На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 440 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Конечно, будет постоянной. Кому надо этот тяжёлый металлолом туда-сюда таскать.Решение Путина пр...
  • Дмитрий Гурин
    Пусть выставку сделают постоянной с пополнениями. Ну нет просто времени на праздники в Москву съездить, да и гостиниц...Решение Путина пр...
  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Решение Путина пр...

РЮРИКОВИЧИ. Иоанн IV. Грозный.

РЮРИКОВИЧИ. Иоанн IV. Грозный.

Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро. А если делаешь зло, бойся, ибо царь не напрасно меч носит для устрашения злодеев и похвалу добродетелям. Он был уверен, власть даёт ему силу возносить правых и низвергать виновных, чтобы построить Царствие Небесное на земле.

Год 1525. Династия Рюриковичей правит страной уже шестое столетие, такой продолжительной цепочки передачи власти по праву крови не знает ни одна европейская страна. На престоле сын Ивана Великого, Василий Третий, правитель огромного независимого государства. Именно в этот момент судьба московской ветви Рюриковичей оказалась под угрозой. У Василия не было детей. После 20 лет бесплодного брака, он развелся с первой женой, Соломонией Сабуровой, и женился на 16 летней княжне Елене Глинской, которая наконец родила, долгожданного сына Ивана. Великий государь, в расшитых золотом одеждах, сидел на высоком троне свесив ножки. Вокруг толпились пышно одетые бояре. Великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич, шести лет от роду, принимал литовских послов. Повторял подсказанные короткие фразы. Послы подходили поцеловать маленькую ручку. А потом государя увели, объяснив высоким гостям, что по малолетству ему на пиру быть истомно. Пока великий князь проводил время с мамками и няньками, государством управляли бояре. Иван Васильевич унаследовал престол в три года, после внезапной смерти отца. При князе младенце был создан регентский совет из нескольких ближайших бояр во главе с его матерью. И до самого совершеннолетия великому князю предстояло быть послушной куклой в их руках. Младенец Иван и его мать, вдовствующая великая княгиня Елена Глинская, оказались идеальной ширмой для боярского правления. Вокруг трона закипела борьба за власть трёх аристократических кланов, князей Бельских, Глинских, Шуйских. В 1538 году Елена внезапно умерла, возможно, была отравлена. На вершине оказались Шуйские. Осиротевшие дети, Иван и его младший брат Юрий, оказались во власти алчных вельмож, которые чувствовали себя полными хозяевами и дворца, и казны и жизни самого великого князя. Страхи и унижения своего горького детства Иван запомнил на всю жизнь. «Бывало, играем в детские игры, а князь Шуйский сидит на лавке, опершись логтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет» Сколько раз и поесть давать забывали вовремя. Воспитанием и образованием Ивана никто не занимался. С его желаниеми и чувствами не считались. Когда Ивану было 13 лет, в его присутствии, прямо на заседании Боярской Думы арестовали его любимца, князя Федора Воронцова, за то, что государь его жалует и бережет. «Нашего боярина обесчестили, оборвали на нем одежду и хотели убить. Тогда мы послали к ним митрополита Макария передать, чтобы не убивали. Митрополита толкали и разорвали на нем мантию, а бояр пихали взашей» Иван не выдержал. Вместе с ближними боярами он уехал прочь из Москвы. Под Можайском великокняжеский поезд встретила огромная толпа. Люди хотели пожаловаться государю на самоуправство бояр и чиновников, которые уже не знали никакого удержу. Государю впервые предстояло встретиться лицом к лицу со своим народом. С трудом пересилив себя, он выбрался из возка. Сотни людей разом, как порубленные, упали перед ним на колени. И тогда он вдруг понял, кто он такой.

Поздней осенью великий князь вернулся в Москву. Дождавшись окончания Рождественского поста, он велел псарям схватить князя Андрея Шуйского и отволочь в темницу. Псари, пока тащили боярина до ворот, нечаянно или намеренно, задушили его. И тогда всем стало ясно, великий князь показал зубы. Теперь толпа царедворцев ловила каждое его слово. А сам Иван предался развлечениям в компании ровесников из золотой молодежи, не зная удержу ни в чем. Юному Афанасию Бутурлину за дерзость он приказал урезать язык, а 15 летний Михаил Трубецкой, не угодив чем то великому князю, был немедленно казнён. Ближние бояре и воспитатель великого князя, митрополит Макарий, пытались вразумить его, но тщетно. И тогда Макарий применил средство невиданной силы: он предложил великому князю принять царский титул.

