На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 441 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    https://druzzya.mirtesen.ru/blog/43928273428/Zachem-Kitay-rezko-podnyal-tarifyi-na-dostavku-gruzov-v-Rossiyu?utm_refe...Поворот не туда: ...
  • Юрий Ильинов
    Полковник Кудасов Сегодня, 12:03 Разворот на Восток и переход на СПГ нужно было осуществить значительно раньше, сразу...Поворот не туда: ...
  • Юрий Ильинов
    Уже не первое оскорбление российской публицистики. Можете нарваться на крупный штраф.Поворот не туда: ...

Загадки истории: изумрудная таблица с магическими письменами

https://x-files

 

Загадки истории: изумрудная таблица с магическими письменами

Изумруд – это камень волшебный, не божественный. Постоянные читатели рубрики «драгоценности в живописи» знают, что обычно все можно найти у Мадонны и святых – кольца, пояса, жемчуга… А вот изумруды они не носят, не христианский (как доказали картины) это камень...
Очевидно, дело в волшебном мерцании особенного оттенка зеленого. Недаром главный магический текст был начертан именно на изумрудах. Речь идет о т.н. «Изумрудной скрижали» (Tabula Smaragdina). По легенде, бог Гермес Трисмегист (не нормальный Гермес, а другой, покровитель волшебников и алхимиков) написал на гигантском изумруде загадочный текст. И оставил эту скрижаль в одном египетском храме.
Трисмегиста изображают обычно в виде мудрого бородатого старика.

Гермес Трисмегист, показывающий рукой...
Гермес Трисмегист, показывающий рукой на Изумрудную скрижаль. Мраморная мозаика знаменитого пола Сиенского собора (1488, по рисунку Джованни ди Стефано)

 

Алхимик (Гермес Трисмегист?). Иллюстр...
Алхимик (Гермес Трисмегист?). Иллюстрация из манускрипта "Splendor Solis", 1532-5, Kupferstichkabinett Berlin 78D3

Загадки истории: изумрудная таблица с магическими письменами
Изображения его с изумрудной скрижалью появляются, кажется, только в Новейшее время.

Гермес Трисмегист на современной (?) ...
Гермес Трисмегист на современной (?) иллюстрации. Автор не ищется, кажется, это рисунок для обложки

 

Гермес Трисмегист не традиционный, бе...
Гермес Трисмегист не традиционный, без бороды. Худ. John Augustus Knapp (ум. 1938)


Там скрижаль, века спустя, нашел то ли философ Аполлоний Тианский, то ли Александр Македонский.
Текст, который (якобы) написал Гермес Трисмегист на изумруде, всплыл в Средние века, в латинском уже переводе. Он сохранился до наших дней, скорей всего, в оригинале это было арабское произведение, написанное в 6-8 веках. Изображения можно найти в миниатюрах и гравюрах.

Находка изумрудной скрижали. Миниатюр...
Находка изумрудной скрижали. Миниатюра из рукописи "Aurora Consurgens", 15 век (Zürich Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172)

 

Изумрудная скрижаль, на гравюре (подц...
Изумрудная скрижаль, на гравюре (подцвеченной), Amhitheatrum sapientae aeternae by Heinrich Khunrath (1606)


Веками алхимики и гадатели ломали над ним голову: в нем пытаются найти и рецепт философского камня, и предсказания будущего. (А вообще это краткие тезисы философского течения под названием «герметизм»). Строки действительно звучат загадочно: «Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: То, что внизу, аналогично тому, что вверху…» и т.п. Бредили скрижалью видные мыслители, включая Роджера Бэкона, Исаака Ньютона, Майкла Майера, Алистера Кроули, Альбертуса Магнуса и Карла Юнга
Конечно, изумрудная скрижаль не сохранилась (если она когда-нибудь и была). Есть реконструкции, очевидно на бутылочном стекле.

Реконструкция Изумрудной скрижали...
Реконструкция Изумрудной скрижали


А представить надписи на изумрудах нам помогут индийские резные изумруды эпохи Великих Моголов. Правда, они крохотные – проданный в 2001 году на Кристис за 1,5 млн. фунтов – 5 см длиной.

