Откровения Иоанна Богослова 19:8
Культура одежды. Напомнила одна из читательниц «ВО», что давно не было статей про одежду… Продолжаем наш «покровный» цикл. Но заметим, что обычно в книгах по истории костюма сразу за одеждами Древней Греции идет одежда Рима. Но таким образом из «истории моды» исключаются костюмы многих древних народов, чьи наряды, возможно, и не оказали такого уж воздействия на мировую цивилизацию, но тоже были в чем-то значимы, по-своему интересны и имели определенное значение. Откроем, например, Библию. Там несколько раз упоминается одежда из виссона и, судя по контексту, она была очень качественной, тонкой, дорогой и престижной. Но откуда эта одежда распространилась по древнему миру? И подобных вопросов в истории костюма мы можем найти очень много. Поэтому не будем пренебрегать модой не только великого Рима, но и расскажем о том, как одевались народы, его окружавшие. В прошлый раз рассказ был о кельтах и германцах. Сегодня мы расскажем о том, какую одежду носили древние иудеи.
Прежде всего давайте посмотрим на источники нашей информации. Откуда мы знаем о том, во что и как они одевались? Источник сведений у нас есть, и он вполне достоверный. Это египетские фрески, на которых семиты изображены в длинных красивых одеждах, часто из полосатой ткани, похожих на египетские каласирисы. На ногах у мужчин простые сандалии. У женщин – что-то вроде закрытых ботинок. Мужчины носят бороды и волосы средней длины, женщины – длинноволосы, с лентами.
Узнать об этом нам помогают изображения древних евреев на фресках из египетских гробниц. Так, семиты предстают на них в красивых длинных одеяниях, похожих на египетские каласирисы, но сшитые из полосатой ткани с красными и синими узорами на белом фоне.
Мужчины на фресках обуты в сандалии, а вот женщины показаны в закрытой обуви, похожей на ботинки. У мужчин волосы и бороды средней длины, у женщин — длинные волосы, перевитые лентами из светлой ткани. Подробное описание древнееврейской одежды более поздней эпохи дают нам и книги Священного Писания.
Первоначально еврейская одежда была сходна с древнеегипетской, но затем в ней появились и ассирийские заимствования. Первая шитая одежда, короткая туника кеттонет, носилась в качестве нижней одежды. Верхней одеждой служил длинный плащ сипла. Женские туники были традиционно длиннее и шире мужских. Штаны у мужчин были пошиты по персидской моде, и их евреи носили с давних времен, совершенно не попадая под влияние и греческой, и римской моды того времени.
Разнообразные ткани в древнюю Иудею поступали отовсюду: это был и египетский тончайший виссон, и вышитые вавилонские ткани, и финикийские, окрашенные в пестрые, преимущественно пурпурного цвета, не одобряемые религиозной иудейской традицией.
Простые люди из низшего сословия носили грубую одежду из овечьей шерсти. Знать верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю, летнюю и праздничную различала в том числе и по названиям. Например, праздничная одежда называлась халифот.
Одежда в древности и, скажем так, вплоть до начала ХХ века, была очень дорогой и передавалась даже по наследству. В Библии часто встречаются описания одежды, преподнесенной в виде богатых даров или взятой в качестве трофеев после сражений. Даже по строгому иудейскому закону, обязывающему чтить шабат и не выполнять никакой работы в субботу, в порядке исключения разрешалось в случае пожара спасти из горящего дома одежду, оговоренную в специальном списке.
Ткачеством занимались еврейские женщины, изготавливая их из льна и шерсти. Причем существовал любопытный запрет (шаатнез) на смешение нитей льняных и шерстяных. Носить такую одежду евреям в древности не разрешалось.
Чтобы шерсть была особенно белой, овец даже держали в домах. Теплые ткани делали из верблюжьей шерсти, хотя они были грубее, и из нее же шили и верхние халаты. Для одежды бедняков использовалась самая дешевая козья шерсть. С тканями из хлопка, поступавшими из Индии, иудеи познакомились уже позднее, в III-IV вв. нашей эры.
По религиозным понятиям, одежда должна была выглядеть скромно. Полагалось воздерживаться от роскоши, а пестрые восточные ткани раввинами единогласно осуждались. Традиции в одежде сохранились даже во время религиозных гонений. Запрещалось изменять костюм, чтобы скрыть свою принадлежность к еврейскому народу. Запрет этот имел исключения, но они четко регламентировались законом.
Самой нижней одеждой обычно служила набедренная повязка или юбка, после которой надевали тунику простого покроя с отверстием для головы. Позднее в качестве нижней одежды стали носить тунику и штаны. Туника стягивалась поясом из сложенной несколько раз материи, причем в ее складках таким образом получалось что-то вроде кошелька, где держали мелкие монеты. Длинную нижнюю тунику носили женщины, а также люди богатые и ученые евреи.
Выходя на улицу, знатные евреи надевали халлук — халат до колен, обычно с полосатым или клетчатым узором и отделкой по швам. Халлук лаван из белой ткани был одеянием священников. Замужним женщинам запрещалось показываться в обществе с непокрытой головой и вообще ей следовало поверх одежды еще и закутаться в накидку с головы до пят.
А. Куприн в своей «Суламифи» (1908 г.) очень точно описал наряд знатной еврейки, готовящейся предстать перед царем:
Красиво, не так ли? Хотя понятно, что простым женщинам-еврейкам вся эта роскошь была недоступной.
Что касается описания одежды еврейских первосвященников, то оно очень хорошо было дано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона еще в 1891 г.:
Из головных уборов известны шнур хеве, которым обвязывают голову, шарфы, которые оборачивались наподобие чалмы, свадебный головной убор жениха в виде диадемы — пеэр, и традиционная маленькая шапочка кипа, пережившая не то что века, а тысячелетия, а также шапки разнообразных форм, в разные времена, заимствованные… у соседних народов. Покрытая голова считалась знаком уважения, проявления которого особенно важно было соблюдать в храме и во время траура.
Женщины заплетали и завивали длинные волосы, пользовались гребнями из слоновой кости, прикрывали свои прически сетками из золотых нитей, что было особенно характерно для эпохи Римской империи. Как уже отмечалось, при выходе на люди головы покрывали накидками, капюшонами или покрывалами с вуалью, которые закрепляли с помощью повязок, плетеных шнуров или даже металлических обручей.
Важен был цвет одежды, поскольку «цветовая речь» была в древности (да и сейчас, впрочем, тоже) была характерна для всех народов мира. У евреев в древности особо почитались такие цвета, как пурпурный, голубой, оранжевый и белый. Пурпурный считался цветом жизненной силы. Голубой считался цветом неба и духовной чистоты. Оранжевый был цветом огня, ну а белый – это цвет одежды иудейских первосвященников.
Р. S. Кстати, много интересной информации об одежде древних иудеев можно почерпнуть из той же Библии, «Ветхий завет», «Книга Исхода», 1:43, где приводится масса интереснейших подробностей!
Свежие комментарии