Кирасирские доспехи, предположительно немецкие, 1625-1635 гг. Вес шлема 2500 г; нагрудной пластины кирасы 6550 г; наспинной части 4450 г; горжета 1300 г; правого наплечника и наруч 3500 г; левого наплечника и наруч 3300 г; тассетов (набедренников) 2650 г; правой перчатки 750 г; левой 700 г. Королевский арсенал, Лидс
Книга Екклесиаста 10.5:7
Военное дело на рубеже эпох. В переходную эпоху военное дело всегда развивается быстро. Однако находится под влиянием двух прямо противоположных тенденций. Первая – сила традиций и устоявшегося мнения, что старое хорошо тем, что привычно. Вторая – надо что-то делать, потому что старые приемы почему-то не работают. Так, маршал Генриха VIII Томас Аудлей требовал, чтобы никто из стрелков не носил бы доспехов, кроме разве что шлема морион, так как считал: «Не может быть хорошего стрелка, будь то лучник или аркебузир, если он служит одетым в доспехи».
Многие читатели «ВО» спрашивают, почему на многих доспехах этого времени столь пухлые набедренники. А вот почему: посмотрите, какие в то время были в моде штаны. Перед вами дублет курфюрста Кристиана II Саксонского (1583-1611). Ок. 1610 г. Размеры окружности талии 120 см. Окружность груди 111,5 см. Вес 987 г. Инвентарные записи показывают, что этот дублет носил курфюрст Кристиан II из Саксонии, когда получал феодальное право на владычество над герцогством от императора Рудольфа II в Праге в 1610 году. Это событие произошло утром 27 июня 1610 года, так что мы точно знаем, что тогда такую одежду носили (Венская оружейная палата)
Прошло 19 лет, но мода не изменилась. Дублет курфюрста Иоганна Георга I из Саксонии. Ок. 1629. Г. Пошито в Дрездене. Длина штанов 70 см, ягодицы 51,5 см, вес 1220 г (Венская оружейная палата)
В итоге, когда в 1543 году во Францию из Норича было отправлено 40 солдат, то из них 8 были лучники, имевшие «добрый лук», 24 «добрые стрелы» (количество еще со времен битвы при Баннкоберне!), «добрый меч», кинжал, а вот все остальные были «биллмены», то есть копейщики, вооруженные «биллом» («язык вола») – копьем длиной 1,5 м, с ножевидным клинком, удобным в рукопашном бою. Меч и кинжал дополнял вооружение, а еще все они были в доспехах, вот только в каких, в документе не уточняется. Кстати, этот самый «билл» из состава вооружения английской армии был исключен указом 1596 года. Теперь пехота стала сплошь вооружаться лишь пиками и аркебузами.
Развитие военного дела в XVI веке породило множество забавных видов оружия. Например, вот такой пехотный щит с фонарем, латной перчаткой и выдвижным клинком. Идея заключалась в том, чтобы, открыв неожиданно для противника крышку фонаря на щите, ослепить его в ночи и заколоть без особого труда. Клинки на перчатке имели зазубрины для захвата клинков противника. Впрочем, скорее всего этот щит был бы более опасен для своего владельца, нежели противника. Ведь лампа на нем была масляная, и облиться горящим маслом, размахивая таким щитом, было бы проще простого! (Венская оружейная палата)
Впрочем, не совсем так. «Добрый английский лук» по-прежнему был в ходу. Причем находились военачальники, которые требовали и даже добивались наличия в английской армии пехотинцев с двумя видами вооружение – пикой и луком. Их так и называли - воинами с двойным вооружением. Сохранились иллюстрации, их изображающие и относящиеся к 1620 году. На них изображен типичный пикинер в пикинерских латах и шлеме морион, который стреяляет из лука и одновременно держит в руке свою пику. Понятно, что это требовало немалой ловкости и серьезных тренировок. К тому же серьезно обременяло воина. Так что «двойное вооружение», хотя и выглядело теоретически очень заманчиво, на практике не прижилось. Более того, такие британские историки, как А. Норман и Д. Поттингер, сообщают, что после 1633 года пикинерские доспехи и вовсе не упоминаются, то есть кроме шлема они ничего, чтобы могло их защитить, не носили!
