Но мало кто, наверное, знает, что эта легенда является вольным пересказом реальной истории, а сама изумрудная скрижаль предельно лаконично излагает суть и содержание обширной книги, которую европейцы неправомерно называют Египетской Книгой Мертвых. Неправомерно потому, что в этой книге говорится как раз не о мертвых, а о живых.
Был некий Некхт, который постарался, чтобы принц понял всю важность находки. Когда принц увидел, что эта находка содержит в себе величайшую тайну, никогда прежде не виданную, он принес ее царю как весьма чудесный предмет".
По всей видимости, с этого и началась официальная история книги, которую европейцы называют Египетская Книга Мертвых, а сами египтяне нарекли "Главы о восхождении к свету". И приведенный выше рассказ писца свидетельствует о том, что учение, излагавшееся в данной книге, уже во времена первых династий Египта считалось покрытым пылью веков.
История одной находки
Около пяти тысяч лет назад, в эпоху Древнего царства, во времена правления царя Севера и Юга Семти победоносного, в стране Кеми (как сами египтяне называли свой край) в фундаменте одной из усыпальниц была сделана удивительная находка, вошедшая в славную летопись Древнего Египта. По другим данным эта же или подобная находка была сделана на несколько веков позже сыном знаменитого египетского царя Хеопса. Как бы там ни было, однако вещь эта представляла собой книгу или, вернее будет сказать, небольшой отрывок текста, повествующий об удивительных тайнах человеческой жизни и смерти.
Вот что говорит об этом папирус писца Ну: "Книга была найдена в городе Кхеменну, и текст ее был начертан лазуритом на плите из южного железа в подножии статуи бога. Царский сын, победоносный Херутатаф, обнаружил ее во время путешествия с инспекцией храмов. С ним тогда
Что же касается самого найденного текста, то он заканчивался загадочной фразой: "Я пришел как несведущий в тайнах человек, но я вознесусь к свету в облике сильного Духа и я буду созерцать свое воплощение, как мужское, так и женское, во веки веков".
Эта книга обещала людям откровение вечных загадок и путь к бессмертию.
Через тернии к сказкам
В Европе Египетская Книга Мертвых появилась в XIX веке. До этого у европейцев имелись только лишь свидетельства греческих философов и историков, рассказывающие об удивительных знаниях, которые скрывали от непосвященных глаз египетские жрецы. Да еще в среде оккультистов и мистиков ходили всевозможные легенды, уверяющие, будто бы в непонятных иероглифах, начертанных на древних папирусах и на стенах пирамид, содержится сокровенная премудрость, постигнув которую, человек мог бы обрести невероятные способности и даже достигнуть бессмертия.
Каково же было разочарование мистиков, когда Египетская Книга Мертвых была впервые переведена на современные языки! Вместо тайного откровения европейский читатель получил внушительный по объему сборник, где всякий смысл тонул и растворялся среди сотен банальных религиозных гимнов и массы туманных заклинаний. Одних только имен главных богов в этой книге упоминалось что-то около десятка, и это не считая сотен неясных обликов, которые эти боги принимали. Чего стоит хотя бы образ некоего "Пожирателя Осла"! Поди разберись, что здесь имели в виду египетские жрецы.
А как понять любопытный тезис о том, что каждый умерший является не только самим собой, но одновременно с этим он становится, во-первых, Осирисом, сыном божественного Ра, а во-вторых, и самим Единственным Богом, творцом самого себя и всей Вселенной? Нормальному европейскому уму, свято верящему, что один плюс один всегда равняется двум, понять такое не представляется возможным.
Вот и получается, что переводчики данной книги сумели перевести только лишь тексты, в то время как потаенный смысл образов так и остался непереведенным. Как заметил по этому поводу известный психоаналитик Юнг, "Египетская Книга Мертвых говорит одновременно слишком много и слишком мало".
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не только для европейца, но и для самих древних египтян "Главы о восхождении к свету" представляли собой тайну за семью печатями. Так, один из первых переводчиков этой книги, британский египтолог Уоллис Бадж, отметил в предисловии к своим переводам, что ошибки, встречающиеся в древних папирусах, свидетельствуют о том, что "значительную часть текстов древнеегипетские писцы переписывали, не понимая их смысла". И причина этого на самом деле представляется весьма простой. Ведь тексты повествовали о таких вещах, которые практически невозможно понять на словах - их надо прожить и прочувствовать. Точно так же едва ли кто сможет вразумительно объяснить младенцу истинный смысл отношений между мужчиной и женщиной или рассказать слепому от рождения человеку, что такое свет. Вот и среди древних египтян находились такие, кто сумел прочувствовать смысл "Глав о восхождении к свету", но гораздо больше было тех, кто относился к описанным в них вещам как к непонятной или даже глупой сказке.
