Таинство крещения: «погружение в воду» или «опрыскивание». А можно ли повторно?
Тема с «крещением младенцев» встречена скорее благожелательно Читателем канала, поэтому задачки усложнять будем. Существуют несколько проблем в таинстве этом. Первая — процедурная. Некоторые христианские конфессии практикуют полное погружение в воду. Другие — что-то вроде обливания творят. Спорят до хрипоты, что же истинно...
Не раз и не два встречался с фактами, когда взрослых людей во многих церквях «крестят» самым разным опрыскиванием, обливанием, орошением и подобными этому процедурами. Хотя всем прекрасно известно по библейским сюжетам — ритуал проводился исключительно путём полного погружения пациента в воду.
Чтобы долго не спорить, утверждаю: многие христиане даже близко не знают смысла слова «крещение». Оно не выводится от «христианин» или «крест». А переводится с греческого «βαπτιζω» («баптидзо») — «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, который провёл таинство крещения Иисуса Христа, в оригиналах Евангелий на греческом языке именуется… Иоанном Баптистом («Ιωαννης ο βαπτιστης»). Мессия был крещён полным погружением в реку. Именно так же поступали христиане в первые несколько столетий после Христа.
Византийская, а потом и Русская Православная церковь, именно так поступала долгое время. Практикуя крещение — погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (Правила святых апостолов IV века, Владимирский собор 1274 года, Стоглавый собор 1551 года).
Но наступили современные времена. Большинство католических и православных священнослужителей крестят опрыскиванием, обливанием, обрызгиванием… только младенцев иногда окунают полностью. Удобно потому что, никуда ходить не нужно из культового сооружения.
Есть секты и общины христианские, где вообще сам факт полного погружения при крещении яростно оспаривают. Указывая: оно не требовалось при апостолах. Обычно приводя простую цитату из Писания, трактуя ее как очень быстрое крещение:
«Немедленно крестился сам и все домашние его». (Деяния Апостолов)
«Немедленно». То есть апостол «немедленно» достал бурдюк и начал поливать направо-налево? По-моему, из текста следует: люди не хотели откладывать процесс, крестились сразу после проповеди ученика Христа. И если тут нет описания спуска к реке или фонтану… это не значит, что они этого не делали. Уж кто-кто, а живые свидетели Иисуса точно знали: обряд крещения проводился в водоёмах, а не ковшом воды:
«Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему (Иоанну Крестителю) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». (Матфей)
«Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились». (1-е Послание Иоанна).
Специально добавил вторую цитату, а то завелись (или не переводились) «иорданисты» ярые. Договорились до того, что святость крещения достигается только в данной речке. Не было связи между крещением и Иорданом, хорош. Иоанн крестил во всех водоемах, где было достаточно воды для процедуры.
Читаем восьмую главу «Деяний Апостолов», Там описывается, как апостол Филипп рассказал «ефиоплянину евнуху» об учении Господа. Специально наставил его, что крещение необходимо совершать полным погружением в воду. Именно поэтому евнух попросил крестить его, как только увидел подходящий водоем. Сделано было всё так, как поступал Иисус:
«Продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно … И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его». (Деяния Апостолов)
«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». (1-е Послание Иоанна)
А Христос принимал крещение уже в зрелом возрасте, с полным погружением в воду:
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. (Матфей)
Хотя этому персонажу было принимать крещение совсем лишним. Ведь по легенде — Он был безгрешен, в покаянии не нуждался, грехов прошлой жизни не имелось. Но пришлось. Как хороший командир подразделения, своим ученикам показал личный пример. Правильную технику исполнения очень важного навыка-упражнения.
