"Карельский Стоунхендж" Воттоваара: этнографическая загадка
Обычно культово-религиозные атрибуты и детали соответствующих воззрений находят то или иное отражение в местной мифологии. Однако в таком известном карело-финском эпосе как “Калевала” нет ни одного (!!!) слова ни о Вотто-Вааре, ни о ее (и каких-либо иных) сейдах. Хотя диапазон событий “Калевалы” – от берегов Невы до Лапландии (т.е. Вотто-Ваара заведомо входит в регион, где разворачивались действия этого эпоса).
Более того: в “Калевале” нет вообще никаких упоминаний о какой-либо важности или “магичности” камней, поставленных друг на друга. Ни колдуны, ни волшебники не используют силу сейдов. Там абсолютно отсутствует даже само понятие камня, поставленного на другие камни!!! Это несоответствие настолько неестественно (в рамках наших представлений о древних обществах), что решение загадки отсутствия сейдов в “Калевале” вполне может перевернуть все теории не только о назначении и происхождении сейдов, но и об истории региона в целом!..
С древнейших времен храмы и культовые сооружения располагались далеко не случайным образом. Из размещали в неких “священных местах”. Может, древние чувствовали особенность этого места, как и современные экстрасенсы?.. А может наоборот: обилие сейдов привлекает внимание магов и экстрасенсов… Такого количества сейдов, как здесь, не встречается больше нигде! Но раньше их было еще больше.
К сожалению, немало посетителей оставляет “память” о себе в виде разрушенных сейдов. А некоторые “экстрасенсы” наоборот – пытаются “улучшать качество места”, передвигая камни и устанавливая новые сейды. Так и хочется крикнуть: “Люди!!! Да будьте же вы людьми, наконец, а не варварами!”. Честно говоря, до экспедиции наличие сейдов на Вотто-Вааре не казалось нам чем-то примечательным. Ну, камни… Ну, поставленные на “ножки”…
Но когда мы столкнулись с тем, что здесь есть сейды буквально громадных размеров, весом в десятки тонн, наше мнение резко изменилось. Если мелкий сейд поставить – не проблема (мы собрали вдвоем сейд с верхним камнем килограмм в 300 минут за 5; – потом разобрали, чтобы не нарушать исходного состояния!), то полсотни тонн примитивным рычагом не поднять. Даже если навесить на один конец рычага толпу народа, то где взять место для того, чтобы подсунуть столько рычагов, сколько нужно, чтобы приподнять такой вес (под 300-килограммовым камнем бревно уже трещало)?!.
Вызывает удивление и расположение громадного валуна (на взгляд, не менее полсотни тонн!) непосредственно на самой высшей точке Вотто-Ваары. Точность его положения именно на вершине подчеркивают остатки деревянного геодезического знака, который вынуждены были ставить даже вокруг этого валуна. Если допустить, что он там оказался абсолютно естественным образом при таянии ледника (покрывавшего в свое время Карелию), то возникает два вопроса: во-первых, каким образом реализовалось столь маловероятное событие, что громадный валун опустился точно на вершину Вотто-Ваары (вокруг метров на 20-30 нет вообще сколь-нибудь крупных других камней – возникает ощущение, что место специально расчищено); а во-вторых, каким образом этот валун (против всех законов физики) устоял на самой вершине при том мощном землетрясении, которой создало как амфитеатр Вотто-Ваары, так и ее саму?..
Еще больше впечатляют камни, зависшие над обрывами. Их на Вотто-Вааре тоже немало. Но наиболее интересен камень, который мы случайно нашли благодаря тому, что оператора Славу Красакова вдруг почему-то повело в сторону на обратном пути – буквально метров на 20 от верха западной гряды. Само место просто поразительно!.. Первое, что бросилось в глаза – удивительная чистота и прозрачность воды. Мы уже привыкли к буро-коричневому цвету окрестных озер и рек, вода в которых насыщена железом, а тут – идеальная прозрачность! Скалистый обрыв, как бы охраняющий эту девственную чистоту от посторонних глаз. И в довершение всего – громадный валун с барельефами над скалистым обрывом. Как будто какой-то великан оставил на вертикальной стенке след своей босой стопы! А рядом проглядывают остатки каких-то барельефов!..