Изумруд по имени Mogul Mughal Emerald...
Изумруд по имени Mogul Mughal Emerald, 217.8 карат, 5.2 x 4x 1.2 cm. Продан на Christie's в 2001 году за 1,5 млн. фунтов. Сейчас в Museum of Islamic Art, Doha. Кстати, сам изумруд из Колумбии, но его купили Великие Моголы и отдали гравировать

 

Изумруд эпохи Великих моголов (1695-9...
Изумруд эпохи Великих моголов (1695-96 гг.), 217,8 карат, Sabah Collection, Kuwait
Великий советский педагог Шалва Александрович Амонашвили, автор концепции гуманной педагогики, однажды задал учителям, собравшимся на его лекции, вопрос:
«Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия?» Учителя начинают предлагать разные варианты: «Выйди из класса», «Давай дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»… Но Шалва Александрович не был удовлетворен.
Он сказал: «Когда ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал: „Здравствуй, чадо мое, пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы тебя ждали“. Это называется безусловная любовь, это нельзя сымитировать. Если он опоздает и на второй день, я с еще большей любовью скажу: „Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя, проходи скорей, садись. Мы без тебя не могли начать урок“. И вы знаете, если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок перестанет опаздывать. Потому что он реагирует только на чистый импульс любви. И если он чувствует, что его где-то любят, он не будет туда опаздывать больше. В этом психология ребенка: если он чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать не будет».
Спасибо Наташа Светлейшая

В Египте вскрыли чёрный «саркофаг гиганта»

    • Олег Олимский
 
В Египте вскрыли чёрный «саркофаг гиганта» itemprop=Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

В Египте во время раскопок археологи обнаружили гроб больших габаритов. Когда они его открыли, то были шокированы увиденным.

Британская газета The Sun сообщила о том, что исследователи открыли крышку гранитного гроба, и то, что они увидели, шокировало всех. Информация таблоида была опубликована, ссылаясь на Мустафу Вазири.

В гробу была канализационная вода. После того, как специалисты ее откачали, они увидели 3 разложившихся трупа. Изначально археологи были уверены, что там находится один огромный скелет. Исследователи были поражены большими габаритам саркофага: длина составляет 265 см, в высоту – 185 см и 165 см в ширину. Будто бы изначально он был изготовлен для человека с большими габаритами и ростом, что в те времена могло быть действительностью. Египтяне были сами по себе невысокого роста – по 150 сантиметров в среднем.


До саркофага — 5 метров.



Рядом с людьми видно, что саркофаг и в самом деле огромный.

Летом 2018 года на территории Египта во время раскопок ученые обнаружили гранитный гроб больших размеров. В районе Сиди Габер в Александрии был обнаружен большой гроб. Он был захоронен на глубине 5 метров. Ученые предположили, что он лежал в земле приблизительно 2 тысячи лет, возможно и дольше.


Странное захоронение, где в саркофаге было 3 тела, всех очень удивило. Ученые тут же предположили, что, скорее всего, саркофаг был изготовлен таким большим из-за братского захоронения. Однако кто там был захоронен до сих пор неизвестно.


Крышку приподнимали осторожно, сначала, посредством наполненных водой трубочек.

После детального анализа останков, ученые пришли к выводу, что одно тело могло принадлежать воину, так как его череп был пробит мечом. Что касается еще двух тел в могиле, то одно известно точно, к фараонам они не имеют никакого отношения.

В одной из версий встречается предположение, согласно которому, одно из тел принадлежит легендарному Александру Македонскому. Где он захоронен до сих пор неизвестно. Известно только то, что он умер где-то на территории Египта. Почему предположили, что это великий полководец, да потому, что это происходило примерно тогда, когда и были захоронены обнаруженные тела.

Материалы, использованные при изготовлении саркофага стоят недешево, тот же черный гранит. Но при этом само захоронение недорогое, так как внутри не было ни фигурок, ни серебра, ни золота.

Саркофаг почему-то оказался заполненным водой из канализации.

Обнаруженные останки вместе с гробом будут доставлены в александрийский национальный музей, чтобы их дальше изучали. Исследователи хотят понять, что произошло с теми людьми, которые захоронены.


Останки, находившиеся в «саркофаге гиганта». Совсем не гиганты. Но втроем.

После того, как подопечные Мустафа Визари открыли саркофаг, генсекретарь был рад тому, что все остались живы и невредимы, ведь могло быть проклятие на саркофаге.

Однако не исключено, что расслабляться рано, ведь как говорят в Египте «еще не вечер».

