Андреевский флаг, ставший официальным символом русского флота, В России знаком каждому. Военно-морской флаг России гордо развевается на боевых кораблях ВМФ. При этом сам Андреевский флаг имеет очень давнюю и славную историю, в которой переплелись христианские традиции, державные истории, примеры мужества и героизма.
Почему флаг называют Андреевским
Флаг называют Андреевским в честь Андрея Первозванного, апостола и первого ученика Иисуса Христа. Таким образом, происхождение флага напрямую отсылает нас к истокам христианства. Согласно преданию, Андрея Первозванного распяли на диагональном кресте, который впоследствии дал название и кресту, и флагу. Первозванным апостола называли потому, что он был первым, кого Христос призвал себе в ученики.
Согласно истории раннего христианства, Андрей родился в Вифсаиде, расположенном на северном берегу Галлилейского моря. Был родным братом апостола Петра, оба брата были рыбаками, что в дальнейшем обусловило покровительство братьев над морской торговлей.
Государственный флаг Шотландии
Первым официальным флагом, который содержал изображение Андреевского креста, стал флаг Шотландского Королевства. Этому событию предшествовала красивая легенда, согласно которой в 832 году король Ангус II, возглавлявший объединенное войско скоттов и пиктов, победил войско англов, которое возглавлял король Этельстан. По легенде, в ночь перед сражением Ангус II молился богу о даровании победы, дав обет, что в случае благоприятного исхода сражения он объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем всей Шотландии. Когда утром над полем боя облака образовали по форме косой крест, на котором был в свое время распят Андрей Первозванный, скотты и пикты были воодушевлены, а англов, наоборот, охватила тревога. Войско Ангуса, уступавшее англам в численности, добилось в тот день победы, а апостол Андрей был провозглашен покровителем Шотландии.
При этом длительное время символика в виде Андреевского креста никак не использовалась. Первый пример использования данного изображения относится уже к 1286 году, он содержался на печати шотландской гвардии. Первое изображение флага с крестом относится к 1503 году, тогда крест располагался на красном фоне. Смена фона впервые произошла позднее, как минимум в середине XVI века. С тех пор историческим, официальным и государственным символом Шотландии остается синее прямоугольное полотнище с белым косым Андреевским крестом. После объединения Англии и Шотландии появился знаменитый «Union Jack», объединивший в себе шотландского святого Андрея и английского святого Георгия.
Андреевский флаг также встречался на военных и торговых судах Царства Польского, которое было образовано в 1815 году по итогам Венского конгресса и вошло в состав Российской империи. Полотнище представляло собой классический Андреевский флаг, который использовался в русском флоте, только с размещением в левом верхнем углу красного кантона, на котором помещалось изображение герба Польши – коронованного орла серебряного цвета. В таком виде флаг просуществовал до Польского восстания 1830-1831 годов, после подавления которого, как и все остальные государственные флаги Царства Польского, был отменен.
Появление Андреевского флага в России
В России Андреевский флаг появился благодаря императору Петру I. Это произошло в 1699 году. Молодой русский царь большое внимание уделял развитию флота, поучаствовал и в создании флагов. Первые два проекта Пётр I представил как раз в 1699 году, один из них содержал изображение Андреевского креста на фоне трех горизонтальных полос. Выбор был неслучайным, Андрей Первозванный был почитаемым в стране святым. Считалось, что он успел побывать на землях будущей Руси до того, как принял мученическую смерть. С XI века святого апостола Андрея Первозванного считали небесным покровителем России.
Уже 1 декабря 1699 года новый флаг с изображением Андреевского креста был провозглашен царем в качестве официального для российского флота. Первый Андреевский флаг, который занимал всё полотнище, появился чуть позднее – в 1710-12 годах, а в 1720 году он был окончательно подтвержден во флотском уставе. При написании устава император Пётр I дал флагу следующее описание: «Флаг белый, поперек которого имеется синий Андреевский крест, коим он Россию окрестил». В ставшем традиционным для русского флота виде флаг просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Он был восстановлен в качестве официального знамени ВМФ России в 1992 году. Любопытным является тот факт, что с 1992 по 2000 год на российском флоте использовался Андреевский флаг с крестом голубого цвета. К традиционному и историческому варианту с синим Андреевским крестом на белом фоне на российском флоте окончательно вернулись в 2001 году.
