готовностью и может обслуживаться небольшой группой специалистов. Уже эти характеристики делают его очень привлекательным в эпоху, когда новейшие боевые самолёты могут быть готовы к выполнению боевой задачи всего за половину этого времени.

Хотя Gripen E-Series появился в эпоху, когда истребители-невидимки распространяются по всему миру, он предлагает широкий спектр возможностей более высокого уровня в относительно небольшом, зрелом и простом корпусе.

И действительно, Gripen E, в частности, как и все истребители Gripen, это довольно серьезный самолет, с большим количеством сильных аспектов. Поэтому есть смысл в свете последних политических заявлений уделить ему несколько больше внимания и пристально рассмотреть возможности противостояния этого самолета российским истребителям, стоящим на вооружении ВКС и морской авиации.

Gripen E, маленький, но очень злой и вредный Карлсон, готов, по мнению многих в Швеции, помериться силами с противниками много больше его. Да, лучше всего такие вещи узнаются на практике, но мы попробуем в теории разобрать возможность гипотетической дуэли Карлсона и Змея Горыныча.

Картина дня

наверх