На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Bild: немцы назвали помощь Украине главным пунктом экономии бюджетных расходов Согласно свежей оценке министерства ф...Перезагрузка Счёт...
  • Юрий Ильинов
    Маленький гимназист очень плохо учился. Ничего не понимал, не мог запомнить. И не мог сосредоточиться, собраться, сов...Сектор Газа: войн...
  • Юрий Ильинов
    Зеленскому напомнили его слова на инаугурации в 2019 году Президенту Украины Владимиру Зеленскому напомнили его слов...Укро-сержант «Арт...

Ракета Трампа: от «супер» до «дупер». Смешно по форме, серьёзно по содержанию

Рябов Кирилл

 

Ракета Трампа: от «супер» до «дупер». Смешно по форме, серьёзно по содержанию

Ракета Трампа: от «супер» до «дупер». Смешно по форме, серьёзно по содержанию

Сравнение ударных систем разных классов. Зеленым цветом проведена траектория гиперзвукового боевого блока. Графика Breakingdefense.com


Президент США Дональд Трамп вновь сделал громкое заявление. На этот раз он объявил о существовании super-duper-missile – буквально «суперпуперракеты». Д. Трамп назвал ее основные характеристики и сравнил с зарубежными разработками. Впрочем, не совсем понятно, о чем именно он говорил и какое конкретное изделие стало поводом для гордости.

Суперзаявление


15 мая в США прошла церемония представления флага Космических сил. В ходе этого мероприятия Д. Трамп выступил с речью, посвященной различным аспектам национальной безопасности, новому роду войск, перспективным вооружениям и т.д. Из всех тезисов президента наибольшее внимание общественности привлек один, связанный с программой разработки гиперзвуковых вооружений.

По словам Д. Трампа, сейчас США создают невероятные вооружения. Один из таких образцов он обозначил как «суперпуперракету» – она способна летать в 17 раз быстрее состоящих на вооружении изделий. Также президент указал, что подобные разработки России и Китая лишь в пять-шесть раз быстрее нынешних ракет. При этом Д. Трамп не уточнил, о каком именно образце идет речь.


Слайд из презентации Пентагона, посвященный программе LRHW. Фото Bmpd.livejournal.com

Высказывание президента вызвало соответствующую реакцию. Одновременно в разных кругах высказывались восхищение и оскорбления, удивление и ирония. К примеру, глава российского «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в шутливой форме «испугался» американской ракеты и предложил сдаться.

Супер-загадка


Нетрудно заметить, что волна юмора была связана только с формулировкой, использованной Д. Трампом. Если бы он использовал другие выражения, реакция могла быть иной. Впрочем, в нынешней ситуации важна не форма, а содержание. Президент США в очередной раз поднял тему американских гиперзвуковых вооружений, которые являются серьезным поводом для беспокойства третьих стран.

Известно о существовании нескольких научно-исследовательских программ и опытно-конструкторских работ, которые уже дали определенные результаты. В средней и отдаленной перспективе все это позволит США поставить на вооружение принципиально новые ударные комплексы с особыми боевыми возможностями.


Макет боевого блока C-HGB. Фото Bmpd.livejournal.com

Рассмотрим известные проекты и определим, о каком из них мог говорить американский президент. Пентагон и предприятия промышленности соблюдают нужный уровень секретности, но регулярно сообщают о своих работах. Благодаря этому известны примерные пути развития и текущие результаты гиперзвуковой программы.

Суперверсии


В первую очередь необходимо очертить круг поисков. По словам Д. Трампа, ракета типа «суперпупер» летает в 17 раз быстрее существующих и состоящих на вооружении. Учитывая характеристики современных ракет армии США, это позволяет говорить о диапазоне скоростей от 15М до 20М или более. Диапазон весьма широк, но в него попадают далеко не все современные разработки.

По всей видимости, поиски super-duper-missile не займут много времени. Искомые характеристики показывал уже один из ранних экспериментальных образцов. Это было опытное изделие HTV-2, созданное в рамках программы FALCON агентства DARPA. Сама программа стартовала в 2003 г. и на первых этапах носила исключительно научный характер. К началу десятых годов ее довели до стадии строительства и испытаний опытной техники.