Запишем ещё одну записанную по дуге эпитафию русскими буквами.
МiАРАНЖРАМУЖАСiБЕСТИРiДНАЛАМУЛУБАНКЕ
Затем разделим текст на слова. При этом мы будем сверяться с древними славянскими источниками, подбирая из них близкие славянские слова.
Анализ цепочек слов (этрусское>славянское>современное русское) поможет нам убедиться в правильности выявления слов из текста.
Мi>Мi (МИ)>МНЕ
А>АЦЕ>А (ОДНАКО)
РАН>РАНА>РАНА (БОЛЕЗНЬ)
ЖРА>ЖРАТИ>ЖРАТЬ (ГУБИТЬ, ЗАБРАТЬ)
МУЖА>МУЖЪ (МУЖА)>МУЖА
Сi>СИ>СЕБЕ
БЕС>БЕЗ>БЕЗ
Тi>ТИ>ТЕБЕ (ТЕБЯ)
РiДНА>РiДНИЙ>РОДНОЙ
ЛАМУ>ЛАМАТИ>ЛОМАЕТ
ЛУБАН>ЛЮБЫ>ЛЮБОВЬ
К>К>К
Е>ЕМУ>ЕМУ (ТЕБЕ)
Мы смогли разделить этрусскую эпитафию на слова. Для удобства прочтения и обнаружения стихотворных форм расположим слова в столбец:
Мi
А
РАН
ЖРА
МУЖА
Сi
БЕС
Тi
РiДНА
ЛАМУ
ЛУБАН
К
Е
Очевидно, что эта эпитафия имеет стихотворную форму.
Теперь заменим этрусские слова на соответствующие русские.
МНЕ
ОДНАКО
БОЛЕЗНЬ
ЗАБРАЛА
МУЖА
СЕБЕ
БЕЗ
ТЕБЯ
РОДНОЙ
ЛОМАЕТ
ЛЮБОВЬ
К
ТЕБЕ
Фонетика и содержание стиха вызывают у нас печаль и жалость к женщине, потерявшей своего мужа.
Теперь делаем литературную обработку текста.
"У меня, однако, болезнь забрала мужа себе.
Без тебя, родной, терзает меня любовь к тебе".
Из содержания текста становится понятным, почему автор эпитафии изобразил 23-ю букву "D" неотражённой и разделённой. Автор сделал это для того, чтобы художественно показать, что смерть разлучила жену и умершего мужа. В слове "РiDНА" автор разделил среднюю в слове букву "D" на 2 фрагмента: "С" и "I", тем самым разделив пополам и само слово. Таким оригинальным приёмом автор графически показал, что смерть разделила пару.
Прочтённая нами эпитафия имеет смысловое совпадение с современными русскими эпитафиями, например:
"Расстались мы. Болезнь тебя сразила.
С собой в могилу ты унёс страданье, боль, надежду и любовь".
Вечная память!

И.М. Гревс: путь из провинции в профессоры Императорского университета Санкт-Петербурга

Кто такой историк? Это не только человек, изучающий историю, историк — это призвание, образ жизни, мировоззрение, состояние души и менталитет. Заниматься историей значит заниматься своим ремеслом, особым и даже в некотором смысле сакральным делом. Каждый историк вносит свою лепту в развитие науки, методологии исследования, популяризации научных знаний. Но по иронии судьбы, некоторые из них остаются неизвестными даже своим согражданам. О них помнят их ученики, но со временем поколение уходит за поколением и память о человеке стирается. В лучшем случае, он становится объектом исследования и известен узкому кругу специалистов. Мы можем читать десятки книг, но не иметь ни малейшего представления о том,  каких усилий автору стоило приложить, что бы ее написать.  На наш взгляд, в этом кроется некая несправедливость, которую нужно искоренить, как в отношении тех, кто сегодня вкладывает свое здоровье, энергию, время и силы в поиски и установления истины и остается в тени, так и тех, кто этим занимался до нас, создавал те самые "азы" и "фундаменты", на которых стоит современная историческая наука.  В данном очерке речь пойдет об одном из таких ученых XIX-XX века,  историке, филологе, краеведе, основателе школы медиевистики в столичном Императорском университете,  современной урбанистики и экскурсионного дела. Кем был Иван Михайлович Гревс и почему так важно сохранить о нем память?Об этом и о другом в данной заметке.

Иван Михайлович Гревс (1860-1941), русский историк. Профессор Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге (1892-1918), профессор Петербургского (Ленинградского) университета (1899-1941).Б.д. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.146. Л.8.Иван Михайлович Гревс (1860-1941), русский историк. Профессор Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге (1892-1918), профессор Петербургского (Ленинградского) университета (1899-1941).Б.д. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.146. Л.8.

