Почему прекратились полеты на Луну?
20 июля 1969 года произошло одно из самых важных событий в истории человечества: человек ступил на Луну. Это было кульминацией более чем десятилетней научной, инженерной и политической работы и представляет собой одно из наших величайших достижений. В конце концов Соединенные Штаты совершили шесть высадок на Луну, в результате чего к 1972 году на поверхность Луны поднялось в общей сложности 12 астронавтов.А потом они остановились...
Скоро исполнится пять десятилетий с тех пор, как по поверхности Луны ходили люди. Вопреки бесчисленным научно-фантастическим рассказам, у нас нет лунной базы. Вопреки множеству оптимистичных мнений, мы даже не очень близки к тому, чтобы когда-либо вернуться. Обычно самое сложное при перемещении из одного места в другое - это первый раз; После этого решены логистические проблемы, и путешествие становится легче и легче. Например, когда европейцы поняли, что между ними и Индией лежит огромная территория, поездки в Америку и обратно быстро стали обычным делом.
Так почему же этого не случилось с Луной?
Ответом на этот вопрос является целая матрица причин, по которым, к сожалению, люди пока привязаны к Земле...
Холодная война закончилась
Одним из ключевых двигателей стремления США высадить людей на Луну было чувство соперничества с Советским Союзом. Как сообщает Ars Technica, в 1950-х годах Советский Союз вложил деньги и знания в свою космическую программу и добился нескольких поразительных результатов. Спутник стал первым искусственным спутником Земли на орбите в 1957 году, а в 1961 году советский летчик Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим на орбите Земли. К началу 1960-х годов казалось очевидным, что Советский Союз станет первой страной, которая высадит кого-то на Луну.
Холодная война была в полном разгаре, и потенциальные технологические и стратегические преимущества, которые такой подвиг мог дать Советскому Союзу, вызвали озабоченность американцев. В 1962 году президент Кеннеди сказал: «Это гонка, нравится нам это или нет. Все, что мы делаем в космосе, должно быть связано с тем, чтобы попасть на Луну раньше русских».
Как отметил бывший главный историк НАСА Роджер Лауниус, "космическая гонка на самом деле была войной по договоренности между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Вместо размещения танков и войск на Земле, две страны направили ученых и инженеров, чтобы заявить о Луне как о своей - хотя бы символически. Этих условий холодной войны больше не существует, и до сих пор ни одна страна не поднялась до того же соперничества с США, как Советский Союз, что устраняет ключевую причину, по которой мы отправились на Луну".
Это слишком политически рискованно
Чтобы впервые попасть на Луну, потребовалось больше десяти лет. Также потребовалось невероятное количество денег и усилий, как умственных, так и физических. И все могло пойти не так в любой момент - могли дать сбой технологии, могли погибнуть астронавты или новый президент мог просто отменить проект. Политические риски были настолько высоки, что это чудо, что проект удался.
Как сообщает Business Insider, "эти политические риски только усугубились за десятилетия, прошедшие с нашего последнего визита на Луну". Президенты часто предлагали вернуться на Луну, и НАСА разработало несколько планов сделать это, но как только цена резко повысится и проблемы станут ясны, эти планы обычно смещаются в сторону целей, которые воспринимаются как более практичные".
Это другая проблема: преимущества возвращения на Луну в основном теоретические. Научные исследования - ключевая причина вернуться, но четкой нормы прибыли нет. Лунную базу можно было бы использовать в качестве заправочной станции, но до тех пор, пока не появится более практическая причина лететь на Луну и с нее - или использовать Луну в качестве промежуточной остановки на нашем пути в другое место - риски, связанные с таким проектом, пугают. Проще говоря, ни один политик не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с дорогостоящим бесполезным занятием или трагической катастрофой.
Первоначальная высадка на Луна была пиар-ходом
Абсолютно верно, что Джон Ф. Кеннеди был человеком, который настаивал на полете на Луну, ссылаясь на необходимость бороться с попытками русских господствовать в космосе. Но правда немного менее вдохновляет. Потому что отчасти причина, по которой президент Кеннеди так настаивал на космической программе, заключалась в его потребности в хорошей огласке после ряда политических катаклизмов, которые пошатнули его администрацию.