Комментарий (В.Ф.Смолькин, д-р геол.-мин. наук, уч. секр. Гос. Геолог. музея РАН):
“Отпечаток” вполне может иметь естественное происхождение. Все зависит от состава породы камня. Здесь могло быть включение из более мягкой породы, которое в дальнейшем просто было “вымыто” эрозией.
Слава дал ему название – Озеро Молодцов. По принципу: кто искупался, тот молодец… Мое глубокое убеждение – камни могут говорить! Как и любые другие объекты, камни хранят информацию о своем прошлом. И для того, чтобы получить эту информацию, нужно… всего лишь поговорить с камнем на ЕГО языке. В чем может помочь и физика, и геология… И тогда камень вполне может “заговорить”…
Думаю, нам удалось-таки разговорить камни Вотто-Ваары. Здесь есть следы древней цивилизации. И вовсе не примитивной, а достаточно развитой. Способной не просто передвигать и ставить громадные валуны друг на друга, но и размещать их на самом краю обрывов, что требовало поистине ювелирной точности – одно неверное движение, и камень сорвется вниз… Вряд ли их ставили до землетрясения. При таком мощном катаклизме валуны свалились бы с обрыва. Значит, мы имеем дело вовсе не с допотопной цивилизацией, а более поздней… А может быть, наоборот?..
Может быть, все это создали те, кто был свидетелем катаклизма и выжил во время него?.. И поставил камни на обрывах в память об этом событии. Чтобы при следующем таком землетрясении она упали бы вниз как жертва главному духу – духу планеты Земля (версия Вячеслава Мизина – А.С.)… Были ли создателями сейдов и комплекса Вотто-Ваары легендарные гиперборейцы?.. Мы не знаем. В конце концов, абсолютно не важно, как звали эту древнюю цивилизацию!.. Важно, что они умели делать!.. Что они могли, они уже сделали. И от нас самих зависит, сможем ли мы сохранить их наследие и понять его.
P.S. По словам Сергея Симоняна, вокруг есть еще много удивительных и явно рукотворных объектов. Но он не хочет их показывать посторонним, видя то, что вытворяют посетители Вотто-Ваары, разрушая исторические объекты. То, что он говорит, – явно не пустые слова. Озеро Молодцов мы нашли сами. А накануне Сергей провел нас мимо буквально в той самой паре десятков метров. И явно намеренно… (А.Скляров)
Андрей Жуков (канд. ист. наук, участник экспедиции):
Любой объект исследования, конечно, нужно видеть своими глазами. Фото материалы, видео не дают адекватного представления об объекте, или, что хуже, дают неверное представление. Наша поездка в Карелию дала отрицательные результаты по тем памятникам, для которых мы предполагали найти доказательства их искусственного происхождения. Но отрицательный результат – тоже результат, это гораздо лучше, чем отсутствие оного. Мы лишний раз убедились, насколько много в Интернете непроверенной информации. Однако, любая экспедиция может и должна преподносить сюрпризы, неожиданные открытия и находки.
Нам в этом плане повезло. Вотто-Ваара – несомненно примечательный природный объект. И несомненно, что в древности люди активно использовали его как место силы. Другое дело, что мы не можем более-менее точно предположить, в какой период истории это было.
Слишком мало информации для этой местности, особенно, если учесть ее драматическую историю в прошлом веке, когда здесь просто не осталось автохтонного населения. Культ сейдов достаточно широко распространен в Северной Европе, хотя специалисты не могут ответить однозначно на вопрос, что они из себя представляли как культовые сооружения. Мы понимаем, что их возведение подчинялось определенной культурной традиции и конкретной логике. Но реконструировать их сегодня, при отсутствии других источников информации чрезвычайно сложно.
Они стоят и сколько лет – неизвестно. Точно так же, как стоят эти северные скалы. Именно природный объект Вотто-Ваары произвел на меня лично максимальное впечатление. Огромные валуны, разбросанные по склонам гор, нависающие над скальными обрывами и не изменившие свое положение за сотни и тысячи лет. Для профессиональных геологов и гляциологов в этом нет ничего необычного. Здесь прошел ледник примерно девять тысяч лет назад и оставил после себя весь этот “мусор”, который и покоится здесь тысячелетиями.