Иван Михайлович Гревс (1860-1941) - яркий представитель петербургских историков и один из основателей школы медиевистики в столичном Императорском университете, который в 1924 г. сменил название на Ленинградский государственный университет. В числе учеников и последователей профессора выдающиеся учёные: Л.П. Карсавин, O.A. Добиаш-Рождественская, Н.П. Анциферов, Г.П. Федотов и др. Исследовательская деятельность ученого оценивается по нескольким направлениям: как историка-антиковеда социально-экономической ориентации и медиевиста, основоположника культурно-исторического направления в изучении Средневековья, а также как филолога и краеведа, стоявшего у истоков современной урбанистики и экскурсионного дела. При этом Гревс сочетал в себе талант учёного, педагога и общественного деятеля. С именем профессора, занимавшего должность заведующего кафедрой «средней истории» в Санкт-петербургском университете, декана историко-филологического факультета Высших женских (Бестужевских) курсов, участника различных съездов и комиссий по реформированию высшей и средней школы, связана немаловажная страница в истории функционирования и трансформации системы образования и просвещения в нашей стране.

И.М. Гревс родился в 1860 году в небольшом родовом имении Лутовново на юге Воронежской губернии (совр. Волоконовский район Белгородской области). Его предки были выходцами из Англии или Шотландии, которые еще при Петре I приехали для военной службы в Россию и осели здесь (отсюда фамилия Greaves). Отец Ивана, Михаил Михайлович Гревс был родом из слободы Водолаги Харьковской губернии, где получил домашнее образование, однако, исходя из воспоминаний сына, был человеком эрудированным. В молодости Михаил, как и его отец, был военным, участвовал в Крымской войне (1853 - 1856 гг.). Во время знаменитой Севастопольской обороны, был ранен на одном из бастионов и вышел по окончании войны в отставку в чине поручика. Оставшуюся часть жизни отец И.М. Гревса провел в своем небольшом имении Лутовиново. Захоронен был там же (1894 год) в склепе рядом с местной церковью.

Мать историка, Анна Ивановна Гревс (урожденная Бекорюкова), была родом из так называемых «столбовых дворян» Харьковской губернии (VI часть книги родословной дворян Российской империи). Фамилия происходит от слова от тюркского слова «горбун» (горбатый). Первые 12 лет жизни И.М. Гревс провел в Лутовиново (имение в 1000 душ стало приданным матери) почти безвыездно. В своих воспоминаниях он называет это время «злотым десятилетием». Поступив в столичную Ларинскую гимназию в 1873 году, каждое лето проводил в своем родовом имении.

Таким образом, усадьба Гревсов, в которой родился будущий ученый, была типичной поместного дворянства средней полосы России рассматриваемого периода. Иван Михайлович провел все своё детство в родовом имении, где и получил домашнее образование (обеспечивали которое, в обязательном порядке, иностранные гувернантки). Атмосфера уюта, взаимного уважения и религиозности, царившей в доме прямым образом повлияла на складывание личности будущего историка. В целом, И.М. Гревс в своих воспоминаниях часто ностальгировал по своему лутовиновскому имению, называя годы, прожитые на Белгородчине «Золотым десятилетием».

Фото Ивана Михайловича и Марии Сергеевны Гревс (Париж, 1890-е гг.). СПФ АРАН.  Ф. 726. Оп. 1.  Ед. хр. 310. Л. 10. Фото Ивана Михайловича и Марии Сергеевны Гревс (Париж, 1890-е гг.). СПФ АРАН. Ф. 726. Оп. 1. Ед. хр. 310. Л. 10.

Поступив в столичный Императорский университет, Иван Михайлович знакомится с В.Г. Васильевским, известным византиноведом и академиком, преподававшим историю Средневековья на втором курсе историко-филологического факультета, где и обучался Гревс. Еще в первой половине 1890-х гг. Гревс, будучи преемником Василия Григорьевича, начинает чтение лекций по «средней истории» в стенах Санкт-Петербургского университета, а в 1903 г., в связи с кончиной учителя, занимает его место заведующего кафедрой Всеобщей истории. Молодой ученый, вслед за учителем касался в своих работах проблем социально-экономического характера (в первую очередь, аграрных вопросов). Вспомним, что один из самых значительных трудов Гревса – «Очерки по истории Римского землевладения», где попутно раскрываются вопросы культуры и быта. Подобная направленность, в целом, станет характерной чертой Санкт-Петербургской школы медиевистики.Но не только социально-экономическая риторика научных работ являлась прямой наследницей школы Васильевского. Гревс по праву считается продолжателем источниковедческих традиций, заложенных Василием Григорьевичем. Речь идет о позитивизме, идеографизме и разносторонности изучения письменных источников, а также об опоре на различные вспомогательные исторические дисциплины.

