На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Судить же самого себя автор не желает. А ведь на нем, как и на каждом из нас, есть доля ответственности за всё то, чт...«У России есть то...
  • Юрий Ильинов
    Суди себя сам «- Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Ес...«У России есть то...
  • Ed
    Фраза " личное решение" многое говорит об оперативных талантах остальных старших офицеров. Респект и уважуха  Апты Ал...Курская дуга, 31 ...

«Нам всем так или иначе приходится изучать собственную жизнь»

«Нам всем так или иначе приходится изучать собственную жизнь»


Рецензия на книгу

Есть книги, которые описывают события. Авторы концентрируются на деталях, именах, диалогах. Есть те, в которых во главу угла ставится действие. Они яркие, постоянно спешат вперёд, словно породистая лошадь на элитных скачках.

В них нет места сантиментам и душевным порывам, нет ни секунды, чтобы остановиться и оглядеться по сторонам, насладившись красотой окружающего мира.

А есть произведения, в которых писатели внутреннее ставят выше внешнего. Для них эмоции и переживания важнее любых событий, которые рассматриваются исключительно с точки зрения их влияния на душу героя. К таким книгам относится сборник рассказов Бориса Алексеева «Кожаные ризы».

Автор расположил свои произведения в трёх разделах, каждый из которых предлагает вниманию вдумчивого читателя возможность отыскать путь к пониманию человека. Вот писатель смотрит на него издалека, наблюдая и делая выводы. Заглядывает в душу сторонним спорщиком, обращаясь в совесть, что отчётливо звучит в сознании каждого. А потом пытается объяснить слова и поступки, ориентируясь на самоопределение персонажей. Каждый подход интересен и предлагает множество мыслей для оценки себя самого и окружающих людей.

Взяв в ракурсе душу человека и рассмотрев её буквально под микроскопом, Борис Алексеев пытается понять, какие факторы влияют на неё, определяют формирование личности. Здесь он обращается к каноническим ценностям, которые мы традиционно называем вечными.

Природа, Родина, семья, Бог – вот киты, удерживающие социум, только на их основе и произрастают качества, которыми можно гордиться. Каждая тема находит отдельное выражение на страницах сборника и показывается с точки зрения человеческого отношения, а также влияния на его судьбу и душу.

Город как бы противопоставляется селу. Мегаполис – это клетка. Природа – это свобода. «Нежданная радость, вдохновлённая пульсирующей плавью звёздного неба или пьянящим ароматом свежескошенного сена, окрыляет нас. В такие минуты душа покидает тесное «городское» жилище, распрямляется, её дыхание становится ровным и свободным». Однако всё вышесказанное вовсе не значит, что каждый читатель, вдохновлённый речами писателя, тут же захочет бросить свой уютный пентхаус в центре столицы и отправиться возделывать целину.

Борис Алексеев не пытается ломать человека, который держит в руках его книгу. Он рассматривает каждое понятие с точки зрения философии и психологии, приоткрывает некоторые возможности и предлагает обратить внимание на определённые вещи, когда и если возникнет подходящая ситуация.

То есть фактически он просит любить мир вокруг, относиться к нему бережно и уважительно, а себе давать, хоть изредка, передышку, когда можно никуда не спешить. Так и только так получится выкроить минутку, чтобы обдумать свою жизнь и свои решения.

Необычна трактовка, которую в ряде рассказов автор даёт понятию Родины. Она не столь величественна, как мы привыкли слышать от патриотично настроенных писателей или читать на всевозможных лозунгах. Однако именно такое отношение понятнее и ближе рядовому человеку, пусть некоторые и захотят оспорить предложенные на страницах концепции. Но даже самые отъявленные спорщики вынуждены будут признать, что в каждой из них скрыто зерно истины, на котором следует задержаться, чтобы распробовать как следует и переварить в своём сознании.

«Кто такой турист? Это гражданин, убегающий от Родины ради заморских благ, человек, движимый исключительно любопытством. Он потребляет обнаруженное благо на месте, «не отходя от кассы», и возвращается домой, растратив личные сбережения (часть национального достояния, между прочим) и остудив жар души. Иное дело – паломник или путешественник. Они уходят в чужие земли, чтобы не потребить, но приобрести благо и по возвращении в родной пятистенок пересыпать нажитое на чужбине в закрома Родины!»

