На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ 17 ВЕКА

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ 17 ВЕКА - это уничтожение православия и насаждение Христианства
«…западноевропейская цивилизация в XVII в. приходила в Москву прежде всего в польской обработке, в шляхетской одежде. Впрочем, сначала даже не чистый поляк приносил её к нам. …Западнорусский православный монах, выученный в школе латинской или в русской, устроенной по ее образцу, и был первым проводником западной науки, призванным в Москву».
(В.О. Ключевский)
Ничего нового вы в статье не узнаете, все это давно известно профессиональным историкам. Европейская цивилизация впервые явилась в Московию в образе западнорусского монаха, выученного в иезуитской коллегии. Современная российская общественность не готова признать, что в XVII веке Белорусь и Украина стояла в культурном отношении выше русского хартленда.
Если пролистать школьные и университетские учебники русской истории, складывается впечатление, что греческая и византийская традиция была ключевым и едва ли не единственным источником формирования российской культуры – вплоть до самых петровских реформ. Все прочие её истоки довольно жестко цензурированы, и в наибольшей степени это касается влияния Западной Руси.
Петр, действительно, прорубил окно в Европу, но в Европу северную и протестантскую. Задолго до Петра Россия уже была соединена с Западной католической Европой, через посредство Речи Посполитой, Украины и Белоруси. Так что европейская цивилизация впервые явилась в Московию при западнорусском посредничестве и в западнорусской обработке.
Замалчивание украинского и белорусского пластов российской истории доходит иногда до прямого подлога. Например, история церковного раскола XVII века, связанная с культурной экспансией Украины и Белоруси в Московию подменяется полуфиктивной историей рецепции византийского наследия. В реальности же XVII и первая половина XVIII веков проходят под знаком культурной колонизации Западной Русью, территорий, ныне составляющих Россию.
За разговорами о тысячелетней православной цивилизации у нас забывают, на каком чудовищно низком уровне находилась эта цивилизация в Московии. Достаточно сказать, что к 1600 году в формально православной стране не было ни одного православного учебного заведения – не говоря уже о светских.
Первые православные и светские школы в восточнославянском мире возникают в конце XVI века на территории Речи Посполитой, причем создаются они по образцу польских католических школ и прежде всего – иезуитских коллегий. Первым восточнославянским университетом стала основанная в 1576 году на территории нынешней Украины Острожская академия, костяк преподавательского состава которой составляли бывшие профессора Краковского университета. Именно в Острожской типографии Иван Фёдоров напечатал первую Библию на церковнославянском языке.
Первым же собственно православным учебным заведением стала Львовская братская школа (1570-1580-е годы). Впоследствии, один из её выпускников, Иов Борецкий, основал в 1615 году Киевскую Братскую школу, а другой – Пётр Могила в 1631 – училище при Киево-Печёрской лавре, после чего обе киевские школы объединились в 1632 в Киево-Могилянскую школу, впоследствии, академию. Уставы всех вышеперечисленных школ были построены по образцу уставов иезуитских коллегий, что неудивительно, учитывая доминирование иезуитов в образовательной системе Польши и Центрально-Восточной Европы в целом.
Сын первого ректора Острожской академии Мелетий Смотрицкий, автор первой грамматики церковнославянского языка, был выпускником Виленской иезуитской коллегии. Из пяти униатских митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси в период перед Переяславской радой трое закончили иезуитские коллегии, один – Краковский университет, а последний – греческую униатскую коллегию в Риме. Из четырех православных митрополитов Киева с момента восстановления кафедры в 1620 году и до Переяславской рады, один окончил Острожскую академию, двое – Львовскую братскую школу, причём один из них, Пётр Могила, учился и в католических университетах. Последний – Сильвестр Косов, закончил сначала Киевскую братскую школу, а затем – иезуитскую коллегию в Оломоуце.
Как мы видим, верхушка церковной иерархии Западной Руси XVI-XVII веках получила образование либо непосредственно в католических, часто иезуитских учебных заведениях, либо – в православных школах, созданных по образцу иезуитских коллегий. Распространенной практикой был переход в униатство с целью получения образования у иезуитов: последующее возвращение в православие и покаяние почти гарантировали блестящую церковную карьеру. Еще раз заметим, что в течение всего описываемого периода в Московском царстве ещё нет ни одного задокументированного учебного заведения.
Не следует думать, что через Западную Русь в Московию проникала исключительно латинская учёность. Греки, такие как Константин Корнякт, сыграли значительную роль в становлении Львовского православного братства, здесь же, во Львове, был написан и первый учебник греческого на церковнославянском. Не только западная католическая, но и греческая православная культура проникала в Московию через Западную Русь.
Неудивительно, что сосуществование Московии с единоверной и неизмеримо более образованной Западной Русью (а также Польшей) привело, в конечном счете, к коллапсу старомосковской традиции и культурной колонизации Московии. Этот процесс начался еще до присоединения Левобережной Украины к московскому государству.
Ещё в 1649 году Алексей Михайлович приглашает в Москву для «справы» Библии, т.е. для перевода с греческого и последующего издания, ряд преподавателей Киево-Могилянской академии, в т.ч. Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского и Дамаскина Птицкого, первый из которых, предположительно, учился и в католических учебных заведениях.
Помимо Библии учёные издали в Москве целый ряд богословских и светских текстов: Катехизис киевского митрополита Петра Могилы, церковнославянскую грамматику львовянина Мелетия Смотрицкого, тексты по политике, педагогике, медицине, первые в Московии учебники греческого и латыни, сборники античной литературы и т. п.
Епифаний Славинецкий, как мы читаем у Платонова, «занимался переводами текстов св. отцов, составлял проповеди, сочинял жития, выступал с учёно-каноническими справками по разным вопросам церковной жизни и был редактором соборных «деяний» (протоколов) и определений московской церкви, а также переводов подобных же текстов восточных церквей. В его лице московская церковь имела сведущего эксперта по всем вопросам, возникавшим тогда в шумной и тревожной жизни церковно-общественной». Любопытно, что эти же книжники издают в Москве «Кириллову Книгу» виленского богослова Стефана Зизания и «Книгу о вере» киевского митрополита Гедеона Четвертинского – две будущие святыни старообрядцев.
В 1649 году окольничий царя Ф.М.Ртищев перевёз в Андреевский монастырь около тридцати монахов из Киево-Печерской лавры и других украинских монастырей и организовал там школу для перевода на русский иностранных книг, а также обучения древним языкам. Уже к середине века московские и провинциальные монастыри, такие как, например, Дудин монастырь на Оке, оказались переполнены выходцами из Украины и Белоруси, многие из которых прошли через Киево-Могилянскую школу.
Однако всё это было лишь предвестием масштабной украинизации, начавшейся после Переяславской рады. Присоединение Левобережной Украины к России привело к тому, что в составе Московского государства оказался регион, гораздо более культурный и образованный, чем центральные области страны, впитавший в себя семена латинской образованности и переложение иезуитской культуры. Современная российская общественность ещё готова признать, что в XIX в. Польша или Финляндия стояли в культурном отношении выше русского хартленда, но для неё невыносимо признать то же самое – в отношении Украины XVII века.