Сказать по правде, лично мы тоже считали Египетскую Книгу Мертвых этакой невнятной религиозной фантазией, пока несколько лет назад один из нас не испытал состояние клинической смерти, своими глазами заглянув в этот удивительный мир, где на самом деле сознание не умирает. Только после этого в "Главах о восхождении к свету" для нас начал проявляться вполне конкретный и ясный смысл, а заодно стала очевидной суть тех отрывков, мимо которых еще недавно глаз скользил безо всякого интереса.
За тысячи лет до Моисея
Трудно утверждать однозначно, однако нам почему-то кажется, что современный человек все-таки может понять глубинный смысл учения египетских жрецов. По крайней мере, парадоксы Книги Мертвых не намного сложнее общеизвестных парадоксов Эйнштейна. Однако для такого вот понимания необходимо сначала исправить одну историческую несправедливость. Суть в том, что по сегодняшним религиозным канонам древних египтян принято считать язычниками, которые якобы верили в многобожие и поклонялись идолам. На самом же деле это далеко не так. Во-первых, не стоит забывать, что даже Моисей, главный библейский законодатель и первый исторический пророк, не только родился в Египте, но даже являлся приемным сыном дочери фараона. Ну а во-вторых, обвинять египтян в многобожии можно, только если совсем уж невнимательно читать "Главы о восхождении к свету".
Чего стоит хотя бы такой вот отрывок: "О Единственный, кто обитал в небе до сотворения земли. О Вечнобегущий, о Владыка, о Единственный, ты творец всего сущего... О божественная материя, ты дал жизнь всем формам жизни" (гл. 15, папирус Ани, перевод Уоллиса Баджа). Как говорится, найдите в этой фразе если не десять, то хотя бы одно отличие от постулата Моисея о единобожии.
Есть и другие отрывки, открыто повествующие, что все боги, упоминаемые в египетской религии, -это всего лишь различные проявления одного Единого божества. "Каждая часть моего тела, - говорится от лица этого божества в 42-й главе, - это тело того или иного бога... Истинно говорю, обличья мои переходят друг в друга... Я есть тот Единственный, кто происходит от Единственного и идет по своему пути".
Одним словом, не следует слепо доверять сложившимся стереотипам - принцип единобожия был открыт отнюдь не только Моисею, египетские жрецы точно так же.бы-ли неплохо осведомлены об этом акте. Но наиболее, пожалуй, глубокая тайна египетских жрецов была описана в легенде о смерти и воскрешении Осириса.
Бог, которого никто не хотел убивать
Как свидетельствуют античные историки, один из самых почитаемых обрядов в Египте был связан с легендой о том, что жестокий и завистливый бог Сет убил своего божественного брата Осириса. Причем не просто убил, но по каким-то загадочным причинам разрубил его мертвое тело на множество кусков, которые и разбросал по всей Египетской земле. Не знаем, быть может данное действо было чем-то вроде контрольного выстрела, дабы Сет мог более не сомневаться в окончательной смерти своего подопечного. Однако в том-то и дело, что, несмотря на все предосторожности, он все равно просчитался. Супруга Осириса, Исида, будучи богиней жизненных сил природы, собрала тело своего мужа по частям и - о чудо! - воскресила его.
Конечно, можно, как это делает подавляющее большинство исследователей, усматривать в этой сказке следы примитивного культа плодородия, где под смертью и воскресением Осириса символически изображается зимнее умирание природы и пробуждение жизни в начале весны. Но есть здесь одна небольшая неувязка. Дело в том, что египетские жрецы называли воскресением Осириса то, что обычно люди называют смертью, тогда как весь окружающий мир, по учению тех же жрецов, на самом деле является мертвым. Вот так, ни больше, ни меньше.
К примеру, в семнадцатой части "Глав о восхождении к свету" прямо говорится, что "все существующее в мире и все, что будет существовать, все это мертвое тело Осириса, это его останки". Не правда ли, занятная точка зрения, в которой все переставлено с ног на голову? И как прикажете понимать этот парадокс?
А тем временем понять его можно, достаточно лишь собрать воедино все крупицы смысла, заложенные в Книге Мертвых. Просто по учению египетских жрецов весь этот мир состоит из двух первичных начал: из плотной материи и из того, что современные физики называют энергией или энергетическими полями. Материя без энергии мертва и неподвижна, ну а энергия без материи не имеет точки опоры. Так вот, именно энергетическую субстанцию, связующую все без исключения вещи во Вселенной, египтяне и называли Единым Божеством, утверждая, что сама энергия обладает личностью, сознанием,разумом и волей.
