На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Как тренируют операторов боевых дронов в России: современный подход

www.popmech

 

Как тренируют операторов боевых дронов в России: современный подход

Мы уже рассказывали о том, как зарождалось направление военной беспилотной техники у нас и за рубежом. Что ж, пришло время поговорить о том, как готовят специалистов в наши дни!

В прошлый раз мы рассказывали о том, как в России развивалось направление использования боевых беспилотных аппаратов

Для настоящих авиаторов

В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО.

Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.
БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.

Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.

Транспортировка БПЛА

В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.

Пока малые формы

Запуск аппарата BirdEye 400 производится с помощью резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором быстро взмывает в небо и действительно становится похожей на птицу. Еще немного — и аппарат исчезнет из виду.
Запуск аппарата BirdEye 400 производится с помощью резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором быстро взмывает в небо и действительно становится похожей на птицу. Еще немного — и аппарат исчезнет из виду.

В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной вoйны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии. Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.

В это же время оператор БПЛА прочерчивает траекторию движения БПЛА на дисплее портативного пульта управления — это что-то вроде ноутбука.
В это же время оператор БПЛА прочерчивает траекторию движения БПЛА на дисплее портативного пульта управления — это что-то вроде ноутбука.

Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.

«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.

Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.
Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.

Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».

Растворившиеся в небе

Жгут для пуска беспилотника

Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».

Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с большим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.

-

Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером

Технологии искусственного интеллекта прочно вошли в нашу повседневную жизнь — мы давно привыкли к умным колонкам в наших домах, голосовому вводу в смартфонах, проложенным маршрутам в навигаторе, быстрой аналитике big data, ленте рекомендаций в социальных сетях. Онлайн-кинотеатры — не исключение во внушительном списке сервисов, работающих на основе ИИ. Вместе с Федором Ежовым, директором по технологиям и продукту KION/МТС Медиа, разбираемся, почему технологии искусственного интеллекта особенно важны для контентных платформ и как они управляют процессами, о которых мы даже не задумывались.
Компания KION
Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером

Искусственный интеллект для платформы

Современные OTT сервисы используют ИИ во буквально всех частях работы. Технология применяется при подготовке контента, публикации, вещании, в системе рекомендаций, в работе с изображениями и звуком, и, забегая вперед, даже умеет генерировать постеры к фильмам и сериалам.

В первую очередь, искусственный интеллект используется при подготовке всех материалов для платформы. Технология позволяет определять корректность контента по уровню звука и качества картинки, и выносит «вердикт», готов ли материал к загрузке. Искусственный интеллект берет на себя работу по аналитике материала, автоматизирует и в разы ускоряет процесс подготовки контента для загрузки на платформу. 

После проверки контента, начинается процесс загрузки вещания. Здесь искусственный интеллект вновь проверяет контент, улучшает качество картинки, и при необходимости может переводить, например, HD в 4K. Таким образом материал, изначально снятый не в таком большом разрешении, становится практически неотличим от качественной картинки 4K.

Искусственный интеллект для пользователей

Одна из важнейших «работ» искусственного интеллекта в онлайн-кинотеатре — система рекомендаций, благодаря которой пользователи получают персонализированную ленту с подборкой контента. Это ключевая особенность практически всех сервисов от социальных сетей до онлайн-магазинов, без которой привычные нам платформы невозможно представить. Именно благодаря рекомендательной системе и комплексе алгоритмов, которые предлагают каждому пользователю индивидуальные подборки, изменился способ потребления контента с линейного, к которому аудитория привыкла на телевидении и в традиционных каналах, на персонализированный. Индивидуальный подход и персонализированный пользовательский опыт создается благодаря технологиям ИИ — для каждого пользователя он подбирает контент, интересный конкретному зрителю.

Система рекомендаций становится все точнее и эффективнее с каждым использованием платформы. Ключевую роль в обучении ИИ играет не столько сам алгоритм, сколько количество и качество данных о пользователе. Именно на основе пользовательского опыта, информации о поведении зрителя, анализе просмотренного контента на разных площадках ИИ определяет наилучшие варианты для рекомендаций. Экосистемный подход, при котором у платформы в распоряжении большое количество абсолютно разных данных, выгодно отличает продукты крупных игроков от тех, у кого нет доступа к такому количеству информации о пользователях. Эту тенденцию легко проследить на опыте Netflix, который годами собирал данные и обучал искусственный интеллект, на опыте KION, где мы используем данные пользовательского опыта абонентов МТС, и на примере социальных сетей — система рекомендаций Instаgram* и Fаcebook* во многом построена на данных, собранных компанией Metа* на всех платформах. 