Семья на страницах рассматривается с разных позиций. Тут речь идёт об отношениях детей и родителей, внуков с бабушками и дедушками, мужчины и женщины, которые проходят разные стадии любви.

Борис Алексеев надеется, что, если показать читателю разные стороны великой крепости, на протяжении веков остававшейся основой общества, или, напротив, вдруг разрушить это монументальное строение по вине героя или по стечению обстоятельств, получится донести до широкой аудитории, как важно ценить простое общение, уважать друг друга, заботиться и сочувствовать. Ибо именно эмпатия лежит в основе гармоничного союза, каким бы он ни был.

И, наконец, тема Бога.

«Мы пытаемся в духовных и физических исследованиях добраться до самого Бога. Но так как расстояние от нас до Творца Вселенной равно или нулю (случай редкий), или, как правило, бесконечности, — нам приходится описывать Его всегда воображаемо, исходя из прикладных необходимостей. Если бы мы действительно мечтали познать устройство Вселенной, то трепетно примечали бы признаки Божьего бытия в малом и едва заметном», – говорит писатель.

Он не пытается заниматься тем самым познанием с научной точки зрения. Он надеется приблизиться к сути божественного, рассмотрев человеческое и отыскав Божью искру в душе каждого своего героя и, конечно, читателя.

Жизнь сложна и подчас противоречива. Она подкидывает нам искушения, бесконечно провоцирует. Поступить правильно труднее, чем совершить ошибку. И лишь тот, кто обладает верными ценностными установками, способен совершать меньше просчётов и не допускать роковых ситуаций.

В это свято верит Борис Алексеев, который, несмотря на своё старание найти путь к пониманию человека, открыто говорит, что периоды непонимания присущи ему, как и любому другому. И это неудивительно, ведь «нам всем так или иначе приходится изучать собственную жизнь». И «отчего-то время от времени мы страдаем тотальным ничегонепониманием», а иногда «ни с того ни с сего на смену нашей кристалльной ясности ума приходит тяжкое и порой затяжное безумие».

Осталось лишь вместе с автором сборника «Кожаные ризы» ответить на вопрос: «Почему?»

=0=0=

Омар Хайям: мудрость мира в четырёх строках

 

Весь мир знает Омара Хайяма как поэта, автора коротких, но очень ёмких и мудрых стихов. Трудно найти в жизни случай, когда невозможно было бы в тему процитировать тот или иной его рубаи.

Однако талант Хайма был настолько многогранен, что некоторые вообще сомневаются в его существовании, предполагая, что он — всего лишь древний миф. Есть и те, кто считает, будто бы Омар Хайям — образ собирательный, якобы под этим именем творили несколько человек, каждый в своей сфере. Хоть это и очень смелые домыслы, но они имеют право на существование: Хайям своей бурной деятельностью в медицине, математике, астрономии, философии, поэзии сам стал причиной их появления.

Тем не менее Хайям — личность реальная, причём в единственном числе. Известна и его биография, правда, каждый факт из неё доподлинно подтвердить, увы, невозможно.

Родился он в городе Нишапуре в Иране (Персии) предположительно в 1048 году. По отцовской линии принадлежал к древнему и уважаемому роду ремесленников, поэтому семья не бедствовала. С детства Омар отличался недюжинным умом, обладал аналитическими способностями, был активным, усидчивым и любознательным.

Рано научившись читать, Омар первым делом изучил Коран, а после взялся за математику и астрономию. Видя его тягу к наукам, отец определил мальчика в медресе, где Омар обучился медицине и праву, получив специальность врача. Но по-настоящему в этот период он интересовался трудами греческих математиков.

Когда Омару исполнилось 16, умерли его родители, и он, продав дом, направился в Самарканд, являвшийся на то время культурным и научным центром. Здесь он снова поступает медресе, но практически сразу становится наставником — его учёность поражает всех. Долго Хаям здесь не задерживается, перебирается в Бухару, где пишет математические трактаты.

