Летописи, как Средневековый Твиттер. Кое-что интересное о «фейках» легендарных событий
Кто плотно сталкивался с русскими летописями — начинают страдать головной и прочей болью, порой в самых неприличных местах. Поскольку канал начинает регулярные заплывы в мутной водице русской истории — страдать этим головняком придется регулярно. Несчастному автору. Не менее пострадавшим читателям. Сразу предупреждаю — никакой конспирологии не будет. Просто будем правильно читать. Вместе.
Летописи средневековой Руси вроде бы излагают факты. Иногда врут. Иногда лгут беспардонно. Часто не увязывают очевидные факты между собой. Искажают фантастическим образом смыслы. Почти на каждой странице приходится ловить монахов-летописцев на подтасовках и искажениях. Перепроверять всё и вся. Страшно трудоемкая работа. И низкий поклон тем, кто добровольно ею занят. Уважение людям Науки, что шаг за шагом раскодируют этот умодробительный набор букв, древние «смс-ки». Которые еще насквозь идеологизированны, политизированы и напоминают дешевую беллетристику временами.
Но огульно обвинять древних монастырских старцев с перьями тоже не буду: такова была каноническая летописная традиция. А пергамент баснословно дорог, чтобы подробностями нас баловать… Да начальство над душой стоит, корректировки патриотические вносит.
— Да ничего, Нестор, — погиб я геройски! Ты пиши, пиши»…)
«Как Святослав на хазар и вятичей ходил». Итак. Первое расследование посвящаем легендарным Вятичам и Великому Летописному Святославу, что Хазар стоптал и чуть Византию не уронил…
В 961г.РХ(?) князь Святослав (пока без своего «стола» правда), вместе с верной ему языческой дружиной прибыл в «русский Крым» (восточную Таврику). Прибыл на пинковой тяге от любимой матушки — Св. Ольги. Крепко думая о грядущей славе — организовал операционную базу всех последующих военных предприятий.
Справка: Святослав Игоревич — князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, больше прославился как удачливый полководец. Формально стал правителем в трехлетнем возрасте, после гибели в 945 году отца — киевского князя Игоря. Но долго отодвигался от правления матерью — регентшей Ольгой. Самостоятельное правление началось около 961 года (по летописи в 964 году). Считается, что почти всю жизнь провел в военных походах. Наиболее значимые кампании: против Хазарского Каганата, Великого Болгарского царства и Византии. При возвращении из похода Святослав был убит печенегами (в 972 году) на днепровских порогах.
Итак, под 964 г. русская летопись кратко сообщает:
«И иде (Святослав) на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече: “Кому дань даете?” Они же реша: «Козаром по щелягу от рала даем» («хазарам по золотой монете с плуга платим», авт).
Под 965 г.:
«Иде Святослав на козары. Слышавше же козари, изыдоша противу с князем своих каганом, и сътупишася битися: и бывши брани, и одоле Святослав козаром и град их Белу Вежу (Саркел) взя. И ясы победи и касогы». В следующем году «победи вятич Святослав и дань на них возложи».
Начинаем правильное декодирование. В некоторых летописных списках окончание фразы «и град их Белу Вежу взя» читается иначе: «и град их И Белу Вежу взя». Поэтому и разгорелся промеж историков спор лютый: многие сочли, что Святослав овладел также хазарской столицей — городом Итилем. А потом — «и Белой Вежей». Но это откровенная несуразица. Сообщить о грандиозном падении столицы Каганата без названия? А потом назвать второстепенную крепость по имени…? Это тоже самое, если бы Наполеон сообщил осенью 1812 года из Москвы в Париж: «Кампания почти выиграна. Захватил город и крепость Смоленск». Вот и получается, что с г.Итилем — столицей Каганата, наши академики поторопись.
Дальше — больше. Летописную картину первого похода Святослава нельзя считать достоверной. И есть тому куча увесистых причин.
Во-первых, по-младенчески наивно выглядит неосведомленность киевского князя о делах своих ближайших соседей — вятичей. Ведь согласно той же самой «Повести временных лет», — эти хитрованы якобы выплачивали хазарам дань (с IX века аж!). Но Святослав об этом факте — ни сном, ни духом. Для приобретений таких ценных сведений он глубоко проникает вглубь Вятической земли. И неожиданно «узнает» факт от них самих: «Козаром по щелягу от рала даем». Спросить о политических раскладах в регионе: любого бродника, купца, пограничного киевского десятника или дружинника — не, не слышал… Сам полезу в леса дремучие и допрос для летописи учиню.
