На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Президент ФРГ готов одобрить проведение досрочных выборов в Бундестаг в случае объявления правительству Шольца вотума...Израиль обречен н...
  • Юрий Ильинов
    Политический кризис в Германии набирает обороты: уже три министра отправлены в отставку, коалиция Шольца рушится Пре...Израиль обречен н...
  • Виктор Илюшин
    7 ноября отмечал и буду отмечать и помнить, это для меня праздник!День Октябрьской ...

Степан Янкович. Бесстрашный подрывник

Щепа

Степан Янкович. Бесстрашный подрывник


На просторах Интернета часто встречается фотография молодого партизана в эсэсовском плаще и редким автоматом Steyr-Solothurn на ремне, скупая подпись под фото: С.С. Янкович. Что же такого совершил этот парень в свои 17 лет?

В Национальной библиотеке Белоруссии хранится книга, в которой описаны подвиги Степана Янковича под заголовком «Бесстрашный подрывник».





Степан Степанович Янкович во время Великой Отечественной войны (с мая 1942 г.) воевал в партизанском отряде имени В.П. Чкалова бригады имени Я.М. Свердлова. За боевые заслуги удостоен многих правительственных наград.

Под боевой характеристикой Степана Степановича Янковича стоит дата: 25 июля 1944 года. Характеристика подписана командиром бригады имени Свердлова И.П. Мариняко, комиссаром бригады Г.А. Дудко, командиром отряда имени В.П. Чкалова П.Л. Губаревым. За её скупыми и лаконичными словами встаёт образ народного мстителя, на счету которого более 40 боевых операций. Среди них подрыв 12 эшелонов, участие в разгромах Песковского и Споровского гарнизонах, в многочисленных боях с карателями.

В Старых Песках немцы появились на четвертый день войны. Свой приход враг отметил массовым расстрелом активистов советской власти. Жестокий оккупационный режим должен был, по мнению гитлеровцев, сломить волю советских людей. Но уже через две недели после прихода оккупантов 17-летний Степан Янкович получил первое боевое задание от военнослужащих П.И. Губарева и В.М. Монахова (старшины 459-го стрелкового полка 42-й стрелковой див.), квартировавших до начала войны у соседа Янковичей: собирать патроны и гранаты, «которые сейчас нужны как хлеб».

 

В. М Монахов


Степан охотно взялся за это поручение. Вместе со сверстниками С. Мшаром, П. Янковичем, В. Волком он искал в лесах оружие, доставал патроны, гранаты и оружейную смазку, передавал в лес хлеб, сало, махорку. Старались делать всё скрытно, но вскоре заметили, что за ними ведет наблюдение полиция. Это насторожило ребят. И в одну из майских ночей 1942 года молодые патриоты по одному незаметно вышли из села и скрылись в лесу. А на следующий день с партизанами отряда им. В.П. Чкалова они приняли участие в нападении на Песковский полицейский участок.

 

Партизаны отряда им. Чкалова бригады им. Свердлова


Под покровом темноты партизаны проникли в село, убили полицейских, забрали оружие и, освободив арестованных, подожгли здание, в котором были оборудованы камеры предварительного заключения.

Это было первое боевое крещение Степана и его сверстников. Успех окрылил народных мстителей, и они решили закрепить его — совершить диверсию на переезде вблизи станции Бронная Гора, разобрав рельсы.

Операция удалась — на большой скорости полетел под откос эшелон с живой силой противника. Диверсия не на шутку встревожила немецкие власти. Охрана железной дороги в районе Бронной Горы была усилена. Но вскоре близ Бронной Горы группа партизан во главе со Степаном Янковичем пустила под откос товарный состав, который вёз продукты на фронт. Немцы приняли ряд экстренных мер. На каждый километр железнодорожного пути они выставили по 7-8 солдат, заставили население окрестных деревень вырубать лес вдоль полотна. Но и эти меры не помогли — как и раньше, Степан Янкович вместе с группой подрывников регулярно выполнял задания командования отряда. Когда же немцы заминировали откосы, диверсионная группа Янковича стала действовать на железной дороге Дрогичин — Ковель.

Чтобы нарушить передвижение войск и грузов, партизаны устраивали засады на шоссейных дорогах, взрывали мосты, повреждали связь.

На Московском шоссе между деревнями Заречье и Смолярка был мост размером двадцать на восемь метров. Янковичу поручили уничтожить его. Степан установил, что каждую ночь 5-7 гитлеровцев, патрулируя участок шоссе, проходят по мосту точно через каждый час. Решив сыграть на немецкой пунктуальности, Степан вместе с Андреем Прокуратором из Спорова подвезли к мосту воз соломы, разбросали её по настилу и облили керосином. Степан заложил запальник с привязанным к нему бикфордовым шнуром. Быстро отошел на обочину и поджег его. Через 10-15 минут мост запылал, как факел. Началась беспорядочная стрельба, но партизаны находились уже на безопасном расстоянии.

Важное значение гитлеровцы придавали мосту через реку Жегулянку на Московском шоссе. Днем и ночью здесь стояли часовые, из дзотов в разные стороны торчали стволы пулемётов. Подойти к месту было невозможно. Однако и здесь выручила смекалка, Янкович решил использовать старую лошадёнку. Ночью запряг её, положил в повозку 50-килограммовый артиллерийский снаряд. К снаряду присоединил взрыватель с привязанным телефонным проводом длинной 150 метров. Глубокой ночью повозка была направлена на мост, а сам подрывник остался в укрытии. Лошадь потихоньку шла вперед. Степан же разматывал провод и прислушивался.

— Стой! Кто идёт! — кричал немец.



«А вдруг лошадь остановится, тогда сорвется моя затея, пропадут все труды», — с волнением подумал Степан.