( Сказание о князьях владимирских, возводило происхождение Рюриковичей к первому римскому императору Гая Юлию Цезарю Октавиану Августу, от которого и происходит титул царя или цесаря. Русский царь считался официальным преемником византийского императора и равным по статусу правителю Священной Римской империи. Византийская идея венчания на царство имела ярко выраженный сакральный характер. Царь становился первым слугой бога на земле, и вместе с высшей властью возлагал на себя бремя ответственности перед богом за свое государство и своих подданных. )
16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство. Иван IV стал первым русским царем. Теперь он был уже не первый среди равных, но единственный. Правителем, который волей божьей поставлен высоко над всем обществом, включая самых родовитых бояр. Самодержцем, чья воля отныне–закон. По древнему византийскому обычаю был проведен смотр невест. Медленно и важно Иван шел вдоль бесконечной череды статных, пышных, златовласых красавиц. Наткнулся взглядом на хрупкую девушку не высокого росточка. Пушистая темная коса. И глаза как вишни. Дальше Иван не пошел. Царской невестой стала 15 летняя Анастасия Захарьина–Юрьева. Свадьбу сыграли 3 февраля. Царь Иван по всем законам и традициям был теперь взрослый, самостоятельный, полновластный правитель, помазанник божий. Никто больше ему не указ! Надежды родственников и митрополита пошли прахом. Иван ударился во все тяжкие, пуще прежнего. Пока государь предавался забавам, правили по прежнему родовитые вельможи. Царь куражился до тех пор, пока не вспыхнуло... Простая непогашенная свеча породила великий пожар. Царь бросился в село Воробьёво, куда бежала его семья и ближние бояре. Что делать дальше он не знал. Горело Заяузье, Замоскворечье, часть Кремля. Выгорело треть Москвы, погибли тысячи людей. Для средневекового города это чудовищные потери. Кто то пустил слух, что виноваты во всем родственники царя–бояре Глинские, занявшиеся черным колдовством. Вспыхнул мятеж. Три дня весь город находился во власти восставших. На четвертый день сотни людей вооружившись как на войну, явились в Воробьево, к царю, но не жаловаться и не просить, а угрожать. Они требовали немедленно выдать Глинских для расправы. За стенами терема шумело людское море. Ивану уже чудился треск и гудение пламени, пожирающего бревенчатые стены, тонкую перегородку между ним и яростной лавой толпы. Ему ли, царю всея Руси, наместнику Господа Бога, бояться черни? Смешно. Стоит только выйти на высокое крыльцо, и все падут перед ним ниц... Царь переступил через порог, и в лицо ударило горячее дыхание чудовища. Сотни голосов изрыгали брань. Слепили глаза бесчисленные зубья копий и топоров. «И от сего убо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой» Царь отправил в Троицкий монастырь огромное пожалование, 7 тысяч рублей. На эти деньги можно было бы отстроить пол москвы, но царь хотел откупиться от божьего гнева. Жертва не помогла. Царя преследовали неудачи. Иван был в отчаянии. И тогда, близкий друг царя Алексей Адашев, привел своего данного знакомца, священника Благовещенского собора Сильвестра. Никто прежде так с ним не говорил. Сильвестр возложил вину за происходящее на самого Ивана. Он, помазанник божий, погряз в грехах, в буйстве и праздности. Его попустительством умножилось в государстве беззаконие. Он, от кого зависит судьба народа, уклоняется от государственных трудов и тем тащит свою страну в пропасть. Но господь простит того, кто искренне раскается и встанет на путь спасения... Сильвестр рассказал царю о неких злых чудесах и видениях, явленных ему ради наставления Ивана. Молодой монарх покорился воле наставника. С этого времени Царь Иван изменился до неузнаваемости. Все прежние потехи и пиры были решительно отринуты. Сильвестр стал его духовным отцом и ближайшим советником. Он говорил ему о высочайшем положении правителя и об огромной ответственности перед богом, убеждал в необходимости серьезных перемен в стране. Царь жадно читал труды отцов церкви, политические трактаты, летописи, донесения о положении в государстве... Именно тогда он приобрел глубокие познания богословия и древней истории , благодаря которым получит у летописца почетное прозвище «словесной мудрости ритор». Рядом с ним постоянно были советники и друзья, люди высокой книжной культуры, священник Сильвестр, митрополит Макарий и Алексей Адашев. Вместе с ними молодой царь в удивительно короткие сроки проведет грандиозные изменения во всех областях жизни своей страны. Царь Иван шел по бесконечным переходам кремлевского дворца, пышной свите приходилось бежать за ним. Он принял непростое решение, и торопился его исполнить, отбросив все сомнения и страхи. В тронной зале дворца его ждали избранные люди государства. Первые же слова его речи, обращённой к собору, потрясли всех. Царь и великий князь, всея Руси самодержец, перед своими подданными покаялся в том, что был жесток и несправедлив к ним. Объявил что сам прощает всех, кто перед ним провинился, и более опалы на них возлагать не будет. И наконец, царь испросил согласие на проведение реформ. «И вы, братия моя, вси любимие мои князи и бояре, и все православное христианство, помогайте мне и пособствуйте»

( Административная реформа отменила кормления, систему содержания высоких должностных лиц за счёт местного населения. Ввела жёсткие наказания за взятки и лжесвидетельство. Следствие по уголовным делам, и все поземельные вопросы перешли в ведение местного дворянства и свободного крестьянства. Была сформирована система приказов центральных органов управления, каждый из которых ведал определенной отраслью, от внешней политики до армии. Система приказов успешно функционировала вплоть до конца 18 века.)
После большого воинского смотра и торжественных молебнов, 22 летний Царь Иван Васильевич вывел свою армию в поход на Казань. Казанское ханство - большой осколок Золотой орды, стоял костью в горле у русского государства. Война шла с перерывами уже почти сто лет. Десять тысяч русских пленников томились в рабстве у Казанцев. Иван дважды пытался воевать с Казанью, но оба похода оказались неудачными. К третьему походу подготовились с особой тщательностью. Войско сопровождали иностранные специалисты, в том числе инженеры, артиллеристы, саперы. Артиллерийский арсенал - 150 орудий первоклассного качества. Это была армия, обновленная после реформы.
( Военная реформа Ивана IV укрепила и упорядочили основу русского войска – дворянское ополчение. Были учреждены регулярные воинские смотры, на которые все служилые дворяне должны были являться «конны, людны и оружны», то есть на боевом коне, с вооружением и бойцами. Появилось первое в России регулярное войско-стрельцы, вооруженные пищалями и обученные огненному бою. Стрельцы получали из казны жалование по 4 рубля в год и не зависели от служилой аристократии.)

