Юрий Подоляка
Жизнь без доллара – американцы сами роют себе могилу: Иран, Россия и Китай диктуют США свои условия
Американские санкции против Ирана вступили в силу в ноябре 2018 года. Вашингтон, не сумев добиться от Тегерана уступок, принял решение применить свою главную «силу» - доллар и контроль над мировой экономикой.
Расчет был на то, что, как и ранее, весь «цивилизованный мир» сплотится вокруг США и они смогут продиктовать Тегерану свои условия. Но вышло иначе.Практически сразу же многие страны мира, в том числе и формальные союзники США – Германия, Франция и даже Великобритания – заявили, что они не станут идти на поводу Вашингтона. Как оказалось, у них есть в Иране свои интересы и они не готовы ими жертвовать ради надуманных поводов. Также поступили и некоторые главные торговые партнеры Тегерана – Россия, Китай и Индия.
Столкнувшись с противодействием практически всех ведущих стран мира, Вашингтону ничего не оставалось делать, как «разрешить» еще полгода торговать с Тегераном, чтобы ключевые партнеры Ирана смогли окончить свои операции. Правда те воспользовались этой возможностью совсем не так, как предполагал Госдеп.
31 января 2019 года три ведущих государства Европы – Германия, Франция и Великобритания – дали старт работе нового «инструмента» расчетов своих контрагентов с иранскими компаниями. Теперь ихвзаиморасчеты будут идти мимо контролируемой американцами системы SWIFT и станут производиться в евро. А на днях посол России в Иране Леван Джагарян сообщил прессе, что и Россия уже очень скоро последует тем же путем.
«Для России переход на взаиморасчеты в национальных валютах с Ираном имеет жизненно важное значение. Мы будем использовать все имеющиеся средства для того, чтобы довести указанные показатели до максимально возможных значений».
«МИР» - «Шатаб»: доллар «go home»
Да, безусловно переход на взаиморасчеты на национальные валюты в торговле с Ираном (и не только с ним) имеет жизненно важное значение для России, но еще большее значение он сегодня имеет для Тегерана. Именно ему нужно большее число неконтролируемых США «окон» в мир, через которые он бы смог осуществлять свою международную торговлю. «Окно» с Европой, как уже было сказано выше, было «прорублено» в конце января, а окно с Россией, несмотря на то, что о нем было объявлено еще в апреле, до сих пор полноценно не работает.
Интеграция национальных платежных систем, российской «МИР» и иранской «Шатаб», сегодня идет со скрипом. Проблемы с внедрением программного обеспечения затянулись на непредвиденное время и два срока ввода ее в строй (ноябрь 2018 и начало 2019 гг.) были сорваны. А потому пока так и не удалось полностью перевести торговлю двух стран не только на национальные валюты, но и сделать ее полностью «незаметной» для США.
Правда, подготовка идет и с каждым месяцем все большее число операций между двумя странами производится «мимо доллара». Если в октябре только треть расчетов проводилось в рублях и риалах, то сегодня таких уже более половины, а как только полностью заработает банковский мост «МИР» - «Шатаб», все операции двух стран станут невидимыми для американских контролирующих органов.
И это станет важным шагом для вывода торговли двух стран из-под действия американских санкций. Между тем, Россия, пользуясь своей уникальной ситуацией, также находясь под санкциями США за Крым и Донбасс, может попытаться извлечь из этого довольно существенную прибыль.
Двойных санкций не бывает
Сегодня многим российским компаниям терять нечего. С 2014 года они и так находятся под международными санкциями, а потому попытаться отыграться в Иране им сам Бог велел. Что может ограничивать их? По сути, уже ничего. А потому, они вполне могут быть использованы для налаживания транзитного товарного моста.
Сегодня в России нетрудно найти белорусско-французские сыры и селедку. В обратном направлении в Европу уходит белорусская красная икра и осетрина. И на этой торговле Минск зарабатывает огромные деньги. А еще он получает значительную маржу в роли торгового посредника между Москвой и Киевом. С каждой операции белорусские компании получают свой процент, что помогает стране бороться с собственными экономическими трудностями.
Сегодня Иран нуждается в огромном количестве товаров, которые не производятся на его территории. Некоторые из них для него жизненно-важные и он готов их покупать на любых условиях, и почти по любым разумным ценам. И если та или иная компания по каким бы то ни было причинам не может работать с Тегераном напрямую, она может воспользоваться услугами российского посредника.
Товар формально будет продан в Россию, а потом оттуда уже другая фирма продаст такой же точно товар в Иран. А в обратном направлении Россия может продавать «свою» нефть, попутно получая взамен на свой баланс иранскую. И так далее и так далее. С учетом ёмкости иранского рынка, такая схема может не только увеличить доходы российских компаний, но и еще более увеличить влияние Москвы на политику не только самого Ирана, но и соседних с ним стран. Ведь кто контролирует экономику, тот контролирует и политический курс. А потом придет время валить и его величество доллар…
Жизнь без доллара – американцы сами роют себе могилу
Именно так все и есть. Мировая долларовая гегемония тяготит все большее число стран. Многие правительства уже не хотят мириться с привилегированным статусом «пасынка» ФРС, и хотят исключить его влияние на собственную экономику и политику.
Создание новой международной системы платежей (или как вариант параллельной работе сразу нескольких) это лишь вопрос времени. Китай, Европа и Россия уже сделали очень многое, чтобы сбросить с себя «долларовые путы». И агрессивная внешняя политика США, использующая в качестве главного оружия экономические санкции, очень здорово им в этом помогает.