Присоединение Украины стало ключевым событием для церковной реформы патриарха Никона. С одной стороны, оно придало ей необходимый импульс: разногласия в обрядах между Московией и Украиной должны были быть устранены, а сами обряды унифицированы – причём выбор был сделан в пользу обряда украинского. С другой стороны, присоединение Киева облегчило иммиграцию украинских священников, которые и составили кадровый костяк церковной реформы.
Сама идея регламентирования обрядности, по-видимому, была почерпнута из украинского опыта. Незадолго до описываемых событий, киевский митрополит Пётр Могила, проводит реформу богослужения, унифицируя богослужебную литературу и обязав священников пользоваться «Служебником» за его собственным авторством. До этого в Московии (а в более ранний период – и в восточнославянских землях в целом) не было единства в понимании того, что именно является богослужебной литературой: к ней относили не только Евангелия, но даже, например, произведения Иосифа Флавия.
Итак, триггером для церковной реформы была книжная «справа», проведённая киевскими монахами. За ней последовали и другие нововведения по украинскому образцу, например, замена прежнего унисонного пения на киевское многоголосное. Далее патриарх Никон вводит обычай читать в церквях проповеди собственного сочинения, к чему и призывает приезжих киевских монахов. Естественным образом, московская версия церковнославянского языка вытесняется киевской.
Роль греков в церковной реформе не столько преувеличивается, сколько неверно интерпретируется. Действительно, реформу легитимировали своим авторитетов греческие восточные патриархи – в её основу легли греческие тексты. Однако её фактическими идеологами и исполнителями были украинцы латинской культуры. Единственным «греком» среди всех реформаторов был Арсений Грек – киевлянин, учившийся в Италии, где и принял католицизм, в чём, по традиции, впоследствии раскаялся.
Не следует считать, что конфликт между никонианами и старообрядцами – это борьба между «украинцами» и «русскими» (как утверждал, например,князь Н.С.Трубецкой). Старообрядчество тоже в немалой степени восходило к украинской и белоруской традиции: в числе старообрядческих вероучительных книг числятся напечатанный в Острожской типографии «Апостол», из Кутеинской в Орше – «Диоптра», упомянутые выше «Кириллова книга» и «Книга о вере» и т.д. и т.п.
Конфликт Никона с царём и его низложение не могли развернуть вспять уже начавшийся процесс украинизации московской церкви. Преемником Никона на посту патриарха Московского стал бывший монах Киево-Межигорского монастыря Иоаким. В 1686 году иерусалимский патриарх Досифей убеждал царей Ивана и Петра, чтобы «в Москве сохранен бе древний устав, да не бывают игумены или архимандриты от рода казацкого, но москали».
Единый поток украинизации, а, следовательно – полонизации и европеизации московской культуры вовсе не ограничивался церковью. Он затронул и царский двор: например, учителем детей Алексея Михайловича стал Симеон Полоцкий, человек со стандартной для русских интеллектуалов того периода биографией: белорус, выпускник Киево-Могилянской школы, учёба в Виленской иезуитской коллегии и переход в униатство, возвращение в православие и покаяние и, наконец – блестящая карьера в Московии. Симеон, виднейший московский литератор эпохи, научил будущего царя Фёдора Алексеевича и царевну Софью польскому, латыни и стихосложению. Он же был и одним из крупнейших борцов с расколом.
Как пишет Н.С.Трубецкой: «Вся русская риторика … как церковная, так и светская, восходит именно к этой украинской традиции, а не к традиции московской, которая так и погибла окончательно, не оставив о себе других свидетельств, кроме указаний, извлекаемых из произведений расколоучителей вроде Аввакума». Ещё в большей степени всё это касается драматической традиции – её в Москве попросту не было, и она была целиком заимствована из Западной Руси. Даже негативно оценивавший влияние западных книжников Трубецкой вынужден был признать, что в XVII-XVIII веках «украинизация оказывается мостом к европеизации».
Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович написал Фёдору в посвящении своей книги, изданной на польском: «Издах же [книгу] языком польским, яко писах в то время, егда поляки от имени твоего царского к скипетру коруны польские молити помышляху да крепчайше союз мирного соединения укрепят. Издах языком ляцким: известен бо есмь, яко царевич Феодор Алексеевич не точию нашим природным, но и ляцким языком».
По-польски читала и Софья. В этот период польский превращается в придворный язык, а дворянская культура всё больше напоминает шляхетскую (у поляков позаимствовали и сам термин «шляхетство», который был общеупотребительным вплоть до конца XVIII века): московская шляхта рядится в польский костюм, заражается страстью к гербам, портретам, генеалогии по польскому образцу и т.д. Польской была вся светская культура Москвы этого периода.
Именно в эту эпоху создается самая ранняя версия русской историографии, которая, как и следовало предположить, оказывается дословным и некритическим восприятием польской национальной мифологии. Речь идёт, прежде всего, о сарматском мифе. Подобно тому, как французская знать возводила себя к троянцам, английская – к норманнам, а испанская – к готам, польские шляхтичи мнили себя потомками сарматов. Культурная элита Московии, состоявшая из этнических украинцев и белорусов, механически перенесла этот миф на московскую почву.
Автор «Синопсиса»(первого учебника истории) Иннокентий Гизель, ректор Киево-Могилянской школы, объявил потомками сарматов всех восточных славян. «Ликуй Россия, сарматское племя!» – восклицал Симеон Полоцкий в своей поэме «Орёл Российский», посвященной Андрусовскому перемирию с Польшей.
Петровские реформы ознаменовали собой поворот вектора российской истории с католического Запада на протестантский Север: из дальней периферии католического мира Россия превращается в дальнюю периферию мира протестантского (что видно хотя бы по династическим бракам XVIII-XX веков – русские императоры женились только на протестантских принцессах).
Однако всё это касается только светской жизни, церковное же управление оказывается вотчиной выходцев из Западной Руси, влияние которых только усиливается. Так, первые шесть первенствующих членов Священного синода до 1757 года были уроженцами Речи Посполитой или гетманства и выпускниками киевских учебных заведений. Характерно что двое первых в этом ряду – Стефан Яворский и Феофан Прокопович (составитель «Духовного регламента»), после окончания Киево-Могилянской академии, повторили путь Симеона Полоцкого, приняв Унию и закончив иезуитские коллегии (после чего покаялись и получили высокие должности в Москве).
По подсчётам историка С.Сергеева, в 1722 году в Синоде заседало пятеро украинцев и четверо русских. К 1725 году это соотношение возросло до 5:2, а к 1751-му – до девяти украинцев на одного великоросса. Из 127 архиеереев в 1700-1762 годах 70 были украинцами или белорусами. С этим связан указ Елизаветы Петровны от 1754 года «чтобы Синод представлял на должности архиереев и архимандритов не одних малороссиян, но и из природных великороссиян».
Расклад изменился ко временам Петра III и Екатерины II, когда культурное превосходство Украины было уже во многом утрачено, а растущая мощь российского бюрократического государства не позволяла ему мириться с привилегиями украинцев. За отменой украинской таможни последовало упразднение Гетманщины, а впоследствии – и Запорожской сечи.
Во второй половине XVIII века период западнорусского доминирования в русской культуре и церкви завершился. Ему на смену пришла эпоха принижения и обесценивания украинской и белорусской культуры и их вклада в русскую и тотального игнорирования вклада польского.
Латинское и католическое происхождение русской культуры не являются секретом для профессиональных историков, но для общественного сознания подобные идеи неприемлемы. Сейчас уже мало кто помнит, что европейская цивилизация впервые явилась в Московию в образе западнорусского монаха, выученного в иезуитской коллегии.
ß

