На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Генерал ЦАХАЛ: Израилю ни в коем случае нельзя портить отношения с Россией Израилю ни в коем случае нельзя портить от...Судьба Волжской Б...

Одежда древних иудеев: всё по религиозным канонам

Вячеслав Шпаковский

 

Кадр из польского кинофильма «Фараон». Царевич и его любимец Тутмос встретили в пустыне еврейку Сару. «Еврейка не будет ничьей любовницей!» — прибавила она с гордостью. «Даже любовницей писца у такого господина, который носит опахало над номархом Мемфиса?» — спросил насмешливо Тутмос». Как видите, одета она очень просто. Впрочем, возможно, в жарком Египте еврейские девушки одевались именно так…



И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый…
Откровения Иоанна Богослова 19:8



Культура одежды. Напомнила одна из читательниц «ВО», что давно не было статей про одежду… Продолжаем наш «покровный» цикл. Но заметим, что обычно в книгах по истории костюма сразу за одеждами Древней Греции идет одежда Рима. Но таким образом из «истории моды» исключаются костюмы многих древних народов, чьи наряды, возможно, и не оказали такого уж воздействия на мировую цивилизацию, но тоже были в чем-то значимы, по-своему интересны и имели определенное значение. Откроем, например, Библию. Там несколько раз упоминается одежда из виссона и, судя по контексту, она была очень качественной, тонкой, дорогой и престижной. Но откуда эта одежда распространилась по древнему миру? И подобных вопросов в истории костюма мы можем найти очень много. Поэтому не будем пренебрегать модой не только великого Рима, но и расскажем о том, как одевались народы, его окружавшие. В прошлый раз рассказ был о кельтах и германцах. Сегодня мы расскажем о том, какую одежду носили древние иудеи.

Прежде всего давайте посмотрим на источники нашей информации. Откуда мы знаем о том, во что и как они одевались? Источник сведений у нас есть, и он вполне достоверный. Это египетские фрески, на которых семиты изображены в длинных красивых одеждах, часто из полосатой ткани, похожих на египетские каласирисы. На ногах у мужчин простые сандалии. У женщин – что-то вроде закрытых ботинок. Мужчины носят бороды и волосы средней длины, женщины – длинноволосы, с лентами.

 

Фреска из гробницы Хнумхотепа II, относящаяся к XIX в. до н.э. и изображающая семитов, совершающих подношение номарху


Узнать об этом нам помогают изображения древних евреев на фресках из египетских гробниц. Так, семиты предстают на них в красивых длинных одеяниях, похожих на египетские каласирисы, но сшитые из полосатой ткани с красными и синими узорами на белом фоне.

Мужчины на фресках обуты в сандалии, а вот женщины показаны в закрытой обуви, похожей на ботинки. У мужчин волосы и бороды средней длины, у женщин — длинные волосы, перевитые лентами из светлой ткани. Подробное описание древнееврейской одежды более поздней эпохи дают нам и книги Священного Писания.

Одежда древних иудеев: всё по религиозным канонам

 

Фрагмент этой фрески


Первоначально еврейская одежда была сходна с древнеегипетской, но затем в ней появились и ассирийские заимствования. Первая шитая одежда, короткая туника кеттонет, носилась в качестве нижней одежды. Верхней одеждой служил длинный плащ сипла. Женские туники были традиционно длиннее и шире мужских. Штаны у мужчин были пошиты по персидской моде, и их евреи носили с давних времен, совершенно не попадая под влияние и греческой, и римской моды того времени.

Разнообразные ткани в древнюю Иудею поступали отовсюду: это был и египетский тончайший виссон, и вышитые вавилонские ткани, и финикийские, окрашенные в пестрые, преимущественно пурпурного цвета, не одобряемые религиозной иудейской традицией.