Идём дальше по территорий распространённых заблуждений. Несть числа тем, кто уверен: крещение является «допуском в рай». Опаньки, приехали. Граждане-христиане, задумайтесь. В свете такого мышления ни один некрещеный человек не может попасть на небо. Это ли божья справедливость? Всегда и везде будут люди, которые по объективным причинам (от них независящим) — не узнали об Иисусе. Но Дух Христа жил в их сердце. Его голос они слушали. Именно о таких людях Священное Писание говорит: они спасутся для небесного бытия своей праведной земной жизнью:
«Не слушатели закона …, но исполнители закона оправданы будут, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают … они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, … в день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков». (Послание Римлянам)
Во времена массового и принудительного крещения «язычников» эту цитату тщательно вымарывали миссионеры и проповедники. Чтобы жути нагнать на непосвящённых, грозя карами ада в случае отказа от процедуры. Напирая именно на этот ритуал, приговаривая: «крещение гарантирует спасение». Всё это крайне дёшево смотрится. «Пропуск в рай» — просто халява какая-то, пардон.
Как можно получить спасение через «магический ритуал», выполнение нескольких пассов и движений, совершение обрядовых таинств? Апостол Петр говорил специально: даже праведников не ждёт легкое спасение без суда:
«Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?». (1-е Послание Петра)
Неспроста так сказано было, апостол правильно переформулировал простые наставления Христа в этом вопросе.
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». ( Матфей)
Почитайте внимательно Нагорную проповедь, Иисус предупреждал о наказании за греховные проступки ввержением в геенну огненную. Апостолы ему лишь вторят. На небо не войдёт ничто нечистое, в том числе и порочные христиане. Послание Римлянам и Галатам в помощь. Человека ждет справедливый суд, вне зависимости от факта крещения. Иногда на это утверждение хитрые служители говорят: мол, Иисус говорил, что Его ученики (крещёные) — на суд не явятся:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит». (Иоанн)
Действительно, некоторые люди минуют суд, но их будет очень немного.
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (Откровение)
А теперь вернёмся на цитату выше и проверим, о каких верующих здесь говорил Иисус: слушающих его слово и верующих в Бога. Глагол «слушать» здесь обозначает постоянное действие — «слушаться». Он часто использовался именно в таком контексте Мессией. Когда Христос не раз говорил о необходимости послушания, соблюдении Божьих заповедей:
«Слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лука)
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». ( Матфей и Лука)
Разница-то великая. Для гарантированного спасения мало просто когда-то «услышать» учение Иисуса. Или периодически «слушать» Его слово, не выполняя на практике. Нужно запомнить все наставления Христа и стараться воплощать их в своей жизни. Нести «послушание», «слушаться».
Теперь о самом крещении, спасибо некоторым Читателям, что напомнили. Истоки водного крещения берут своё начало ещё в Ветхом Завете, это полностью верно. В соответствии с законом Моисея. Ритуальная «нечистота» должна была смываться омовением тела. Поэтому никто из евреев не противился Иоанну Крестителю (а затем апостолам), когда они призывали омыться в воде:
«Всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера. (Книга Левит и Чисел)
Новый Завет задачку омовения усложняет. Верующий во Христа не просто смывал с себя «ритуальную нечистоту», а погребал в воде грехи своей прежней жизни. О том, что так именно будет, — предупреждал еще Ветхий Завет:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды». (Исход)
«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты». (Книга пророка Захарии)
Между двумя Заветами находится ещё одна отличительная черта в таинстве крещения. Оно стало преемником ветхозаветного обрезания. Чтобы в завет (договор) с Богом могли войти язычники, без соблюдения физиологических атрибутов иудаизма:
«В Нем вы и обрезаны обрезанием не рукотворенным … обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении». (Послание Колоссянам)
Самый сложный вопрос:
«допустимо ли перекреститься, если возникло желание сменить конфессию?» Многие христиане опасаются повторного крещения (перекрещения), священнослужители называют это самым страшным грехом, не подлежащим никакому прощению… Эх… товарищи. Эта процедура не запрещена Библией. Она вообще даже не могла представить, что христиане расползутся по своим католическим, православным или протестантским чуланам, злобно друг на друга скалясь. Но страшные запреты с ужасами ада вам рисуют, опираясь на следующую цитату:
«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех». (Послание к Ефесянам)
Как обычно, выдрана она с корнем из общего контекста. Если прочитать высказывание Павла целиком, станет понятно: этой фразой он не затрагивал темы количества крещений. В предыдущих стихах апостол призывал язычников, обращенных в христианство, — к единству. Объяснял братьям, что Бог один для всех:
«Умоляю вас … сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух».
«Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; … Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1-е Послание Коринфянам)
«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1-е Послание Коринфянам)
Главное условие: Павел говорит, что все крестились в одно тело. Речь идёт о Теле Христа — единой христианской церкви. Единой. Из всего этого — что главное? Неважно, в каком сегодня храме, в какой конфессии человек принял крещение. Если оно проходило по библейскому правилу. Веруя в заместительную смерть Иисуса — раз; покаявшись в прошлых ошибках и грехах — два; пройдя обряд полным погружением — три; пообещав Богу жить дальше «доброй совестью» — четыре.
Такое крещение является одним в одном Теле — христианской церкви. Человек, сделавший в зрелом возрасте поступок, осмысленно крестившийся в одной конфессии, — вполне вправе перейти в другую. Без принятия повторного крещения. Никто возражать не должен из священников (в обе стороны), нет такого запрета в Библии.
А вот если и принимать повторное крещение, тут нужны аргументы сильные. В первую очередь для себя лично. Честный священнослужитель тоже должен помучить обратившегося с такой просьбой вопросами многими. Согласие на вторичное таинство давать только в единственном случае. Когда человек не проникся важностью происходившего в его жизни события (или в младенчестве ритуал над ним провели, не посвятив в суть происходящего).
Такое «крещение» обычно не оставляет в душе глубокого следа. Никого Завета с Богом не заключено по причине полной недееспособности одной из сторон. Тогда христианин может заново принять крещение, уже согласно библейскому установлению. Даже внутри той же конфессии. После серьёзной внутренней подготовки. Новый Завет упоминает повторное крещение, кстати. Некоторые Ефесяне приняли это таинство, не осознавая смысла обряда:
«Павел … прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение». (Деяния Апостолов)
Вот и разгадка. В этом эпизоде не соблюдено главное условие крещения — вера в Христа. Принятие (за свои прежние грехи) заместительной жертвы. Поэтому апостол просил их принять повторное крещение во имя Иисуса:
«Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса». (Деяния)
Вот и картинка сложилась. Верующий может принять повторное крещение. Если осознал истинный его смысл. Открыл для себя что-то важное в учении Христа, как вариант. Понял: в первом ритуале упустил что-то главное. Или его провели мимо этого, что чаще всего. Вполне может произойти переоценка ценностей, необходим новый завет (договор) с Богом. Такая практика существовала первые века христианства. Правило номер 19 I-го Вселенского собора 325 года (подтверждено 7-м правилом II Вселенского собора 381 года):
«О бывших Павлианами (христианское течение тех времен), но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были».
-
Все уже Святой Грааль искали…Пора и нам
Точно не совсем известно, когда легенды «о Святом Граале» стали будоражить умы любителей тайн и вселенских загадок. Абсолютно непонятная, загадочная реликвия. То ли предмет, не то символ… но обязательно наделённый какой-то неимоверной мощью. Исток легенды, наиболее приближенный к функционалу артефакта, — находится в трансформируемых христианством мифах древних кельтов. Там Святой Грааль — это каменный (изумрудный) сосуд в виде чаши.
Архангел Михаил выбил этот артефакт мечом из короны Люцифера. В других преданиях чаша не изумрудная, а искусно исполненная в дереве. Драгоценная мистическая реликвия уцелела во время Потопа, оказалась в Палестине. Из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус, из Грааля причащались его апостолы.
Легенды постоянно ветвятся, старые предания назначают Чашу Вечери и как сосуд , в который была собрана пролитая кровь Спасителя на Голгофе. После казни Иисуса Грааль таинственным образом исчез. Что-то устойчивое появляется в легенде об Иосифе Аримофейском. Якобы он привёз Чашу в Британию, вместе с копьем сотника Лонгинуса.
До сих пор есть многочисленные адепты легенды, по которой Грааль некоторое время находился у альбигойцев. Это еретическое направление христианства, помешанное на дуализме. Существовало долгое время в Лангедоке (юг Франции). Но во время специального крестового похода, после взятия горной цитадели Монсегюр — Грааль не обнаружили, хотя искали по-настоящему, долго и упорно. Значит… верили в его существование.