Вскоре султан Мелик-шах I замечает выдающегося учёного и приглашает ко двору, где доверяет Хайяму дворцовую обсерваторию. Он погружается в астрономию: по звёздам разрабатывает систему питания для знаков зодиака и даже составляет книгу рецептов, а также самый точный календарь, которым в Иране пользуются и по сей день.

После смерти своего покровителя Мелик-Шаха Хайям остаётся не удел: наследнику всего лишь пять лет, а его матери-регентше науки неинтересны. Его понижают в должности, а потом и вовсе выставляют за порог. Омар возвращается в родной город, где, судя по всему, живёт до самой смерти.

Глядя на его насыщенную жизнь, задаёшься вопросом: а в какое время он умудрялся быть ещё и поэтом? Ведь именно рубаи сделали Хайяма поэтом и мыслителем с мировым именем. При этом на европейские языка Хайяма начали переводить лишь во второй половине девятнадцатого века. Открыл его миру Эдвард Фицджеральд. Первым русским переводчиком стал Василий Величко, а хрестоматийный перевод выполнил Константин Бальмонт.

Для восточной литературы Хайям оказался новатором: он впервые вводит лирического героя — простого человека, размышляющего о жизни.

Любители его поэзии часто интересуются, был ли Омар женат. В биографии, к сожалению, об этом нет ни слова. Но если судить по стихам, а любовных у него достаточно много, можно предположить, что Хайям часто увлекался женщинами, ему не чужда страсть.

Однако нет постоянства, нет переживаний счастливой или несчастной любви, семейных отношений. Но стоит ли равнять автора и лирического героя?

=0=0=

Преображения свет Фаворский

 

19 августа верующие люди отмечают один из двенадцати самых больших православных праздников — Преображение Господне. Послужившие поводом событие подробно и очень схоже описывается у трёх евангелистов — Марка, Матфея, Луки.

Христос взошёл на гору, пригласив с собой трёх учеников, чтобы совершить молитву, во время которой произошло нечто удивительное для апостолов: его одежды ярко засветились белым, а лицо сияло, будто солнце. Рядом появились пророки Илия и Моисей, которые о чём-то негромко говорили со Спасителем.

Внезапно из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Это откровение и назвали Преображением.

Известно, что этот день отмечали ещё четвёртом веке: такие отцы Церкви, как Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин, рассказывают в своих трудах об этом празднике. В том же столетии царица Елена, мать императора Константина, на горе Фавор строит храм в память о событии, произошедшем более трёхсот лет назад.

Если быть точным, то описываемое нами событие происходило не летом, а за сорок дней до казни Христа. Однако праздник перенесли, чтобы он не выпадал на Великий Пост: глубокое покаяние не вяжется с радостью Преображения. 19 августа выбрано неслучайно — через сорок дней отмечается ещё один день, когда поминаются Страсти Господни (27 сентября — Воздвижение Креста Господня).

Также нельзя достоверно утверждать, что Преображение произошло именно на Фаворе: хотя христианская традиция говорит об этом, в Евангелиях она не называется. Фавор находится неподалёку от Назарета, его высота почти шестьсот метров, на вершине в настоящее время расположены два монастыря, а само название переводится с еврейского как «чертог чистоты и света».

Это, безусловно, символично. Однако Константинопольский епископ Кассиан (Безобразов), живший в прошлом веке и посвятивший себя изучению Нового Завета, считал это утверждение спорным. Во-первых, по сравнению с другими Фавор — небольшая возвышенность. Во-вторых, во времена Христа здесь располагалась крепость, не способствовавшая уединению, к которому стремились Христос с учениками. Епископ полагает, что, скорее всего, Преображение произошло на Ермоне.

Другие исследователи считают, что гора — это, возможно, даже и не место, а символ возвышенности духа и уединения, способствующих молитве.

Ещё со времён апостолов в этот день было принято освящать созревшие плоды перед тем, как их есть. В тёплых странах, расположенных южнее нашей, в эту пору как раз поспевает виноград, поэтому там в храмы приносят именно его в качестве благодарности Создателю. Для наших же широт более привычны яблоки — с ними-то люди и идут в церковь. Потому Яблочным Спасом и называют в народе праздник Преображения.

Издавна наши предки, особенно те, кто побогаче, к этому дню заготавливали огромные запасы яблок, а после освящения раздавали их больным и бедным. Отметим, что до праздника не позволялось вкушать не только яблоки, но и прочие овощи и фрукты, кроме огурцов.

