Как популярна была свастика, пока ее не присвоил Гитлер
На Западе свастика стала неотъемлемым символом фашизма. Но немногие помнят, что на протяжении тысячелетий и в разных культурах мира она считалась символом, приносящим удачу.
Получится ли когда-нибудь у древнего знака стряхнуть с себя стигму нацизма и связанные с ним негативные ассоциации?
На древнеиндийском литературном языке санскрите "свасти" означает пожелание благоденствия и удачи. Этим символом пользовались индуисты, буддисты и последователи джайнизма на протяжении тысячелетий. Большинство исследователей считает, что сам символ родился в Индии.
Первые путешественники из западных стран, добравшиеся до Азии, благосклонно отнеслись к положительным ассоциациям, которые несла с собой свастика, и активно стали использовать этот символ дома.
Американский график и дизайнер Стивен Хеллер в своей книге "Свастика: символ без права на искупление?" показывает, какой популярностью она пользовалась в архитектурных мотивах и рекламе до прихода к власти Гитлера.
"Ею украшали бутылки кока-колы и пива "Карлсберг". Ее приняли на вооружение бойскауты, а американский Клуб молодых девушек назвал свой журнал "Свастика". Его редакция рассылала читательницам, принимавшим участие в распространении журнала, значки-свастики в качестве небольшого подарка", - рассказывает Хеллер.
Американские военные подразделения пользовались свастикой во время Первой мировой войны. Ее изображения украшали крылья некоторых самолетов Королевских ВВС Великобритании вплоть до 1939 года. Однако "мирной" свастике пришел конец после того, как в 30-х годах прошлого века к власти в Германии пришел фашизм.
Нацисты присвоили себе свастику неспроста. В XIX веке французский писатель-романтик и социолог Жозеф Гобино написал труд под названием: "Исследование о неравенстве человеческих рас", в котором ввел термин "арийцы". Так Гобино называл светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал как высшую ступень всего человечества.
Во второй половине XIX века немецкие ученые, переводя тексты с санскрита, обнаружили сходство между ним и старогерманскими наречиями, из чего был сделан вывод, что и у древних индийцев и у древних германцев были общие предки: та самая богоподобная раса воинов – арийцы.
Эта идея была с энтузиазмом подхвачена группами националистов, которые объявили, что свастика является символом арийцев, и наглядной демонстрацией древних корней германской нации.
Черный крест с загнутыми концами (так называемый "вращающийся крест" с лучами, направленными по часовой стрелке), на белом круге, расположенном на красном квадрате стал одной из самых ненавистных эмблем XX века, неразрывно связанной с преступлениями Третьего рейха.
"Для еврейского народа свастика остается символом страха, притеснения и уничтожения. Этот символ мы никогда не сможем изменить, - сказал Би-би-си Фредди Ноллер, переживший Холокост. – Когда националисты рисуют свастику на наших надгробных камнях и синагогах, мы начинаем бояться. Это никогда не должно повториться".
Свастика стала запрещенным символом в Германии после окончания Второй мировой войны. В 2007 году, Германия попыталась распространить этот запрет на все страны Евросоюза, хотя и безуспешно.
Ирония заключается в том, что европейские корни свастики гораздо глубже, чем представляется многим людям. Археологические находки давно показали, что это очень древний символ, которым пользовались не только в Индии. Он встречался в Древней Греции, он был знаком кельтам и англосаксам, а самые старые образцы вообще были найдены в Восточной Европе от Балтики до Балкан.
Один из самых древних орнаментов с изображением свастики хранится в Государственном историческом музее в Киеве.
Среди самых ценных экспонатов музея находится небольшая костяная фигурка птицы, вырезанная из бивня мамонта. Ее нашли в 1908 году при раскопках палеолитической стоянки около села Мизин в Черниговской области Украины.
