На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...


Откуда вы приходите, слова,

Исполненные доброго доверья?

Наверное, оттуда, где трава.

Наверное, оттуда, где деревья…

…И тропка нас уводит в старину,

Туда, где бродит пращур волосатый…

Юрий Левитанский.

 

Теорий происхождения языка за непростую историю человечества накопилось великое множество.

 

Разноцветные и даже полярные друг другу, официально уваженные и эзотерические, примитивно смешные и до боли серьезные, все они чудесным образом способны вкратце разместиться на листе бумаги, чтобы хоть как-то пролить свет на столь важный, сложный и таинственный вопрос, как появление и развитие нашей речи.

Классические заблуждения

Теория звукоподражания, идущая от стоиков, получила второе дыхание в XIX и XX вв. Тезис данной гипотезы: человеческая речь не что иное, как первоначальное подражание звукам живой природы.

Ныне эта версия не вызывает доверия – слишком вески доводы оппонентов. В языке любого народа мы можем найти определенное количество звукоподражательных слов, но таковых очень мало. Одновременно возникает вопрос: как же появились звуки-обозначения неживой природы – ведь камни, пещеры, звезды, металлы «не звучат»?

Не отрицая наличия звукоподражательных слов в языке, нельзя в то же время считать, что непосредственно язык возник столь пассивным образом.

Теория междометий, праотцами которой можно назвать эпикурейцев, противников стоиков, имеет еще более «наивное» объяснение происхождения языка: первобытный человек превратил животные инстинктивные вопли в «естественные звуки» – междометия, сопровождающие эмоции. От междометий якобы и произошли «остальные» слова.

К слову сказать, данную точку зрения поддерживал Ж.-Ж. Руссо. Но меняются эпохи – меняются и взгляды. В наше время теория междометий легко опровергается – производных от междометий слов столь же немного, как и в теории звукоподражания; экспрессивная функция не может быть основополагающей (одни лишь эмоции не являются «историческими катализаторами», не развиваются без «разума» истории).

Теория «трудовых выкриков», возникшая в трудах вульгарных материалистов Л. Нуаре и К. Блюхера, сводится к тому, что язык будто бы «обязан» своему появлению выкрикам, сопровождавшим коллективный труд.

И вновь – «увольте». Выкрик мог служить лишь средством ритмизации труда и потому не носил прогрессивных функций. Данный взгляд в числе прочих «фундаментально ложных истин» не выдерживает критики.

«Теория общественного договора», появившаяся в середине XVIII века с легкой руки Ж.-Ж. Руссо и опиравшаяся на авторитет Демокрита и Платона, предполагала возможность общества договориться о конкретных обозначениях тех или иных предметов. Но данная концепция не может объяснить появления и развития первобытного языка, так как «договариваться о словах» стало возможным лишь на поздних этапах развития языков (вспомним интернациональные обозначение химических элементов).

Такие теории, как «жестовый язык» (Гейгер, Леарр и другие исследователи), «язык по аналогии с брачными песнями птиц» (Ч. Дарвин), «по аналогии с пением человеческим» (Ж.-Ж. Руссо, Есперсен) или даже версия о «языке-забаве», явно игнорируют язык как общественное явление.

Семинары «на двоих»

В 1963 году к печати была подготовлена статья членов Московского методологического кружка (ММК) Б. Сазонова и К. Черевко, явившаяся результатом «домашнего сотрудничества» исследователей.

По сути, эта гипотеза – «реинкарнация» идеи о трудовых выкриках середины XX в., но с функциональной точки зрения.

У Сазонова и Черевко язык рассматривается как инструмент коммуникации в орудийной деятельности – материал приобретает функцию сигнала. Как пишут сами исследователи, «в основе всех языков лежит единая структура человеческой деятельности, но членение внутри каждой из выделенных областей зависит от конкретных видов деятельности, которыми владеют различные человеческие коллективы».

Данная теория без каких-либо пояснений была крайне отрицательно принята лидером ММК Г. П. Щедровицким. Статья, подготовленная к печати, вышла в свет только в 2003 году.

