taynymira
Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Место, имеющее столь важное религиозное значение как для христиан, так и для мусульман, существует уже пятнадцать веков. С 1934 года Святая София стала музеем и привлекала миллионы туристов каждый год. Теперь же Турция безоговорочно объявила, что собор станет мечетью и уже прошёл первый намаз. Почему это так важно, что об этом должны знать даже атеисты?
Статус музея Святая София приобрела благодаря первому президенту Турции, Кемалю Ататюрку в 1935 году. Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя. Святая София пережила не одно стихийное бедствие. В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.Внутреннее убранство собора Святой Софии. Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство. Мозаика с изображением Богоматери с Младенцем в Софийском соборе. Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Мозаика императрицы Зои в соборе Святой Софии. Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием. У неё два уровня - нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи. План собора Святой Софии.
Здесь покоятся тела Мурада III, Селима II, Мехмеда III с их семьями. Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия с 1985 года, и ЮНЕСКО входит в число организаций, выступающих против решения превратить собор в мечеть. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?! Находящийся в Женеве Всемирный совет церквей, в состав которого входят протестантские и православные церкви, говорил о своём «горе и смятении». Эрдоган заявляет, что двери Святой Софии будут по-прежнему открыты для всех желающих. Критика звучит с самых высоких уровней. Во время публичного выступления Папа сделал очень краткое импровизированное замечание, сказав: «Я думаю о Софии и мне очень больно». Эрдоган заявляет, что тем, кто боится изменения статуса храма, на самом деле страшиться нечего. «Двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман». Также правительство обещает, что христианские символы не будут удалены. Собор Святой Софии открылся, как мечеть для молитвы 24 июля. За последние 1500 лет в этом культовом здании произошло слишком много драматических событий. Может это последнее? Или не столь уж драматичное? Не стоит забывать, что Бог всё-таки не обитает в строениях, а в сердцах. |
Чувства, которые возвращаются – это чувства, которые никогда не уходили.
Красота в парке Горького
Гипатия Александрийская: женщина-ученый, обвиненная в чародействе и зверски убитая христианами
“Самое страшное — это преподносить суеверие как истину”, — слова, которые приписывают Гипатии Александрийской.
Представьте себе город, в котором сосредоточены все великие научные достижения античности, лучшие произведения искусства того времени, труды по математике и естественным наукам, философские трактаты и творения древнегреческих авторов. Здесь встречаются писатели, ученые, скульпторы, философы, они дискутируют, и в их спорах рождается истина. Только подумайте, какие идеи и изобретения могли возникнуть в таком городе! Какое могущество эти знания дали бы его правителям! Представили? Отлично. На самом деле такой город существовал. В Египте, на берегу Средиземного моря. Это была Александрия, Александрия IV века до н.э. — V века н. э.
Именно здесь был похоронен основатель города Александр Македонский, здесь Клеопатра соблазнила Цезаря и Марка Антония, здесь находилась крупнейшая библиотека древности и музей (чуть позже превратившийся в академию и университет), а также седьмое чудо света — Александрийский маяк.
Здесь жили и творили такие известные ученые, как географ Эратосфен, математики Герон и Теон, астроном Гипсикл, лексикограф Исихий, механик Папп и героиня нашего материала — философ и астроном Гипатия.
Гипатия была уникальной личностью — женщина-ученый и язычница в христианской Римской империи, которая осмелилась бросить интеллектуальный вызов мужчинам и которой суждено было хранить наследие древних греков.
УБИЙСТВО ГИПАТИИ
“Все религиозные догматы ошибочны, уважающий себя человек никогда не примет их как непреложную истину”, — высказывание, которое приписывают Гипатии.
415 год н.э. Улицы Александрии. Гипатия возвращается домой с очередной лекции, которую она читала в стенах своей школы неоплатонизма. Вдруг путь ее колесницы преграждает толпа религиозно настроенных людей, хватает женщину и волочит в главный храм города, где жестоко убивает.
Вот как в своей статье, ссылаясь на работы ученых, описывает расправу христиан над Гипатией американский историк и философ Джошуа Марк:
“… в храме ее раздели до гола и долго кромсали обломками кровельной черепицы. Пока она находилась в сознании, ей выкололи глаза, а когда женщина умерла, ее изуродованное тело разорвали на куски и отнесли в место под названием Синарон, где и сожгли”
По одной из версий, Гипатию убили члены христианской общины парабаланы, которые в эпоху раннего христианства состояли на службе епископов и в основном занимались “грязной работой”: ухаживали за больными и хоронили их после смерти. Также есть свидетельства, что парабаланы использовались священнослужителями в качестве телохранителей и как орудие в расправе над оппонентами.
