ПРОСТУКИВАНИЕ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ. ОЗДОРОВЛЯЮЩИЙ САМОМАССАЖ ОТКРЫТОЙ ЛАДОНЬЮ
Простукивание для европейцев очень эффективно, как рефлексотерапия общего оздоровления.
Подготовка рук
1. Схлопываем ладони перед собой и энергично потираем их друг о друга, возбуждая целительную энергию рук. Руки должны стать горячими.
2. Интенсивно сжимаем ладони в позе приветствия, соединяя противоположные (иньскую и янскую) энергии, чтобы почувствовать энергетический поток (фото 1). Закрываем глаза и пробуем уловить, как из одной ладони в другую (из центра – в центр, из пальцев одной руки – в пальцы другой руки) перетекает энергия.
3. Округляем ладони в шарик, соприкасаясь всеми пальцами. Представьте себе, что внутри ладоней вы держите теплый красный шарик, а пальцы передают друг другу горячую энергию.
4. Затем скрещиваем ладони, вытягивая их перед собой. И по нескольку секунд удерживаем прямой и обратный замок (фото 2 и 3 соответственно).
5. А теперь интенсивно постучим ребрами ладоней друг о друга (фото 4).
6. Затем четырьмя пальцами левой руки стучим по точке пульса на правой руке (фото 5), призывая ладонь к пробуждению. Поменяйте позицию и разбудите левую ладонь.
7. Поднимаем руки вверх и сильно сжимаем ладони, до боли, а потом резко раскрываем пальцы, не опуская рук в течение 30 секунд.
🥨ПОХЛОПЫВАНИЕ. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ШЛЕПКИ
Оздоровительные шлепки безусловно показаны при нарушениях опорно-двигательного аппарата со стороны нервной системы. И являются неотъемлемой частью лечения психологических проблем. Однако, как и всякий интенсивный массаж, похлопывание имеет ряд противопоказаний. Отнеситесь к ним серьезно: если есть хотя бы одно из противопоказаний, мы не будем выполнять похлопывание. Но не огорчайтесь! В нашем наборе большое количество инструментов, мы найдем именно то, что нам подходит.
1. Раскрываем ладони и безбоязненно прохлопываем себя шлепками по голове – ото лба к затылку, шее и назад ко лбу. Шлепаем беспрестанно и поочередно левой и правой руками. Всего надо нанести не менее 200 ударов. Если противопоказаний нет, не бойтесь! Похлопывание может быть достаточно интенсивным, так, чтобы звук шлепков ваши домашние слышали явственно. Не пропускайте область висков и ушной раковины.
2. Затем прямым ударом правой руки хлопаем себя по шее сзади (спереди по шее шлепки наносить нельзя!). Достаточно долго, до 5 минут. Кисть при этом должна быть совершенно расслаблена, запястье свободно. Рука лупит шею от запястья, как плеточка.
3. Чуть нежнее двумя открытыми ладонями одновременно шлепаем по лицу 1–2 минуты.
4. Левое надплечье прохлопываем открытой правой ладонью 3–4 минуты. Затем прохлопываем правое надплечье левой ладонью. (Надплечьем называется то место, где военные носят погоны. В обиходе его чаще всего называют плечом, но в медицине плечо – это участок руки от локтя до плечевого сустава.)
5. Вытягиваем прямо перед собой правую руку и шлепаем себя левой рукой по внутренней стороне предплечья (участок от запястья до локтя), посередине. Затем меняем руки, левое и правое предплечье должны получить по 3–4 минуты массажа.
6. Отшлепываем тыльную поверхность ладоней. Тыл ладоней – это их наружная поверхность, где на пальцах растут ногти. Для удобства можно поставить ногу на стул, на колено положить массируемую ладонь и в свое удовольствие лупить по ней другой ладонью 3–4 минуты. Затем поменяйте ладони.
7. Наклоняем туловище вперед и шлепаем двумя ладонями одновременно по коленкам. Если вам трудно стоять 3–4 минуты в наклонном положении, можно делать упражнение сидя.
8. Затем шлепаем ниже коленной впадины по задней поверхности голеней, одновременно двумя руками. Похлопайте несколько минут в свое удовольствие, этот прием тоже можно проделать сидя.