Однако у теории Сазонова и Черевко и в самом деле немало слабых сторон. Исследователи настаивают на изначально безотносительном мышлении индивида, считают появление знаний более поздним этапом развития языкового мышления, отрицают познавательную деятельность. В то же время, теория предвосхитила развитие в 1980-90 гг. новой комплексной научной дисциплины – фоносемантики, изучающей значения звуков с точки зрения их отражательной функции. Кроме того, параллель между языковым развитием и конкретными видами деятельности наводит на интересную мысль о формировании определенного склада ума по профессиональным и гендерным признакам (образное, аналитическое и синтезное, мужское и женское мышление).

Но эта параллель не обязана подтверждать теорию развития языка в процессе орудийной деятельности или хотя бы называть ее основополагающей.

Что скажет обезьяна?

В своей работе Б. Сазонов и К. Черевко приводили в качестве примера того, как материал становится сигналом, собак Павлова (выработка рефлекса слюноотделения на сигнал звонка у голодной собаки).

Между тем, любопытны некоторые другие исследования и опыты физиологов, непосредственно или косвенно относящиеся к проблеме происхождения языка.

Человекообразные обезьяны способны мысленно ставить себя на место других, приписывать другим особям конкретные состояния и манипулировать собратьями в общественных целях. В лабораторных условиях экспериментально было доказано, что обезьяну можно научить знакам, используемым для обучения глухонемых. Шимпанзе улавливают смысловые различия при изменении порядка слов («Я щекотать ты» и «Ты щекотать я»), способны комбинировать знаки, соблюдая простейшие синтаксические требования.

Интересно спросить: почему же в поведении ныне живущих высших обезьян знаковая система не получила своего распространения? Ответ ученых мужей рационален и прост: в естественных условиях им это не нужно. Развитие языка – следствие общего усложнения культуры, появление необходимости приобретать, хранить и предавать информацию.

Ф. де Воголь в своем исследовании о шимпанзе пишет, что развитие интеллекта у обезьян зависит от степени их социальности. Сопоставление данных 43 видов долгопятов и обезьян выявило прямую связь между размером коры головного мозга и численностью сообществ, причем связь эта не зависит от образа жизни особей.

Биологический фундамент языка – участки мозга, контролирующие производство и восприятие знаков, а также обеспечивающие артикуляцию необходимых фонем органы грудной клетки и ротовой полости.

При интенсивном изучении развития мозга физиологам пришла на помощь «история с лопатой» – археология. Сейчас известно, что абсолютный объем мозговой полости (эндокрана) австралопитеков находится в пределах 400-500 см3. По данному показателю они практически не отличаются от шимпанзе и уступают гориллам. У питекантропов средний размер эндокрана достигает 1000 см3, а у поздних представителей – 1400 см3. Таким образом, поздние неандерталоиды по размеру мозга сравниваются с современными людьми.

В 2002 году была предпринята попытка использовать в качестве показателя наличия речи толщину канала подъязычного нерва. Сравнение величины сечения показало, что у австралопитеков она даже не выходит за рамки, свойственные человекообразным обезьянам, а вот у неандертальцев толщина сечения приблизительно равна нашей.

Археология также помогла установить время происхождения языка. Согласно официальной версии, его появление относится к верхнему палеолиту (не ранее 40 тысяч лет) с новациями в культуре древних. Однако многие археологи не отрицают существования языка на более ранних стадиях эволюции человека, приводя в пример тот факт, что дети начинают говорить немного раньше, чем конструировать простейшие вещи.

Именно такие предположения и догадки приводят к появлению неогипотез или возрождению средневековых оккультных взглядов.

Теории невероятностей

Тайное искони кажется запретным плодом. Загадки будоражат воображение; чем сложнее загадка, тем больше желание найти на ней ответ…

Теория о божественном происхождении языка и теория передачи его представителями внеземных цивилизаций набирают обороты с конца XX века.

