История мёда на Руси
Мёд на Руси всегда любили и уважали за его уникальные целебные свойства. Издревле этот сладостный и ароматный дар природы щедро украшал застолье славянина — медовые пряники, медовый квас, пироги медовые, питный мёд, блины с мёдом, список поистине бесконечен.
Одно из первых, дошедших до наших дней, упоминаний о мёде в Древней Руси есть в записях греческого историка Геродота, жившего 2500 лет назад. Он писал, что народы, населявшие территорию нашего государства, обширно торговали воском и мёдом. Следующее и более позднее упоминание о русском мёде содержится в торговом договоре 911 года. Он был заключен между киевским князем Олегом и византийским императором, и в нём рассматривалась доставка мёда и воска в Византию.
В начале X века пчеловодство было неотъемлемой частью жизни славянского народа. Обилие пасек и пчёл многократно повышало урожайность всех цветочных растений. Благодаря щедрому сбору мёда, орехов, ягод, плодов, грибов, кореньев и хорошей добычи рыбы и дичи славяне были экономически независимы и жизнеспособны.
Сведения о пчеловодстве на Руси XI-XII вв. можно прочесть в Хронике летописца Мартина Галла, больше известного под псевдонимом Галл Аноним. Вот что он пишет: «Видел в этой земле удивительное множество пчёл, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие мёда и воска».
Сначала пчеловодство на Руси было простым. Славяне селились по берегам рек и водили пчёл в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда и названа одна из первых форм пчеловодства – бортничество.
Это, когда пчелиные семьи населяют дупла деревьев. Пчёл в этих лесах было очень много, так как славяне помимо естественных дупел деревьев использовали искусственно вырубленные дупла и лёгкие подвесные улья – кошы — для заселения пчёл. Часто в лесу можно было найти дупла с 240-320 кг (или 15-20 пудами по старым меркам) превосходного сотового мёда.
Обширные лесные угодья (пчёлы не водятся в хвойных лесах) назывались бортным ухожеем. До наших дней сохранились писцовые книги, где указаны границы бортных ухожеев. Но из записей следует, что самыми крупными были бортные ухожеи в Воронежском, Белгородской и Курской волостях. Они давали очень много воска и мёда.
В 17 столетии с ростом населения, числа сел и деревень бортные ухожеи начали заменять пасеками. Это было гораздо удобнее, потому что пчелиные улья переносились поближе к жилью. Началось приручение пчёл, и зарождение основ культурного пчеловодства.
К началу XVII века на русских пасечниках содержали примерно 50 миллионов пчелиных семейств. Каждое из них приносило на круг по пуду мёда. В результате пчеловодство стало крупной независимой отраслью хозяйства. В это время право собственности на бортное ухожие приравнивалось к праву на землевладение и могло передаваться по наследству из поколения в поколение. Все это способствовало появлению на Руси крупных пасек, некоторые из которых содержали более 1000 ульев. Такие большие пасеки разводили в царских и княжеских поместьях.
На протяжении многих веков мёд остаётся любимым лакомством русского человека.
-
Воспитание сказкой
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
Кто из нас не любил сказку в детстве? Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
С раннего возраста процесс обучения и нравственного воспитания проходил посредством чтения детям былин, сказов (сказок), стихов… Дети готовы интересоваться сказкой к двум годам, а то и раньше. Ведь в былые времена с раннего младенчества приучали к народному устному творчеству — пели колыбельные, рассказывали пестушки и прибаутки. Все эти моменты становились особым, переходным мостиком, который приводил ребенка в волшебный мир доброй русской сказки.
Особенности нашей традиции заключалась в том, что в детях воспитывались самые высокие качества. Для того, чтобы развитие ребенка было полноценным – в нем развивали чувства нравственности и способности к независимому и творческому мышлению, жизненные ценности, любовь к родной земле и целостность восприятия мира.
Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Чтение сказок – один из важнейших воспитательных моментов, знакомство со сказкой это – прикосновение к многовековой народной мудрости. Сказка учит ребенка радоваться и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать, а вместе с ребенком осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества – доброту и честность, волю и бесстрашие, трудолюбие и умение противостоять неудачам. Общение с ребенком через сказки — это уникальная возможность сохранить с ним близкие и доверительные отношения.