В конце августа Казань была взята в плотную осаду, пушечный обстрел продолжался днём и ночью. Казанцы упорно сопротивлялись. Тогда Иван не советуясь с воеводами, вызвал к себе инженеров и саперов. В строжайшей тайне под стены начали подводить подкопы для мин. На рассвете 2 октября страшный взрыв сотряс весь город. Обрушилась часть стены и башня. Войска ринулись в пролом. Но казанцы бились насмерть. Иван поехал прямо к воротам Казани, чтобы все войско видело, что царь с ними. На помощь штурмующим бросили свежие силы. И Казань была взята. В Грановитой палате кремля царь торжественно отпраздновал победу. Вместе с ним ликовала вся страна. Казанское взятие было общей победой, национальной гордостью, объединившей все русское общество от бояр до крестьян. Это было время расцвета, могущества и величия Русского государства, время порядка и изобилия. Отлаженная система управления, власть закона, экономическое процветание и военная мощь. Строились великолепные храмы, началось книгопечатание. Иностранные дипломаты и купцы, прежде с опаской ехавшие в Россию, не могли поверить своим глазам: Этот князь - повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико... Император Иван Васильевич очень умён и великодушен. Любовью к подданным и великими делами он превосходит всех других государей. Император с величайшей справедливостью управляет всем государством... Образованный, благочестивый, артистически одаренный, он очень любил духовную музыку и сам сочинял произведения для церковного хора, Иван четвертый находился в расцвете сил, и был совершенно счастлив... Но в марте 1553 года царь серьезно заболел. Вскоре стало очевидно, что надежды на выздоровление нет. Сознание мутнело, он все чаще впадал в горячечный бред, переставал узнавать близких. Иван понимал, что умирает. Родной брат Юрий был тяжело болен, возможно, слабоумен и не способен претендовать на престол. Сыну Дмитрию было всего полгода. Но имелся двоюродный брат, князь Владимир Старицкий, и он легко мог бы оттеснить царевича Дмитрия от престола. Умирая, царь велел принести присягу младенцу-царевичу. Но согласились не все. Протопоп Сильвестр и Алексей-ближайшие друзья, которым царь верил беззаветно, не спешили присягать его сыну. Они понимали, что возведение на престол младенца будет означать откат во времена боярского правления и всеобщего упадка. Иван умирал чувствуя себя преданным. Царь внезапно проснулся. Было утро. Он словно воскрес из мертвых. Теперь, едва не побывав на том свете, он обрёл как ему казалось истинное зрение. Раз уж господь оставил его в живых, значит ещё не исполнено его, великого государя, предназначение. Ему предстоит пройти трудный путь, и на этом пути он абсолютно одинок. Ни друзей, ни помощников, ни даже слуг, только враги. Едва встав на ноги, царь немедленно отправился на богомолье в дальний Кирилов монастырь. С собой Иван взял жену и маленького сына, потому что уже не мог доверить их никому. Его убеждали не везти в такое тяжёлое путешествие жену и маленького ребенка, но он не послушал. Поездка окончилась трагически. На обратном пути младенец Дмитрий выпал в воду из рук няньки, спускавшейся по сходням с корабля, и спасти его не успели. Спустя год родился сын Иван, ещё через три года Федор. И вроде жизнь продолжалась, и внешне всё оставалось по прежнему... Только между царем и его ближайшими советниками появилась трещина, и она неуклонно расширялась, сочась горечью недоверия. В каждом их слове и в каждом действии Иван видел сопротивление и злой умысел. Его подозрения усилились когда советники осмелились возражать против его военных планов. Царь настоял на своем, и за первые же годы одержал подряд несколько блистательных побед. А советники все продолжали спорить, убеждая его, что война разорит страну. Но Иван не желал их слушать. Он уже не верил старым соратникам. Более того, подозревал их в измене. Алексея Адашева Царь отправил в Ливонию, не дав ему никакой должности. Священник Сильвестр отправился в дальний монастырь и принял там постриг. В середине 1560 года тяжело заболела царица Анастасия. Она прихварывала ещё с Кирилловского богомолья, очередные роды ещё больше подорвали ее здоровье. Или же причиной болезни стал чей то злой умысел? Больно было видеть, как мучается Анастасия. Ее лицо стало восковым, неузнаваемым. Он не хотел верить, но с тоской и ужасом понимал все кончено, его голубицу уморили злые люди. И теперь хоть вой, хоть кричи все тщетно. На похоронах Иван рыдал так, что не мог стоять на ногах. Боялись, что царь помешается от горя. После смерти жены он страшно переменился. И снова, как в юности, пустился в дикий разгул. Со стороны могло показаться, что молодой вдовец отчаянно пытается заглушить буйными и непотребными потехами свое горе... И снова ездил на богомолья, молился ночами напролет, каялся и просил, просил, просил, вразуми , Господи! Он наблюдал за жизнью монахов, строгий уклад жизни, общежитийный устав, не оставляющий иноку ничего своего, кроме души, верность обетам, абсолютное послушание игумену. Из своих тел, как из кирпичей, они строили Царствие небесное на земле. Это ли не высочайшая цель земной жизни? Царь знал из Евангелия: Царствие небесное силовой берется. Он ощущал себя воином Христовым. И чтобы убедиться в этом, начал священную войну.

