Евгений Федоров
Дело об "урановых хвостах". Россия и ядерные отходы
Вездесущие экологи
Надо отдать должное современным экологам: они по-настоящему научились управлять чуть ли не всем миром. Драконовские экологические нормы из серии ЕВРО привели к тому, что в современном автомобиле система очистки выхлопных газов стала сложнее самого двигателя внутреннего сгорания.
В США дела состоят ненамного лучше. Вспомните скандал с подтасовкой параметров выхлопа дизельных моторов концерна Volkswagen, который стал причиной многомиллиардных убытков немецкой компании. Это привело к тому, что немцы вообще решили в ближайшем будущем отказаться от двигателей на углеводородах, постепенно переводя всю модельную гамму на электричество. При этом многие забывают, в том числе и экологи, что на производство электроэнергии потребуются новые и новые тепловые электростанции, а также энергозатратная добыча лития. Одних только ветряков, ставших уже символом «чистой» Европы, не хватит, даже если ими уставить все поля и побережья. В России ситуация пока более адекватная, но и тут регулярно возникают экологические истерики. Одной из них стала новость о ввозе в Россию гексафторида урана или, как его еще называют, «урановых хвостов», для переработки на отечественных мощностях. Главным виновником назвали компанию Urenco Deutschland GmbH, занимающуюся обогащением топлива для атомных электростанций. Здесь вообще стоит возмутиться – в Германии есть технологии и производственная база для обогащения урана.
Пусть центрифуги и рассчитаны исключительно на мирное использование и предприятия регулярно посещают различные контрольные комиссии, призванные не допускать противозаконного. Но сколько месяцев понадобится немецким специалистам, чтобы в «пожарном» случае перестроить цикл обогащения на военные нужды? Однако мы немного отвлеклись от главной темы. Итак, отвальный гексафторид урана является конечным продуктом ядерного топливного цикла, от которого как-то необходимо избавляться. Но он содержит остаточные количества урана-235 (до 0,7%) – его можно выделить, получить оксид и отправить обратно в атомные реакторы. Либо обогатить «урановые хвосты» до содержания урана-235 порядка 5%, что позволит отходы применять как топливо на АЭС. Собственно, этим и собираются заниматься в России по европейскому заказу. Почему именно у нас? Конечно, это дешевле, а также позволяет избежать нападок местных экзальтированных экологов типа Greenpeace. Кроме этого, технологии центрифугирования ураносодержащих веществ у нас в России пока самые передовые в мире. В общей сложности до 2022 года немцы собираются ввести в страну порядка 12 тыс. тонн отвальных хвостов, которые будут перерабатываться преимущественно на Уральском электрохимическом комбинате.
Уральский электрохимический комбинат
Кроме этого, в операции будут задействованы ФГУП "Сибирский химический комбинат" (Томск), ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат" (Ангарск) или ФГУП "ПО "Электрохимический завод" (Зеленогорск). Важно знать, что после того на Урале и в Сибири разберутся с гексафторидом урана и его примесями, обогащенное топливо вернут в контейнерах обратно в Германию для использования на АЭС (если они в Европе к тому времени вообще останутся). 10% полученных «урановых хвостов» продадут обратно в Германию, а оставшиеся 90% «выхолощенных» отходов оставят в России. Все планируется сделать в соответствии с законом «Об охране окружающей среды», прямо запрещающим бессрочное захоронение ядерных отходов на территории России. Неужели все так хорошо и безопасно? Конечно, риски существуют, но далеко не радиоактивного характера.
Гексафторид урана – штука крайне неприятная. Это сильный яд, который в случае возгорания даже потушить водой не получится – он с H20 в реакцию вступает. Поэтому опасность все-таки есть, но она носит чисто технический характер, так как не предполагает даже намека на масштабное радиоактивное загрязнение в случае аварии. Тем более что в Росатоме умеют обращаться с «урановыми хвостами» — у нас их накопилось немало (говорят, более 1 млн тонн) еще с советских времени, и «запас» постоянно пополняется. Пока мы их просто храним, попутно разрабатывая технологии использования в низкообогащенном виде в качестве топлива в реакторах на быстрых нейтронах. Есть даже технологии полной переработки в менее опасные тетрафторид урана и закись-окись урана, но их производительность оставляет желать лучшего. Кстати, Росатом и немецкая Urenco не первый раз сотрудничают по этому вопросу – аналогичными совместными проектами в России были заняты в 90-х и начале 2000-х годов.