Именно в сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, понимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются – а ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с поведением любимых героев в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
ЧЕМУ УЧАТ РОДНЫЕ СКАЗКИ?
Родная сказка на то и родная, что основана на тех идеалах, по которым жили в стародавние времена, и чувствах, которые прошли проверку временем. Неудивительно, что дети с легкостью принимают все правила и законы добрых родных сказок и спокойно уносятся туда с мыслями.
Так, например, идея Добра и Зла — она извечна. Она убедительна, проста, доступна и притягательна.
Порой, на Севере, где славяне-поморы живут, наступали такие сильные морозы, что на улицу носа не высунешь. Детей усаживали в кружок и начиналось волшебство… Тихо-тихо лился из уст бабушкиных скрипящий, глуховатый голос — рассказывал самую правдивую и добрую на свете сказку, рассказывал долго. И так каждый вечер собирались, пока морозы не утихали. Да что там морозы — забывали, что и тепло на улице наступало! Глазки детские блестят, отовсюду то вздохи, то всхлипывания слышны — ну как тут дальше не рассказывать сказку? Вот они — сказочные образы, таинственные, прекрасные, манящие! Вот он — тот смелый, отважный, прекрасный, а самое главное, добрый сказочный герой — вот он, вот на кого хочется равняться маленькому подражателю! На того, кто сумел победить злую силушку и смог справиться с преградами.
Родная детская сказка помогает сформировать основные жизненные истины и ценности — мораль и нравственность — которые тоже перенесутся во взрослую жизнь. Сказка преподает первые примеры героического поступка ребенку, первые примеры верности и преданности, сказка учит идти к своей цели и не бояться преград на пути. Читая сказку, можно успокоить ребенка и настроить гармонию в его внутреннем мире. Со временем частые детские тревоги вызывают постоянные волнения, переживания и чувство вины ребенка за что-то.. Добрая детская сказка легко снимает тревогу, потому что в сказочном мире все заканчивается хорошо. И во взрослой жизни ребенку будет, куда стремиться.
В славянских народных сказках есть жизнь нашего времени. В них все нуждаются – и старые и малые. Через народные сказки детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Сказка раскрывает ребёнку действительность, через сказку одухотворяется животный и растительный мир, и даже неодушевлённые предметы. В русских сказках присутствует чудесный вымысел, фантастичность, развитый сюжет действий, с яркими сильными характерами героев. Народные сказки неотделимы от красоты, способствуют развитию нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души и сердечная чуткость. Благодаря народным сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В этих сказках черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Без преувеличения можно сказать, что чтение славянских народных сказок в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
ЧИТАЕМ ЧАДАМ СКАЗКИ НА НОЧЬ
Многим помнится, как нам читали сказку перед сном. Почему это так помнится? Что особенного в сказке, прочитанной на ночь? Сказка дает возможность ребенку создать собственный мир, пофантазировать. И правильное развитие ребенка – это также развитие его воображения. Сказки помогают ребенку осознавать свой жизненный опыт и переживания, создавать собственный мир. Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. То есть найти свое место в реальном мире.
Словарный запас ребенка активно формируется в возрасте от 10 месяцев до 1,5 года. Поэтому так важно в этот период читать ребенку, и не только на ночь. Сказки, в которых есть повторы, развивают память ребенка, а при чтении стихов у ребенка развивается чувство ритма. Прочитанный убаюкивающим голосом стих способен, как колыбельная, усыпить ребенка.
Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках.
-
Рубель. Не мытьем, так катаньем….
Рубель (ребрак, пральник) — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём.
Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.
Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость (не сквозная): звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.
При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубелем хорошо подчёркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов.
Значение фразеологизма: «не мытьем, так катаньем».
Истоки этой крылатой фразы уходят в прошлое, когда прачки пользовались диковинными для современных женщин “катком” и “рубелем”.
