Батыево нашествие, как освободительный «крестовый поход»…
Будем сегодня «наперстки» двигать, ага. Разбираться дальше, какое именно христианство встретило тумены Субэдей-багатура на Руси в 1237 году. Почему Церковь получила невиданные ранее преференции от захватчиков. Какая именно Церковь. Что за странная избирательность была в штурмах городов. Полное безразличие народа к захватчикам, отсутствие национального отпора.
Такое впечатление, люд русский отнесся к монголам Батыя — как к обычной княжеской усобице. Знакомые ведь мотивы? Ниспровергатели и альтернативщики так бают? Во главе с гуру Носовским да Фоменко… Этим тяжелым бредом заниматься не будем, вопрос куда тоньше. Многослойнее. Лежит сегодня в религиозной плоскости. Поэтому, в пыточную приглашаются…
Несториане.
Очень интересное течение в христианстве. Канонической Церковью признано еретическим. Возникло в начале V веке, основателем считают монаха Нестория. Он был некоторое время даже константинопольским патриархом. Если не погружаться в тонкости богословия: «несторианство» — суть ответвление «арианства».
Основное догматическое отличие несторианства от канонического христианства: учение о том, что Христос — не сын Божий. Он человек, в котором жил Бог. Священный сосуд из плоти. То есть, божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. Это цепляет собой другой догмат: мать Христа (дева Мария) у несториан считалась не Богородицей, а Христородицей. Оставалась вне рамок священного почитания. На III Вселенском (Эфесском) соборе (431г.РХ) вероучение Нестория было осуждено как ересь. Сам он — сослан, все книги — сожжены.
Святыми Таинствами у несториан изначально считались: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, крестное знамение. И только им принадлежащая — святая закваска (малка). Связано Таинство с эпизодом, когда кусочек хлеба с Последней Вечери Иисуса Христа был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия.
Зоны ответственности.
Максимально постараюсь упростить схему для понимания общей ситуации. После императора Константина, объявившего христианство новой государственной религией, в разных частях пост-античного мира возникло несколько центров христианства. Условно-административных.
Традиционно (со II века) существовала конкуренция между двумя старейшими кафедрами Восточной Церкви: Антиохийской и Александрийской. Потом появилась в Средиземноморье еще одна — Константинопольская (конец IV века). Она нарушила баланс на Востоке, поскольку опиралась на государственный ресурс. Антиохийская Церковь была в состоянии раскола, а египетские иерархи из Александрии весьма негативно встретили тот факт, что их кафедра святого Марка отодвигалась со второго места в церковном табеле о рангах — на третье.
Как водится — внутри завязался тугой узел интриг, подсиживаний друг друга, обвинений в ересях и прочий, совсем не божественный, бедлам. Как там все развивалось с Несторием, не суть. Божественного в спорах мало было, лютая грызня за канонические территории разных епархий. Но потом… да, под его ниспровержение с патриаршего престола — подвели соответствующую основательную базу. И сирийская богословская школа, очень успешная на Востоке, была назначена «еретической».
Еще дальше на Восток!
После объявления Нестория еретиком миссионеры антиохийских патриархов усилили активность в просветительской деятельности. Углубились в сторону восточных стран. Как результат, сумели обратить в христианство многих в Средней Азии, на юге Западной Сибири, в Персии. Оплотом христианского мира в тех землях становится Самарканд. В раннем средневековье, можно довольно уверенно утверждать, — несторианская церковь имеет наибольшее число последователей. Позже, несмотря на мусульманскую экспансию, многие общины выжили даже в мире ислама.
Еще в VII веке в центрально-азиатские кочевья проникли первые проповедники-несториане. Христианские общины и даже монастыри появились в оазисах всего Великого Шелкового Пути. Из Китая веком позже их целенаправленно начинают изгонять, несториане уходят на север, к кочевникам. Здесь в XI-XII вв. им удается обратить в своё христианство наиболее многочисленные и сильные монгольские племена. Найманов (западные монгольские степи), хэрэйдов на Тууле (Забайкалье и север Монголии). Оба эти союза племен самыми первыми, даже раньше уйгуров, становятся союзниками Чингисхана. Хоть и пособачились немного, куда в Степи без этого…
Издревне монголы (как и тюрки) исповедовали архаичную и простую форму религии, тенгрианство. Густо замешанным на тотемизме живого и неживого мира, при деятельной обслуге культа — шаманами. Сводилось это к почитанию Отца-Неба и Матери-Земли. Причин драться по вопросам веры не было от слова «совсем». Там не было «священных текстов», смыслы и познания передаваясь изустно. Именно поэтому в среде центрально-азиатских кочевников была столь удивительная для всех «веротерпимость».
Это потом очень помогло Чингисхану и его семье. В рядах войска бились плечом к плечу разные этносы, с самыми разными вероисповеданиями. Упрощая религии в своей воинской среде, стирая до полного безразличия противоречия богословов. Основой «нового» войска завоевателей стали и многочисленные несториане.
Странные соседи Руси.
С несторианами и язычниками Центральной Азии всё понятно. А вот каким было самое ближайшее окружение наших княжеств? С латинянами ясно — обложили со всех сторон. Новгород Великий уже начали раскалывать на части, в Польше и Венгрии окопались. Немного мы с мусульманской Волжской Булгарией соседовали. А вот по самой протяженной границе… были половцы-кипчаки. Традиционная наука их веру называет — тенгрианской, близкой к монгольским культам.
