Тайны ХХ века. Золотая серия
Город у моря
Руины Древнего Карфагена лежат в окрестностях Туниса — столицы страны, носящей ныне такое же название. Теперь развалины нелегко обнаружить: за многие века камни почти совсем занесло песком. Однако когда-то здесь бурлила жизнь.
Во II тысячелетии до н. э. предки карфагенян, финикийцы, занимали лишь узкую полоску побережья восточной части Средиземного моря. Среди них было немало искусных мореплавателей и удачливых купцов, скупавших золото и серебро, железо, олово, свинец, торговавших знаменитым ливанским кедром, благовониями, пряностями, драгоценной пурпурной краской.
Путешествуя на запад вдоль африканского побережья, а также на Сицилию, Сардинию, в Южную Испанию, финикийцы устраивали там свои торговые поселения. Принято считать, что Карфаген был основан в 814 году до н. э., то есть за 60 лет до появления своего главного соперника - Рима. Город вырос на полуострове в Тунисском заливе, с материком соединялся пятикилометровым перешейком, поперек которого шла тройная стена с высокими четырехэтажными башнями. В стенах восьмиметровой толщины располагались казармы, склады оружия, конюшни и помещения для слонов. У юго-восточного берега полуострова было две гавани, соединенные каналом. Одна предназначалась для торговых судов, другая — для военных.
В центре города на холме стоял кремль - Бирса. Под ним шумел старый город с рынком и многоэтажными домами, а к северу раскинулась Магара — загородный район с богатыми виллами, водопроводом и некрополем.
Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал с помощью большого военного флота и мощного наемного войска. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон был отправлен изучать торговые возможности других земель, добрался до Британских островов, богатых оловом, и высадился в Корнуолле.
Активно осваивалось и западное побережье Африки, карфагенские корабли достигали современной Либерии. Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».
Хотя финикийцы были разбросаны по всему Средиземноморью, их объединяли общие верования. От своих предков карфагеняне унаследовали ханаанскую религию - с божествами, которых называли Ваал и Танит (Астарта).
Победы и поражения
Соперничая за влияние на морских путях, карфагеняне вначале столкнулись с греками. В середине VI века до н. э. между ними началась война. При поддержке этрусков к 535 году карфагеняне изгнали греков с Корсики и взяли под свой контроль Сардинию. Ожесточенная борьба за стратегический центр Средиземноморья — остров Сицилию - продолжалась еще многие годы.
Столкновения на Сицилии в 264 году до н. э. дало римлянам повод развязать против Карфагена войну, которая получила название Первая Пуническая. Эта война, во время которой происходили самые грандиозные морские сражения древности, затянулась почти на двадцать лет. В конце концов, карфагеняне, потерпев поражение, были вынуждены оставить Сицилию. Корсика и Сардиния также отошли Риму.
Чтобы восполнить потери и восстановить мощь своей державы, карфагенский полководец Гамилькар Барка захватил юго-восточное побережье Испании, где был основан Новый Карфаген (ныне Картахена). В этих местах обнаружилось серебро, заработали рудники - казна метрополии снова начала пополняться. Неизбежным становился новый конфликт с Римом. В 218 году до н. э. разразилась Вторая Пуническая война.
Во главе карфагенской армии встал один из сыновей Гамилькара Барки Ганнибал. Он решил перенести военные действия прямо на Апеннинский полуостров и совершил свой знаменитый поход через Альпы — с армией, в составе которой было около сорока боевых слонов. Ученые до сих пор не могут объяснить, как удалось Ганнибалу осуществить переход. Застигнутые врасплох римляне проигрывали одно сражение за другим. 2 августа 216 года до н. э. в битве при Каннах армия Ганнибала уничтожила римские войска, которые в два раза превосходили ее по численности.
До Рима было рукой подать. Но римляне не сдавались и в течение следующих тринадцати лет вели изматывающую полупартизанскую войну. Когда же Рим отправил свои войска непосредственно в Африку, оставленный союзниками и потерпевший поражение в Испании и на Сицилии Карфаген был вынужден отозвать Ганнибала. В 202 году римский полководец Сципион Африканский разгромил набранные наспех отряды Ганнибала у Замы, в ста километрах от Карфагена. Вторая Пуническая война была проиграна, Карфагену пришлось отдать противнику весь свой флот и выплатить огромную контрибуцию.
Однако заключение мира дало Карфагену возможность вновь встать на ноги. Контрибуция была выплачена досрочно. Такая жизнеспособность города очень беспокоила его врагов.
«Карфаген должен быть разрушен...»
В 150 году до н. э. римляне, обвинив карфагенян в нарушении мирного договора, в третий раз объявили им войну. Это была Третья Пуническая война - война на полное уничтожение. В течение трех лет римляне вели осаду стен Карфагена — протяженностью 30 километров, высотой в некоторых местах до 12 метров. Наконец, нападавшим удалось пробить стену. В образовавшуюся брешь хлынули войска, на узких улицах разгорелся ожесточенный рукопашный бой. Археологи и теперь находят под каменными плитами человеческие кости.
Часть жителей закрылись в храме Эшмуна и сгорели в нем заживо. После шести дней уличных боев около 50 тысяч изнуренных голодом защитников Карфагена сдались на милость римских солдат. Одних казнили, других продали в рабство. Город был разрушен до основания. Его территорию вспахали и засыпали солью, чтобы и трава там не росла. В Карфагене погибло огромное количество памятников искусства, рукописных книг, архитектурных сооружений.
Впрочем, лет через сто город стал возрождаться, но уже под римским владычеством. Юлий Цезарь решил основать там «Юлиеву колонию Карфаген». Колония была построена уже после смерти Цезаря, при Октавиане Августе. Убрав около ста тысяч кубометров грунта, римские инженеры сравняли холм Бирсы с землей и тем окончательно уничтожили следы прошлого. На этом месте стали теперь возводиться римские храмы и общественные здания. Построили цирк на 60 тысяч зрителей, театр, амфитеатр, огромные термы (бани) и 132-километровый акведук. В римские времена город насчитывал около 300 тысяч жителей.
Ничто не проходит бесследно...