Гиперборея, что известно о таинственном народе

 

Человеческая история хранит информацию о двух прославленных землях, известных еще с античности. Одна из них Атлантида, вторая Гиперборея. Считается, что эти государства обладали высоким уровнем развития. Гиперборея располагалась в северной части планеты. Предположительно на том месте, где ныне находится Россия. Есть убеждение, что именно здесь взяла начало человеческая цивилизация. Но обо всем по порядку. Как и в Атлантиде, здесь жили сверхлюди. Это мистические создания, наделенные высшим разумом, они владели телекинезом и жили вечно. Если говорить о названии страны, то оно переводится как «находящаяся за Бореем». Так назывался северный ветер. В древнегреческих легендах говорится, что именно здесь появилась Феба. Это мать бога солнца.

Гиперборея, что известно о таинственном народе

В VII в до н. э. один смелый грек решил отыскать удивительную северную страну. Согласно приданиям, добраться он смог до территории современного Урала, а дальше путь перекрыл огромный океан. Позже путешественник написал поэму о своём пути, однако координаты были несколько невнятными. Гиперборею продолжали лихорадочно искать. Гиперборея вызывала у древних греков искреннее восхищение.

А римляне, напротив, панически боялись ее. Они считали жителей Гипербореи жестокими варварами, способными лишь на преступления. Прочно это государство стало ассоциироваться с Россией в XV веке. Этому способствовали два события. Во-первых, турки схватили Константинополь и вывезли из государства труды античных историков, в которых рассказывалось, что Гиперборея находится на севере Евразии. Во-вторых, в этот момент Русь получила освобождение от татарского ига.

В Европе, словно черт из табакерки, возникло новое государство. Называлось оно Московия. Все тогда решили, что это и есть Гиперборея. Однако в Московию все чаще стали наведываться из других государств и стало понятно, что там живут обычные люди. Было решено, что таинственная Гиперборея расположена где-то севернее. За минувшие столетия Гиперборее приписывали разные координаты. Была она и в Арктике, и в Норвегии, а также в Исландии и Антарктиде. Последним местом прописки Гипербореи стал Кольский полуостров. Здесь были обнаружены весьма странные артефакты. Огромные каменные глыбы, сложенные в виде карты ночного неба и звезд на нем.

В 20-х годах прошлого столетия ученый Александр Барченко изучал это место. Он был уверен, что когда-то здесь процветала иная цивилизация, ставшая матерью современных людей. Кольский полуостров снова вызвал особый интерес в 90-х годах. Последователи Барченко пытались найти доказательства, хоть какую-то лазейку, указывающую на то, что Гиперборея была здесь. Они предположили, что древнее высокоразвитое государство истребил катаклизм, оставшиеся в живых выстраивали подземные города и постепенно ушли на территорию Европы. Были ли эти люди наделены сверхспособностями вроде телекинеза и вечной жизни, неизвестно. Ясно только то, что они были очень развитым сильным народом.

