Сокол Ререка, Трезубец Рюрика, тамга хазарская…?
Зарекался же… Не возвращаться к теме «Призвания варягов». Но дернул нечистый комментарии почитать под статьями стародавними. В печали большой кумекал, тыковку скрёб, решил-таки тему проветрить. Начнем, пожалуй… с легендарного, загадочного и древнего княжеского знака. Пресловутого «пикирующего сокола» праотца нашей государственности Рюрика.
Но помнить нужно, в обиходе что-то подобное появилось только во времена крестившего киевлян и новгородцев князя Владимира Святославича. Этим утверждением проели плешь «родноверы» всех мастей, древние «укры» со своим государственным гербом-трезубом, бесчисленные диванные историки и реконструкторы.
Историческое и смелое предположение даже заехало в герб Старой Ладоги в 2007 году. С вполне академическим обоснованием — Рюриковичи многое натаскали себе в геральдику из мира орнитологии. Сокола особенно любили, «так считают многочисленные учёные», конец цитаты…
Ах да, князь Владимир Красно Солнышко и начало этой истории. На его монетах нашли изображение загадочного трезубца. Еще в XIX веке начали спор: как сие понимать?
Предлагаю наиболее полную ведёрку версий, до которых смог дотянуться, колыхаемый хохотом. Это такое навершие скипетра базилевса константинопольского, якорь символический, голубь Святого Духа, варяжская секира, норманнский лук, языческий портал Свентовита, ритуальный шлем волхва, наконечник боевого копья древних кельтов, подсвечник, модель устройства потустороннего мира в верованиях славян....
Есть более научные гипотезы, лингвистические. Кто-то видит зашифрованное греческое слово «Василевс» или целую фразу «Владимир на столе» (княжьем престоле). Весёлые «украинские учёные», обогнавшие британских в умодробительных открытиях, ловко читают в своём государственном «трезубе» — слово «воля». Но всё-таки наиболее популярной остается версия: это стилизованное изображение пикирующего сокола.
Откуда крылья растут,
известно. В XIX веке французский путешественник Мармье посетил славный град Мекленбург. Который до немецкой экспансии раннего средневековья был племенным центром союза ободритов, западных славян. Он оставил записи любопытной легенды. По которой, наш знаменитый Рюрик — сын ободритского князя Годлава. Его имя созвучно с этнонимом «ререг» (рарог). Именно такими «соколами» называли себя ободриты. Точнее, верхушка племенной знати, взяв изображение хищной птицы племенным отличительным знаком.
Рюрик, придя в земли поильменских словен с двумя братьями, после их смерти стал использовать знак. В качестве герба собственной княжеской династии. А на монетах князя Владимира Святославича он приобрел схематический вид. Но должен пониматься, как сокол со сложенными крыльями, пикирующий на жертву. Хм…
Обладая недюжинной фантазией и художественным воображением, трудно уловить схожесть абриса трезубца князя Владимира — с силуэтом пикирующей хищной птицы. Цепляться за название сокола у западных славян словом «ререг» (рарог) — по меньшей мере… некорректно. Особенно напирая на фонетическую близость к имени Рюрик.
Хотя «родноверская» сова на глобус, как по смазанному налезает: раз основателя династии звали «Рарог», то восточные славяне перетолмачили на свой язык — «Рюрик». Бинго! Это точно славянин, как и династия правящая. Норманисты… идут лесом и в слезах унижения.
Корни.
Постараюсь вникнуть в такую логику, честное слово. Есть одна зацепка: скандинавский скальд Гуторм в исландской саге славит короля Гакона. Говоря: их величество «подчинил себе гнездо вендского сокола». Второй момент, славяне иногда пользовались в прозваниях своих князей племенными самоназваниями (Драговит племени драговитов).