Погружаясь в материю, единая энергия как бы распадается на части, в силу чего каждое живое существо получает этакий осколочек общего сознания, начиная ощущать себя как самостоятельную личность. Такая идея как раз и нашла свое отражение в образе убитого и разрезанного на части Бога. Рождаясь на земле, мы как бы умираем для высшего мира и забываем о своем былом единстве с божественным сознанием. Ну а после того, как тело погибает, заключенная в нас энергия вновь стремится вернуться в энергетический океан единого разума.
И смысл этого круговорота сознаний и энергий более чем понятен. Проходя земной жизненный цикл, каждый человек, каждый осколочек первичной энергии приобретает некие новые свойства и качества, так что когда приходит его время воссоединяться с божеством, тогда-то и происходит самое интересное: все вредные качества отсеиваются, а все полезные, что называется, собираются в общий котел, тем самым обогащая Бога. Что же касается самого человека, то в момент смерти тела он вдруг начинает ощущать себя так, как если бы неожиданно проснулся после долгого сна. В этот миг он неизбежно вспоминает о своей божественной природе, и если накопленные в течение земной жизни качества позволяют душе беспрепятственно слиться с Единым Сознанием Вселенной, то человек внезапно ощущает, что между Богом и им самим нет никакой разницы. Человек сам становится Богом, и все, принадлежащее божеству, начинает принадлежать человеку.
Так описывают суть человеческой жизни и смерти египетские священные тексты, и эта же мысль легко прослеживается в Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста. Ну а верить или не верить во всю эту философию, это уж каждый решает сам. Просто лично нам представляется, что это древнее учение куда глубже и интереснее, чем многие современные теории, которые уныло и плоско рассматривают жизнь всего лишь как результат слепой и механической игры случая.
Энергетический центр Земли на горе Шаста
Еще с доисторических времен верующие признавали гору Шаста, расположенную в округе Сискию, штат Калифорния, священной горой. Может ли уникальная геология и расположение горы Шаста иметь какое-то отношение к сверхъестественным легендам, окружающим ее?
Вера в то, что гора Шаста содержит некое скрытое царство или альтернативное измерение, повсеместно распространена и хорошо задокументирована в многочисленных легендах и сказаниях, которые складывались вокруг нее на протяжении всей истории.
Петроглифная скала, недалеко от Национального памятника Лава-Бедс.Возможно, самой ранней зафиксированной надписью, иллюстрирующей это убеждение, является характерный петроглиф, найденный высеченным на скале, которая находится на одной линии с самой горой Шаста, в месте под названием Петроглиф-Пойнт, расположенном к северо-востоку от горы Шаста возле Национального памятника Лава-Бедс.
Возраст петроглифа неизвестен, но предполагается, что он был высечен тысячи лет назад. Из-за неопределенного возраста никто не может с уверенностью сказать, что изображено на петроглифе, однако он очень напоминает некое человекоподобное существо, находящееся внутри изображения горы Шаста, вырубленного в скале.
Древний петроглиф, расположенный в Петроглиф-Пойнт.Концепция, согласно которой гора Шаста содержит некое духовное измерение или потусторонний портал, скрытый внутри нее, не утратила своей силы и влияния в современную эпоху.
Гора и сегодня неумолимо притягивает к себе людей, которые приезжают сюда, чтобы ощутить ее духовную энергию и преобразующую силу. Большинство людей отмечают странную энергию, которую они чувствуют, находясь рядом с ней.
Почему такие места, как гора Шаста, оказывают такое необычайно сильное воздействие на сознание многих людей?
Спиритические вихри и порталы
В современном языке слово «вихрь» обычно используется для описания духовной энергии горы Шаста. В духовных терминах вихрь определяется как особое место в природе, где земля чувствует себя необычайно живой, наполненной энергией.
Согласно этой вере, планета представляет собой гигантский аккумулятор, энергия которого постоянно пополняется природными силами космоса, и вокруг планеты есть определенные места, называемые «вихрями», где эта мистическая энергия очень концентрирована.
Эзотерическое трактование горы Шаста
Многие эзотерические конфессии говорят, что Гора Шаста — особенное место, одно из священных мест на Земле, это источник силы и мощи нашей планеты. Также, говорится, что эта священная гора — воплощение Большого Центрального Солнца этой Вселенной, что это духовный центр для ангелов, космических кораблей, обитателей тонких планов и дом для оставшихся в живых жителей Лемурии и считается воплощением Великого Центрального Солнца.