Но мы сами видели свежие расколы на огромных валунах и скальных лбах. И местный наш проводник неоднократно подтверждал, что на его памяти многие объекты изменились. В северных условиях эрозия быстро делает свое дело. И тогда возникает вопрос: если подобные процессы разрушения геологических пород фиксируются на кратком промежутке в несколько десятилетий, то как тогда можно оперировать такими временными объемами как миллионы и даже сотни миллионов лет? Ведь это порядки цифр, которые просто трудно представить человеческому сознанию.
Тем не менее, наука легко оперирует такими порядками как плюс-минус десять миллионов лет. Какая ерунда, оставьте сдачу себе. При любых исследованиях древности мы неизбежно упираемся в проблему хронологии. Именно упираемся, так как более-менее точную хронологическую шкалу дают только комплексные исследования, способные сопоставить данные археологических исследований с данными письменных источников. А такая ситуация на сегодняшний день возможна для достаточно ограниченной территории планеты и охватывает не более последних пяти тысяч лет человеческой истории.
А дальше вглубь? Точные методы датировок на основе изотопных методов и дендрохронологии? Но многочисленные современные исследования уже выявили целый комплекс принципиальных противоречий и неадекватность исходных предпосылок в этих методах датировки. И проблема хронологии встает в основу любого вопроса, связанного с древнейшей историей. И пока у нас нет других адекватных методов проникновения в прошлое, надо хотя бы попытаться избавиться от привычных линейных стереотипов, навязанных нам нашим же образованием, преодолеть магию больших цифр и стараться воспринимать объект исследования максимально следуя здравому смыслу и доверяя собственной интуиции.
Вячеслав Мизин (краевед, участник экспедиции):
“Экспедиция организованная А.Скляровым в начале лета 2004г. с целью проверки сообщений о мегалитах озера Вуокса и горы Воттоваара позволила проверить разнообразные слухи и домыслы роящиеся вокруг этих мест. С момента открытий на Вуоксе и Воттовааре прошел уже не один год, однако до сих пор в широком доступе очень мало объективной информации о данных памятниках, из статьи в статью курсируют непроверенные слухи и “жаренные” домыслы (не миновал сей стандартный набор и январскую публикацию в журнале “ИТОГИ”), нагнетается “мистический” ажиотаж, рассчитанный на праздное любопытство обывателей падких на аномальную тематику и сенсации. “Гиперборейская” теория оказалась затасканной темой мистификаторов и раздувающих сенсации журналистов, в море сообщений практически невозможно адекватно оценить достоверность, единственный путь – все досконально и непредвзято проверять, отсеивая ложные заблуждения.
Несомненно трезвый и непредвзятый подход к древним памятникам гораздо ценнее десятков “теорий” и вымыслов о “гиперборейских индо-ариях” и т.п. “находок”, дискредитирующих саму проблему поиска неизвестных древних культур на Севере. В результате экспедиции были получены сведения говорящие как о природном (трещины скал) так и о искусственном (следы вырубки на ступени и в “жертвеннике”) происхождении объектов на Вуоксе. По Воттовааре несомненным успехом является материал “мифы и реальность Воттоваары” – статья первооткрывателя комплекса сейдов С.М. Симоняна, человека обнаружившего сейды еще в 1978г. и первым осознавшего их значение, также были получены данные, опровергающие многие мистические домыслы и уточняющие как географию, так и историю открытия Воттоваары.
Предположения о циклопических следах древнейших цивилизаций на Воттовааре не получили подтверждения – доказано природное происхождение объектов – лестниц и желобов. Кроме того, получены новые данные о сейдах – конструктивные особенности, расположение, зафиксирован камень – следовик. В целом результаты способствуют составлению более объективной картины данных памятников, полученные факты становятся еще одними ступеньками к разгадке тайн русского Севера.”
Авторы фото - участники экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Андрей Жуков, Вячеслав Мизин.
Свежие комментарии