Рисунок английского художника Ангуса МакБрайда. На нем вы видите двух британских пикинеров и мушкетера 1620 года. Тот, что слева, как раз и относится к числу воинов с «двойным вооружением». Кстати, их латы отнюдь не являются фантазией художника, а самым тщательным образом перерисованы с образцов из Королевской оружейной палаты города Лидса
При этом количество аркебуз постоянно росло и на момент смерти Генриха VIII их в арсенале Тауэра насчитывалось 7700, а вот луков только лишь 3060. Рыцарские латы все еще существовали, но по сути превратились в маскарадный металлический костюм. В годы правления королевы Елизаветы развитие рыцарских доспехов продолжалось, но носили их в основном ее придворные. По сути дела, боевыми доспехами в то время были лишь латы кирасиров, о которых рассказывалось в предыдущих статьях этого цикла, но и они претерпевали изменения в соответствии с требованиями времени. Правда, еще в 1632 году, отмечал английский историк Питер Янг, английский кавалерист представлял собой все того же рыцаря, хотя и не имел латной обуви, которую ему заменяли сапоги до колен. Вооружался он либо копьем, но несколько облегченным по сравнению с рыцарским, либо парой пистолетов и шпагой.
А затем пришло время гражданской войны 1642–1649 гг., и проблема цены кирасирских доспехов стала иметь решающее значение. Армии становились все более и более массовыми. В них все в большем количестве призывались простолюдины, и покупать им дорогостоящие латные перчатки, пластинчатые набедренники и полностью закрытые шлемы типа армэ с забралом стало непозволительной роскошью. Вооружение все время упрощалось и удешевлялось. Поэтому неудивительно, что в это время появились такие упрощенные виды защиты, как шлем «пот» («горшок») для рядовых всадников армии парламента и шлемы «кавалер», имевшие вид широкополой шляпы со скользящим металлическим наносником, популярные в армии короля.
Кирасирские доспехи короля Карла I, изготовленные в 1612 году в бытность его принцем Уэльским. Изготовлены в Гринвиче. Поступили в Тауэр в 1650 году. Полный рост: 169 cм, вес 33,2 кг, вес перчаток — 0,59/0,578 (левая/правая) кг, вес горжета — 1,09 кг, поножей и сабатонов — 1,44/1,39 (левая/права) кг, вес тассетов (набедренников) 1,59/1,66 (левый/правый) кг, левый вамбрас (наруч) и полдрон (наплечник) весят 2,95 кг, наспинная пластина — 4,23 кг, нагрудная пластина — 4,45 кг, шлем — 4,9 кг (Королевский арсенал, Лидс)
Появились и очень тяжелые саперные шлемы с прочным металлическим забралом, которые, как предполагают, носили не столько сами саперы, сколько военачальники, наблюдавшие за ходом осады и попадавшие под выстрелы неприятеля. Забрала на шлемах «пот» вообще превратились в решетку из прутьев, то есть подобное «снаряжение» было по силам выковать даже деревенским кузнецам.
Кирасирские латы «в три четверти из музея» в Гленбоу (Музей в городе Калгари, провинция Альберта, Канада)
Грудь и спину стала прикрывать кираса до пояса, а левую руку – наручь, который защищал руку до локтя, а носили его с латной перчаткой. Но в армии парламента и такие детали доспеха посчитали «излишеством» и ее «девая конница имела лишь шлемы и кирасы.
Богемская двуручная сабля, ок. 1490 г. Изображена также в ряде миниатюр с изображением «триумфального шествия Максимилиана I», выполненных Гансом Бургкмайром (1473–1531). Клинок итальянской работы. Зал №3. (Венская оружейная палата)
Один из двух мечей, торжественно переданных императорскому посольству папой Юлием II 24 января 1509 года по случаю возведения Максимилиана I и его внука, позже Карла V, в рыцарство св. Петра. Под именем изготовителя «Мастер Эрколе» может скрываться еврейский ювелир Саломоне да Сессо, который после смены веры назвал себя «Эрколе дей Фиделис» (около 1465 — 1518/1519, Феррара или Рим) (Венский императорский арсенал. Зал №2)
С середины XV века боевой молот становился все более популярным оружием для кавалерии, которое носили либо на луке седла, либо на поясе. Вся сила удара кончика молота была сосредоточена в очень маленькой области, поэтому с его помощью было возможно пробить даже прочные доспехи. Боевой молот использовался примерно до 1540 года. Для украшения этого великолепного боевого топора, который был сделан для брата императора Карла V, который впоследствии стал императором Фердинандом I, использовалась техника золочения при помощи золотого расплава (амальгамирования), которая из-за его сложности вскоре перестала использоваться. Год изготовления 1526-ой. Место изготовления: Аугсбург. Владелец император Фердинанд I сын Филиппа Габсбурга (1503—1564). Венская оружейная палата. Зал №3
Джон Клементс – известный специалист в области реконструкции фехтования, в связи с этим указывает, что в период с 1500 по 1600 год западноевропейским меч очень быстро трансформировался в рапиру и шпагу, а в тяжелой коннице последние превратились в рубящие палаши.