Те цепочки, которые в иных условиях выстраивались бы годами, сегодня рождаются в разы быстрее. Постепенно пазлы новой мировой системы собираются в единое целое, а каждое новое санкционное давление США на мир только приближает их к потере своего статуса «уникальной и исключительной экономической державы».
Проект «дроножабль»: в России взялись за амбициозную разработку
Российские специалисты создали и запатентовали уникальное воздушное средство, которое внешне напоминает катамаран. Разработка получила название «дроножабль», передают «Известия».
Разработкой занималась группа студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Из названия можно догадаться, что новая разработка представляет собой некий симбиоз беспилотного летательного аппарата (БПЛА, дрона) и дирижабля. Данный проект множеству специалистов показался крайне перспективным и амбициозным, поэтому разработчики уже оформили патент и готовятся к реализации своих задумок. Конструкция «дроножабля» представляет собой крайне легкое композитное крыло, созданное из современных материалов, а также силовая установка по краям машины. В результате применения такого подхода к проектированию внешний облик разработки стал напоминать катамаран.
Специалисты отметили, что разработка предполагает создание четырех разных классов «дроножабля». Другими словами, воздушное средство станет крайне универсальным и многофункциональным. В зависимости от класса беспилотник можно использовать для выполнения задач по геолокации, поиску людей и прочего. В этом случае «дроножабль» будет оснащен специальными датчиками. Представитель другого класса сможет осуществлять беспилотную доставку небольших грузов. При его помощи можно будет создать развитую транспортно-логистическую систему. Также воздушное судно можно использовать в военных целях, сообщили разработчики.
На данный момент инженеры спроектировали и собрали макет машины, а в конце 2019 года планируется изготовить действующий прототип. Данная разработка действительно выглядит перспективной, особенно для труднодоступных регионов страны, где не так хорошо развита транспортная инфраструктура.
Япония намерена связать свою энергетику с Россией

В условиях возрастающей неясности на мировом рынке сырой нефти, Япония устремила свой взгляд на расширение сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Это действительно выход, учитывая, что международные санкции в отношении Москвы не запрещают подобные взаимоотношения. Об этом рассказал министр экономики Японии Хиросигэ Секо в интервью S&P Global Platts, опубликованном в пятницу.
Япония исключительно зависима от импорта нефти и сжиженного природного газа (СПГ) для удовлетворения спроса внутреннего рынка. Министр видит выгоду более коротких сроков поставок сырья и более безопасных маршрутов с российского Дальнего Востока. Подвешенное состояние, возникшее на мировых рынках нефти в связи с экономическим давлением США, направленным на Иран, подтолкнуло правительство страны восходящего солнца к более активным действиям.
- цитирует Секо издание Platts.
В настоящее время Япония зависима от поставок с Ближнего Востока, при этом танкеры, как уже отмечалось, проходят узкий Ормузский пролив, который Иран не один раз угрожал блокировать в течение последних нескольких лет.
Японские компании нацелены на участие в разрабатываемых проектах по СПГ в России, таких как, Арктический и Балтийский СПГ, третьей очереди «Сахалин-2», подчёркивает Секо. Отмечается, что, в случае позитивного решения по японским резидентам в указанных проектах, Токио сочтет это дружественным шагом и увеличит потребление продукции из России.
- сказал Секо.
Японские и российские компании недавно заключили соглашение о совместных усилиях в сфере СПГ. Так, компания «Новатэк» стремится удвоить поставки на развивающийся азиатский рынок. Заключено предваряющее соглашение с японской Saibu Gas, в рамках которого оба крупных игрока рассматривают возможность сотрудничества при выходе на рынки для конечного потребителя в Азии. В декабре «Новатэк» отчитался о планах увеличения поставок сжиженного газа в Азиатско-Тихоокеанский регион, используя для этого мощности хранилища Hibiki компании Saibu Gas.
Российский Ил-114-300 и китайский МА700: конкуренция растёт
Xian MA700 это китайский среднемагистральный пассажирский авиалайнер, созданный компанией «Xian Aircraft Industrial Corporation» в 2016 году.
Работы по проектированию МА700 были начаты китайскими авиастроителями еще в 2007 году. Изначально данный самолет разрабатывался на базе турбовинтового пассажирского авиалайнера модели Xian MA600, однако через несколько лет разработок, китайские инженеры решили, что самолёту нужны более "высокие" лётные характеристики. Была изменена конструкция самолёта, в связи с чем процесс разработки затянулся до 2016 года.
Первая небольшая партия самолетов МА700 должна выйти в середине 2019 года, а серийное производство планируется запустить в 2022 году.
Разработка самолетов семейства Ил-114 началась еще в 80-х годах прошлого столетия. Первый полёт опытный образец самолёта совершил в 1990 году. Серийное производство планировалось начать на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), но после распада СССР авиакомпании стран СНГ большого интереса к Ил-114 не проявили, и в серию самолёт так и не пошёл.
В 2014 году из-за проблем эксплуатации самолёта Ан-148 без технического сотрудничества с Украиной было принято решение о возобновлении проекта самолётов серии Ил-114 под обозначением Ил-114-300. Опытный экземпляр планируется построить к середине 2019 года, а первые серийные машины намечены на 2021 год.
На данный момент отечественный Ил-114-300 по техническим характеристикам несколько уступает китайскому МА700. Будет ли "догонять"?
Пока остается неизвестной окончательная цена серийных машин, которая может повлиять на востребованность данных машин.
Основные технические характеристики машин для сравнения:

Свежие комментарии