Второй тестовый запуск C-HGB, 19 марта 2020 г. Фото US Navy

Первый запуск опытного планирующего гиперзвукового аппарата Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2) состоялся 22 апреля 2010 г. и завершился аварией. 11 августа 2011 г. состоялся второй старт. Летательный аппарат продолжал полет над Тихим океаном в течение 9 минут из 30 запланированных, после чего вновь произошло крушение. До падения изделие успело развить скорость порядка 20М. Несмотря на аварию, эксперимент посчитали успешным, и на основе наработок по теме FALCON запустили новые проекты.

Уже в ноябре 2011 г. состоялся первый запуск гиперзвукового боевого блока Advanced Hypersonic Weapon (AHW), созданного в рамках «практической» программы Prompt Global Strike. Опытный летательный аппарат за 30 мин. преодолел 3700 км, что соответствует скорости более 6,5М. В дальнейшем удалось дойти до скорости 8М. Это позволяет относить AHW к гиперзвуковым системам, но не к категории «суперпупер», предложенной Д. Трампом.

Сейчас ведутся работы по программе Long Range Hypersonic Weapon (LRHW), ключевым компонентом которой является боевой блок Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB). Ее результатом должно стать появление нескольких ракетных комплексов для разных родов войск с унифицированным боевым блоком C-HGB. Полноценные комплексы LRHW пока не готовы, но уже ведутся испытания боевого оснащения.


Макет ракеты AGM-183A под крылом бомбардировщика B-52H. Фото US Air Force

30 октября 2017 г. над Тихим океаном состоялся первый пуск C-HGB, а 19 марта 2020 г. выполнили второй. Испытания идут успешно. Утверждается, что изделия нового типа развивают скорость более 5М. Верхний предел скоростей полета не называют. Впрочем, и доступные данные не позволяют предполагать, что Д. Трамп имел в виду LRHW / C-HGB. Этот комплекс действительно может стать хорошим оружием, но не настолько, чтобы именовать его super-duper.

В прошлом году началась разработка перспективной аэробаллистической ракеты AGM-183A ARRW (Air-launched Rapid Response Weapon) для стратегической авиации. Считается, что ее боевым оснащением станет гиперзвуковой блок TBG (Tactical Boost Glide), испытания которого, по некоторым данным, начались в 2019 г. Точные характеристики ARRW и TBG остаются неизвестными, но высказываются самые смелые оценки – вплоть до 20М.

Таким образом, расчетные параметры AGM-183A и ее боевого блока неизвестны, а также пока не подтверждены испытаниями. Однако на уровне слухов этот ракетный комплекс вполне соответствует требованиям к «суперпупер». Вполне возможно, что Д. Трамп говорил именно о разрабатываемой ракете ARRW. Пока нельзя исключить, что она сможет развивать указанную скорость, а кроме того, в отличие от HTV-2, эта ракета создается в качестве полноценного оружия.

Простые выводы


Дональд Трамп известен своей любовью к громким заявлениям, вызывающим бурную реакцию – от удивления до смеха. А в некоторых кругах высмеивание президентских реплик даже стало признаком хорошего тона. Однако все это касается только форм, но не содержания. За недавними высказываниями американского президента стоят реальные дела, представляющие большой интерес и не меньшую опасность.


Макет гиперзвуковой ракеты по типу ARRW в грузоотсеке бомбардировщика B-1B. Фото US Air Force

На протяжении долгих лет США работают над созданием гиперзвукового оружия и достигли определенных результатов. Проведено несколько исследовательских программ, благодаря которым запущены новые проекты с прицелом на реальное использование в войсках. Первые образцы планируют поставить на дежурство в течение нескольких следующих лет, и после этого количество гиперзвуковых систем будет постоянно расти. Рано или поздно на вооружение попадут ракеты, летающие «в 17 раз быстрее» существующих.

Гиперзвуковые ракетные комплексы всех типов имеют очевидные преимущества и высокий боевой потенциал. При этом они являются сугубо ударным вооружением. Получение и постановка на дежурство серийных комплексов с гиперзвуковым боевым блоком может быть серьезной угрозой для третьих стран. Так, американские вооружения закономерно беспокоят Россию и Китай.

Нет особой разницы, какую скорость показывает боевой блок – 5М или 20М. В любом случае его перехват является крайне сложной задачей, для которой требуются особые решения. Есть ли подобные технологии у каких-либо стран, пока не ясно. По этой причине забавная формулировка о «суперпуперракете» выглядит уже не столь смешной.

