На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Тут на днях мой драгоценный дитенок существенно провинился и решила я его в качестве наказания временно лишить смартф...Российские военны...
  • Игорь Петров
    Украина: начинает...
  • Михаил Бердников
    "Весёлые" таблетки бесстрашия укросолдатам не добавляют? Время покажет...Украина: начинает...

Независимость Беларуси — в интересах России

Олег Егоров

 

Независимость Беларуси — в интересах России


Неистребимая любовь к Родине



Основной проблемой, обсуждаемой в белорусском информационном пространстве, является почему-то отстаивание национальной независимости. И независимости почему-то именно от России. Достаточно странный подход. Никакой борьбы белорусского народа за независимость до 91-го года места не имело. Не было такого. Имела место борьба польских товарищей. Не всегда и не совсем широких народных масс, но имела. При мрачном царском режиме, но это было «давно и неправда». И к белорусам это имело самое отдалённое отношение.

Тут, как говорится, не надо передёргивать. Польская борьба за независимость — это немного из другой оперы. Так вот, в 91-м тихо, мирно и культурно Белоруссия получила независимость. При кайзере никакой независимости не было и быть не могло, а потому замнём для ясности. Восстановление? Восстановление чего?

Так что, пожалуй, уникальный случай: немаленькое европейское государство получило независимость без единого выстрела. И вот уже позднейшие белорусские политиканы изо всех сил пытаются устроить вокруг этого события истерику. Зачем, простите? И где были все эти «борцуны» за независимость до 91-го года? Я понимаю, хочется драйва, хочется «движухи», хочется накала страстей, хочется «крови мучеников», хочется «страстей Христовых»…

А не было ничего. Всё было скучно, банально и повседневно. Как продажа тазика для бани в советском промтоварном магазине. Понимаете, господа, борьбу надо было разворачивать немного ранее августа 91-го. Иначе некрасиво получается. Все прыжки и ужимки после августа 91-го — это как борьба со Сталиным после марта 53-го… попахивает комедией.

Убивает любое уважение. На корню. Я понимаю, политикам-националистам хочется быть причастными к «освобождению». Но об этом надо было думать немного раньше. Тут кое-кто рассуждал о том, что «белорусы ходили под плёткой». Интересное, наверное, было времечко… А на цепи они случайно не сидели? На галерах не пахали? Мало ли что…

В общем, были нужны герои белорусского национального сопротивления российской оккупации… но их не было. Ни одного. Вообще ни одного. То есть что хочется сказать? Вся истерика вокруг взаимоотношений России и Белоруссии была, по сути дела, накручена. Разными заинтересованными лицами (не очень порядочными), пытавшимися на этом сделать карьеру. Типа русские — оккупанты, а я типа герой и буду вас от них защищать…

Никто из этих «героев» ни капли крови за белорусский народ не пролил. Как-то так. О чём тогда разговор? Как можно всерьёз воспринимать людей, которые только глотку могут рвать? Как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Никто из них не пролил ни капли крови за белорусов. В чём доказательство их любви к Отечеству? В таких вещах на слово верить не стоит.

Дела политические


Собственно говоря, всё было хорошо! И никаких особых проблем на горизонте не наблюдалось. Выборы Лукашенко? Ну, извините, это как бы личное дело белорусов, и только их. При чём тут Россия? Россия поддерживала официального лидера, избранного народом Белоруссии. Какие тут могут быть претензии? Белорусы как-то не хотят вспоминать, что достаточно долго Лукашенко был популярен. В Беларуси, а не в Кремле, если что.

Вот не нравится мне эта попытка повесить откровенный косяк с выбором национального лидера на Россию. Выбор делал белорусский народ — ему и отвечать. Сегодня я вот тоже могу спросить: а почему вы поддержали Лукашенко? Ведь проблемы с ним обозначились ещё в середине 90-х. Чего вы ждали? Это американцы любят «выбирать» племенных вождей для туземцев. Россия так не работает. Брать на себя выбор лидера и политического курса в соседнем государстве? Не слишком ли большая ответственность? Понимаю, сегодня большинству белорусов категорически не нравится то место, где оказалась их страна в результате их выбора. Но что делать? За спиной Лукашенко не стояла «дивизия спецназа ФСБ».