Как говорят отцы Церкви, праздник Преображения ещё раз доказывает всему миру соединение в Иисусе Христе двух природ — человеческой и божественной, что является одним из главных постулатов Православия.

=0=0=

Феодосий Печерский: мыслитель, руководитель, святой

 

Киево-Печерская лавра — жемчужина русского православия — ведёт своё начало от двух прославленных святых Антония и его верного ученика и последователя Феодосия. Именно в лице последнего Русь впервые обрела образ идеального православного мыслителя.

Его житие, написанное Нестором Летописцем через десять лет после кончины преподобного, вошло в Киево-Печерский патерик — памятник древнерусской литературы. В настоящее время самый древний список жития входит в Успенский сборник, датируемый двенадцатым-тринадцатым веками, и находится в Государственном историческом музее.

Считается, что Феодосий родился примерно в 1029 году неподалёку от Киева, но детство его прошло в Курске, где отец работал княжеским управителем. Однако он рано умер, и воспитанием сына занялась мать – любящая, но деспотичная: как повествует летопись, «телом крепка и сильна, яко и муж».

Нестор рассказывает, что в детстве Феодосий «гнушался» играть со сверстниками, предпочитая всё время проводить в церкви. Однако это агиографический шаблон, поэтому об этой поре святого достоверно ничего сказать нельзя.

Но вот что явная правда, так это тяга юноши к наукам, которая сохранилась и в более поздние времена. Причём Феодосий не только много читал, но и сам писал: доказано его авторство посланий князю Изяславу, «Слов» и «Поучений», обращённых к монахам, а также молитвы «За вся крестьяны». Его слог ясен и лаконичен, но при этом весьма эмоционален.

Уже в юности святой отказывается от богатой одежды, и этот дух нестяжательства будет сопутствовать ему всю жизнь, стремится работать вместе с бедняками, заступается за них, чем вызывает непонимание грозной матери.

Он дважды пытается уходить из дома, но мать находит его и возвращает. Третий побег удаётся, и так юноша оказывается в Киеве, где находит пещеру Антония и становится его учеником.

Однако мать настигает его и здесь. И снова Нестор отходит от канона жития, что позволяет верить ему как биографии: обычно отшельники в шаблонных агиографиях не встречаются со своими родными, но Феодосий выходит к матери и говорит с нею.

И мы понимаем, что перед нами не радикал, а человек, сердце которого наполнено любовью. И эта любовь помогает преподобному убедить суровую женщину в суетности мира, и она постригается в монахини.

С этого момента Феодосий полностью посвящает жизнь религиозному служению. Приняв постриг от Антония, Феодосий после его смерти становится игуменом монастыря и вводит в нём заимствованный из Византии общежительный устав, согласно которому монахам следует полностью отречься от мирских радостей, в том числе личного имущества, быть смиренными, воздержанными и терпеливыми.

Феодосий постоянно наставлял братию, призывая бороться с лукавыми помыслами, помогать всем, кто в этом нуждается.

С этой же целью поблизости был организован двор с церковью, где принимали больных и убогих, а на их нужды выделялась десятина от доходов монастыря. В отличие от многих отшельников Феодосий не прячется от мира, наоборот, он как бы включает мир в себя, стараясь обратить обычных людей к Богу.

Своими деяниями преподобный Феодосий ещё при жизни стяжал славу святого. После смерти его мощи оказались нетленными, и через 34 года он был канонизирован, явившись третьим русским святым после Бориса и Глеба.

Мощи преподобного Феодосия Печерского находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры вместе с другими прославленными святыми.

=0=0=

Две стороны медали под названием "несчастье"

Рецензия на книгу. Категория - женские рассказы.

Простых отношений не бывает. Это знает каждый, кто хоть раз пробовал чувства на вкус. Однако, представление о проблемах и их отсутствии у всех разное. Все зависит от менталитета и мировосприятия.

Поговорить о женских судьбах и ошибках на страницах сборника рассказов "Сгущая краски" решила современная писательница Натэлла Пак. Она выбрала двух знакомых друг с другом женщин с разными взглядами на жизнь, и поведала, почему ни одна из них не сумела построить свое "долго и счастливо".