Самое меньшее, что можно сказать о Горе Шаста — что это очень особенное место. Это не просто гора, — это одно из самых священных мест на планете.
Местные жители замечают странный свет и звуки, которые часто видны и слышны на этой горе. Двояковыпуклые облака, тени и невероятные заходы солнца добавляют мистичности этой горе.
Сегодня несколько духовных групп окружает район Г. Шаста. Многие искатели правды, которые чувствовали и слышали в своих сердцах «Зов Горы», переехали в этот район, где они чувствуют, что наконец-то «пришли домой».
В ясный день Гора Шаста стоит как белый драгоценный камень, и может быть видна за 100 миль вдали. Люди, которые живут поблизости, знают необыкновенные истории о Каскадном вулкане высотой в 14.162 футов . Самые необыкновенные истории это легенды — о мистических людях, которые живут внутри горы, хотя и в частоте 5-ого измерения. Говорят, что они потомки древнего общества, потерянного континента Лемурии, живущие глубоко внутри горы в круглых домах, радуясь безграничному здоровью, богатству и настоящему братству. Они сохранили свою древнюю культуру.
Лемурийцы, живущие в горе, обычно описаны как грациозные существа, ростом семи футов и более, с длинными ниспадающими волосами. Они одеты в белые широкие платья и сандалии, но их также видели и в очень яркой одежде. Говорят что у них длинные, тонкие шеи и тела, которые они украшают воротниками с красивыми узорами, сделанными из бусин и драгоценных камней. У них развито шестое чувство, что позволяет им общаться между собой высоко-чувствительными способностями. Они также телепортируются и способны делаться невидимыми по желанию. Их родной язык — Лемурийский язык, называемый Солара Мару, но они также говорят на безупречном Английском, с лёгким Британским акцентом.
Доктор М.Дореал заявил много лет назад, что он якобы навещал Лемурийцев внутри их горы. Он сказал, что место, которое ему было показано, было около двух миль в высоте, 20 миль в длине и 15 миль в ширине. Он писал, что свет внутри горы был очень яркий, как в летний день, потому что прямо в центре этой огромной пещеры была огромная светящаяся масса света. Другой человек сообщил, что он уснул на Г. Шаста, чтобы быть пробуждённым Лемурийцем, который провёл его внутри горы, в его пещеру, которая была отделана золотом.
Лемуриец сказал человеку что под землёй существуют серии туннелей, оставленных вулканом, как скоростные шоссе….мир внутри мира.
Было сообщено, что Лемурийцы освоили в высшей степени атомную энергию, телепатию и навыки ясновидения, электронику и науку ещё 18.000 лет назад. Также доктор М.Дореал сообщил, что у них есть технологии, которые делают жителей 3-его измерения похожими на начинающими ходить младенцев, по сравнению с ними. Они контролируют большинство своей технологии сознанием. В былые времена они знали, как приводить в движение лодки, используя энергию, исходящую от кристаллов.
ß
Смертельные деликатесы северных народов
Копальхен может спасти жизнь – но лишь избранным. Чужака это блюдо убьёт. Один такой случай произошёл в 1970-х.
На любителя
Традиционная кухня северных народов — вообще на любителя. Да, есть в ней и шедевры — например, строганина. Да и обычные продукты после тепловой обработки весьма хороши на вкус: богатые белками и жирами молоко и мясо оленя, дичь, мясо крупных морских животных (от моржей до китов), речная и морская рыба. Дополнительные витамины и минералы «поставляют» ягоды и травы.
Но есть у ненцев, манси, коми, хантов, чукчей, эскимосов, эвенков, нганасан и прочих народностей и рецепты весьма диковинные для человек с юга. Вряд ли вам приходило в голову употребить сырую тёплую кровь оленя или варёное сердце, глаза нерпы или рыбьи потроха. В число необычных традиционных блюд входят также густой «кровяной» суп с непроизносимым названием вилмуллырилкырил (варёные оленьи кишки, потроха, нутряной жир и кровь), нгайбат (парное сырое оленье мясо с ферментированной сырой кровью в качестве соуса), каныга (частично переваренное содержимое оленьего желудка)…
Недоумение вызывает и кивиак — набитая чистиками (мелкими птицами) потрошёная туша тюленя, которая квасится под прессом до полутора лет. Разложившаяся масса чистиков и используется в пищу. А на десерт — акутак, мороженое из моржового или тюленьего сала с ягодами.
Но самый странный и опасный деликатес — копальхен (он же копальхем, он же кымгут).