Ой ли…? Самый очевидный факт. Знатные дочери половецких ханов частенько роднились с князюшками нашими. Дюжина летописных браков. А уж сколько «бояр» себе в жены половчанок брали — не счесть, уверен. Так вот, как часто летописи говорят об их… обязательном крещении в браке? Не литературные источники или Жития. О конкретном случае крещения — пара-тройка эпизодов всего. А ведь это обязательный атрибут повествования официального. Прикувыркали невесту из других заморских стран — будь добра … Прими Святое Крещение по греческому обряду, имя получи из Святцев местных. И ступай себе в терем княжеский, подушки взбивай.
Просто «половецкая княжна», «дщерь хана такого-то». Или Ефимия, Анна, Свобода, Мария, Елена… И вопрос: их крестили на Руси или в родном кочевье? Как вариант, видится: некоторые были христианками. Несторианского толка. Как папаши их. Поэтому и удосуживались лишь «»дочь Аепы Гергеевича», ага.
Если у границ Хорезма и Булгарии кипчаки стали мусульманство массово принимать… То по границам Византии и Руси, что — исключительно «язычниками» остались? Сомнительно… Особенно читая о преподобном Никоне Сухом и Евстратии-постнике, что половцев туменами в веру обращали… Последний даже хазар-иудеев ухитрился.
Дальше. Самыми последовательными врагами половцев были именно греки и монахи-летописцы константинопольского разлива. Они у них числились не просто «погаными». Берите выше. Некоторые ортодоксальные тексты называют половцев «врагами Бога» и «врагами Церкви». А вот тут подключим традицию, как и кого материли книжники. Простого и несведущего язычника не звали так. Он «безбожник», «поганый», «идолопоклонник». «Враг Бога и Церкви» тот, кто проклят на Вселенских Соборах. Тонкость, а существенная. Несториан прокляли, потому что «возводили хулу на Бога». Вот и всё, немного понятнее стало.
Несмотря на отчетливые родственные, дружеские, культурные, военно-политические связи, симбиотическое существование Руси и Половецкой Степи перед нашествием Батыя — шипели на них до полной потери рассудка православные. Кому как, но видится в этом единодушном летописном презрении только одно — веры были «неправильной» эти кипчаки. Значительная часть — так точно.
Храмы половецкие?
В одной статье канала уже рассказывал историю эту. Как в девятнадцатом веке университетские экспедиции пытались из некоторых волостей Украины вывезти… «половецких баб» знаменитых да каменных. Что в Степи торчат. Так народец местный этих учОных чуть на вилы не поднял. Оказывается, «бабы» эти чудотворные, им молятся по христианскому обряду на благополучие общины, хороший урожай. Паломники со всей России приезжают, исцеляются юродивые, прозревают слепые, боли у калеченых проходят и т.д. …
Сказать, что наука вразумительное и убедительное может нам поведать об этом феномене, — посомневаюсь. Много интересного написано, но многоточие жирное в вопросе. Что это такое навтыкано было: от Верхней Волги до Добруджи, от Башкирии до Карпат. Попытаемся кратко окунуться в вопрос. Точку зрения ученого мира оставлю в стороне, «наперстки» вертеть буду.
Считается, статуи символизировали предков кипчаков. Системы определенной в размещении нет. Тут тебе и водоразделы, самые высокие топографические точки Степи, древние могильники. Иногда одинокие, иногда — группами стоят свыше дюжины. Некоторые камнями огорожены в святилища, самой разной формы и вместимости. Лица статуй всегда обращены на восток. По гендерному признаку тоже нет какой-то предпочтительности: как мужики присутствуют, так и сами «бабы».
Название такое странное из тюркского пришло. От «балбал» — «пращур, дед-отец». Считается, так Роды половцев олицетворяли своих вождей-основателей или знаменитых предков. Женские же статуи, бают — символ бессмертия Рода и защитников-воинов. Они рожают, выкармливают, оберегают их.
Если внимательно присмотреться к этим инсталляциям степным, то заметна их очевидная эволюция. От антропоморфных фигур (стел) с еле различимыми очертаниями до детально исполненных статуй XII-XIII веков. Они хорошо прорисованы, одеты в кафтаны, носят различные украшения и наборные пояса и т.д. … Самые последние «половецкие бабы», поставленные незадолго до вторжения монголов представляют из себя фигуры, но с гладкими лицами. По сохранившимся в глубине трещин остаткам краски — понятно, это манекены для последующей очень сложной и реалистичной раскраски.
Так вот, именно в XII-XIII веках появляется некий канон. Обязательные к исполнению скульптором сложенные на животе руки с предметами, напоминающие чаши, кубки, сосуды цилиндрической формы. Они считаются наукой «ритуальными» в обычае степняков, для жертвоприношений или угощения гостей. Может так. А может, по-другому…
Предположить
вот что предлагаю. Перед нами в Степи — эволюционное развитие несторианства в среде кипчаков. Эти товарищи очень мало уделяли времени обрядовости, упростили ее до самого минимума. Что понятно. Кочевника-степняка обратить в христианство и … заставлять на престольные праздники в храм ходить? Найди поди, ага.