Если что, то в России за последние 30 лет возник совсем другой режим, с белорусским имеющий весьма мало общего. Белорусская «оппозиция» любит одной строчкой объединять Путина и Лукашенко, но это не совсем корректно. Немного разные страны, немного разные политические системы. Увы. Россия своих правил игры не навязывала, как и своих политиков. Возможно, и напрасно, потому как тот результат, который получился в Беларуси, не устраивает никого, а прежде всего самих белорусов.

И вот тут начинает сказываться определённый «инфантилизм», иначе и не назовёшь… Почему-то никто не говорит в сегодняшней Беларуси: «Это мы виноваты». Почему-то виновата Россия, которая как раз принципиальных решений за белорусов не принимала.

Вообще, с 91-го Беларусь — независимое государство, со своей столицей, своим флагом, своим парламентом, своими законами. Своей политической системой, если что. И с той поры ничего принципиально не менялось. Беларусь оставалась независимой. И типа якобы «Союзное государство» тут не поменяло абсолютно ничего. Де-факто шли какие-то преференции Минску (серьёзные), но вот через 20 лет окончательно выяснилось, что все решения по внутренней и внешней политике Беларуси принимаются исключительно в Минске. С оглядкой на мировое сообщество, но не на Россию.

А ведь это и есть та самая независимость. А вы её себе как представляли? Если в виде зарплат по две тысячи евро, то это немного из другой оперы. За независимость давным-давно не нужно бороться. Она была получена ещё до Лукашенко, который к её получению никакого отношения не имеет. С 91-го года РБ — независимое государство, и все, кто призывает бороться за независимость, — не очень честные люди. Потому что независимость была получена до них и без них.

Игра не по-честному


Многие россияне искренне удивляются: почему белорусы не испытывают абсолютно никакой благодарности за экономическую помощь, полученную за годы правления Лукашенко от России? А дело обстоит именно так: никто в РБ никакой благодарности не испытывает и испытывать не собирается. Позиция такая: «Вы обязаны». Что вызывает в России ещё большее удивление.

А всё дело в том, что главное — не реальные дела, главное — то, как это подаётся в прессе. Важнее всего пиар. Так вот, Лукашенко понимал дружбу с Россией весьма и весьма оригинально. Винить во всех бедах и вешать всех собак на Россию в РБ за последние четверть века стало традицией. Всё хорошее — от главного борца за независимость, всё плохое — от олигархической Москвы.

Понимаете, на самом деле всё очень плохо, а главное — полностью испортилось отношение белорусов к России. В случае предъявления очевидных доказательств антироссийской деятельности белорусского (то есть их собственного!) государства немедленно следует монолог на повышенных тонах: а вы вообще никто, и скажите спасибо, что мы вообще с вами разговариваем.

И тем не менее автор особых проблем не видит. Тут вам не Украина. И вот как раз очень здорово, что у нас два государства. Просто замечательно. Иногда жить порознь лучше, чем вместе. Если ваши взгляды и привычки различаются так сильно.

Всё больше и больше удивляюсь: зачем вообще городить огород? И в области внутренней политики, и в области внешней, и в области экономической политики Россия и Беларусь всё больше расходятся. Зачем пытаться это объединить в одну «квазигосструктуру»? Какой в этом смысл? Если белорусы хотят жить в своём государстве по своим правилам, то ради бога. Просто замечательно. Знаете, никого ни за что не хочется агитировать.