Согласно другой версии, Грааль назначен неким священным камнем. Его всегда носил с собой Иисус, принёс из неведомых скитаний, которые Библия не описала. Там сплошная мистика, даже не буду подробности сообщать. Так или иначе, но поиски пропавшей реликвии велись постоянно. Не увенчались успехом, но наплодили целые тома письменных легенд. Художественных произведений, где о «приключениях» Святого Грааля — просто дух перехватывает.
Подробности…
Принципиально отличаются от «материальных» версий Чаши и Камня гипотезы алхимиков и философов Средневековья. Считавших Грааль выражением мистических духовных идей. Там это состояние души, «нить, соединяющая с Богом». Обрести Грааль, значит достичь религиозного просветления.
Работать будем с самыми древними легендами, без глубокой художественной проработки. Британские корни предания «о Чаше» уходят в мифологию древних кельтов. Легенда была переосмыслена в христианском духе, так и записана. О чём рассказывал «языческий первоисточник» — смутно, спорно, малопонятно, сплошные компиляции.
Но христианские времена дают стойкое предание: главный герой сказания — Иосиф Аримафейский. Иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос. Вполне может сойти за реального персонажа, помянут всеми четырьмя евангелистами.
Взяв Чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер на Тайной Вечере, — он собрал в неё кровь Господа на Голгофе. С этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. Иосиф достиг Британии, где решил основать монастырь. Потом получивший название Гластонбери. Его едва не наизнанку несколько раз выворачивали, в полной уверенности: Грааль спрятан именно тут.
Основав монастырь, Иосиф… создал первый в христианстве монашеский рыцарский орден. Его первые участники стали хранителями Чаши. Несмотря на героическое сопротивление (в V-VI веках) захватчикам Британии саксам, они вынуждены были принять своё поражение. Перевезли святыню в какой-то Саррас, местонахождение которого никакие источники не дают. Но Грааль там долго не задержался, «был вознесён на небо». Равнозначное цитирование сообщений говорит, что артефакт остался в британском аббатстве все-таки.
Старая церковь в Гластонбери,
вот главная отправная точка любого серьёзного поиска. Она, скорее всего, помнит легендарных рыцарей Круглого стола короля Артура (коль такие были вообще). Она дотла сгорела в 1184 году, на её месте построили новую. Грааль якобы укрыт в подземельях. Тогда не обойтись без мистики преданий короля Артура. Во времена правления легендарного правителя Грааль был спрятан на дне древнего колодца. Где-то в глубине острова.
Рыцари Круглого стола, по приказу волшебника Мерлина, отправились на поиски. Некоторые бретонские романы говорят: Грааль нашли и доставили в Камелот, но Чаша взбунтовалась. Погрузив королевство в сплошную череду несчастий. Король Артур забрал реликвию на таинственный остров Авалон, прервав невзгоды бриттов таким образом. Сколько Грааль там провёл времени — неясно. Но вынырнул в XIII веке у еретиков из городка Альби, что в Провансе. Став тайной и главной реликвией катаров.
Был спрятан в подземельях крепости Монсегюр, вместе с другими сокровищами еретиков-альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость и таинственными реликвиями апостолов. Когда крепость пала, победители не нашли вообще ничего. Тогда же заговорили о Граале, как неком тайном еретическом обществе. Эти мистики и адепты оккультизма обладали сокровенным знанием под названием «Грааль», передавая его поколениями «хранителей».
На этом след обрывается. Не буду погружать Читателя в творческое развитие басен «Артуровского цикла». Некоторые выглядят крайне привлекательно, по ним сняты добротные фильмы, написаны хорошие романы, изданы тонны мистических и конспирологических гипотез. К сожалению, там нет ни единого проверяемого наукой факта.
А популярную версию о тайном оккультном обществе «ученых-хранителей» разделяют исключительно люди с определённым строением коры головного мозга. Для которых вся история человечества: сплошная череда собраний и тайных обществ. От жрецов Месопотамии — до неимоверно древних масонов.
А теперь история...
