Секта меннонитов «Танцующие братья»
В XIX веке среди немецких колонистов в Российской империи возникло несколько самобытных сект меннонитского толка. Церковные песнопения верующие заменили шумными песнями и плясками. Столетие спустя советская власть объявила «танцующих братьев» агентурой фашизма…
Большинство немцев-колонистов в России были католиками и лютеранами. Но наряду с ними на просторы Украины и Поволжья приехали приверженцы меннонитства. Эта секта, основанная голландцем Менно Симонсом в XVI веке, отличалась проповедью пацифизма, а её последователи принципиально отказывались от государственных должностей.
В германских герцогствах меннонитов заставляли служить в армии, поэтому немецкие последователи Менно стремились к эмиграции. Первые 228 семей меннонитов поселились в России при Екатерине Великой. Другая крупная волна переселенцев датируется 1847 годом, когда Пруссия лишила сектантов освобождения от воинской присяги. Смена места жительства неожиданно подтолкнула колонистов-меннонитов к религиозному поиску.
«Свобода во Христе»
В 1840-х годах среди российских немцев распространилось учение проповедника Эдуарда Вюста, которого называли «вторым после Менно реформатором». Секта вюстовцев основывалась на идеалах пиетизма, то есть на личных переживаниях верующих, чувстве радости и покаянии. В общинах вюстовцев по всей Южной России проводились «вечери любви», устраивались массовые празднества. «Верь, что ты спасён, и ты уже спасён», — считали ученики Вюста.
Ещё дальше пошли отколовшиеся от вюстовцев в 1858 году гюпферы (от немецкого hiipfen — «прыгать»), они же «плясуны» или «скакуны». Основатель этой секты по фамилии Каппес был начальным учителем в одной из колоний Мариупольского уезда. Если у меннонитов-вюстовцев ещё сохранялись внешние обряды протестантизма (крещение, конфирмация, преломление), то для гюпферов это не имело особого значения. Каппеса больше впечатлили слова Второй книги Царств: «Давид скакал из всей силы перед Господом». Подражая ветхозаветному царю, гюпферы культивировали чувство религиозного восторга. На их собраниях стоял невероятный шум. Дореволюционный исследователь Семён Бондарь писал, что собрания гюпферов принимали «непристойные формы» — они в быстром темпе распевали духовные песни, били в ладоши, прыгали, танцевали и выкрикивали слова «Победа!», «Слава!», «Аллилуйя!». Вместе с тем, сообщества гюпферов отличались замкнутостью. Они полностью отвергли общение с неверующими, а также с теми, кого считали нераскаявшимися грешниками. Эти вероучительные новшества вызвали резкую критику со стороны «старых» меннонитов, которые начали притеснять сектантов. В среде последних также произошёл раскол.
«Вскоре новое движение вылилось в чистейшее безумие… — отмечает Бондарь. — Царь Давид согрешил плотию, но остался пророком Божьим. На этом основании, под предлогом «свободы во Христе», в общине Каппеса стали культивироваться крайняя разнузданность нравов и оргии».
Трудно не заметить в этом сходство с оргиастическими «радениями» скандальной русской секты хлыстов (христоверов), однако было ли здесь заимствование, неизвестно. Впрочем, открытым развратом занималась лишь немногочисленная группа гюпферов, к которой с отвращением отнеслись собственные единоверцы.
Из Молочанской колонии (ныне Запорожская область Украины) во второй половине XIX века гюпферство шагнуло в Поволжье. Здесь к секте «плясунов» примкнуло немало вчерашних лютеран. Были случаи обращения в новую веру и православных батраков-славян. С течением времени в колониях меннонитов продолжали возникать новые религиозные направления. Под влиянием соседей-баптистов многие общины отошли от крайностей гюпферства. В 1870-х годах российское правительство официально признало Союз новоменнонитского братства (к которому относились все новые меннонитские секты).
Против советской власти
Трения с властями у меннонитов начались ещё до революции. В 1874 году на них был распространён закон о всеобщей воинской повинности (впрочем, служили меннониты не в русской армии, а в особых лесных командах). В связи с началом Первой мировой войны в 1914 году у колонистов изъяли огнестрельное оружие, хотя меннониты доказывали, что они не немцы, а голландцы.