9. В завершение выполняем простукивания тыльной стороны стопы. Если предыдущие приемы вы делали стоя, следите, чтобы не закружилась голова, и не перенапряглись мышцы! Простукивание стоп можно выполнить сидя, вытянув ноги, наклоняясь всем корпусом вперед. Если при этом в конце похлопывания вы сумеете постепенно оттягивать носочки вперед, как бы убегая от своих ладоней, то и позвоночник получит хорошую растяжку.
10. После этого встаньте и сделайте несколько глубоких приседаний, чтобы гармонизировать энергетические потоки. Трех-четырех приседаний будет вполне достаточно!
🥨ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОМАССАЖА
Во время этого упражнения на начальном этапе никаких психологических настроев можно не производить! Упражнения не требует никаких принудительных мыслей, и они даже мешают.
Шлепки полностью захватят ваше сознание, доставят удовольствие. Если вы выдержите две недели похлопывания, то сможете потом практиковать этот массаж всю свою жизнь. Довольно быстро после начала практики вы почувствуете, что стали ощущать себя здоровым, а это ясный сигнал к продолжению!
🥨ВОПРОС – ОТВЕТ
-Почему мы пропускаем для похлопывания другие точки, поясницу, например?
-Потому что не хотим подчинять оздоровлению весь свой день! Для этого массажа выбраны оптимальные точки, равноудаленные от срединного энергетического котла.
- Можно ли делать перерыв в похлопывании?
- Можно! Нет никаких жестких правил.
🥨ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ
- Онкологические заболевания.
- Тяжелые разлады сердечной деятельности; тяжелые поражения внутренних органов (почек, легких, печени).
- Тромбофлебит сосудов в хронической форме или аневризма сосудов; язвенные болезни желудочно-кишечного тракта; другие заболевания, создающие опасность кровотечения.
- Нельзя применять массаж у женщин во время менструальных выделений. Склонность к маточным кровотечениям требует повышенной осторожности и в другие дни.
- Острые состояния; инфекционные болезни; лихорадка. Гнойничковые заболевания кожи (фурункулез); дерматиты; ожог кожи (в том числе солнечный).
Взято: "Большая энциклопедия целительных точек от 1000 болезней", Д. Коваль, О. Власов .
"Что делать со страхом смерти?
В.Зачем супруг переносит молодую через порог дома?
О.Традиция связана с домовым. Когда молодые приходили с освящения Семейного Союза, молодая супруга не входила в дом, а её на руках переносил через порог молодой супруг и уже внутри ставил на пол. Т.е. для домового она как бы не вошла, а там и была, т.е. она не откуда-то пришедшая, а там проявилась, как бы родилась в новом Роду, чтобы его продолжать.
Опубликовано: Сей Час Утрось. Успокоение росы. Современное время 09:00-10:30
СЕДЬМИЦА 26 ДАЙЛѢТЪ 7528 ЛѢТО от С.М.З.Х.
Казаки и великорусы - это два государство-образующих народа в России, которые были целенаправленно репрессированы, лишены собственного имени, собственной земли и государственности в составе России.
В Российской Империи русскими считались великорусы, казаки и все другие коренные народы России вместе взятые и никаких отдельных "русских" никогда в переписях не было. Потому были русские генералы Краснов и Маннергейм, которые в русской армии кровь проливали за русский народ, русского царя и русское государство.
В Советскому Союзе в переписи 1926 года казаки, великорусы и другие коренные народы и пришлые нации переписывались под своими именами и в результатах переписи вы не найдете никаких отдельных "русских".
В Советском Союзе после репрессий, насильственной коллективизации, голодомора, расказачивания и борьбы с великорусским шовинизмом в 1937-1939 годах казаки и великорусы были насильственно упразднены и записаны во время переписи как "русские".
В Российской Федерации казаки и великорусы числятся "русскими" до настоящего времени. Но есть закон РФ О реабилитации репрессированных народов, который дает право казакам и великорусам восстановить свои народно-государственные (в законе - национально-государственные) образования.
Эти сведения надо знать, понимать и использовать в современной деятельности. Иначе враги, которые целенаправленно упраздняли казаков и великорусов, записывали их в "русскую нацию", будут продолжать репрессии, препятствовать восстановлению казачьих хуторов и станиц, великорусских слобод и волостей, как национально-государственных образований.