Языческие корни легенды о Граале явно древнее любых кельтских преданий. Определённо указывают на происхождение от очень старого индоевропейского мифа. О так называемой «магической посуде», символе жизни и возрождения. Это у кельтов легенда наполнилась новым смыслом, получив христианские орнаменты. Первоначальная Чаша была (в доисторические времена) символическим источником жизни и бессмертия, изобилия и плодородия. Этакий «чудесный кормилец».
Вариаций её использования — тьма тьмущая. Испивший из Чаши получает прощение грехов, посудина в мгновение ока выдает любые блюда самого замысловатого меню, может быть сокровищницей. Из которой можно бесконечно черпать драгоценности. Если это питейный предмет — то приложившийся излечен от всех недугов. Даже мертвые восстают из гробов, если капля из Чаши упадет на посиневшие уста...
Грааль в западной христианской традиции — очень позднее предание. Корявое и неполное. То ли дело «восточная жертвенная чаша» с её ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией. Что является «пищей богов». У кельтов, полная вином или медом чаша, просто подносилась юной девушкой к щиту или трону вождя-короля, символизируя его верховную власть.
Со временем этот ритуал с подтекстом преломился на Грааль и рыцарей Круглого стола. Сама символика расположения Чаши в центре Круглого стола ничего не напоминает? Это древний китайский образ Неба, имеющий форму круга с отверстием посередине (иногда — прямо рисовалась чаша или кубок). В египетском символизме — это ассоциация «чаши жизни» с сердцем (как центром жизни). Даже специальный иероглиф есть для обозначения «сердца». В виде сосуда изображался.
Символизм Грааля
в языческой и христианской традициях — суть попытка вернуться в рай. Символ инициации, проверка героя через испытания. Встреча со смертью в поисках скрытого смысла или некой тайны жизни. Поиски обычно ведутся «солнечным героем», который ничего не знает о своей истинной природе или происхождении. Это юноша Парцифаль, воспитанный в лесном уединении. Одарённый потом рыцарскими доблестями. Или вполне подойдет воин-аскет, девственный Галахад. Сын грешного, но величайшего из рыцарей — Ланцелота (Ланселота).
Правильно поняли смысл Грааля средневековые алхимики, окружив его тайной символикой. Этот артефакт стал вдыхающим новую жизнь в Феникса. Дающим вечную юность его служителям. Как одна из составляющих «философского камня». Грааль стал корабликом или ковчегом, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций.
Чаша Святого Грааля (содержащая кровь, основу жизни) в «научной среде алхимии» стала ассоциироваться с сердцем, на древнеегипетский манер. Помещаться в центр любых конструкций. Грааль соединял в себе два элемента. Первый — чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) — как женское, воспринимающее начало. А второй образ символизма — копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх), как мужское начало. Активное или огненное.
В христианстве Грааль стал очень неоднозначным символом. Что логично, господствующие Церкви не принимали за правду ни одно предание о нём. Считая это ересью. Ни один церковный летописец не обмолвился о Святой Чаше. Рассказав при этом об Иосифе Аримафеском, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа. Обернув его плащаницей, положив в личную гробницу, высеченную в скале. Именно этому доброму еврею принадлежат все изначальные легенды о Граале. Но церковью они никак не признаются. Почему?
Потому что, Грааль часто поминается в апокрифах. Поэтому популярен в течениях «эзотерического христианства». Там артефакт символизирует святое Сердце Христа. По наиболее стойкому преданию, волшебный изумруд был отобран у низверженного Люцифера. Из камня и был сделан Грааль. Подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, — кровь Спасителя (посредством Грааля) искупила грех Люцифера. Как такую дичь признать и канонизировать? Никак.
Легенды о Граале
хорошо нащупываются в письменных традициях Средних Веков. Это составная часть легенд о короле Артуре, которые художественно обработали на территории Франции в XII веке несколько авторов-романистов. Искатели Грааля: Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад. Все они рыцари короля Артура, погружённые в мистические приключения. На этом сходство между их похождениями заканчивается, за каждым тянется шлейф личных историй и романов.