Северный оленевод.
Северные народы едят всё, что можно, даже сырые личинки подкожного овода, который одолевает оленей
Копальхен
Копальхен — это квашеное мясо (а не гнилое или тухлое, как думают некоторые). Эскимосы и чукчи делают его из моржей и тюленей: свёрнутое в огромный рулет мясо и внутренние органы животного надо посыпать травами и положить в яму близ побережья — и под плотную крышку. Несколько месяцев мясо медленно квасится в прохладной яме, и затем его можно есть. Северяне используют копальхен как отличные консервы — несколько десятков килограммов высококалорийного мяса могут долго кормить семью в зимнее время.
Готовят копальхен и из оленя — ненцы, чукчи и эвенки. Они выбирают молодую особь и не дают ей несколько дней есть, чтобы очистился пищеварительный тракт, а затем душат (аккуратно, чтобы не повредить шкуру). Потом всю тушу целиком кладут в болото и прикапывают торфом. Место отмечают колом или флажком. Если голодный ненец или чукча бредёт по тундре и нашёл копальхен — может съесть, но по обычаю должен затем заготовить новый и зарыть его.
Минимум полгода олень разлагается, а затем откапывается. Срезав плесень, ненцы или манси нарезают мясо и поедают его с солью, часто в замороженном виде. Иногда копальхен закусывают свежими лёгкими оленя. Гнилостный процесс делает мясо кисловатым. Блюдо это хотя и издаёт дурной резкий запах, почитается деликатесом. Мужчине хватает небольшого куска на целый день бурной деятельности на морозе.
Копальхен.
Кому-либо кроме самих северян есть копальхен нельзя — трупные яды: нейрин, путресцин, кадаверин и другие. Даже немного съел — и шансов на выживание почти нет. Северные жители могут его есть, потому что приучены к такой пище с детства и вырабатывают к ядам иммунитет, как у животных-падальщиков. К тому же, кислая среда желудков коренных жителей арктических побережий уничтожает и личинки трихинелл, а вот южанин запросто подхватит трихинеллёз, отведав копальхен. Но это — ещё в лучшем случае.
В ледниковых складах копальхен может храниться по несколько лет
«Копальхен надо искать, а то подохнем!»
Судмедэксперт Андрей Ломачинский описывает в своей книге рассказов случай брежневской эпохи. Топографы под руководством подполковника Дузина летели на Таймыр. В вертолёте сидело два лётчика, три топографа и один ненец Савелий Пересоль — в качестве проводника, хорошо знакомого с местностью. В полёте что-то стряслось с системой управления, и Ми-8 рухнул на землю. Экипаж отделался ушибами, ссадинами и нелёгким испугом.
Только выбрались из покорёженной машины — как она загорелась. Так они оказались практически с пустыми руками — на Таймыре. Без связи, одежды и еды. Стоял сентябрь, так что гибель от мороза ещё не грозила. Оставалось ждать, что когда они не вернутся, за ними отправят спасателей.
Таймыр.
Но прошло несколько дней — и никого. Ели леммингов и мышей, бруснику и морошку, грибы. А по ночам всё холоднее. Думали — всё, сгинем. А ненец всё про копальхен — в болото, говорит, идти надо, копальхен найти — наедимся досыта, возьмём с собой и дойдём до Хеты (это такой посёлок), а там и до Хатанги. И пришлют, мол, за нами вертолёт тогда.
Лётчики всё не соглашались — всё равно идти сотни километров, не дойдём. А вот копальхеном заинтересовались. Пересоль рассказал — оленей ненцы закапывают в болотах, место это помечают и потом едят. В общем, он обещал найти копальхен — чтобы можно было и дальше ждать спасателей. Вечером ненец вернулся: Савелий притащил в лагерь целую оленью ногу. Не сказать, чтобы копальхен показался русским вкуснятиной: вкус прогорклый, мерзкий, но делать нечего — зажали носы, начали есть и ели, ели, ели… пока не объелись.
Сибирские ненцы.
Наутро копальхен дал о себе знать. Рвота, боли в печени, потеря сознания. Только Савелий Пересоль — в полном порядке. На следующий день пришёл конец: утром умерли лётчик и Дузин, потом механик. Два топографа лежали без сознания. Пересоль пытался спасти их с помощью магических обрядов, но задобрить или уговорить духов тундры не получалось.
Как раз в этот момент прилетел вертолёт, которого так ждали. Военные стали оказывать топографам первую помощь, но спасти удалось только одного, второй скончался ночью. Пересоля после долгого расследования и кучи экспертиз осудили условно — за «случайное убийство путём отравления».
