На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Основатель зловещей американской ЧВК предложил отдать России то, после чего война кончится Основатель зловещей амери...Секта самоубийц г...
  • Юрий Ильинов
    Ударные беспилотники ВС РФ успешно атаковали аэродром ВСУ на Житомирщине Россия продолжает наносить удары по военной...Версия: террорист...
  • Юрий Ильинов
    Бои в районе села Новый Комар, продвижение в Курахово. Ситуация на фронтах СВО к 2 декабря ВС РФ продавливают оборон...Журналист Панченк...

Коронавирус против ядерной мощи британской короны

Я. Вяткин

 

Коронавирус против ядерной мощи британской короны


Коронавирус добрался и до флота бывшей владычицы морей, до британского Royal Navy, там уже имеется определенное количество заболевших. И более того, уже угрожает ее подводным силам. И того хуже — единственной ядерной компоненте британских ВС, то есть атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Вэнгард», которых насчитывается 4 штуки.



«Постоянное сдерживание» чужими ракетами


Напомним, что вся нехитрая ядерная мощь Британии ныне — это примерно 120 боевых блоков (ББ), находящихся в оперативной готовности, и еще почти штук 40 ремонтно-обменного фонда. Блоки британской разработки, большая часть максимальной мощностью до 80-100 кт, но часть представляет собой "жертвы вивисекции", в ходе которых термоядерную часть заряда заменили весогабаритными макетами (центровку и прочие характеристики блока менять — себе дороже) и оставили ядерный запал мощностью порядка 5 кт. Это такой крайне опасный (для самой Британии и для мира, в общем, тоже) фантом-заменитель отсутствующего у экс-владычицы ныне ТЯО. Почему опасный, говорилось на этом ресурсе не раз, и по поводу недавней американской псевдоновинки, ББ W76-2 — тоже, где была проделана и со сходными целями такая же операция с основным ядерным ББ ВС США — W76-1, только мощность получилась 6,5 кт.

Суть в том, что атакуемая такими ракетами с ББ малой мощности сторона не знает, чем она атакована, да и знать не хочет. Увидит старт даже единственной БРПЛ, получив траекторный прогноз на своей территории — с почти 100% вероятности ответит массированным ракетно-ядерным ударом. Но британцы, как и американцы, верят в сценарии ограниченной эскалации, причем в те, которые протекают в их пользу. Один минус — эти сценарии совершенно не учитывают наши воззрения на этот счет и потому обречены на провал. Но продолжим о ядерной компоненте британских ВС. Патрулируют британцы сейчас с половинной загрузкой ракет — 8 из 16 пусковых установок, и несут только по 5 ББ, причем примерно 3 ракеты из 8 несут вышеупомянутые "огрызки" вместо нормальных ББ.

Сами БРПЛ "Трайдент-2" D5 британцам не принадлежат, это арендованные у американцев ракеты. Изначально их было 56, сейчас осталось менее 50. Причем американцы не передавали британцам конкретные ракеты, и при их обслуживании, которое проходит в США, имеют право их менять на другие. Такой вот "прокат". Во всей британской ядерной компоненте собственно британскими являются сами ПЛАРБ и ядерные заряды, но никак не ракеты. Поскольку ракеты принадлежат не Британии, а США, американцы даже делятся с Россией информацией о том, что на этих ракетах установлено, что британцам очень не нравится.

А скажут, что нас было четверо…


Сама стратегия ядерного сдерживания бывшей мировой сверхдержавы, над которой никогда не заходило солнце, ныне носит название Continuous At-Sea Deterrence (CASD), то есть "Постоянное сдерживание на море". Она такова: из 4 ПЛАРБ типа "Вэнгард" одна всегда в ремонте (среднем, капитальном), а одна всегда находится на боевой службе в Бискайском заливе. Там же патрулируют и французы, один раз ПЛАРБ двух стран умудрились столкнуться и здорово изувечить друг друга. Одно время обе страны, от бедности и жадности, даже обсуждали вариант дежурства по очереди, с совместной охраной и обороной района патрулирования, но не срослось.