По заверениям организации Greenpeace, на Урал из немецкого Гронау с мая текущего года пришло не менее шести железнодорожных составов с «урановыми хвостами» для переработки. О том, что по Транссибирской железнодорожной магистрали ежедневно курсируют составы с еще более опасным химическими веществами, экологи молчат. Конечно, ведь же здесь не найти радиоактивного хайпа.
Что делать с отходами?
Тем не менее, дело о «урановых хвостах» затронуло серьезную проблему утилизации отработанного топлива с АЭС. А в России, ядерной державе, это еще накладывается на вопрос об использованном топливе атомных реакторов подводных лодок. В нашей стране, кстати, с этим ситуация сложилась еще более или менее: мы не только просто «закапываем» радиоактивные отходы, но вторично перерабатываем в топливо. Например, на предприятии «Маяк» в Челябинской области из высокоактивных отходов научились извлекать 97% изотопов урана, который в дальнейшем идёт обратно в реакторы. С низкообогащенными отходами, из которых или невозможно, или экономически невыгодно извлекать уран, также в Росатоме умеют обращаться. Такие вещества сжигаются, дымы фильтруются, сажа и несгоревший остаток прессуются в бочках, заливаются цементом и захораниваются на полигонах.
Реакторные отсеки отечественных субмарин на долгосрочном хранении в Сайда Губе в Мурманской области
Отходы, способные в ходе распада излучать тепло, раньше хранили фактически в водной толще. Таким является центр кондиционирования и хранения радиоактивных отходов в губе Андреева на берегу Баренцева моря. Примерное по такой схеме организуется утилизация и хранение реакторных отсеков отечественных атомных подлодок. Сейчас их скопилось более 180. Большую часть из них можно встретить на Сайда Губе в Кольском заливе, берег которой уставлен законсервированными частями подводных лодок. Однако самые опасные высокоактивные отходы требуют гораздо более серьезных мер изоляции от человека и живой природы. В идеале такие вещества следует пустить на несколько сот метров в гранитную толщу какого-нибудь горного массива. Но возникает проблема теплообмена: отсутствие водяного охлаждения приведет к перегреву и разрушению саркофага, рассчитанного на тысячи лет хранения. На горно-химическом комбинате под Красноярском в хранилище ядерных отходов эта проблема частично решена пассивным воздушным охлаждением, но до идеала еще далеко.
Примеры хранения ядерных отходов в России и Казахстане
Не стоит считать, что хранение отработанного ядерного топлива – это прерогатива исключительно России. Мы не превращаемся в мировую ядерную свалку, как любят говорить некоторые эксперты. У нас это, напомню, вообще законодательно запрещено. При этом многие страны с обширным слабозаселенными территориями готовы зарабатывать на необременительном хранении даже высокоактивных отходов АЭС. Так, в Финляндии в местечке Онкала с 2015 года строится в гранитной скале вместительное хранилище, рассчитанное на изоляцию радиоактивных веществ в течение 100 тыс. лет. Позже примеру соседей планируют последовать шведы и даже американцы, если договорятся с общественностью относительно атомного репозитория Юкка-Маунтин в пустыне Невады. Впрочем, такого длительного хранения отходов может вообще не последовать – в ведущих ядерных державах вовсю ведутся работы по новым технологиям полной переработки отходов атомных реакторов.
...
...
...
О «деградации» подрастающего поколения России
В течение 20-го века в войнах погибло более 200 миллионов человек. Очевидно, что с нашей системой образования что-то не в порядке.
Далай Лама XIV
Далай Лама XIV
Агония русской школы?
По прочтении материала Александра Самсонова «Агония русской школы» у меня создалось катастрофическое впечатление о состоянии отечественного образования. Попробуем разобраться: насколько плохо в российской школе и насколько было хорошо в советской?