 

А вот столь откровенные одежды еврейские женщины в то время носить не могли. Но ведь перед нами жрица храма богини Ашторет, особы, весьма падкой на любовь, так что удивляться костюму ее прислужницы совсем не приходится! Да и фрески опять же наличие столь откровенных одежд у египтянок подтверждают


Простые люди из низшего сословия носили грубую одежду из овечьей шерсти. Знать верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю, летнюю и праздничную различала в том числе и по названиям. Например, праздничная одежда называлась халифот.

Одежда в древности и, скажем так, вплоть до начала ХХ века, была очень дорогой и передавалась даже по наследству. В Библии часто встречаются описания одежды, преподнесенной в виде богатых даров или взятой в качестве трофеев после сражений. Даже по строгому иудейскому закону, обязывающему чтить шабат и не выполнять никакой работы в субботу, в порядке исключения разрешалось в случае пожара спасти из горящего дома одежду, оговоренную в специальном списке.

 

«Христос изгоняет торгующих из храма». Работа Гюстава Доре, величайшего из иллюстраторов всех времен и народов. Он был неподражаем в передаче светотени, но использовать его работы, в том числе и «Библию в иллюстрациях» в качестве иллюстративного источника по истории костюма, нельзя


Ткачеством занимались еврейские женщины, изготавливая их из льна и шерсти. Причем существовал любопытный запрет (шаатнез) на смешение нитей льняных и шерстяных. Носить такую одежду евреям в древности не разрешалось.

Чтобы шерсть была особенно белой, овец даже держали в домах. Теплые ткани делали из верблюжьей шерсти, хотя они были грубее, и из нее же шили и верхние халаты. Для одежды бедняков использовалась самая дешевая козья шерсть. С тканями из хлопка, поступавшими из Индии, иудеи познакомились уже позднее, в III-IV вв. нашей эры.

 

«Несение креста на Голгофу. Гюстав Доре здесь, кажется сделал все возможное, чтобы нельзя было точно определить ни место, ни время действия, ни национальность персонажей…


По религиозным понятиям, одежда должна была выглядеть скромно. Полагалось воздерживаться от роскоши, а пестрые восточные ткани раввинами единогласно осуждались. Традиции в одежде сохранились даже во время религиозных гонений. Запрещалось изменять костюм, чтобы скрыть свою принадлежность к еврейскому народу. Запрет этот имел исключения, но они четко регламентировались законом.

 

«Врачевание бесноватого» Гюстава Доре. Картина мастера, не так ли?
Собственно, в одежде древних евреев если и не все, то очень многое строго регламентировалось, причем не как-нибудь, а ссылками на божественное установление: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни и исполняли их» (Числа, 15:37-39). Так что даже кисточки на их одежде, и те были не просто так, а от бога!


«Смерть Елиазера», рисунок для Библии Гюстава Доре 1866 г. Впечатляюще, но совершенно неисторично!

Самой нижней одеждой обычно служила набедренная повязка или юбка, после которой надевали тунику простого покроя с отверстием для головы. Позднее в качестве нижней одежды стали носить тунику и штаны. Туника стягивалась поясом из сложенной несколько раз материи, причем в ее складках таким образом получалось что-то вроде кошелька, где держали мелкие монеты. Длинную нижнюю тунику носили женщины, а также люди богатые и ученые евреи.


Немногое нам даст и более поздняя живопись, изображающая древних иудеев. Картина Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира». 1871 г. Русский музей

Выходя на улицу, знатные евреи надевали халлук — халат до колен, обычно с полосатым или клетчатым узором и отделкой по швам. Халлук лаван из белой ткани был одеянием священников. Замужним женщинам запрещалось показываться в обществе с непокрытой головой и вообще ей следовало поверх одежды еще и закутаться в накидку с головы до пят.

