На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 440 подписчиков

Свежие комментарии

ТАЙНЫ ТАМГАЛЫ

              4 октября все праздновали День учителя. Я не забуду этот день никогда. Мой преподаватель рисования Нина Ивановна пригласила своих учеников, и меня в том числе, на экскурсию в Тамгалы- Тас.  Мы окунулись в древний мир, в эпоху бронзы, предварительно послушав рассказы об интересных фактах и событиях. Тамгалы находится к востоку от Алматы в сторону Ташкента и Самарканда. Тамгалы - это не просто кладезь ритуальных рисунков, это информация, о людях, живших в бронзовом веке. Это одно из немногих святилищ, доступное простым туристам. Тамгалы сосредоточено на 1,5 км. Этот природный памятник находится под  эгидой и охраной ЮНЕСКО. Лишь в немногих местах Монголии, Киргизии и Сибири есть святилища с таким количеством наскальных рисунков, относящихся к бронзовому веку, от 5 до 30 тыс. рисунков.  Далее есть Святилище, менее доступное, растянувшееся на 30 км, где до сих пор сохранились древние растения и животные. Пихты, ясени, а также редкие виды полозов, волки и беркуты, до сих пор есть в этих краях. Все благодаря тому, что человек не осваивает эти земли.                                                      

              Во времена бронзового века такие Святилища создавались как священное место, где проходили обряды инициации детей и подростков. Обряды по поводу жертвоприношений в ознаменование какого-либо значимого события, политические ресталища, так же проводились здесь.

               Общество делилось на знатные роды не по рождению, а по тому, прошел ли человек обряд инициации или нет. Первый этап инициации ребенок проходил в 9 лет. Суть его состояла в том, что бы дойти до Святилища.  Нередко мальчикам приходилось преодолевать от 75 км до 200 км. Те, кто без особых усилий преодолевал путь до Святилища, был возведен в ранг человека. Те, немногие, кто не преодолел этот путь,  не допускались к участию в жизни племени. Второй этап инициации мальчики проходили в 12 лет. Это был бой на топорах. Третий этап, происходивший по-достижению мальчика подросткового возраста 15-16 лет,- это передача жрецами племени всех знаний и тайн, которые передаются из поколения в поколение. Экскурсовод показал нам наскальные рисунки, которые относятся к железному веку -стилизованные козлики, и более реалистичные рисунки – лошади, быки и т.д, относящиеся  бронзовому веку. На одном из рисунков, присутствует изображение ступни, эта ступня олицетворяет присутствие Божества, когда работал художник.

                 Так же здесь имеется изображение колесницы, которая была только у древних саков в 7 веке.  Мы видели изображение современного знака бесконечности. Считается, что в 7 веке знаковая система складывалась у ариев, и этот знак обозначал «перемещение». На одной из групп наскальных рисунков мы увидели изображение пятнистой коровы, это главный камень-жертвенник. Пятнистая корова в древние времена олицетворяла небо.

              На Тамгалы есть уникальные рисунки воина с лисьим ликом. Это изображение великого воина, победившего демонов. Лишь в Анрахайских горах есть рисунки этого воина-победителя. Также здесь есть рисунки воина с бычьим хвостом,- только самые знатные воины могли позволить прикрепить себе знак своего тотема. Очень удивило изображение воина со змеиным телом.

                   Много преданий и легенд рассказал нам Станислав Александрович. Древние саки, во время своих путешествий вместо жертв в виде баранов или других животных, приносили камни, смазанным жиром и кровью животных. Пока Злой дух, разберется, что это камни, хитрый обманщик будет далеко. Так образовывались в ущельях  каменные жертвенники, которые до сих пор встречаются в Анрахае. По древней китайской легенде, так были придуманы пельмени. Злой дух потребовал у хана каждого десятого воина. Хан не растерялся и предложил принести Злому духу по одному уху от убитого воина (не тащить же груду трупов!). Злой дух согласился и получил обыкновенные пельмени. Пока злой дух сообразил, что его обманули, хан покинул территорию местонахождения Злого духа.