Андреевский флаг спускался на российских кораблях лишь дважды
Добровольно Андреевский флаг на кораблях российского флота спускался всего два раза за всю историю его использования. Первый раз это произошло во время одной из многочисленных русско-турецких войн, в данном случае — 1828-1829 годов. 1 мая 1829 года капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг на своем фрегате «Рафаил», не приняв боя с турецкой эскадрой, состоявшей из 15 боевых кораблей. Своё решение он объяснял стремлением сохранить жизнь экипажу фрегата на завершающемся этапе войны в бою, который не мог повлиять на её исход.
Спасая сотни жизней офицеров и матросов, Стройников принял на себя главный удар. Император Николай I разжаловал Семёна Стройникова в обычные матросы, а также лишил дворянства. Само имя фрегата «Рафаил» было покрыто позором, император приказал сжечь судно, когда представится такая возможность. Исполнить это поручение удалось спустя 24 года уже во время Синопского сражения. При этом имя «Рафаил» никогда больше не использовалось в качестве названия для кораблей русского флота.
Стройников же, лишенный также всех своих наград и званий, не мог больше жениться, чтобы «не иметь в России потомства труса и изменника». Решение достаточно странное, если учесть, что к тому моменту Стройников и так был женат, у него уже было два сына. Несмотря на случай с отцом, сыновья Стройникова смогли свободно получить морское офицерское образование, принимали участие в обороне Севастополя в годы Крымской войны и оба к концу карьеры дослужились до контр-адмиралов.
Второй случай спуска Андреевских флагов произошел во время самой страшной трагедии русского флота – Цусимского сражения. В конце сражения контр-адмирал Небогатов принял решение о сдаче отряда возглавляемых им кораблей, среди которых были эскадренные броненосцы «Орёл» и «Император Николай I», а также броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин». Справедливости ради стоит отметить, что никаких шансов в бою против превосходящих японских сил у серьезно потрепанных за день до этого российских кораблей просто не было. Японские силы превосходили отряд Небогатова в скорости хода, дальности стрельбы артиллерии, а российские броненосцы просто не могли достать до противника, на кораблях была выбита почти вся артиллерия, а снаряды почти полностью израсходованы. Из всего отряд сдачи избежал лишь крейсер 2-го ранга «Изумруд», который благодаря скорости сумел прорваться сквозь ряды японского флота и оторваться от преследования.
Как ранее Стройников, Небогатов объяснял свой поступок желанием сохранить тысячи жизней, вверенных ему матросов и офицеров. Как и в XIX веке, наказание было суровым. Адмирала лишили всех чинов, после чего предали суду, который уже в 1906 году приговорил Николая Ивановича Небогатова к смертной казни, замененной на 10 лет заключения в крепости. Отбыв чуть более двух лет заключения, бывший адмирал был освобожден императором Николаем II ввиду плохого состояния здоровья.
Экипаж гордого тральщика
Уже после Октябрьской революции 1917 года в России небольшой тральщик «Китобой» и его экипаж вошли в историю, проявив образцовое мужество. В 1920 году корабль, которым командовал лейтенант Оскар Ферсман, сбежал из Эстонии, опасаясь возможного захвата местными властями. На корабле был поднят Андреевский флаг. Команда тральщика «Китобой» приняла решение направиться к войскам Врангеля в Крыму, для этого корабль должен был пройти всю Европу. 27 февраля корабль зашел в Копенгаген, где уже находилась сильная британская эскадра, командование которой приказало русскому тральщику спустить флаг, так как Великобритания больше его не признавала. В Советской России флаг был отменен еще в ноябре 1917 года.
На требование англичан командир тральщика ответил твердым отказом, объявив, что будет воевать, но флага не спустит. При этом на борту небольшого корабля было установлено всего два орудия. Назревающий конфликт удалось уладить лишь после личного вмешательства императрицы Марии Фёдоровны, которая на тот момент уже была в Копенгагене. При её непосредственной помощи корабль снабдили запасом угля и необходимого продовольствия и выпустили из порта. В конечном итоге «Китобой» благополучно добрался своим ходом до Севастополя, который позднее покинул вместе с другими боевыми кораблями Черноморского флота в ходе эвакуации войск Врангеля из Крыма.
Свежие комментарии