Как сообщает CNET, Кеннеди начал свое президентство с убеждением, что высадка на Луну будет слишком дорогостоящей, чтобы ее серьезно рассматривать. Затем у него был не очень хороший год в 1961 году. Советский Союз выставил США в плохом свете, когда вывел Юрия Гагарина на орбиту вокруг Земли. Это заставило США выглядеть слабыми, а аргумент о том, что американцы не могут позволить себе полет на Луну, выглядел как-то глупо.
Затем Кеннеди дал зеленый свет вторжению в залив Свиней. Это было катастрофой для Кеннеди. Это было настолько плохо организовано и некомпетентно выполнено, что Кеннеди выглядел очень, очень плохо. Это изменило его отношение к своим военачальникам и советникам и заставило искать способ изменить ситуацию. Идеально было объявить смелую миссию "Moonshot". Это сделало его похожим на дальновидного лидера, а США - на технологическую сверхдержаву.
Посадка на Луну не предназначена для повторения
Посадка на Луну и облет ее в 1969 году была невероятным подвигом. Конечно, это стоило огромных денег и усилий и являлось одной из главных причин, по которой американцы не возвращались с момента окончания первоначальной программы Apollo в 1972 году. Как отмечается в MIT Technology Review, первоначальный проект высадки на Луну позиционировался как «гонка». Против Советов проект не был рассчитан на эффективность. Там, где это было возможно, использовались ярлыки, и никто не думал строить устойчивые цепочки поставок. Конечным результатом является система, в которой технология и инженерия, эквивалентные двум или трем гигантским реактивным самолетам, просто сжигаются или выбрасываются, чтобы никогда больше не использоваться.
Другими словами, вся система доставки людей на Луну никогда не была рассчитана на повторение. На самом деле удивительно, что американцы выполнили 17 миссий Аполлона и шесть раз побывали на Луне.
Если человечество серьезно хочет вернуться, то необходимо разработать устойчивую и эффективную систему для этого.
В 2007 году Google объявил о присуждении премии X Prize , предложив 30 миллионов долларов первой неправительственной организации, совершившей высадку на Луну. С тех пор на Луну приземлились только три корабля - все правительственные проекты, ни один не был экипажем.
Оригинальный дизайн Аполлона едва был безопасным
С 1969 года американцам удалось отправить на Луну всего двенадцать человек. Это невероятно, но еще более невероятно то, что все они пережили поездку. Проще говоря, добраться до Луны и обратно невероятно опасно , и опасность усугубляется тем фактом, что дизайн корабля Apollo можно охарактеризовать как «минимально жизнеспособный» подход к безопасности.
Как сообщает Buzzfeed News , безумная гонка за высадку людей на Луну привела к значительному сокращению в плане используемых технологий и техники. После высадки на Луну в 1969 году чувство срочности, которое двигало проектом, испарилось. В конце концов, USA обыграли Советский Союз на Луне, и каждая последующая миссия Аполлона, казалось, подчеркивала, как мало они получили от этих дорогостоящих и вызывающих стресс миссий.
Все это достигло апогея в 1970 году, когда миссия «Аполлон-13» провалилась. Взрыв лишил команду кислорода и повредил модуль, что привело к напряженной, пугающей поездке домой на искалеченном корабле. В то время как астронавты благополучно вернулись, инцидент подчеркнул тот факт, что космический корабль «Аполлон», по словам историка Джона Логсдона, был доведен «до предела своей безопасной работы». Вскоре после этого президент Никсон урезал финансирование высадки на Луну и переключил внимание НАСА на более дешевые и безопасные проекты: Skylab и Space Shuttle.
Нужны лучшие технологии
Технологии всегда развиваются, верно? Человечеству удалось собрать космические корабли, которые доставили астронавтов на Луну, а затем доставили их домой живыми и невредимыми в 1969 году.
Неужто за последние пять десятилетий не произошел невероятный прогресс в технологиях, необходимых для новой такой миссии?
Если говорить о компьютерах, ответ - да. Компьютеры на лунных модулях Аполлона были невероятно простыми по сравнению с сегодняшним оборудованием. Фактически, как отмечает Real Clear Science, смартфон в вашем кармане, вероятно, в 100000 раз мощнее компьютера на космическом корабле Apollo. Некоторые калькуляторы, выпущенные в 1980-х годах, были более мощными.