Каток – это гладкий, обработанный деревянный цилиндр, похожий на скалку для раскатывания теста. На каток накручивали мокрую после стирки простынь (или полотенце). Затем, используя рубель (рифленую деревяшку изогнутой формы с ручками) раскатывали с усилием каток по столу. Из белья выжимались остатки воды, и после довольно продолжительного катания оно становилось ровным, гладким, как после обработки утюгом. Белье приобретало такой свежий и опрятный вид, что скрывались мелкие дефекты от не очень качественной стирки.
То есть, белье становилось чистым, если не от мытья, так от катания.
-
Утварь. Глиняная посуда. Керамическая посуда древней Руси
Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины.
Самые древние глиняные черепки, выполненные в технике чернолощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Триполье Полтавской области и датируются 5 — 6 тыс. до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипольской. Можно лишь предположить когда был впервые раскручен гончарный круг, но с уверенностью можно сказать — его бег не остановлен до сих пор.
Помимо своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный заряд, служит примером эстетического воспитания молодого поколения.
Изделия постепенно (в течении 3 — 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.
Горшок
Горшок — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая глазурь (полива).
Горшок занимал значительное место в поверьях, поговорках, свадебных и похоронных обрядах.
Обрядовое разбивание горшка встречалось у разных народов; так, например, в Африке у вакамбов (Кения) при заключении мира уполномоченные усаживались в круг, ставили посредине круга горшок с водой, клялись в сохранении мира, постукивая палочками в горшок, и наконец разбивали его со словами: «если мы нарушим заключённый здесь дружественный союз, то да будем мы сокрушены, как этот горшок». Негры племени вакикую мочились при этом в горшок и потом его разбивали.
В виде культурного пережитка этот обычай сохранялся в России местами на свадьбах и держался в школах. М. С. Щепкин в своей автобиографии говорит, что когда он в детстве обучался грамоте у дьяка-малоросса, то при переходе от азбуки к часослову и от часослова к псалтыри ученик приносил горшок каши, бумажный платок и полтину денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками.
Перечень старинных и некоторых современных сосудов, к которым в России традиционно применяется термин «горшок».
- Балакирь — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
- Братина — большой горшок для подачи пищи на стол.
- Горлач — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
- Глечик, глек — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка. Часто имеет слив и ручку.
- Горнушка, горлач — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
- Горшенятко — маленький горшочек.
- Горшок-луковник — конусообразный горшок с ручкой.
- Горшок щаной, естальник (тамб.), егольник (ряз.) — то же, что кашник.
- Дойник — большой горшок с носиком и ручкой.
- Кашник, кашничек (поменьше) — небольшой горшочек для подачи щей. С одной отходящей или петлевидной ручкой, иногда имеет слив.
- Квашня (опарница, растворница, розлив) — большой горшок без ручек для вымешивания теста. См. также «дежа».
- Корчага — самый большой горшок для хранения зерна или большая кринка с узким дном, часто с двумя вертикальными ручками.
- Кринка, крынка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. За счёт испарения влаги через поры, происходит охлаждение. Поэтому молоко в кринке могло сохраняться 3—4 суток. Удобна для сбора сметаны.
- Кубан — глазурованный горшок сахароваров для стока патоки.
- Кубатка — высокий узкогорлый горшок для молока.
- Макитра — крупный глиняный горшок для перетирания семян, засолки и т. п. в южных областях и на Украине.
- Малыш — маленький горшочек.
- Махотка — маленький горшок или кринка с высоким горлышком.
- Морянка — корчага для древесных углей.
- Ночной горшок (ночная ваза) — сосуд для отправления естественных надобностей.
- Пекулёк — пекушок:
- Пекулёк (-лька), м. — маленький горшок, чугунок (Дон., Земетчин., Пенз., Балаш. Сарат.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Пестр. Куйбыш., Хопер. Дон., Чкал.).
- Пеку́личка, ж. — маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., 1849. Тамб., Пенз.).
- Пеку́лька, ж. — маленький горшок, чугунок (Елатом. Тамб., Тр. МДК, 1911. Морш. Тамб., Дон., Сапожк. Ряз.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Хопёр. Дон., 1969).
- Пе́кур, м. — маленький горшок, чугунок (Тамб., Пенз., Даль.).