«Доказательства» приводят чуть ли не из Ветхого Завета, где «Слово было Бог». Одновременно популярна версия о пришельцах, принятых за богов (особенно «раскручены» жители Сириуса В). Столь невероятная гипотеза для антагонистов официальной науки – «железный аргумент» в пользу того, что языки мира берут начало от общего Праязыка.

Мысль об общей языковой праоснове алфавитов всех народов Земли развивает концепция о легендарной северной Прародине человечества – Гиперборее (Туле). Занимательны и симпатичны в этой области поиски известного исследователя тайн русской старины В. Демина. Данная теория имеет оттенок «легенд о летающей курице», но подкупает чересчур большим количеством фактов, признанных официальной наукой.

Рукописные источники прошлого, находки археологов, этнографические исследования – огонь неутихающих споров, домыслов и сенсаций из «желтой» прессы. Тем не менее, многие подобные гипотезы – всего лишь результат низкопробного эпатажа. В «преданьях старины глубокой» есть своя правда, узнать которую еще предстоит новым поколениям неутомимых искателей.

Послесловие

Мы убедились, что теории происхождения языка подобны солнечной радуге. Версий и фактов, конечно же, намного больше, чем мы привели: слишком велика и сложна проблема. Но, независимо от господства той или иной концепции, пестроты взглядов и безобразности шумихи в зеркале истории, у человечества никогда не будет сомнений в одном: язык неразрывной нитью связан с обществом, трудом и культурой.