В начале статьи автор приводит парадоксальные доводы касательно отношения гитлеровской верхушки к школьному образованию в СССР. Дело в том, что нацисты уничтожали школу не потому, что она была самой лучшей в мире, а только потому, что она вообще существовала. Отношение к славянам как к рабам вообще не предусматривало сохранения школы выше первых 3-4 классов. Вообще непонятно, зачем гитлеровцам были нужны в школьном образовании на восточных землях алгебра и история. Научить читать, писать, считать до тысячи и привить уважение к немцам-господам – этого было достаточно. Повторюсь, нацисты разрушили бы любую систему образования на любой оккупированной территории, коренные народы которых они считали недочеловеками. Более того, сохранять предметы, которые потенциально могут развивать критическое мышление (математику, физику, химию) и нести идеологическую нагрузку (историю и литературу) было смертельно опасно для режима Третьего рейха. Поэтому пример Гитлера, который с опаской относился к системе образования Советского Союза, считаю совсем неуместным в описании модели школы. Да и откуда, собственно, Гитлер мог так разбираться в образовании Советского Союза? Проводили совместные конференции? Приглашали специалистов для обмена опытом? В конце 30-х годов СССР стал, наверное, самой закрытой страной в мире. Вспомните, как запретили выезд за границу советским ученым мирового уровня, как проводилась повсеместная охота на «вредителей», в том числе в школьном образовании. Но давайте допустим, что делегация школьных учителей и чиновников из Третьего рейха вдруг с дружеским визитом прибыла в СССР где-нибудь в 1939 году для посещения пары-тройки школы. Познакомиться, так сказать, с системой школьного образования потенциального противника. Что бы они увидели? Образцово-показательную школу с вышколенными учениками, администрацией и учителями, имеющую мало общего с реальностью.
Теперь по содержанию школьной программы в первые десятилетия советской власти. Автор «Агонии русской школы» справедливо указывает на то, что пришлось рушить старую школьную систему. Это неизбежно – появился принципиально новый строй и требовались новые подходы к воспитанию и образованию. О содержании учебников истории вообще лучше не упоминать – во все времена, во всех странах и во всех учебных программах там как минимум умалчиваются факты, о которых существующий строй предпочитает не говорить. В то же время именно в период молодости советской республики появился такой гигант педагогической мысли, как Антон Семенович Макаренко. Именно он вместе с Надеждой Крупской фактически сформировал модель коммунистического воспитания. И она была отличной и очень важной именно для своего времени. После гражданской войны в стране остались сотни тысяч беспризорников, требующие к себе особого подхода. Все, надеюсь, помнят постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в котором определялись базовые направления работы с детьми такой категории. Кроме этого, система коммунистического воспитания позволила нашей стране сделать главное в XX веке – победить нацизм. Поэтому, считаю, именно это достижение школы СССР нужно поднимать в качестве флага, а не полумифические высказывания Кеннеди.
Но все меняется. Как мы все отлично знаем, Советский Союз по разным причинам не смог выдержать конкуренции ни в мировой политике, ни в экономике. Традиционная школа, которая десятилетиями жила фактически в изоляции от остального мира, не сумела справиться с вызовами 90-х годов. И не нужно приводить в пример данные статистики ЮНЕСКО о том, что наша школа была в 1991 году третьей в мире по уровню образования. Методика измерения этого показателя гласит:
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:
Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).
Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).
А дальше мы читаем:
Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным.
То есть безусловным достижением школы СССР начала 90-х годов была высокая доля грамотности взрослого населения и почти поголовное школьное образование детей. Однако уже в это время во всем мире стали понимать, что только грамотность абсолютно недостаточна для полноценного образования и воспитания.
Ни шагу назад
Автор в своем материал про агонию русской школы в конце вышел уже на эмоциональный уровень, обвинив педагогов и управленцев от образования в тотальной дебилизации и деградации выпускников. А раз выпускники такие неполноценные, то и обществу нашему скоро конец. Собственно, призывы автора очень просты: вернуть советскую систему школьного образования с её жестокими и справедливыми методами борьбы с отстающими, хулиганами и умственно неполноценными. Всех подобных — в спецшколы и психиатрические больницы! Однако забывается один простой тезис: насилие рождает насилие.
На протяжении всех лет своего существования Советский Союз был одним из мировых лидеров по удельному весу заключенных. В 1986 году было 846 заключенных на 100 тысяч населения, в 2019 году гораздо меньше — 370 на 100 тысяч. Столь высокая доля людей за решеткой — один из важных показателей провала школьного образования в любом государстве.
Почему это происходило? А просто потому, что учителям было проще любого «неудобного» ученика оставить на второй год, поместить в спецшколу на «перевоспитание» и так далее. И нередко запускался процесс формирования целой бандитской культуры. Ребенок со школьной скамьи вовлекался в такой «романтичный» преступный мир. Первые отголоски этой маргинализации молодёжи пришли, кстати, в армию — так появилась дедовщина. Почему в России так серьезно закрепился культ АУЕ? Особенно остро эта проблема стоит в регионах Дальнего Востока. Все дело в десятках тысячах бывших заключенных, которые осели неподалеку от колоний и тюрем, создали семьи, и у них появились дети с соответствующим мировоззрением. Они пошли в школу, и маховик закрутился вновь.