На теле птицы выгравирован сложный узор из переплетающихся свастик. Он является древнейшим официально признаваемым орнаментом со свастикой в мире. Радиоуглеродный анализ показал, что костяная птица была вырезана 15 тысяч лет назад. При раскопках птичку нашли среди целого ряда фаллических объектов, что, по мнению ученых, поддерживает теорию о том, что свастика служила и символом плодородия.
В 1965 году советский палеонтолог Валентина Бибикова обнаружила, что меандровый орнамент из свастик может являться сознательным воспроизведением древних художников естественного среза на мамонтовой кости. Может быть, жители палеолита просто воспроизводили то, что они видели в природе? И огромный мамонт логично становился символом благосостояния и плодородия?
Единичные свастики стали появляться в неолитической культуре винка-винча в Восточной Европе около 7 тысяч лет назад. Однако по-настоящему широкое распространение этот символ в Европе получил только в Бронзовом веке.
В коллекции киевского музея есть глиняные горшки со свастиками, опоясывающими верхнюю часть сосуда, возраст которого составляет около 4 тысяч лет. Когда фашистские войска оккупировали Киев во Второй мировой войне, немцы были настолько уверены, что эти горшки доказывают существование их собственных арийских предков, что забрали их с собой в Германию. После войны их вернули в Киев.
В греческой коллекции музея свастика широко присутствует в виде широко распространенного меандрового орнамента, который используется и по сей день.
В Древней Греции мотивом из свастики украшали горшки и вазы.
Но, возможно, одним из самых неожиданных экспонатов музея в Киеве является ветхий лоскут ткани, чудом сохранившийся с XII века. Считается, что он был частью воротника платья какой-то славянской принцессы, а украшения из свастик и золотых крестиков должны были отгонять зло.
Свастика оставалась популярным мотивом в вышивках стран Восточной Европы вплоть до Второй мировой войны. Доцент Смольного института Павел Кутенков, управляющий Русским музеем народоведения в Санкт-Петербурге, насчитал около 200 разновидностей свастик в этом регионе.
При этом свастика остается одним из самых эмоционально-негативных символов нашего мира. В 1941 году в Бабьем Яру в Киеве нацисты уничтожили, по самым минимальным оценкам, более 150 тысяч человек – евреев, военнопленных, душевнобольных, цыган и так далее. Свастика не виновата, что ее избрали своим символом национал-социалисты, но избавиться от этой ассоциации удается немногим.
Кое-кто искренне считает, что свастику можно возродить как позитивный символ. Владелец салона татуировок в Копенгагене Петер Мадсен говорит, что свастика cлужит важным элементом скандинавских мифов.
Мадсен стал одним из инициаторов акции под названием "Научись любить свастику", прошедшей 13 ноября прошлого года. Идея состоялась в том, что мастера татуировки во всем мире предлагали клиентам в этот день нанести на их кожу бесплатно три свастики, как символ ее славного культурного прошлого.
"Свастика является символом любви, который Гитлер безжалостно исказил. Мы не пытаемся возродить "вращающийся крест", это было бы невозможно. И мы не хотим, чтобы люди забыли об ужасах нацизма", - говорит Мадсен.
"Мы хотим, чтобы люди знали, что свастика существует во множестве форм, ни одна из которых ранее не использовалась для чего-то ужасного. Мы также хотим продемонстрировать всем этим правым фашистам, что они не имеют права пользоваться этим символом. И если нам удастся научить людей понимать истинное значение свастики, то, может быть, мы сумеем отобрать ее у фашистов".
Но для тех, кто подобно Фредди Ноллеру на себе испытал все ужасы фашизма, научиться любить свастику – дело почти невозможное.
"Для людей, переживших Холокост, забыть, что такое свастика невозможно. Для нас это символ абсолютного зла".
"Впрочем, мы не знали, что свастика родилась многие тысячелетия назад. Может быть, людям будет и интересно узнать, что она не всегда была символом фашизма", - заключает Ноллер.
Свежие комментарии