Все интеграционные проекты в РБ откровенно играют против нас — любое такое предложение в Беларуси оформляется в виде очевидного доказательства попыток России захватить Беларусь. Простите, оно нам надо? После захвата украинских кораблей-нарушителей группа белорусских активистов возложила бумажные кораблики к российскому посольству в знак протеста. Если кто не помнит, то после уничтожения российской «сушки» к турецкому посольству в Минске не вышел никто, а Лукашенко помчался в Турцию обниматься с Эрдоганом.

Зачем вам внутри страны откровенная европейская «колонна»? Прозападная и антироссийская? Нам что, Прибалтики в своё время не хватило? Экономики в РБ нет, есть громадные долги, воевать за Россию РБ не хочет категорически (нас гонят на убой!), ресурсов там кот наплакал… чего от них добиваться?

Время — деньги


Вам не кажется, что мы слишком много сил и средств потратили на «братскую» Украину? Сил, средств, внимания и, главное, времени? После чего гордая украинская нация поскакала за печеньками? У нас любят говорить про потерянные деньги, а мне хотелось бы указать на потерянное время. Можно возместить деньги, но никто не может возместить время. Самое главное: мы слишком долго работали с Украиной, уделяя ей основное внимание. В расчёте на «нечто».

Зачем наступать с Беларусью на те же грабли? 20 лет идёт разговор о некоем «Союзном государстве», но мы так ни до чего и не дошли. Вы, простите, хотите этим заниматься до бесконечности? Или больше на планете государств нет и заняться вам больше нечем? 20 лет все танцы идут вокруг того, что белорусы хотят иметь «Союзное государство» и «общий рынок» исключительно на территории России, а что их, то их, и туда россиянам хода нет — там «нэзалежна держава».

Обсуждать же одно и то же по 20-му кругу несколько странно. Ничего принципиально нового мы уже не услышим. Необходимо двигаться дальше. Да, «был проект». Да «не выстрелил». Ну и что теперь? Рыдать и рвать на себе остатки волос?

А нет никаких конфликтов


На самом деле все «конфликты» достаточно надуманны. Не было ни «имперской оккупации», ни «борьбы за независимость», героев борьбы за независимость тоже не было и нет. Это всё информационные фейки. И делить русским и белорусам нечего — у каждого народа сегодня своё государство, и где тут повод для конфликтов? У каждого народа своя экономика и свой бюджет. Свой президент и своя армия. И это уже очень давно имеет место быть.

На самом деле автор гораздо больший сторонник белорусской независимости, чем даже Александр Лукашенко или белорусская оппозиция (а она есть). Просто из прагматичных соображений. Потому что уже надоела откровенно ненормальная ситуация с государственной контрабандой, требованиями денег и громкими воплями об угрозе аннексии. Как бы уже не смешно.

Нам и делить уже нечего: всё поделено и граница проведена. Принципиальная разница с Крымом в том, что белорусы себя русскими не считают и в Россию не рвутся. Ну и бог с ними. Вольному — воля, святому — рай. Не нравится как раз искусственно высокая конфликтность по линии Москва — Минск. И лучшее решение — фактическое признание наличия двух государств, что имеет место быть уже скоро 30 лет. Всё, занавес. Остальное вторично.

Поддерживая «умные» разговоры об «интеграции», мы постоянно подставляемся. Не надо позволять использовать себя в качестве жупела в чужих политических играх. Аккуратней надо с такими вещами. Ни среди населения РБ, ни тем более в руководстве массового желания интеграции нет. А тогда зачем? А чтобы был повод поскандалить по теме «разных цен на газ» и «угрозе аннексии» (Россия нам дорого продаёт газ и хочет захватить, захватить, используя газовый шантаж, чтобы продавать газ ещё дороже).

Зачем нам участвовать в чужих разборках, пусть и в качестве «весомого аргумента»? Лучшая и политически правильная позиция — постоянная демонстрация уважения к госсуверенитету РБ. И прекращение всех и всяческих «интеграционных бесед». До добра они нас точно не доведут.