В первые века нашей эры карфагенские школы риторики, грамматики и философии пользовались большой известностью. Карфаген - этот «африканский Рим» - соперничал с Александрией по богатству и уровню просвещения. Но в 439 году н. э. он был захвачен и разграблен вандалами. На целых сто лет Карфаген стал столицей их королевства. В 533 году, покоренный византийским полководцем Велизарием, Карфаген сделался резиденцией константинопольского наместника, получив новое имя - Юстиниана.
В самом конце VII века арабы-мусульмане с непостижимой быстротой завоевали почти всю Северную Африку. Великий город с тысячелетней историей был снова стерт с лица земли и больше уже не возродился. Плодороднейшие земли превратились в пустыню; гавани, где еще сравнительно недавно стояли сотни кораблей, занесло илом. Мрамор и гранит этого города использовались теперь для строительства Туниса. Камни Карфагена и сейчас лежат в основаниях итальянских соборов Генуи и Пизы. Говорят, будто на таких же плитах стоит в Англии Кентерберийский собор. Воистину все проходит, но ничто не проходит бесследно...
Фантасты рассказали, каким будет мир после пандемии
Загадочная болезнь атакует человечество, — типичное начало для занятной фантастической книги, но сегодня мы сами оказались в гуще этого сюжета. И всех волнует вопрос, а выживет ли человечество, будет ли мир после пандемии прежним? В своих произведения писатели-фантасты не раз просчитывали различные варианты развития событий, и теперь у них появился уникальный шанс проверить свои прогнозы на практике.
«Дождались: свершилось то, о чем мы писали. Но мало кто обрадовался», — открыл круглый стол писателей-фантастов в рамках XV Международного Санкт-Петербургского книжного салона онлайн Сергей Лукьяненко. — Как мы будем выходить из этой ситуации? С медицинской точки зрения, все будет хорошо — найдут вакцину, научатся лечить. А вот со всем остальным не все так радостно. После пандемии мир точно будет другой, нам придется многое пересмотреть и переосмыслить».
Писатель-фантаст Вадим Панов никак не ожидал, что его книги вдруг станут современной прозой. Зато его прогнозы вполне оптимистичны: «Мы выйдем из пандемии сильнее, чем были. Такова человеческая природа: мы умеем выживать». А вот Роман Злотников предлагает не расслабляться и готовиться к следующим эпидемиям, которые непременно будут, и еще не раз. С ним согласен и Кирилл Бенедиктов. Он даже нашел свое, почти фантастическое объяснение происходящему: вирусы объявили войну человечеству. По крайней мере, так он переосмыслил настоящее в своем рассказе для литературного проекта «ПостЭпидемия».
«Некоторые события наводят на мысль о сознательной деятельности этого вируса. Можно, конечно, предположить, что это какие-то злодеи запустили искусственный вирус, но это было бы слишком просто. Поэтому я предположил, что вирусы жили на земле задолго до клеточных живых организмов. И теперь они борются за свое существование». Но на самом деле его рассказ не о коварных вирусах, а о врача и волонтерах. «Их героизм, энтузиазм и готовность жертвовать собой ради пациентов — решающий фактор, который позволяет рассчитывать на победу над любым вирусом, даже разумным», — отметил Бенедиктов.
Лукьяненко тоже написал свой рассказ для проекта «ПостЭпидемия». «Можно было писать о чем угодно — прошлом, будущем или настоящем. Но мы все сошлись в одном: не будем сочинять чернуху. Никаких зомби на улицах и оставшейся горстки людей, дерущихся за последнюю упаковку лекарства», — рассказывает он. Бенедиктов добавил, что, когда наступают по-настоящему тяжелые времена, людям нужны оптимистичные рассказы и добрые прогнозы, а хорроры и постапокалипсис лучше оставить до лучших времен.
«Мы слишком долго жили с убеждением, что жизнь будет все лучше и лучше: прогресс идет, медицина развивается. А пандемия заставила всех вспомнить о том, что выход к сверкающим высотам вовсе не гарантирован. Но, как это не банально звучит, выжить поможет оптимистический настрой и вера в то, что человечество справится с любым вызовом», — считает Бенедиктов. Завершая виртуальную встречу, Лукьяненко неожиданно заявил: «Мне бы хотелось, чтобы этого диалога не было. Лучше бы мы собрались, чтобы обсудить, как Илон Макс слетал на Марс и вернулся оттуда с магнитиками». А если серьезно, то Лукьяненко предлагает относится к эпидемии как к уроку всему человечеству, из которого, хочется надеяться, оно вынесет что-то хорошее. «Но жить теперь мы будем по-новому и с оглядкой. Так что запасаемся масками, противочумными костюмами и батарейками», — подытожил фантаст.
-
6 неофициальных символов России иностранного происхождения: От самовара до кокошника
Если задавать иностранцам вопрос о том, с чем у них ассоциируется Россия, то многие тут же назовут балалайку, русскую водку и матрёшку. Кто-то вспомнит и другие неофициальные, но самые узнаваемые символы нашей страны. При этом даже не все россияне знают о том, что у многих предметов, ассоциирующихся у зарубежных граждан с Россией, на самом деле иностранное происхождение.
Самовар
Родиной этого приспособления для кипячения воды является не Россия. Древние китайские и японские приборы для приготовления горячей воды объединяли в себе сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую непосредственно через сосуд.
Известны они были в Иране и Азербайджане. По крайней мере, во время археологических раскопок в азербайджанском селе Дашуст был обнаружен глиняный самовар, возраст которого, по мнению учёных, составлял не менее 3600 лет. В России же первый самовар был изготовлен на Урале в 1740 году.
Матрёшка
Русская расписная кукла тоже была придумана за рубежом. Художник Сергей Малютин, разработавший самые первые эскизы матрёшки, вдохновился японской игрушкой под названием дарума. Она олицетворяет божество, приносящее счастье, и не имеет рук и ног. Деревянную разъёмную куклу в Россию в своё время привезла супруга известного мецената Саввы Мамонтова, в доме которого её и увидел художник. Вторая версия утверждает, что прообразом матрёшки стали фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века теми же Мамонтовыми.
