В придачу к «Орешнику» у России есть «Мегаполис»
На базе Су-57 создан истребитель шестого поколения с уникальными возможностями
15 декабря в эфире Первого канала был показан документальный фильм «Властелины неба», посвященный 85-летию опытного конструкторского бюро «Сухой» и «МиГ». В 2022-м оба разработчика боевых самолетов соединились с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) в одну компанию.
Большая часть фильма была посвящена работам по российскому истребителю пятого поколения Су-57. Впервые на экране широкой общественности был продемонстрирован «пятьдесят седьмой Сухой», оснащенный новейшими двигателями с плоскими соплами.За пять дней до премьеры Первый канал выложил трейлер «Властелинов неба». В короткий ролик на полторы минуты как раз и попали кадры обновленного российского истребителя. Новое изделие моментально вызвало волну публикаций в иностранных СМИ и на профильных интернет-ресурсах. «Сухой» с новым движком и квадратными соплами сразу получил у зарубежных специалистов высокую оценку.
Тайна буквы и символа
Что за машину показали в документальном фильме? По характерной окраске и конструкции сразу становится понятно, что это не совсем Су-57. Это его прототип — Т-50−2. Об этом говорят синие цифры «052», нанесенные на хвостовое оперение истребителя. До начала серийного производства «пятьдесят седьмых» было построено около десятка прототипов. Но Т-50−2 оказался самым летающим. Помимо испытаний, это борт неоднократно показывался на МАКСе, где выполнял демонстрационные полеты.
Читайте также
Хорошая донная мина при плохой игреПочему Россия не блокирует украинские порты, через которые хунта получает натовское оружие
Но если приглядеться, на кадрах фильма можно заметить, что на килях Т-50 помимо цифр «052» нанесена еще некая эмблема. На ней изображен Су-57, пускающий ракету, при этом силуэт истребителя вписан в лого «Су». Между тем, на эмблеме есть еще одна буква -красная «М».
Такая сложная графика обозначает проект «Мегаполис». Планируется создать обновленный истребитель 5+ поколения, который пока носит обозначение «Су-57 второго этапа». От машин «первого этапа», которые сейчас поступают в войска, изделие будет иметь очень серьезные отличия. Фактически речь идет о создании принципиально нового боевого самолета с уникальными боевыми возможностями.
Что в имени твоем?
Государственный контракт Минобороны с ПАО «Сухой» на проведение опытно-конструкторских работ «Мегаполис» был подписан еще в 2018 году. Согласно договору, первый полет прототипа ожидался в 2022-м.
В качестве опытной платформы был выбран Т-50−2. По всей видимости, это неслучайно. По сути «двойка» — просто планер с двигателями и минимальным набором авионики. На нем проверялись летные характеристики. Поэтому его даже особо и не требовалось переделывать. Все новые узлы, агрегаты и оборудование можно было ставить без серьезных изменений конструкции.
В октябре 2022-го Т-50−2, уже с нанесенной на кили эмблемой «Мегаполис» совершил первый полет в ЛИИ им. Громова. Тот «борт» сильно отличался от машины, которая показана во «Властелинах неба». В частности, в 2022 г. на Т-50−2 стоял двигатель АЛ-41Ф с обычными круглыми соплами.
Согласно контракту на проведение ОКР, на государственные испытания «Мегаполис» должен был выйти до конца нынешнего года. Скорее всего, на сроки работ повлияла специальная военная операция. Ведь с момента ее начала и по настоящее время для создателей «Сухого» одна из самых главных задач — нарастить выпуск серийных Су-57.
Но, судя по кадрам фильма, «Мегаполис» не был приостановлен. И работы по нему продолжаются крайне активно. Уже видно, что за два года Т-50−2 превратился в новую боевую машину с расширенными возможностями. Понятно, что в нынешнем году самолет вряд ли выйдет на госиспытания. В то же время машина явно находится в высокой степени готовности. Поэтому можно ожидать, что уже в следующем году Су-57 «второго этапа» начнет сдавать «экзамены».
Назад, вверх и вперед
Какие же задумки будут реализованы в процессе ОКР? В первую очередь «Мегаполис» получит новые двигатели. Причем по проекту они должны иметь уникальные возможности, которые ранее не были реализованы на боевых самолетах мира.
В открытой документации двигатели носят название «изделия 30» или «двигатели второго этапа». Но в 2023 г. в социальных сетях и телеграм-каналах была размещена презентация предприятия «ОДК-Кузнецов». Согласно документу, официальное название «изделия 30» — АЛ-51Ф1.