Обязательны стали лишь крещение и причащение. Кресты даже не носились. А вот символ чаши — это да. Встречается в наскальных вариантах самых бородатых веков. В Приморье даже. Это единственный, точно установленный предмет, применявшийся ими ритуалах и символике. Священный сосуд. Проверить наличие «каменных баб» вне половецких степей — увы. Земли мусульман там, идолища специально искались, на молекулы распылялись. Не терпит Аллах художеств никаких, только Слово.
Несториане не были оголтелыми иконоборцами или противниками храмовничества красивого. Завораживающая и торжественная обрядовость богослужений, с иконами, крестными ходами — была вряд ли возможной при кочевой жизни большинства паствы. Свое вероучение они записывали в свитки и книги, это было главной целью канонических борцов с ересью. Как показывает практика государственной религии несториан среди уйгуров, найманов и хэрэйдов — там народец был грамотен впечатляюще.
Понятно тоже, почему. В основе учения Нестория был краеугольный тезис: Христос был совершенным и добродетельным человеком. Избранным сосудом из плоти и крови, принявшим в себя божью благодать. Стремиться к такому обязан каждый несторианин. Грамота — одна из составляющих Познания. Так может…и Новгород был таким? Поголовно читающим и пишущим, как археология показывает. Ромеям удалось там только две церкви свои поставить, епископ стеной отгорожен был, жил как в осаде. Отчего?
Поэтому, не грех атеисту предположить: каменные истуканы с чашами — это половецкая видоизмененная традиция. Путь из культа предков — к несторианству. А каменные их «святые» — это и есть «бабы половецкие» XII-XIII веков. Предков уважили. И свою веру отметили. Должно уживаться, как по мне.
Католики тоже до этого допёрли, но в собственной античной римской традиции. Стали надгробия высокохудожественные высекать святым, вместо бюстиков. В руки предметы вкладывать соответствующие. Свитки, книги, манускрипты. И сосуды, на минуточку — для евхаристии.
Выводы пора делать.
Если принять «наперсточную» версию этой статьи… то вокруг Руси были сплошь христиане. Только в землях новгородских язычники бродили, да булгары аллаха восхваляли. Сами вечевики те еще православные были, ага. Одна проблема, Константинополь и Рим нашу веру и половецкую — считал еретическими. В основной общинности.
Вот и странность убирается Батыева нашествия. Почему люд русский, несториан многих в туменах увидев, — спокойно и благожелательно к ним отнесся. Вели они себя адекватно. Ариане оседлые и несториане кочевые претензий к друг другу не имели, родные братья в вере. А вот противник лютый — есть. Греки царьградские. Паства их. Этих — под нож. Потому как отольются кошке мышкины слёзки. В этой логике событий что главное? Объяснить всё правильно. Тогда не будет сопротивления массового.
Избирательность общинная была в геноциде батыевом, как вариант. Само собой — с князьями, тут по причинам политическим. Монголы предпочитали брать города византийской ориентации в христианстве. Языческая, арианская и несторианская Русь не препятствовала, братья пришли. От подлых и жадных ромеев освободить. А Новгород… По тем же причинам не тронут был.
Избирательный геноцид половцев-кипчаков тоже понятен. Хорезмийских резали по причине мусульманства. Других же — не трогали. Присягнувших к себе брали… А может — единоверцев. То-то они на Русь ломились перед вторжением, крестились целыми Ордами. Знали что-то…
Что сказала после Батыя константинопольская курия на Руси? Правильно. «Русский народ понес кару Божью за грехи свои». Какие именно? Уж не за те ли, что ересями объявлены? Арианскими и несторианскими? Тема будет продолжена, само собой. С золотоордынским «христианством» разбираться будем. «Сарайской епархией» что звалась.
-
Мозг государства Чингисхана: уйгуры, которых придумали …русские
1921 год. Средняя Азия. Революционные ветры смели Российскую Империю, многочисленные «белые», «зеленые», «розовые» и прочие армии, включая интервентов — на свалку истории. В городе Ташкенте гремит патетическими речами съезд (курултай) представителей «уйгурской интеллигенции». Чтобы революционность была во всем, вплоть до сотрясения основ, профессор-востоковед из Казани Сергей Малов выдвигает предложение: восстановить древнее наименование «уйгур».
Присвоить его в качестве этнонима и названия оседлого тюркоязычного населения Восточного Туркестана. Бардак и отсталость какая-то историческая, понимаш... Бают на одном языке, традиции берегут. А называют себя по месту прописки: кашгарцами, манчинами, даланцами, илийцами, турфанцами да таранчами. А чтобы отсталому Китаю себя противопоставить — промеж себя зовутся «йеарлик».
Что противу истины тысячелетней смотрится. Не отражает сути исторической, ведь переводится слово как-то обыденно — «земляки», «местные». А теперь будем… «уйгурами»! Решение одобрили. Так революционный Ташкент заварил крутую кашу, исполнил давнюю мечту народа. Создать свое национальное государство, воплотить в жизнь идеи джадидизма. Революционная Россия и СССР тему подогрело, ввело в массовый оборот древнее имя народа, создало себе знатный головняк в дипломатических отношениях с Китаем.