Ибо вначале и в самом деле было Слово…

Кристина Андрианова

Уцелевшие технологии Атландиды собраны в библиотеке Лхасы.
Почему представители тайной организации Ананербе охотились за этими технологиями?
Что такое "Всевидящий глаз Бога" и как работает эта технология?
Почему считается, что "ад под землёй" и что на самом деле это означает?
Грани Агни Йоги 1957 г. 372. (Авг. 18). Выбор пути зависит от человека, и даже Учитель не вправе заставить вступить на путь правый, если свободная воля склонилась на путь теневой. В этом основная трудность – вести, не нарушая карму. Кто-то ждет благодарности и признательности, а вы ничего не ждите – давайте, не ожидая взамен ничего. Дать знание, не приняв мзды, может только Владыка или тот, кто хочет Ему уподобиться духом. Трудно с людьми. Ожидание платы связывает кармически, и взимающий плату в каком бы то ни было виде уже получает награду свою. Но Учение раздается безвозмездно. Если кто принесет признательность и благодарность, благо ему, но требовать оных нельзя. Качества – продукт длительных накоплений. И если признательность отсутствует, насильно ее не явить. Она будет тогда от мозга, и грош ей цена. Вообще, эманации чувств человеческих дыму подобны и исчезают, как дым. Лучше требовать действий. В действиях выражается сущность устремлений человека. Лучше спросить, что сделали вы для утверждения Учения в себе самом.
Сердце, 81 Когда вы встречаете человека, воистину, устремленного к великим построениям, вы не станете говорить об обеденной похлебке или о ничтожных приключениях вчерашнего дня; вы будете стремиться в будущее в размере мышления собеседника. Так и Мы в беседе намечаем путь будущий, по которому, как по канату к якорю, можно подтягиваться в безопасности и с растущим желанием. Так Мы приучаем сердце строить ритм будущего, ведь без этих подвижек трудно войти в действительность будущего, так же трудно, как нелегко людям осознать вред многого, ими совершенного. Ясно, что мусор, набросанный в готовую химическую микстуру, изменит ожидаемую реакцию. Никакие силы не вернут первоначальное соединение, также и дурные деяния не могут испариться; потому легче предупредить зло, нежели исправить его.
Защита себя и своего дома от колдовства и негативной энергии
Многие из нас на протяжении всей своей жизни сталкиваются с завистью и злобой, исходящей от других людей. Если наши недоброжелатели – посторонние нам люди, достаточно прервать с ними общение или не реагировать на негатив, направленный в нашу сторону. Но часто это невозможно. Среди тех, кто завидует нам, или желает нам зла, оказывается начальник или коллеги по работе, соседка или родственница. В народной, деревенской магии есть простые и проверенные рецепты защиты себя и своего дома, эффективность которых проверена временем.
Защитить себя и свой дом при помощи растений.
• Заварите крутой настой укропа или чертополоха. Обрызгайте этим настоем входную дверь, окна и подоконники веничком, сделанным из разноцветных куриных перьев.
Соедините пять частей крупной соли с тремя частями сухой травы зве¬робоя и одной частью высушенных и истертых в порошок цветков чеснока на полнолуние. Набейте старый носок этой смесью. Делая это, произносите заветные слова: Куда вас кладут, нет ни силы черной, ни умыслы злого, ни слова дурного. Соль черноту заберет, трава зло развернет, цвет худые слова разомкнет, никто не узнает, никто не пройдет, никто не зачахнет, никто не умрет. Трижды три поворот, трижды три заворот, трижды три от ворот.Заройте этот защитный амулет под порогом входной двери вашего до¬ма, повторяя еще 3 раза заговор.
• С целью защиты от негативной энергии соберите и засушите за¬щитные травы и растения: зверобой, клевер, полынь, пижму, чертопо¬лох и шалфей. Смешайте их все вместе, произнося: «Трава с травой соединяется, против силы черной объединяется, светом ясным напол¬няется, для (имена) определяется». Сшейте из красной ткани не-большой мешочек и насыпьте в него составленную вами травяную смесь. Зашейте мешочек так, чтобы травы не высыпались. Носите его на красном шнуре, надев на шею.
• Возьмите в левую руку красную свечу, а в правую — еловую ветку. Встаньте лицом к востоку и спиной к западу, зажгите фитиль у свечи и произнесите заговор: «Станет вокруг меня тын железный, забор бу¬латный от востока и до запада, от севера и до моря, оттоле и до не¬бе, и оградит меня от колдуна и от колдуньи, от ведуна и от ведуньи, от черного и от белого, от двоезуба и от троезуба, от одноглазого и красноглазого, от косого и от слепого, от всякого моего ворога-недруга и от всякого моего друга-товарища. Будьте слова мои, лепки и крепки, крепче крепкого камня, тверже твердого железа отныне, и во веки веков». После этого оторвите от еловой ветки три иголки и носите их в своем кармане.