ß

Без контактов с цивилизацией: Первобытное племя прожило 60 тысяч лет в изоляции

Освоение огня первобытным человеком стало поворотным событием в эволюции. Сегодня сложно поверить в то, что на Земле до сих пор остались обитаемые острова, где проживают племена, которые так и не научились этому. Племя сентинельцы — одно из таких. Эти потомки первобытных людей настроены враждебно к любым контактам с цивилизацией и встречают чужаков градом стрел.

 

 

Изолированный остров в Бенгальском заливе, на котором проживают сентинельцы.
Изолированный остров в Бенгальском заливе, на котором проживают сентинельцы.

 

 

Остров, на котором живут сентинельцы, по размеру не превышает Манхэттен. Он располагается в Бенгальском заливе у побережья Индии. За всю историю своего существования (а это более 60 тысяч лет) представители этого племени практически не контактировали с цивилизацией, к чужеземцам они настроены враждебно. Официально остров принадлежит Индии, однако он окружен четырехкилометровой зоной отчуждения.

 

 

Сентинельцы - люди,никогда не контактировавшие с цивилизацией.
Сентинельцы — люди,никогда не контактировавшие с цивилизацией.

 

 

О сентинельцах известно мало, нет сведений об их языке, ритуалах и о самом острове, который стал для них домом. Установить контакт с представителями племени пытались представители различных национальностей, но это не увенчалось успехом. Сентинельцы считаются последним племенем на планете, чье развитие остановилось еще до каменного века. Они так и не освоили способы добыть огонь, вместо этого научились сохранять тлеющие угли в глиняных сосудах. Ученые относят представителей этого племени к потомкам первых людей, появившихся в Африке.

 

 

Дикое племя сентинельцев.
Дикое племя сентинельцев.

 

 

В 1974 году команда National Geographic отправилась на остров, чтобы снять фильм о диком племени «Человек в поисках Человека». Несколько антропологов и фотограф в сопровождении полицейских прибыли на место назначения. Когда моторная лодка преодолела барьерный риф, сентинельцы показались из джунглей. На безопасном расстоянии полицейские оставили подарки для племени – игрушечный автомобиль, несколько кокосов, живую свинью, куклу и алюминиевые кастрюли. Вернувшись на лодку, стали ждать, как отреагируют первобытные люди на это. Однако подарки не помогли получить расположение сентинельцев: они продолжили обстрел лодки и ранили оператора. «Успешный» воин засмеялся, увидев, что попал в цель, и отошел в тень деревьев. Остальные представители племени занялись подарками: они убили и похоронили свинью вместе с куклой, а кокосы и посуду забрали с собой, уходя.

Рыбаки ловят рыбу на мелководье.
Рыбаки ловят рыбу на мелководье.

 

 

О количестве людей, проживающих на острове, доподлинно неизвестно. По разным подсчетам, популяция может составлять от 50 до 400 человек. Сентинельцы никого не подпускают к острову, встречая странников, вооружившись луком и стрелами, поэтому сделать перепись населения просто невозможно. Например, в 2006 году появлялась информация о том, что двое рыбаков были застрелены представителями этого дикого племени. Когда полиция Индии попыталась на вертолете забрать тела погибших, сентинельцы обстреляли вертолет из луков, не дав возможности ему приземлиться.

 

 

Представители племени сентинельцев.
Представители племени сентинельцев.

 

 

У сентинельцев не развито земледелие, они добывают еду, охотясь на диких животных, и собирая съедобные плоды. Питаются они в основном кокосами и рыбой, которую ловят на мелководье, в их мясном рационе – черепахи и мелкие птицы.

Остров, где обитают представители этого племени, входит в состав Адаманских островов. Известно, что представители диких племен с других островов погибали в результате контактов с чужеземцами. Пожалуй, враждебность сентинельцев и помогла им выжить на протяжении столетий. Например, в XIII веке Марко Поло описывал сентинельцев как самое кровожадное племя, которое он когда-либо видел, поскольку они съедали все и всех, кого им удавалось поймать. До экспедиций итальянского путешественника с сентинельцами сталкивались китайские и арабские мореплаватели, но все они описывали в своих заметках и воспоминаниях, что были встречены градом стрел со стороны острова. Сентинельцы выстояли и не дали оккупировать свой остров ни бирманцам, ни англичанам, ни японцам.

 

 

Сентинельцы с кокосами в руках.
Сентинельцы с кокосами в руках.

Племени повезло выжить и во время цунами в 2004 году, когда стихия унесла жизни более двух тысяч человек с соседних островов и архипелагов.

Современные ученые неоднократно пытались наладить контакт с сентинельцами, однако после неудачных попыток было принято решение отказаться от этой идеи, поскольку такие экспедиции не приносят результата, постоянно подвергают опасности путешественников и, к тому же, существует опасность, что в результате контакта на изолированном острове могут быть вспышки заболеваний, которые поставят под угрозу существование всей популяции.

ß

Кем был Вещий Олег?

В истории русского государства Вещий Олег одна из самых загадочных фигур. До сих пор не заканчиваются споры кем был он сам, по какому праву занимал престол и как связан с княгиней Ольгой. В этой статье я выдвину свою гипотезу, а своим читателям как и под статьей об Ольге предлагаю свободно подискутировать без каких либо ограничений кроме запрета на грубость и оскорбления.

Кем был Вещий Олег?

