Как тренируют операторов боевых дронов в России: современный подход
В прошлый раз мы рассказывали о том, как в России развивалось направление использования боевых беспилотных аппаратов
Для настоящих авиаторов
В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО.
Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.
В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.
Пока малые формы
В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной вoйны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии. Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.
Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.
«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.
Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».
Растворившиеся в небе
Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».
Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с большим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.
-
Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером
Искусственный интеллект для платформы
Современные OTT сервисы используют ИИ во буквально всех частях работы. Технология применяется при подготовке контента, публикации, вещании, в системе рекомендаций, в работе с изображениями и звуком, и, забегая вперед, даже умеет генерировать постеры к фильмам и сериалам.
В первую очередь, искусственный интеллект используется при подготовке всех материалов для платформы. Технология позволяет определять корректность контента по уровню звука и качества картинки, и выносит «вердикт», готов ли материал к загрузке. Искусственный интеллект берет на себя работу по аналитике материала, автоматизирует и в разы ускоряет процесс подготовки контента для загрузки на платформу.
После проверки контента, начинается процесс загрузки вещания. Здесь искусственный интеллект вновь проверяет контент, улучшает качество картинки, и при необходимости может переводить, например, HD в 4K. Таким образом материал, изначально снятый не в таком большом разрешении, становится практически неотличим от качественной картинки 4K.
Искусственный интеллект для пользователей
Одна из важнейших «работ» искусственного интеллекта в онлайн-кинотеатре — система рекомендаций, благодаря которой пользователи получают персонализированную ленту с подборкой контента. Это ключевая особенность практически всех сервисов от социальных сетей до онлайн-магазинов, без которой привычные нам платформы невозможно представить. Именно благодаря рекомендательной системе и комплексе алгоритмов, которые предлагают каждому пользователю индивидуальные подборки, изменился способ потребления контента с линейного, к которому аудитория привыкла на телевидении и в традиционных каналах, на персонализированный. Индивидуальный подход и персонализированный пользовательский опыт создается благодаря технологиям ИИ — для каждого пользователя он подбирает контент, интересный конкретному зрителю.
Система рекомендаций становится все точнее и эффективнее с каждым использованием платформы. Ключевую роль в обучении ИИ играет не столько сам алгоритм, сколько количество и качество данных о пользователе. Именно на основе пользовательского опыта, информации о поведении зрителя, анализе просмотренного контента на разных площадках ИИ определяет наилучшие варианты для рекомендаций. Экосистемный подход, при котором у платформы в распоряжении большое количество абсолютно разных данных, выгодно отличает продукты крупных игроков от тех, у кого нет доступа к такому количеству информации о пользователях. Эту тенденцию легко проследить на опыте Netflix, который годами собирал данные и обучал искусственный интеллект, на опыте KION, где мы используем данные пользовательского опыта абонентов МТС, и на примере социальных сетей — система рекомендаций Instаgram* и Fаcebook* во многом построена на данных, собранных компанией Metа* на всех платформах.
Распознавание актеров в кадре и голосовой ввод на платформе тоже работают на основе искусственного интеллекта. Пользователь проговаривает название фильма или сериала, который хочет посмотреть, и именно искусственный интеллект распознает речь и представляет ее в виде текста.
Кроме вышеперечисленных очевидных и часто даже незаметных для пользователя технологий, искусственный интеллект возможно применять для любых интерактивных решений. Так, компания MTS AI обучила искусственный интеллект и алгоритмы компьютерного зрения генерировать постеры для фильмов и сериалов, размещенных на платформе KION. Искусственный интеллект оценивает контент эстетически — анализирует соблюдение правил композиции, отсутствие закрытых глаз и другие критерии, и стилистически — нейросети отбирают кадры, которые больше всего похожи на те, что обычно размещают на постерах. Это крупные планы актёров, а также значимые фрагменты, когда, например, герои берут в руки оружие и готовятся к бою.
В итоге нейросеть определяет несколько «претендентов» для попадания на постеры. Если раньше редакторам платформы приходилось самостоятельно отсматривать огромные объемы контента и выбирать нужный кадр, то сейчас они выбирают всего из нескольких подобранных системой вариантов.
Искусственный интеллект для коммерции
Искусственный интеллект помогает и в размещении рекламы. Технология анализирует контент, который монетизируется на платформе за счет рекламы, и помогает подбирать места для показа рекламных роликов. Искусственный интеллект оценивает видеоматериал по хронометражу, анализирует картинку, происходящее в кадре, определяет начало и конец сцен, чтобы предложить наиболее правильные точки для рекламных вставок. Технология помогает автоматизировать процесс и подбирает конкретные таймкоды фильма или сериала, в которые будет показана реклама так, чтобы в меньшей степени прерывать просмотр, а также делая показ рекламы наиболее выгодным для рекламодателя.
Что нас ждет в будущем?
Будущее онлайн-кинотеатров напрямую связано с теми технологиями, которые применяются уже сейчас. Например, уже в самом ближайшем будущем зрители смогут взаимодействовать не только с актерами в кадре, которых распознает ИИ, но и с конкретными вещами. Технология научится распознавать предметы в сцене, искать похожие товары в сети, а зритель получит возможность покупать их прямо онлайн — над этим уже работают большинство OTT-сервисов. Это не только откроет большие возможности для коммерции, повысит эффективность продакт-плейсмента в кино, но и в целом изменит медиапотребление. Все движется к синергии, и вполне возможно, что смотрение контента неразрывно будет связано с опытом онлайн-шоппинга и создаст новый вид энтертейнмента.
Со временем платформы настолько обучатся, что смогут без лишних итераций предлагать пользователю именно тот контент, о котором он только подумал. Уже сегодня многие сервисы имеют функцию «включить контент на свой выбор», а в ближайшем будущем платформы смогут прийти к тому, что все взаимодействие зрителя и сервиса будет построено на одной кнопке — «покажи мне контент».
Уже сейчас существуют роботы-ведущие — новости способны создавать и рассказывать не реальные люди, а запрограммированные аватары. Контент тоже все больше снимается с помощью технологий CG, которые уже практически не требуют участия актеров. Нет гарантий, что спустя 10 лет контент в привычном виде вообще будет существовать. Новое поколение все больше предпочитает не линейный контент, а мета-миры, игровые вселенные и сюжеты, которые предполагают полную интерактивность.
Такой сценарий развития предполагает максимальное использование искусственного интеллекта, ведь именно AI технологии создают интерактивность, поведение актеров и аватаров и выстраивают коммуникацию между ними.
*Instagrаm и Fаcebook запрещены в России, так как принадлежат компании Metа, признанной экстремистской организацией.
Свежие комментарии