Но компьютеры - это всего лишь часть технологии, необходимой для доставки людей на Луну и обратно, и их ограниченные возможности были обусловлены конструкцией, поскольку они должны были быть чрезвычайно эффективными, чтобы потреблять очень мало электроэнергии. И, как отмечает Forbes, большая часть оборудования, используемого в миссиях «Аполлон», остается ультрасовременной - и тогда эта технология была едва ли достаточно хороша, чтобы доставить нас туда и сохранить всем жизнь. Отсутствие серьезных достижений можно увидеть в том, насколько сегодняшние запуски Space X похожи на запуски в 1960-х - мало что изменилось.
И это одно из огромных препятствий для возвращения на Луну.
Президенты не терпеливы
Наследие всегда в умах политиков. Джон Ф. Кеннеди официально начал миссию по высадке на Луну в 1962 году. К тому времени, когда USA фактически завершили ее в 1969 году, он был убит - но он бы не занимал пост, даже если бы он был жив, благодаря ограниченному сроку пребывания. Ричард Никсон, которого Кеннеди победил на выборах 1960 года, был человеком, который получил возможность насладиться лаврами победы, вызванной высадками на Луну.
Как отмечает Lifehacker, поскольку на финансирование, проектирование, строительство и тестирование чего-то столь сложного, как высадка на Луну может уйти десятилетие или даже больше, любой президент, который настаивает на таком проекте, гарантированно уйдет из офиса к тому времени, когда это произойдет. В сегодняшнем политическом климате, когда президенты никогда не прекращают кампанию, ждать невыносимо долго. А новые администрации - особенно если они принадлежат к противоположной стороне - имеют привычку отменять крупные проекты, запущенные их предшественниками, именно для того, чтобы лишить их кредита.
Фактически, Базз Олдрин, второй человек на Луне, довольно ясно утверждал, что единственный способ вернуться на Луну - это если обе политические партии в этой стране отложат в сторону свои разногласия. «Я считаю, что все начинается с двухпартийной приверженности Конгресса и администрации устойчивому лидерству», - сказал легендарный астронавт, и он не ошибся.
Бедствия Челленджера и Колумбии
Как отмечает Buzzfeed News, программа космических шаттлов была продвинута в 1970-х годах, потому что она была бы дешевле, чем посадка на Луну, и безопаснее. Программа космических шаттлов, возможно, была шагом назад от невероятного достижения посадки людей на Луну, но она удерживала людей в космосе и служила невероятно важной цели, как для сохранения позиции США как лидера в освоении космоса, так и для восхищения людей этим.
Когда в 1986 году взорвался космический шаттл Challenger, это был ужасный момент, который охладил всю страну. Как отмечает Space, это событие привело к изменениям в том, как работало НАСА и как использовалась программа Space Shuttle. Ее сократили, а некоторые задачи, которые выполнял Шаттл, были перенесены на более старые и более надежные технологии.
Затем, в 2003 году, космический шаттл «Колумбия» распался при возвращении на Землю. Как сообщает PBS, эта вторая катастрофа оказала гораздо большее влияние на космическую программу. Президент Буш и его администрация задались вопросом, стоит ли подвергать человеческие жизни опасности, регулярно отправляя их в космос. Это новое, более осторожное отношение в значительной степени положило конец любым шансам на серьезную попытку вернуться на Луну - такая миссия внезапно показалась слишком опасной.
Как "заставить" Луну приносить прибыль
Нравится нам это или нет, но мы капиталистическое общество. Инвестиции в проекты окупаются, а отправка людей на Луну не приносит никакой прибыли. На самом деле, если учесть, сколько невероятно дорогих технологий сгорает и падает в океан и их больше никогда не используют, то это будут огромные цифры убытков.
Есть несколько возможных способов превратить Луну в прибыльную операцию, которая привлечет в проект инвесторов и корпоративные деньги. Как отмечает Space, Луна - богатый источник гелия-3, редкого и конечного элемента, который однажды может стать огромным источником энергии. А также Луну можно было бы использовать как точку остановки для более длительных путешествий. Например, пилотируемая миссия на Марс могла бы полететь на Луну, заправиться топливом и иметь гораздо больше шансов благополучно прибыть на Красную планету.
Но для того, чтобы любой из этих сценариев имел смысл, нам понадобится какая-то постоянная лунная база. Согласно Yahoo Finance, стоимость создания «базовой» базы оценивается в 100 миллиардов долларов, а содержание на такой базе всего четырех астронавтов будет стоить 36 миллиардов долларов в год. И это до настройки оборудования и инфраструктуры для бурения или заправки топливом. Это означает, что получение какой-либо прибыли практически невозможно, и поэтому энтузиазм по поводу прибыли остается низким.