Говоря об окружении И.М. Гревса, нельзя не сказать о так называемом «Приютинском братстве» - объединение студентов, близких по своим взглядам на жизнь и интересам (название происходит от поместья «Приютино» совместно купленного членами объединения в качестве места для ежегодных встреч и возможного будущего места проживания наподобие коммуны). Участниками общества были студенты разных факультетов и отделений Императорского университета. Ядро братства составили естественник В.И. Вернадский, филолог Д.И. Шаховской, историк И.М. Гревс, юрист А.А. Корнилов, филолог-классик С.Ф. Ольденбург и востоковед Ф.Ф. Ольденбург. По сути, «Приютинское братство», сформированное студентами-идеалистами с общими интересами переросло в кружок друзей, близких друг другу по духу, мировоззрению и соединенных семейными узами. Сообщество стало настоящей духовной и экономической опорой его членов.

Исследовательская деятельность Ивана Михайловича была связана, в большей мере, с изучением Средневековья. Его деятельность в области медиевистики условно разделяется на два периода. Первый связан с социально-экономическими изысканиями основ и предпосылок будущего феодализма и средневекового общества в античном прошлом, а второй – с организацией культурно-исторической школы для комплексного изучения духовной жизни европейского общества. Однако не смотря на общеизвестную популярность имени И.М. Гревса как медиевиста, значительная часть его трудов посвящена проблемам антиковедения и византинистики. Во многом это объясняется влиянием вышеупомянутого В.Г. Васильевского, а также особенностями взглядов на исторический процесс, связанными с концепцией всемирно-исторической точки зрения, который предполагает поиск причин и предпосылок какого-либо явления в прошлом. Такой подход в изучении истории качественно выделял работы Гревса среди своих коллег наряду с принципами эволюционно-генетического развития, междисциплинарности (объединение социолого-психологических, культурно-экономических и политических подходов) с акцентами на культурно-религиозной стороне жизни общества.

Фото И.М. Гревса вместе со слушательницами ВЖК и студентами Санкт-Петербургского Императорского университета на экскурсии по Италии (Флоренциия,1912 г.)Фото И.М. Гревса вместе со слушательницами ВЖК и студентами Санкт-Петербургского Императорского университета на экскурсии по Италии (Флоренциия,1912 г.)

Однако наиболее привлекательной и приоритетной для И.М. Гревса, зарекомендовавшего себя на начальном этапе как перспективного исследователя, стала учебно-педагогическая деятельность. По мнению историографов, этому способствовали не только личностные интересы профессора, но и научные неудачи, вызванными собственной неуверенностью и принципиальностью Ивана Михайловича. Поэтому несмотря на то, что он продолжал заниматься наукой и даже возглавил школу медиевистики, ученый был скорее теоретиком, методологом и консультантом для своих подопечных.

В области же педагогики И.М. Гревс смог реализовать себя в полной мере. Он, активный сторонник совместного обучения, организатор семинарской системы, популяризатор научности в учебном процессе, сторонник автономии высшей школы и «отец-основатель» экскурсионного метода, как одного из приёмов обучения в высшем академическом образовании, заслужил звание «педагога-новатора», учителя науки и наставника. Именно поэтому отстранение Ивана Михайловича от преподавательской деятельности в 1923 г. стало тяжелым ударом для профессора и, несмотря на занятия в области краеведения и филологии, он чувствовал личное опустошение и сожаление о «потерянном времени», что подтверждается эпистолярными материалами данного периода.

И.М. Гревс. Снимок сделан в 1940 г. в г. Пушкине. Фото аспиранта ЛГУ П.П. СеменоваИ.М. Гревс. Снимок сделан в 1940 г. в г. Пушкине. Фото аспиранта ЛГУ П.П. Семенова

Однако именно работа в смежных с исторической наукой областях знаний позволила ученому пережить тяжелые годы отстранения от преподавания на 11 лет, а также стала важным этапом оформления концепций историка в самостоятельные новаторские для своего времени научно-практические направления.Лишь в 1934 г. И.М. Гревс получает звание доктора наук без защиты диссертации соответствующего уровня и возвращается к преподавательской деятельности в ЛИФЛИ и ЛГУ. В 1936 г. Институт истории АН СССР предложил ему переиздать свою диссертационную работу о римском землевладении и написать биографию Тацита, переведенную в 1952 г. на немецкий язык.

(Горшкова Ю.Г. , Шишка Е.А.

Картина дня

наверх