Деревянная кукла, созданная Сергеем Малютиным, была раскрашена в русском стиле и изображала крестьянскую девушку в традиционном наряде и цветастом платке, а в руках у неё был чёрный петух. Название игрушке дали самое распространённое на тот момент – Матрёна. Классический набор матрёшек обычно содержит семь кукол, а в рекордсмене Книги рекордов Гиннесса отмечена самая большая матрёшка, в составе которой пятьдесят одна куколка.
Водка
Энциклопедия Britannica утверждает, будто водка была придумана в России в XIV веке. Но прототип её на самом деле изготовил ещё в XI веке персидский врач Ар-Рази, выделивший этанол путём перегонки. Применялась эта жидкость исключительно в медицинских целях и для изготовления парфюмов. В Россию водка попала в 1386 году благодаря генуэзскому правительству, представившему aqua vitae – живую воду – князю Дмитрию Донскому. Поначалу само слово водка (произошедшее, вероятнее всего, как производное от слова «вода») означало исключительно лекарственную спиртовую настойку на травах. А вот концепция напитка складывалась уже в XIX веке, когда к водке стали предъявлять определённые требования и ввели стандарты производства, округлив градусы с 38 изначальных до 40 современных.
Ушанка
Одна из версий происхождения популярного головного убора утверждает, будто прообразом головного убора был монгольский малахай. Этот колпак-трансформер изготавливался из овчины и защищал кочевников от сильного ветра и шальных стрел. В сильные морозы монголы завязывали уши колпака под подбородком, а когда становилось теплее – на затылке. Вторая версия допускает происхождение ушанки от шапки-цибаки, распространённой у финно-угорских народов. Меховые поморские шлемы, дополненные длинными ушами, спускавшимися до самого пояса, получили название «оплеухи». Их носили рыбаки, которые обматывались ушами, как шарфом, отправляясь на промысел в Белое море. В 1919 году шапка-ушанка стала частью обмундирования Белой армии и получила название «колчаковка» по имени генерала Колчака, а в 1940 ушанка получила официальный статус в обмундировании Красной армии.
Балалайка
На самом деле глубокие изыскания об истории этого музыкального инструмента не проводились, но одна из версий гласит о том, что балалайка тюркского происхождения. По-тюркски «бала» — это дитя, то есть игрой на балалайке успокаивали ребёнка. Возможно, во времена татаро-монгольского ига и получили распространение давние предки русского народного инструмента. Тем более, что в Средней Азии существовала домра, очень похожая на балалайку «фанерка со струнами», правда, округлой, а не угловатой формы.
Инструмент очень быстро стал популярен среди скоморохов, разъезжавших по стране, и все попытки царя Алексея Михайловича запретить балалайку успехом не увенчались. Легенда гласит о том, что округлые в то время балалайки сжигали по приказу царя, а музыкантов били батогами. Тогда-то и произошло изменение формы инструмента. Округлые были запрещены, а вот треугольные – нет. Популярность же балалайка обрела уже во второй половине XIX века.
Кокошник
Согласно одной из версий этот русский головной убор изначально был заимствован из нарядов дочерей византийских вельмож, ещё не состоящих в браке. Якобы мода на него появилась с развитием торговли между странами, и дочери русских князей стали носить высокий головной убор. Две другие версии гласят о монгольском и мордовском происхождении. Название же его происходит от слова «кокош» (петух) и впервые упоминается в XVII веке, хотя описание головного убора встречалось ещё в новгородских летописях X века.
Кокошник укрепился в сознании современных людей как главный аксессуар русского народного костюма. Однако в XVIII -XIX веках этот головной убор был обязательным в гардеробе женщин из высших кругов, в том числе и российских императриц. А в начале XX столетия кокошник мигрировал в Европу и Америку и появился в виде тиар в гардеробах многих зарубежных красавиц и королев.
-
CNBC: «Москва защищает в Казахстане интересы Chevron и ExxonMobil»
Иностранные газеты и телеканалы поясняют, почему «бирюзово-желтая революция» будет безжалостно подавлена
Реакция иностранных СМИ на события в Казахстане, мягко говоря, удивляет. Западная пресса пишет либо предельно нейтрально, пересказывая рассказы очевидцев и мнения экспертов, либо даже с нотками негатива в адрес протестующих. Все чаще звучат слова «мародеры и грабители». Очевидно, что нет и сотой доли поддержки «революционерам», как это имело место на Украине в 2014 году.
Ситуация все чаще подается так, будто продажа сжиженного газа в этой центральноазиатской стране долгое время субсидировалась государством, а само автомобильное топливо со временем стало дефицитным. Якобы на нем «наваривались» перекупщики — те самые, что организовали газовую мафию в Мангистауской области. Чтобы вернуть рынок в равновесие, решено было удвоить отпускную цену, что и стало спусковым крючком для самых массовых протестов в истории современного Казахстана.
«Правительство впервые заговорило об отмене ограничения цен несколько лет назад, заявив, что потолок цен является финансово неустойчивым и препятствует инновациям в топливной сфере. Ограничение по низким ценам, которое удерживало цены на сжиженный газ на уровне около 0,11 доллара за литр, было окончательно снято 1 января», отмечает американский деловой журнал Fortune.
Короче, спекулянтам это не понравилось, и они смогли раскачать лодку. Типа, янки тут ни при чем. Большинство иностранных газет охотно процитировали секретаря Белого дома Джен Псаки, которая сказала буквально следующее: «(Появились) безумные российские утверждения о том, что за этим стоят США. Хотела бы воспользоваться случаем и заявить, что это неправда».
Телеканал Euronews, отражающий точку зрения еврокомиссаров, особо отмечает: «Хотя эти демонстрации были необычно масштабными — некоторые собрали более 10 000 человек, что является огромным числом для Казахстана, — лидеры протестного движения не появились». Дескать, разговоры о длинной руке дяди Сэма, как минимум, неуместны. Все, что сейчас происходит в самой большой постсоветской азиатской республике, — это кровавый флешмоб молодежи, спровоцированный некоторыми жузами (территориальные или племенные объединения казахов), которые недовольны сложившимся экономическим порядком.