Что до двух других ПЛАРБ, то одна обычно готовится к новому походу, проводя межпоходовое обслуживание, мелкий или доковый ремонт, другая — отдыхает после возвращения с патрулирования, либо же находится на пути в район или из него. Эта система на ПЛАРБ типа "Вэнгард" функционирует весь срок их службы без особых изменений, а до того она была такой же на ПЛАРБ типа "Резолюшн" с БРПЛ "Поларис-А3ТК". Для обычных кораблей в британских ВМС принято для поддержания постоянного присутствия в каких-то районах иметь три корабля для такой задачи (один в районе, один движется туда или обратно, один ремонтируется или отдыхает), а вот для ядерного сдерживания нужно четыре.

Увы, мой друг, теперь нас только двое…


Но на днях в лондонской "Таймс" вышла статья Люси Фишер (редактор оборонного отдела "Таймс" и "Санди таймс"), где она сообщает, что Королевский флот в настоящее время использует лишь 2 ПЛАРБ вместо положенных 3, потому что одна из ремонтируемых ПЛАРБ застряла в ремонте, а вторая туда уже угодила, и переносить сроки ремонта было нельзя. Эта ситуация продолжается уже больше года, что, конечно, выпадает из длящейся уже более 50 лет практики CASD (правда, часть этого времени у Британии были и бомбардировщики, и другие ядерные средства). Даже когда одна из ПЛАРБ пострадала в ходе столкновения с французской "коллегой", то британцам повезло — из ремонта как раз выходила очередная лодка, и проблемы удалось разрешить.

Разумеется, ситуация, когда одна из лодок на дежурстве, а другую срочно готовят к новому патрулированию или приводят в порядок после предыдущего тоже в спешке, на пользу не идет ни кораблям, ни экипажам. К тому же на патрулировании приходится проводить больше времени. Случись хотя бы одна приличная поломка на любой из оставшихся ПЛАРБ — и постоянное ядерное сдерживание прекратится на какой-то период.

Лодка, находящаяся на обслуживании и подготовке, может, конечно, отстреляться и от пирса, если ракеты не выгружены. Но гарантированно — только в первом ударе, потому что для встречного или ответно-встречного может и не хватить времени, да и нет у Британии системы предупреждения о ракетном нападении, а известят ли американцы союзников — это вопрос открытый. Ну и сама суть подводной ракетно-ядерной компоненты в высоких возможностях по нанесению ответных ударов, а не встречных или ответно-встречных. Хотя и первых/превентивных ударов (в российской терминологии скромно именуемых "ударами в назначенное время") тоже исключать нельзя. Но, в общем, остаться без ядерных сил в готовности вообще — ситуация позорная для страны, третьей в ядерном клубе по сроку членства в нем.

Вирусный фактор


Разумеется, члены Комитета по обороне Палаты общин уже выразили обеспокоенность тем, что выведение из строя любой из оставшихся лодок потребует первого (публично признанного) провала в CASD за последние 50 лет! Лорд Стирруп. бывший начальник Штаба обороны страны (высший военный орган королевства), заявил, что "Royal Navy слишком понадеялся на удачу", мол, "авось пронесет", а это опасно. А бывший министр обороны Тобиас Эллвуд выразил обеспокоенность тем, что подводное ядерное сдерживание "хромает на двух лодках". Более длительная продолжительность патрулирования может также пагубно сказаться на психофизическом состоянии экипажей лодок, считает он.

А тут еще добавилась пандемия. Если вдруг "чумной" моряк окажется на одной из ПЛАРБ, либо готовящейся к патрулирования, либо вернувшейся, а еще хуже — находящейся в море, то это может привести наверняка к карантину для экипажа, хорошо еще, если без выбытия значительного числа членов экипажа. Могут и патрулирование прервать, хотя, конечно, могут и рискнуть продолжить выполнение боевой задачи. Но к чему это приведет — вопрос. Конечно, в нормальных подводных флотах для таких случаев есть сменный экипаж на каждую субмарину, или хотя бы 1-2 сменных экипажа на бригаду или дивизию ПЛ. У британцев от системы двух экипажей отказались в свое время, но в данный момент у них должен быть "лишний" экипаж, раз у них на ремонте 2 корабля вместо одного. Но ведь и там могут возникнуть "коронавирусные" потери, и британцы уже видят на примере ВМС США, как это происходит. Когда из-за COVID из строя выводятся 2 авианосца, а следом еще и УДК ("Боксер"), пара эсминцев типа "Арли Берк" и ряд других кораблей, включая и АПЛ, то, конечно, призадумаешься. А в Британии с коронавирусом ситуация, откровенно говоря, плохая.

