Женщины-композиторы: какими они были?
Hymn of St. Kassiani - Boston Byzantine Choir
--------------------------------------------
Через три века после Кассии на территории современной Германии родилась Хильдегарда Бингенская. О ней уже немного написано, хотя неординарность этой женщины требует огромных трудов.
Бригитта Шведская (1303–1373 гг.) – еще одна неординарная женщина Средневековья, и еще одна святая (католической церкви).
Первая половина жизни этой женщины прошла достаточно «обычно»: в 13 лет замужество, 30 лет в браке, 8 детей (одна из дочерей также почитается как святая). После смерти мужа Бригитта посвятила себя церкви, основала орден (орден бригитток – и сейчас этот монашеский орден существует, вот уже скоро 700 лет). Одну из церквей этого ордена можно увидеть в городе Гродно, в Беларуси.
Скоро Бригитта переехала в Рим. Оттуда она совершила несколько паломничеств, после последней поездки в Иерусалим умерла в возрасте 70 лет. Канонизирована она была практически сразу же после смерти. А недавно Бригитта была провозглашена покровительницей Европы – наряду с другими пятью святыми, среди которых и Кирилл с Мефодием.
Как и положено, Бригитта Шведская сочиняла песни. Стихи и музыка Хильдегарды и Бригитты считаются вершиной духовной поэзии и музыки Средневековья. Но были и светские дамы, которые сочиняли свои песни. Так, история знает имена нескольких женщин-трубадуров. Пели они уже о любви, о достоинствах и коварстве своих возлюбленных.
Перескочив века, оказываемся в Италии 17 века. Барбара Строцци – «официальный» композитор эпохи барокко.
-----------------------------------------
Барбара Строцци (6 августа 1619 – 11 ноября 1677) родилась в Венеции и была незаконнорожденным ребенком. Впрочем, это, видимо, было нормальным явлением: и все ее 4 детей были незаконнорожденные, да и сам ее отец тоже. Выходили из положения просто: родной отец становился приемным, усыновляя внебрачных детей. Так и Барбару удочерил родной отец, который ее воспитал, дал свою фамилию, образование – а затем и сделал единственной наследницей.
Барбара Строцци портрет кисти Бернардо Строцци
Писала Барбара в основном вокальную музыку, издавала персональные сборники своих мадригалов и кантат. Это очень красивая музыка, которую и сейчас с удовольствием исполняют. В немецком Дрездене хранится портрет Барбары Строцци знаменитого итальянского живописца Бернардо Строцци – но он, пожалуй, просто однофамилец.
Женщины эпохи Просвещения также любили музыку. Многие сочиняли. Сохранились вокальные и инструментальные произведения этих дам, хотя биографические данные скудны. В Вене Марианна Мартинес писала сонаты для клавесина. А также иногда играла в 4 руки с Моцартом. В Петербурге сочиняли княжны Нарышкина, Куракина и Долгорукова. А Мария Воиновна Зубова (дочь вице-адмирала В. Я. Римского-Корсакова) написала тогда знаменитую песню «Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест».
Женщины эпохи романтизма – это особая тема. Достаточно вспомнить Клару Шуман. Американка Эми Бич заслуживает отдельного разговора. Так же, как и Валентина Серова – первый в России профессионал в сфере сочинения музыки и мать великого художника Валентина Серова.
20 век – эпоха полного допуска женщин в святая святых мужской жизнедеятельности, в том числе – интеллектуальной. Для кого-то до сих пор обидным фактом является то, что женщина пишет музыку – не какую-то особую «женскую», а общечеловеческую. То есть просто музыку. И таких женщин сейчас много – всех имен не перечислишь.
В 2006 году умерла Галина Уствольская – композитор, которого хорошо знают в других странах, но не на родине. В Киеве живет Виктория Полевая, в Германии – София Губайдулина, в Англии – Елена Фирсова, в США – Лера Ауэрбах.
Кто женщина – сосуд греха или кладезь добродетелей? Может ли она что-то сделать, оставаясь женой и матерью, или «не дано»? Спор старый, но поразительное дело: и сейчас можно столкнуться с подобными разговорчиками. Хорошо, что несогласным уже не обязательно удаляться в монастырь.
---------------------------------
Клара Шуман. Фрагмент
Свежие комментарии