ПОЧЕМУ ПОШЛИ НА УБИЙСТВО
“Истина не меняется оттого, что в нее верит или не верит большинство людей”, — слова, приписываемые Гипатии.
Чтобы ответить на вопрос, почему убили Гипатию, нужно понять, что представляла из себя Александрия IV-V веков.
В это время город все больше начинал походить на поле битвы религиозных группировок. На улицах кипели страсти: язычники, иудеи, христиане колотили и убивали друг друга, последние даже преуспели в разрушении библиотеки при храме античного бога изобилия Сераписа и самого храма, грабили дома, срывали праздники религиозных общин.
В 412 году епископом Александрии стал Кирилл. Священнослужитель испытывал неприязнь к иудеям, язычникам и часто вступал в конфликты с властями города, которые не хотели отменять язычество и официально признавать “истинную веру”. Ситуацию усугубляла Гипатия, как считал епископ. Эта женщина мало того, что плохо влияла на префекта Ореста в вопросе признания христианства, так еще и подливала масла в огонь своими философскими и математическими трудами, а они шли вразрез с учением новой церкви.
Что сделал Кирилл? Пустил слухи, что Гипатия ведьма, занимается черной магией, при помощи сатанинских хитростей очаровала Ореста так, что он прекратил ходить в церковь, искушает верующих людей отказаться от религии и принимает в доме префекта язычников.
Слухи сыграли свою роль: сторонники Кирилла убили Гипатию, избили Ореста, а после изгнали евреев и язычников из города, разграбили их храмы и дома.
КЕМ БЫЛА ГИПАТИЯ
Точно неизвестно, когда именно Гипатия появилась на свет. Некоторые историки считают, что где-то между 350 и 375 годами н.э. Родилась она в семье греческого математика Теона — последнего смотрителя Александрийской библиотеки. О матери девушки нет никакой информации, впрочем, и о жизни самой Гипатии специалисты знают очень мало. Как пишет историк Дикин: “Наиболее подробные сведения о жизни Гипатии, которые у нас есть — это записи о ее смерти. Из первоисточников мы знаем больше о том, как она умерла, чем о том, как жила”.
Основные труды, которые хоть что-то могут рассказать о женщине-философе — это энциклопедический словарь на греческом языке “Суда” и тексты христианских историков, в частности, работы Сократа Схоластика, Синесия Киренского.
Теон не хотел для своей дочери участи, которая традиционно ожидала девушек того времени, и поэтому воспитал ее так, как если бы это был сын: дал домашнее образование — обучил основам математики, астрономии и философии.
Историк Слаткин отмечает: “Участь гречанки того времени — бытовые дела: ухаживать за детьми, стариками, больными, скотом и готовить пищу”.
Домашнее образование принесло первые плоды совсем скоро. В юном возрасте Гипатия помогла своему отцу написать комментарии к работе Евклида “Начало” и произведениям Птолемея.
Чуть позже девушку пригласили читать лекции по математике, астрономии, философии Платона и Аристотеля в Александрийскую школу неоплатонизма, то есть удостоили такой привилегии, какая тогда была доступна только мужчинам.
Со своими учениками Гипатия делилась знаниями по алгебре и геометрии (женщине-ученому приписывают несколько трактатов по алгебре, геометрии, астрономии, но ни один из них до нас не дошел), также считается, что она усовершенствовала некоторые научные инструменты: астролябию (служила для определения широты и долготы небесных тел, пользовались моряки вплоть до XVII века), планисферу (плоскость, на которую нанесена карта неба), приборы для измерения плотности воды и получения дистиллированной жидкости. Считается, что именно она ввела в математику такие геометрические термины как парабола, гипербола, эллипс.
Кроме прочего, Гипатия продолжала дело своего отца: переписывала и сохраняла великие научные труды своих предков.
После смерти Гипатии христиане разорили Александрийскую школу, а потом и вовсе спалили. Город, в котором соединилась наука Греции и Египта, который долгое время оставался “центром мировой мысли”, город, в который приезжали студенты и ученые со всего мира, чтобы получить передовые знания и предложить новаторские идеи, стал теперь “обителью новой церкви без иудеев и язычников”. Когда христиане “подчинили” Александрию, из города случился большой отток ученых и художников, которые направились в Афины, где еще процветало язычество.
Чуть позже Орест примирился с Кириллом и крестился, а самого епископа причислили к лику святых “за его усилия по подавлению язычества и в борьбе за истинную веру”.
Личность Гипатии волновала многих исследователей на протяжении сотен лет. Она была замечательным теоретиком и учителем, воспитавшим целое поколение молодых ученых. Смерть Гипатии нанесла последний и решающий удар не только по математической школе Александрии, но и по всей античной науке в целом.
Свежие комментарии