Независимость Беларуси — в интересах России

Почему у нас ракеты падают, а самолёты не получаются


Советский и российский «аэрокосмос»



Собственно говоря, советская аэрокосмическая промышленность была гордостью страны (хотя, к сожалению, большая часть её достижений тогда была засекречена). Но и ракеты запускались в космос сотнями, и новые самолёты (самых разных классов) создавались вполне регулярно. И всё это было, и всё это работало, и сейчас (постфактум) мы можем этим гордиться.

Не сказать, что всё это всегда работало как часы, аварии случались, и провалы случались, но плюс явно перевешивал минус. И ракетами, и самолётами можно было гордиться. И делали их много, и летали они очень часто. А вот дальше (уже в «независимой России») начались недетские проблемы. Внезапно запускаемые аппараты перестали выходить на расчётные орбиты.

Проще говоря, ракеты стали падать. И это стало происходить очень задолго до Рогозина. И каждый раз расследование, разбирательство… якобы принимались меры. И с проектированием новых ракетоносителей и баллистических ракет возникли недетские проблемы. Достаточно вспомнить эпопею с «Булавой». Кстати, чем там дело закончилось? И закончилось ли? То есть мы внезапно упёрлись в тот факт, что новая перспективная ракета для подводных ракетоносителей попросту не летает.

И были скандалы, и были доработки, и были разбирательства. А запускаемые космические аппараты как падали, так и продолжают падать. Вместо того, чтобы выходить на расчетные орбиты. Попытка конструировать и производить новые «российские» самолёты тоже столкнулась с гигантскими проблемами. Первый постсоветский транспортный самолёт «Ил-112» шедевром не оказался. Как и первый постсоветский гражданский «Суперджет-100».

Нет, как раз по сравнению с эпохой советской, с рекламой и пиаром теперь у нас всё в порядке. Продвигают и рекламируют. И создают впечатление. Но всем уже понятно, что дела в российском «аэрокосмосе» не просто хуже, а, так скажем, гораздо хуже. Никакие «перетрахивания» Роскосмоса или ОАК ни к чему позитивному не привели.

К «вновь созданным» «Ил-112» и «Суперджет» существует миллион вопросов именно по конструкторской части. Самолёты-то по идее не самые сложные и не самые секретные (почему я и не упоминаю всякие там Су-57). «Проходные» самолёты. Просто ближнемагистральный лайнер и просто лёгкий транспортник, но «что-то пошло не так».

Вот если это брать всё по отдельности, то да, что-то можно объяснить и оправдать. Но если взять всё вместе… то картинка вырисовывается не очень радостная. То есть невольно приходится задаваться вопросом: а что у нас вообще с аэрокосмической промышленностью? Нет, былые достижения и разработки — это здорово, но что Россия может сегодня в этой сфере?

Шкурный вопрос


Вот таки есть определённое недопонимание причин советского прорыва сначала в авиации, а потом и в космической сфере. Там всё про «энтузиазм масс» и «плановую экономику» задвигают. Но не всё было так просто. В советское время в данной сфере работали, так сказать, самые умные, толковые и грамотные. И достигалось это весьма просто — особых альтернатив не было: в Америку не уедешь, бизнес не откроешь, «Газпрома» тогда не было.

Зачастую для талантливого человека (и технически грамотного) открывалась одна сфера — оборонка. А там платили больше и на «исследования» много денег давали. И на разработку новой техники. Если гражданские заводы/гражданская продукция зачастую были устаревшими, то в сфере оборонки этого позволить было никак нельзя.

Поэтому и новое оборудование, и новые технологии, и новые разработки. И зарплата выше. Но всё это было тогда. После 1991-го года ситуация кардинальнейшим образом «развернулась». Я понимаю, банально и избито. И все об этом знают, и все желающие на этой теме «оттоптались».