Позже появились публикации, что сопла для нового «движка» будут на 90% выполнены с помощью аддитивных технологий, т.е. напечатаны на промышленных 3D-принтерах с использованием специальных материалов.
Ранее ТАСС сообщил, что в 2024 г. все серийные Су-57 будут оснащены «двигателями второго этапа». Но на истребителях, которые ОАК передала в нынешнем году военным, стояли обычные АЛ-41Ф. Это хорошо видно на видео, которые распространяла авиастроительная корпорация. Почему так?
Все современные двигатели с изменяемым вектором тяги могут работать только в одной плоскости. Во время полета их сопла при выполнении маневров отклоняются либо вверх, либо вниз. А вот АЛ-51Ф может работать в двух плоскостях. Его сопла отклоняются и по горизонтали, и по вертикали. В частности, это было показано сначала в трейлере «Властелинов неба», а потом и в самом фильме. В сочетании с уникальной аэродинамической схемой Су-57 такие «движки» превратят истребитель в сверхманевренную машину с уникальными возможностями, которыми сейчас не обладает ни один самолет в мире.
Прорывные характеристики АЛ-51Ф реализуются не только благодаря «железу», но и плоским соплам. Некоторые специалисты посчитали, что прямоугольная форма была выбрана, чтобы уменьшить радиолокационную заметность российского истребителя. По такому пути пошли разработчики американского F-22. Чтобы затруднить обнаружение «Раптора» радаром, сопла его двигателя были также выполнены прямоугольными.
Но в таких рассуждениях есть серьезная ошибка. Да, считается, что F119-PW-100 — двигатель с изменяемым вектором тяги. Но американские конструкторы, в отличие от российских, не смогли создать отклоняемые сопла. Поэтому для F-22 было разработано оригинальное, а по большему счету паллиативное, решение. На сопла F119-PW-100 одели специальные плоские прямоугольные насадки, которые и отклоняются по вертикали. Поэтому по своим возможностям американский двигатель серьезно проигрывает российским из семейств АЛ-31 и АЛ-41.
А на АЛ-51Ф сопла не только отклоняются сами, но еще имеют сложную конструкцию. Именно благодаря им появилась возможность изменять вектор тяги в горизонтальной плоскости. Насколько сложна конструкция у квадратных сопел видно на кадрах фильма. В какой-то момент кажется, что перед глазами не истребитель, а звездолет будущего.
Электрический самолет
Но чтобы внедрить на серийный Су-57 АЛ-51Ф1 со всеми его возможностями, потребуется серьезная переделка конструкции. Конечно, можно отказаться от сверхманевренности и поставить «пятьдесят первый двигатель» с обычными круглыми соплами. Но тогда все его преимущества перед обычным АЛ-41 теряются. Поэтому позиция ОАК и Минобороны понятна. «Пятьдесят седьмые» успешно показали себя в боях и со старыми «движками». Поэтому лучше не спешить, а реализовать все возможности уникального изделия в новом самолете.
Еще одной особенностью «Мегаполиса» станет отказ от привычных гидравлических систем. Именно гидравлика обеспечивает работу всех узлов и агрегатов боевого самолета — в том числе систем управления механизацией крыла и хвостового оперения, выпуска шасси и т. д. Почти все пространство летающей машины занимают линии всасывания и нагнетания, гидробаки, гидроаккумуляторы и т. д.
Танковая дивизия с Урала забуксовала на контрактахЧто возмутило родителей солдат-срочников, обратившихся на прямую линию с президентом Путиным
Но именно гидравлика — главная уязвимость современных боевых самолетов. Даже незначительные повреждения приводят к разрывам трубок гидросистем. Итог — утечка гидравлической жидкости, после чего машина сразу теряет управление и падает на землю.
На «Мегаполисе» планируется заменить гидравлику на электромоторы. АЛ-51Ф1 дает широкие возможности бортовой системы электропитания. Хотя доводка такой конструкции потребует времени, но «электрический» самолет получит уникальные возможности и по управлению, и по живучести. Электродвигатели занимают мало места, а проводку к ним можно многократно дублировать.
Гиперзвук и дальняя рука
Для «Су-57 второго этапа» разрабатываются еще и новые радиолокаторы и оптико-электронные системы. Получат обновленные истребители и сверхсовременное вооружение. Уже известно о разработке линейки гиперзвуковых ракет специально для «Мегаполиса». Благодаря новым двигателям, обновленные Су-57 «второго этапа» смогут придавать таким изделиям при запуске уникальные параметры.
Также новейшие истребители должны получить обновленные ракеты для воздушного боя. Но пока информации но ним крайне мало. Известно только, что работы уже активно ведутся.
Свежие комментарии