Политика.
Кто ориентируется в современных этно-дискуссионных проблемах мира, знает прекрасно: уйгуры — это национальное меньшинство Китая. Полмиллиона проживают в других странах. Они вместе с курдами и туарегами образуют ТОП-3 самых многочисленных народов, не имеющих собственного государства. Хотя как — нацменьшинство Китая. Если смотреть в пропорциях. От миллиарда жителей Поднебесной, или сколько их там уже… На территории КНР проживает свыше десяти миллионов уйгуров. Самое многочисленное же нацменьшинство России — татары… насчитывают всего пять миллионов триста тысяч душ.
В Китае уйгуры имеют свою автономию, на землях исторической родины. Очень спорную и странную, под названием «автономный район» Синьцзян-Уйгурский. Это одна шестая территории КНР. Китайцы переводят название провинции — «новая граница». Трения уйгуров с Правительством постоянные, не тема этой статьи. Скажу лишь, что треть пограничных и внутренних войск Поднебесной — квартирует там, в Джунгарии. Или Восточном Туркестане.
На карте провинция Синьцзян выглядит впечатляюще: крайний северо-запад КНР, между Монголией, государствами Средней Азии, Афганистаном и Тибетом. Суровый и негостеприимный край, две тыщи вёрст с востока на запад, чуть меньше — с севера на юг. Высокие горные хребты, засушливые равнины, полу-пустыни и пустыни. С многочисленными оазисами, истории самой древней. Они помнят первые караваны, которые пробили легендарный Великий Шелковый Путь.
История.
В нее глубоко углубляться нет смысла. Народ тюркского происхождения. Этноним «уйгур» впервые замечен в китайских документах начала новой эры. Как имя одного из тюркоязычных телесских племен, потом — как составная часть (одного из 19-ти племен) Уйгурского Каганата. В те времена соседи их называли — «токкуз огуз». После распада Каганата началась миграция древнеуйгурских племён из степей нынешней Монголии — в Восточный Туркестан (IX в.). Есть много чего интересного рассказать, но тема статьи другая.
Просто для понимания: этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, а Уйгурский Каганат (VIII-IX века) занимал огромную территорию, от современного Казахстана до Кореи. Древняя история породила очень интересную, глубокую и самобытную культуру. В VI веке уйгуры уже имели собственную письменность, всегда отличались высоким уровнем общего образования. Их письмо постоянно заимствовали многие тюркские племена, монголы и маньчжуры.
Генетики и историки единодушны — этнос уйгуров порождён идеей и существованием Великого Шёлкового Пути. Как только была пробита первая караванная тропа из Китая в Средиземноморье, там прочно обосновались уйгуры. Веками они замешивали в себе исторический коктейль из исчезнувших тюркских и монгольских народов, вбирали древнее население оазисов огромной и жуткой пустыни Такла-Макан.
Торговый синдикат.
На главный исторический момент рубежа XII-XIII веков — появление в семье Есугея-багатура малыша по имени Темуджин, уйгуры все еще глубоко переживали утрату Каганата, павшего под ударами северян, енисейских кыргызов. Но период их исторического безвременья подходил к концу, они были готовы к великим свершениям.
Ведь начиная IX века, только и делали, что выживали. Почти столетняя засуха в Великой степи перекроила всё в регионе, уйгурский народ плотно обосновался в оазисах Джунгарии и Кашгара, был вынуждении сменить кочевой уклад на оседлый. Основная деятельность: сельское хозяйство и стойловое животноводство. Очевидцы говорили о местах их проживания: «это не пашня, а цветущий сад».
Нет худа без добра. Смена приоритетов в укладе расположила уйгуров в интересном географическом месте. Оазисы были зажаты между двумя «мертвыми зонами» — хребтами Восточного Тяньшаня и безводными пустынями. Кочевое скотоводство было ограничено предгорьями, не круглогодично. Но, уйгурские оазисы находились почти в самой середине знаменитого Великого шелкового пути. Миновать их было невозможно абсолютно всем купцам.
Устроив повсеместно в своих землях укрепленные и охраняемые караван-сараи, снабжая караваны всем необходимым, давая отдых и собирая пошлину с каждой группы товаров, уйгуры стремительно богатели. С конца X века самостоятельно ударились в бизнес. Буквально за половину века они настолько хитро устроились в главные посредники Шелкового Пути, что их начали подозревать во многих нехороших вещах. Например, в «контролируемом бандитизме». И религиозном. Поскольку были несторианами и буддистами. По разному объясняли исчезновение одних караванов, при полной сохранности — других…
Китайские купцы, опасаясь тягот и опасностей бесконечного пути, не желая надолго покидать родные дома, почти перестали возить товар дальше Уйгурии. Схема заработала и в обратном направлении. Уйгуры сами стали наведываться на родину шелка, предлагая за китайские товары очень хорошие деньги. Они вызывали возмущение среди чиновников имперских даже, размещая предоплатой внушительные заказы в Поднебесной, создавая дефициты внутри Китая.
