На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

КАК МЫЛИСЬ В РУССКОЙ ПЕЧИ

Красота и здоровье

КАК МЫЛИСЬ В РУССКОЙ ПЕЧИ
Откуда пошел обычай мыться (а точнее парится) в печке? Кто и когда, в какой губернии впервые придумал мыться в русской печи? Теперь уже неясно. Мытье в печи было распространено в центральных и северных регионах России. На юге же страны в печах не мылись. Мылись при печи.

Либо в тазах около печи, либо за печью. Объяснялось это скорее всего более теплым климатом и более меньшими размерами печи нежели на севере.
Интересно, что существовал обычай мытья в печи не только в деревнях, но и в городах. Путешественники, посещавшие Москву, рассказывали, как мылись в русской печи мещане – городские жители. По свидетельству некоторых этнографов, отопительные печи дровяные служили банями вплоть до середины 20 века. Русские люди часто мылись в печке, баню топили, только для большой компании. Вполне возможно, что в далеких деревнях до сих пор принимают банные процедуры в русской печи.
Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или чисто из за экономии дров (зачем баню топить, если в печке вымыться можно). Печь все равно топили каждый день, так почему бы не устроить в ней вечером помывочную.
На зиму, средней крестьянской семье требовалось не менее 10–15 возов дров. А если при этом топить знаменитую русскую баньку, то и все 25. Понятно, что баня была роскошью, которую могли себе позволить только весьма крепкие хозяйства. Что касается остальных, то их очередной раз выручала чудо-печка, не требующая для помывки целой семьи никаких дополнительных дров. Просто используя то тепло, которое оставалось от приготовления пищи. В силу своей рациональности этот обычай был распространён по всей территории Руси, о чём существует немало свидетельств.
ВАЖНО! Обычай помогал заметно экономить ресурсы и таким образом, оказывал немалое влияние на многие аспекты жизни в деревне в старину.

Уникальная конструкция традиционной русской печи позволяла использовать ее и как баню. Фактически это было целое помещение с высоким сводом, куда, правда, приходилось забираться через устье. Классическая русская печь очень большая, она занимала до трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека, в ней свободно помещаются двое взрослых, и еще остается место для кадушек, веников и прочей банной утвари. Веником в ней, конечно, особо не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно.

Особо следует отметить что в печах В ОСНОВНОМ ПАРИЛИСЬ А НЕ МЫЛИСЬ. Человек залезал в печь и его закрывали дабы, тепло не уходило и там он парился. Перед печью ставили корыто с теплой водой. В нем человек мылся с мочалкой из лыка и мылом. Затем окатывал себя водой в этом же корыте.

Когда печь растапливали, внутрь ставили греться чугуны с водой и лекарственными травами. После протопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, чтобы не прожигало, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. Особое внимание уделялось устью, через которое человек попадал в печь: стенки его очищались от копоти, на шесток клали чистый половичок. Разводили щелок (его использовали вместо мыла), делали яичный раствор (старинный «шампунь»), заваривали веники. И приступали к мытью. 
Человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Понятно, что по температуре русская печь могла дать фору любой парилке. Поэтому следовало соблюдать осторожность. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками. Взрослые мылись сами, чаще по одному. 
Воду использовали очень экономно, иначе она залила бы всю печь. А так вода понемногу впитывалась в солому, в крайнем случае попадала на пол перед печкой. Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей. Но если даже это и происходило, проблема была решаема: перед печкой ставили большую лохань или корыто и обливались водой прямо в избе. После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.

Зачастую в печи мыли самых немощных домочадцев – младенцев, стариков и больных, чтобы им не приходилось лишний раз выходить на улицу. Детей подсаживали в печь на лопате для хлеба. Взрослых «ввозили» лежа, на большой доске. Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи.

Лечить разную простудную хворь и то могла печь. Больного на специальном лежаке заталкивали в печь, чтобы он хорошенько пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Также в печах лечили грудных детей от рахита. Малышей обмазывали глиной и клали в теплую печку. Он прогревался и снаружи, и изнутри, а болезнь, по убеждениям многих, улетучивалась. Заслонку на трубе после этого открывали, чтобы хворь не вернулась в избу.
Те, кому довелось мыться в русской печи, отмечают запомнившийся навсегда запах распаренной соломы и ароматы целебных трав. Получалась своего рода ароматерапия.

Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии. 
"Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане. 
Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней. 
Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое. 
Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя. 
Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

Предложили и мне слазить в печку. Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться, да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исключительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательности... 
В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот. 
Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если , то множество без всякого разбору и различий полов.

Картина дня

наверх