( В 1563 году Иван Грозный возглавил поход на Полоцк, самый большой и богатый город Литвы, древнюю вотчину Рюриковичей. Через Полоцк на всю Западную Русь шло влияние западных конфессий, а это было серьезной угрозой православию. Царь привел к Полоцку огромное войско и лично руководил всей операцией. Это была крупнейшая военная кампания за полтора века русской истории. Полоцк обладал мощными укреплениями и большим боеспособным гарнизоном. Спустя месяц непрерывных обстрелов, почти сравнявших стены с землёй, Полоцк сдался. Потери русской армии составили всего 86 человек.)

Весть о взятии Полоцка мгновенно разнеслась по всей Европе. Иван четвертый торжествовать победу. В Москву он вернулся уверенным в своей правоте, он делает то, что угодно Господу. А все, кто ему противится, идут против Божьей воли. Темной ночью через пролом стены в Литву бежал Андрей Курбский, князь, занимавший исключительно высокое положение, знавший все военно-политические тайны и личные секреты. Курбский не просто бежал, он ещё и стал писать царю письма, упрекая его в черной неблагодарности по отношению к верным слугам, обвиняя в произволе и слепой гордыне... Получив это послание, царь в гневе велел запытать до смерти гонца, принесшего это письмо. Но спустя некоторое время, не выдержав, написал князю Курбскому ответ, в котором опроверг все обвинения и сформулировал свою политическую программу: « Кто противится власти, противится богу; а кто противится богу, тот именуется отступником, а это наихудший из грехов!» Когда то ему понадобилось отправиться на тот свет, чтобы узнать, что о своем царе думают вельможи. Теперь пришло время узнать, за кого принимает его народ. Готов ли он пойти за царем куда бы тот не повел... Накануне Рождества 1564 года Кремль внезапно опустел. Царь Иван Васильевич исчез. Вместе с семьёй и придворными, со всей царской казной и московскими святынями. Исчез, будто и не было его. Москвичи прибывали в растерянности. Никто не понимал, что происходит... Пока в Москву из Александровской слободы не прибыл царский гонец с грамотой. Царь сообщал, что на московский народ зла не держит, зато обвиняет церковные власти, знать и бояр в том, что они покрывают изменников и преступников, и не дают государю вершить справедливый суд. А посему он отрекается от престола. А народ уж пусть сам решает, как ему дальше жить. Вся Москва от бояр до посадских пришла в ужас. До смуты оставался один шаг. И пока бояре собирались с мыслями, народ все уже решил. Толпы москвичей явились в Кремль и вынудили вельмож и архиереев отправить делегацию в Александровскую слободу, просить государя вернуться, на любых условиях. Все это время Иван Васильевич находился на грани. Говорили, что от нервного напряжения он потерял почти все волосы на голове. Но вот, наконец, разрешилось. Его народ пришел к нему и просил управлять «... как ему, государю, угодно». Теперь царь Иоанн избран и богом, и людьми. Торжественно вернувшись в Москву, под радостные крики и колокольный звон, Иван IV объявил, КАК ИМЕННО ему угодно. На изменников, которые государю непослушны, опалы свои класть, а иных казнить и забирать их имущество. Оставалось только воплотить в жизнь его мечту под названием «опричнина» инструмент для строительства Царствия Небесного на земле.
( Опричнина, от слова опричь - снаружи, за пределами, личный удел царя, с отдельным аппаратом управления и войском. Неофициальной столицей опричной зоны стала Александровская слобода. В опричнину была введена треть территории Москвы близ Кремля, а также самые богатые земли, черниговские, тверские и ростово-суздальские, которые царь отобрал у владельцев и раздал опричникам. Опричное братство из 300 человек было организовано как военно-монашеский орден, игуменом которого был сам царь, келарем Афанасий Вяземский, а пономарем боярский сын Григорий Бельский, более известный как Малюта Скуратов. Общее количество опричников первоначально составляло 1000 человек, позже до 6000.)

В 1567 году царь получил известие, что польский король предлагал лучшим русским воеводам князьям Бельскому, Мстиславскому, Воротынскому и боярину Федорову, перейти на его сторону. Возможно, это была польская диверсия. Но Иван провел расследование и сделал свои выводы. Первым он вызвал к себе боярина Федорова. Занятно было видеть, как некогда надменный боярин в растерянности входил в царские покои. После нескольких месяцев опалы вдруг его пригласили пред светлые государевы очи. И что же он видит? Пустой трон, на нем парадное Царево облачение, а сам великий государь в своей опричной рясе скромненько жмется в сторонке. Ласково, но твердо Иван велел боярину облачиться в царские одежды и сесть на трон. Федоров не смея ослушаться царя, осторожненько присел на краешек трона. А государь вдруг бухнулся перед ним на колени и спросил, доволен ли он, заняв государево место, получил ли все, о чем мечтал? Наслаждайся владычеством, которого жаждал!.. У боярина от ужаса отнялась речь, вот вот хватит удар. Пора кончать, Иван воткнул в него нож. Так начался большой террор. Казни аристократов сопровождались зверскими убийствами их жён, детей, домочадцев, слуг. Опричники в судах имели привилегии над прочими, им позволялось почти все. Страна оцепенела в страхе. Митрополит Афанасий, не в силах повлиять на царя, оставил кафедру, сославшись на телесные немощи. Иван Грозный подобрал новую кандидатуру, соловецкого игумена Филиппа Колычева. После долгих уговоров Филипп согласился принять кафедру, чтобы хоть как то сдерживать царя. Он вступался за обвиняемых и спасал осуждённых, открыто обличал опричников, призывал царя к покаянию. В конце концов, демонстративно отказавшись благословить царя, он удалился в Новодевичий монастырь. Церковный суд, собранный по приказу царя, низложил Филиппа. Владыку подвергли публичному унижению, избили и заковали в кандалы... Вспоминал ли тогда Иван Васильевич, как ужасался и плакал в детстве, когда бояре рвали мантию на митрополите Макарии? Однако убить Филиппа Иван все же не решился, низложенный митрополит пользовался огромным авторитетом, и потому Царь отправил его в ссылку, в Тверской монастырь. В 1569 году, отправляясь в карательный поход на Новгород, царь послал к Филиппу своего ближайшего помощника Малюту Скуратова испросить благословения на поход. Филипп отказал, и Малюта тут же, в келье, задушил его. Спустя сто лет митрополит Филипп Московский будет прославлен в лике святителей, ныне его мощи покоятся в Успенском соборе Кремля, рядом с царским местом, где когда-то венчался на царство Иван Грозный. В тот год государь многое успел сделать. Чтобы бояре не вздумали заменить грозного царя Ивана на его кроткого брата Владимира Старицкого, князь со всей своей семьёй был отравлен. Вскоре пришел донос, что новгородские бояре составили заговор против государя, желая предаться польскому королю. И государь с верными братьями-опричниками отправился в Новгород.