Открытие новых ресурсов на Земле
Одна из основных причин того, что планы по возвращению на Луну были отложены, заключается в том, что ресурсы, необходимые для такого масштабного предприятия, нужны гораздо ближе к дому. В частности, в Арктике.
Как сообщает CNBC, изменение климата быстро превращает одну из самых негостеприимных областей мира, Полярный круг, в богатый источник новой, богатой ресурсами территории. По оценкам, подо льдом ожидают запасы нефти и природного газа на сумму до 35 триллионов долларов, и США вовлечены в гонку с Россией и Китаем за освоением как можно большей части территории. Большая часть денег и инженерных умов, которые могли бы работать над новой лунной планкой, вместо этого работают над этой проблемой.
Сходство между задачей создания базы на Луне и закреплением прав на Арктике настолько велико, что по мнению Wired, гонка за контроль над Арктикой рассматривается как своего рода пробный ход в возможной гонке за будущий контроль Луны. Уже сейчас формируются юридические аргументы в пользу того, что то, как решаются проблемы в Арктике по мере ее открытия, должно быть моделью того, как в будущем могут разрешаться споры на Луне. Но мы не доберемся до Луны, пока сначала не разберемся здесь с гораздо более насущными - и более местными - проблемами.
В центре внимания Марс
«Был там, сделал это» не кажется жизнеспособным политическим или научным подходом, но он резюмирует основное отношение многих, когда дело касается Луны. Фактически, многие люди в правительстве и в космических агентствах думают, что мы должны сосредоточить внимание на Марсе в качестве приоритета.
Как сообщает Scientific American, Комитет по науке, космосу и технологиям Палаты представителей в этом году представил законопроект, согласно которому исследование красной планеты стало официальной целью НАСА. Марс - это не только гораздо более ценное направление с точки зрения научных исследований и расширения нашего понимания Вселенной, но и цель, которая захватила воображение общественности.
Однако это не означает, что возвращение на Луну полностью исключено. Как сообщает The Atlantic, большинство экспертов сходятся во мнении, что единственный способ разумно безопасно доставить людей на Марс - это построить на Луне своего рода ретрансляционную станцию. Астронавты должны будут отправиться с Земли на Луну, заправиться топливом и сделать другие приготовления, а затем отправиться с Луны на Марс, что упростило бы логистику поездки. Но это означает, что мы все еще не вернемся на Луну, пока кто-то не вложит серьезные деньги, талант и другие ресурсы в путешествие на Марс.
Глобальная пандемия тормозит
Глобальная пандемия благословила нас нехваткой туалетной бумаги, требованиями к маскам и бесконечными встречами Zoom. Теперь есть еще одна вещь, в которой вы можете винить новый коронавирус: отсутствие прогресса в возвращении на Луну.
Когда НАСА объявило о планах вернуть американских астронавтов на Луну к 2024 году, многие сочли это излишне оптимистичным, но даже если график сорвался, это было захватывающим событием. Как сообщает Reuters, план вернуться на Луну привел к серьезным работам по созданию ракеты следующего поколения под названием Space Launch System (SLS) вместе с новым модулем экипажа под названием Orion. Программа натолкнулась на некоторые препятствия - она уже превышает бюджет на 2 миллиарда долларов - но в этом году планировалось провести ее первое тестирование.
Но, как и любая другая отрасль, аэрокосмический мир пострадал от глобальной пандемии. НАСА недавно объявило, что будет вынуждено закрыть два важных объекта: сборочный цех Мишуда и космический центр Стеннис в Миссисипи. Закрытие было необходимо, потому что у сотрудников был положительный результат на коронавирус.
НАСА пришлось на время официально приостановить программу SLS, что нанесло серьезный удар по любым шансам на возвращение на Луну.
«Предвидения» Герберта Уэллса
Герберт Джордж Уэллс известен всем в основном как фантаст. Но в его научно-фантастических романах и рассказах можно обнаружить немало довольно точных предсказаний о будущем науки и техники.
«Тепловой луч» марсиан из «Войны миров» — это лазер. Полёт на Луну тоже состоялся, хотя и не тем способом, который описан в романе «Первые люди на Луне». В малоизвестном романе «Освобождённый мир» (1914) Уэллс предсказывает расщепление атома и создание атомной бомбы. В одном из его рассказов речь идёт о телепередаче с Марса — и она совсем недавно действительно осуществлена космическими зондами.