Восстановление казачьих хуторов и станиц, великорусских слобод и волостей, как национально-государственных образований в соответствии с 3-й статьей ФЗ "О реабилитации репрессированных народов" - это основной критерий отделения "русских врагов и дураков", от казаков и великорусов.
Любой противник восстановления в составе Российской Федерации казачьих и великорусских национально-государственных образований - это явный враг казаков и великорусов, русского народа и Российского государства, кем бы от себя не называл.
Поэтому прежде чем спорить по национальному вопросу с любым гражданином, надо задать ему вопрос: к какому национально-государственному (народно-государственному) образованию или какой национально-культурной автономии он себя относит? - Любая интернациональная сучка всегда будет против национально-государственных образований, основанных на правах человека и правах коренного народа.
Права личности и права гражданина любой национальности, отраженные в гражданских документах (органов ЗАГС- записи актов гражданского состояния, например, свидетельство о рождении, о браке) или удостоверениях личности (например, удостоверение реестрового служащего) равны между собой и не дают права человека и коренного народа. Только принадлежность к народно-государственному образованию или национально-культурной автономии даёт права человека и права народа.
ДНЕВНИК БРАИЛО |
ХРАМ СВЯТОГО СЕРДЦА |
Храм Святого Сердца - об этой архитектурной достопримечательности Барселоны пишут не так часто, как о творениях великого Гауди, и кажется, очень зря!
Совсем рядом с Барселоной, на горе Тибидабо, возвышается знаменитый Храм Святого Сердца. Его очертания видны практически с любой точки Барселоны. Само название горы Тибидадо имеет отсылки к Библии. Тибидабо переводится как "дам тебе" - именно эти слова говорил сатана Иисусу, пытаясь ввести его в искушение.
Строительство храма Святого Сердца началось в 1902-ом году, им руководил архитектор Энрико Сагньер-и-Вильявекчиа. Увидеть окончание строительства Энрико было не суждено - работу над храмом продолжил его сын, и завершил её в 1961-ом. Храм выполнен в готическом и одновременно романском стиле. Венчает храм фигура Иисуса Христа с распростертыми руками.
Собор построен в готическом стиле: роза над входом, стрельчатые окна и арки, вытянутые треугольники портиков фасада, внутри – изумительной красоты витражные окна, фрески и изваяния святых, а на крыше – величественная фигура Христа с распростертыми руками, как будто бы Иисус обнимает весь мир. У подножия статуи – самая высокая в городе смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте и увидеть практически из поднебесья всю Барселону и плещущееся у ее окраин Средиземное море.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
АНТОНИНА ИВАНОВНА МИЛЮКОВА - ЧАЙКОВСКАЯ |
Рок преследовал Антонину Милюкову едва ли не с рождения.
Девочка была совсем крошкой, когда ее мать совершила немыслимый по тем временам поступок:
бросила мужа и детей, прихватив с собой лишь младшую – Антонину.
Поступок этой женщины станет понятнее и объяснимее, если хоть немного знать ее историю.
Рано лишившись матери, она еще юной была выдана отцом, оставшимся с пяти детьми,
чуть ли не за первого встречного, кто пожелал стать ее мужем.
С первых же лет совместной жизни стали очевидны несходство взглядов и привычек этих супругов,
неуживчивость их характеров – оба оказались вспыльчивыми и неуравновешенными.
Один за другим рождались дети, но семья счастливее от этого не становилась.
А когда Милюковы обосновались в Москве, и вовсе начались скандалы.
Ольга Никаноровна, не обиженная внешними данными,
с упоением окунулась в вихрь светских удовольствий, посещала балы и вечера,
на которых заимела немало поклонников.
Поздние ее возвращения домой раздражали мужа,
он осыпал Ольгу Никаноровну попреками и бранью, неоднократно давал волю кулакам,
а однажды в холодное время года, посреди ночи, выставил полуодетую «распутницу» на улицу.
И однажды Ольга Никаноровна, не выдержав, сбежала от Милюкова и поселилась
отдельно вместе с маленькой Антониной.
Разъяренный супруг подал на нее в суд, а жена выступила с ответным иском – по поводу того,
что Милюков и в браке не отказывал себе в противоестественных радостях
и жил с их дворовым человеком.