Могло прозвище «Рерик-Ререг-Рарог» быть родовым в династии ободритских князей, возможных родичей Рюрика? Никто не скажет, но допущение сделаем такое. Тем более образ сокола очень стойкий и древний в славянском мире. Южные славяне по сей день говорят о фольклорных героях седой старины: происходил «из сокольего рода». Метафора? Может так, а может иначе.
В русских былинах в эту птицу оборачиваются самые разные богатыри, как Вольга Святославович, к примеру. Его историческим прототипом можно некритично назначить сына Святослава Игоревича — Олега, князя древлянского. Этой способностью обладал полоцкий князь Волх Всеславьевич. Светская былинная литература постоянно нарекает русских князей именем этой хищной птицы. Такой символ высшей власти: «Соколъ молвить: «Я князь над князьямы».
Мог быть сокол тотемом ободритов, потом перекочевав на герб династии Рюриковичей? Да. Но опираться придётся исключительно на славянскую мифологию. Чешский и словацкий Рарог (Рарашек) был огненным духом, главенствующим элементом культа очага. Он появлялся на свет из яйца, которое девять дней и ночей должен был высиживать человек на печи.
Рарога представляли в образе василиска. Помесь хищной птицы и дракона с искрящимся телом. Иногда — в виде огненного вихря. Фольклористы даже нащупали архаичные образы Рарога, находящегося в родстве с древнерусским Сварогом и Страхом-Рахом русских заговоров. Он прикочевал из Степи воплощением горячего «огненного ветра суховея». А начало берет от иранского божества Веретрагна. У которого не счесть инкарнаций, и одна — искомый сокол.
Предположить, что образ Рарога (огненный вихрь, падающий на землю соколом) стал общеславянским? Ой… не рискну. Предания о его появлении разнятся весьма кардинально. То птица его выводит, то змея. При помощи колдунов и волхвов. И помнить нужно: все эти поверья стали записывать только в начале XIX века. Они носят отчётливые следы вмешательства христианских «борцов с ересями и суевериями», изгажены предрассудками, наделены крайне негативными смыслами порой. Явно отличались от представлений, бытовавших в языческую эпоху.
Очень интересна скандинавская сага «О Боси и Херрауде». Там герой похищает волшебное яйцо из родового храма правителя Биармии. Скорее всего, из земель ливов (Прибалтика), описанных неоднозначным хроникером Саксоном Грамматиком. Сага подробно даёт описание святилища:
«Здесь в лесу стоит большой храм, который принадлежит конунгу Хареку, правившему Бьярмаландом. Бог, которому здесь поклоняются, зовется Иомали… Там живет огромная птица, … такая свирепая, что уничтожает все, что окажется поблизости. Она смотрит прямо на дверь и наблюдает за всеми, кто входит…Там стоит огромный жертвенный бык».
Есть немец Ботон, который выкопал описание идола Сварожича-Радегаста:
«Оботритский идол в Мекленбурге, называвшийся Радигостем, держал на груди щит, на щите была черная буйволья голова, в руке был у него молот, на голове птица».
Тогда получается: описание священных животных храма биармов — частично перекликается с атрибутами западнославянского бога. А сомнительные по подлинности «мекленбургские генеалогии» называют Рюрика — далеким потомком Радигоста. Не слишком много допущений? Ладушки, хватит сказки читать.
Символы трезуба.
Пора с фактами работать. Глубоко убеждён: княжеский знак Рюрика — это не сокол. Потому что найдено немало родственных «трезубу» знаков, которые напоминают что угодно, только не хищную птицу. Крайне далеки от орнитологии.
Исторический факт: почти все Рюриковичи имели собственные знаки в виде трезубцев и двузубцев. Их найдено наукой… почти две тысячи! И это личные знаки князей. Сугубо индивидуальные. С обязательными отличительными «штрихами», чтобы не путать себя с родственниками. Принцип тоже понятен, он отчётливо наследственный. Сыновья использовали отцовские знаки как первооснову, с обязательным введением в изображение дополнительных отличий.