Но лошадь не спеша плелась вперед. Было слышно, как копыта глухо цокали уже по мосту. «Молодчина, старая, сослужила добрую службу», — прошептал Янкович и сильно дёрнул за конец провода. Раздался оглушительный взрыв. Сразу же затрещали автоматы и пулемёты. Да что в этом толку!

Однажды разведка донесла, что из Березы в Пески должен двигаться отряд немцев в сто человек. Группа партизан около 40 бойцов выдвинулась навстречу непрошеным гостям. К месту засады подошли на рассвете, замаскировались, выставили скрытые посты и дозоры. Ожидать пришлось недолго. Из секрета сообщили о приближении гитлеровцев. Отряд приготовился к бою. Как только противник показался на дороге и поравнялся с широкой заболоченной поляной, раздалась команда. Дружно застрочили партизанские пулемёты, автоматы, винтовки. Внезапность увеличила силу удара. Враги растерялись и в панике стали разбегаться . В этом бою было убито 26 солдат, столько же было ранено, трое взяты в плен. Среди партизан потерь не было. Разгром колонны произвел ошеломляющее впечатление в Березовском гарнизоне. Трупы вражеских солдат долго лежали на поляне — оккупанты боялись возвращаться на это место.

В декабре 1943 года Янкович вместе с боевым другом Андреем Прокуратором получил задание взять важные сведения у связного в деревне Соколово. Степан переоделся в немецкую форму, Андрей — в форму полицейского. Поехали на подводе. Немного проехав, заметили, что навстречу им движется повозка.

— В санях немцы! Трое. Что будем делать?

—Вперёд! — быстро проговорил Степан.

Повозки сблизились. В санях сидели два офицера и солдат. Степан поднял руку и на ломаном немецком спросил:

— Кто вы и куда направляетесь? С вами говорит комендант Песковского полицейского участка.

— Гут, — отвечают фрицы, — мы как раз направляемся к вам.

— По этой дороге двигаться очень опасно. По нашим данным, партизаны заминировали её в нескольких местах. Придётся ехать в объезд, — закончил Степан.

Пока разговаривали, из Соколова, примерно в полукилометре от них, показалась вереница подвод с немцами. Ситуация сильно осложнилась. Степан лихорадочно искал выход из создавшегося положения.

— Вот что, панове, — сказал он офицерам, показывая на движущийся обоз, — давайте заедем ко мне в комендатуру, я возьму своих людей, и они будут вам добрыми проводниками.

Офицеры посовещались и согласились быть гостями «пана коменданта».

— Мне думается, панове, всем ехать не следует. Кто-то должен остаться здесь и предупредить наших об опасности.

— Гут. Зер гут. Очень правильно, пан комендант, — ответил один из офицеров.

— Прошу господ в мои сани, — пригласил Степан.

Офицеры пересели, и Янкович пустил лошадь крупной рысью.

Впереди показался красивый дом Игната Трутько. Степан резко остановил лошадь.

— Вот и комендатура. Слезайте, обогреемся, — предложил он немцам.

Степан, как настоящий хозяин, прошел на 5-7 шагов впереди своих гостей, в сенях быстро выхватил пистолет.

— Руки вверх!

Немцы опешили и тут же подчинились приказанию. Андрей быстро разоружил их. Буквально перед самым носом врага смельчаки проскочили в Войтешин, оттуда — через Чёрное озеро в деревню Хрисо. Офицеры были доставлены в штаб бригады.

Вскоре после этого в отряд пришел житель деревни Ярцевичи Цибульский и сказал, что к нему на хутор забрели двое неизвестных и интересуются партизанами. Группа партизан во главе с Янковичем тут же направилась к хутору. Там они увидели двух мужчин — одному было лет сорок пять, другому не более тридцать.

— Хотим драться с врагом. Возьмите нас в отряд, — в один голос заявили они.

В отряд партизаны пришли поздно ночью и под надёжной охраной часовых легли отдыхать. Янкович нарочно устроился рядом с гостями и сделал вид, что спит. Прошло примерно часа полтора. И вдруг Степан услышал шепот. Говорили на немецком языке:

— Ясно, мы не туда попали. И, пожалуй, вряд ли отсюда выберемся.

— Во что бы то ни стало надо при первом же удобном случае бежать.

Дождавшись утра, партизаны тщательно обыскали новичков, распороли по швам одежду, обувь и обнаружили подозрительные документы. На допросе в штабе выяснилось, что это шпионы, которые получили задание разведать место дислокации партизан, убить командиров.

Шел февраль 1944 года. В один из этих дней отряд облетела тяжелая весть: Степан Янкович при очередном минировании тяжело ранен разорвавшейся миной, повреждены обе руки и глаза. Партизанские врачи сделали всё, что можно было сделать в походных условиях. Первым прибывшим с Большой земли самолётом бесстрашный подрывник был отправлен на лечение. Даже сами врачи сомневались, что человеческий организм в состоянии справится с таким тяжелым ранением. Но Янкович выжил. Вскоре после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков бывший партизан возвратился в родные Пески. Но встреча с самыми дорогими людьми не состоялась — гитлеровцы выместили свою злобу на родителях отважного партизана: расстреляли мать, брата и сестру, отца вывезли в Германию.

Вскоре Степан обзавелся семьей, стал постоянным жителем деревни Нивы, в 1954 вступил в КПСС.

Петр Мамертович Ковальский описал эти и ряд других событий, произошедших в партизанском отряде им. Чкалова бригады им. Я.М. Свердлова в своей книге «В Брестских лесах. Записки партизана».

 

Ковальский П. М. 1929 год


Статья написана по материалам книги Ивана Шамякина «Память. Историко-документальная хроника Березовского района Брестской области» (1986 год).

Картина дня

наверх