И если первую несуразицу можно отнести к литературным изыскам хроникера, то вот вторую… Уже никак не объяснить. Обнаружить вятичей на Волге князь ни в коем случае не мог. Их северная граница расселения проходила по правобережью Москвы-реки, захватывая также верховья Клязьмы. Кого он там мог разыскать из вятичей? Только глубоко ассимилированных, наполовину исламизированных колонистов-пахарей и речных торговцев. Которые платили совсем другие налоги. И вообще-то считались «белыми хазарами» даже соотечественниками.
Ну самое вкусненькое. Если следовать в логике Летописца … Война с Хазарским Каганатом предстает всего лишь средством к достижению другой главной цели — покорению самих вятичей. О как… Чтобы обложить данью этих неуступчивых хитрецов — нужно было уронить доминирующую силу огромного региона — хазар? Не многовато ли чести? Или мы что-то не знаем о государстве Вятичей и его роли в истории тех веков?
Ну и еще одно лыко в строку. Хоть и тоненькое. В 60-х гг. Х века хазарский Каган (лично) не мог биться со Святославом на поле боя. Разве что во внутреннем дворике своей резиденции мечами помахать способен был. Каган нигде не проявлялся даже в торговых делах мирного времени. Так как окончательно превратился в «церемониального государя», фактически запертого в своем дворце. Что штампует своим перстнем решения, принятые другими людьми. И эта практика появилась сразу после арабского вторжения, двести лет тому назад.
«У хакана (кагана) власть номинальная, — отмечает арабский историк аль-Истахри в тоже самое время, — его только почитают и преклоняются перед ним при представлении… хотя хакан выше царя (бека), но его самого назначает царь».
Воспользовавшись ситуацией, «татарский хан» Святослав с многочисленным войском вторгся в ослабленную войной Адыгею. Вступил в землю кеггахов (в русской летописи — «касогов»). Союзные адыги пришли на помощь, была ожесточенная битва с русами Святослава на реке Пшиш (левый приток Кубани). И была проиграна горцами. Тогда они запросили помощи у «опсов» (авасгов), и те прислали им несколько тысяч воинов. Святослав решил не испытывать дальше судьбу — заключил мир и военный союз с этими горскими народами. Они сообща овладели Саркелом, освободив Алегико Конжова. После вместе захватили Тмуторокань, где была взята богатая добыча. Святослав поблагодарил союзников за мужество и помощь, «отпустил их с почестями» на родину.
Итак. В кабардинском предании мы видим этногеографические реалии, что и в русской летописи: хазар, касогов, опсов (ошибочно названных в «Повести временных лет» ясами — аланами), Саркел (Белую Вежу). Речь идет об одних и тех же событиях. Но в историческом плане горский вариант выглядит куда предпочтительнее. Готов даже вычесть из анализа легендарный сюжет об освобождении Алегико. Достоверна (на мой взгляд) внутренняя логика самого повествования.
Получается, вот что: первой заботой Святослава было выкроить себе удел. Русские летописи очень застенчиво путаются в показаниях — в каком году он стал полноправным князем Киевским: в 961 г. РХ. или в 964 г. РХ. Что-то мнится, в восточной Таврике Святослав оказался на положении «вольного атамана», выпнутого Святой мамашей Ольгой из стольного града. За буйный нрав, неуступчивость и показное «язычество». Стал одним из многих причерноморских князьков, промышлявших рэкетом да разбоем. Чтобы поднять свой престиж военного вождя «русов», Святослав совершил набег на измученную войной с хазарами Адыгею. Но пришлось выходить из патовой ситуации с объединившимися горцами — военным союзом. Или же просто набрать в ватаги и дружины — новых «русов». Из местного боевитого населения. Что очень желало кое-что прояснить хазарам.
NB! Есть несколько версий «хождений Святослава» по географической карте в то время с походами. Не утруждайте себя «настоящими маршрутами» в комментариях. Ваш покорный слуга читал Ал-Истахри, Ибн Хаукаля, Ибн ал-Асира, Ал-Мукаддаси и Ибн Мискавейха. Знаком конечно же — с ПВЛ и прочими мутными поздними летописями (Иаков Мних). И научными трактовками событий уважаемыми: М. Артамоновым, С. Плетневой и В.Петрухиным, В. Бартольдом, Т. Калининой, А. Новосельцевым, И. Коноваловой. Список книжек в авторской библиотеки можно продолжать, но…
Ни одна из версий (арабская, персидская, хорезмийская и официально-европейская) не признана до сих пор окончательной и верной. Все небезгрешны. Поскольку фантастически «не бьются» даты падения Итиля, факт военного участия в событиях гузов и хорезмийцев (что Каганат добивали). Туманно участие дагестанских народов и появления города Саксин. Пути оттока хазар по всем маршрутам — тоже спорны. И много чего еще… Этим может когда-нибудь займемся. Сегодня же нас интересуют — Вятичи. И что с ними сотворили отечественные летописцы, всячески черня и запутывая следы великого народа.