И главное. Выявлена закономерность: самым высоким и престижным знаком был изначально… двузубец. Он подчёркивал принадлежность к старшей ветви рода. Проверяем и смотрим на монетку, с которой весь сыр-бор начался.
Вернемся к началу статьи и знаменитому «трезубу» Владимира Красно Солнышко. Вспоминаем, кем он был в семье? Правильно, самым младшеньким. Его старшие братья Ярополк и Олег гербы свои рисовали — двузубыми. Традицию подхватили дети Ярополка. Вот сребреник Святополка Ярополчича, там отлично виден изуродованный крестом двузубец. Рекомендую полетать с этим атрибутом:
Все многочисленные знаки детей князя Владимира — трезубцы. Именно они стали главенствующей династией Рюриковичей. А «третий зуб» в личном знаке Владимира появился с целью дистанцироваться от старших братьев, согласно традиции. Это «герб», если хотите, — младшей линии Святослава.
Потомки Красно Солнышка дальше были вынуждены упражняться с этой символикой, о трёх зубцах. Фантазия бурлила. К «отчему трезубу» добавлялись штрихи, шарики и крестики. В самых разных комбинациях, сверху и снизу. Смотрим на монетку сына князя Владимира — Ярослава Владимировича Мудрого. Как он отличал себя от всех остальных Рюриковичей, завершая центральную ножку трезубца — кружком.
Эти три монеты прекрасно дают картину эволюции «трезуба», поколение за поколением. Все три князя чеканили собственную монету. Как быть с остальными? Тут сложнее, но пазлы за долгие пять десятков лет собрались более-менее. Сегодня атрибутировано большое количество разновидностей знаков, расписаны по принадлежности к целой плеяде Рюриковичей. Таблица княжеских знаков, разработанная Белецким, — вам в помощь.
А теперь самое вкусненькое. Знаете как выглядел личный знак-герб Светлого Воина Святослава, папы Владимира Красно Солнышка? Вот так, это понятно по печати, найденной неподалеку от Десятинной церкви Киева. Большинство исследователей академической науки приписывают её именно нашему герою. Полустёртая надпись печати читается с вульгарного и искажённого греческого — «Святослав».
Возражений вменяемых этой версии не нашёл, только родновеские вопли: «Брехня!». Это родовой знак князя Святослава. Герб его сына Владимира Святославича Святого крайне коряво и отдалённо напоминает сокола, пусть. Тогда почему у папаши, погромщика хазар — символика совсем не птичья, куда тулово соколиное делось? Одни крылья нарисовали? Что-то тут не так.
Смотрим на другую печать, принадлежавшую ещё одному сыну Владимира Святославича — Изяславу. Найдена в Новгороде. Пардон (дамы), но под хвост пикирующему соколу… крест воткнули. Для христианской аэродинамики? Или эта жуткая страсть — совсем не птица?
Криворукие художники?
Если валандаться только в монетках, миниатюрках из летописей, каких-то навершиях знамён… спорить можно до бесконечности. Но резонный вопрос только один: что за лютая и безграмотная стилизация? У славян и руси не было нормальных мастеров, способных хоть на одном изделии для князя, символе его власти (!) — нарисовать нормального сокола?
Главная отличительная черта всех «трезубов», хоть монетных, хоть с печатей — главенство прямых линий. В окружении всяких декоративных рюшечек. Или орнаментного плетения. Ни тебе явно выраженного клюва, глаза, когтя, пера… Принять сие за сокола можно только с хорошего похмелья, впотьмах, без очков, по подсказке ещё более страдающего от обезвоживания собутыльника-родновера: «да посмотри же, это сокол! По абрису-силуэту!». Однако. Что за абстракционизм?