Штатовский телеканал CNBC поясняет, почему янки не заинтересованы, по крайней мере сегодня, в нефтегазовых бунтах: «В теории американские компании могут быть самыми пострадавшими… В 2019 году американские нефтедобытчики качали и перерабатывали в Казахстане приблизительно тридцать процентов нефти, по сравнению с китайскими семнадцатью процентами и тремя процентами российского „Лукойла“…В стране работают крупнейшие международные компании, включая Chevron, ExxonMobil и Shell, причем Chevron является крупнейшим частным производителем нефти в Казахстане».
Впрочем, CNBC уверен, что Chevron не пострадает, мол, «нет никаких признаков того, что будут нарушены (интересы)» гиганта, как и других западных инвесторов.
Есть и другая точка зрения. Например, автор Strategic Culture Пепе Эскобар убежден, что без вездесущих янки не обошлось. По его словам, «неизбежно приходит на ум перспектива еще одной цветной революции: возможно, бирюзово-желтой, отражающей цвета казахского национального флага. Тем более, что проницательные наблюдатели обнаружили, что американское посольство уже „предупреждало“ о массовых протестах еще 16 декабря 2021 года».
Тем не менее, и Эскобар отмечает, что несмотря на казахстанскую компрадорскую элиту, живущую в немыслимой роскоши, некоторые региональные жузы решили дать бой «старику» Назарбаеву и системе, которую он создал. Издание SC также отмечает: «Лозунги до сих пор, похоже, исходят из множества источников — превозносят все от „западного пути“ в Казахстане до многоженства и законов шариата».
Британское издание The Guardian, тем не менее, пишет о слабости клана Назарбаева внутри страны: «Хотя очевидно, что протесты сопровождались насилием и грабежами, нет никаких доказательств того, что в них замешаны „террористы“, обученные за рубежом, как утверждает Токаев. Также поразительно, что Токаев прочувствовал, что не может полагаться только на обширные ресурсы безопасности Казахстана, чтобы подавить восстание». Другими словами, нынешний лидер этой страны не может рассчитывать на лояльность своих силовиков, вот и обратился к Москве.
Другая английская газета Daily Mail уже закладывает мину замедленного действия, которую в нужный момент приведут в действие для разжигания в Казахстане русофобских настроений. Статья DM начинается с фразы: «Российские силы из 2500 „миротворцев“ заявляют, что они имеют право УБИВАТЬ». Заметьте, миротворцы заключены в кавычки, а убивать написано большими буквами. Придет время и Запад обвинит нашу страну в «подавлении свобод, за которые дрались бирюзово-желтые революционеры».
«Силы из российского „мини-НАТО“ останутся в Казахстане на несколько дней или недель и получат право применять оружие в случае нападения на них „вооруженных банд“, — поясняет западным читателям Daily Mail. — … Это происходит, несмотря на отказ бывшего президента России Дмитрия Медведева направить войска ОДКБ для подавления смертоносных беспорядков в Кыргызстане в 2010 году, потому что „только в случае иностранного вторжения и попытки внешнего захвата власти мы можем заявить, что имеет место нападение на ОДКБ — все проблемы Кыргызстана имеют внутренние корни“».
Можно эту мысль продолжить и так: без киргизской кровавой прелюдии 2010 года не было бы и «победоносного» майдана 2014 года. США, убедившись, что Москва на все сто процентов доверяет «своим элитам» постсоветских республик, не будет оказывать помощь Януковичу. Теперь же, как поясняет заокеанский интернет-ресурс The Hill, «Россия предупредила другие страны не вмешиваться в дела Казахстана, заявив, что Москва внимательно следит за ситуацией, поскольку страна находится в сфере ее влияния».
-
Так или иначе, но именно случайное открытие в Лорентийском университете (Садбери, канадская провинция Онтарио) Майкла Персинджера поставило точку в долгих спорах нейробиологов. Существуют ли участки мозга, отвечающие за «общение с Богом». Существуют. Не только с ним. Разговаривать можно с умершим домашним хомячком, Губкой Бобом и котом Томом из диснеевских мультиков.
Итак, профессор Персингер разработал технику стимуляции отдельных областей мозга. Чтобы вызывать разные формы сюрреалистических ощущений у самых обыкновенных людей, не отметившихся за жизнь никакими талантами. Методом проб и ошибок было установлено: слабое магнитное излучение, не более чем генерирует монитор компьютера (1 микротесла), при вращении по сложной траектории вокруг височных долей мозга — способно вызвать у человека… ощущение потустороннего присутствия.
После специальных дополнительных исследований (уже социологами университета) оказалось: участники экспериментов со «Шлемом Бога» видели именно то, что являлось предметом его личных верований или предрасположенностей. Личных ярких переживаний. Чего только не насмотрелись испытуемые! Кто-то начинал разговаривать с недавно умершим родственником, кто-то — с персонажами фантастических фильмов и комиксов.
Но люди, заявлявшие о своей религиозности… чаще были склонны видеть самого Господа Бога, всё его окружение Небесной Канцелярии.
«И если это случается у меня в лаборатории, то можно себе представить, что происходит с человеком, находящимся в этот момент в церкви, где сама обстановка располагает к видениям религиозного характера». (Майкл Персинджер)
Учёный сам не раз надевал на себя «Шлем Бога», тестировал коллег и лаборантов. Однако их видения носили довольно блеклый, неконкретный, невыразительный характер. Это связано с тем, что все прекрасно осознавали истинную подоплёку происходящего, подавляя усилием воли нарождающиеся видения.
Шаг дальше
Само собой, данные экспериментов австралийца помогли разобраться в главном вопросе: как глубокий мистический опыт, откровения, любые религиозные чувства оказались эпифеноменом возбуждённого в специфических зонах — мозга. Но остались вопросы, конечно.
Это сам мозг в ответ на внешние раздражители генерирует религиозный опыт? Или химическое и электромагнитное воздействие выводит мозг из привычного режима? И тут начинаются «игры сознания», которое стремится обрести свободу в отношении физической реальности, пересматривая собственное объективное существование.
Учёные подробно засели за энциклопедии «историй религий». Собрали из разных человеческих культур «состояния расширенного сознания». Как оказалось, их до безобразия много. Мозг разбалансировали многими сознательными приёмами. Через «сенсорную депривацию», например. Это когда изолируются физические органы чувств от внешних раздражителей (света и звука). Так поступают буддийские монахи, так называемый «тёмный ритрит».