Человек этот подтвердил сказанное на суде…
Маленькая Антонина стала предметом новых распрей между разошедшимися родителями.
Ей исполнилось семь лет, когда отцу с помощью полиции удалось забрать младшую дочь
из частного пансиона и увезти в свое имение в Клину.
Но тут враждующих супругов Милюковых настиг новый удар:
их четырнадцатилетняя дочь Елизавета была обольщена одним из домашних учителей,
нанятых отцом.
Ребенка, рожденного от этой связи, сдали в воспитательный дом, юную мать отправили в монастырь.
А вскоре внебрачные дети стали рождаться и у Ольги Никаноровны…
Драматические семейные обстоятельства сыграли свою роль в судьбе Антонины:
матери удалось добиться, чтобы ее поместили учиться в закрытое учебное заведение в Москве.
Окончив его, девушка решила поселиться самостоятельно в дешевых меблированных комнатах.
Она сумела стать вполне приличной музыкантшей и могла заработать себе на жизнь уроками.
Правда, своего рояля у нее не было, а значит, и приходящих учеников – тоже.
Судя по некоторым сведениям, Антонина в основном зарабатывала шитьем.
Барышня это была эмоциональная, возможно, даже несколько экзальтированная.
Как-то, зайдя в соседний номер к своей близкой подруге,
Антонина Ивановна впервые встретила Петра Ильича, забежавшего туда «на огонек», –
по дороге из расположенной неподалеку Московской консерватории,
где он тогда преподавал.
Встреча оказалась роковой для обоих.
Но в большей степени – для Антонины Ивановны, сразу влюбившейся в композитора.
Тогда девушка и понятия не имела ни о его зарождавшейся славе, ни о гениальности.
Спустя время в одном из писем к мужу она упомянет об этом факте, говоря, что полюбила в нем не гения,
а само его лицо, взгляд, приветливость…
Да и в то время Чайковский, еще не создавший основных крупных произведений,
был популярен лишь в узких музыкальных кругах, нигде более его пока что не знали.
Лишь через четыре года тайной влюбленности в Петра Ильича Антонина решилась написать ему,
открыться в своем чувстве.
«То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом,
я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас…
Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой…»
Между тем Чайковский, человек в общении весьма обаятельный,
умело скрывал от непосвященных неординарную природную склонность к своему же полу.
Судя по письмам к друзьям, он мучился от этой «ненормальной» тяги, хотел быть «таким, как все»,
иметь семью и детей.
К тому же один из приятелей Чайковского с теми же «природными» склонностями,
некто В. С. Шиловский, весьма удачно женился на женщине старше себя
и приобрел приличное состояние.
Чайковский бывал у него дома и своими глазами убедился, что женитьба, оказывается,
вовсе не страшна и можно с успехом побороть свою природу.
Да и Шиловский в откровенной мужской беседе советовал сделать то же самое…
Но почему же надежды «стать таким, как все» Петр Ильич связал именно с Антониной Милюковой?
Ведь еще в январе 1877-го, незадолго до ее признания,
он был страстно влюблен в своего бывшего ученика – скрипача Иосифа Котека.
П.И. Чайковский и И. Котек
К тому же Чайковский сообщал брату Анатолию следующее:
«Кандидатки на супружество со мной сменяются ежеминутно, – но ни на ком не могу остановиться.
Одна девушка даже сама письменно предложила мне руку и сердце, объяснивши,
что уже три года влюблена в меня страстно.
Она в письме своем обещала быть моей «рабой» и присовокупляет, что имеет десять тысяч капитала.
Я ее когда-то видел и помню, что она смазлива, но противна.
Вследствие того я ей объявил решительный отказ».
Здесь говорится, разумеется, о Милюковой: ни от кого другого письменных предложений о браке
композитор не получал, равно как и обещаний наследственного капитала в качестве приданого.
Только слукавил Петр Ильич перед Анатолием:
никакого решительного отказа Антонине Ивановне он не объявлял.
Может, и хотел объявить, потому что с самого начала, заметим, она была ему «противна», но передумал.
Тому причиной явилось не только злополучное наследство Милюковой,
которое нуждающемуся композитору, то и дело ожидавшему подачек меценатки фон Мекк,
казалось желанным выходом из его материальных затруднений.
(Наследство действительно существовало после смерти отца Антонины Ивановны – лес в Клинском уезде.