Китайские товары перевозились в Среднюю Азию, в каждом большом городе уйгуры заводили собственные кварталы, самые крупные были в Фергане и Самарканде. Тут закупалось то, что пользовалось спросом в Китае (особенно знаменитые арабские жеребцы), отправлялось туда. Выгода логистическая была огромна: обычный купец путешествовал по Шелковому пути пару-тройку лет. Уйгуры же, сознательно идя на снижение баснословной моржи, — за один год успевали совершить два-три торговых путешествия. Объемы всегда побеждают большую эпизодическую прибыль, поэтому легенды об их богатстве и предприимчивости стали известны даже у европцев Венеции и Генуи.
Транзитная торговля полностью изменила образ жизни и культуру целого народа. Этот процесс требовал большого числа грамотных людей, знающих несколько языков. В конце X века был придуман еще один уйгурский, более современный и универсальный алфавит. Учить это письмо не брезговали даже в Китае, считая его язык более всего приспособленным для высокой поэзии. Позднее алфавит стал основой делопроизводства и международной дипломатии при Чингисхане, его потомках. Дети монгольской знати изучали в обязательном порядке.
Если дерзнуть очертить ситуацию в регионе широко: уйгуры в определенном смысле выступили перед тюрко-монгольскими народами в роли учителей цивилизации. Северные степные племена — кераиты и найманы, потом — Чингизовы монголы обязательно брали из их среды грамотеев и администраторов для государственных канцелярий. В доброй половине Верхней Азии уйгурский тюркский язык и уйгурский алфавит стали языком и письменностью национальной администрации.
Именно они одними из первых добровольно присягнули новому Повелителю Степи. Абсолютно согласен с версиями: именно на их деньги молодой Чингисхан смог выжить, одолеть татар, оплатить первоначальные и затратные этапы привлечения под свой бунчук «людей длинной воли». Снабдить первые тумены прекрасным снаряжением и оружием, лучшими наемниками Великой Степи. Это мы позже рассмотрим, сейчас о другом…
Небывалое купеческое богатство уйгуров, достающееся им без каких-либо усилий — сделало их абсолютно не воинственным народом. Стали мирными людьми, предпочитая договариваться, откупаться или платить дань наиболее агрессивным соседям. Только мудрые степные вожди старались этого не делать. Потому что получатели золота уйгуров … очень быстро обретали вечный покой. Обязательно находилась более страшная сила, нежданно-негаданно приходившая из неведомых далей и сметавшая «получателей дани».
Из военных способностей уйгуров все отмечали — инженерные. И (внимание!) — траспортно-логистические. Новые торговые маршруты очень часто прокладывались именно ими. Уйгурские караваны появлялись глубоко в Сибири, вплоть до северных широт, если судить по уникальным находкам. Даже великие умники Китая предпочитали нанять уйгуров, чтобы проектировать дороги, строить мосты в самых гиблых землях.
От наиболее амбициозных военных вождей Степи уйгуры откупались. С легким сердцем принимая вассальную зависимость. Через поколение всё таинственным образом возвращалось на круги своя, их повелители начинали просить деньги в долг, с великим процентом. Так уйгуры поступили с победоносными киданями Елюя Даши, захватившими Семиречье. И основавшими кара-киданьскую державу.
Но перед появлением на исторической сцене Темуджина — всё опять поменялось. Кара-китаи вспомнили о богатом соседе-народе, решили плотно оседлать их участок Великого Шелкового Пути, даже назначили наместника в их земли, чтобы повысить собираемость, так сказать… Ошиблись. Уйгуры заключили…
Союз с Чингисханом.
У уйгуров государь назывался своеобразно. Если их соседи любили титулы: «великий», «сильный», «могучий», «хан ханов», то эти скромняги величали своего господина — идикут. В переводе — «господин счастья». О многом говорит. Тоненько, ага. Трудно оспорить — все ураганы Великой Степи обходили их стороной, завоеватели ничуть не нарушали «счастья». Китайские хроники так описывают начало дружбы уйгуров и Чингисхана.
Уничтожив в 1204 году царство найманов, Чингисхан нашел среди них писца-уйгура по имени Тататунга, хранителя золотой печати. Увидев этот загадочный предмет, Завоеватель заинтересовался им, назначением само собой. Тататунга ответил:
«Она используется во всех делах: как при выдаче денег и зерна, так и при назначении людей».
Писец-уйгур (как и сотни других его соплеменников) был у найманов канцлером, командовал многими государственными «приказами». Чингисхан взял его на ту же должность, и с того времени все официальные акты Монгольской империи составлялись на тюркско-уйгурском языке. «Неграмотный» Великий хан заставил своих четырех сыновей обучиться уйгурской письменности, под руководством Тататунга.
Другой умник, известный истории как канцелярский заправила, — был Чинкай, кераит, погруженный в уйгурскую культуру. Он знаком западной историографии под титулом «протонотариуса», канцлера то есть. Перед смертью Чингисхан оставил своим преемникам те самые легендарные «уйгурские приказы», на которые опирались наследники Великого долгие десятилетия.
Не буду постить несколько китайских Хроник и персов-арабов, которые живописали красочную дипломатическую процедуру вхождения в «сердечный союз» уйгуров и монголов, зафиксируем лишь одно: идикут (священное величество Счастья) по имени Барчук, весной 1211 года предстал перед Чингисханом лично.