Практиковались повсеместно инициационные изоляции, длительные воздержания от сна, радикальное изменение режима «сон-бодрствование». Но чаще всего, это было внешнее и внутреннее (нейрогуморальное) химическое воздействие на основе психоделиков. Иногда их подкрепляли дыхательными или сексуальными практиками, сегодня называемыми «кармическими».
С применением психоделиков «образы богов» появлялись в ритуальных танцах, устраивая центрам контроля мозга «белый шум» из специфических звуковых ритмов. Так подбирались веками наиболее эффективные частоты, вибрации, тональности шаманских бубнов. Что чудесно разложил на партитуры Роберт Монро.
Индейцы Мезоамерики зашли в «познании богов» дальше всех, как оказалось. Они практиковали совсем уж радикальные методы «расширения сознания». Согласно их Мифу, люди когда-то утратили особые паранормальные способности. Поэтому жрецы стали применять ритуальные прижизненные… трепанации черепов.
Неизвестно, сколько они перевели особей, чтобы методом проб и ошибок… безошибочно найти этот центр в области левого полушария. Нанося там травмы коре головного мозга, полностью блокировали активность ряда программ и процессов. На порядок поднимая специфическую активность правого полушария (творческого). Получалось в итоге… жутковато. Такое «кино» захватывающее смотрели, Стивен Кинг бы в бедлам угодил.
Программа Выживания.
Но самым простейшим методом «расширения сознания» на протяжении тысячелетий были конечно всякие растительные экстракты. Они наиболее наглядно показывают сегодня, какова связь между мистическими переживаниями и воздействием на мозг ряда запрещённых и не очень веществ.
«Гуру ЛСД», революционер науки и главный могильщик христианства США 60-70-ых годов доктор Тимоти Лири (1920-1996) вполне убедительно доказал: психоделики вызывают шок и стресс мозга. Разрушают старые программы, заложенные в период «импринтной уязвимости» и обучения человека. В одном наркотическом миксере смешивают четыре базовые состояния здорового сознания:
- потребности биологического выживания;
- эмоциональные игры, определяющие статус индивида в социуме;
- условные «правила игры» конкретной социо-культурной среды;
- механизмы сексуального удовлетворения.
Когда происходит блокирование или неправильное прохождение сигналов от этих базовых программ, мозг под воздействием «препаратов» получает возможность перепрограммирования. Начинает моделировать «другие реальности». Как следствие, открывает шлюзы новым сигналам. Чаще всего они являются тем, что обычное сознание относит к пара-нормальным или нереальным феноменам.
Именно так воздействуя на мозг, можно моделировать, переделывать, обновлять, сужать и расширять сознание. Это укладывается в базовые законы существования нервной системы: фокусировать, избирать, отсеивать и сужать. Наши импринты (биологические программы) заточены строго на принцип выживания в физическом мире. Организм — эволюционный заложник этих структур.
Всё, что не служит этому главенствующему Закону, — разрушительно для программ выживания. Воспринимается нервной системой биологического организма… как что-то бесполезное или вредное.
Любое несанкционированное Законом Выживания воздействие (даже философия, подрывающая основы бессознательной вовлеченности в процесс физического существования), а уж тем более химические вещества, определённый спектр электромагнитных волн, религиозный мистицизм. Всё это здоровым сознанием, любым способом — нейтрализуется.
Смотрим на «западную цивилизацию» с точки зрения биологических механизмов. Эта среда обитания человека долгое время была крайне прагматична и рационалистична. Но если говорить научно: процесс непрерывной инквизиции. Общественный принудительный контроль соблюдение ряда «норм и догматов». Защита официальной картины мира, удержание его в границах четырех главных биологических программ.
Любые средства изменения сознания, выход за рамки санкционированной модели реальности… вызывают панический страх, желание любой ценой избавиться от угрозы принятому образу жизни. Не очень сообразительные «экспериментаторы», преступившие жёстко установленные границы принятой «нормы», — это еретики, безумцы и преступники. Либо — мракобесы, что случается куда чаще.
Катализаторы религий
Самый опасный из них, как оказалось… называется ибога. В середине XIX века, как между Старым Светом и Западной Африкой наладились устойчивые связи, Европы узнали о страшном разрушительном психоделике. Выжимкой их корней ибоги. Это «волшебное снадобье» использовалось шаманами племени фангов (религия «бвити») как средство общения с их жутковатыми (судя по описаниям) духами.
В 1867 году кустарник ибоги продемонстрировали на Всемирной Парижской выставке. Его экстракты думали использовать в фармации. Но первые же эксперименты показали: при больших дозах ибогаина (алкалоида ибоги) добропорядочные христиане начинали видеть «страшные тени», образы ярких, цветных объектов.
Абсолютно все видения вызывали острейшие приступы паники. Поскольку не отличались от реальности ни на йоту. Случилось несколько смертей на этой почве, в 1910 году употребление ибогаина было не просто запрещено… прекратились даже исследования психоделика. Научный мир биологов этому правилу следует до сих пор. А ибога остаётся самым неизученным растением. Во всяком случае, его психоактивные свойства — белое пятно.
«Священные растения» Южной Америки более исследованы. Как, например, знаменитая лесная лиана дождевых лесов, достигающая порой гигантских размеров. Она на протяжении тысяч лет была главным ингредиентом психоделического напитка «натема». Сохранили аутентичный рецепт для нас индейцы хиваро Эквадора. Знакомо волшебное пойло и в других местах, под названиями «каапи», «йаге» или «аяхуаска» («лиана души»).
Кору этого растения измельчают, варят с каким-либо ДМТ-содержащим растением (вещество диметилтриптамин — сильнейший природный психоделик и галлюциноген). Водный экстракт путем кипячения и превращается в «лиану души». Алкалоиды отвара стимулируют «экстрасенсорное восприятие», поэтому учёные называют его весёлым рабочим термином — «телепатин».
Индейцы реки Укаяли на востоке Перу в своё время наделали много шума в прессе, когда в психоделическом путешествии после «лианы жизни» якобы посещали города европейцев, в которых никогда не были. Видели «аппаратос», автомобили и поезда. Потом недоразумение вскрылось, их изменённое сознание вытащило наружу рассказы соседней долины. Где тамошним туземцам путешественники Старого Света на пальцах и в эмоциях «рассказывали», показывали картинки, из каких конкретно миров они прибыли.