Только из-за него передрались родственники, и получить его оказалось проблематично.)
Баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк
Главное – мысль о собственном перерождении как нравственном примере
для боготворившего его брата Модеста, который отличался тем же «неправильным» пристрастием,
не давала Чайковскому покоя.
Модест Чайковский
Примерно в то же самое время, что и Анатолию, композитор отправил Модесту Ильичу
совсем другие письменные откровения.
Он признавался, что время от времени посещает некий тайный дом на окраине города –
«педерастическую бордель», что бороться с собственной природой ему тяжело.
И далее – открытым текстом о причине будущей женитьбы:
«…я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты разной презренной твари,
мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям мне близким».
Братья Чайковские. Слева направо: сидят Николай Ильич, Петр Ильич
Заметим, что о самой женщине, которая будет служить лишь ширмой
перед обществом «презренных тварей» (т. е. людей вполне нормальных и, может, положительных),
здесь никто и не думал.
Все это вместе взятое и составило то, что беспощадным образом сломало жизнь Антонины Ивановны.
Переписка, завязавшаяся между будущими супругами, а затем их встреча
завершились 6 июля 1877 года венчанием в церкви Св. Георгия на Малой Никитской.
Рассказывали, что уже в храме произошел неприятный инцидент:
когда нужно было поцеловать невесту, Чайковскому стало дурно, к горлу подкатила тошнота,
и он с трудом удержался, чтобы грубо не оттолкнуть счастливую новобрачную.
Что, кроме этого, предвещало будущую драму?
Во всяком случае, не первоначальные письма композитора к родным,
в которых он всячески нахваливал Антонину Ивановну:
«Репутация ее безупречна; она очень складная, она всем довольна и ничего не желает,
кроме счастия быть мне подпорой и утешением;
не стесняет меня ни в чем; она очень деликатна и очень преданна;
она не напрашивалась на брачные узы… у нее много задатков,
могущих составить впоследствии мое счастие…»
Брату Анатолию он, в частности, писал:
«Вдруг я почувствовал себя спокойным и довольным…
Не понимаю, каким образом это случилось!
Как бы то ни было, но с этого момента внезапно все вокруг просветлело и я почувствовал,
что какая бы ни была моя жена, она моя жена и что в этом есть что-то совершенно нормальное,
как и следует быть…
Жена моя нисколько мне не противна…»
Чайковский старался познакомить Антонину Ивановну как можно с большим кругом
своих знакомых и друзей.
При этом, как вспоминали очевидцы, он казался довольным и ею, и своей жизнью.
Но уже после 13 июля в письмах к братьям последовали жуткие признания:
«Жена моя в физическом отношении сделалась безусловно мне противна…
я не встречал более противного человеческого существа…
Она мне ненавистна, ненавистна до умопомешательства…
мне случалось даже плакать при ней… это омерзительное творение природы…»
Делая предложение Антонине Ивановне, Петр Ильич, по ее же воспоминаниям, не скрывал:
любви к ней он не питает, и если она согласна на братские отношения, то…
«Я никогда в жизни не любил ни одну женщину, – признавался композитор, –
и я чувствую себя уже слишком немолодым для пылкой любви.
Ее у меня ни к кому не будет.
Но вы первая женщина, которая сильно нравится мне.
Если вы удовлетворитесь тихой спокойной любовью брата, то я вам делаю предложение».
Но «тихой и спокойной любовью брата» Антонина Ивановна все-таки не удовлетворилась,
что до глубины души потрясло Петра Ильича.
К тому же жена изводила его бесконечными разговорами о влюбленных в нее мужчинах –
может, тщетно пытаясь вызвать в супруге то ли ревность, то ли подобие любви. …
Неделю после свадьбы молодые гостили в Петербурге у отца композитора,
где спали в разных комнатах.
Отцу Петра Ильича невестка очень понравилась, что почему-то не вызвало восторга у молодожена.
Потом они навестили под Клином матушку Антонины Ивановны.
Естественно, здесь им отвели общую спальню и двуспальную кровать.
Но ситуация не изменилась: каждое утро новобрачная выходила к завтраку с заплаканными глазами.
«Ух, какое несимпатичное семейство!» – восклицал Петр Ильич в письме к сестре,
рассказывая о своих новых родственниках.