Однако… однако как-то остаются за кадром многие вполне очевидные вещи. Не было никакой «советской магии», просто в «аэрокосмос» вваливали деньги мешками. Ну, и было грамотное руководство, и спрашивали по полной программе. Те, кто решил работать «по советской схеме» после 91-го года, во-первых, не понимали смысла и сути этой схемы, а во-вторых, абсолютно не понимали основных принципов капитализма. И в любом случае не понимали того, что нельзя совместить несовместимое.

Но и там, и там (и при американском капитализме, и при советской системе) значительная часть расходов шла на подготовку и оплату высококвалифицированных кадров. И вот от этого нам никуда не уйти, и судьбу тут никак не обмануть. Высококвалифицированного специалиста готовить долго, сложно и дорого. И за пять копеек он работать не будет. Это было верно и для Рузвельта, и для Сталина. Никакой «пропаганды» и никакой «социальной справедливости» тут нет. Чистая экономика.

Для создания ракеты/спутника/самолёта нужно много высококвалифицированных и весьма узких специалистов. И это ограничение никак не обойти и никак не обмануть. При уходе из отрасли данные кадры весьма быстро теряют квалификацию, а подготовка новых занимает долгие годы и стоит уйму денег. То есть набрать смену «из-за забора» никак и ни у кого не получится. Такие кадры сами по себе не возникают. Их надо готовить, а потом удерживать. Чем? Материальными благами! А вы как хотели?

Таким образом, зарплата у подобных граждан должна быть гораздо выше, чем «в среднем по больнице», причём вне зависимости от наличия заказов. Нравится вам это или нет. При СССР с этим проблем не было. Работали физматшколы, были сильные технические вузы (мирового уровня и выше!), и всё это достаточно неплохо финансировалось. То есть сначала отбирали лучших, потом их отлично готовили, потом отправляли «ковать щит державы». Ну и гражданской авиации доставалось, хотя практически весь космос был военным.

При введении рынка всё драматически поменялось. Но не принципы создания техники завтрашнего дня. Для этого по-прежнему нужны лучшие из лучших. А на дворе рынок и коммерция…

Значит, надо платить, скажет кто-то весьма наивный… Тот, кто не понимает особенности российской экономики и общественного устройства.

В России не принято платить за квалификацию


Вот как-то так дело обстоит. Не принято, и всё тут! Не любят у нас эту тему. Ни в инженерной сфере, ни в преподавательской, ни в конструкторской, ни в какой. У нас принято платить за занимаемую должность, так сложилось исторически. При так называемой рыночной экономике в первую очередь стали резать «нецелевые расходы»: зарплаты и социальные расходы. И пышным цветом расцвела рыночная уравниловка для рядовых сотрудников: всем платят практически одинаково мало.

В результате разбегаться стали прежде всего самые умные и квалифицированные. То есть если человек умеет только «красиво сидеть на стуле» и во всём соглашаться с начальством, то его такие «зряплаты» могли и удержать, но грамотные спецы стали разбегаться в разные стороны, кто в бизнес, а кто и за границу.

Со скоростью звука разбегаться. Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, аэрокосмос — это не для каждого. Тут нужны отборные кадры. Если набрать людей «по объявлению», то результата не будет. Хорошего инженера для аэрокосмической промышленности надо готовить из хорошего абитуриента с первого курса. Лет десять, включая азы практической работы.

И самое смешное: он не должен никуда «убежать», иначе вся система сломается. Это штучные специалисты, потоком их готовить не получится. Начинать нужно со старшеклассников, выбирая самых толковых. Собственно говоря, при СССР так дела и обстояли. Что и обеспечивало результаты.

Да, торговать сахаром или сантехникой можно научить любого (если у него есть талант к продажам). За короткий срок научить. С проектированием и изготовлением летательных аппаратов подобные фокусы не проходят. Ни за три месяца, ни за три года подготовить с нуля специалиста не получится. И далеко не из каждого можно подготовить авиаконструктора или конструктора космической техники. Ибо «не только лишь все», мало кто… Специалиста по сборке подобных аппаратов тоже не подготовишь за месяц из первого встречного.