В Британии сейчас многие специалисты и политики задают вопросы: готов ли вообще Королевский флот справиться с пандемией COVID-19 в своих рядах? Большой дефицит наборов для тестирования на коронавирус в Британии (о чем пишут сами британцы) и медленная политика тестирования усиливают этот риск.

По словам Роберта Форсайта, бывшего старшего офицера ПЛАРБ "Рипалс" (с ракетами "Поларис-А3ТК) и преподавателя на курсах для командиров подводных лодок, в первую неделю патрулирования вполне нормально, чтобы простуда и грипп охватили корабль: "Один или два человека принесли на борт простуду или грипп, в течение первой недели вы все ее получили, переболели, а потом уже все нормально". Но коронавирус отличается коварством, и, хотя на лодках служат достаточно молодые и здоровые люди, но и им может потребоваться квалифицированная медпомощь узких специалистов по легочным инфекциям и реаниматологов. С соответствующим оборудованием. Аппарат ИВЛ на ПЛАРБ, наверное, есть, но вряд ли больше одного, да и врач на таком корабле — не реаниматолог и не пульмонолог или инфекционист. И "вырабатывание всеобщего иммунитета", провозглашенное британским премьером Джонсоном (то есть наплевательская, по сути, политика по борьбе с эпидемией), на лодке может привести к катастрофе.

В краткосрочной перспективе ВМС Британии необходимо будет ввести чрезвычайно строгий режим для контроля распространения вируса в своих рядах, особенно на борту ПЛАРБ и на береговой базе этих кораблей. Но поможет ли — вопрос открытый.

Кто руководит ядерными силами, пока премьер в реанимации?


Что до самого Джонсона, то он сам ныне "вырабатывает национальный иммунитет" на больничной койке в палате реанимации под аппаратом ИВЛ. Что, кстати, породило у британской прессы новый вопрос: кто, собственно, сейчас контролирует "ядерную кнопку" Соединенного Королевства? Дело в том, что официально только премьер-министр королевства контролирует ядерное оружие. Да, главой государства и главой ВС страны является королева (или другой монарх, конечно). И формально премьер обязан проконсультироваться с королевой по такому важнейшему вопросу. И сделает это, "если позволит время", а так он может решить этот вопрос и сам — так утверждают в Британии. Однако стоит отметить, что "царствующая, но не правящая" королева это, по большому счету, такой же миф, как легендарная британская конституция, которой никто не видел. Скажем, по вопросу Брекзита роль королевы Елизаветы оказалась практически решающей в вопросе, и именно она усиленно продавливала решение о выходе из ЕС. И добилась своего. Но тем не менее, формально контроля над "ядерным чемоданчиком" у нее нет.

Да и нет в Британии самого понятия "ядерного чемоданчика". Есть набор кодов для активации ядерных зарядов и различных планов боевого применения, есть, конечно, средства связи, но как такового самого устройства — нет. Премьер должен связаться с подземным командным пунктом Pindar под Уайтхоллом в Лондоне, а конкретно — с Nuclear Operations Targeting Center, или же находиться в нем, а уже оттуда приказ поступит на патрулирующую стратегическую субмарину. Связаться он также может с борта воздушного командного пункта на борту переоборудованного "Эйрбас А330", используемого премьером с 2015 г. Из подземного КП под Уайтхоллом сигнал поступит в Нортвуд, в Combined Task Force 345 Operations Room (зал управления "Сводным соединением 345"), где два офицера распознают кодовый сигнал и проверяют его подлинность, затем сигнал опять кодируется и отправляется уже ниже, и на носитель ядерного оружия. Утверждается в ряде источников, что премьер не может использовать "Национальную директиву на открытие огня" (на применение ЯО) без консультации с начальником Штаба обороны, который должен добавить свою часть кода к коду премьера, есть и утверждения, что сами коды премьеру представляет он, но эти утверждения противоречат официозу. Согласно ему, британский кабинет министров приветствует коллегиальный принцип принятия решений, и сама возможность того, что ядерное оружие в недалеком будущем может быть применено, должно обсуждаться коллективно кабинетом или как минимум так называемым "военным кабинетом" (7 министерских должностей, включая премьера, министра обороны, главу Форин-офиса и т.п.). Однако премьер может принять решение и самостоятельно, и вообще, даже заместители премьера не имеют никакого права управлять ядерным оружием вместо него (раньше, во времена "холодной войны", существовал несколько иной порядок). Так что, похоже, пока Борис Джонсон валяется на больничной койке, британское ядерное оружие оказалось несколько "подвешенным в воздухе" в том плане, что не очень и понятно, кто им управляет. Хотя, скорее всего, кому-то он это право все же передал — такое право у него имеется.