ß
Черные сферы неприродного происхождения: что в 1961 году ученые обнаружили на берегу Онежского озера
«Петрозаводский феномен» — так называют аномальные явления, имевшие место в карельской столице в конце 1970-х годов. Но оказывается, еще в 1961 году, всего через несколько дней после полета Гагарина, в Карелии начали происходить необъяснимые события. Именно тогда на Корбозере местный лесник наткнулся на огромную яму с черными шариками.
Свидетели о произошедшем
В некоторых источниках сообщается о том, что около 8 часов утра 28 апреля 1961 года, то есть всего через несколько дней после легендарного полета Юрия Гагарина, люди, проживавшие неподалеку от Корбозера, небольшого ответвления Онежского озера, увидели в небе объект округлой формы, который двигался низко над землей. Внезапно объект сменил траекторию, срезав угол, ударился о грунт, но катастрофы не последовало. Объект продолжал лететь и вскоре скрылся из виду. Однако М.Б. Герштейн, автор «Энциклопедии НЛО», утверждает, что местные жители, опрошенные сотрудниками милиции, наоборот, показали, что ничего подобного они в то утро не наблюдали.
Необъяснимые явления последовали уже после обнаружения «последствий виража НЛО». Нашел их в тот же день лесник В.М. Бродский. Он немедленно поставил в известность военных и КГБ. На Корбозеро прибыли саперы Ленинградского военного округа, включая специалиста по разминированию В.И. Демидова, а также водолазы со всем необходимым оборудованием. Судя по всему, перечисленные лица появились на месте только спустя несколько суток, потому как жители, в особенности женского пола, сообщили милиционерам о том, что в течение двух ночей после того, как Бродский сделал свою сенсационную находку, слышали со стороны озера грохот, напоминавший шум авиационных двигателей.
Находка лесника и ее исследование
Никакого неопознанного летающего объекта на дне Корбозера водолазам обнаружить не удалось. Но экспертам хватило работы и без этого. Дело в том, что без всякого взрыва на берегу озера образовался кратер длиной 27 метров, шириной 15 метров и глубиной около 3 метров. Один конец ямы почти касался водоема, продолжением же ее служила огромная полынья, пробитая неизвестным предметом в озерном льду. На дне оказалась земля и участки мерзлого дерна, которые лежали узкими и длинными «дорожками». Также специалисты заметили, что в полынье плавало совсем мало льда. Скорее всего, удар был таким быстрым и сильным, что лед попросту не поднялся на поверхность, а был прижат ко дну.
По словам Андрея Сульдина, автора издания «История СССР», в яме эксперты нашли маленькие черные шарики, окрашенные снизу в ярко-изумрудный цвет. Собранные «зерна» отправили на анализ. Оказалось, что те не разрушаются ни в серной кислоте, ни в ее смеси с плавиковой кислотой. Из «зерен» удалось лишь получить порошок (вообще шарики легко растирались просто между пальцами), который, впрочем, тоже не растворялся даже в соляной кислоте. Ленинградские химики однозначно заявили, что подобные шарики имеют неприродное происхождение, а могут быть произведены только при высокотемпературных процессах.
Выводы экспертов и последствия «аварии НЛО»
Исследователи пришли к выводу, что неопознанное тело на большой скорости столкнулось с землей, вырвало мерзлый грунт, часть которого и была обнаружена в воде. Затем объект (скорее всего, цилиндрической формы) пробороздил дно Корбозера, не только оставляя за собой характерный след, но и толкая перед собой грунт, образовавший вал высотой около 1,5 метров. Версию о метеорите исключили сразу, как, впрочем, и версии о взрывном устройстве и о самолете-шпионе. Специалисты оказались в затруднительном положении. Тем более, что анализы изъятых черных шариков, а также грунта и воды не показали никаких отклонений от нормы. Даже уровень радиации был в пределах допустимого. Тайна Корбозера так и не была раскрыта.
Но невероятные происшествия на этом не закончились. В 1970 году на место «аварии НЛО» приезжал уфолог Ю.М. Райтаровский, который заметил, что воронка буквально утопает во всевозможной растительности. Через 8 лет там же побывала экспедиция под руководством Э.С. Горшкова. Члены экспедиции, как и Райтаровский, обратили внимание на буйную флору. Собственно, в то время кратер уже был полностью поглощен лесом. И это при том, что котлован, оставшийся от какой-то постройки еще довоенных лет отлично просматривался. В 1979 году, когда на Корбозеро снова наведался специалист по разминированию В.И. Демидов, было взято еще несколько проб воды, но опять ничего аномального обнаружено не было.