Очевидно, что США не собираются отказываться от своей гиперзвуковой программы и готовы вкладывать в нее любые необходимые средства. Следовательно, в течение нескольких следующих лет на вооружении американской армии действительно появятся принципиально новые ударные комплексы. Поэтому другим странам следует сосредоточить усилия как на защитных системах, так и на средствах ответного удара. Впрочем, здоровый смех не повредит, если только не помешает объективной оценке угроз.

Главная угроза. Россия в новой Стратегии национальной безопасности Польши


12 мая президент Польши Анджей Дуда подписал обновленную Стратегию национальной безопасности. Многостраничный документ описывает текущую обстановку, угрозы и вызовы, а также основные методы обеспечения национальной безопасности. Заметное место в новой Стратегии занимает Россия. На этот раз нашу страну считают одной из главных угроз польской безопасности.


Нео-имперский марш


Наиболее интересные упоминания России и ее политики содержаться в главе Стратегии под названием «Среда безопасности» («Security Environment» в английской версии). Отметив изменения стратегической ситуации и усложнение военно-политической обстановки на международной арене, авторы Стратегии переходят к изобличению главной угрозы.

Наибольшей угрозой для безопасности Польши именуется российская «нео-имперская политика, проводимая при помощи военной силы». «Агрессия» против Грузии и Украины, а также «аннексия» Крыма нарушили основные принципы международного права и подорвали основы европейской безопасности.

Россия активно развивает наступательный потенциал на западном стратегическом направлении. В Калининградской области и на Балтике создаются и расширяются зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD). Проводятся учения, сценарий которых предусматривает развертывание крупных группировок, войну с членами НАТО и даже применение ядерных вооружений.


Современные российские ЗРК являются одной из основ систем A2/AD. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Угрозу видят и в применении Россией методов «гибридной войны», которые могут спровоцировать полноценный конфликт. Используется полный спектр невоенных средств, способных дестабилизировать структуры зарубежных стран и даже создавать разногласия между союзниками. Авторы Стратегии предполагают, что Россия продолжит подрывать международный порядок, желая восстанавливать свои сферы влияния.

Российская политика сказывается и на вопросах глобального уровня. Польская Стратегия отмечает растущее стратегическое соперничество между крупными державами. Противостояние США, России и Китая затрагивает всю международную политическую систему.

Энергетическая угроза


Отмечается, что критическое значение для безопасности Польши имеет энергетика. Однако и тут имеются проблемы, прямо связанные с Россией. Значительная часть Центральной Европы и Балканского региона получает газ и нефть преимущественно от российских поставщиков. Новые международные проекты, такие как «Северный поток-2», способны усилить зависимость европейских государств от российского сырья.


Российские танки на учениях - еще один повод для беспокойства. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Все это создает новые риски. Россия может использовать поставки энергоносителей как дополнительный инструмент для давления на зарубежные страны. Это необходимо учитывать при планировании – и заранее принимать меры.

Одновременно с этим авторы Стратегии признают, что состояние польской энергетической инфраструктуры оставляет желать лучшего. Необходимо дальнейшее развитие электрических сетей, объектов газовой промышленности и т.д. Имеющийся рост емкости нефте- и газохранилищ признают недостаточным. При всем этом, польская энергетика должна оставаться конкурентоспособной и соответствовать требованиям Евросоюза.

Меры безопасности


Стратегия национальной безопасности включает четыре «столпа» (Pillar) – эти главы описывают конкретные меры и методы, необходимые для решения актуальных задач. Любопытно, что во всех четырех главах Россия непосредственно упоминается только дважды, тогда как прочие разделы и пункты посвящены другим странам или иным проблемам. На фоне предыдущих глав все это выглядит весьма интересно.

Глава «Pillar II» посвящена месту Польши в международной системе безопасности («Poland in the International Security System»). Первый ее раздел содержит цели и задачи польской политики в рамках НАТО и Европейского союза. Пункт 1.8 этого раздела описывает стратегию в отношении России.


Дальняя авиация ВКС РФ - одна из основных угроз для НАТО. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Предлагается использовать в отношениях с нашей страной «двойную политику», осуществляемую в рамках НАТО. Это подразумевает усиление обороны с целью сдерживания возможной агрессии – при сохранении готовности к взаимовыгодному диалогу.

Последнее прямое упоминание России имеется в «Столпе №4» – «Social and Economic Development. Environment Protection» («Социальные и экономические проекты, защита окружающей среды»). Раздел 4, «энергетическая безопасность» включает пункт 4.4 о взаимодействии с российской стороной.