Что мы знаем из летописей об Олеге? Он сел княжить в Новгороде после смерти Рюрика 879 году. Сыну Рюрика - Игорю на тот момент совсем мало лет. Когда через три года Олег идет на Киев он держит Игоря на руках - то есть Игорь точно совсем маленький, не больше 4 - 5 лет отроду точно. После этого Олег правит до своей смерти в 912 году и власть переходит к Игорю. Где он умер загадка - есть его могилы как в Киеве так и в Ладоге. Также есть легенда, что он вообще чувствуя приближение смерти отправился на родину в Скандинавию. В любом случае возникает резонный вопрос: а по какому вообще праву Олег так долго занимал престол не будучи членом правящей династии? Даже если он правил от имени Игоря пока тот был слишком молод. Игорю в 912 году было уже почти тридцать пять лет, почему Олег не уступил ему престол по достижении совершеннолетия? Святослав например сразу стал князем после убийства Игоря древлянами. В летописи об этом упомянуто прямо т.к. в карательном походе на древлян малолетний Святослав дословно:

"...бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд воевода и Асмуд кормилец: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем..."

А если Олег узурпатор, почему он просто не убил Игоря как только укрепил свою власть в Киеве? Версия что он правил от имени Игоря главным образом основана на том, что при переговорах с Аскольдом и Диром он демонстрирует тем Игоря как сына Рюрика.

Князь Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзиволловской летописи
Князь Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзиволловской летописи

В данном случае надо внимательно читать текст летописи и не домысливать самому. Олег дословно говорит при этом:

"Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь"

То есть он прямо дает понять что он не княжит от имени Игоря как сына Рюрика, а сам является князем, а Игоря просто представляет как сына Рюрика и соответственно тоже княжича. Причем в другой редакции слов Олега, тот вообще не упоминает Игоря, а просто заявляет что он сам законный князь:

"Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ"

Лично я думаю, что версии о том, что якобы Олег брат жены Рюрика - Ефанды, которая стала матерью Игоря либо то, что Олег потом, для того чтобы породнится с княжеской династией, уговорил Игоря женится на его дочери (по этой версии Ольга - дочь Вещего Олега) - это гораздо более поздние придумки летописцев, вставленные в исходный текст летописи. И вот почему:

Во первых, в некоторых версиях Олег получается одновременно и брат жены Рюрика и отец жены Игоря - сына Рюрика - абсолютно недопустимое кровосмешение.

Во вторых, по этой версии Ольга происходит из Пскова, но сам Псков впервые вообще упоминается как раз в связи с женитьбой Игоря на Ольге. Больше нигде никаких упоминаний о Пскове в это и предшествующее ему время нет, а археологи говорят нам что Псков возник несколько позже. Т.е. Ольга никак не может происходить из города, которого на тот момент вообще не существовало.

Я предлагаю опять таки вчитаться в текст Повести временных лет внимательнее. Что мы знаем из нее о Рюрике и других его родственниках? В переводе на современный русский язык фрагмент выглядит так:

"...и избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик..."

Настораживает судьба братьев Рюрика и вообще их описание. Трувор еще как то похоже на имя, а вот Синеус явно прозвище. И почему то они умерли быстро и синхронно. Что то тут не так. Многие современные историки считают, что Нестор неправильно перевел доступный ему но не сохранившийся до наших дней источник. И фразу о Рюрике и его братьях следует понимать как со своим родом и верной дружиной. Дружина у него очевидно была. А что по поводу "со своим родом"? Очевидно что речь идет не о дружине т.к. она упомянута отдельно а именно о родственниках. Какие у Рюрика могли они быть? Для того чтобы его родители были еще живы Рюрик довольно не молод. Жены и детей у него судя по всему не было - Рюрик женился уже здесь и Игорь единственный его известный ребенок. Остаются братья либо сестры.

В версии с Синеусом и Трувором очевидно, что с самого начала неправильно истолковавший фразу летописец, не понимал куда они потом делись, т.к. больше о них упоминаний нет, зато есть упоминание о Рюрике как о единственно правителе. И в итоге летописец просто "убивает" их в своем произведении считая, что раз упоминаний нет то наверное они умерли.

И в этом месте я и выдвину свою гипотезу - Вещий Олег младший брат Рюрика.

Кем был Вещий Олег?

Это сразу очень многое объясняет. Во первых сразу понятно что за родичи были еще у Рюрика и откуда взялась идея о его братьях и куда они потом делись. Во вторых по тогдашнему лествичному праву как младший брат умершего правителя Олег имел все права на княжеский престол и был полноправным князем, каковым он себя и объявляет перед Аскольдом и Диром.

При этом Олег имеет все права княжить до самой смерти и не был обязан передать Игорю власть по достижении им совершеннолетия и соответственно Олегу не зачем убивать Игоря.

Игорю тоже нет причин для беспокойства. Он в любом случае наследовал бы власть после Олега, даже если бы Олег не был бездетным т.к. Игорь оставался бы после смерти Олега старшим в роду и следующим наследником в любом случае.

Соответственно и вся притянутая за уши история с женитьбой Олегом Игоря на Ольге, дабы породниться с родом Рюрика отпадает сама собой.

ß

АПЛ «Курск» в океане лжи
АПЛ «Курск» в океане лжи
Авария АПЛ «Курск», или К-141, затонувшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море, унесла жизни 118 моряков и стала второй по числу жертв в истории нашего подводного флота после войны.
В 1962 году при взрыве боезапаса на подлодке Б-37 погибли 122 человека.
С «Курском» все обстоит гораздо загадочнее. Мощнейший атомоход затонул во время учений, а ведь ситуация учений подразумевала пребывание экипажа в полной боевой готовности! Живучесть субмарин проекта 949А «Антей», к которому принадлежал «Курск», ни в какое сравнение не идет с дизельными подлодками. Поэтому версий вокруг трагедии 12 августа 2000 года столько, что спорить можно часами.

