Русский космос: и Юрий Алексеевич нас простит?
Для начала: столько раз встречал в Сети это фамильярное такое «Юра, прости, мы все …протеряли», что хочется заметить, что все-таки Юрий Алексеевич, как ни крути, если есть хоть немного воспитания.
Но теплится надежда, что простит. Есть надежда, пока еще не умерла, что космос заслуженно станет русским, что мы вернем все, что потеряли, сменяв за выплаты от американцев и европейцев за работу космическими извозчиками.
Столько было всего напланировано и красиво заявлено нашим обер-популистом Дмитрием свет Олеговичем, что любое высказывание насчет далеко идущих планов вызывает такую легкую оскомину… ну как от известия о том, что «Луна» прилунилась. Вдребезги.
Но вот что тут будешь делать – человек такое явление, хочется верить в сказку! Особенно с красивым концом, когда дракону отшибают все головы, а царевна идет под венец с героем-победителем. И точно так же хочется верить в то, что на орбиту выведут новую станцию, где российские космонавты будут хозяевами, не зависящими от идиотизмов иностранцев, способных по заскоку начать сверлить стену МКС.
Вообще очень хотелось бы, чтобы стало именно так. И заработало. Да, совсем необязательно, чтобы там постоянно присутствовал экипаж, китайцы летают на свою станцию по необходимости и согласно планам, и все нормально. Это приближающийся к пенсионному возрасту МКС надо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, а новой станции совершенно необязательны комплексы работ по поддержанию ее работоспособности.
2 июля этого года вроде бы забрезжил свет в конце тоннеля российской космической безысходности: глава Роскосмоса Юрий Борисов подписал план создания Российской орбитальной станции (РОС).
Борисов, при всех его недостатках, фигура все-таки более серьезная, нежели его предшественник и к его словам хотелось бы относится более уважительно и с вниманием.
Итак, Роскосмос начнет строить новую орбитальную станцию на околоземной орбите
Как все будет выглядеть, можно спрогнозировать, почитав ряд материалов на сайте Роскосмоса. Три года предварительной подготовки, и в декабре 2027 года все начинается.
На самом деле, стоит подумать вот о чем: три года – это в масштабах космической стройки ни о чем и вот почему: решение о строительстве МКС (второе, которое уже с Россией) было заключено в 1992 году. А первый старт в рамках создания МКС состоялся в 1998 году. А первое, после которого начались работы, между США, Канадой, Японией и Европейским космическим агентством, было в 1988 году.
Россия тоже пришла в проект не то что не с пустыми руками, наоборот, у России были технологии, которых не было у коалиции. И без России было действительно нереально построить МКС.
И все началось с чего? С того, что «Заря», пусть и принадлежащая НАСА, была построена у нас и выведена на орбиту нашей ракетой. И первый год своего существования МКС смотрелась ну совсем не так, как она выглядит сейчас.
МКС в 1999 году
Примерно то же самое будет у нас, только все придется делать своими силами. Но то, что «на раскачку» дается по плану всего три года, надеюсь, говорит о том, что работы велись раньше.
Декабрь 2027 года. Новогодним подарком «Ангара-А5М» должна вывести на орбиту и стабилизировать там НЭМ, научно-энергетический модуль.
Июнь 2028 года. Через 6 месяцев опять же тяжелая «Ангара» должна будет вывести на орбиту сборку сразу из двух элементов: универсальный узловой модуль и состыкованный с ним шлюзовой модуль.
Собственно, на этом сердце станции уже будет готово. Узловой модуль – на фото можно понять, в чем его роль, это просто узел, к которому будут пристыковываться модули, составляющие саму станцию. Переходник.
Почему его запускают во вторую очередь? Потому, почему готовый «Юнити» ждал, пока запустят «Зарю». Масса. Сперва пошла более тяжелая «Заря» (20 тонн), потом к ней пристыковали «Юнити» (11 тонн). То же самое и с УУМ и НЭМ – НЭМ тяжелее, поэтому он пойдет первым, а к нему будут пристыковывать более легкую сборку из УУМ и шлюзовой модуль.