Зоя, героиня первой истории, взбалмошная и легкомысленная. Ей с детства все доставалось на блюдечке с голубой каемочкой, что вовсе не способствовало формированию принципов.

"Зойка же в противовес подруге этим ничем не интересовалась. Она родилась в уважаемой в этом небольшом городке  семье, но  с детских  лет слыла настоящей  оторвой. Мужики сходили по ней с ума и ходили за ней табунами. Она не обращала на них никакого внимания. А с девственностью рассталась очень рано, без проблем и сожаления. Женихов всегда выбирала побогаче."

Отсутствие интересов и цели сделали свое дело. Женщина не умела и не желала ни о ком заботиться. А потому, даже встретив свою любовь, не пожелала переломить себя и взять ответственность за благополучие другого человека.

Рассказывая эту историю, автор заходит издалека. Начинает с момента знакомства и искры, внезапно и неожиданно, как бы вопреки характеру героини, вспыхнувшую между двумя людьми. Однако искра не сделала их по-настоящему ближе. Им хотелось сохранить свободу, независимость, даже вступив в брак.

Они оказались не готовы к перемене места жительства, работы или, тем паче, к тому, чтобы построить нормальную семью. Ни дети, ни даже хозяйственные хлопоты их не прельщали. То есть, вдвоем они оставались в конечном итоге одиноки, так как фактически отказались от борьбы за счастье. Пока не произошло страшное и непоправимое событие.

То, что заставило понять, как много было упущено и безвозвратно потеряно. Но пришло ли понимание на самом деле? Или скорее случился надлом, безжалостный и беспощадный? Как психолог, Натэлла Пак рассуждает о жизни, катящейся по наклонной, прорисовывая страшные последствия неумения решать, заботиться, переживать о ком бы то ни было. И это превращается в урок, который невозможно не усвоить.

Вторая героиня, Галя, "сама того не осознавая, жила жизнью жертвенной, родители для неё значили больше, чем устройство собственного бла-гополучия." И сперва, на контрасте, кажется, что ее выбор верный. Ведь ей незнакомо одиночество. Более того, она, привыкшая брать на себя ответственность, все делает правильно. Ее жизнь наполнена смыслом и увлечениями. Чего еще хотеть? Разве что любви.

Но и ее писательница обещает этой доброй, сердобольной женщине. Читатель фактически верит, что осуждая одного своего персонажа, Натэлла Пак восхищается другим. А это значит, впереди сказка про Золушку.

Увы, автор не ставила перед собой задачи создать красивую иллюзию. Сам сборник носит название "Сгущая краски". Очень скоро осознаешь, что жертвенность - не ключ к счастью.

Когда у Гали появляется шанс обрести свое "долго и счастливо", начинается конфликт интересов. Она не может абстрагироваться от чужого мнения и идет на поводу у близких людей - родителей. А они, конечно же, желают дочке счастья.

Однако, оно должно быть скроено по лекалу, ими самими придуманному, взращенному и принятому за единственно верное:

"Пережив в своей жизни любовные бури, для своей дочери родители желали только добра. Они не корчили из себя пра-ведников, а таковыми уже являлись, подзабыв своё прошлое. Им даже казалось, что они родились высоконравственными, и поэтому у таких, как они, ни при каких обстоятельствах не могло быть ветреного ребёнка, а тем более безалаберной взрослой дочери, а ещё точнее, «абы какого» жениха. Жених должен быть образцом морали, чтобы дочь была счастлива, ведь тогда у них наступит спокойная старость".

Можно ли, слушая чужих советов обрести себя? Этот вопрос не дает покоя писательнице. Шаг за шагом она показывает, как легко запутаться и оступиться, если согласиться идти по дорожке, проторенной кем-то другим.

Если слишком много слушать и гораздо меньше смотреть по сторонам, доверять своим инстинктам и чувствам. То, что казалось выигрышем, оборачивается проигрышем. Крупицы счастья уносит ветер, как пыль у обочины дороги. И в итоге не остается ничего, кроме жертвенности и одиночества, дополняющих друг друга. А еще страха, что такая вот судьба повторится в другом человеке, в собственной дочери. Ведь ошибки поняты, осознаны, но себя ни перекроить, ни переделать. Прошлого не изменить и не исправить. Лишь будущее в наших руках и, чаще всего, не только собственное.

