Как правильно: рус или русский?
Правильные слова пробуждают генетическую память, ложные слова или искажённые – оставляют эту память спать вечно. И невольно возникает вопрос: для чего и кому это нужно – искажать самоназвание народа?! И… стоит только задуматься над этим вопросом, ответ приходит практически мгновенно.
Мы – русы, а не русские. На вопрос: кто человек – правильно ответить — рус, а его язык – русский. И тогда всё становится на свои места. Кто-то может сказать – что в лоб, что по лбу. Стоить ли «городить» из-за этого огород?! Стоит… и по нескольким причинам. Во-первых, для открытия своей генетической памяти. Любой генетически русский человек может попробовать произнести слово Я – РУС и прислушаться к себе. Может быть, не с первого раза, генетически русский человек ощутит внутреннюю вибрацию, а при произношении слова я – русский, никакой вибрации не возникнет, в ощущениях будет только пустота.Каждое слово создаёт определённый качественный резонанс с телом и сущностью говорящего человека. Одно слово может пробудить спящую генетику, другое, даже очень близкое, но имеющее совершенно другое предназначение – оставит эту генетику «спать» дальше. Получается, что кто-то, стоящий «за кулисами», прекрасно понимал всё это и начинал свою диверсию с искажения самоназвания народа. Далее, даже в искажённом варианте истории, который нам вбивали в головы с детства, Киевская Русь называлась Русью, так же, как и Московская Русь. Именно так назывались земли русов – Русью. А какая это Русь – вопрос второй. Только с приходом к власти прозападно настроенной династии Романовых и то, не сразу, при лже-Петре, самоназвание Русь заменили на нейтральное Россия.
А.Новак
=0=0=
Самовары на Руси
В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной «травкой», которая по свидетельству историков даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему было трудно тягаться.
Но такое противоборство и неуместно. Добрый, выверенный народом напиток, как добрый национальный обычай, не враг другому такому же доброму напитку (обычаю). Они лишь дополняют друг друга, и каждый выигрывает рядом с другим.
Время, место и настроение безошибочно подсказывали хозяину или хозяйке, чем утолить жажду гостя, работника, домочадца. В одном случае это был чай, в другом — квас, в третьем — сусло. Многие любили березовый сок. Каждому такому питью соответствовали своя посуда и свой ритуал, зависимый, впрочем, и от индивидуальных особенностей человека. Говорят: «Всяк попьет, да не всяк крякнет».
За короткий исторический срок чаепитие на севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла либо от остывающей печи.
В каких же случаях ставился самовар? Очень во многих. Неожиданный приход (приезд) родного или просто дорожного человека, перед обедом в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радости или расстройства, к пирогам, для того чтобы просто нагреть воду, чтобы сварить яйца, кисель и т.д. и т.п.
Для питья предпочиталась речная вода* (*Самовары на родине автора в деревне Тимонихе служат 60-80 лет без каких-либо признаков накипи). Не дай бог поставить самовар вообще без воды, что нередко случалось с рассеянными кухарками. Тогда самовар, словно недоумевая, какое-то время молчал, потом вдруг начинал неестественно шуметь и наконец медленно оседал и валился набок … Не каждый кузнец-лудильщик брался припаять кран и отвалившуюся трубу. Как раз по этой причине и старались по возможности купить второй, запасной самовар** (* *Нередко он становился предметом экономически необходимой или просто забавляюще-развлекательной мены. На самовар можно было выменять, например, гармонь, или ружье, или наручные часы, а иногда даже баню либо плохую корову)
Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Вычищенный речным песком до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками. Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и застолье.
Вот брякнула дужка ведра, зашумела выливаемая в самовар вода. Затем почуялся запах березового огня, вот в колене железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя. Через три минуты все это медное устройство начинает шуметь, как шумит ровный летний дождь, а через пять затихает.
Вода кипит ключом, в дырку султаном бьет горячий пар. Самовар уносят на стол, водружают на такой же медный поднос, на конфорку ставят заварной чайник.
Чайные приборы по количеству членов семьи окружают деревянную дощечку с пирогами и большой ставец с жареным, топленым, вернее, томленным в печи молоком.
Легкий зной от горящих углей, легкий звон, переходящий в какое-то таинственное пение, пар, запах, жаркие, сияющие бока самовара, куда можно глядеться, — все это сдабривается большим куском пирога и крохотным осколочком от сахарной головы. Две ложки молока белыми клубами опускаются в янтарно-коричневое содержимое чашки. Взрослые наливают все это тебе в блюдце, делят между самыми маленькими молочную пенку и начинают свои нескончаемые разговоры. Так или примерно так воспринимается чаепитие в раннем детстве.