А. Куприн в своей «Суламифи» (1908 г.) очень точно описал наряд знатной еврейки, готовящейся предстать перед царем:

«Рабыни надели на нее короткую белую тунику из тончайшего египетского льна и хитон из драгоценного саргонского виссона, такого блестящего золотого цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей. Они обули ее ноги в красные сандалии из кожи молодого козленка, они осушили ее темно-огненные кудри, и перевили их нитями крупного черного жемчуга, и украсили ее руки звенящими запястьями… Легкое узкое платье из льняного газа, затканное серебром, вплотную облегало тело царицы, оставляя обнаженными руки до плеч и ноги до половины икр. Сквозь прозрачную материю розово светилась ее кожа и видны были все чистые линии и возвышения ее стройного тела, которое до сих пор, несмотря на тридцатилетний возраст царицы, не утеряло своей гибкости, красоты и свежести. Волосы ее, выкрашенные в синий цвет, были распущены по плечам и по спине, и концы их убраны бесчисленными ароматическими шариками. Лицо было сильно нарумянено и набелено, а тонко обведенные тушью глаза казались громадными и горели в темноте, как у сильного зверя кошачьей породы. Золотой священный уреус спускался у нее от шеи вниз, разделяя полуобнаженные груди».

Красиво, не так ли? Хотя понятно, что простым женщинам-еврейкам вся эта роскошь была недоступной.


Здесь одежда участников сцены выписана просто прекрасно. И неудивительно, ведь автор картины специально ездил за натурой в Палестину и написал там массу эскизов. «Христос и грешница» Василия Поленова, 1888 г. Русский музей

Что касается описания одежды еврейских первосвященников, то оно очень хорошо было дано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона еще в 1891 г.:

«В отличие от других священников, ему присвоено было особое одеяние, главными частями которого были: 1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти, убранная снизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками; 2) эфод — короткая верхняя одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными именами 12 колен израильских; 3) нагрудник; прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами с двенадцатые драгоценными камнями, на которых также были вырезаны имена 12 копен (так называемые урим и шумим); 4) кидар (цаниф) — головной убор, на передней части которого была золотая дощечка с надписью: «Святыня Господняя». Как высший представитель закона, первосвященник должен был служить образцом законнической праведности, мог вступить в брак только с девицей и тщательно избегал всякого осквернения. Посвящение в сан первосвященника совершалось через излияние мирра на голову. В истории еврейского народа первосвященники играли большую роль и в смутные времена являлись главными спасителями народности и веры».



«Голова старого еврея». Василий Поленов. Эскиз к картине «Христос и грешница»

Из головных уборов известны шнур хеве, которым обвязывают голову, шарфы, которые оборачивались наподобие чалмы, свадебный головной убор жениха в виде диадемы — пеэр, и традиционная маленькая шапочка кипа, пережившая не то что века, а тысячелетия, а также шапки разнообразных форм, в разные времена, заимствованные… у соседних народов. Покрытая голова считалась знаком уважения, проявления которого особенно важно было соблюдать в храме и во время траура.

Женщины заплетали и завивали длинные волосы, пользовались гребнями из слоновой кости, прикрывали свои прически сетками из золотых нитей, что было особенно характерно для эпохи Римской империи. Как уже отмечалось, при выходе на люди головы покрывали накидками, капюшонами или покрывалами с вуалью, которые закрепляли с помощью повязок, плетеных шнуров или даже металлических обручей.


«Голова молодого человека в синем покрывале». Василий Поленов. «Христос и грешница»

Важен был цвет одежды, поскольку «цветовая речь» была в древности (да и сейчас, впрочем, тоже) была характерна для всех народов мира. У евреев в древности особо почитались такие цвета, как пурпурный, голубой, оранжевый и белый. Пурпурный считался цветом жизненной силы. Голубой считался цветом неба и духовной чистоты. Оранжевый был цветом огня, ну а белый – это цвет одежды иудейских первосвященников.

Р. S. Кстати, много интересной информации об одежде древних иудеев можно почерпнуть из той же Библии, «Ветхий завет», «Книга Исхода», 1:43, где приводится масса интереснейших подробностей!

Картина дня

наверх