(Поход опричного войска на Новгород начался с массовых убийств и грабежей в Твери, Клину и Торжке, документально подтвержденное число жертв 1505 человек. В Новгороде царь с войском пробыл полтора месяца все это время продолжались массовые казни с применением жесточайших пыток, по несколько сот человек в день, в том числе женщин и детей. Документально подтверждено 2,5-3 тысячи жертв, а по данным летописей, погибло значительно больше. Новгород и вся округа на 300 километров были полностью разграблены.)

Иван Васильевич пошел дальше, во Псков, где продолжились казни. Прослышав о знаменитом юродивом Николке, Иван пришел к нему в келью. Николка усадил царя обедать и протянул кусок сырого кровавого мяса, На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим. И пока царь приходил в себя, юродивый успел напророчить ему столько бед, что Иван Васильевич поостерегся продолжать казни, и отправился искать сообщников новгородской измены в Москве. К лету 1570 года розыск был окончен. На площади в Китай-городе было казнено более ста человек, в том числе главный советник царя по вопросам внешней политики, царский казначей, а также главы Поместного и Разбойного приказов, и Большого прихода-главного финансового ведомства. При этом народу было объявлено, что в бедственном состоянии страны, военных поражениях, разорении, запустении земель, виноваты именно эти чиновники. На самом деле они всего лишь пытались уговорить государя отменить опричнину. Спустя год после московских казней на южной границе появилось огромное войско крымского хана Девлет Гирея. Для отражения нашествия вышли опричные и земские отряды. Но остановить татар они не смогли, Давлет Гирей стремительно продвигался к Москве. Иван Васильевич с опричным войском ушел в Александровскую слободу, затем в Ростов. Защищать Москву осталось земское войско, во главе с князьями Бельским, Мстиславским, Воротынским, которых не так давно царь подозревал в измене. Им удалось организовать оборону города, не в силах взять Москву, Давлет Гирей поджёг ее. Стояло необычайно жаркое лето, и город запылал так, что сами татары устрашились и поспешно ушли. Москва выгорела почти полностью. Сгорело и утонуло так много людей, что реку нельзя было очистить от трупов в течение двенадцати последующих месяцев. Холодная от ужаса, царь вдруг понял, Господь не принял его трудов. Он, грешный Иоанн, божьей милостью царь всея Руси, оказался не прав. Иван IV ликвидировал опричнину. Но вернуть все как прежде, оказалось уже невозможно. Страна, изувеченная опричным террором, истощенная бесконечной войной, оказалась в состоянии порухи.

( Поруха ( буквальное значение порча, беда) глубочайший кризис в России конца 16 века. Пришли в запустение самые экономически развитые районы страны. Земли распахивались едва на половину, а местами на 10 %. Население значительно уменьшилось, часть была уничтожена во время террора, часть бежала от опричников в Поволжье и Сибирь. Возрос налоговый гнет. Цены выросли в 4 раза. Голод стал почти постоянным явлением. В 1581 году шведы захватят Нарву, Иван-город и Копорье. Главная война Ивана Грозного окончится сокрушительным поражением. России придется вернуть все завоёванные за 25 лет земли. К тому же, отдать несколько областей, населенных русскими людьми. Последняя победа эпохи Грозного будет одержана помимо его воли. Богатейшие купцы Строгановы, на свои средства, снарядили против сибирского хана Кучума, казачий отряд во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Ермак разгромил Кучума и открыл для русских ворота в Сибирь. Благодаря чему, русское государство несколько десятилетий спустя, станет самой большой страной мира.)

Как так вышло? На что он растратил дары, коими так щедро наделил его Господь? Куда зарыл свои таланты? Ведь был гораздо и слова искусно выплетать, и на клиросе петь, сам стихи сочинял, сам писал европейским монархам письма вычурные и ехидные. Победы на ратном поле одерживал... Как так вышло? Только и оставалось у него утешение, сыновья. Младший Федор был наложен, тих, но упрям. Старший Иван, наследник, отцу не перечил, интриги не плел, на войну ходил смело. Все рвался с войском под Псков, сразиться с Баторием. Но Иван Васильевич его не пускал, хотел уберечь...

( 9 ноября 1581 года в Александровской слободе Иван Васильевич поспорил с царевичем Иваном и в раздражении ударил царевича посохом. По одной из версий, спор вышел из за тактики обороны Пскова, по другой, царевич вступился за беременную жену, которая вызвала гнев царя. Острый конец посоха распорол кожу, спустя несколько дней началось заражение крови. 19 ноября царевич Иван скончался. Слухи о том, что Иван Грозный убил своего сына, начали циркулировать почти сразу после смерти царевича. Абсолютно достоверной информации нет до сих пор.)