Государи всех стран и эпох очень трепетно относились к собственной символике, на их монетах и печатях прорисованы животные детально. С мастерством и достоверностью мельчайшей. А Рюриковичи… Отпочковались в доисторические времена от колена Шагалова или Пикассова, так что ли? Или нам неизвестна при княжеском дворе древняя ремесленная династия бояр Криворучковых, которые пару сотен лет русской геральдикой заведовали?
На древней Руси умели птичек рисовать, не сомневайтесь. Со всеми положенными данному виду атрибутами. Сохранились золотые изделия с искусно нарисованными птицами. Там всё на месте: клювы, лапы, перья, изящные изгибы шеи и тела. Киев и Новгород, на секундочку, — крупные торговые центры. Через которые проходили потоки товарные из Персии, Хазарии, Византии, Европы. И в княжеской среде ценили именно высокохудожественные, реалистичные предметы.
Вот подвески (колты) X-XI веков. Выполнены именно русскими мастерами-ювелирами. Есть золотые княжеские подвески, есть боярские, попроще из серебра — для остальных слоев населения.
А вот знаменитая «подвеска Рюрика», найденная в 2008 году в Пскове. Это Х век, на одной стороне изображён некий знак. Его венчает голова явно хищной птицы с крестообразной короной. А на обороте — хорошо знакомый символ рода Рюриковичей. Не по линии Владимира Святославича, то есть — «двузуб».
Можно и дальше картинки самые разные ставить, из экспозиций и хранилищ археологических. Всякие подвески, где прекрасно прорисованная птица сидит на орнаментном трезубце. Или наконечник поясного ремня из Чернигова посмотреть, где с изображение птицы всё в порядке. Хоть символично, но отчетливо узнаваемо: острый клюв, перья на крыльях и хвосте.
Выводы.
Для особо воодушевлённой части публики — грустные. Славяне всех веков и локаций прекрасно умели изображать птиц, соколов — особенно. Потому как статусная птичка была. Княжеская, для соответствующей охоты. Изображений масса, на самых разных предметах. А что означают эти «трезубы-двузубы»? Что угодно, не к орнитологам только вопрос. И не на их зарплаты. Это княжеские знаки. Символы не пойми чего. Их оттиски находят даже на бытовых предметах.
А теперь вопрос опять повторю: какой князь, в здравом уме (во времена средневековья) так позволит изобразить родовой главный знак — сокола? Даже в монетном первом искусстве Рюриковичи предпочитали видеть себя не символами. В виде головы-кружка, черточек-ножек-ручек. А детально прорисованными, со всеми положенными атрибутами: глазами, чертами лица, бородками, руками, элементами гардероба. А вот птицу родовую… исключительно символически штамповали. Смешно…
Так что, дорогие фанаты Рарогов-Ререгов-Рюриков. Переводите как угодно слова эти. Сокол мог быть каким-то тотемным символом ободритских князей. Даже Рюрика самого. Но на артефактах, оттисках, монетах и печатях князей этой династии — точно не сокол. «Двузубцы и трезубцы» с рюшечками, плетениями, крестиками, кружочками, палочками и черточками — это тамги. Знаки и символы личной власти. Откуда они? Из Хазарии. Может, откуда подальше. Ищите.
Научно зафиксировать можно только одно. Прообразом «трезуба» Владимира Святославича Святого были тамги его папы Святослава и старших братьев. «Двузубы». Вполне возможно, что-то похожее было «гербом» самого Рюрика. Только более лаконичное. Совсем-совсем не птичье. Владимир Красно Солнышко одержал династическую и кровавую победу в семейке, передав потомкам свою трезубую основу в геральдике.
Не позорьте своими фантазиями предков. На древней Руси (и ранее) были хорошие мастера. Умели изображаться любые вещи и животных иногда фотографически. В любом случае — правильно, пропорционально и узнаваемо. Даже в мелких предметах: колтах, поясных наборах и подвесках, амулетах, мелких монетах и печатках. Абстракционизм тоже был. Птиц фантастических любили. Как вот эту… Сирин (ХI век).
Свежие комментарии