В знак признания сюзеренитета вручил монгольскому владыке дары: золото, серебро, самоцветы, шелка, узорчатые дамасские ткани, парчу. И кучу приятных слов в придачу. Визитер был принят необычайно ласково, ему пообещали руку монгольской княжны. По некоторым хроникам — выдали замуж. И он стал «пятым сыном» Чингисхана, как его сам Великий назвал…
Мифотворчество: монголо-русское нашествие в Европы и многое другое...
Монголо-татар на Руси не было, как и в Европах всяких — тема всем знакомая, смешная, очень популярная среди пациентов больниц им. Фоменко-Носовского и целой плеяды их последователей рангом ниже. Наша задача сегодня — найти возможные следы участия Руси в деяниях монгольских. Начать брать в анализ и обработку всякую дичь. Писаную «ниспровергателями» и летописями, академической наукой и любителями хайпа. Начнем с «гуру»…
Русские идут?
Это самая вкусненькая тема. Не знаю, кто был первым в этом «революционном открытии», но анализ фантазийной литературы в Тырнетах и на книжных полках прямо указывает — чаше всего «альтернативщики» пользуются утверждением Фоменко и Носовского:
«О составе войск Батыя сохранились записки венгерского короля и письмо к римскому папе, в котором сообщается, что в составе монгольских войск действовали русские войска».
Само собой, придется эти письма проверять. Они сохранились, подлинность их сомнения не вызывает ни у кого. Из адекватной публики, конечно. В апреле 1241 года одно было писано, сразу после вторжения монголов в венгерские земли:
«Мы вам достоверно сообщаем о несчастном и горестном уделе, доставшемся нам и венгерскому королевству от свирепствующего подобно жестокому зверю татарского войска. Ибо недавно, во время близкое к празднику Воскресения Господня (31 марта 1241 г.), с великой силе и в большом числе они пришли в Венгрию…
Итак, пусть вашему святейшеству будет известно, что называемые «татарами» недруги Того Кто был распят, как мы полагаем — во искупление наших грехов, внезапно и словно из ниоткуда вторглись в Венгрию и сильно опустошили это королевство до самой реки Дунай».
Что-то не находятся «русские» в этом письме. Но фоменкоиды готовы процитировать короля Бэлу вот таким способом:
«Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню и, как овчарня, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга».
Минуточку. Оригинал Послания венгерского короля Папе Римскому выглядит несколько иначе. Читаем:
«Когда государство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока; булгарами и босняками, еретиками с юга, они (татары) заставили себе платить дань (другие нации), и особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством, именно Русь, Куманию, Бродников, Булгарию».
Разбор короткий будет:
- Письмо это писано в 1254 году, подлинность установлена и признана научным миром. Не в 1241-ом, когда вторжение состоялось. И как это пытаются «математики» представить, считая всех клиническими идиотами.
- Бэла IV не пишет, что «русские, бродники, болгары и босняки» вторгались в Венгрию. Они на момент написания Послания — просто окружали его страну «как овчарню изгородью». В 1254 году.
- «Болгары и босняки» даже с совами на глобусе — не могли участвовать во вторжении Батыя 1241 года. Были изрядно потрепаны (или обложены данью) уже после разорения Венгрии монголами.
Так были ли русские в рядах захватчиков во время вторжения? Возможно. Другой источник читаем, плененного монголами магистра Рогерия, его «Горестную песнь о разорении Венгерского королевства татарами».
«Татары, небольшим числом своих воинов собрав множество плененных русинов, команов и венгров, со всех сторон окружили большое поселение и выслали вперед на битву захваченных венгров, а после того, как все они были перебиты, русинов, исмаилитов и команов. Татары же, стоя позади них, смеялись над гибелью их и падением, и те из них, кто отступал, попадали в водоворот мечей».
Тут описание действий «хашара». Фантастическое. Выслать на битву превосходящее по числу подневольное воинство, ну-ну. Могло такое быть в принципе — вполне. При штурме «большого поселения» нужно много рабочих рук, саперов и дармовой рабочей силы. Могли быть там пленники с Руси? Сколько угодно, по южным русским княжествам захватчики прошлись жестоко. Брали немало городов. С определенной целью, наверняка. Пополнить ряды осадного корпуса.
Что еще известно из мифов?
Небывалая жестокость монголов на Руси. Хорошо. Очень странная она. Вегетарианская и милосердная для XIII века. Батый взял в 1237-1238 гг. три больших города — Рязань, Владимир, Суздаль. Одиннадцать — куда меньших. По оценкам научным — всего существовало в Залесской Руси их около 70-ти. Никакого чудовищного разгрома не было, уничтожения тотального — тоже.
Взять хотя бы миф о полном геноциде Рязани. После которого город продолжал оставаться столицей княжества, подозрительно быстро восстановленный и людный. Кажется, до начала XIV века развивался непрерывно. Согласно исследованиям Института археологии РАН, так же пышно происходит расцвет многих городов Владимирской Руси. Речь идет о второй половине XIII века.
Крепнут сильно Тверь, Москва, Коломна, Вологда, Великий Устюг, Нижний Новгород, Переяславль-Рязанский и ряд других. Хиреют — Торжок, Владимир, Белоозеро, Ростов. Если с первыми двумя все можно объяснить «нашествием и разорением», то последняя пара городов в глаза не видывала агрессоров. Налицо другие причины. Экономические, переориентация маршрутов торговых потоков. В новой политической конфигурации.