Как компромиссный вариант, готов рассмотреть вот что: после взятия Саркела, через годик, Святослав развил свой военный успех, поднявшись по Дону. То есть, вторгшись в землю вятичей. Археология указывает — обнаружены следы пожаров на городище Горналь (река Псел). И на крупном вятичском городище у села Супруты (р.Упа, приток Оки). Датировки вроде совпадают. Пусть. Одолел-напугал. Если Святославу и удалось взять дань с вятичей, то это была одноразовая контрибуция. Никаких других последствий для Вятической земли этот поход не имел. Они прекрасно знали, что Святослав со своей дружиной ушел в Болгарию. Потом ратился с переменным успехом с византийцами. Сгинул от рук печенегов. Кому платить-то? Кто заставит и когда?
Примерно такую же авантюру вятичи проворачивают с сыном Святослава — Владимиром Ясно Солнышко. Тот в 981 году (якобы) повторно завоевал их. И через год … еще раз завоевал: «заратишася Вятичи, и иде на Владимиръ, и победи е второе». Что было дальше, летописи стыдливо умалчивают, но вятичи (вместе с древлянами) получают нелестную характеристику киевского летописца: «грубое племя яко звери, ядуще все нечисто». О как..
И вишенка на тортике. После походов Владимира упоминания о вятичах почти на сто лет исчезают со страниц летописей. Если и поминают — то не жалея красок, известной субстанцией обмазывая. Причина ясна, как образ мутного «Ясно Солнышка Владимира». Вятичи про дань слыхом не слыхивали. А сами исправно драли «торговые проездные пошлины» с киевлян. Поскольку «дорожка прямоезжая» из Киева к Ростову и Мурому была перекрыта «и заросла». Ну и кто тут кого обложил? Какими словами или данью?
Что было дальше с Вятичами? Много чего странного и интересного. Будем разбираться в других материалах…
=0=0=
Китайский боевой арсенал древности: экзотические и странные железяки
Продолжаем цикл «Легендарные Железяки». И сегодня отправляемся в Китай. Его жители в «холодняке» толк знали. Но, как и положено на Востоке, — подходили к аспекту насильственной отправки на Небо себе подобных — тонко и изощренно.
Меч и алебарда-дао. Таким словом обозначали любое оружие, имеющее изогнутое лезвие. Односторонней заточки, вроде обычный палаш. Но нет, это Восток, амигос. Поэтому словом «дао» китайцы называют бесчисленные ножи, сабли, даже алебарды (добавляя иероглиф «да» — «большой»). Японские мечи китайцы тоже называли «дао». Такие иероглифичные железяки были одним из самых старых видов оружия. В «Исследованиях по древней истории Китая» сказано: Царь Суй Хуан отливал металл и делал меч-дао. (это именно тот самый Суй Хуан, что научил людей добывать огонь много тыщЪ годов назад, по мнению китайцев).
Очень искушенным в техниках фехтования понравились бы «большие мечи-дао». Это меч-кисточка, меч с алебардой, меч «спрятанной луны», изогнутый меч, качающийся меч, меч «клюва феникса», «меч до бровей» и «меч ослиного уха». Иногда эти Железяки были монструозны. Лично видел на показательных выступлениях финты и вращательные техники такими ломами. От 20 до 40 кэгэ весом! Не уверен в их пользе на поле боя, наверняка — нулевая. Но на поединок, вооруженный каролингом или романским мечом (да любой другой европейской железкой) я бы не рискнул выйти против такого «вертолета». Никакой блок и щит не поможет имхо.
Потрошитель катан. Вариация меча-дао. Название этого китайского страшного предмета «дадао» переводится (с некоторыми оговорками) как «большая сабля». Внешний вид соответствует названию: широкий и тяжелый клинок на длинной рукояти...