Однако далеко не все знают, что Уэллс написал книгу, посвящённую предсказаниям развития техники в XX веке и тому, как это развитие повлияет на человечество. К удивлению издателей, тираж книги превысил тиражи всех ранних научно-фантастических романов Уэллса. В Англии книжка впервые вышла в 1901 году. Вскоре после выхода в свет её перевели в России, причём дважды: в Москве — в 1902 году, а в Петербурге — в 1903-м. В Москве книга вышла под названием «Предвидения» с подзаголовком «О воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль».
Начинает автор с транспорта. Он полагает, что железные дороги с их паровозами во многом лишатся своего значения, уступив его автомобилю: «Бесчисленные опыты с автомобилями, производимые в настоящее время, так возбуждают воображение и так много людей трудятся над их усовершенствованием, что не верится, чтобы неудобства этих экипажей — их толчки, неуклюжесть, оставляемый за собой неприятный запах — не могли быть вскоре устранены». Появятся очень широкие автомобильные дороги, некоторые из них — частные, платные. Возможно, для них разработают особые покрытия. Поездка на автомобиле удобнее железнодорожной, так как путешественник сможет останавливаться там, где ему вздумается, ехать медленнее или быстрее.
Появятся фургоны с двигателями внутреннего сгорания для развоза мелких грузов и моторизованные омнибусы. Вдоль дорог возникнут мастерские для ремонта автомобилей. Железные дороги сохранятся — хотя бы частично — для перевозки тяжёлых грузов и «оптовой» перевозки людей (так и произошло), но чтобы увеличить вместимость вагонов, колею придётся расширить (а вот этого не случилось).
Уэллс сильно ошибся с авиацией. Он считал: «Воздухоплавание вряд ли внесёт существенные перемены в систему транспорта. Человек — не альбатрос, а земное двуногое, весьма склонное утомляться и заболевать головокружением от чрезмерно быстрого движения, и сколько бы он ни воспарял в мечтах, а жить всё-таки ему придётся на земле». И тем не менее писатель полагал, что к 2000 году непременно и даже, возможно, к 1950-му «будет изобретён такой аэроплан, который поднимется в воздух и благополучно вернётся на своё место».
О сенсационной новинке тех лет — радио он упоминает только однажды: военный корабль, обнаружив в море превосходящие силы противника, сможет вызвать подмогу посредством беспроволочного телеграфа.
Несколько страниц автор уделяет быту XX века. Технические усовершенствования жилища сделают слуг ненужными: «В будущем дома, вероятно, станут нагреваться при помощи труб, проведённых в стены, от общего сильного источника тепла. Дома будут вентилироваться через трубы в стенах, в которых воздух будет нагреваться, пыль задерживаться, а испорченный воздух выводиться простым механизмом.
Массу излишней работы берёт в настоящее время и стол. Мытьё посуды означает перемывание и перетирание каждого предмета отдельно, тогда как можно было бы всю грязную посуду класть разом на несколько минут в очищающий растворитель и затем, слив его, обсушить». «В настоящее время, — продолжает Уэллс, — заниматься кухонным делом со всеми его аксессуарами куда как обременительно. С помощью пары изящных таганчиков, накаляемых электричеством, снабжённых термометрами для контроля за температурой, кухарство превратится в приятную забаву для любой интеллигентной особы. Вдобавок с крыш исчезнут безобразные дымовые трубы, и кровля преобразится в чистый привлекательный открытый балкон».
Как видим, здесь предсказано появление центрального отопления, центрального кондиционирования воздуха, электрических кухонных приборов… Правда, рецепт растворителя, который бы за несколько минут сам отмывал грязную посуду, до сих пор неизвестен, зато появились посудомоечные машины. А на чистку обуви мы действительно тратим минуту-другую. И, как правило, не заправляем лампы керосином.
Большое значение Уэллс придаёт распространению телефона. «Вы только подумайте о том, что будет осуществляться при помощи телефона, когда он войдёт в общее употребление. Труд шатания по лавкам почти отпадёт: вы распорядитесь по телефону и вам хотя бы за сто миль от Лондона вышлют любой товар; в одни сутки всё заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно. Хозяйка дома, вооружившись трубкою и не двигаясь с места, уже будет иметь в своём распоряжении местных поставщиков и все крупные лондонские магазины, театральную кассу, почтовую контору, извозчичью биржу, доктора».