А что надо сделать в рыночной экономике для достижения всех этих целей? А денег платить очень много, гораздо больше, чем среднему «манагеру». Иначе никак. Человек, который выбрал подобную стезю, должен быть чётко уверен, что в данной сфере он заработает в разы больше, чем работая «в продажах» или на рынке. Иначе просто вот это всё затевать не стоит.

Причём платить много денег придётся именно рядовому исполнителю. Как известно, господин Рогозин получает зарплату больше… чем глава НАСА. И это не может не радовать. Беда в том, что рядовой специалист Роскосмоса получает раз в 10 меньше, чем его американский коллега аналогичной квалификации. И, в отличие от времён СССР, они живут в одной экономической системе. Хочешь получить квартиру? Бери ипотеку!

Из личного опыта: общался с француженкой, чей брат ушёл работать как раз в аэрокосмическую промышленность (у парня прорезался талант к математике), так вот, и зарплата у него… почти как у марсианина. Шутка, конечно. То есть больше настолько, чем у рядового француза, что завидовать бессмысленно. Совсем другие деньги. И «дёргаться» ему смысла нет никакого. За пределами своей квалификации он нигде столько не заработает. «Уходить торговать сантехникой» для него просто глупо. И даже «соцпакет» у него присутствует. И профсоюз есть (настоящий!).

Человек «на социальном лифте» уезжает высоко наверх. Не верите? И правильно делаете! У нас так не принято! От слова «совсем» и от слова «никогда»! Ты можешь конструировать ракеты, а можешь продавать унитазы, «зряплата» у тебя будет «в первом приближении» примерно одинаковой. Если не меньшей в первом случае. Да, и «при Сталине» такого не было. Именно поэтому «при Сталине» были новые аэропланы.

Но, как уже было сказано, у нас принято платить «за должность». И практически в любой сфере есть сегодня громадный разрыв между, например, рядовым педагогом/врачом и директором. И никого это не удивляет. Во Франции практикующий врач высокой категории (не говоря об Америке!) может получать в итоге гораздо больше, чем его начальник — «чистый администратор». Потому что подход другой. Потому что именно он зарабатывает деньги для фирмы. У нас так рассуждать не принято. Начальство — оно священно, как отблеск высокого огня…

Почему оно так


Собственно говоря, всё это — тяжёлое наследие слишком позднего феодализма. Поздновато у нас отменили крепостное право. Да и после того экономических свобод было не так чтобы много. В итоге сложилось то, что сложилось. То есть быть грамотным специалистом у нас экономически невыгодно, выгодно быть начальником. То есть я не про «социяльную» справедливость, я про хайтек в постфеодальной системе отношений.

В средневековой Европе тоже было гораздо выгоднее быть «рядовым бароном», чем гениальным торговцем или умелым ремесленником. А потому что! Система была такая у них. Потом эту систему (с кровью!) сломали. И была создана (у них) совсем другая система отношений. Менее иерархичная и более рыночная. Европа уходила от феодализма очень тяжело и болезненно. Это стоило ей многих войн, революций и жертв. Но она от феодализма ушла.

В общем и целом. По крайней мере, развитые и богатые страны северо-запада Европы. А те страны, которые данной «экзекуции» не провели, например, Испания или южная Италия, очень серьёзно отставали в той же экономике и технике. Безнадёжно отставали. Ещё в веке 16-м Испания и Турция — мировые мегадержавы, перед которыми трепетала Европа. В веке 17-м они буквально сошли на нет. Потому как феодализм они «преодолеть» не смогли. Или не захотели.

Причина внезапного (для России) подъёма Японии в конце 19-го века — как раз предельно жёсткий отказ от феодализма. Нет, «родимых пятен» феодализма у них осталось выше крыши, но в 1904-1905 гг. они преподнесли ряд сюрпризов Российской империи. Хотя бы потому, что решительно отказались от «конфеток, бараночек…» и разных прочих прелестей феодализма. «Рассамураивание» там шло предельно жёстко. А вот Николай II даже после поражения от Японии не был готов к столь решительному развороту (дворяне, крупные землевладельцы — опора трона).