Однако с настоящими гонениями и «старым», и «новым» меннонитам пришлось столкнуться в 1920-х годах, когда советское правительство инициировало в АССР Немцев Поволжья бурную антирелигиозную кампанию.
К этому времени на Волге активно действовала новоменнонитская секта танцбрудеров (по-немецки «танцующие братья» — это было одно из старых названий гюпфе-ров). По данным «Православной энциклопедии», в начале 1920-х годов в танцбрудер-ских общинах Поволжья насчитывалось около 15 тысяч человек. Их практики, предположительно, не слишком изменились по сравнению с XIX веком. В одном из советских документов «танцующие братья» сравнивались с хлыстами и с сектой «Свободная любовь», выявленной в пригороде Саратова. В партийных бумагах и отчётах организаций Союза воинствующих безбожников рядом с танцбрудерами почти всегда упоминаются бетбрудеры («поющие братья», в некоторых источниках отождествляются со штундистами). Ещё одна действовавшая в то время в Поволжье секта называлась саббетбрудерами («субботними братьями»).
Именно сектанты, как наиболее фанатичные из меннонитов, судя по всему, оказывали наибольшее сопротивление антирелигиозной политике властей. Они активно вербовали новых сторонников среди немецких колонистов и бойкотировали официальные мероприятия.
«В Немреспублике усиление религиозных настроений среди секты бетбрудеров («братья молитвы») приняло форму сумасшествия», — докладывала Лубянка Иосифу Сталину в июле 1924 года.
Что касается танцбрудеров, то в последний раз эта секта официально регистрировалась в 1933 году. В ходе коллективизации партийные руководители сочли сектантов поголовно кулаками. Впрочем, общий уровень благосостояния меннонитов всегда был высок, а в их общинах царил «классовый мир».
«Вопрос о ликвидации кулачества как класса не находил поддержки у меннонитов, так как воспитанный религией бедняк, привыкший смотреть на кулака как на своего «брата во Христе», не отваживался нарушить религиозную заповедь «Люби ближнего своего» и другие каноны менно-нитской общины», — утверждал советский исследователь Алексей Ипатов.
Карающая рука закона
Сектой «танцующих братьев», как наиболее проблемной для властей, занялись сотрудники НКВД. Итоги чекистской работы в 1937 году подвёл антирелигиозный пропагандист Борис Кандидов. В его публикациях отмечалось, что члены секты танцбрудеров в сёлах Розенфельд и Вейценфельд Мариенталь-нского кантона Немреспублики срывали колхозные собрания, резали скот и ломали машины.
«Следственные и судебные дела привлечённых в 1935 году к ответственности вожаков этой секты показали, что «танцбрудеры» были связаны с германскими фашистами, расхищали колхозное имущество, старались производить диверсии, вели борьбу против коммунистов и комсомольцев. За границу вожаки этой секты посылали клеветнические письма и получали оттуда деньги», — утверждал Кандидов.
Аналогичные тезисы можно прочесть на страницах книги «Комсомол и антирелигиозная пропаганда», напечатанной в том же 1937 году: «Руководители сектантских общин под прикрытием елейных» проповедей вершили и вершат часто антисоветские, контрреволюционные дела. Не случайно германские фашисты пытались недавно организовать в республике немцев Поволжья под видом секты «танцбрудеров» свою агентуру».
В конечном счёте последователи немецких сект разделили участь «церковных» меннонитов. Коллективизация и советизация школ практически унифицировали танцбрудеров и бетбрудеров с остальным немецким населением. После ликвидации Республики Немцев Поволжья последователи учений Менно, Вюста и Каппеса оказались раскиданы по разным городам Сибири и Казахстана. После Великой Отечественной войны советские религиоведы и вовсе начали говорить о «распаде этноконфессиональной общности меннонитов». Однако общины новоменнонитов всё же сохранились — их численность в СНГ в 1990-х годах оценивалась в 60 тысяч человек.
=0=0=
Мерцающий НЛО над Пальмирой в Колумбии был снят в 2012 году
Это видео было получено по электронной почте в 2012 году. Никакой информации не было приложено, кроме места съёмки — город Пальмира (Palmira), департамент Валье-дель-Каука (Valle del Cauca), Колумбия (Colombia).