Киев разоренный?
Это-таки да. Летописи рыдают, описывая небывалое упорство и драматизм осады и захвата города. Им вторит другой независимый источник — папский посланник, монах-францисканец Джованни де Плано Карпини. Заехав в разоренный Киев спустя пять лет после нашествия, так написал:
«… они (монголы) пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию».
Головы и кости не погребенных русских людей сразу снесем на помойку. Это намёк на «ересь» дикой страны, как минимум. Не способной за пятилетку похоронить (по любому обряду) не упокоенных. Неслыханный навет для придания литературности.
Теперь научными данными проверим. Начнем с двух сотен оставшихся дворов. Согласно исследованиям к.и.н. Вадима Ставиского, занимавшегося всю жизнь исследованиям города, — на момент вторжения существовал Городской Совет из «знатных горожан». Числом — 200. Это как новгородские 300 «золотых поясов». Каждый досточтимый муж Совета владел крупнейшими городскими дворами-усадьбами внутри городских стен. Эти усадьбы были планировочной единицей города, состояли из нескольких построек, теремов, жилых и не очень помещений. Размеры колебались от 300 до 2000 м2.
Так что имел в ввиду Карпини? Какой смысл вкладывал в термин “domus”? Перевести можно всяко: жилище, место обитания, хозяйство, семья, имущество, организация, церковь. Или наобум цифру все же тиснул, послушав местного? Посчитав, что 200 дворов — это мало. Не зная об «единицах планирования» городов Руси.
Дальше. Изучаем археологию Киева. Глеб Ивакин копал в Киеве всё: самые старые церкви и соборы, Лавру Киево-Печерскую, Подол и окрестности. Его вывод о монгольском этапе жизни города таковы:
«Кроме Десятинной церкви, пострадавшей во время штурма города полчищами Батыя, сохранился весь архитектурный ансамбль Киева, поражавший своим великолепием восточных и европейских путешественников вплоть до XVII в.».
То есть, совершенно определенно археологией доказано — пострадала только Десятинная церковь, 200-летняя. Эту крепость не колупали из китайских камнеметов (там гаубица дивизионная три боекомплекта потратила бы). В нее, спасаясь от ворвавшихся монголов, набилась тьма народа со скарбом и ценностями. Забили все церковные хоры, сводчатые балконы, даже на крышу поналезть могли. Судя по состоянию раскопанных фундаментов… она просто рухнула. Своды ветхие не выдержали, перекрытия деревянные не удержали.
Другие каменные сооружения Киева образца 1240 года — числом около 50-ти, благополучно пережили XIII-XIV века, в их числе — знаменитая Ротонда и Софийский Собор (в нем даже Золотые ворота не выбивали, как оказалось). Великолепный киевский Златоверхий собор продолжал существовать в первозданном виде и после «татаро-монгольского нашествия». Золотая кровля была нетронута. Ободрали ее только во времена поляков.
Фиксируемся. Летописи безбожно привирают о тотальном разрушении Киева. На Подоле (кстати непрерывно расширяющемся после 1240 года) из трех известных тогда церквей, — две продолжили существовать. Ничего, кроме Десятинной — не пострадало непоправимо. Упадок наступил в каменном зодчестве города только после штурмов Киева в 1416 и 1482 гг. крымскими татарами с артиллерией. И после запрета поляков ремонтировать и восстанавливать православные храмы.
Вопрос.
Задавать его придется нашему «очевидцу-фантазеру» Плано Карпини. Что за ужастики, для чего? Как вполне очевидный ответ: церковная Большая Политика. Сообщение всему «цивилизованному миру» — еретическое Православие сломлено, сожжено, погибло. С учетом того, что в Константинополе сидят крестоносцы папские. А единственный оплот греческой веры — Русь… лежит в костях и черепах. Полностью разрушены города. Чего и близко не было. Да, перепало знатно Руси, никто не спорит. Но не всей, не столь чудовищно. Другим доставалось куда крепче.
Так ходили русские на Европу с Батыем?
Или нет. Неизвестно доподлинно. Но. Монголы абсолютно везде и всегда принимали в своё войско вспомогательные отряды, пополняли основные тумены. Об этом многие писали. Послушаем Юлиана, папского информатора, побывавшего перед нашествием на Русь в Булгаре и Владимире. Он опять дает дикую оценку другим нациям, входящим в состав войска монгол:
«Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой вперед себя»Гильом де Рубрук, монах-соглядатай французского короля, побывавший у «моалов» (монголов) в 1254 году, так описал судьбу мордвы: «… живут два рода людей, именно: моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию».
Однако. Из глухих мордовских лесов гнать на австрийский берег Дуная — толпы «хашара»? С головой у этих описателей (Карпини, Рогерий, де Рубрук) что-то не то. Или превратно понимали принцип комплектования армий Батыя, других чингизидов. Объясним другой статьей. Есть кое-что в «Хронике» Матфея Парижского. Он приводит письмо двух венгерских монахов. Они сообщают о войске Бату-хана: «называются тартарами, много в их войске лжехристиан и команов».