                Я узнала, откуда появился обычай привязывать ленточки на деревья или кусты чингиря. Оказывается, это входит в обряд исцеления от болезней. Из одежды больного отрезается кусочек тряпочки и привязывается на чингирь с просьбой об исцелении, а также приносят в жертву барана. Еще такой обряд  посвящали древней тюркской богине Умай. Тряпочки привязывали на деревья по берегам родников и рек. Богиня Умай считалась покровительницей домашнего очага и, когда мужчины отправлялись в путешествия, их жены и матери проводили обряд с жертвоприношениями богине Умай, чтобы их любимые вернулись к домашнему очагу.

                    Еще коробочки с семенами от кустарника чингирь использовались в качестве погремушек для детей и для отпугивания Злых духов от младенцев. Кустарник действительно необыкновенно певуч.

Также мы с экскурсоводом посетили скалу, с которой произносились пламенные речи жрецов.

Ранним утром, до восхода солнца, начинал жрец восхождение на скалу. Медленно шел он, произнося речь о том, как все плохо в жизни племени. Само племя стояло внизу, под скалой, и с ужасом слушало речи жреца. Наконец, в момент, когда он появлялся на верхней площадке, всходило солнце и жрец в белых одеждах, буквально начинал сиять на фоне темных скал.  Тут он провозглашал, что, несмотря на все невзгоды, есть выход. Соплеменники, напуганные страшилками, готовы были уже на все и с легкостью соглашались со всем, что предлагал жрец для их спасения. 

                     Скала считалась самой главной, так как на ней были изображены главные Божества.  На центральной части видны рисунки с танцующими, сражающими людьми, выше хорошо видны тотемы, на самом верху выбиты Божества огня и воды. Считалось, что жреца защищают Божества, когда он находится на этой скале. С этой главной скалы казнили  людей, преступивших законы племени. Преступники сбрасывались со скалы в огонь, где были вбиты острые колья. Человек погибал не сразу, ведь высота скалы всего около 5 метров и успевал подумать, какое ужасное преступление совершил. Кстати сказать, что тюркские племена не были кровожадными. Они никогда не приносили в жертву своим Божествам людей, только животных.

                     Мы посетили древние могильники. Ученые-археологи выяснили, что в семейных могильниках хоронили только людей прошедших обряд инициации, детей, не достигших определенного возраста, хоронили за пределами могильников. Могильники тщательно выкладывались каменными плитами, и человек помещался в них в виде эмбриона. В захоронения обязательно помещались горшки с пищей, в основном это были каши. Так ученые установили, какую пищу употребляли древние племена, и какие растения произрастали в эпоху бронзы. Обряд захоронения иногда длился  от 40 дней до трех лет, поэтому покойника не засыпали землей, а лишь накрывали плитой. Могильники обязательно обносились оградой, что бы умершие родственники не могли покинуть последнее свое обиталище и нанести вред живущим.

                     В горах Анрахая обнаружено захоронение жреца, расположенное очень далеко от предполагаемого проживания племени. Могильник выполнен очень тщательно, в нем посажено дерево, имеется родник и обнесен он высокой каменной оградой. Жреца уважали и отдали ему все почести после похорон, но поместили как можно дальше и за высокой оградой, что бы ни выбрался. На всякий случай. Мало ли, что он натворит, могилы. 

Вам покажется мой рассказ несколько мрачным, но ведь это наша история. История наших предков. История о том, как жили люди в те далекие времена и, как они умирали.

                    А как вы думаете, кто первым изобрел различные украшения? Мужчины-воины, конечно. Именно воины первые надели ожерелья на шею, и браслеты на ноги и кисти рук. Именно эти места были особенно уязвимы в сражениях. И лишь много  позже женщины тоже решили себя украшать для привлечения внимания мужчин.

                 Много нового, интересного узнала я во время экскурсии по Тамгалы.  Нам даже удалось зарисовать наскальные рисунки, за что большое спасибо охране этого уникального памятника истории. Дело в том, что к рисункам не пускают очень близко.  Туристами протоптаны тропинки, по которым к скалам подтекают дождевые воды и разрушают скалы. Они осыпаются и зарастают лишайниками. А так хочется, чтобы и наши потомки могли прикоснуться к истории!                     

 

Картина дня

наверх