• Чтобы зло не поселилась в вашем жилище, положите под коврик перед входной дверью в свой дом семена горчи¬цы и произнесите: «Кто посеял, тот и соберет, ни одно зло в этот дом не войдет, в обрат повернет, к иному порогу пойдет».
• Посадите рядом со своим домом травы и растения, которые прегра¬дят путь негативной энергии в ваше жилище. Это могут быть цветы лилии, ноготков, фиалки и цикламены, кусты можжевельника, чертополоха и папоротника. Поливая их в первый раз, произнесите: «Зелены покрова, укройте людей и дома от всякой нечисти, от всяко¬го зла». Кроме того, повесьте напротив входной двери зеркало: оно от¬разит зло, стремящееся проникнуть в ваш дом.
• Смешайте в равных частях сухие травы: розмарин, лаванду, базилик, клевер, мяту и лавр. Добавьте к ним столько же се¬мян фенхеля, цветов чеснока и ноготков, семян подорожника и корня фиалки и произнесите заговор: «От силы черной, от слова худого, от мысли худой собрались эти травы вместе. Там, где им быть, всему черному да худому путь перекрыть и по земле, и по морю, и по ветру, и по огню. Всему сказанному в дело обратиться, никогда не забыть¬ся». Если вы не сумеете найти все перечисленные травы, то используй¬те только те, которые будут вам доступны. Наполните зеленую стек¬лянную бутылку или банку на две трети заговоренной травяной сме¬сью и закупорьте сосуд пробкой или крышкой. Поставьте бутылку на кухонном окне.
• Соберите и высушите травы и растения для защиты дома от злобы и зависти ваших недоброжелателей: зверобой, клевер, полынь, пижму, ноготки, чертополох, шалфей, вербену, папоротник, можжевельник, иссоп, омелу, лилию, корень фиалки, цветы чеснока, семена укропа, лавровый лист, гвоздику, майоран, розмарин, базилик и лаванду, а также листья и опилки сандалового дерева, эвкалипта, пачули и кипариса. Смешайте их все вместе и насыпьте полученную травяную смесь в не¬большой холщевый мешочек. Делая это, произносите заговор: «Каж¬дая трава сильна, каждая трава мудра, а вместе они сильнее, а вме¬сте они мудрее. Вместе их собираю, вместе их заклинаю, силой про¬тив лиха стоять, мудростью зло изгонять». Завяжите этот мешочек красной ниткой и подвесьте его в северном углу своего дома.
Защита дома при помощи предметов
• Вбейте в дверь со стороны улицы три небольших гвоздя, так чтобы они своими шляпками образовывали восходящий равносторонний треугольник (один гвоздь вверху, два внизу). После этого зайдите в дом, закройте дверь и произнесите: Три гвоздя в этой двери. Первый гвоздь — всех врагов заколоть, второй гвоздь — всех нелюдей извести, третий гвоздь — все недоброе отвести. Всем моим словам — в дело поворот, всем трем гвоздям — в пользу оборот.
• Если в вашем доме весит круглое зеркало, вы можете с его помо¬щью защититься от зла. Для этого снимите зеркало со стены. Положите его в центр стола и окружите восемью свечами. Зажгите одну из свечей и произнесите: «Для отражения зла и привнесения мира определяю». От пламени первой свечи подожгите фитиль второй и повторите это заклинание. Проделайте все то же самое со всеми другими свечами. Смотрите на отраженные в зеркале огни свечей и произносите: «Вокруг и внутри от сил зла защити, вокруг мир сотвори от одной до восьми, от восьми воплоти». Затем затушите свечи и возвратите зеркало на его прежнее место. Теперь все злые взгляды и недобрые слова, брошенные и произнесенные в вашем доме, не принесут вреда ни вам, ни вашим близким.
• С целью защитить всех тех, кто живет в вашем доме, от порчи, сглаза и нечистой силы пропустите белую нить длиной в пол аршина в отверстие иголки. Соедините концы нити тройным узлом. Проведите кончиком иглы по всему дверному косяку, после чего воткните ее в верхнюю часть косяка над верхней дверной петлей и произнесите: «Этой игле на страже стоять, всех врагов и нелюдей побивать».
• Чтобы защитить свой дом, сложите крест-накрест две длинные цыганские иглы, свяжите их посередине белой нитью и произнесите:Копья крестом, все враги ничком. Кто доброе задумает - с добром пройдет, кто зло замутит — того крестом зацепит.
Повесьте этот талисман прямо над входной дверью внутри дома или спрячьте его за обивкой двери с ее внешней стороны.