"Между  тем  девочка  росла,  превращалась в  девушку, становилась  самостоятельной, а  значит,  была  надежда на то, что закомплексованность не передаётся по наследству, а старая дева — не диагноз и не наследственная болезнь".

Натэлла Пак, создавая свои рассказы, не стремилась внушить чувство безнадежности своему читателю. Напротив, она хотела включить для него свет надежды, вовремя, пока судьба еще не раздала карты, указав на поступки и решения, приводящие к личной катастрофе и отравляющие существование.

Таким образом она предостерегла своих читательниц, предупредила их об опасности выбора пути, ведущего в бездну. Говорят, предупрежден, значит вооружен. Если это правда, тогда каждая женщина, открыв книгу, непременно осознает, что эгоизм и жертвенность - две стороны одной медали под названием "несчастье".

=0=0=

Василий Аксёнов: первый из шестидесятников

 

Одной из знаковых фигур советской литературы 60-х по праву считается писатель Василий Аксёнов. «Из джинсовой куртки Аксёнова, как из шинели Гоголя, вышла вся проза шестидесятых», — заметил кто-то из его друзей. На многие годы Аксёнов стал культовой фигурой для почитателей самиздатовской литературы и прозападнически настроенной части советского общества.

Родился будущий писатель 20 августа 1932 года в Казани в семье ответственных работников. Отец, Павел Аксёнов, трудился по политической линии, а мать, Евгения Гинзбург, преподавала Пединституте.

Казалось бы, сыну таких именитых родителей уготовано блестящее будущее — образование, карьера. Но грянул 1937 год, и чета Аксёновых осуждена на длительные сроки: мать — за связь с троцкистами, а отец — за растрату средств при строительстве дач для этих самых троцкистов. Так, в возрасте пяти лет Василий оказался в детдоме, где жил до 1938 года, пока его не забрали родственники.

Несмотря на распространённые в антисоветской среде утверждения о том, что и дети «врагов народа» подвергались всяческой обструкции со стороны государства, Василию Аксёнову всё же удалось успешно окончить школу и поступить в медицинский институт.

В одном из интервью писатель вспоминал напутствие матери:

«В литературный тебя не возьмут, в университет тоже не примут, иди-ка в медицинский — в лагере врачи лучше выживают».

Почему родители считали, что, получив высшее образование, их ребёнок обязательно попадёт в лагерь, Аксёнов не объяснял.

Свою профессиональную деятельность на литературном поприще Василий Павлович начал в 1960 году. Смерть Иосифа Сталина и ослабление идеологического контроля со стороны государства открыли окно возможностей для той части советского общества, которая ориентировалась на западные ценности, грезила идеалами демократических и капиталистических свобод, а порою и просто работала на интересы иностранных государств.

В стране появилис джаз, авангардная поэзия и проза. В начале 60-х Аксёнов издаёт книги «Коллеги» и «Звёздный билет». Критики характеризуют произведения как феномен городской молодёжной прозы и выводят Аксёнова в лидеры нового движения шестидесятников.

В ранних произведениях писатель пытался сочетать западные устремления с чувством патриотизма и государственным официозом. Но брань Хрущёва в отношении него лично на встрече творческой молодежи с советским руководством всё резко изменила.

Однако никаких «репрессий» не последовало: популярные журналы «Юность» и «Новый мир» печатают его повести. Но Аксёнов не ищет лёгких путей: он активно протестует против реабилитации Сталина, защищает диссидентов — в итоге острая критика и запрет на публикацию.

Возможно, Аксёнову грозил арест, однако очень удачно в 1980 году писатель получает приглашение в США и уже там узнаёт о лишении его гражданства СССР.

В эмиграции Василий Павлович преподаёт в вузах русскую литературу, активно сотрудничает со СМИ, пишет произведения на английском, самым знаковым из которых становится «Московская сага», экранизированная несколько лет назад.

В 2008 года во время нахождения в Москве писателя госпитализировали с инсультом. Операции и лечение не помогли: он скончался 6 июля 2009 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картина дня

наверх