Ситуация же, когда всё меряется не в деньгах и эффективности, а в должностях, статусах и званиях (и количестве подчинённых!) — это во многом как раз феодализм. Собственно говоря, из Российской империи, СССР и Российской Федерации уехали тысячи и тысячи учёных и инженеров мирового уровня. На Запад уехали. На «богомерзкий» и «аморальный» Запад. Начальство же сидит ровно и демонстрирует «патриотизм».

Именно в 2010-х окончательно стал понятен научно-технический провал в России. Самолёты не получаются, а ракеты падают. И генеральный конструктор КБ Ильюшина что-то там вещает про «слабеньких конструкторов». Которые, по понятным причинам, не сильно-то горят работать за весьма скромную по современным меркам зарплату. А если самолёт проектирует кто попало и как попало, то он и летает «соответственно». В нашей же системе иерархического распределения ресурсов до рядового исполнителя (пусть и высококвалифицированного) доходят копейки.

В принципе, при копке арыков, прокладке дорог и возведении крепостных стен такая схема вполне себе работает. При проектировании же современной техники такая система работать отказывается принципиально. Ещё раз: в СССР (успешный пример с точки зрения патриотов) людей и кормили хорошо, и не пускали за рубеж. В принципе, в позднем СССР в «аэрокосмосе» тоже была разбухшая пирамида (далеко не столь ужасная по неравенству), но она неплохо снабжалась за счёт возможностей сверхдержавы, и рядовой исполнитель был мотивирован. Сегодня директоры предприятий хором жалуются на отсутствие рабочих кадров. Тут есть определённое лукавство: постоянно и стремительно сокращается количество желающих делать высококвалифицированную работу за зарплату уборщика мусора.

Никто не хочет работать на станках с ЧПУ стоимостью в миллион евро и получать при этом двадцать тысяч рублей. Неинтересно это. И директора буквально плачутся в голос. А почему зарплата мизерная? А потому что система распределения денег — классическая феодальная. И доход станочника формируется «по остаточному принципу». И желающих участвовать в этом аттракционе небывалой щедрости становится всё меньше и меньше.

Ну не мог при СССР начальник цеха получать даже в 5-8 раз больше хорошего рабочего, не мог! И не мог директор крупного завода купаться в роскоши на фоне голодных токарей и технологов. Потому и результат был. Неутешительные результаты в медицине и образовании заметны меньше. А вот самолёты и ракеты… тут не скроешь. Собственно говоря, у нас не то что новое, старое и чужое с трудом эксплуатируют.

Падают же ракеты советской разработки. То есть уже по давно известной технологии работать не получается. И падают «Боинги» и «Аэробусы» российской ГА, которые в Европе, Штатах и Китае (!) имеют куда меньшую аварийность. Российская ГА имеет аварийность на уровне, далёком от европейского. А система такая, на всём экономят. И на зарплатах персонала (не начальства!), и на обучении, и на техобслуживании, и на топливе. И статус КВС в России и Европе очень и очень разный. Не экономят, однако, на пиаре, особенно после очередного: «Виноват человеческий фактор».

И тут уже начинаются запредельный «патриотизм» и поиски врагов и вредителей. Между тем системный кризис российского «аэрокосмоса» — верный признак несоответствия необходимых для высоких технологий производственных отношений и сложившейся общественной системы. Британцы и русские строили в начале 18-го века промышленность параллельно (!). Но британцы широко внедряли паровые машины, а русские — посессионных крепостных крестьян. Через полтора века результаты показали себя во всей красе как раз у берегов (и на берегах) столь любимого нашими патриотами Крыма.

Почему у нас ракеты падают, а самолёты не получаются

Картина дня

наверх