Что это на самом деле — решайте сами.
Рогатые мутанты - жертвы генетического сбоя?
Легенды об оборотнях и ведьмах, возможно, основаны на реальных историях о людях, обладающих теми или иными признаками животных. Например, рогами или хвостом...
В наше время этот феномен связывают с генетическими отклонениями. Но не исключено, что подобные мутации - наследие пришельцев, которые когда-то, в глубокой древности, спускались на Землю.
- На древнекитайских сосудах встречаются изображения странных людей с большими головами, на которых красуются наросты в виде рогов. Старинные японские статуэтки-догу представляют точно таких же рогатых существ...
- В мифах Древнего Китая рассказывается о людях, побеждающих рогатых чудовищ.
Упоминается в них и о «сынах неба» - рогатых божествах. Один из них, по преданиям, употреблял в пищу камни и металл, другой, Фуси, был больше похож на простого смертного - его считают прародителем человечества.
У Мары - владыки царства тьмы - уродливая голова, разделенная надвое ложбиной. Вход же в столицу царства смерти Юду охраняет остророгий великан Тунбо с телом, покрытым шерстью. Мифы также гласят, что «рогоносцы» обладали многими знаниями и умениями, недоступными обычному человеку.
В 1951 году близ китайского города Цзыян (провинция Сычуань) археологи обнаружили череп, датируемый V тысячелетием до нашей эры, с резко выступающими теменными буграми. Рогатый череп очень большого размера нашли и в пустыне Гоби.
Истории о рогатых богах - не выдумка?
Но кто же были эти боги? Упоминания в древних источниках о том, что они «спустились с неба», позволяют предполагать, что рогоносцы не принадлежали к земной цивилизации...
Однако подобные аномалии - отнюдь не редкость среди обычных людей. «Рога», как правило, представляют собой крошечные, едва заметные бугорки. Иногда они достигают значительной длины.
Рогатые люди: факты
Так, 18 сентября 1598 года во Франции судили одного крестьянина за то, что отказался снять шляпу перед встречным аристократом - по тем временам это являлось непростительным поступком для смерда. Когда судья все же заставил подсудимого снять шляпу, все с изумлением увидели растущий у него на голове рог, внешне напоминающий бараний. Этот человек поведал, что сие «украшение» он носит на голове с пятилетнего возраста.
В XVII столетии в английском графстве Лестершир проживала рогатая дама по имени Мэйн Дэвис. Несмотря на свой физический недостаток, она пользовалась немалым успехом у поклонников.
В том же веке во Франции прославилась мадам Диманш. Ее единственный рог свисал со лба вниз до подбородка. В преклонные лета она решила избавиться от него, так как не хотела отправляться на тот свет с «дьявольским украшением». Старушка попыталась собственноручно спилить рог - и скончалась от заражения крови...
Гораздо чаще «рогачей» встречаются хвостатые индивиды, хотя обычно этот изъян тщательно скрывается под одеждой. Немудрено: в старину считалось, что хвост у человека - это печать дьявола. В средние века, если у кого-то обнаруживали предательский отросток на копчике, его тут же объявляли колдуном или ведьмой и отправляли на костер. Если у женщины рождался хвостатый младенец, их обоих могли предать казни, так как мать ребенка якобы состояла в связи с «нечистым», являвшимся, по поверью, в зверином обличье. Интересно, что к рогоносцам относились более лояльно, чем к обладателям хвостов.
В различных источниках упоминается об экзотических племенах хвостатых дикарей. Так, знаменитый путешественник Марко Поло в XIII столетии писал о том, что у всех жителей Суматр имеются хвосты, похожие на собачьи. Правда, проверить эту информацию так и не удалось.
Французский исследователь Поль Данджой утверждал, что все аборигены индокитайского племени мои рождаются с хвостами, но постепенно те укорачиваются благодаря брачным союзам с соседними племенами. Данджой лично видел аборигена, длина хвоста которого составляла около 25 сантиметров.
В 1910 году путешественник Уильям Слоун встретил в пустыне Новой Гвинеи племя людей с короткими хвостами. Туземцы даже проделывали в полу своих хижин специальные дырки, чтобы просовывать в них хвосты во время сна - иначе они мешали спать...