ß
Но сложись история несколько иначе, храмы, возведённые в XIII в. до н.э., в середине века XX имели все шансы оказаться под водой, и сегодня эту красоту люди могли бы увидеть разве что на страницах учебников истории...
Как Асуанская плотина едва не погубила древние Храмы Абу-Симбела
Асуанская плотина, которую СССР возвёл в Египте, решила многие проблемы страны фараонов. По советскому проекту ширина плотины составляла 980 метров у основания и 40 метров на вершине, а высота 3600 метров. Главной задачей плотины было поднять уровень воды в искусственном резервуаре на 63 метра, в результате чего должно было образоваться огромное озеро, которое сегодня носит название озеро Насера.
Кроме египетских земель плотина затопляла также и 160 км территории Судана. К тому же новое озеро отличалось от предыдущего тем, что не пересыхало даже самым жарким детом. Но тут возникла проблема с древними памятникамию. Их нужно было каким-то образом спасать. Или они оказались бы под толщей воды навсегда.
Речь о храмовом комплексе Абу-Симбел, построенном за 20 лет в XIII в. до н.э., который считается одним из величайших древних храмов, уцелевших до наших дней. Есть большой храм, построенный в честь Рамзеза, и Малый – возведённый в честь его жены царицы Нефертари.
Весной 1959 года египетское правительство обратилось с просьбой в ЮНЕСКО об оказании стране научной, технической и финансовой помощи. Гендиректор этой организации в свою очередь обратился с призывом к различным организациям и фондам, правительствам и всем людям доброй воли. Его обращение заканчивалось такими словами: «Для многих ученых первая фраза, которую они переводят с древнего языка:
«Египет – дар Нила». Так пускай же люди всего мира объединятся, чтобы Нил, который стал источником энергии и плодородия, не похоронил в своих водах сокровища, которые мы получили от давно ушедших поколений».
С этого воззвания и началась Международная компания по спасению памятников Нубии, которая длилась 20 лет, и триумфально закончилась в марте 1980 года.
Чем готов был поделиться Египет с иностранцами
В скором времени после того, как воззвание было обнародовано, в феврале 1960 года Сарват Окаша, министр культуры Египта, создал консультативный совет. Вошёл в него и советский представитель – Борис Пиотровский, в то время заведующий Ленинградским отделением Института археологии АН СССР.
Правительством Египта был предпринят ряд мер для привлечения музеев, университетов и исследовательских институтов к весьма затратным исследованиям в далёкой Нубии. Египтяне объявили, что организации, которые будут активно участвовать в компании, смогут получить в дар от правительства Египта один из храмов в Таффе, Дабоде, Эллиссии или Дерре.
Окаша назвал эти храмы «новыми чрезвычайными послами». Кроме этого зарубежные археологические экспедиции получали право на вывоз для экспонирования и хранения в своих национальных музеях 50% артефактов, найденных в Нубии, кроме уникальных.
На период проведения спасательных работ Служба древностей Египта останавливала любые археологические экспедиции в любых районах, кроме Нубии. Главным проектом всей спасательной кампании стал перенос скальных монументальных храмов рядом с Абу-Симбелом на границе с Суданом. Эти храмы были построены в период правления фараона XIX династии Рамзера II в честь победы над хеттами в сражении при Кадеше. И посвятил фараон эти храмы своей жене – царице Нефертари.
Как предлагали спасть храмы: дамба, купола с лифтами и другие проекты
Различными иностранными компаниями было предложено множество интересных решений. В частности, американцы предлагали соорудить понтоны из бетона под храмами и ждать, когда вода поднимет древние архитектурные сооружения. Поляки предложили оставить древние храмы на месте, а над ними возвести гигантские копола из бетона. Внутри куполов по проекту предполагались лифты, на которых будут перемещаться туристы, желающие осмотреть памятники.
Благодаря настойчивости группы египтологов-экспертов ЮНЕСКО, среди которых самую активную позицию заняли Кристиана Дерош-Ноблькур, Серджио Донадони, Абд аль-Муним Абу-Бакр, было выдвинуто одно из главных требований к проектам по спасению храмов Абу-Симбела — сохранение памятников в их изначальной географической, архитектурной и культурной среде. Благодаря этому из конкурса исключили проекты, предполагавшие перенесение храмов в другое место.
На суд экспертной комиссии, в которую входили представили Египта, США, СССР, Швейцарии и ФРГ и заседание которой состоялось в Каире в начале 1961 года представили 2 проекта.