Тяжело в учении

Последней проверкой готовности к возвращению российского флота в Средиземноморье должны были стать маневры авианосно-маневренной группы в Баренцевом море в августе 2000 года – первые столь масштабные учения нашего флота со времени распада СССР. Главная роль в них отводилась «Курску». Он должен был в 9:40 начать подготовку, с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей, а затем выполнить тренировочные торпедные стрельбы. Последняя запись в бортовом журнале отмечена четвертью двенадцатого и касается профилактических работ в торпедном отсеке.
Больше К-141 на связь не выходила. Начались поисковые работы, благо в районе бедствия находилось множество российских судов. Официально лодку обнаружили 13 августа – она затонула на глубине 108 метров с большим креном на правый борт. На самом деле визуально «Курск» был обнаружен днем того же дня, когда произошла авария. Да и лежала лодка на дне без ощутимого крена, как рассказывали впоследствии иностранные спасатели…
Возникает вопрос: а что, собственно, делал мощнейший атомоход на глубине 108 метров, которая не является для него рабочей? Ведь если поставить «Курск» на месте аварии стоймя, то он на целых 48 метров покажется над водой. Но это далеко не самый острый вопрос.


Корабли подобного класса призваны создать противовес основной ударной силе ВМФ США – авианосным соединениям

Между прочим, на учения были приглашены высокопоставленные чины китайского ВМФ. Именно им собирались продемонстрировать новейшую российскую торпеду «Шквал».
По мнению Пентагона, Россия собирались показать гостям из Поднебесной новую модификацию с ГСН (головка самонаведения) и до 13 км увеличенной дальностью действия. Однако «смотрины», к радости американских военных, не состоялись.
В отчете за подписью генпрокурора Устинова от 2002 года (после изучения поднятого со дна «Курска») говорится, что лодка погибла в результате взрыва в торпедном аппарате №4 торпеды 65–76А «Кит». Одним из компонентов ее двигателя является перекись водорода – вещество взрывоопасное, но дешевое. Такие торпеды не используются почти ни в одном флоте мира уже лет 50.
По официальной версии, произошла утечка пероксида водорода, торпедный аппарат пытались продуть необезжиренным сжатым воздухом (те самые плановые профилактические мероприятия!), в результате чего произошли воспламенение и детонация боевой части торпеды. Так погиб весь экипаж первого отсека, начался неконтролируемый пожар, который привел к взрыву оставшихся торпед и уничтожению лодки.


Предсмертная записка одного из членов экипажа Дмитрия Колесникова

Торпеды у нас не той системы

Есть другая версия. Она несколько отличается от версии официальной глубиной исследования событий. После первого взрыва «Курск» «клюнул носом» и на значительной скорости устремился к близкому дну. В результате удара о грунт детонировали оставшиеся торпеды, и мощнейшая ударная волна перекорежила корпус АПЛ и смяла внутренние переборки, уничтожив все, вплоть до реакторного отсека. Почему же не удалось принять контрмер за две минуты, прошедшие между взрывами? При залповой торпедной стрельбе на подлодках типа «Курска» переход из первого во второй отсек (именно в нем располагался главный командный пункт – ГКП) или переборочные клапаны вентиляции должны быть разгерметизированы. Это стандартная ситуация при залповой стрельбе устаревшими торпедами с борта современной АПЛ. Ударная волна и пожар в первом отсеке вывели из рабочего состояния (а вероятнее всего, убили на месте) всех, кто находился на ГКП. Так что бороться за живучесть корабля в промежутке между взрывами было просто некому.
Обе эти версии оставляют без ответа ряд вопросов. Странно, например, то, что входивший в Книгу рекордов Гиннесса как образец живучести «Курск» потерял управление и погиб из-за взрыва одной-единственной устаревшей торпеды. Еще более странно, что американские гидроакустики (а информация о двух взрывах с интервалом 145 секунд пришла именно от американцев) зафиксировали только два взрыва: первый – до 300 граммов в тротиловом эквиваленте и второй – 1700 килограммов. Ни в результате сравнительно слабого пожара, ни при ударе о грунт все оставшиеся торпеды не могли детонировать одновременно – непременно зафиксировали бы серию взрывов. И последнее: никто из экипажа «Курска» не имел опыта стрельбы «Китами». Один из авторов полуофициальной версии – вице-адмирал Валерий Рязанцев, входивший в комиссию по расследованию причин аварии, утверждает, что именно этот факт и стал причиной взрыва. Экипаж подлодки пользовался неправильной инструкцией по профилактике и подготовке к стрельбе «Китов». Но кто же затеял стрельбы торпедами «не той системы»?


Устройство атомной подводной лодки «Курск»

Полный вперед

Злосчастные маневры с самого начала привлекли повышенное внимание НАТО. В районе учений были зафиксированы две американские субмарины – «Мемфис» и «Толедо», норвежское судно-шпион «Марьята» и пять самолетов-шпионов США типа «Орион». Американцы явно интересовались испытаниями нового вооружения. В России эти факты не то чтобы замалчивались, но намеренно отделялись от аварии «Курска». Однако зарубежные исследователи придают им куда большее значение.
Итак, в 08:51 командир «Курска» сообщил флагману эскадры, что погружается на перископную глубину – около 17 метров – и прекратил связь. В 11:28 российская АПЛ готова к торпедной атаке. Именно тогда и произошел взрыв в первом отсеке. В такой ситуации командир корабля должен был продуть главный балласт и заглушить двигатели – лодка была бы вытолкнута на поверхность. Но «Курск» вместо этого дал полный ход. Так поступают, пытаясь уйти от торпедной атаки. Тут же последовал второй взрыв – гораздо мощнее первого, который, вероятно, и разворотил носовую часть судна. После этого «Курск» стремительно погрузился, пропахав по дну полосу длиной около 120 метров, которую потом отчетливо наблюдали водолазы.
Выжившим членам команды удалось остановить оба реактора, а еще одной немногочисленной группе подводников – укрыться в последнем, девятом отсеке, снабженном шлюзом экстренной эвакуации. Само по себе это говорит о том, что трагедия не была такой молниеносной, как значится в официальной версии.
Дальше мы наталкиваемся на целый пласт загадок. Российские военные заявили, что поиски подлодки заняли более 30 часов, хотя и район действий был хорошо известен заранее, и сильного волнения на море не было. Однако, по сведениям зарубежных источников, на месте гибели «Курска» уже в полдень 13 августа были сброшены глубинные бомбы, а еще утром 12-го в небо подняты две эскадрильи противолодочных самолетов с ядерным оружием на борту. Первое обстоятельство российская сторона объяснила попыткой призвать субмарину к всплытию. Второе – вообще никак. На самом деле такие мероприятия четко указывают на попытку обнаружить или отогнать от района аварии подводные лодки предполагаемого противника.