• В пятницу после полудня купите обычную швейную иглу, моток белых ниток и пищевую соль. Сделав все эти покупки и идя домой, ни с кем не здоровайтесь и не разговаривайте. Вы должны сохранить полное молчание до тех пор, пока не выполните всю свою колдовскую работу! Придя домой, налейте полстакана холодной воды, растворите в ней три ложки соли и от¬режьте от мотка около метра белой нитки. Положите эту нитку в стакан с соленой водой и три раза перекрестите ее. Когда нитка намокнет, достаньте ее из воды и проденьте в игольное ушко. Свяжите концы этой нити тройным узлом. После этого держа иглу в правой руке, обведите ее острием по всей длине дверного косяка. Начните делать это со стоны верхней дверной петли. Если петля слева, то двигайтесь слева направо, вниз, справа налево и потом опять вверх к той же петле. Если же петля находится с правой стороны две¬ри, то ведите иглу вниз, справа налево, затем вверх, слева направо к петле.
Закончив это действие, воткните иглу в верхний угол дверного косяка над петлей и произнесите заклинание: "Ашваэл ком убу эл габараде, аэль лаком". Делайте все это, находясь внутри дома при закрытой двери. Эта защита рассчитана примерно на один год, по прошествии которого следует заменить иглу и нить на новые. Произнося защитное заклинание, осторожно удалите их из дверного косяка: "Долат хан ибура, кафэр ода-у." Сразу же после этого идите в безлюдное место и закопайте иглу и нить в черную землю.
Если вы подозреваете, что на вас и на вашу семью постоянно направ¬лены различные вредоносные влияния, то заменяйте иглу и нить чаще — один раз в месяц или раз в неделю. Но делайте это обязательно в пятницу вечером. Совершая это колдовство, вы можете произносить и иной заговор. Когда будете втыкать иглу, произносите: "Игла-иглища, стальное копъище, всех врагов и недругов заколи, всех нелюдей отведи". Извлекая иглу из двери, защитите себя заклинанием: "Черное к черному, белое к белому, мертвое к мертвому, а живое к живому"
• Если вы узнали, что существует заклинание, направленное против вас, поставьте большую черную свечу в котел (или в большую черную кастрюлю). Свеча должна на несколько сантиметров быть выше кромки котла. Укрепите ее на дне котла с помощью расплавленного воска других черных свечей так, чтобы она не упала. И две свечи белые по бокам котла.
Аккуратно наполните котел свежей водой, не замочив фитиля свечи. Около пяти - семи сантиметров свечи должно выступать над водой. Глубоко дышите,медитируйте, очистите свой разум. Затем зажгите свечи, сначала алтарные, затем черную. Визуализируйте, что энергия чужого заклинания находится внутри пламени свечи. Сядьте и спокойно созерцайте свечу. Воображайте силу, текущую и растущую вместе с пламенем свечи (силу, направленную против вас). В процессе горения, опускаясь, пламя свечи достигнет уровня воды и начнет гаснуть. Как только вода погасит пламя, чужое заклинание будет уничтожено.
Разрушьте вашу визуализацию о враждебной силе, теперь представляйте, что она развеялась в прах, стала безопасной и исчезла.
Вылейте воду в яму, в реку или там где вы не ходите. Погасите свечи.
3. При разговоре или встрече с недоброжелателем
• Если вы почувствуете исходящую от кого-нибудь злобную силу, мысленно перекрестите этого человека. Сделайте это три раза и, не открывая рта, произнесите про себя: «Этим крестом, этим постом тебя покрываю, чтобы не было ни черной мысли, ни дурного дела, ни худого взгляда». Общаясь с таким человеком, держите правую руку в кармане, сложив из пальцев фигу.
• Если вам по телефону угрожают порчей, или проклинают, то не кладя трубку телефона и особенно не вслушиваясь в то, что там говорят перекреститесь и скажите "Все дошло, на тебя перешло. Сгинь, пропади, изыди.Аминь." И неважно даже если вас не дослушают, негативная прграмма на вас не задержится, а на абоненте отразится достаточно серьезно.
• Если вы куда-то собрались идти и хотите обезопасить себя от врагов которые могут навредить вам словом прочтите этот заговор стоя перед порогом .Читать 3 раза. Через порог переступаю, гадюкою выползаю, всем врагам рот закрываю, я не иду, а еду черным волом, что бы у всех моих врагов язык стал колом, Аминь, Аминь. Аминь. Сплюньте через левое плечо 3 раза.