И сами дома станут строить по-другому. «Бетонные глыбы оказались бы и дешевле, и пригоднее кирпича. В будущем все материалы будут плавно попадать на своё место, передвигаясь по проложенным для этого путям, и постепенно будут формоваться стены, столь же однородные, как краска, выдавливаемая художником из тюбика». Так предсказал писатель технологию возведения домов из монолитного бетона.
Радикально изменятся газеты. Если сейчас в них печатают «обо всём понемногу», чтобы привлечь как можно более широкий круг читателей, то в XX веке газеты станут специализированными — каждая на свою тему. Самые горячие и нужные многим новости — биржевые курсы, курсы валют, результаты розыгрыша лотерей и тому подобные сведения — станут поступать в дома по проводам и либо печататься на ленте вроде телеграфной, либо записываться на валик фонографа, чтобы подписчик мог их прослушать в удобное для себя время. Фонограф же будет почти в каждом доме, как сейчас барометр.
Отдельная глава посвящена методам ведения войны в XX веке. По мнению Уэллса, машины и обученные специалисты заменят в армии лошадей и набранных по призыву солдат. Уйдут в прошлое столкновения огромных масс вооружённых людей, война станет позиционной с отдельными вылазками мелких групп солдат (это оказалось в основном верным для Первой мировой, но не для Второй мировой войны). Большую роль сыграет велосипед — пехотинцев заменит велопехота.
Усовершенствуется стрелковое оружие. Ружьё, снабжённое «особого рода телескопом, позволит целиться в точку на расстоянии мили или больше. Оно сможет выпускать или по одной пуле, или при необходимости по целому дождю пуль. Весьма вероятно, что такое ружьё будет носить один человек, но возможно, что ружьё и боевые припасы будут прикреплены к велосипеду под управлением двух или нескольких солдат».
Военно-воздушные силы, представленные в основном аэростатами и дирижаблями, станут применяться главным образом для разведки и наблюдения. Вряд ли на летательных аппаратах смогут устанавливать огнестрельные орудия, тем более что они при каждом выстреле дают толчок отдачи. На будущность танков (слова такого, как и самой машины, ещё не было) Уэллс смотрит весьма скептически. «Можно предвидеть опыты с блиндированными передвижными прикрытиями для атакующих людей на обстреливаемой местности. Я допускаю даже возможность своего рода сухопутного броненосца, к которому уже сделан шаг с появлением бронепоездов. Но лично мне не нравятся и не кажутся надёжными эти громоздкие, неповоротливые машины».
Уэллс указывает, что агрессором в войнах XX века, скорее всего, выступит Германия, но победа окажется за союзом других крупных держав.
В специальной главе писатель рассматривает возможность появления в XX веке общего языка на всей планете. Как англичанину, Уэллсу конечно же хотелось бы, чтобы всемирным языком стал английский. Нo он думает, что это место займёт французский, так как на нём издаётся больше хороших книг, чем на английском. Немецкий — язык слишком оригинальный, склонный заменять интернациональные, всем понятные корни своими. «Испанский и русский — языки сильные, но у них недостаточно читающей публики, чтобы стать господствующими, а какая же будущность может быть у языка, не имеющего читательской публики? Я полагаю, что эти два языка уже осуждены на вытеснение».
Кстати, а что думает Уэллс о будущем России? Он полагает, что в XX веке она распадётся на две части — западную и восточную (а вот распада Британской империи автор не предвидел). Большая часть славянских народов будет тяготеть к Западной Европе, а не к России. Одесса имеет шансы стать «русским Чикаго». Рост же Петербурга вряд ли продолжится, ведь «он основан человеком, который не предвидел иных путей торговли и цивилизации, кроме моря, а в будущем морю предстоит играть лишь очень малую роль в этом отношении». Несмотря на широкие проспекты, великолепную архитектуру, крупную политическую роль, в дальнейшем этот город, окружённый большими массами необразованных крестьян, скорее всего, захиреет. И Россия, управляемая реакционной властью, будет всё больше отставать от западных стран.
«Возможно, что в ближайшие десятилетия Россия политически получит господство над Китаем». Впрочем, «русская цивилизация не обладает такими свойствами, которые бы обеспечили ей длительное воздействие на миллионы энергичных азиатов, сросшихся со своей культурой».