- Пе́куш, м. — маленький горшок, чугунок (Липец. Тамб., 1850—1851. Тамб. Пекуш [удар.?]. Ряз., Боричевский, 1842—1847).
- Пе́кушек (-шка), м., ласк. — маленький горшок, чугунок (Керен. Пенз., 1910).
- Пеку́шечка, ж. — маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., Архив РГО, Липец. Тамб, Архив РГО. Елатом. Тамб., 1914.).
- Пеку́шка и пе́кушка, ж. — маленький горшок, чугунок. Пеку́шка (Тамб., Тр. МДК). Пекушка [удар.?] (Тамб., Губ. вед., 1847. Лебед. Ворон.). Маленький глиняный горшочек с ручками для запекания в русской печи различных кушаний (Шацк. Ряз., 1962).
- Пе́кушник, м. — горшок с узким горлом (Балаш. Сарат., 1954).
- Пекушо́к (-шка́), ж. — маленький горшок для сметаны, сливок (Новоаннен. Волгогр., 1948—1953. Хопёр. Дон.).
- Пупошник — маленький горшочек, используемый как медицинская банка.
- Рукомой (урыльник), рукомойник, баран — подвесной горшок с двумя диаметрально расположенными носиками и ручками.
- Цветочный горшок — расширяющийся кверху сосуд для живых цветов, обычно с отверстием снизу для стока воды.
- Цедилка — горшок с одним маленьким отверстием в центре дна.
- Чугунок (печной горшок) — чугунный, иногда алюминиевый горшок обратногрушевидной формы для варки и тушения в русской печи.
- Щанки (близнята, спарыши, двойчата, двойнята) — два горшка с одной общей ручкой, соединённые боками или перемычками. Один — для щей, другой — для каши. Применялись для переноса еды во время полевых работ.
Ендова
Ендова (также яндова) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.
Канопка
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
Кандюшка
Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
Корчага
Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок — слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово — древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
Крынка (Кринка)
Крынка — линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
Горшок для топления масла
Горшок для топления масла — специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
Гусятница
Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
Жаровня
Жаровня — печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
Кацея
Кацея — в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» — брызгать водою.
Кашник горшок
Кашник — маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
Кисельница
Кисельница — большая миска с носиком. Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
Кувшин
Кувшин — кувшинчик умилительно, кукшин,кука — глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
Кувшин крупник
Кувшин крупник (или пудовик) — ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
Кубышка
Кубышка — то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
Латка
Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится — «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
Миска
Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» — после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения — «обрызгивания» — в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.
Опарница
Опарница — керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
Подойник
Подойник — утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
Полевик горшок
Полевик горшок — полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик — керамический сосуд для носки питья в поле.
Рыльник
Рыльник — сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
Умывальник
Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Черепушка
Черепушка — керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд — салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
ЧАГА
ГВОЗДЯНКА
ДЫРОВАТКА
ДЫРЯНКА
БАЛАКИРЬ
БЫЧОК — чашка в виде быка.
БОЧКАРЬ — бочонок с носиком, горлышком и ручкой.
ПУДОВИК
ОЙНОХОЯ — керамический кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
ОКРИН — церковный керамический сосуд, чаша; кувшин, горлач, ваз
ТОПНИК
МАСЛЕНКА
ТОПУШКА
ДОЙНИК — большой горшок с носиком и ручкой сбоку.
ДОЁНКА
ДОИЛЬНИК
ЕГОЛЬНИК, ягольник м. ряз. горшок щаной или кашник. Тамб. малый кашничек (от польск. яглы, пшено?). Ягольник яруя, двухвостка, возьми-ка цупызник, да уцупызни яго! горшок перекипает, невестка, возьми-ка уполовник, да уполовинь его. Еголь, егол м. умалит. еголесик, черепок от битой посуды, иверень, верешок.
ДИСКОС — церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену-дископокровец.
ГОРНШЕК
ГОРНЧЕК
ГОРНЕЦ
МАХОТКА, ГОРШЕНЯТКО, МАЛЫШ — высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач
Свежие комментарии