• Чтобы избавиться от негативной энергии после ссоры. Оторвите от мотка черной нити сантиметров 30, зажгите восковую свечу (других источников света не должно быть), и, наматывая нить на указательный палец правой руки, одновременно читайте заговор 7 раз. Ты пойди, боль душевная с меня на Петра, а с Петра на Никитку, а с Никитки на эту нитку. Там тебе быть, а мне (имя )спокойно жить. Слово. Ключ. Язык.Замок. Затем скрученную нить сжечь в пламени свечи, а пепел вынести и выбросить в мусор. Свече дать догореть.
5 упражнений, которые помогут найти
ваше предназначение.
Как понять, своим ли путём вы идёте?
Если каждое утро вы встаёте наполненным энергией и творческими идеями — вы на своём пути.
Если же вы ненавидите звон будильника и поднимаетесь с плохим настроением — пора менять работу.
Вот несколько упражнений, которые помогут вам понять, чем вам нужно заниматься на самом деле.
Упражнение 1.
Вернуть детскую заинтересованность
Знаете, чем отличается гений от простого человека? Гений отстаивает своё право заниматься любимым делом. Обычно это происходит в самом раннем возрасте.
Ответьте себе на вопрос, чем вы любили заниматься в детстве. Ещё до того как ваши родители начали впихивать в вас установки, что «рисованием на хлеб не заработаешь» или «танцы — это несерьёзно». Напишите три вещи, которые вас реально увлекали в детстве. Это небольшая подсказка, куда вам стремиться.
Упражнение 2.
Ищем закономерности: 20 любимых занятий
Теперь давайте составим список из 20 ваших любимых занятий. Пусть некоторые из них вам кажутся банальными (например, есть вкусную еду) — всё равно пишите. Когда список будет готов, посмотрите внимательно на эти занятия. Видите закономерности? Может быть, в вашем списке превалируют дела, связанные с помощью людям? Или какие-то спортивные занятия? Или дела, связанные со спокойной монотонной работой?
Поймите, по каким группам можно разбить этот список. Он поможет вам понять, какой жизнью вы хотели бы жить.
Упражнение 3.
Ваше идеальное окружение
Если в вас никто не верит, то поверить самому в себя становится ещё сложнее. Именно поэтому среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей. К сожалению, среда, в которой мы привыкли расти, не располагает к созданию гениев.
Представьте, что мир за ночь изменился под ваши запросы. И наутро он будет наполнен такими людьми, какими вы захотите. Какими будут эти люди? Какими качествами они обладают? Может, все они творческие, или, наоборот, это люди, сдавшие сопромат на пять с плюсом? Может, они всё делают быстро, или, наоборот, вы бы хотели замедлить мир?
Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя?
Упражнение 4.
Пять жизней
А теперь представьте: у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней?
Это упражнение, как и все остальные, вы можете подогнать под себя. Если управитесь за три жизни — берите три. Нужно десять — ни в чём себе не отказывайте. Я выбрала пять только потому, что мне нравится это число.
Итак, представьте, что одну жизнь вы посвятите биологии, вторую — профессиональным путешествиям, третью — тому, чтобы завести большую семью с кучей детей, в четвёртой станете скульптором, а в пятой — астронавтом. Какая нравится больше?
Самое важное тут понять следующее: если вам надо выбрать всего одну жизнь, пусть даже ту, что вам больше всего нравится, вам всё равно будет не хватать остальных. Потому что они — это ваша неотъемлемая часть. Нам в головы вдолбили: «Определись!». И это печально.
В мире встречаются люди, рождённые для единственной цели, но это редкое исключение. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою жизнь.
Упражнение 5.
Мой идеальный день
Сейчас нам предстоит длинная прогулка по вашему воображению. Возьмите ручку и листок, и погнали. Итак, каким вы видите свой идеальный день?
Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях: где вы просыпаетесь, какой это дом, кто лежит рядом с вами, что вы едите на завтрак, какую одежду вы надеваете, что вы делаете, какой работой вы заняты, дома или в офисе?
Не ограничивайте свою фантазию. Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и умения, о которых вы только мечтали.
После того как список составлен, поделите все ваши фантазии на три группы:
1. Что из этого вам необходимо как воздух.
2. Что необязательно, но всё равно очень хотелось бы иметь.
3. Без чего можете обойтись.
Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом. Что-то вообще случайность. Что-то из этого необходимо и очень дорого. Но всё это — не вы.
Сосредоточьтесь на себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к своему предназначению.

Картина дня

наверх