Политическим и социальным изменениям, предстоящим в XX веке, автор уделяет большое внимание. Он считает, что общество развитых стран будет состоять из четырёх классов. Это богатые, но ни за что не отвечающие и не участвующие в политике люди — владельцы акций, рантье, живущие на дивиденды. Производительный класс, образованный и стремящийся применить свои знания и новые открытия науки для общего блага. Класс людей, ничего не производящих, но выполняющих важные функции управления (в том числе финансами), а также торговли, рекламы, политической деятельности. К этому классу, который мы назвали бы менеджерами, относятся и вспомогательные профессии — клерки, машинистки, секретари и люди искусства. И, наконец, низший класс. Это необразованные массы, часто неспособные учиться, нередко — безработные из-за развития механизации и автоматизации, с большой долей криминальных элементов, паразитирующие на обществе.
Уэллс был сторонником евгеники — учения об улучшении «человеческой породы» путём поощрения многодетности здоровых, красивых, выдающихся, полезных для общества людей и запрета на размножение для больных, слабоумных, порочных. «Общество будет допускать существование в своей среде небольшой части населения, страдающей болезнями, которые передаются потомству. Это, например, умственное расстройство, неизлечимая страсть к опьяняющим веществам. Из жалости им позволят жить, но при условии, что эти люди не будут плодить детей. А если этим снисхождением станут злоупотреблять, то едва ли новое общество остановится перед истреблением таких элементов».
Если говорить об обществе, созданном через три десятилетия в Германии, то Уэллс был прав. Но ещё в его время противники евгеники указывали на то, что у Бетховена была кошмарная наследственность — больные родители, больные братья и сёстры, и всё же пятый ребёнок в семье оказался гением.
Сурово относился Уэллс и к преступникам — он был сторонником широкого применения смертной казни. Если серьёзное преступление совершено не случайно, не под действием минутного импульса, а является итогом всей жизни преступника, то после тщательного судебного расследования его осудят и устранят из жизни — усыпят уколом опия. «Если человек не может жить счастливо и на свободе, не портя жизни другим людям, то лучше и не жить ему». К тому же «будущее государство едва ли захочет делать из порядочных людей тюремщиков, сторожей и надзирателей в тюрьмах» ради того, чтобы сохранять жизнь преступников. Как известно, смертная казнь путём инъекции яда используется в некоторых штатах США. Но в современном мире применение смертной казни, вопреки прогнозу писателя, всё сужается.
Как полагал Уэллс, в обществе возрастёт терпимость к такому поведению, которое в конце XIX века считалось аморальным. Вырастет число разводов и бездетных браков. Мир объединит общая религия. Но не исчезнут и атеисты.
Американский историк Пол Крабтри, проанализировавший в 2007 году «Предвидения» Герберта Уэллса, пришёл к выводу: почти 80% прогнозов писателя сбылись, а 60% сбылись с большой точностью. К «провальным» 20% Крабтри относит предсказания о создании единого мирового государства, о переходе от демократии к технократии — власти образованного класса, о сохранении основной роли женщины как домохозяйки.
-ö-ö-
Булки на деревьях. Письма канадского пролетария - 9 июня 2005 г.
Письмо 3 (Продолжение. )
Работаем в новом доме. В Оттаве все многоэтажные дома носят поэтические названия, сегодня объект наших творческих мук называется Лесной Замок. Золото осеннего леса хорошо видно из окон, дом стоит на краю города, в районе West End - Западная Окраина.
Наша интернациональная команда пополнилась франко-канадцем. Новенького зовут Ришар, ему 40 с небольшим, это типичный канадский пролетарий, работящий и покорный. Его английский хуже, чем, например, у перса Рабара. Честно говоря, это удивляет, все-таки в Онтарио живет человек. Ришар уважает старый, 70-х годов, рок, сегодня я ему принес послушать CD своей любимой группы Uriah Heep.
После ланча завершаем очередную квартиру и перевозим рабочий реквизит в следующую. Здесь жильцы еще не выехали, но квартира большая, трехкомнатная, все шмотки свалены в одной, торопиться им не надо: нам пока работы хватит. Жильцы таскают вещи, к ним на помощь пришли друзья, народу много. Дэйв вел с ними переговоры, выяснилось, что по-английски говорит только хозяйка, да и то плохо.
Зато все они очень хорошо и оживленно переговариваются по-русски, а я так же хорошо делаю вид, что канадец и их тарабарщины не понимаю. С кисточкой в руке подходит Рабар:
- На каком языке они говорят? На твоем?