Распознавание актеров в кадре и голосовой ввод на платформе тоже работают на основе искусственного интеллекта. Пользователь проговаривает название фильма или сериала, который хочет посмотреть, и именно искусственный интеллект распознает речь и представляет ее в виде текста. 

Кадр из фильма «Тайлер Рейк- Операция по спасению», реж. Сэм Харгрейв, 2020
Кадр из фильма «Тайлер Рейк- Операция по спасению», реж. Сэм Харгрейв, 2020

Кроме вышеперечисленных очевидных и часто даже незаметных для пользователя технологий, искусственный интеллект возможно применять для любых интерактивных решений. Так, компания MTS AI обучила искусственный интеллект и алгоритмы компьютерного зрения генерировать постеры для фильмов и сериалов, размещенных на платформе KION. Искусственный интеллект оценивает контент эстетически — анализирует соблюдение правил композиции, отсутствие закрытых глаз и другие критерии, и стилистически — нейросети отбирают кадры, которые больше всего похожи на те, что обычно размещают на постерах. Это крупные планы актёров, а также значимые фрагменты, когда, например, герои берут в руки оружие и готовятся к бою.

В итоге нейросеть определяет несколько «претендентов» для попадания на постеры. Если раньше редакторам платформы приходилось самостоятельно отсматривать огромные объемы контента и выбирать нужный кадр, то сейчас они выбирают всего из нескольких подобранных системой вариантов.

Кадр из сериала «Need Хелп», реж. Дмитрий Булин, 2020.png
Кадр из сериала «Need Хелп», реж. Дмитрий Булин, 2020

Искусственный интеллект для коммерции

Искусственный интеллект помогает и в размещении рекламы. Технология анализирует контент, который монетизируется на платформе за счет рекламы, и помогает подбирать места для показа рекламных роликов. Искусственный интеллект оценивает видеоматериал по хронометражу, анализирует картинку, происходящее в кадре, определяет начало и конец сцен, чтобы предложить наиболее правильные точки для рекламных вставок. Технология помогает автоматизировать процесс и подбирает конкретные таймкоды фильма или сериала, в которые будет показана реклама так, чтобы в меньшей степени прерывать просмотр, а также делая показ рекламы наиболее выгодным для рекламодателя.

Кадр из сериала «Я не робот», реж. Чон Дэ-юн, 2017-2018
Кадр из сериала «Я не робот», реж. Чон Дэ-юн, 2017-2018

Что нас ждет в будущем?

Будущее онлайн-кинотеатров напрямую связано с теми технологиями, которые применяются уже сейчас. Например, уже в самом ближайшем будущем зрители смогут взаимодействовать не только с актерами в кадре, которых распознает ИИ, но и с конкретными вещами. Технология научится распознавать предметы в сцене, искать похожие товары в сети, а зритель получит возможность покупать их прямо онлайн — над этим уже работают большинство OTT-сервисов. Это не только откроет большие возможности для коммерции, повысит эффективность продакт-плейсмента в кино, но и в целом изменит медиапотребление. Все движется к синергии, и вполне возможно, что смотрение контента неразрывно будет связано с опытом онлайн-шоппинга и создаст новый вид энтертейнмента. 

Со временем платформы настолько обучатся, что смогут без лишних итераций предлагать пользователю именно тот контент, о котором он только подумал. Уже сегодня многие сервисы имеют функцию «включить контент на свой выбор», а в ближайшем будущем платформы смогут прийти к тому, что все взаимодействие зрителя и сервиса будет построено на одной кнопке — «покажи мне контент». 

Уже сейчас существуют роботы-ведущие — новости способны создавать и рассказывать не реальные люди, а запрограммированные аватары. Контент тоже все больше снимается с помощью технологий CG, которые уже практически не требуют участия актеров. Нет гарантий, что спустя 10 лет контент в привычном виде вообще будет существовать. Новое поколение все больше предпочитает не линейный контент, а мета-миры, игровые вселенные и сюжеты, которые предполагают полную интерактивность. 

Такой сценарий развития предполагает максимальное использование искусственного интеллекта, ведь именно AI технологии создают интерактивность, поведение актеров и аватаров и выстраивают коммуникацию между ними.

*Instagrаm и Fаcebook запрещены в России, так как принадлежат компании Metа, признанной экстремистской организацией. 

Картина дня

наверх