Катастрофа унесла жизни 118 моряков

Ложь во спасение или спасение во лжи?

Аварию такого масштаба скрыть невозможно. В понедельник 14 августа было заявлено, что на лодке имели место технические неисправности и в воскресенье, 13-го, она легла на дно. Спасательная операция началась с двойной лжи: во-первых, АПЛ никогда не ложатся на грунт. Во-вторых, было объявлено, что ядерного оружия не борту нет. Хотя ни одно военное судно не выходит на маневры без своего вооружения. Кроме того, западные источники утверждают, что сверхмалая российская подводная лодка с командой спасателей на борту обследовала «Курск» уже 12 августа.
Тогда же начштаба Северного флота адмирал Моцак заявил, что экипаж все еще подает признаки жизни стуком по внутреннему корпусу и имеет достаточный запас кислорода на 10 суток. 11 стран НАТО предложили России свою помощь в спасательной операции. Руководство страны ответило отказом, объяснив, что Северный флот имеет достаточно технических средств и опыта. Тем не менее никакие работы не проводились. Им якобы мешали сильное течение, крен лодки, нулевая видимость под водой и волнение на море. Однако британские и норвежские спасатели, все же допущенные на место аварии через девять дней, ничего подобного не заметили. Кстати, им категорически было запрещено подплывать к носу лодки. По свидетельству командовавшего тогда норвежским флотом адмирала Скоргена, все слова российского командования оказались ложью – люк аварийного шлюза удалось открыть за 25 минут. Увы, все подводники были уже мертвы, а «Курск» заполнен водой.


Обломки субмарины подняты со дна и утилизированы

На пороге третьей мировой

Совершенно очевидно, что если бы Россия разрешила британцам посадить самолет со спасательным оборудованием, например, в Североморске, а не идти морем целую неделю из Норвегии, то часть экипажа «Курска» можно было спасти. Но без выживших свидетелей оказалось гораздо удобнее выбрать официальную версию трагедии. Первоначально их было две. Моряки говорили о столкновении с иностранной субмариной и даже о возможной торпедной атаке. Штатские чиновники сразу стали напирать на взрыв устаревшей торпеды.
Между тем через неделю после аварии российские моряки обнаружили недалеко от места, где затонул «Курск», аварийный буй, выпущенный иностранной подводной лодкой. Он был бело-зеленым, а в российских ВМС используют красно-белые. Более того, «Курск» не мог выпустить вообще никакого буя, потому что с него даже не был снят заводской предохранитель.
Дальше – больше. В борту К-141, в месте стыка первого и второго отсеков, были замечены продольные разрывы, вмятины и прочие повреждения, которые, к примеру, могла оставить горизонтальными рулями другая подлодка. Отыскалось в корпусе АПЛ и сквозное отверстие непонятного происхождения, края которого вогнуты внутрь (оно заметно в обшивке правого борта даже на кадрах, запечатлевших «Курск» в доке после подъема). Некоторые специалисты прямо указали на его сходство с входными отверстиями от американской торпеды с обедненным ураном МК-48. Самое время вспомнить об американских лодках «Мемфис» и «Толедо», шпионивших за учениями.
«Мемфис» наблюдал за К-141 дистанционно. А вот «Толедо» вполне могла демонстративно крутиться вокруг «Курска», показывая американское неодобрение заявленной тематике учений. На таких малых глубинах это опасно. Много мертвых зон для гидролокатора, много помех, предельно сужено пространство для маневра. На одном из витков команда «Толедо» вполне могла не рассчитать расстояния и протаранить «Курск», буквально вспоров его горизонтальными рулями. Судя по всему, этот инцидент не прошел незамеченным на флагмане, и именно тогда в воздух были подняты противолодочные самолеты.


Путин с семьей погибшего командира подлодки «Курск» Геннадия Лячина

Известно, что некоторые типы американских лодок разработаны с расчетом на то, что даже после такого рода тарана экипаж в состоянии бороться за живучесть судна. Хотя, естественно, разница в габаритах столкнувшихся субмарин огромна. «Курск» получил повреждения, а вот «Толедо» пришлось буквально отползать с места аварии. В такой ситуации командир второй американской подлодки должен был прикрыть отход товарищей, ведь российские моряки могли посчитать таран умышленным. В подтверждение этого предположения говорит такой факт: в руках одного из офицеров «Курска» был обнаружен ключ от сейфа с кодами, позволяющими запустить ракеты «Гранит». Тут-то и произошел первый взрыв. Возможно, американцев напугал звук открываемого торпедного аппарата, может быть, сдали нервы. Они явно имели все основания опасаться выстрела «Шквалом», от которого уклониться невозможно.