В 1928 году врач по фамилии Неделес прислал из Сайгона в редакцию одной из газет снимок восьмилетнего вьетнамского мальчика с 15-сантиметровым отростком на копчике. А в 1930 году хирург Веласкес из Гондураса поведал прессе о том, что во время купания видел обнаженную караибскую женщину с обрубленным хвостом длиной не менее 20 сантиметров.
Отчего же некоторые из нас рождаются похожими на зверей? Причиной появления рогов, по мнению ученых, служит необъяснимое разрастание тканей. Наличие хвоста - это атавизм, поворот эволюции вспять, вызванный генетическими отклонениями.
В наши дни немногочисленных «рогоносцев» и «хвостоносцев» оперируют хирургическим путем, удаляя участки кожи, из которых растут костяные бугры. Нежелательных последствий обычно удается избежать. Скорее всего, в этой загадке природы все же нет ничего мистического...
=0=0=
Ромфея, которым рубили хоботы боевым слонам
Нож – одно из древнейших орудий, которое было создано человеком. С началом обработки металлов люди смогли значительно утяжелить и удлинить конструкцию ножа, научившись превращать его в длинное клинковое оружие: мечи и сабли. В истории античного оружейного дела попадаются и вовсе экзотические образцы вооружения.
Например, древние фракийцы использовали в бою причудливые на вид ромфеи. Самое время разобраться с тем, что из себя представляет данное оружие...
На территории восточных Балкан существует географическая и историческая область под названием Фракия. Сегодня ее земли входят в состав Турции, Греции и Болгарии. Во времена античности здесь проживали многочисленные фракийские племена, которые достаточно часто сталкивались со своими более цивилизованными и хорошо организованными соседями, сначала греками, а позднее римлянами. И те, и другие, сразившись с фракийскими воинами, отмечали использование весьма странного клинкового оружия.
Речь, конечно же, идет о ромфее. Многие по ошибке считают ее двуручным мечом. На самом деле это не так, или не совсем так. Археологические находки и описания античных авторов явно указывают на то, что ромфея имела изогнутое лезвие и одностороннюю заточку.
Все это делает ее (в рамках современной терминологии) не мечом, а саблей. Большой двуручной саблей. Весьма иронично, что греческие и римские авторы считали не клинковым оружием, а древковым, иными словами – копьем.
Общая длина сабли составляла 1200-1400 мм из которых около 800 мм приходилось на клинок. Учитывая внушительные габариты оружия, можно смело предположить, что применялось оно преимущественно в двуручном хвате подобно тому, как позднесредневековые ландскнехты и рыцари применяли полуторные и двуручные мечи. Возможно, что ромфею действительно можно было использовать вместе со щитом в качестве короткого копья. Об этом, в частности, регулярно пишут все те же античные авторы.
Применялись ромфеи с конца V века до нашей эры. Самое ранее письменное упоминание об этом оружии относиться к 326 году до н.э и касается битвы при Гидаспе, которая произошла в рамках индийского похода Александра Великого. Судя по имеющимся данным, в составе его армии были союзные фракийцы, которые вооружались своим традиционным арсеналом. Именно в этом описании есть упоминания о том, как союзники македонцев использовали свои загнутые в обратную сторону сабли, чтобы рубить хоботы боевым слонам индийского царя Пора.
В последствии ромфеи еще не раз всплывут в греческих и римских письменных источниках. В частности, об этом оружии писал Тит Ливий, рассказывая о сражении 197 года до н.э при Киноскефалах, где сошлась на поле фаланга македонцев и римские легионы. История изучения двуручной сабли подкреплена не только письменными свидетельствами, но и многочисленными археологическими находками (в том числе в могильных курганах). Большинство ромфей и их остатков было найдено на территории современной Болгарии.
Какая была у данного оружия тактическая ниша в реальном античном бою – сказать крайне сложно. Одно можно отметить с уверенность, что ромфея оказалась весьма эффективным средством борьбы. Доказывает это хотя бы тот факт, что применялась она вплоть до конца римского владычества на Средиземноморье. Союзные отряды при легионах, набранные из фракийцев, почти всегда имели в своем распоряжении устрашающего вида сабли.
=0=0=
Свежие комментарии