Октябрь 2029 года. Запуск опять же «Ангарой» двадцатитонного базового модуля.
Собственно, вот. Основа станции готова к работе, есть жилой отсек со всем необходимым, есть энергия, есть куда стыковать грузовые корабли с оборудованием, жизнеобеспечением и так далее.
Китайские коллеги начинали с меньшего – с копии «Салюта», и ничего, все у тайконавтов складывается нормально. Зато, как говорится, все свое и не в кредит.
Три года на подготовку и отработку, три года адовой работы – и нечто, напоминающее МКС на уровне 2000 года, у нас будет.
План Роскосмоса по строительству РОС.
Если внимательно посмотреть на предыдущие публикации, посвященные вопросам РОС, то вообще особых отличий от первоначального плана, представленного Борисовым еще в прошлом году, как бы и не имеется.
Добавлены запуски в начале и конце 2032 года двух научных модулей ЦМ-1 и ЦМ-2.
В целом – ну более чем оптимистичный план. Я бы сказал – мегаоптимистичный, потому что совершить такое, такую сказку сделать былью – случись все по плану первый стану орать, что Борисову надо Звезду Героя труда вручать. За спасение российской космонавтики.
По сути, ничего сверхъестественного в плане нет, он довольно жизненный. И все бы ничего, если бы не огромное количество накладок и нештатных ситуаций, которое преследовало российскую космонавтику в последние годы.
Правда, есть и ложка не знаю, чего в общей бочке оптимистичного меда. И это, собственно, пилотируемый корабль, которого пока нет.
Роскосмос уже объявил, что к новой станции «Союзы» летать не будут. Все, корабль реально (несмотря на 50 лет модернизаций) уже устарел (это правда), не отвечает запросам в плане как доставки грузов на орбиту, так и их возвращения. Сложно с этим спорить, действительно, ТТХ у семидесятилетнего «Союза» совершенно не сравнимы с параметрами современных кораблей типа того же Crew Dragon, но на стороне советского корабля надежность конструкции, подтвержденная десятилетиями.
«Орел»
На новую станцию должен летать новый космический корабль. Более грузоподъемный, более современный и так далее. То есть, то, что разрабатывается с 2009 года и называлось «ПТК НП», потом «Федерация» (хотя голосованием кораблю дали имя «Гагарин»), затем уже рогозинский Роскосмос затеял переименование и получился «Орел».
Вот если бы всю ту энергию, которая была потрачена на именование и переименование корабля, да на что-то другое потратить, точно было бы больше пользы. Но вот такие времена, что название корабля, которого еще толком-то и нет, намного важнее, чем что-либо еще.
Да, на бумаге «Орел» смотрится реальным таким орлом. Больше грузоподъемность, больше берет космонавтов на борт, дольше может обеспечивать жизнедеятельность, да, есть и санузел, и мини-столовая.
Но вот беда – «Орел» пока никак не может полететь. Чучелом, тушкой, макетом – не может. В декабре 2019 года РИА «Новости» опубликовали материал, из которого следовало, что «Ангара-5» не поднимет «Орла», масса которого оказалась слишком большой: 22 тонны 343 кг, в то время как разработчики ракет рассчитывали на массу до 19 тонн 848 кг. Максимум, что может поднять «Ангара-5П» на околоземную орбиту – 21 тонна и 200 кг. 1 143 кг – это огромный вес по космическим меркам. Но что делать? Все, что сейчас может предложить российская космическая отрасль – это «Ангара-5П» как самая мощная ракета. «Енисей», увы, остался там же, где и мечты о пилотируемом полете на Луну.