В конце лета, отпросившись у жены, которая старательно устраивала их московское «гнездышко»,
Петр Ильич уехал к своим в Каменку.
Много лет спустя сам Чайковский так объяснял в письме к приятелю причины своей неудачной женитьбы:
«…я до такой степени сжился с образом Татьяны, что для меня она стала рисоваться как живая,
со всем, что ее окружало.
Я любил Татьяну и страшно негодовал на Онегина, представлявшегося мне холодным,
бессердечным фатом.
Получив второе письмо г-жи Милюковой, я устыдился и даже вознегодовал на себя сам
за мое отношение к ней…
Поступить подобно Онегину мне казалось просто недопустимым».
Именно этой версии (не нашел в жене Татьяны, своего идеала) будут следовать долгие годы
советские биографы, обходившие стороной истинные причины личной трагедии композитора.
Кто знает – не вмешайся в его жизнь братья, друзья с определенными наклонностями,
а также всегда и во всем сочувствующая благодетельница фон Мекк,
у Чайковского и сложилась бы та самая «нормальная» семья, о которой он мечтал.
Судьба распорядилась иначе – как и в истории его отношений с певицей Дезире Арто,
на которой Петр Ильич чуть было не женился.
Здесь же, после первого выхода в свет молодых супругов, Н. Г. Рубинштейн рассуждал о новобрачной:
«Вот ведь хорошенькая и мило держит себя, а между тем не особенно нравится:
точно она не настоящая, а какой-то консерв».
Д. Арто
А братья Чайковские, невзлюбившие невестку, вообще подвигли композитора на подлейший обман.
Вызванный ложной телеграммой, присланной из Петербурга от чужого имени,
Петр Ильич сбежал по их настоянию за границу от «этой ужасной женщины».
Поверив в мнимую болезнь мужа, якобы свалившую его в Петербурге, и обещанию,
что он встретится с супругой по дороге «на воды», Антонина Ивановна поехала в Каменку –
имение сестры Чайковского, Александры Давыдовой.
Той же (надо полагать, человеку самому сильному и выдержанному в семействе Чайковских)
было поручено сказать невестке страшную правду: муж покинул ее навсегда.
Известие повергло Антонину Ивановну в состояние, близкое к помешательству.
Болезненно возбужденная, не находя себе места, она с утра до вечера «вспоминала»,
как за ней ухаживали генералы, министры и… члены императорской фамилии,
от которых она отказалась ради Петра Ильича.
Даже Давыдова чувствовала себя неловко, видя, как безмерно страдает ее новая родственница.
«Это натура прежде всего целая и честная, – говорила она о невестке. –
Есть у нее и сердце честное, беспредельно любящее, есть и ум, здоровый, простой».
В письмах к Модесту она резко осудила поведение брата.
В конце концов братья Чайковские перетянули на свою сторону Александру Давыдову,
и она, которая поначалу полностью поддерживала свою невестку, фактически выставила ее из Каменки.
Убитая горем Антонина Ивановна вернулась в Москву, где сначала жила у подруги.
Известно, что ее послания к отцу Чайковского не доходили – их перехватывали…
Неподдельной горечью переполнено ее письмо к Модесту Ильичу:
«За всю мою любовь и преданность Петя мне отплатил тем,
что сделал меня своею ширмою пред всею Москвою, да и Петербургом.
Где же эта доброта его, про которую так много говорили?
Такой страшный эгоизм не может соединиться с добротою».
Семья Чайковских
Далее последовали десятилетия скитаний по убогим углам, почти полное безденежье…
Был еще один человек на ее жизненной дороге – Александр Шлыков,
юрист по профессии, давно любивший Антонину Ивановну.
Он пытался (правда, безуспешно) заниматься ее разводом с Чайковским,
но стороны так и не пришли к взаимному согласию.
Уже в этот период Антонина Ивановна однажды выследила композитора в Петербурге
и с плачем бросилась к нему на шею, умоляя вернуться к ней.
Разумеется, ни к чему хорошему это не привело…
Отчаявшись вернуть сбежавшего мужа, она стала жить со Шлыковым в гражданском браке,
родила от него троих детей, которых сдала в воспитательный дом.
Шлыков оказался человеком весьма тяжелым и потрепал нервов своей сожительнице немало.