Каждую ночь князь под влиянием скорби или угрызений совести поднимался с постели, и хватаясь руками за стены спальни, издавал тяжкие стоны. Спальники с трудом могли уложить его на постель, разостланную на полу, таким образом он успокаивался, воспрянув духом и снова овладев собой. Весной 1582 года Иван IV отправил в монастыри Константинополя, Александрии, и Иерусалима 10 тысяч рублей для поминовения царевича Ивана «до скончания века». Тогда же царь велел разослать в монастыри по всей стране огромные списки, так называемые синодики опальных, и тысячные вклады на помин душ тех, кто погиб без покаяния по его вине. К 50 годам Иван Васильевич выглядел глубоким стариком. Из-за костных наростов на позвонках и суставах каждое движение причиняло ему боль, он был не в состоянии повернуть голову, почти не мог ходить. 18 марта 1584 года, накануне своего 54 летия, царь Иван Васильевич скончался. Непосредственной причиной смерти могло стать кровоизлияние в мозг после горячей ванны. Версии о насильственной смерти не имеют документального подтверждения. Его сын Фёдор Иоаннович был венчан на царство в день своего 27 летия. Уравновешенный, добродушный, кроткий и ласковый со всеми, он был полной противоположностью своего отца. Одни считали его слабоумным или блаженным. Другие же почитали как великого молитвенника и мудрого правителя. Возле трона остались самые доверенные, и впервую очередь родной дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, от которого в последствии пойдёт династия Романовых, и брат царицы Борис Годунов. Стране, перекроенной реформами Ивана Грозного, истощенной Ливонской войной, изувеченной опричниной, нужны были хотя бы несколько лет мира и тишины.
( Прибывший по приглашению Фёдора Константинопольский патриарх учредил в Москве Патриарший престол. Митрополит Иов стал первым Патриархом Русской церкви. В это же время в Москве возвели новое укрепление, стену Белого города. Многие города, большие и малые, получили крепостные стены. На севере, на Белом море, строился морской порт Архангельск. На островах возникла северная твердыня-мощнейшая крепость, которая никогда не будет взята, Соловецкий монастырь. Русская армия отбила у шведов северные земли, потерянные Россией при Иване Грозном. Отряды казаков-первопроходцев, сумев с царской поддержкой закрепиться на Урале и в Сибири, возвели Тобольск и Сургут, и пошли дальше на восток...)

Правление Фёдора, которое потомки назовут мирным и безмятежным, продолжалось всего 14 лет. Царь Фёдор Иоаннович умер на 41 году жизни, зная, что он последний. Династия Рюриковичей на русском троне пресеклась. Государь не указал преемника, полагаясь на волю божию. Вдовствующая царица Ирина вскоре ушла в монастырь, и на престол после напряженной борьбы, взошёл ее брат Борис Годунов. Энергичный, деятельный, опытный управленец, он имел все шансы вывести страну из затяжного кризиса. Но после семи лет правления Борис Годунов скоропостижно скончался. В стране началась Смута, череда самозванцев на престоле, Гражданская война, интервенция, беззаконие и разруха. Русское государство оказалось в одном шаге от гибели. Со всех краев необъятной страны шли люди, крестьяне, бояре, купцы, воины. Те, кто уцелел после войны, голода и разрухи. Шли, чтобы решить свою судьбу. В марте 1613 года в самом сердце разоренной страны русский народ сделал свой выбор. Первым царем новой династии стал 16-ти летний Михаил Фёдорович Романов. Отсчёт истории Русского государства начался заново.