«Дадао» из тесаков сиволапых китайских крестьян получились еще более опасными: достаточно одного удара, чтобы оставить противника калекой на всю жизнь. А при умелом поставленном ударе — снести ему голову и прочие выпирающие части тела. Отразить удар этого ломового и тяжелого оружия при помощи: японской катаны, казачьей шашки, кавалерийской европейской сабли — попросту нереально. Впечатленные американские корреспонденты, наблюдавшие за действиями китайской конницы и «штурмовых групп» в 1933-1939гг, дали дадао прозвище «киллер катан».
Другое интересное оружие — Алебарда Дадао. Это длинная, очень тяжелая железяка. Говорят, была «фишкой» китайской тяжелой конницы. Не знаю. Если копьем и мечом худо-бедно на реконовских плэнерах орудовать научился на «скифский манер», то эта штука — за гранью понимания фехтовальщика и кавалериста. А если посмотреть на ТТХ «алебарды-дадао» — то железяка может абсолютно всё: рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. Движение лезвия получаются отчетливыми, акцентированными, яростными и свирепыми. Отразить их почти невозможно, только встречным лютым сбивом.
А вот «Лю син чуй» — это наше всё почти. Знакомый до щенячьего визга — кистень. Ой, но это два кистеня. Именно такими железяками крушила забегаловку в «Убить Билла» Гого Юбари.
Боевые цепы. Очень популярное оружие во все времена. В гейропах — так вообще массовое пехотное стало, начиная с гуситских войн XIV в. Боевой цеп очень легок в освоении бывшими крестьянами, поскольку глубоко уходит в сельскохозяйственные традиции обмолота зерновых (и не только). Ударная часть намного короче основания и представляет собой окованную железом шипастую дубину. Гибкое сочленение разнообразно по длине. Видел и лично довольно быстро овладел «захлестами»: оружия или руки противника. Если сочленение короткое — можно соорудить «тиски», зажав руку врага между двумя частями цепа. Это в поединке.
В массовой армии тоже страшненький предмет. Против топчущейся перед пехотой рыцарской конницы — самое то. Сочлененная часть боевого цепа — банальный молот, мнет щиты и броню на раз. Не знаю про механические повреждения, но уронить закованного в железо рыцаря можно только звуком удара металла о металл. Наверное…
«Китайский цеп» приписывают основателю династии Сун — Чжао Куанъиню (X век). Будучи еще простым воином, во время тренировочного поединка на шестах, он сломал свое оружие. Палка была бамбуковой и только надломилась, повисла в руке. Творчески оценив возможности «нового» оружия, Чжао выиграл поединок. А потом не менее творчески вооружил вчерашних крестьян, своих будущих воинов этими модернизированными «нунчаками». Усилив сочленения двух частей оружия цепью — получил привычное для сиволапых пахарей орудие для обмолота. Человеческих частей тела, ага. Название сия страшная штука получила — «лянцзегунь».
«Рога оленя». Один из самых заковыристых предметов для убийства. Это необычное экзотическое оружие, как не удивительно, было очень популярно в Китае. Взяв его в руки, даже полный долдон в фехтовании оценит преимущество и гениальность предметов. Клинки «оленьего рога» используются попарно, один для каждой руки. У каждого — три острых конца и семь режущих граней. Техники владения — бесчисленны. Но в армейское массовое применение не верится от слова «совсем». Смертельные раны «рогом» можно наносить со всех сторон, да. Только против бездоспешных и вооруженных разве что ножичками грабителей или крестьян. Против любого копья и меча — фиаско полное. Так что записываю это оружие в «самооборонку» китайских горожан, больше некуда. А вот творческое наследие «рогов оленя» куда интереснее.
Шуангоу. Упорно приписывают исключительно «оружейке» шаолиньских монахов, что не так. Найдено несколько артефактов в обычных захоронениях небедных китайских воинов средних веков даже. Шуангоу — это такие крючковатые мечи с серпами-лезвиями у рукоятки. Если покрутить в руках внимательно, понимаешь: четыре вида оружия в одном. И китайский ветеран-пехотинец, вооруженный такими странными железяками, способен сражаться в круговерти свалки самым страшным образом. Дистанции для оружия практически не существует в толпе, при хорошей технике можно успешно расковырять даже плотную «стену щитов».
Что можно сказать? Из всего «холодняка» континента Евразия — это самое экзотическое и убойное оружие ближнего боя, как по мне. Если вы смелый человек, конечно. И «обуты» в хороший гибкий доспех, чтобы быстро перемещаться и менять стойки. Не знаю, как назывались воины китайских армий, что вооружались «шуангоу»… Но ребятки были отчаянные и сверх-опасные. Что на крепостной стене, что в толчее пехотной свалки. Брррр… на такого наскочить
Свежие комментарии