Однажды вечером я сидела дома у компьютера и в чате обменивалась сообщениями с друзьями, которые живут в разных городах и даже в разных странах, задавала им вопросы и тут же получала ответы и при этом видела своих собеседников на экране монитора.
До чего дошел прогресс, подумала я. А всегда ли так было? Конечно – нет, ведь ещё в моём детстве не было телевизоров, компьютеров и сотовых телефонов. О простых телефонах и чёрно-белых телевизорах можно было только мечтать. Когда мне было шесть лет, и я сказала своим родителям, что вырасту, стану конструктором и сделаю цветной телевизор – надо мной все долго смеялись и сказали, что такого не может быть, и тем не менее, я выросла и стала конструктором и много лет работала на Иркутском радиозаводе.
Вот и сейчас мне стало очень интересно, как же люди общались в далёком прошлом? Я набрала в поиске «История почты», но вместо обычного ответа со ссылками нужных сайтов с экрана монитора на меня смотрел очень симпатичный мужичок-Почтовичок в форменной фуражке и с почтовой сумкой через плечо. Надо отметить, что почтальонами раньше были только мужчины. Почтовичок улыбнулся мне и спросил: « Не хочешь ли ты побывать в далёком прошлом и всё увидеть своими глазами»? Я даже растерялась – ведь такое бывает только в сказках, но Почтовичок протянул мне руку, и я оказалась на каком-то почтовом отделении – где в сортировочном отделении обрабатывалась корреспонденция, телеграфисты принимали и отправляли телеграммы, почтальоны набивали свои сумки письмами, уведомлениями о переводах, бандеролях, посылках и шли разносить корреспонденцию адресатам. Ежедневно на такие почтамты доставляют почту с вокзалов и аэропортов, а туда почта доставляется на поездах, кораблях и самолётах. Я засмотрелась, как быстро и слаженно работают люди, как каждое рабочее место оснащено компьютерами и как вносят в базу данных этих компьютеров всё новые и новые данные отправителей и адресатов.
«Ну, это не интересно», - сказал Почтовичок и потянул меня дальше…
Это современное почтовое предприятие, а мы отправляемся дальше и дальше – в далёкое прошлое. Около нас останавливается Дилижанс, и ямщик приглашает нас проехать с ним и развести корреспонденцию, письма у него находятся в специальных кожаных мешках, а деньги и бандероли в специальных сундучках. Я отправляюсь дальше с ямщиком, а Почтовичок встретит меня на обратном пути. Днем и ночью едет дилижанс, меняя на станциях, называемых ямами, лошадей и ямщиков. В ямах ямщики останавливаются, отдыхают, пьют чай из медных самоваров.
Почтальонов-ямщиков в то время называли почтарями, у них была своя форма, сумка через плечо, специальная бляха и рожок. Подъезжая к населённым пунктам почтари дудели в рожок, а народ собирался, как на праздник и ждал вестей.
В самом начале почта была только государственная, в ней сообщалось о военных действиях и о положении в стране, пользоваться почтовыми услугами могли только богатые, состоятельные люди. Частные послания передавались только через путешественников и голубей. Да-да вы не ослышались – была и голубиная почта. Голуби могли приносить вести только определённым адресатам, преодолевая один и тот же путь.
А что же было раньше, когда не было ямщиков? Не успела я подумать, как оказалась в средних, античных временах, когда для доставки почты, а вернее свитков, написанных на бересте и пергаменте, а иногда и в устной форме доставлялись гонцами- скороходами по эстафете одного населённого пункта в другой. Я попробовала пробежать с гонцом некоторое расстояние, но это тяжело и я подумала – так вот откуда взялось понятие «марафонский бег». Тут гонец меня оставил и побежал дальше, я оказалась в более древних временах, когда то тут, то там горели костры и слышались звуки барабанов и там-тамов, это соседние племена сообщали друг другу о предстоящих войнах и перемириях.
Вот и выходит, что история почты уходит в те времена, когда человек научился говорить, и у него возникла необходимость общения с соседями. Я остановилась, как на распутье, не зная, что делать дальше, но тут появился Почтовичок, открыл свою сумку, достал телеграмму Молния, махнул ей, и я оказалась дома у своего компьютера.
4 декабря, 13:28
Почтовая история
А знаете ли вы, когда появились первые почтовые отделения, первые аппараты связи, первые телефоны и телеграфы? Знаете ли вы, что слово почта в переводе с немецкого означает учрежденье срочного сообщения для пересылки писем, вещей и для езды путников? По другому утверждению слово почта имеет латинские корни и означает – станция с переменными лошадьми. Да, да – с переменными лошадьми, ведь когда не было автомобилей, железных дорог и авиации послания доставлялись именно лошадьми, а когда расстояние между адресатами было большое, то по пути их следования было несколько ям (станций), где ямщики могли передохнуть и поменять лошадей.
А знаете ли вы, что слова ям и ямщик татарского происхождения? Ям - происходит от татарского слова дзям, что значит дорога, а ямщик от ям-чи, что значит проводник.
Интересно? Тогда давайте вернёмся в далёкое прошлое, проедем по дорогам с ямщиками и узнаем об истории почты.
Как только человек научился говорить – он стал нуждаться в общении не только с рядом живущими людьми, но и с теми, кто жил вдалеке. Устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука использовали полые стволы деревьев, и барабаны.
С помощью условных ударных сигналов, а также дыма и огняновости передавали от одного поселения к другому.
Позднее появились гонцы – это те люди, которые вначале в устной форме передавали сообщения, а с появлением письменности – письменные сообщения. Гонцы пробегали в час до 10 километров. Самый известный гонец был Филиппид, он в 490 году до нашей эры донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения.