Кого понимать под «лжехристианами»? Наверняка — не «еретиков-несториан». Православных, значит. Там же можно найти отчет «главы францисканцев в Кельне»: «численность их день ото дня возрастает, … великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов».
Более поздний источник, в лице Рашил ад-Дина уточняет, что в корпусах вторжения были: русские, черкесы, кипчаки, маджары, многие другие. Да, вполне может быть, какие-то русские князья в качестве «отступного» от разорения — пошли с Батыем. По военному договору. Потому как подкрепления нужны были.
Тумены Менгу и Гуюка не участвовали в европском походе (отозваны Угэдэем). Только силы Улуса Джучи и корпус Субэдэя остался. Кто угодно мог с ними идти. Имен князей, численности, принадлежности к городам и землям — нет. Мифы плодить не нужно.
Реальность такая была.
Северо-Восточной Руси нужны были силы, чтобы сдерживать Тевтонский Орден. Новый Великий князь Ярослав Всеволодович должен был распорядиться теми ресурсами, что у него были, — грамотно. Что было и сделано. В 1239-1242 гг. он воюет с Литвой и крестоносцами, дает дружины сыну Александру Невскому. В 1239 году совершает поход в Южную Русь, выполняя союзнический долг перед монголами. Громит черниговцев: «град взя Каменец, а княгыню Михайлову со множеством полона приведе к своя си».
Вряд ли это частная инициатива. «Великий предатель» выступает против своего заклятого врага, Киевского князя Михаила Черниговского. Что крови попортил немало Ярославу. И… Отказался склониться перед новыми «союзниками» Руси, сбежал за границу. Хоть Ипатьевская летопись в упор не видит Ярослава Всеволодовича в этом эпизоде, все лавры разгрома приписывает Менгу — шила в мешке не утаишь. Русские воют против русских, в прямых интересах монгольской Империи.
Что еще. Дружбу и понимание между монголами и Владимирскими Ярославом Всеволодовичем (с Александром Невским) вряд ли кто оспорит. Тем более, в 1242 году тон Бату-хана к Руси сменился. На самый дружелюбный. Молодой владетель Улуса Джучи оказался между двух огней: родиной и разворошенным муравейником Европ с перспективой близкого «крестового похода» против него любимого.
Ссора с будущим Великим Ханом Гуюком привела к невиданному оскорблению памяти и Ясы Чингисхана, домой не примут, подмоги не пришлют. Бату-хан не едет на курултай выбирать нового Великого, не присягает ему. Только собственная расторопность (или союзники в Золотой Семье) позволяют избавиться от неминуемой гибели. В 1248 г. Гуюк пошел войной на непокорного двоюродного брата, в районе Самарканда «внезапно скончался».
Но до этого счастья сложилась интересная конфигурация: Улус Джучи против всей Империи. С четырьмя тысячами разверстанных на Батыя «кибиток» собственно монгольских (которых в глаза не видели на берегах Волги) — такие войны не выигрываются.
В этой ситуации русские князья повели себя независимо. До 1257 года Русь не платила монголам регулярной дани. Только разовые «выходы» да подарки возила. Даниил Галицкий, Андрей Ярославич и Александр Невский творят что хотят, до хана Берке даже не считают нужным ездить в Орду. Согласовывать свои военно-политические шалости.
Но кризис управленческий у монгол миновал. С 1252, почти пять лет они заново завоевывают Русь. Уже более кроваво получилось у «Неврюевой рати», чем во времена Батыева нашествия. Но это другая история, грязная и подлая, в другой раз.
Наперстки двинем,
как водится. Еще над одним мифом размыслим. Про «иго окаянное» и кто Золотую Орду создал. Монголы додумались? А может быть, русские князья подсказали, не? Вот что предложу для зарубы в комментариях. Сложим небывало дружеское отношение к Церкви, щедрая раздача Бату-ханом ярлыков на правление. Всем ведь досталось своё, родное. Только приезжай в Сарай-на-Итиле, оговори взаимные условия сосуществования. Никто не был обижен. Кроме недальновидного Михаила Черниговского, рукоплескавшего в Лионе за крестовый поход против татар. Этого под нож показательно, по совокупности грехов (начиная с Калки). В назидание. Добрая поговорка степная: собака лижет только ту руку, которая бьет.
Это ли не давняя, подспудная мечта большинства Рюриковичей, особенно мелкотравчатых? Чтобы всё решалось не сильной родней на великокняжеских столах, не усобицами и численностью личных дружин… А справедливым «царем-кесарем», который ценит за личные заслуги. За правильную лесть привечает, к полному информированию о замыслах окружающих относится внимательно. Наградить может. За счет земель и городков упокоенного по навету конкурента-родственника. Не жизнь, а малина. Да еще народец слишком вольно себя чувствует. Чуть не по укладу — гонит в шею. Дисциплину ему привить, как в тумене монгольском, — государственное благо.
Так что. «Иго» — это не заранее спланированная монголами конструкция. Ушли бы, как из Венгрии и Болгарии. Те долго не верили потом в такое «халявное» обретение независимости. А Орда Золотая… Это горячо желаемый Рюриковичами инструмент. Для внутрикняжеских разборок. И приведения слишком вольного население — в нормальное феодальное общество. Как в Европах хотим, ага…
Свежие комментарии