«Лиана жизни» аяхуаску по сей день используется индейцами для выяснения причин болезней, поиска душ больных и различных магических операций. Но главное предназначение напитка:
«Для индейцев галлюциногенный опыт, в сущности, является сексуальным. Сублимировать его, перейти от эротического и чувственного к мистическому единению с мифической эрой, с внутриутробной стадией — в этом состоит конечная цель. Её достигают единицы, но жаждут постичь все.
Наиболее ясно эту цель сформулировал один индеец, которого научили грамоте миссионеры. Он сказал: «Принятие «йаге» — это духовное соитие. То духовное причастие, о котором нам говорят священники».
Это перепроверили, конечно. Действительно, механизм действия психоделика оказался именно таким, как сообщил тот индеец. Но дело сложное: мало просто принять «лиану жизни». Нужна активная работа с собственным сознанием. Умение шаг за шагом погружаться в его глубины, не отвлекаться на простейшие сигналы типа острого сексуального влечения (главное препятствие, как оказалось).
Так, благодаря хорошо описанным видениям американских индейцев, стало складываться понимание, как именно наркотики воздействуют на религиозное сознание человека. Почему начинающие шаманы не способны преодолеть первый уровень инициации, «коллективное бессознательное». А лишь немногим открываются «двери» на следующие уровни Миров. Дело в тренировке. А часто — и генетике.
Биологически это выглядит так: разум играет основную роль при определении действия психоактивного вещества. Если кто-то видит в нём силу… только потому, что это такой «волшебный препарат», — обречён на неудачу. Вещество само по себе может быть нейтральным порошком, ложкой сахара, чистой водичкой. Но если пациент чётко представляет реальность, в которую хочет попасть, — он туда обязательно свалится. Но какую бы «дверь» не открывали техники самовнушения или наркотики — это будет дверь в бессознательное.
История применения «лиан жизни» надолго заняла внимание учёных (частенько на себе пробовали, ага). Результаты тоже получились интересными. Прикладывая «видения» к религиозным представлениям автохтонного американского населения — распутали их все, поняв, каким образом формировался главный Миф Мезоамерики.
Другим препаратом
«расширения сознания» стал психоактивный вьюнок пурпурный, на котором держалась вся религиозная культура ацтеков. Под именем божества Ололиукуи. Семена этого мексиканского вьюнка содержат алкалоиды спорыньи, очень близкие к ЛСД. Длительность воздействия правильно приготовленного напитка — шесть-восемь часов.
До сих пор используется шаманами сапотеков. К ним не зарастает народная тропа из экзальтированных граждан Центральной и Северной Америк, жаждущих предсказаний будущего. Одно время даже наркокартель целый образовался на этом вьюнке. Самое первое описание Ололиукуи появилось в 1651 году, его оставил испанский врач Франциск Эрнандес:
«Когда их жрецы хотели вступить в общение с богами и получить от них послание, они ели это растение, чтобы вызвать у себя бред. Перед ними появлялись тысячи видений и дьявольских галлюцинаций. По своему действию это растение сопоставимо с нашим пасленом».
Благодаря подробной записи «видений» шаманов индейцев, наконец, тронулась с мёртвой точки расшифровка росписей в Теотиуакане. Стала понятна функция «Богини-Матери» Мезоамерики. Если раньше считалось, что Новый Свет видел в ней божество мужского рода — бога дождя Тлалока, теперь всё встало на свои места. Это богиня плодородия Ксочикетцаль. И она является воплощением психоделика, вьюнка пурпурного.
А ацтекский Бог Цветов Ксочипилли — это божество-покровитель священных галлюциногенных растений, «цветов сна». Вот почему современные сапотеки Оахаки, хорошо изучив христианскую доктрину, называют вьюнок пурпурный «Травой Марии» или «Семенами Мадонны».
Наркотическое христианство
Этот феномен связан с пейотом — маленьким кактусом в форме шара. Европа узнала о нём ещё в 1577 году, когда началась яростная и кровавая конкиста в Центральной Америке. Испанские инквизиторы пролили океаны индейской крови, борясь с последствиями употребления этого растения. Очевидец-конкистадор писал:
«Эти люди едят корень, который называют Пейотль и которому поклоняются, словно это божество, а себя называют после этого «людьми оленя».
Чаще всего видения настигали индейцев в образе оленя, это чистая правда. Европейцы не могли сформулировать свои видения. Большей частью эксперименты заканчивались безудержной рвотой, очень уж специфический и резкий вкус. Борьбу с этой психоделикой святая Инквизиция проиграла с разгромным счётом. Индейцы, не в силах оказать физическое сопротивление конкисте… по-своему приняли христианство.
Они не прекратили потреблять корень пейота, ассимилировав христианские образы. Теперь «духом пейота» считают не кого-нибудь, а… Франциска Ассизского, покровителя животного мира, основателя Ордена францисканцев, которого часто изображают в компании с… оленями. Это главный (обгоняя Богоматерь) покровитель Центральной Америки. Его изображения пользуются необычайной популярностью, гимны Франциска Ассизского считаются важными заклинаниями.
Так полностью в XIX веке сформировалась индейская версия христианства. В 1908 году юридически став Церковью Коренных Американцев. Пейотист принимает «таинство-пейот» так, как классический христианин употребляет «таинство-вино» и «таинство-хлеб». Только так в него вселяется сила Хана — эквивалент новозаветного Святого Духа. При этом индейцы посмеиваются над своими «братьями» западной цивилизации, говоря:
«Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом».
Грибная религия
Здесь более-менее тоже всё стоит на своих местах. Европцы-язычники прошли честно и самоотверженно этот путь, прекрасно разбираются в «священных грибах», их производных. Синтезировав в новейшее время сначала «псилоцибин», затем — легендарный LSD-25 (диэтиламид лизергиновой кислоты).
Но мир Нового Света тоже с ними прекрасно знаком был, галлюциногенные грибы использовались почти всеми древними священнослужителями-шаманами и жрецами. Документальное подтверждение: «камни-грибы» майя.