В августе 2023 года главный конструктор Российской орбитальной станции Владимир Кожевников сообщил, что первый запуск перспективного транспортного корабля нового поколения «Орёл» к ней состоится с космодрома Восточный в 2028 году. Время в общем еще есть, но смотрится все это довольно так себе главным образом потому, что о предстоящем первом полете «Орла»/«Федерации» нам регулярно сообщали аж с 2018 года.
В общем и целом, история космического корабля, который не может лететь на Луну, потому что нет ракеты-носителя и не может лететь к РОС, потому что слишком тяжел для ракеты-носителя, которая есть, продолжается.
Но – Роскосмос говорит, что в 2028 году мы увидим первые три орбитальные экспедиции КК «Орёл» с РН «Ангара-А5М» к РОС. Первый полет будет беспилотным, пройдет в режиме «старт-сближение-стыковка-расстыковка-возвращение», второй и третий, соответственно, в июле и октябре того же 2028 года.
Что ж, ждать не очень долго.
Не стоит забывать, что вывод на орбиту компонентов РОС – это только половина дела. Вторая половина – это наполнение станции всем необходимым для работы, начиная от запаса кислорода и воды до научной аппаратуры. То есть, потребуются грузовые корабли и ракеты-
носители.
«Прогресс РОС»
Грузовик есть. Это «Прогресс РОС», версия старого и надежного «Прогресс МС» массой 7,3 тонны, но с РН «Союз-2.1б», более мощной ракетой-носителем, чем обычная «Союз-2.1а».
Это обусловлено в первую очередь замыслами Роскосмоса отравить РОС на полярную орбиту. Есть такой параметр, как наклонение орбиты. Это угол между плоскостью экватора и орбитой космического аппарата. МКС имеет наклонение орбиты 51,6 градуса, китайская станция – 42 градуса, что, кстати, делает очень сложным (если не невозможным) полет к ней космических кораблей с российских космодромов.
Предполагается что РОС будет находится на орбите с наклонением 96,8 градусов. Сложная орбита, но выгодная по многим параметрам. Здесь есть интересный момент – в апогее своей орбиты РОС может выйти из так называемых радиационных поясов земной атмосферы, которые защищают экипаж от космических излучений.
С одной стороны – это действительно очень полезно, поскольку позволит изучить эти самые излучения и способы защиты от них. Для предполагаемых межпланетных перелетов к другим телам Солнечной системы это архиважная информация. Если, конечно, мы собираемся реально лететь, а не снимать мультики про полеты на Луну, как некоторые.
С другой стороны – все это потребует дополнительных мер защиты экипажа.
И здесь становится понятным намерение не держать на станции постоянно экипаж. По крайней мере, до тех пор, пока не будут отработаны надлежащие способы защиты от всех возможных факторов.
И плюс не очень приятный момент в плане грузовых кораблей: по-прежнему двигатели «Прогрессов» будут использоваться для корректировки орбиты станции, потому что по изначальному проекту НЭМ, который готовился для работы в составе МКС, не имел двигателей для осуществления маневров. То есть, стабилизация орбиты будет возложена на двигатели грузовиков, а вот каким образом будут осуществляться маневры по уходу от метеоритов и космического мусора – вопрос-загадка. Есть, конечно, вариант доработки модуля в плане оснащения его маневровыми двигателями и запасами топлива, но это может оттянуть момент готовности еще дальше.
В общем, поводов для скептицизма более чем достаточно. Вообще планы Роскосмоса в свое время, когда из лихо озвучивал Рогозин, стали объектом для насмешек. Разговоры на тему Марса и Венеры на фоне гробящихся на старте спутников и расколоченной лунной станции – это, конечно, было бы очень оптимистично, если бы не было так печально.
Но есть как положительные моменты, так и отрицательные
Положительное – это то, что «Восточный», несмотря на мегаворовство, практически закончен. НПП «Прогресс», ГКНПЦ имени Хруничева, РКК «Энергия», НПО «Молния» находятся в работоспособном состоянии и могут выпускать космическую технику.