Этот пункт предлагает достаточно жесткие меры. Требуется использовать все дипломатические, правовые и административные усилия для прекращения строительства новых трубопроводов и т.п. инфраструктурных объектов. Такое требование обусловлено тем, что подобные стройки увеличивают зависимость Центральной Европы от российского сырья – а это становится инструментом давления.

Остальные меры, описанные в четырех главах, затрагивают вопросы внутренней политики и экономики либо отношения с третьими странами. Все они направлены на решение актуальных и ожидаемых проблем разного рода, мешающих дальнейшему развитию Польши в качестве самостоятельной страны и участника различных организаций.


Польские танкисты на соревнованиях Strong Europe Tank Challenge 18. Фото Wikimedia Commons

За последние годы


Предыдущая версия Стратегии национальной безопасности была принята в 2014 г., вскоре после известных событий. В том документе Россию и ее политику не называли главной угрозой, но указывали на возможные риски. В частности, безопасность Польши прямо связывали с взаимоотношениями России и США. Также к факторам риска относили события вокруг Крыма и Украины.

За прошедшие годы политическая ситуация в регионе изменилась, и Польша пересмотрела свою Стратегию обороны. В контексте отношений с Россией формулировки изменились в сторону ужесточения. Официальные намерения продолжать плодотворное сотрудничество в рамках ЕС и НАТО, в т.ч. против «российской агрессии» сохранились в прежнем виде либо усилились.

В целом новая Стратегия говорит сама за себя. Польша теперь открыто говорит о восприятии России как главной угрозы. Курс на улучшение отношений между странами могут взять только при наличии тех или иных выгод для себя – и не обязательно для российской стороны.

Очевидные причины


Хорошо известно, что в течение нескольких последних десятилетий официальная Варшава предпочитает отдаляться от Москвы и дружить с Вашингтоном. Многие тактики и решения польского руководства определяются именно этими особенностями международных отношений. Очередным результатом такой политики стала новая Стратегия национальной безопасности.


Польские десантники на совместных учениях НАТО. Фото Минобороны США

Главный зарубежный союзник Польши в лице США в последние годы придерживается весьма жесткой позиции в отношении России. Варшава соглашается с ним, в т.ч. путем изменения ключевых документов в сфере безопасности государства.

Агитация на тему угроз со стороны России помогает улучшать отношения с зарубежными партнерами по НАТО и ЕС, нередко получая определенные выгоды от этого. Кроме того, такие темы хорошо работают на местном уровне среди собственных польских избирателей.

Следует отметить, что «российская угроза» выгодна не только с политической точки зрения. Она оказывается удобным поводом для увеличения военного бюджета, что весьма радует министерство обороны и связанные с ним структуры. Увеличивается жалование, растут расходы на закупки и т.д. В этом четко просматривается как корпоративный, так и личный интерес.


Польский пулеметчик. Фото Wikimedia Commons

Эта ситуация на руку и поставщикам продукции военного назначения, в т.ч. американским. За последние несколько лет Варшава и Вашингтон договорились о продаже зенитных комплексов, боевых самолетов, средств управления войсками и т.д. общей стоимостью в миллиарды долларов. Появление подобных заказов стало возможным благодаря ряду факторов, и одним из основных является пресловутая российская угроза. Не остаются в стороне и местные производители вооружений и техники.

Выгодный курс


В настоящее время польские власти заинтересованы в сотрудничестве с США, другими странами НАТО и ЕС – по политическим, экономическим, военным и иным причинам. Взаимодействие с Россией не является приоритетным, поскольку не сулит те же выгоды. При этом дружба с одними крупными странами фактически исключает хорошие отношения с другими. Такие особенности внешней политики могут даже закрепляться в Стратегии национальной безопасности.

Новая польская позиция в отношении нашей страны не является неожиданностью. Процессы, приводящие к таким последствиям, наблюдаются не первый год, и новая Стратегия оказывается вполне ожидаемой. При этом польский документ вряд ли стоит считать опасным для двух стран, хотя он и не несет никакой пользы.

В целом Россия заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с Польшей, равно как и с другими странами НАТО или ЕС. Однако в настоящее время подобные потенциальные партнеры предпочитают дружить с США, поскольку это банально выгоднее. Возможно, в будущем ситуация изменится, и зарубежным странам больше понравится сотрудничать с Россией. Но пока дело обстоит иначе – и наша страна становится «главной угрозой» для Польши.

Картина дня

наверх