Позже гонцы передавали сообщения, как эстафетную палочку от одного – другому, пока сообщение не доходило до адресата.
Первые учреждения упорядоченной службы сообщений возникли в античные времена, подобные службы использовались в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей.
Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал до75 км.
Ой, посмотрите, над нами голуби кружатся они к нам на окно садятся, на её ножку посмотрите и послание возьмите. Это почтовые голуби они тоже приносили вести…
Время шло, и ямщик везет нас дальше, слушайте, что было дальше…
- Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. Спешные пакеты пересылались через конных курьеров в легких повозках, разного рода кладь — в телегах.
Первое сообщение о системе почтовой связи на Руси относится к началу XVI века и принадлежит Сигизмунду Герберштейну. В начале XVII века Великий князь (царь Василий Шуйский) каждые восемь дней получал известия о том, что творится на границе и в других местах страны.
В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, не кормя лошадей. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами.
Для пересылки правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.
По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с двуглавым орлом.
В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. Почтарь громко трубил впочтовый рожок, извещая о своём приближении.
Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
В XIX веке, с появлением железных дорог и пароходства, произошёл коренной переворот в почтовом деле. В 1837 году впервые была доставлена почта из Петербурга в Царское Село по железной дороге, это событие ознаменовало начало железнодорожных почтовых перевозок. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. А в начале XX века появление самолётов значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала обслуживать всё население. Ранние послания передавались в виде свитков и грамот.
- А когда же появились первые конверты, первые марки?
- Не торопитесь – сейчас я вам расскажу и об этом и о многом другом.
В 1820 году в Брайтоне торговцем бумаги Бревером изобретёнконверт.
В 1840 году в Великобритании появилась первая почтовая марка, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек в России. На рисунках русских марок до 1917 г., обычно изображались герб Российской империи или царствующие особы.
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году.
Позднее в Англии и её колониях стали употребляться заказные конверты.
Штемпельные бандероли появились в 1857 году в Соединенных Штатах Америки, в 1864 году - в Новом Южном Валлисе, в 1868 году — в Северогерманском союзе; всего такие бандероли были введены позднее в 66 странах. Бланки для закрытых писем были введены в 55 странах, первоначально в 1879 году в Париже; в Аргентине и во Франции существуют бланки с уплаченным ответом. Бланки для почтовых переводов появились в Брауншвейге в 1865 году и затем были введены в 14 странах; лишь в трёх странах существовали штемпельные конверты для почтовых переводов. В обыкновенном письме не принято было ограничиваться краткими фразами, а при таких условиях не достигалась быстрота письма. Инициатива введения открытого письма принадлежит Австрии, где в 1869 году выпустили первые почтовые карточки. Открытые письма с уплаченным ответом появились в 1872 году в Германской империи.
В начале XX века, с завершением Великой Сибирской железной дороги путешествие из Европы в Японию сократилось дней на шесть, и письмо могло обойти земной шар менее чем в 80 дней.
Появление первых почтовых ямов в Сибири относится к 1598 году. 12 ноября 1698 г. глава Сибирского приказа А. А. Виниус отправил воеводам сибирских городов наказ «О сборе в сибирских и поморских городах с товаров таможенных пошлин», в котором среди многих пунктов был один об организации регулярной ямской гоньбы.
Указ об учреждении почты в Сибири вышел в 1724 году, а через семь лет новым правительственным распоряжением основали специальную почту для государственных посылок и писем, на всем протяжении пути от Иркутска до Томска были устроены почтовые станции. Началась регулярная доставка писем, в том числе и в Иркутск. В 1784 году в Иркутске был учрежден губернский почтамт, эта структура просуществовала до 1830 года, когда по императорскому указу губернские почтамты упразднились и вместо них появились почтовые конторы. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. К концу XIX столетия практически все районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.
Первые телефонные аппараты появились в Иркутске в концеXIX века. В 1888г. аппараты были установлены в 16 пунктах города. В 1895 году насчитывалось уже 150 номеров, в конце 1896 году - 270 номеров. Линия была проведена и за город — в Лиственичное, Тельму, Усолье. В городе же создана специальная школа для подготовки техников и телеграфисток.
При телефонной станции был открыт небольшой музей всевозможных аппаратов, такой музей и сейчас функционирует в центре города Иркутска, в доме купца Баснина.
Каких только экспонатов нет в этом музее! Здесь и первые почтовые ящики, и формы почтальонов, и сундуки в которых перевозили деньги декабристам, и первые радио и телевизоры, а также огромная коллекция конвертов, марок и фотографий, связанных с историей развития почтовой, телефонной, телеграфной связи.
Телеграфное сообщение в Иркутске было открыто в 1864 г. К этому времени завершили проводку двух рядов проволоки через город к телефонной станции. Первая телеграмма из Иркутска была отправлена 1 января 1864г. 17 часов шел ответ из столицы. В феврале 1873г. в Иркутске открылось губернское отделение «Международного Телеграфного Агентства», а в октябре был получен указ об учреждении в городе Сибирского телеграфного агентства. 1 августа 1888г. в Иркутске открыта почтово-телеграфная контора первого класса.
Несмотря на то, что в нашу жизнь стремительно вошел прогресс, внедряются новые технологии, компьютеры и интернет, практически у каждого есть сотовый телефон, почтовые отделения связи не потеряли своей актуальности и сейчас. Увеличились скорости доставки корреспонденции и расширились возможности почтовых учреждений.
Свежие комментарии