Тайна первого отсека

Последствия от попадания МК-48 на практике предсказать трудно. Но в торпедном отсеке «Курска» наверняка начался сильный пожар. Он-то и мог привести к одновременной детонации боезапаса нашей АПЛ, в том числе торпед «Шквал», обладающих огромной разрушительной мощью. Носовая часть «Курска» была практически уничтожена, а лодка врезалась в дно. Скорее всего, взрывной волной был поврежден и «Мемфис». Этой версии придерживается, к примеру, капитан первого ранга, историк ВМФ Виталий Доценко в своей книге «Кто убил “Курск”?».
Российские военные, разумеется, пробовали обнаружить американские субмарины. Это подтверждает, в частности, Скорген, утверждающий, что 12 августа противолодочные самолеты Северного флота неоднократно проходили вдоль норвежского побережья, а российское командование якобы сообщило ему, что ищет поврежденную лодку, принадлежащую предположительно США. «Мемфис» вскоре действительно был найден в доке норвежского Бергена. А ушедшая незамеченной «Толедо» встала на ремонт тотчас после того, как добралась до Америки.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что все произошло именно так. Но версия с участием американских подлодок вполне убедительна. Похоже, что российская сторона не решилась предъявлять претензии США, предпочитая загладить конфликт. Ведь иначе можно было сделать шаг к третьей мировой войне.
«Курск» поднят со дна и утилизирован. Завеса тайны его гибели, судя по всему, так и не будет приподнята. До сих пор не опубликованы целиком предсмертные записки моряков, как минимум до 15 августа остававшихся в живых в девятом отсеке. Не опубликованы данные самописцев и найденная вахтенная документация. Да и сама история с подъемом «Курска» только запутала дело, вместо того чтобы пролить свет. Подряд на работы получила голландская фирма «Маммут» – единственная компания, согласившаяся поднимать лодку без торпедного отсека, который российские военные взорвали на дне год спустя. Как водится, в строжайшей тайне. Какими бы ни были истинные причины аварии, их следовало искать в первом отсеке. Но российскому ВМФ блестяще удалось засекретить все, связанное с ним.

Немного истории

Атомный подводный ракетоносный крейсер «Курск» был заложен на «Севмаше» в 1992 году, а уже в декабре 1994-го спущен на воду. Рабочая глубина погружения – 420 метров, автономность плавания – 120 суток. Экипаж – 130 человек. Вооружение – 24 торпеды и 24 крылатые противокорабельные ракеты «Гранит», в том числе с ядерными боезарядами.
Корабли подобного класса призваны создать противовес основной ударной силе ВМФ США – авианосным соединениям. Американцы прозвали их «убийцами авианосцев», а ракеты «Гранит» – Shipwreck (кораблекрушение).
В 1999 году «Курск» участвовал в автономном походе в Атлантику и Средиземное море, скрытно прорвавшись через Гибралтар и вплотную подойдя к группировке Шестого флота ВМС США, самолеты с авианосцев которого в то время наносили удары по Сербии.
Однако американцам не удалось засечь российский атомоход, который после отработки условных целей так же скрытно вернулся в порт приписки. Сразу несколько натовских начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, были уволены. На 15 октября 2000 года планировался выход из Североморска в Средиземное море маневренной группы Северного флота России, в состав которой был включен и «Курск». Командир субмарины на момент гибели – Герой России Геннадий Лячин.
ß

Древний город в Индийском океане

 

Индуистская мифология богата и интересна. В ней очень много легенд о сказочных городах и выдуманных персонажах. Однако недавно ученые выяснили, что одна из легенд, несмотря на свою невероятность, оказалась правдой. Речь идет о столице царства Кришны, местопоселение племен ядавы, в котором когда-то давно насчитывалось около миллиона богатых дворцов. Ученые выяснили, что Дварака — столица царства Кришны, которую, по легенде, возвели всего лишь за одну ночь, на самом деле существовала очень долго — десять тысяч лет. Остатки этого города обнаружили недавно на дне Аравийского моря. Как говорится в древних манускриптах, в этом городе было около миллиона зданий, стены которых были добротно украшены серебром и драгоценностями.

Древний город в Индийском океане
На то время это поселение поражало качеством строений, ровностью дорог, широкими улицами и переулками. Были здесь прекрасные парки и сады с деревьями желаний, а также множество дворцов и ворот необыкновенной красоты и совершенства. В домах находились погреба, где в серебряных и золотых сосудах хранилось зерно и вода. Полы выложены из драгоценного мараката. Насколько были удивлены сами ученые-археологи, когда под водами Аравийского моря обнаружили древние здания, которые и оказались затонувшей легендарной Дваракой. Таким образом, миф оказался правдой. Затонувший город на сорокаметровой глубине в Камбейском заливе открыл индийский археолог, доктор Рао. Его находка была настолько сенсационной, что получила название — «индийская Атлантида» или «Атлантида доктора Рао».

Археолог начал свои исследования еще в 1979 году с прибрежной зоны в районе современной Двараки. Найденные артефакты имеют предположительное происхождение 1500 года до нашей эры. Исходя из разных источников, город существовал от двух до тридцати тысяч лет. Интересно, что найденные под водой остатки зданий сохранили свои правильные геометрические формы. Находки оказались стенами, мощеными дорогами, скульптурами. Несмотря на то, что здания полностью не уцелели, контуры застроек прослеживаются четко. Даже сегодня можно утверждать, что Дварака была поистине прекрасным, сказочным королевством.

Как же не стало этого удивительного города? В легенде говорится, что он погиб, когда покинул этот мир Кришна. Более научная версия — цунами, волна которого накрыла Двараку и снесла на своем пути все ее здания, стены и камни. Это стало также причиной того, что река Гомати изменила свое русло, утверждается в докладах археологов. Действительно, в результате проведенных геологических исследований и данных аэрофотосъемок, выяснилось, что тысячи лет тому назад в этом месте произошло масштабное природное бедствие, были затоплены обширные территории.

В результате разбушевавшаяся стихия унесла под воду прибрежные города и успокоилась лишь к середине второго тысячелетия до нашей эры. Так не стало прекрасной столиц ядавов, которая теперь живет только в легендах и под водой. В то же время, несмотря на все усилия археологов, власти Индии не считают нужным продолжать какие-либо поисковые работы на дне моря. Ведь у них на это просто нет денег. Тем не менее, раскопки продолжаются, и, вполне вероятно, ученым еще будет чем удивить нас.

Картина дня

наверх