- Yes. Тише, дай послушать.
Они пакуют посуду, мы начинаем красить living room.
- Смотри, - говорит одна из девок другой, кивая на Рабара, - а вот этот чучмек мне нравится...
Ставлю последнего в известность: Рабар, блондинка тебя хочет.
Все жильцы говорят на каком-то странном диалекте, южном, но это не просто смесь русского с украинским. Что-то покруче. Что же это за говор, такой знакомый... Ну конечно, как я сразу его не узнал! Эти люди - молдаване.
- Execuse me, - обращается ко мне один из них, - я брать это (показывает на диван), нести there, туда, туда (показывает на входную дверь), помогите мне, please.
Конечно, помогу. Но вначале культурно отдохну. Главное говорить меньше, а то обратит внимание на акцент.
- Pardon me, ничего не понял. Повторите, please.
Стушевался, повторяет. Потом снова, по моей просьбе. Для него это не просто. Ладно, повтори еще разок и расслабься:
- Братан, да ты не мучайся, скажи по-русски.
На меня оборачиваются все остальные. Приветствую по-молдавски:
- Бона зиву, домнуле. Откуда вы?
- Мы с Кишинева. А ты откуда?
- Из Москвы.
- А откуда наш язык знаешь?
- Во время войны в Приднестровье был. Мы - как, враги?
- Враги... Кофе сварить тебе, враг?
У них обычная для здешних мест история. Туристическая путевка на Кубу, виза не требуется. Самолет Москва - Гавана, промежуточная посадка в городе Сэйнт-Джонс на северо-востоке Канады. Заученная фраза: просим политического убежища. Долгие месяцы, иногда годы, в ожидании статуса, нервы, слушания, суды, результат положительный.
Эти - статус уже получили, и вообще, все у них сравнительно благополучно, вот только дети, которые бегают здесь же, вокруг. Они между собой говорят уже по-английски...
Время подходит к 3.00, у нас второй, короткий, перерыв, рассаживаемся на полу. Квартиранты поят нас чаем, кофе. На меня пристально смотрит один из парней. Двое других болтают по-французски с Ришаром, речь у них быстрая, ровная, я по-английски так не скоро заговорю. Женщины продолжают паковать вещи. Один из парней поворачивается ко мне:
- Мы решили вначале выучить французский, потом уж английский. Сам понимаешь, нам это не трудно - румынский к той же группе относится.
Тот, который ел меня глазами, наконец-то заговаривает:
- Слушай-ка, я тебя два года назад в Кишиневе видел по телевизору. В «Мессаджере». Они из Бендер, с линии фронта, репортаж вели, тогда там затишье было, тебя показали во весь рост, говорят: вот такие бомжи из Москвы на помощь к сепаратистам приезжают и стреляют в наших ребят.
Мир и вправду тесен... «Мессаджер» был радикальной прорумынской телепрограммой на двух языках, брехливой и пафосной. Но их съемочную группу пускали на территорию Приднестровья, гвардейцы их унижали, но не били и не стреляли.
В Бендерах действительно было затишье, когда на передовой появилась их бригада. Кто-то сказал им, что вон тот - корреспондент из Москвы. Позиция Москвы по отношению к Приднестровской Республике была позорной, «Известия», писали на тему «войны берегов» примерно то же, что пресса агрессора - Молдовы, вот съемщики из «Мессаджера» и захотели со мной пообщаться. Были посланы в направлении важной части организма, которая по-молдавски называется pula.
А вид у меня и правда был не викторианский: к тому моменту несколько суток жил в окопах. Наверно, действительно смахивал на бомжа. Но ведь то война была.
И все же: как ты тесен, мир... А страна наша - какая большая была, сколько народов собрала вместе… Распалась страна, разлетелась в куски. Между людьми контрольно-пропускные пункты, таможни, границы, огневые рубежи, а встречаемся за океаном - земляки. Но ведь мы и есть земляки. Это я к сведению тех, кто обзывает эмигрантов предателями Родины. Не там ищите предателей, земляки. Ельцин в Канаде стен не красил. Ладно…
В первые месяцы эмиграции реальность воспринимается как многосерийное приключение. Будни, рутина, тоска – начнутся потом. А сейчас каждый день несет в себе какую-нибудь авантюру.
Свежие комментарии