На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЕС призвал Россию отменить решение по активам Ariston и BSH Hausgerate БРЮССЕЛЬ, 27 апр — РИА Новости. Европейский со...Арестович допусти...
  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ: ДОШИ

Красота и здоровье

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ: ДОШИ

С точки зрения Аюрведы любое заболевание представляет собой лишь дисбаланс между нервной энергией (Ватой), катаболической энергией огня (Питтой) и анаболической питательной энергией (Капхой). Все виды потребляемой человеком пищи, равно как и его опыт и переживания, оказывают влияние на равновесие этих трех сред. Правомерность этой концепции доказывается тем фактом, что только при восстановлении диетического баланса устраняются многие патологические состояния, обстоятельство, на которое, к сожалению, обращают внимание не так много врачей, воспитанных на западной медицинской традиции.

Пять элементов

Согласно аюрведической философии, весь космос — это взаимодействие энергий пяти элементов. Пять элементов создают фундамент, из которого происходят три биологических типа (доши). Эфир и воздух создают Вату. Огонь и вода создают Питту. Вода и земля создают Капху. Эти три основных типа энергии присутствуют в каждом теле и в каждой материи.

В Аюрведе тело, ум и сознание имеют одинаковую важность в поддержание баланса. Для того чтобы сбалансировать тело, ум и сознание, необходимо знать, каким образом вата, пита и капха взаимодействуют между собой.

Слово доша введено в обиход первыми учителями Аюрведы: мудрецами Чаракой, Сушрутой и Вагбатой. Они составили первые учебники Аюрведы, в которых изложили структуру взаимодействия элементов. Очень сложно найти в русском языке слово, которое выражало бы полный смысл значение этих энергий, поэтому приходится использовать санскрит: Вата, Питта, Капха. Дословно доша значит «нечистота» или «ошибка». Однако эти значения лишь косвенно отражают весь смысл этого понятия.

В теле существует два вида дош:
1. Доши, находящиеся в теле и управляющие им (шаририк): Вата, Питта, Капха.
2. Доши, находящиеся в уме и влияющие на него (манасик): саттва (благость), раджас (страсть), тамас (невежество).

Эти два вида дош зависят друг от друга, и даже небольшие изменения в одной доше или группе дош влияют на другую группу. Доши — это структура, которая отвечает за различные физиологические и психологические функции в живом организме. Основной дошей считается Вата-доша, без ее присутствия никакая деятельность в теле не возможна. К примеру, соки Питты (соки желчного пузыря) присутствуют в теле, в основном, в инертном состоянии и не могут производить никаких химических реакций, пока не активизированы, — все это функции Ваты.

ВАТА
«То, что постоянно движется в теле»

Санскритское слово Вата происходит от корня вах, который указывает на транспортное средство, перевозки и движения. Вата состоит из первоэлементов эфира и воздуха. Свобода движений обеспечивается первоэлементом эфира, тогда как сила, необходимая для движения, обеспечивается первоэлементом воздуха. Качества Ваты: сухая, легкая, холодная, грубая, неуловимая, мобильная. Вата регулирует все процессы в теле, начиная от количества мыслей на данный период времени и заканчивая рациональным распределением пищи по кишечному тракту. Вата отвечает за все движения, управляет психикой, движением мыслей и чувств. В сфере ее влияния: ощущение счастья, творчество, потоки нервных импульсов, речь, чихание, выделение, дыхание, мускульная активность, пульсация сердца, перистальтика в пищеводе, движения цитоплазмы клеточных мембран.

В несбалансированном состоянии вата производит страх, беспокойство, тревогу и неестественные движения. Возбуждённая Вата влияет на жизненную силу; ум теряет связь с телом, теряется ориентация в пространстве. Все это приводит физическое тело к истощению, кожа становится темной, возникает дрожь, брюшная полость раздувается, человек страдает от запоров и головокружения, теряет силу, сон и чувствительность, становится чрезмерно разговорчив и застенчив.

Вата — это заряд жизненной энергии, праны. Поэтому, когда вата (прана) покидает тело, жизнь прерывается.

Различные виды Ваты, находясь в различных тканях, отвечают за различные функции тела. Вата делится на пять видов: прана, удана, вьяна, самана и апана.

Прана вата

Месторасположение: в груди, горле, сердце, голове и уме.
Основные функции: контроль и поддержка ума и сердца; желания и выбор; заполнение пространства; обмен кислорода, всасывание пищи для поддержания жизни, проглатывание пищи.
Деятельность прана-ваты можно сравнить с деятельностью ума и блуждающего нерва, церебральной деятельностью.
Расстройство прана ваты приводит к проблемам в интеллектуальной деятельности, сверхчувствительности, нарушению сердечных ритмов, ухудшению внимательности, глухоте и потере вкуса.