Письма мертвого человека


Сама по себе система управления британской ядерной компонентой, в общем, является устаревшей, уязвимой, негибкой и не гарантирующей применение ядерного оружия вообще. Это даже в сравнении с Францией так, не говоря уж о сравнении с системами управления ядерными силами США и России (особенно России) — рядом с этими, предусматривающими все на свете, системами, управляемыми из многочисленных сверхзащищенных дублированных КП, подвижных и воздушных КП и пр., британская система управления выглядит чем-то вроде творчества юных техников. Что порождает достаточно забавные механизмы "на случай, когда в Лондоне все проспали", Британию уничтожили и приказ так и не поступил. Речь о так называемых "письмах последней инстанции", которые с 1972 года от руки пишет каждый премьер для командира заступающей на патрулирование ПЛАРБ. Эти письма, числом 4, пишутся для командиров каждой ПЛАРБ, и хранятся в 2 встроенных сейфах в главном командном пункте субмарины (не в командирской каюте, как коды и ключи на старт ракет). Письмо уничтожается, если премьер меняется, и его не вскрывают. Новый премьер пишет уже свои письма.

Вскрытие писем осуществляется только после определенных проверочных процедур, которые обычно засекречены. Но известно, что для ПЛАРБ типа "Резолюшн" в 80-е годы одним из характерных признаков гибели страны являлось прекращение любых военно-морских радиопередач и сигналов в течение более 4 часов, а для "Вэнгардов" одним из признаков является прекращение вещания ВВС "Радио 4". Письма включают в себя различные опции вроде "нанесите удар отмщения", "не надо наносить удар отмщения", "передайте свой корабль под командование союзников из США, если там еще есть кому передавать" и даже "идите в Австралию" или "решайте сами". Впрочем, вряд ли эти письма в данном случае потребуются, даже если г-н Джонсон не выкарабкается и не "приобретет иммунитет", который он обещал британцам. Найдет королева другого премьера, никуда не денется.

Компетентность и релевантность американских элит


Попалась тут на одном американском информационном ресурсе любопытная статья. Называется она "Политика на уровне "скорости релевантности" требует релевантности". автором является полковник Армии США Тодд А. Шмидт. "Релевантность" обозначает в данном случае способность властей США соответствовать моменту, вызовам современности, действовать адекватно и уместно.



Чего не хватает американской политике


Сам Шмидт начинал службу в 82-й вдд США взводным, потом служил то в артиллерии, то в ПВО различных дивизий США, то в зенитно-ракетных бригадах, то в службах тыла. Был и адъютантом комдива и в штабах послужил, поучаствовал и в войне в Ираке и в Афганистане (ротным). А потом двинулся в политологи, в прошлом году получил степень PhD в Канзасском университете. Учитывая, что начинал он карьеру еще до армии помощником у тогдашнего губернатора Индианы Эвана Бэя (он потом был долго и сенатором), куда явно не взяли бы человека со стороны, то надо заметить. что человек он с нужными знакомствами и связями, в общем, "из обоймы", как принято говорить. Вопросы он в своей статье ставит интересные.