Масатеки, коренной народ Мексики, не прекращая поглощать волшебные грибы горных районов штата Оахака, трансформировали христианство. Так сегодня описывают красочную легенду возникновения «божественных грибов»:
«Через чудесные горы, полные света и дождя, <…> однажды проходил Христос (мотив, заимствованный из легенды о Кецелькоатле), и там, куда падали капли его крови, его жизненной эссенции, выросли священные грибы — пробудители духа, пища тому, кто светится».
Азия, где психоделическое царство грибов не столь богато, — предпочитала своих шаманов кормить красными мухоморами. Породив устойчивый и древний образ «старика-лесовика» в образе этого гриба. Либо пня, поросшего яркими мухоморами.
Отголоски такой диеты сохранились не только в верованиях славян, они живы по сей день в Китае, Корее, Вьетнаме и Камбодже, предгорьях Гималаев. Именно такой корень грибницы имеют общие евразийские представления о «живой и мёртвой воде».
«Сома и хаома» (священные напитки для жрецов и правителей) древних индоариев — ничто иное, как настой мухоморов. Это стало понятно, когда тексты гимнов с запечатлёнными там образами «гриба»… стали беспристрастно расшифровывать. «Сома» описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней. Имеющее стебель и «шапку»...
«...красную и солнцеподобную, блистающую днем в лучах солнца и становящуюся ночью серебристой и луноподобной».
Без комментариев, как говорится. Но главный «религиозный допинг» человечество получило, как только всерьёз освоило агрокультуру. Подсев на… LSD-25, диэтиламид лизергиновой кислоты, культовый психоделик ХХ века. Он был выделен в чистом виде только 1938 году. Родиной стала лаборатория фармацевтической компании «Sandoz» в Базеле (Швейцария). Папаша главного продукта рациона хиппи — Альберт Хофман.
Именно он создал синтетическое производное алкалоида спорыньи мелкого грибка, из рода плесени, которая поражала своей грибницей злаковые культуры, на протяжении веков попадая в рацион «западной цивилизации». Не имея химикатов для борьбы со спорыньей, век за веком человечество потребляло эту заразу. Накапливая в организме жрецов и жриц, шаманов и «пророков со святыми» дозы, вполне достаточные для сбоя нервной системы. Особенно при методиках самовнушения.
Кстати, Хофмана нельзя заподозрить в злом умысле. Сначала планировалось создать гинекологическое лекарство и средство от мигрени. Но после ряда опытов на животных (оказавшихся неудачными) от клинического использования ЛСД отказались. Открытие могло не состояться, опять вмешался Случай.
В 1943 году Хофман нечаянно обнаружил психоактивные свойства синтезированного препарата. Во время кристаллизации небольшое количество вещества абсорбировалось через кожу пальца, и Хофман испытал на себе слабое действие препарата. Три дня спустя, 19 апреля 1943 года, он принял уже внутрь большую дозу. Хофман страшно перепугался, посчитав что… умер.
Высокая фармакологическая активность LSD была подтверждена другими сотрудниками. В 1947 году Университет Цюриха опубликовал результаты эксперимента на психиатрических больных и здоровых добровольцах. И… понеслось.
Выводы
LSD — это один из самых мощных психоделиков, приём которого (в микродозах) смешивает в миксере главные импринты Закона Выживания человека, трансформируя сознание. Под его действием полностью меняются приоритеты, ценности, взгляды и модели мышления. Мозг становится податливым, распложенным к любому перепрограммированию.
Врачи установили: в 75 % случаев люди, принимавшие ЛСД, получали глубочайшие «духовные откровения». От 40 до 90 % начинали «понимать Бога», «Высшую Силу», «Высшую Реальность». Видеть красочный и оживший мир той религии, которую исповедали. Либо в окружении которой выросли. Еще до психоделического бума 60-70-ых годов литератор и философ, сэр Олдос Хаксли пророчески написал:
«Эти новые «преобразователи ума» могут вызвать некоторое смятение, но в итоге они углубят духовную жизнь социальных слоёв, в которых будут доступны. Это знаменитое «возрождение религии», о котором говорят уже так давно, произойдёт не в результате евангельских столпотворений или появления на телеэкране фотогеничных священнослужителей.
Оно произойдет как результат биохимических открытий… Из символической деятельности религия трансформируется в новую реальность».
Не буду подробно останавливаться, в какой ужас пришёл мир США и Европ, как только психоделик был подробно описан, стала понятна его роль «расширителя религиозного сознания». Страх перед ним (особенно на уровне правительств и консервативного обывателя) выразился в полном запрете исследований и использования. Повсеместно. Были закрыты все лаборатории и исследовательские центры, работавшие с препаратом.
Если честно, причина запрещения психоделиков на основе ЛСД была откровенно надуманной. Достаточно было ограничить попадание психоактивных препаратов «на улицы», как это делается с прочими наркотиками. Тем более, психиатры категорически возражали: ЛСД–производные часто давали удивительно положительные результаты в лечении многих заболеваний.
Но случилось другое. Хиппи настолько погрузились в миры «божественных откровений» (сформированных религиозным воспитанием), что стали создавать собственные общины «во Христе». Только с яркими, почти реальными образами христианской мифологии. Кризис евангельских церквей и католицизма — это период свободного оборота ЛСД. Храмы опустели, вот вам причина. Точнее, одна из…
А более глубинная… увы, не изучена. «Охота на ведьм» (на психоделики), захлестнувшая западное общество, — ярчайшее доказательство, насколько христианская цивилизация запрограммирована на остракизм, уничтожение всего, что нарушает привычную деятельность мозга. Это с одной стороны хорошо. Но с другой, как остроумно подметил гуру конспирологии и футуролог Роберт Антон Уилсон:
«Власти считают эксперименты с психоделиками опасными, в то же самое время не считая опасными - ядерные испытания».
-
«Хрустальный череп» — артефакт инопланетной цивилизации?..
Хрустальные черепа — это модели человеческих (или даже нечеловеческих) черепов, выполненные из кварца. Их находили в Мексике, Центральной и Южной Америках: то есть там, где прежде процветали цивилизации ацтеков, инков и майя.