Удана вата

Месторасположение: в диафрагме, груди, горле, гортани и пупке.
Основные функции: способность говорить, способность к самовыражению, цвет кожи, память, голос. Удана вату можно сравнить с нервными импульсами, исходящими из солнечного сплетения, энергией, приносящей кислород в лёгкие.
Расстройство удана ваты приводит к дефектам речи (заикание и т.п.), пониженной работоспособности, потере энтузиазма, депрессиям и нарывам на коже.

Вьяна вата

Месторасположение: в сердце.
Основные функции: деятельность сердца, работа артерий, вен и лимф, выделение пота.
Деятельность вьяна ваты можно сравнить с деятельностью сосудодвигательной системы.
Расстройство вьяна ваты приводит к нарушениям кровообращения, затрудненным телодвижениям, нестабильной работе век.

Самана вата

Месторасположение: в кишечнике, животе.
Основные функции: изоляция, разъединение полезных и побочных продуктов пищеварения, расщепление, стимуляция желудка для секреции желудочного сока. Самана вату можно сравнить с автономной нервной системой.
Расстройство самана ваты приводит к несварению, ухудшению аппетита, истощению.

Апана вата

Месторасположение: в спинном мозге.
Основные функции: выделение менструальной жидкости, кала, мочи. Поддержание, питание и своевременное рождение утробного плода, выталкивание его из матки. Выделение семени, регулирование работы почек. Апана вату, также как и самана вату, можно сравнить с автономной нервной системой.
Расстройство апана ваты приводит к запорам, нарушениям менструального цикла, импотенции, болезни почек, выкидышам и бесплодию.

ПИТТА
«То, что поддерживает пищеварение»

Слово питта происходит от санскритского корня тап, означающего «жаркий» или «аскетичный». Питта представляет принцип огня в теле. Всё, что проникает в тело, должно быть переварено: начиная со света солнца и луны и заканчивая случайно проглоченной семечкой. Питта представляет огонь в желудке, а также ферменты, энзимы и аминокислоты, которые играют важное место в метаболизме. Качества питты: маслянистая, легко проникающая, горячая, дурно пахнущая, свободная, жидкая, острая, кислая и вяжущая. Когда питта находится в балансе, она способствует правильному восприятию действительности и работе интеллекта. В несбалансированном состоянии питта вызывает гнев, ненависть, зависть и воспалительные процессы.

Активность питы зависит от первоэлемента огня. Слабый огонь приводит к ухудшению здоровья. Питта регулирует температуру тела посредством химической трансформации пищи, отвечает за аппетит, жизнеспособность и, в конечном итоге, за образованность, эрудицию и понимание.

Разновидности Питты

Панчака

Месторасположение: в области живота.
Основные функции: пищеварение, разъединение питательных веществ и побочных продуктов тела во время пищеварения. Её деятельность можно сравнить с работой пищеварительных ферментов.
Расстройство панчака питты приводит к недостаточному разделению питательных и побочных веществ, проблемам с пищеварением.

Ранжака

Месторасположение: в области живота, в печени и селезенке.
Основные функции: трансформация тканей и формирование крови. Её деятельность можно сравнить с процессом появления красных кровяных клеток в костном мозгу.
Расстройство ранжака питты приводит к понижению уровня гемоглобина, изменениям в крови.

Садака

Месторасположение: в области сердца и в мозге.
Основные функции: обеспечение таких процессов, как познание, рассуждения, самосознание, способность различать и ощущение своего «я». Её функции можно сравнить с процессом трансформации звука в нервные импульсы.
Расстройство садака питты приводит к умственной отсталости, утомляемости, потере веры в себя, недостатку ответственности.

Алочака

Месторасположение: в глазах.
Основные функции: распознавание форм, оптическое восприятие, сила зрения. Ее деятельность можно сравнить с функцией зрительного пигмента.
Расстройство алочака питты приводит к нарушениям зрения и нервному тику.

Бхраджака

Месторасположение: в коже.
Основные функции: контроль за вкусовыми ощущениями, поддержание нормального цвета кожи, регуляция температуры тела, способность одновременно слушать и говорить.
Расстройство бхраджака питты приводит к бледности, болезням ногтей, лихорадке.

КАПХА
«То, что поддерживает прохладность»

Слово капха происходит от двух санскритских корней: ка и пха, вместе означающих «то, что цветет от воды». Природа капхи — это земля и вода. Капха содержится во всех клетках тела, тканях и органах. Она формирует структуру тела, поддерживая все клетки вместе. Капха снабжает водой все части и системы тела. Она смазывает суставы, увлажняет кожу и поддерживает иммунитет. На ментальном уровне она ответственна за силу духа, прощение, но также и за жадность и скупость. Капха маслянистая, холодная, тяжелая, медлительная, гладкая, скользящая, тягучая и статичная.

Разновидности Капхи

Аваламбака

Месторасположение: в грудной клетке.
Основные функции: поддержание тела путем смягчения и увлажнения, обеспечение энергией других видов капхи. Её можно сравнить с процессом циркуляции в коронарных артериях.
Расстройство аваламбака капхи приводит к сердцебиениям, сердечной и легочной недостаточности.