По его мнению, та самая "релевантность" политики США идет на убыль. Имеет место серьезно нарастающая внутриполитическая нестабильность. Вспомните битвы демократов и республиканцев, трампистов и антитрампистов, которые пронизывают американский истэблишмент сверху донизу. Разве это похоже на привычную "борьбу нанайских мальчиков", которая заменяет в "самой демократической стране" политическую борьбу десятилетиями? Да они уже в глотку друг другу почти готовы вцепиться! Внутренняя нестабильность в сочетании с дестабилизирующим поведением на международной арене американского руководства (что также нарастает от администрации к администрации), негативно влияет на политику США и значимость Америки для союзников и противников. Тодд считает, что для решения этих проблем требуются опытное руководство, инвестиции в человеческий капитал, организационная адаптивность и пересмотр унаследованных правовых рамок отношений между гражданскими и военными кадрами и кругами.

Кризис компетентности и кризис адекватности


По мнению Тодда, на уровне высшего руководства решения по вопросам национальной безопасности требуют рекомендаций и решений со стороны информированных, опытных и опытных выборных должностных лиц, межведомственных руководителей и в особенности военных элит, обладающих дальновидностью. Мол, они предвосхищают и рассматривают подходы всего правительства США к решению стратегических вопросов. А иначе существует риск нездорового дисбаланса в применении национальной власти и гражданско-военного баланса сил.

Сохранение международного значения США требует стабильных и надежных инвестиций, присутствия и взаимодействия с союзниками и партнерами, и адекватного поведения в отношениях с соперниками (вроде России и Китая, очевидно). Если международная среда является ареной соперничества сверхдержав и великих держав, то союзники не должны ставить под сомнение стабильность альянсов в условиях стрессовых ситуаций и угроз. Особенно "стабильность" альянса НАТО показана хорошо в ходе коронавирусного кризиса, когда страны-члены рвут друг у друга из глотки аппаратуру ИВЛ, маски, халаты, лекарства, занимаясь, по сути, конфискациями и пиратством и вообще ведя себя на уровне "братков" из 90-х годов в России и бывшем СССР. Причем США в этом "медицинском пиратстве" занимают ведущую роль. Но статью полковник писал явно до всей этой истории.

По мнению Тодда, в дополнение к сложной международной обстановке в мире происходит революция в военной сфере. Стремительное развитие робототехники, дополненной реальности, беспилотных систем вооружения, гиперзвуковых технологий, космических и киберпространственных возможностей, искусственного интеллекта и облачных технологий информатики ускоряет политический процесс и командование и требует все более высокого темпа принятия решений. Тут можно согласиться частично: революции никакой нет, но определенный качественный переход происходит, и он опять ставит вопрос о быстром и правильном принятии решений и командовании войсками и силами.

Внутренние проблемы США, по мнению автора, включают политическую поляризацию внутри страны, ослабление дипломатического влияния вовне ее, появление новых политических сил и фигур (Трампа?) и мощное военное сообщество, которое частенько затирают в сторону от принятия решений, но его влияние все равно растет. Не очень понятно, как это сочетается. Разве что речь идет о том, что политизированная часть военной элиты участвует в принятии решений, а вот с военными реальными профессионалами никто почти не советуется — это в США и правда массово в последние десятилетия. Эти проблемы часто мешают решениям высшего военно-политического руководства (ВПР) страны, вызывают хаос и приводят к путанице в политике и экономике. Опять же достаточно здравая оценка.

Глобальные вызовы, стоящие перед США, включают в себя дестабилизирующую внешнюю политику самих США и ряда ведущих сил планеты — России и Китая, а также, очевидно, Ирана, КНДР, список, очевидно, неполный. Это порождает несогласованное реагирование на международные проблемы и усиление политической нестабильности. Это портит связи с союзниками и партнерами и парализуют скоординированное реагирование на угрозы национальной безопасности. Результатом этого является восприятие лидерства со стороны США, как неадекватного и постыдного, которому бросают вызов могущественные соперники, не ограниченные в своей способности ослабить американскую власть за рубежом. Ну, понятно, опять басни об "американском лидерстве" и "великой миссии", видно, даже адекватно оценивающим реальность американцам просто необходимо сильно встретиться фейсом своих иллюзий об тейбл реальности для излечения от этих опасных заблуждений.