Ни одна хроника не говорит: кто-то из них преуспел в поисках Грааля, привёз его королю. А местонахождение Грааля народная молва настойчиво связывает с легендами об Артуре, обычно замыкаясь на аббатстве Гластонбери. Но тут тупик.
Кельтские, ирландские и валлийские сказания полны сюжетами о «волшебных питающих сосудах». Ни одно предание не записано дословно, снабжено поздними христианскими вставками, скомпилировано из нескольких частей. Когда эта сложносоставная фольклорная традиция попала в XII веке во Францию, сочинители попытались ещё больше её насытить околоцерковными мотивами.
Замысел понятен. Кельтский Грааль, первоначально языческий сосуд с неимоверными магическими свойствами, мог даровать человеку чудесное, мистическое блаженство. Его тут же связали с евхаристией, христианскими таинствами. Грааль превратился в Святой Грааль (Saint Graal, Sangrail), а поскольку слово «грааль» было непонятно — именно эта темная неясность дала свободу для полета самой разной мысли и фантазии. Так получился предмет: кубок, потир, чаша причастия, даже огромное блюдо (если французов переводить).
Но Церковь на провокации не повелась, несмотря на огромную популярность сказаний и литературы. Не признавала Грааль утраченной канонической христианской реликвией. За «святыней» уже плыл нехороший шлейф апокрифического символа. Быстро трансформируясь в сакральный «проклятый знак» вооруженного и организованного еретического движения катаров.
Здесь возникла новая параллель: автор самого известного произведения о Граале де Борн, опубликовав поэму… очень подставился перед святыми отцами. Вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале. Записанные в гностическом «Евангелии от Никодима», где подробно рассказано об Иосифе, Чаше и Копье Судьбы. Так взгляды гностиков Ближнего Востока легли в основу всех главных еретических течений на территории средневековой Европы.
Выводы.
Всё-таки первичное ядро «легенды о Граале» стоит не у кельтов искать, а на Востоке. Они попали в мавританскую культуру Испании, потом органично перешли в христианскую. Именно в этих землях. Скорее всего в Магриб легенда пришла из Аравии, вполне может быть — даже из Персии. Попав туда из Индии.
У многих авторов романистики средневековой Франции слишком часто появляется в описаниях Грааля смутная восточная экзотика. Иногда почти дословные элементы арабских преданий и сказок. Где волшебные сосуды творят чудеса. Там заточёны, как в узилище, — джины. И прочие волшебные существа.
На излёте XVI века легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, даже алхимики отступились. Оставив предания народному творчеству, в исполнении трубадуров и сказителей. Но тень реликвии никуда не пропала, периодически ярко вспыхивая в политике. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» (священной чаши).
Не стесняясь называть её иногда Граалем. Намекая на свою преемственность от еретиков-катаров, гностиков и… тамплиеров. Которые тоже якобы владели реликвией. С появлением всяких тайных «орденов» и организаций — Грааль воскрес в их символике, регулярно всплывал в различной философской и протестантской литературе вплоть до конца XIX века.
К большой печали для репутации реликвии, она оказалась востребована в начале XX века. С появлением массового оккультного «Общества Туле», родившегося в поверженной Германии 1918 года. Организация была нашпигована многими умными людьми, взяла на себя разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. Вместе с учением гностиков и катаров оказался задействован и Святой Грааль…
Первоначально его поисками занялся Отто Ран — один из разработчиков расовой «нордической теории». В начале 30-х годов XX столетия он посетил развалины цитадели катаров Монсегюра. Больше для пиара, поскольку серьёзных изысканий не проводилось. По результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где окрестил реликвию — «чашей нибелунгов». Очень впечатлив мистика Гиммлера.
В 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. Просто растворился, о его судьбе до сих пор ничего не известно. В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция «Аненербе», облазившая все пещеры, задержавшись в крепости катаров до весны 1944 года. Официально — ничего не нашла, но оставила много полезной информации о системе подземных укрытий и ходов, проложенных в скальном грунте. Часть исследований утрачены, что позволяет романтично настроенным археологам и дилетантам надеяться: Грааль вполне может находиться там… Удачи, как говорится...
Свежие комментарии