Переулками Москвы. Петроверигский – без храма и без царя
Небольшой, но хорошо известный коренным москвичам Петроверигский переулок – один из немногих, который никогда никто и не подумал переименовать. Хотя имя у него сугубо православное, а поводов для того, чтобы дать какое-то иное название, было предостаточно.
Ещё при царе Алексее Михайловиче переулок пробили от Маросейки с Малороссийского подворья в сторону Ивановской горки с поворотом под прямым углом у новой каменной церкви Положения честных вериг святого апостола Петра. В честь неё и в память чудесного спадения вериг (освобождения от цепей) апостола Петра переулок и назвали.
Храм сильно обгорел при французах в 1812 году, так и не был восстановлен и разобран ещё в 1844 году. 250-метровый Петроверигский так и остался без церкви, хотя выводит прямиком на лютеранский собор Святых Петра и Павла, где сегодня проходят не только службы, но и отменные концерты с органом и необычными инструментами, такими как гусли или армянский дудук.
Церковь возвели на средства семьи Милославских, родни первой супруги второго из Романовых на троне. Сам храм и памятный столб, снесённый после революции, сменило конструктивистское здание общежития коммунистического университета национальных меньшинств Запада работы архитектора Дакмана, не столь известного, как братья Веснины или Мельников.
Истинно революционное название Высшего учебного заведения подкрепили именем польского историка и революционера Юлиана Мархлевского, которое почти до наших дней носил переулок Милютинский или столичная Мархлевка, что не так далеко от Петроверигского.
В те же годы все, кто так или иначе планировал путешествовать, знали, что по адресу Петроверигский переулок, дом 4 находится управление по туризму. Там не без труда можно было выкупить путёвки в пансионаты и дома отдыха, не приписанные к предприятиям и ведомствам. И уже потом, тоже не без труда, получить компенсацию через профком.
Интересно, что кто-то из советской туристической конторы ухитрился даже сохранить за собой небольшой офис фонда «Мостуризм» в этом доме, который почти целиком заняли Русская Промышленная Компания и фонд Боткиных.
Тут же функционирует другая весьма почтенная организация – Росизо. В левой с фасада части бывшего особняка сегодня расположился её выставочный центр.
А когда-то усадьба от дворян Тургеневых перешла в собственность семьи чаеторговца Петра Боткина и его наследников, в том числе знаменитого доктора Сергея Петровича и его сына, тоже врача, Евгения Сергеевича. Того, что был расстрелян вместе с царской семьёй.
С домом Боткиных связан очень характерный для наших дней сюжет, тоже в каком-то смысле монархический, но об этом чуть позже. Сам же особняк не смотрит фасадом на центральные улицы первопрестольной столицы, это редкий образец городской усадьбы в стиле высокого классицизма. С портиком, лепниной, флигелями, воротами с оградой.
В этот дом успели наведаться Гоголь и Огарёв с Герценом, Фет и Белинский, потомок бывших хозяев Тургенев, Некрасов и Толстой, многие другие деятели культуры XIX века. Ближе к революции дом занял брат первого военного министра Временного правительства Николай Иванович Гучков, который женился на внучке П.К. Боткина Вере Петровне.
За усадьбой открыт свободный проход в совсем новый городской парк «Горка», где нашлось место даже для московской стены плача, так как ниже рядом в Спасоглинищевском переулке сохраняет свою позицию синагога хоральная — одна из трёх десятков в Москве.
Парк «Горка» быстро превратился в место почти культовое – его облюбовали любители самого разного рода активностей, как совсем юные, так и из центров долголетия, даже панки и, конечно, студенты. Это не удивительно, так как корпуса того самого университета теперь принадлежат Лингвистическому университету, хотя почти все его общежития сейчас на реконструкции.
Теперь обещанный сюжет, не столь давний. Перед усадьбой, чтобы было хорошо видно и с переулка, и из общежитий, по инициативе Академии художеств не так давно, в 2017 году, были установлены и несколько лет простояли 43 памятника и бюста правителей России от Рюрика до наших дней работы Зураба Церетели, президента Академии.
Среди них нашлось место и Ивану Грозному, что особо отмечалось патриотической прессой и крайне раздражало либеральную публику, которая с подачи в основном зарубежных историков по-прежнему записывает этого царя в тираны и деспоты. Считать ли это очередной победой демократии, судить не автору, но в конце концов «Аллея Правителей России» благополучно переехала в Пензу.
Уходя от парка Горка и усадьбы Боткиных, минуя Университет, оставляем позади слева прекрасно сохранившиеся доходные дома 30-х годов постройки – работы архитектора Бабицкого по-прежнему радуют жильцов красотой и комфортом. Справа всё место почти до конца переулка остаётся за медиками.
В распоряжение Академической клиники профилактической медицины имени Мясникова перешло не только пятиэтажное здание Петропавловского мужского училища, лютеранского при той церкви, куда идёт переулок, но и более новые дома, бывшие доходные или торговые.
У памятника академику Мясникову работы скульптора Оленина всегда живые цветы, а к корпусам клиник примыкает жилой дом, где до революции служебные квартиры выделялись преподавателям Петропавловского училища.
Напротив клиники, которую и сегодня иначе как Мясниковская не называют, сохранились и приведены в весьма достойный вид жилые дома постройки либо XIX столетия, либо уже 30-х годов прошлого века. Это что-то вроде энциклопедии русской и советской архитектуры, хотя фамилии таких зодчих, как Сабанеев, Кильдишев, Сухов или Красильников, мало что говорят даже специалистам.
Завершает, согласитесь, скромный, но весьма симпатичный переулок, в чём не так сложно убедиться, доходный дом, совсем недолго принадлежавший не кому-нибудь, а монахам Саровской пустыни. Его строили по проекту архитектора Барютина, тоже не самого известного, но завершить до полного заселения так и не успели – грянули две революции и экспроприация всего, что уже было не по карману церкви.
Дом достроили уже в советское время, никаких паломников или туристов там не принимали – сразу отдали под коммунальное жильё, и стоит только удивляться, как же хорошо он сохранился.
Остаётся отметить, что в Петроверигском переулке нет не только царя и храма, нет супермаркетов и иного рода объектов третьего тысячелетия. Здесь всего несколько контор и кофеен, и явно витает дух старой Москвы, а до развлечений, общепита и торговли буквально рукой подать.
Свежие комментарии