Но вернемся во времена СССР. Естественно, выпускники школ нередко были все как на подбор («дебилов», очевидно, вообще не было) – всех остальных либо на второй год оставили, либо исключили из школы, либо вообще в колонию отправили. Можно посоветовать в качестве примера еще опыт США, где многих «неудобных» учеников вообще лоботомировали.
Очень характерным показателем отсталости советской системы образования стали 90-е годы. Если отбросить экономический и политические кризисы, постоянные междоусобицы, то окажется, что советский обыватель оказался просто не готов к новому миру. У подавляющего процента населения отсутствовало развитое критическое мышление. Вследствие этого миллионы людей оказались подвержены тлетворному влиянию различных оккультных обществ и псевдорелигиозных сект. А сколько человек входило в экстаз от вида Кашпировского и Чумака! Миллионы людей оказались попросту обманутыми различными финансовыми структурами типа «МММ» и подобных. Сейчас, конечно, такого безумства не наблюдается: народ стал гораздо критичнее и прагматичнее смотреть на мир, но перегибы все-таки видны. Например, СМИ, которые теперь буквально из каждого утюга оповещают нас об очередном чрезвычайном происшествии в школьной жизни. При этом в глазах обывателя это моментально экстраполируется вообще на всю систему образования. Дети, мол, никого не боятся, учителей ни во что не ставят и каждый день чуть ли не с пулеметами ходят в школу. И, естественно, в советские времена о таком даже и не слыхивали. Однако было в СССР и такое — и даже похлеще. Всем сторонникам теории о нынешнем деградирующем поколении предлагаю познакомиться с бандой из Казани «Тяп-ляп», состоящей преимущественно из школьников и учащихся ПТУ. Они целые микрорайоны города держали в страхе с середины 1970-х годов. Кстати, среди главарей были вчерашние заключенные колоний для малолетних. И это далеко не единичный пример из истории.
Что делать?
Самое поразительное в этой истории, что до сих пор в мире никто не знает универсального рецепта организации школьного образования. Ни в США, в Европе, ни в Японии, ни, к сожалению, в России. Но везде есть четкое понимание того, что индустриальный тип образования, к которому относится и советская школы, себя изжил. Вся проблема в стремительно меняющемся мире. Сейчас никто не знает доподлинно, что будет с технологиями и социумом через 10, 20, 50 лет. А раз мире все очень непредсказуемо, то будущие поколения учить надо принимать изменения, уметь под них адаптироваться и обучаться. Вот для этого, знаете ли, недостаточно фундаментальных знаний в базовых предметах. Для того чтобы понять, что все-таки нужно школьному образованию, решили обратиться к мировому профессиональному сообществу как основному заказчику. И оказалось, что будущие работодатели крайне недовольны теми выпускниками школ и вузов, которые приходят к ним. Безусловно, фундаментальными знаниями они нередко набиты под завязку, а вот импровизировать, генерировать идеи, обсуждать их, работать в группах и реализовывать проекты не умеют.
Поэтому в 152 странах было решено провести соответствующее исследование, чтобы выяснить, какие навыки будут нужны поколениям в XXI веке. И оказалось, что профессиональное сообщество ждет от молодежи прежде всего наличия компетенций «4К»: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации. С этого времени многие прогрессивные школьные системы образования сместили в той или иной степени акценты в программах на эти «4К». Самое интересно, что в России именно сейчас в самом разгаре освоение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые по многим параметрам прекрасно соответствуют пресловутым «4К». Главное, чтобы традиционалистская часть учительской общественности приняла эти изменения.
Можно долго и упорно ругать современное школьное образование в России. Очень просто найти пачку аргументов, очерняющих и современное поколение, и современных учителей, и завучей, и директоров. Рецепт решения в таких ситуациях, как и в статье Самсонова «Агония русской школы», один: верните советское образование и воспитание. Никого не интересует, что дети стали другими. Что они погружены в виртуальный мир, который их немало воспитывает, что они никогда не поверят лозунгам и призывам пионерских организаций, что они гораздо более эгоцентричны, чем ранее. Мир вокруг них гораздо сложнее всего того, чему их учат в школе. Ведь никто в классе им не объясняет, как работает литий-ионный аккумулятор в смартфоне, а рассказывают о вещах, которых они никогда не увидят. К примеру, о ванне для электролиза.
А когда вам снова придет мысль о возврате советской школы в современную Россию, прочитайте эпиграф к этой статье.
Свежие комментарии