Потом он серьезно заболел, и последние годы его жизни Антонине Ивановне пришлось
ухаживать за ним из последних сил и средств.
А окружение Чайковского распространяло слухи о том,
«сколь ужасной, бессердечной, не понимающей своего мужа-гения была эта женщина».
Ее называли «нимфоманкой» и «авантюристкой, ловко прикинувшейся музыкантшей»,
чьи настойчивые сексуальные притязания привели композитора к попытке самоубийства.
Сам он называл ее в письмах к друзьям «гадиной».
Изредка она писала своему «Петиньке», но вскоре ей запретили и это –
под угрозой лишения жалкой пенсии, которую выплачивал Чайковский…
Хотя мучительные угрызения совести до конца жизни не оставляли Петра Ильича.
Он находил в себе силы признать и в письмах:
«…она поступала честно и искренно; я отдаю полную справедливость ее искреннему желанию
быть для меня хорошей женой и другом, и… она не виновата в том,
что я не нашел того, чего искал."
Время от времени Чайковский просил друзей узнать: как живет его несостоявшаяся жена,
не нуждается ли больше меры, не пора ли увеличить ей пенсию?
Несколько раз он даже сдержанно и вполне доброжелательно отвечал на ее письма.
Принял и подарок – самолично сшитую ею рубашку – и поблагодарил.
В ответ она смиренно попросила фотографию Петра Ильича, а еще…
посвятить ей какое-нибудь произведение, пусть даже самое маленькое.
Возмущенные друзья отчитали композитора, когда он распорядился передать ей свой снимок:
«Ей палец покажи, она руку откусит!»
Стоит ли удивляться тому, что перед самой смертью Чайковский назвал покинутую жену болью,
открытой раной своей души?..
Уж кто-кто, а он знал точно: белый лебедь его жизни, каким явилась Антонина Ивановна,
был очернен и оболган самым жутким образом.
Уже после похорон мужа разум Антонины Ивановны не выдержал доставшихся на ее долю злоключений.
В 1896 году она в результате сильнейшей мании преследования попала в психиатрическую лечебницу,
где с некоторыми перерывами провела долгих двадцать лет.
Ее содержание там щедро оплачивалось в соответствии с завещанием Петра Ильича.
В феврале 1917 года вдова Чайковского скончалась в Доме призрения для душевнобольных.
В последние годы, судя по медицинской карте, никаких признаков душевного нездоровья
она не выказывала
Отчаянную боль источает последнее письмо Чайковской к мужу:
«О, если бы я захотела сделать зло Вам, я уже давно, давно бы его сделала.
Но зачем я буду брать грех на душу? Какое право я имею судить Вас?
Нас будет судить Бог…
Я и сама полна всевозможных недостатков.
Ваше же дурное давным-давно покрылось Вашей добротой и участием к людям.
И в Вашей власти остановить слухи, что Вы женились на какой-то дряни,
которая оказалась впоследствии еще и дурной женщиной.
Натерпелась я унижений по горло».
И еще одна фраза из ее письма брату композитора, Модесту Чайковскому:
«Вы все, вы убили мою жизнь!..»
Будучи пострадавшей стороной и зная достаточно много о грехах своего супруга,
Антонина Ивановна не только никогда не использовала выгод такого положения при его жизни,
но и стала одной из самых строгих защитниц непогрешимости композитора после его смерти.
Она дала интервью одной из газет, а в другой опубликовала свои воспоминания,
в которых рассказывалось о ее знакомстве с Чайковским и коротком периоде их брака.
И хотя Петр Ильич представал в этих публикациях благородным человеком добрейшей души,
братья композитора и здесь были недовольны и зло брюзжали по этому поводу.
Известна их переписка, в которой они договаривались после смерти Петра Ильича об уничтожении
компрометирующих его бумаг и писем,
чтобы для потомков ничто уже не заслоняло ореола святости композитора
и созданного с их помощью его сусального образа.
Словно голос самого Чайковского звучит в знаменитом адажио второго акта «Лебединого озера».
Премьера балета состоялась в начале 1877-го – в год его женитьбы на Антонине Милюковой.
Придумывая сказку, Чайковский писал правду,
изображая вечную историю любви, надежды и роковых заблуждений…
Свежие комментарии