Первый французский – инженеров Андре Куан и Жан Белье, которые предлагали окружить храмы дамбой. Но возникала проблема: в случае возведения такой дамбы она скрыла бы фасады храмов от солнечных лучей, а это нарушило бы систему освещения, которая была задумала древнеегипетскими архитекторами. Кроме этого, французский проект требовал постоянной откачки воды, которая бы просачивалась внутрь дамбы. А это также предполагало немалые расходы – примерно 300-400 тыс. долларов за год.
Второй проект представили итальянцы. Они предлагали выпилить оба храма из скалы, поместить каждый в железобетонный «ящик» и поднять на 62 м над уровнем вод Нила на гидравлических подъёмниках. Это позволяло воспроизвести первоначальную панораму годы, и к тому же межну Нилом и храмами сохранилась бы прежняя перспектива, но уже на более высоком месте.
Египетское правительство одобрило именно итальянский проект, но возникла проблема – стоимость этого мероприятия оценили в 80 млн долларов, что сделало его воплощение в жизнь невозможным.
Как пилили древние храмы
Вот тогда-то Египет и предложил альтернативный вариант – распилить древние храмы на части, поднять на 62 метра и собрать на той же горе. Стоимость проекта снизилась до 32 млн долларов. И весной 1963 года Египет сделал официальное заявление, что открывает проект по спасению храмов в Абу-Симбеле.
Уже осенью 1963 года коллектив инженеров, гидрологов и археологов начал выполнение плана ЮНЕСКО. Предстояло разбить оба храма на блоки определённого размера – малый храм на 235 блоков, а большой на 807. Блоки нужно было пронумеровать, переместить и опять соединить, встроив с подготовленный специальным образом фасад в скале.
Особое внимание специалисты уделили точному воссозданию угла солнечного освещения. Ведь по задумке древних строителей лучи 2 раза в год – 22 февраля (день восхождения Рамзеса II на трон) и 22 октября (день его рождения) – первые солнечные лучи на восходе проходили через специально вырезанный узкий проём и освещали лицо и еще двух статуй внутри Большого храма. И задумку древних удалось сохранить.
Сложно даже представить, как велись работы в пустыне в условиях невыносимой жары. Но в сентябре 1968 года проект был завершён и вошёл в историю, как величайшее достижение инженерии и археологии.
На загадочной комете произошло несколько мощных вспышек
Астрономы обнаружили, что в последнее время комета 29P / Швассмана-Вахмана демонстрирует необычно мощные вспышки. Обычно она производила небольшие вспышки в течение года.
Комета 29P была открыта в 1927 году, и вскоре после этого было установлено, что она вращается вокруг Солнца по планетарной траектории в пространстве между Юпитером и Сатурном. Она также оказалась очень большой — около 60 километров в поперечнике.
Позже астрономы обнаружили, что она ведет себя иначе, чем другие кометы. Вместо того чтобы выбрасывать материал, поскольку ее внешние слои плавились во время близких пролетов к Солнцу, она иногда демонстрировала своего рода взрывное поведение.
Что-то выбрасывалось из недр кометы, заставляя ее сиять очень ярко. Затем выброшенные вещества падали обратно на комету, образуя своеобразное покрытие. Дальнейшее изучение показало, что периодически происходят гораздо большие вспышки, и комета сияет еще ярче. Такая огромная вспышка произошла снова, на этот раз она началась в конце сентября.
Исследование показало, что и малые вспышки, и большие вспышки непредсказуемы. Во время последней вспышки произошло несколько извержений, и яркость кометы возросла примерно в 250 раз по сравнению с ее обычной светимостью.
Примечательно, что никто не знает, почему комета извергается, хотя похоже, что крупные извержения действуют подобно некоторым вулканам. Выбросы от небольших извержений покрывают внешнюю поверхность кометы, создавая своего рода оболочку. Это, как предполагают исследователи, приводит к росту давления. В конце концов, давление становится достаточно сильным, чтобы пробить ледяную корку, что приводит к очень большому извержению.
Новым поворотом является то, что большинство исследований кометы 29P проводилось любителями с телескопами на заднем дворе. Время работы на больших телескопах стало настолько конкурентным, что большинство профессионалов предпочитают сосредоточиться на более крупных и важных проектах.
Однако любительское астрономическое сообщество надеялось узнать больше о комете во время этой крупной вспышки, поскольку несколько профессиональных групп попросили и получили время на космическом телескопе Хаббл для наблюдения за кометой.
К сожалению, эти надежды не оправдались, так как «Хаббл» столкнулся с техническими проблемами, которые не позволили ему вовремя навестись на комету и запечатлеть ее мощную вспышку.
Свежие комментарии