Отрицательные моменты заключаются в том, что практически с краеугольным камнем в виде КК «Орел» все очень непонятно. Да, конечно, у нас все еще есть «Союз», который запросто может полететь и доставить космонавтов на станцию и обратно. И вполне вероятно, что этот космический аппарат запросто отметит на работе свое столетие. Почему нет? Семидесятилетние «Жигули» все еще катаются по дорогам, а тут техника более высокого полета.
Конечно, программа, вроде бы как утвержденная по всем правилам – это нечто большее, чем сделанное годами ранее предложение по РОС от РКК «Энергия», и вместе с уходом с МКС это действительно может дать шанс РОС, потому что можно будет перебросить ресурсы с одного проекта на другой.
Ну и извечная нехватка денег. Тут другой вопрос, что то, что выделяется, осваивается кругом и рядом криво, но тут ничего не поделать. Конечно, вопросы международного сотрудничества могут иметь место, ходят слухи, что были сделаны предложения такого плана «своим» из БРИКС типа Турции, Бразилии и ЮАР, но…
Вот действительно, лучше с китайцами дружить. Но в ряде источников говорилось о том, что наши корабли, стартовав с «Восточного» (Байконур списываем напрочь) не могут (или могут с большими сложностями) достичь китайской станции «Тяньгун», у которой своеобразная орбита. Китайские корабли могли бы летать в сторону РОС, но вот вопрос – надо ли это китайцам? Они за 20 лет прошли путь, на который мы потратили больше пятидесяти, и у них все пока получается.
Китайская орбитальная станция "Небесный дворец"
В итоге помощников у России нет и не планируется. Как и 60 с лишним лет назад, рассчитывать можно только на свои возможности, но может, оно и к лучшему?
Хотя как сказать… Для того, чтобы сказка стала былью, за 6 лет реализации программы, с 2027 по 2033 год кроме пилотируемых пусков «Орла» (3 шт) Роскосмосу придется осуществить не менее 12 стартов тяжелой «Ангары А5М» и минимум два десятка «Прогрессов».
Учитывая, что за полтора года 2023-2024 был всего один старт «Ангары А5», все, конечно, выглядит немного фантастически.
Однако, если вспомнить, то «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Почему нет? Тут все просто: до конца программы не так уж и много времени, мы запомним.
Но согласитесь, было бы идеально, если на этот раз российские чиновники Роскосмоса выполнили бы взятые на себя обязательства и случилось бы чудо: без оговорок и отговорок, в 2033 году у России снова будет свое место на орбите, свои корабли, на которых будут летать не только до орбитальной станции, но и дальше. Вот это – закономерный итог эпохи ошибок и просчетов, который заставит всех в мире вспомнить, кто был первопроходцем в космосе.
Но только прошлым жить нельзя. Через 30-40 лет никто на Западе и не захочет вспоминать, кто там был первым. Особенно на фоне их успехов, которые все-таки есть. Да, это не государственное НАСА, это частные компании, но какая разница?
Смотреть на сегодняшние «успехи» России больно. Единственный такой успех за последние лет 20 – российские кинодеятели первыми сняли кинцо на орбите. На этом все. А чего это стоило в плане срывов программ… Впрочем, скандал, который устроил уважаемый Сергей Крикалев, и который стоил ему снятия с должности, все обрисовывал лучше всего. И в итоге те, кто устроил этот шабаш, сняли Крикалева с должности (правда, под давлением сообщества космонавтов восстановили). Но наплевательское отношение чиновников ко всему — это разве для России новость?
Других успехов как-то вот не наблюдалось. Но то были ТЕ времена, при ТОМ руководстве. Сейчас вроде бы руководство другое, посмотрим. Очень хотелось бы, чтобы миллиарды опять не утекли непонятно куда, а оказались на орбите. С новой станцией, с новыми кораблями, с новыми космонавтами, готовыми работать ради страны.
Тогда точно, если есть тот свет, Юрий Алексеевич нас бы грешных простил. Очень бы этого хотелось.
Свежие комментарии