БЕСЫ МЕРТВОГО ГРАДА
Великая Княжна Смерть – Что о ней сказать, Хозяйка кладбищ и погостов, покровительница всех мертвых и живых, ибо она конец всему и вся. В ее ведении вся сфера и слой некротических энергий. Сама по себе – строгая спокойная тетушка, ходит в красивом платье, а не так как рисуют обычно мрачных жнецов, помимо непосредственных обязанностей, также можно обращаться за очищением. Вообще она отвечает за преобразование, за приход в мир нового, ибо чтобы пришло новое, должно умереть старое. Отчасти управляет Сансарой. Отвечает за ведение книг судеб. Вот как то так. С уважением к Хозяйке сие пишу. Покровительствует целителям, врачам и медицине. Забирает как ни странно не она, а жнецы из войска Харона, она больше покровительствует именно некрополису, то есть царству мертвых. К слову очень не любит когда к ней обращаются за наведением смертных порч. Хотя многие колдуны скажут обратное. Но она отличный целитель. Дух этот появился так - у одной женщины часто умирали мужья, она была черной вдовой. Вот ее душа и стала в дальраме этой сущностью.. И было это не так много лет назад, не больше 1500 лет.А теперь ее подчиненные:
Князь Горей – отвечает за покровительство и утешение мертвых, особенно павших на поле боя. Заведует непосредственно семиотрядными бесами и демонами. В его подчинении примерно 16 некрокоролевичей, каждому королевичу подчиняется сколько то кладбищенских и погостных семиотрядников-духов-стражей помельче уровнем. Горей является покровителем хосписов, домов престарелых, также отвечает за наведение горя и бедствий, покровительствует психологам, и работникам МЧС.
Княжна Сахия – коса в руках Смерти, отвечает за быструю и безболезненную, внезапную кончину, также спасает от внезапной смерти в позитивном ключе.
Князь Прочах – дух агонии и медленной мучительной смерти. Также в его непосредственном руководстве находятся все мрачные жнецы, жнецы Смерти., которых некоторые путают с семиотрядными кладбищенскими бесами, хотя это и не совсем так, есть Жнецы, а есть духи охраняющие кладбища. Вообще Сахия, Прочах, и Мотых это подчиненные Горея, так что до конца разобратся, кто конкретно за что там в ответе – весьма затруднительно, ибо эти духи тесно между собой связаны. Также в ведении Прочаха находятся такие заболевания как рак, СПИД, и прочие смертельные заболевания. А также ему подчиняются Иродовы дочери.
Князь Мотыг – в его ведении сейчас находятся суицидники, и вообще все неупокоенные души, все те кто остался привязан к месту гибели, либо чьи могилы были разрыты и разграблены, и они стали беспокойниками, цели воззвания – некропривязка, доведение до суицида и прочие приятные вещи чернушников. Также наказание врага. Топор Смерти.
Княжна Бедодия ушла на повышение в Лельрам, к Астарот, будет насылать социальные бедствия на западные страны в ближайшие несколько десятилетий. Работает короче. На вызовы приходить не будет, занята.
Отдельный подотряд это Дочери Иродовы, 12 сестер-бесовиц, духи болезней и всяких телесных немощей – цели воззвания как наведение болячек, в т.ч. ведущих к смерти, так и исцеление, вспомните традиции шаманизма, когда шаман договаривается с духами вызвавшими то или иное заболевание.
Бесовица Гнетия – ее стихия всевозможная психосоматика, неврозы, депрессии, психиатрические заболевания, а также беспричинные боли в теле, все деструктивные эмоции, способные вызвать кучу болезней органических.
Бесовица Язвия – всевозможные кожные болячки, а также внутренние язвы, нарывы, гнойники, фурункулы и прочие косметические дефекты, незаживающие раны.
Бесовица Желтия – заболевания печение, гепатиты, всякие там камни желчные, и тому подобное. Также насылает печаль и злобу, в психосоматическом аспекте.
Бесовицы Знобея и Огния – сезонные заболевания простудно-вирусного характера, все что сопровождается ознобом и температурой, сепсисы, гангрены, также в их власти.
Бесовица Пухлия – эндокринные растройства, тучность, ожирение, а также проблемы с почками, мочевым пузырем, и водянка. Также иногда сопровождает раковых больных.
Бесовица Хрипея – заболевания органов чувств, дыхательных путей, потеря слуха и голоса, а также зрения.
Бесовица Горбея – Все связанное с болезнями опорно-двигательного аппарата. Ревматизм, радикулит, подагра и тому подобное, так же различные параличи.
Бесовица Кашлея – Астма, заболевания легких, бронхов, а также курение.
Бесовица Голодея – Совместно с Пухлией – нарушения обмена веществ, обжорство, приводящее к ожирению, также отвечает за вредную еду, фастфуд, и т.п. Вызывает как неумеренный аппетит, так и напротив, то что именуется анорексией. Она же отвечает за проблемы с ЖКТ, рвоту, запоры, и прочие желудочно-кишечные расстройства. Способна портить пищу.
Бесовица Удавея – доведение до суицида, а также совместно с Гнетией – депрессивные расстройства, уныние, и тому подобные вещи, так же Астма и всевозможные проблемы с дыханием. На самом деле сестры между собой тесно сотрудничают. Это факт.
Бесовица Гнобия – болезни вызывающие внезапную смерть, инсульты, инфаркты, тромбы, а также как помошница Прочаха в наведении терминального состояния и агонии, коматозных состояний. Как считается в традициях родноверия и чернокнижия – коль пришла Гнобия – пора писать завещание. ибо от нее спасения как такового практически нет.
МАКРОФАГ И СЧАСТЬЕ
"Расскажу об интересном опыте.
Меня пригласили прочитать онлайн-лекцию по коронавирусу. Но в Аюрведе главное значение уделяется не столько самому вирусу, сколько состоянию иммунной системы. И вот как я начал свой рассказ:
Было проведено одно очень любопытное исследование. У испытуемого была взята капля крови и выведена на экран. И на экране можно было видеть интересную картину. Вот бактерии, они медленно движутся в кровяном потоке, а вот макрофаги, кровяные тельца обязанность которых, следить за чистотой сосуда. Они как санитары-дезинфекторы. Такая у них миссия — удалять всё чужеродное. Но…
Какие-то они спящие. Бактерии беспечно двигаются по сосуду, как по бульвару во время вечерней прогулки, а макрофаги спят. Они их не видят. В это время испытуемому включают смешной фильм, комедию, и у него начинает улучшаться настроение. И дальше начинается самое интересное. Макрофаг внезапно просыпается и немедленно приступает к исполнению своих прямых служебных обязанностей. Он подкатывает к бактерии и с аппетитом начинает заглатывать её.