"Гражданские элиты" погружаются на дно


Внутри США политическая среда характеризуется постоянной ложью на всех уровнях, потерей доверия общества и "винтиков" руководящей системы к руководству. Сильны также оппортунистические взгляды и поляризация мнений, с другой стороны. В политических условиях, характеризующихся партийностью и поляризацией, президенты исторически используют "административную стратегию управления", как ее обозвал автор. Этот подход централизует контроль в Белом доме, поскольку президенты назначают лояльных политически своих деятелей по всей бюрократической вертикали, чтобы обеспечить выполнение их политической повестки. Причем это действует не только для внутренней политики, но и для вопросов национальной безопасности и внешней политики.

По мнению Тодда, падение уровня работы Госдепартамента США за последние 75 лет после Второй мировой очень хорошо видно и хорошо документировано. Все без исключения (!) президенты последовательно недовольны Госдепом и вынуждены утверждать все больший контроль над своей внешнеполитической повесткой. Сегодня Госдеп в кризисе и борется за свою нужность и актуальность, считает Тодд, поскольку уровень компетенции высших его руководителей (тех, которые являются политическими фигурами и назначаются президентом и его администрацией) все ниже и ниже, низка и мораль персонала на нижних уровнях этой вертикали.

С упадком Государственного департамента наблюдается соответствующий рост числа назначений новых политических деятелей, не имеющих дипломатического, разведывательного, национального или военного опыта. Более того, послов США и раньше назначали в разные малозначащие страны, по сути, за деньги (чем больше влил в предвыборные фонды будущего победителя гонки за Белый дом, тем теплее должность посла получил). Тут со времен О. Генри мало что изменилось — вспомните его цикл "Благородный жулик" и эпизод, когда господа Питерс и Таккер пытались купить своему другу место шерифа, но их обманули, и он получил место почтмейстера. Которое их наниматель потом обменял на шерифское. Но уже более 10 лет процветает практика назначений послами таких, откровенно говоря, малокомпетентных в дипломатии людей, за деньги и в ключевые страны вроде ФРГ. Разве что в Китай или Россию назначают по иным принципам, но компетентнее что-то послы в России не становятся — мы с вами это отлично видим, как качество их и их работы падает от администрации к администрации. Конечно, во времена СССР тоже была не более разумная, конечно, практика назначения послами разных проштрафившихся партийных деятелей, от которых толку было почти что ноль, с перемещением с места первого секретаря обкома в провинции. Но за них "тащили лямку" секретари посольства и прочие карьерные дипломаты (которые тащили и тащат ее и за "ближних и дальних соседей" из органов разведки). Но в серьезные страны таких ответственных товарищей и при СССР, как правило, не посылали.

Упало и количество отслуживших в армии членов Конгресса, сокрушается автор, причем резко, если сравнить с 1970-ми. Сенат, видно, не берется на рассмотрение Тоддом — там практически пожизненных, уступающих только своим детям посты, несменяемых сенаторов полно, и среди них есть семьи с военной традицией, и без нее.

Политические связи, сбор средств, махинации и откровенная апелляция к наиболее пристрастным элементам любой политической повестки партии в совокупности создали последовательные когорты политически связанных выборных должностных лиц с небольшим пониманием теорий, истории, реалий и нюансов национальной безопасности, внешней политики и стратегических военных дел. Проще говоря, чем дальше, тем больше к власти в Америке приходят безграмотные недоучки. Но не потому, что кухарки, которых допустили управлять государством, а по иным причинам. Эти начинающие политические деятели практически не имеют опыта исполнительной власти на федеральном уровне. Опыт, которым они обладают, имеет мало значения для управления страной. Они номинально занимают важные посты, не зная о своих обязанностях, и неспособны мудро принимать важные решения и решать вопросы, стоящие перед ними. Эти тенденции создают вакуум лидерства и вакуум знаний и вакуум власти, который снижает ценность и значимость гражданских лиц в процессе разработки ключевых элементов политики. По мнению автора, имеет место "дефолт" гражданских властей, пока никак не объявленный.

А как же военные элиты?


При этом Тодд считает, что, в отличие от опускающихся на дно некомпетентности гражданских властей и элит, профессионализм военных элит резко возрос. И, мол, соответственно, военные элиты охотно принимают растущую "преторианскую роль" в правительстве. Речь о роли, которую играли преторианцы в поздней Римской империи, где они не пропускали участия ни в одном заговоре с целью смены власти, и стали как средством, так и инструментом возведения новых императоров. С повышенным профессионализмом своим военные элиты пришли к выводу, что они более опытные, закаленные и зрелые, чем гражданские коллеги. Начинающие политики больше не имеют права ошибаться в решениях по вопросам национальной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь военнослужащих, по мнению этих элит.