Предполагают, что черепам может быть тысячи лет, но точно определить сколько им лет крайне сложно, так как метода определения возраста кварца нет.
Вообще-то некоторые черепа весьма напоминают образы голов инопланетян, есть в них что-то инопланетное, тем паче что до сих пор нет внятной теории о том, как и для чего они были изготовлены… Они будто артефакты из иного измерения, возможно существующие для связи с ним…
В связи с этим, зададимся вопросом:
Существует ли для инопланетян виртуальный мир и своё собственное альтернативное измерение? Кто знает… Может быть, то, что мы видим, и принимаем за НЛО и инопланетян действительно являются преднамеренными или не совсем фантомами, эхом их виртуального воздействия, просто очень высокого порядка.
Кстати, нам известен достаточно сильный способ отвлечения от забот реального мира — это компьютерные игры и сетевые РПГ — жанр коллективных игр в интернете, зачастую в жанре фэнтези. Погружение в «иную реальность», после которой даже отчасти забываешь о своей собственной, особенно сильное когда игрок надевает «шлем вирутально реальности».
А что если, так называемые «хрустальные черепа» каким либо образом способствуют именно погружению, аналогичному тому, что происходит при том же самом «шлеме».
Но в этом случае датчики на «шлеме» подопытного подключался к черепу, а тот, в свою очередь освещался какими-нибудь хитроумными прожекторами, при определённом наклоне, которых отображались определённые «области» хрустального «мозга».
Возможно, инопланетяне, наблюдая за жалкими попытками людей постичь инопланетное могущество, тем, что они деформировали свои черепа или шею, или ещё какую-нибудь часть тела (дабы отчасти стать похожими на пришельцев), предложили им такой вот аппарат. Который мог быть, кстати, и средством связи, а также источником информации, который передавался непосредственно в мозг…
А если это так, то и вид некоторых из сих черепов в самом деле напоминает о том, как могли выглядеть пришельцы. И наводит на размышления о том, почему они так выглядели…
Кыштымский пришелец «Алёшенька»Кое-что указывает на всё это… Например, обычно инопланетян изображают этакими дистрофиками. То есть обжорами и гурманами их сложно назвать, следовательно — в обильной пище особой нужды у них нет. А любые отклонения в здоровье и психике обычного человека, возникают именно от неправильного и чрезмерного питания.
Что же касается, внешнего вида инопланетян, то он скорее напоминает недоразвитого человека или эмбрион. Именно так и выглядит человек, пока он не до конца сформировался, но уже преодолел прочие фазы развития, где он был и головастиком, и лягушкой, и низшим млекопитающим. Именно поэтому, когда находят скелетики маленьких выкидышей совершенно земного происхождения, а также генетических уродцев, не сумевших развиться в полноценную особь, многие их путают именно с пришельцами.
Зачем инопланетянам такая форма, если, конечно, они выглядят именно так (а есть и другие варианты, хотя и не такие популярные)? Может быть, у них есть какая-то своя технология, своего рода «девиация» при рождении. То есть они специально рождаются такими же, с ещё не до конца формированным телом. Возможно, целью здесь могла быть какая-то особая, другая работа стволовых клеток, дабы усилить свойства регенерации и долголетия (у эмбрионов наиболее высокий уровень регенерации)… Кто знает… Сказать, что-то определённое крайне сложно.
Обратим также внимание на другое, любопытное генное нарушение. Называется он «синдром Уильямса» или «синдром лица эльфа». Человек с этим синдромом, внешне и внутренне очень напоминает именно фольклорного эльфа — заострённый подбородок, нос, обязательно голубые глаза, постоянная улыбка, приветливость, словоохотливость, эмоциональность… Своим поведением (больше в ущербном смысле) — он и впрямь напоминают эльфа.
Человек-эльфРедкое нарушение, но, тем не менее, оно существует. Поведение человека с данными синдромом — добродушное и детское. Люди не могут выполнять обычную деятельность в силу явно сниженного интеллекта в основных областях, но неплохо разбираются в музыке, из-за того что имеют хороший слух. Загадочно, не правда ли?..
Не исключено, что это ещё одна мутация, которая, возможно, к каким-то видам земных гуманоидов привилась, а к каким-то нет. Ведь, возможно, среди нас и были так называемые эльфы. И они-то уже имели к пришельцам более близкое отношение, но по какой-то причине со временем исчезли (а вернее наличие их популяции, или скорее отголосков оной, снизилось до минимума).
Да, предназначение хрустальных черепов могло быть и другое.
И банальное религиозное, на которое, уже был намёк, и мистические артефакты, наподобие известных хрустальных шаров «аля-Мерлин».
Но это могут быть и своеобразные компьютеры, или же части оного, навроде блоков с зашифрованной информацией, к чему склоняются исследователи ЛАИ.
Это могут быть и специальные центры управлениями, каким-нибудь супер-сложными роботами, некий искусственный интеллект.
Впрочем, это действительно может быть так, и тогда человек, посредством того же упомянутого «шлёма», а может и просто каких-нибудь специальных «очков», «наушников», и что тоже вероятно – «чипа», общался с оным, как многие сейчас общаются с голосовым помощником «алиса». А какие возможности были у древних цивилизаций?..
Есть и версия показанная в фильме «Индиана Джонс 4. Тайна хрустального черепа», где хрустальный череп являлся частью некоего инопланетного организма, который оживал, а потом улетал на летающей тарелке.
А вообще, в традиции, череп-камень — это образ древнего бога Вальи (упомянутого также и в «Велесовой книге»), который желал покорить небо. Таким образом, можно предположить, хотя это и довольно смелая догадка, что многие древние «поклонники Вальи Тёмного», превратно толковавшие небесные знамения, действительно любую технологию, имеющую сугубо прикладное значение, понимали как средство мистико-оккультного могущества.
А Валья некогда и сам являлся искусителем, и подсказывал, как пользоваться технологиями богов, в частности «хрустальными черепами», претворяя желания и воплощая извращённые потребности примитивного раннего человечества… Такие дела… Со временем Валья, как и его брат Вритья, 1000 лет искупали свои прошлые грехи в заточении, пока (согласно северным легендам) не стали белозёрскими старцами…
Свежие комментарии