В отрочестве, если младше тебя в семье никого нет, тебе отдают всю пенку, чтобы борода росла. В эту пору тебе уже известно, что за столом нельзя пересаживаться с места на место, нельзя оставлять чашку просто так, надо обязательно повернуть ее набок или вверх дном. Иначе, по примете, очень трудно утолить жажду, и тебе будут без конца наливать.
Одна из главных особенностей русского самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой.
Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неименьем чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.
Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы…
=0=0=
Одежда, язык и культура письма
Одежда, язык и культура письма — это основные элементы индивидуальной нации. Без этих элементов ее индивидуальность подвергается коррозии и приходит время, когда нация полностью поглощается другими народами. Этот факт объясняет, почему некоторые нации, называемые вымершими, исчезли с лица земли.
Их вымирание не означает, что члены нации погибли все. Но это означает, что тем нациям не удалось сохранить свою индивидуальность. Они или сами выбили из-под себя опоры их индивидуальности, или позволили этим опорам обрушиться. Члены таких наций продолжали принимать одежду, язык, культуру, письменность, социальные манеры других наций, и, таким образом, закончили тем, что потеряли собственное лицо. Похожая судьба ожидает нации, воспринимающие дурацкие меры своих неумных лидеров как гарантию прогресса.
Нация, которая принимает одежду и образ жизни другой нации, в действительности демонстрирует собственную неполноценность. Она признается, что ограничена и достойна презрения, что не обладает ничем из того, чем могла бы гордиться. Она признает, будто ее предки были неспособны, оставить потомкам что-либо такое, что нация могла бы сохранить, не опасаясь навлечь на себя позор. Эта нация осознает свой вкус слишком вульгарным, ум — примитивным, а творческие способности слишком ограниченными, чтобы изобрести для нее достойный стиль жизни.
Признает она и то, что с целью сойти за цивилизованную нацию, готова все неразборчиво перенимать от других наций, рассматриваемых ею как образец, тогда как ее собственное существование в течение тысяч лет было не лучшим, чем существование животных, поскольку такой нации не удалось создать ничего достойного похвалы и выживания.
Ясно, что ни одна нация, имеющая хоть каплю самоуважения, не станет устраивать подобного спектакля.
История, как древняя, так и современная, является свидетелем того, как нация может примириться с подобным безчестием только в одном из следующих двух случаев: либо она терпит поражение за поражением во всех областях от других наций, и, в конце концов, уступает (например: Индия, Турция, Египет, Иран); и также, когда нация не имеет славных традиций, культуры как таковой, не имеет богатых творческих сил, и является выскочкой среди других наций в мире.
Единственной вещью, которую нация может, а в действительности должна, заимствовать от других наций, являются результаты научных исследований, плоды творческой активности, а также практические методы, приведшие другие нации к успеху. Любые уроки, которые могут быть извлечены из истории, морали, искусства управления, должны быть изучены. Причины успеха и подъема нации должны быть тщательно проанализированы, все полезные вещи применены, так как все это является общим наследием человечества. Пренебрегать и отвергать все это по причине национализма является предрассудком. Не обращать на все это внимания, а перенимать от другой нации только пищу, одежду, образ жизни, и считать такое заимствование показателем прогресса, является полнейшим невежеством. Какой разумный человек может даже на мгновение подумать о том, что Европа обязана своим прогрессом пиджакам и юбкам, поясам и шляпам? Или что она так развилась из-за того, что свободно пользуется пудрой, румянами и помадой? И если прогресс в Европе не был обусловлен применением подобных вещей, почему сторонники прогресса и реформ сразу бросаются за ними? Как это не укладывается в их головах, что великолепием жизни Европа обязана усилиям, вкладывающимся беспрестанно и упорно столетиями? Почему они не понимают, что любая нация, работающая усердно. решительно, упорно, достигает качества жизни столь же завидного, как и качество европейской жизни?
Из всего вышесказанного достаточно ясно, что нация, которая перенимает одежду и образ жизни другой нации, ведет себя неразумно и неестественно. В нормальных условиях и обстоятельствах никто даже в шутку не стал бы выдвигать идею установления всеобщего жизненного стиля, преобладающего вокруг, и замены этого стиля стилем жизни чуждого народа.
=0=0=
Приобщение детей к народной культуре
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Свежие комментарии