Честно говоря, тезис о некоем резком росте компетентности военных элит США кажется притянутым за уши так, что уши те растянулись на манер заячьих. Практически все решения ВПР США, принимаемые в недавние годы по военным вопросам и вопросам национальной безопасности, принимались не без непосредственного участия "военных элит", то есть генералитета. И считать шаги вроде выхода из Договора по ПРО, не приведшего к созданию сколько-нибудь боеспособной системы, способной решать те задачи, которые провозглашались, адекватными?.. Разве что в Москве могут так считать, потому что именно России развязаны были руки как в создании ряда систем ПВО-ПРО, ранее бывших под запретом, так и в создании ударных средств, которое было оправдано выходом из ДПРО и необходимостью "прорыва" той ПРО, которой так и не появилось (вне зависимости от их реального назначения). А выход из ДРСМД? А гиперзвуковая "гонка", начатая американцами и ими же успешно проигрываемая? А вмешательство в Сирии, или, скажем, война в Афганистане, приведшая к миру с бывшим заклятым противником, которому, по сути, дан карт-бланш на взятие власти в стране? А Ирак? Может, чехарда артиллерийских программ или программ создания БМП или тот цирк, что устроили в сфере стрелкового оружия для армии — признаки высочайшей адекватности? В общем, о какой высочайшей компетентности военных элит толкует Тодд? Можно разве что считать, что на фоне упадка гражданских элит часть военных не выглядит настолько деградировавшей. И можно сказать и о том, что пока что среднее звено, все эти "толковые майоры" и "деятельные подполковники", достаточно профессиональны, но вот насчет именно всего генералитета трудно согласиться с американцем.

Чувство собственного превосходства над штатскими не всегда оправданно


Тодд считает, что военные элиты полагают, что они являются более опытными и лучше подготовленными лидерами, менеджерами и плановиками в контексте национальной безопасности и военно-политических вопросов. Они контролируют огромные ресурсы, чтобы повлиять на изменения. Они имеют глобальное присутствие и мощные сети. Их военная культура и менталитет, по его мнению, исключительно сосредоточены на принятии решений с немедленными, видимыми последствиями для целей политики. Наконец, военные элиты считают, что они морально превосходят гражданских коллег. Их не волнует смена политических ветров, электоральная политика и политическое наследие. Это, конечно, не точное изображение действительности — это они сами так о себе думают.

Военные элиты по своей сути являются политическими. Они ведут себя в соответствии со своими значительными амбициями и политическими убеждениями. Они все больше отождествляют себя с политическими партиями, идеологиями и открыто участвуют в политической деятельности. Однако военные элиты могут страдать от политического "туннельного мышления", предвзятости, неправильного понимания нюансов и неправильного понимания элементов национальной власти в политическом процессе. Результатом такого положения дел является процесс принятия решений в области национальной безопасности и внешней политики США, направленный на формулирование, координацию и интеграцию элементов национальной мощи в интересах достижения национальных целей и задач. Политики и политические назначенцы подавлены. Беспрецедентное делегирование полномочий военным элитам и чрезмерная опора на военную мощь соответствуют расширению административных стратегий управления, росту числа политических акторов и конкурирующих институтов, которые недостаточно финансируются, недостаточно обеспечены ресурсами, недостаточно укомплектованы и, по некоторым оценкам, плохо руководятся. Что идет во вред политике правительства в целом.

Понимание требований агрессивной конкуренции сверхдержав и великих держав требует опытного руководства, инвестиций в человеческий капитал, организационной адаптивности и эффективных гражданско-военных структур, которые подчеркивают контроль общества над военными. К сожалению, многие политики воспринимаются военными элитами как не склонные к риску, безответственные, неспособные быстро принимать решения и не реагирующие на революцию в военных делах и конкуренцию в "серых зонах" постоянного конфликта сверхдержав и мировых значимых сил, который находится ниже порога реальной войны. Видимо, американец ведет речь о тех самых гибридных конфликтах.

Картина дня

наверх