Кледака

Месторасположение: в области желудка.
Основные функции: размягчение твердых субстанций, превращение твердой пищи в жидкую. Этот вид капхи можно сравнить со средой для переваривания пищи в желудке.
Расстройство кледака капхи приводит к ослаблению мускулатуры, гастриту и язве желудка.

Бходака

Месторасположение: во рту.
Основные функции: восприятие вкуса, увлажнение и смягчение ротовой полости. Её можно сравнить с выделением слюнных желез.
Расстройство бходака капхи приводит к нарушению вкусовых ощущений, вплоть до полной потери вкуса.

Тарпака

Месторасположение: в голове.
Основные функции: питание органов чувств, поддержание биологической памяти. Её деятельность схожа с функцией спинномозговой жидкости.
Расстройство тарпака капхи приводит к воспалению мозга.

Слешака

Месторасположение: в суставах.
Основные функции: смазывание суставов, защита суставных поверхностей. Её деятельность схожа с синовиальной жидкостью.
Расстройство слешака капхи приводит к нестабильной работе суставов, артриту.

Рагозин Борис Владимирович,

ПСИХОСОМАТИКА МЫШЕЧНЫХ СПАЗМОВ.

Зона шеи

Шея – очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным американских исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело (так называемый «образ тела»), размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40-60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически – около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием – возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями.

Существует и обратный вариант «шейного барьера»: ощущения в теле существуют, и достаточно яркие, но они не интерпретируются, не выходят на уровень осознания. Для этой ситуации характерны различные боли психосоматического генеза, парестезии и пр., причин которых человек не понимает.

Горловая зона

Локализуется в области яремной выемки и связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю – это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу/сделаю – это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.

Середина грудинной кости

Эта область располагается за выступающей костью грудины, ниже яремной выемки, и в ней локализуется зона обиды. Субъективно ощущения здесь могут восприниматься как ком, шар, сгусток, «камень на сердце». При этом действительно происходит перегрузка канала перикарда, возникают сердечные расстройства. Для человека с такой проблемой характерно и специфическое выражение лица – выраженные носогубные складки, опущенные уголки губ – все это складывается в маску недоверия миру, обиды.

Центр груди

По восточной традиции, посередине груди на уровне сердца располагается сердечная чакра, анахата – средоточие любви и эмоциональной открытости миру. Если в жизни человека нет места любви, то возникает иное базовое чувство – тоска, которая вызывает тянущее, сосущее ощущение в этой области. Также клиенты могут описывать его как присутствие черствой, сжатой, холодной, темной «субстанции». Поражение этой зоны, как правило, связывается с масштабными психотравмами, полученными в детстве, - в первую очередь, с холодностью родителей, детской покинутостью и пр.

Диафрагмальная зона

психосоматика спазмы мышцЗахватывает зону диафрагмальных мышц и эпигастральную область. В телесно-ориентированной терапии эта область связывается с блокировкой, запретом на выражение любых эмоций – как хороших, так и плохих. Также здесь коренятся страхи финансового неблагополучия и социальной дезадаптации. При работе с этой зоной может ощущаться втянутость даже при объемном животе. Напряжение здесь похоже на ощущение после удара «под дых» - дыхание становится менее глубоким, «замораживаются» эмоции, плач, смех. Защитной реакцией организма на образование зажима (что сопряжено с застоем крови, лимфы и пр.) часто является образование жировой подушки. Также нередко возникают психосоматическая язва желудка, проблемы печени (в Китае печень считалась источником гнева), желчного пузыря. Зажим в диафрагмальной зоне характерен для людей, которые стремятся все контролировать, держать в себе. Для них типичны такие речевые обороты, как «я не могу себе это разрешить», «за все удовольствия надо платить» и т. п. Также такие люди стремятся постоянно обсуждать происходящее, генерировать умственные конструкции, видеть жизнь через призму схем.

Околопупочная зона

Это зона страха, которая соответствует так называемому «поясу Райха», включающему и проекцию почек. Китайцы называли почки «кладбищем эмоций» и источником холода. После работы в этой зоне (а здесь применяются долгие «выдавливающие» движения) клиент может ощутить перераспределение холода по телу.

Тазовый зажим

Со спины это область крестца, ягодиц, гребней подвздошных костей, спереди – низ живота и внутренние поверхности бедер. Райх связывал тазовый зажим с заблокированной сексуальностью. Если в результате сексуальной жизни не происходит глубокой разрядки, дающей ощущение целостности, то наблюдается глубокая спастика, жир, застойные явления в области малого таза. При наличии тазового зажима многие техники работы с жировыми отложениями малорезультативны, поскольку, как уже говорилось, они образуются в качестве защитной реакции организма.

Картина дня

наверх