Быть может, пришло время обеда и он почувствовал недюжинный аппетит, НО... на самом деле всё намного интересней.
Связь «Сознание-Тело», давно обсуждается и есть много доказательств этому. Но в этом исследовании интересно то, что клетки иммунной защиты очень чутко реагируют на наше настроение.
И это ещё не всё.
Я для себя отметил важную вещь:
«Ведь капля крови была отделена от своего хозяина. Хозяин в это время сидел в другой комнате, и его настроение каким-то непостижимым образом воздействовало на каплю крови, которая находилась в другой комнате».
«Это значит,– стал размышлять я, – что есть некие информационные каналы, по которым волны сознания могут оказывать влияние на объект, находящийся вдали от самого источника сознания».
Но у этого исследования есть и другая сторона.
Испытуемому включали фрагменты из фильма ужасов. И что же?
В то же самое время в капле крови стали происходить диковинные вещи. Тут уже активизировались… бактерии!
Они вдруг ожили, взбодрились, и как-то внезапно их стало больше. И они начали хозяйничать будто у себя дома. И даже стали нападать на беззащитные макрофаги. Те стали пятиться и разбегаться в разные стороны. Кто успел, разумеется.
Принцип ясен: состояние сознания – важнейший фактор поддержания нашей внутренней экологии. И не только нашей.
Ведь волны сознания, как мы отметили выше, начинают распространяться в окружении и оказывать влияние на отдалённые клетки собственной крови.
И не только собственной.
Ведь мои дети — это моя кровь. Значит, моё настроение влияет на состояние макрофагов моих детей, где бы они ни находились: рядом или в Америке.
Значит, моё состояние сознания причастно к, так сказать, «родовому иммунитету».
Попутно я вспомнил забавную историю. Её рассказал мне мой пациент, часовой мастер. Работа эта, как мы знаем, очень точная, требует большого внимания и точных действий.
Но вот иногда во время работы у него начинал дёргаться указательный палец левой руки. Ясно, что в этом состоянии работать невозможно. Как поступает он?
Нет, он не делает массаж пальцу, не пьёт магний для снятия спазмов, не даёт отдых руке. Он берёт телефон и звонит матери, которая живёт далеко-далеко, за тысячи километров. Вы думаете он просит её совета, как убрать надоедливую дрожь? Ошибаетесь.
Давайте подслушаем, что он говорит:
«Мама, вы опять переживаете за меня! Прекратите волноваться, а то я не могу работать!»
Если даже лёгкое волнение матери способно вызвать неправильности в физиологии её сына, то что говорить о больших потрясениях!
Отсюда мы делаем важный шаг в понимании сути вещей.
«Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, поисках пути, сердечной смуте». (Б.Пастернак).
А вывод прост:
Прежняя формула: «Это моя жизнь, что хочу, то и делаю с ней» — безнадёжно устарела.
«Наше состояние сознания ответственно за состояние иммунитета наших детей, родственников и близких» — вот как теперь надо понимать жизнь!
Но и это ещё не конец нашей сказке.
Все мы дети одной Матери, Божественной Матери, Природы, поэтому в наших жилах течёт общая кровь.
«Васудеваа кутумбакам», как говорят Веды. «Весь мир — это одна семья».
Значит, есть такая вещь, как «мировой иммунитет», и мы в нём играем не последнюю роль. Вернее, наше сознание играет не последнюю роль.
Отсюда вопрос: Как улучшить качество сознания? Если счастье способно укреплять иммунную систему самого человека и всего мира, то большое счастье способно сделать иммунную систему поистине несокрушимой!
Значит, надо найти способ создания счастья и, желательно создавать его в наибольшем количестве!"
Автор: Игорь Продан
Эфирные масла для бодрости
Базилик
Принадлежит к самым активным тонизирующим эфирным маслам, сочетает в себе быстрое и эффективное воздействие, проясняет сознание, снимает усталость, быстро устраняет нервозность, развивает интуицию.
Благотворно влияет на память, стимулируя мышление, аромат способствует адекватному самовосприятию и уверенности в собственных силах. Отлично справляется со стрессовыми расстройствами и хронической усталостью. Возможно применения масла как наружно, так и внутрь.
Шалфей
Масло стимулирует поиск новой личностной мотивации, открывает пути к саморазвитию и самовыражению, способствует снятию напряжения и депрессивных состояний. Эфирное масло употребляется исключительно наружно.
Цитронелла
Быстро преображает текущее состояние и настроение, вызывает прилив радости и бодрости, обладает антидепрессивным эффектом, тонизирует и повышает концентрацию внимания, позволяет улучшить запоминание и усвоение информации. Возможен прием этого масла не только наружно, но и внутрь.
Мандарин
Этот аромат повышает настроение, устраняет депрессию, помогает справиться с раздражительностью и различными беспокойствами, вносит в жизнь яркие краски. Дарит позитивный настрой, воодушевляет и поднимает настроение. Хорошо подходит для беременных, а также детей и пожилых людей. Применяется наружно и внутрь.
Иланг-иланг
Восстанавливает жизненные силы, устраняет напряжение, помогает справиться с тревожностью и нервозностью, улучшает сон. Подходит для людей, склонных к стрессовым состояниям. Масло можно применять наружно и внутрь.
Сосна
Сосновое масло обладает мощным тонизирующим эффектом, восстанавливает силы. Может применяться как наружно, так и внутрь.
Розмарин
Обладает горьковатым, теплым ароматом. Благотворно влияет на организм, защищает от неблагоприятных факторов, стимулирует интеллектуальную деятельность, устраняет неуверенность в себе. Применяется наружно.
Роза
Оказывает бодрящее и успокаивающее воздействие, повышает работоспособность, снимает переутомление, нормализует биоритмы, устраняет невротические расстройства. Оказывает тонизирующее воздействие на нервную систему. Применяется наружно.
Имбирь
Оказывает воодушевляющее, тонизирующее воздействие, снимающее апатию, безразличие и вялость, укрепляет твердость и решительность. Применяется наружно.
Пихта
Имеет один из самых сильных бодрящих эффектов, прекрасно тонизирует, быстро избавляет от усталости и восстанавливает жизненные силы. Может применяться наружно и внутрь.
Эфирные масла противопоказаны в большинстве своих видов беременным и кормящим. Также с осторожностью аллергикам.

Картина дня

наверх