«Корзинчатый меч» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
По сути дела, это были те же шпаги, но с более широким клинком. В Англии их стали называть «корзинчатым мечом», поскольку рукоять защищала самая настоящая «корзина» из железных прутьев или полос. Под влиянием французской школы фехтования распространился и тип гражданской легкой шпаги с клинком длиной в 32 дюйма (81 см).
Рапира. Входила в набор, состоящий из рапиры с ножнами и кинжала с ножнами. Ок. 1610 г. Дрезден. Общая длина 119 см, клинок 102 см, вес 1460 г. (Венская оружейная палата)
Вот так, собственно говоря, конные латники постепенно и подошли к своему закату и рубежом его стал 1700 год. Нет, кирасиры в блестящих кирасах из армий Европы никуда не ушли, но столь значимой роли в войнах, как, скажем, французские пистольеры эпохи «война за веру», они уже не играли. Стало понятно, что успех в сражении зависит от умелых действий полководца и комплексного использования пехоты, конницы и артиллерии, а не полного превосходства какого-то одного рода войск и, в частности, латной конницы.
Осталось рассказать о немногом. В частности, о системе распознавания «свой-чужой» на поле боя. Ведь и там, и там сражались люди в черных доспехах, закрывающих их с головы до ног, либо в желтых кожаных колетах, черных кирасах и шляпах с перьями. Как тут различить своих и чужих?
Имперский кирасир с шарфом через плечо. Без него, кто есть кто, определить было бы просто невозможно. Иллюстрация из книги «Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914» V.Vuksic, Z.Grbasic
Выход был найден в использовании шарфа, который носили через плечо как орденскую ленту, и который декор доспехов не скрывал, у кого он был, разумеется, и свою национальную принадлежность обозначал самым заметным образом. Во Франции, например, в XVI веке он мог черным или белым в зависимости за кого сражался его владелец – за католиков или протестантов-гугенотов. Но также он мог быть и зеленого цвета, или даже светло-коричневого. В Англии шарфы были синими и красными, в Савойе – синими, в Испании – красными, В Австрии – черно-желтыми, а в Голландии – оранжевыми.
Английская кираса 1650 года уже мало чем отличалась от более поздних кирас XVIII – XIX вв. (Королевский арсенал, Лидс)
Также произошло и упрощение вооружения. Всевозможные клевцы и булавы из арсенала исчезли. Оружием тяжелой конницы стали палаш и два пистолета, легкой пистолет и сабля, драгуны получили шпагу и карабин, а конные пикинеры – длинные пики. Этого оказалось вполне достаточно для решения всех боевых задач эпохи развитого промышленного производства, в которую Европа вступила после 1700 года.
Использованная литература
1. Barlett, C. English Longbowmen 1330 -1515. L.: Osprey (Warrior series №11),1995.
2. Richardson, T. The Armour and Arms of Henry VIII. UK, Leeds. Royal Armouries Museum. The Trusteers of Armouries, 2002.
3. The Cavalry// Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
4. Young, P. The English Civil War // Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
5. Williams, A., De Reuk, A. The Royal Armoury at Greenwich 1515 -1649: a history of its technology. UK, Leeds. Royal Armouries Pub., 1995.
6. Norman, A.V.B., Pottinger, D. Warrior to soldier 449-1660. A brief introduction to the history of British warfare. UK. L.: Weidenfild and Nicolson Limited, 1966.
7. Vuksic, V., Grbasic, Z. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: A Cassel Book, 1993, 1994.
Свежие комментарии