Когда начинаешь писать о славянстве, многие начинают говорить, что официальных источников нет. Всё! Тупик!
Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество!
Старая дилемма – выходит перед аудиторией священник в образе мудрого пастыря или безвестный блогер в засаленной футболке, и выдается “аксиома”: “славяне до крещения – мразь, варвары, люди второго сорта, скоты, темные, озлобленные язычники”.
При попытке доказать что-либо этому фанатику от мракобесия, с их стороны следует “убойный” аргумент: “нет источников, которые свидетельствовали бы о достижениях язычников”. Все. Тупик. Дескать, “нет – и все”. Археологические находки игнорируются, или их происхождение приписывается другим народам (как правило – крестившимся раньше славян). Исследования лингвистов обзываются “спорными”. На фольклорные свидетельства вешается ярлык “сказки”. Т.е. требования дятлов от монотеизма сводятся к тому, что “подайте нам летописные свидетельства о славянах, но пусть они будут написаны современниками древних событий” или же “пусть будут хроники, которые написаны в христианнейшей Византии, просвещенной Европе или мудром Востоке”.
Люди, поверившие этой лжи и бессильно разводящие руки перед требованием церковников, зачастую сами становятся продолжателями их дела: в отчаянии создают собственные “исторические артефакты” и распространяют под видом наследия предков – Велесова книга, Славяно-арийские веды, Боянов гимн, “Родовая кладь Голяковых”… Будучи слепленными дилетантами, эти фальшивки легко разоблачаются, чем и пользуются церковники, громогласно вопя: “вот ЭТО они называют своей историей! Подделка! Теперь вы убедились, что у язычников НЕТ истории?!”
Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество – так много “нет” у славян их истории.
Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов.
О славянах V - VI веков.
Приск. V век. Славянский этногенез.
Начало VI века – Прокопий Кесарийский (цикл “Войны” с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. (“О постройках”) – дополнение. (“Тайная история”) – о мощи славян.
Плиний Старший (VI век) “Естественная история”. Описание антов.
Агафий Миринейский (“О царствовании Юстиниана”) рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
“Ответы на вопросы” VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
VI век. Славянская история у Иоанна Масха (“Луг духовный”).
Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
Менандр Протектор. (V век) “История”. Славяно-аварские войны и “славянская политика” Константинополя.
“История” Феофилакта Симокатты (конец VI века) - славяно-ромейские войны.
Феофан Исповедник (IX век) “Хронография”. Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
Архиепископ Иоанн из Фессалоники. “Чудеса св.Дмитрия Солунского”.(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
“Анонимный военный трактат” (VI век) Описывает военное дело славян.
Маврикий. “Стратегикон”. (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
“Именник болгарских ханов”. (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.
Остгот Иордан VI век. О расселении славян. (“О происхождении и деяниях гетов”). О славянах и антах (“О сумме времен” или “Романа”).
Флавий Магн Аврелий Кассиодор (V – VI вв) так же упоминал славян.
Латинский хронист Марцеллин (V - VI века) поминает славян как гетов (скорректировано с учетом сведений Феофилакта Симокатты)
“Баварский географ” (источник IX века) повествует происхождении и расселении славянских племен в V – VII веках.
. Мартин Бракарский в эпитафии св.Мартину Турскому (VI век) сообщает о случаях крещения славян.
Виктор Тонненский в “хронике” упоминает болгарское нашествие 559 года.
Иоанн Бикларский (“Хроника”) рассказывал о набегах славян на Византию.
Лангобардский историк Павел Диакон (конец VIII века). “История лангобардов”. Столкновения славян с баварами.
Фома Сплитский. (XIII век) О появлении славян в Далмации (6 в н э).
Письма папы Григория.
Саксон Грамматик. Его труд “Деяния данов” содержат предание о славянском князе Бое. (“Сага о Книтлингах”) – описание культов балто-славянского этноса.
Балто-славянские культы XI- XIII веков описаны Адамом Бременским.
Герборг – то же самое.
Эббон – то же самое.
Гельмольд – то же самое.
Козьма Пражский (XII век). История чехов с языческих времен..
Далимин (XIV век). То же самое.
Пржибик Пулкава. То же самое.
Неплах из Оратовиц. То же самое.
Кутен из Шпринеберка (XVII в). Предания чехов.
Гаек из Либочан (XVII в) предания чехов, перечисление их богов.
Винцентий Кодлбук (XIII век). Языческая Польша.
Богухвал – то же самое.
Дежва – то же самое.
Ян Длугош (XV век) – хроники и устные предания о языческой Польше. Частично - история Руси.
М.Меховский (XVI век). Польские хроники и фольклор, боги.
М.Кромер (XVI век). То же самое.
М.Бельский (XVI век). То же самое.
М.Стрыйковский (XVI век). Тоже самое.
“Mater Verborum” описывает польское язычество.
Ткадлечек (XIV- XVI в) так же приводит сведенья о религии поляков.
Восточноевропейский перевод библейской книги Иисуса Сираха содержит вставку с именем Велеса.
“Армянская география” (источникVIII века) сообщает о действиях славян во Фракии и содержит сведенья о происхождении славян, перекликающиеся со славянскими средневековыми преданиями.
. Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век) писал о происхождении славян, о рассвете и гибели Волынского союза (в 7 веке).
.“История Табаристана” (XIII – XV вв) ибн Исфендийара. Описаны контакты Сасанидского Ирана со славянами в V-VI веках.
“История Табаристана” Захир-ад-дина Мараши (XIII – XV вв). То же самое.
Сириец Иоанн Малала (середина VI века) пишет о нашествии болгар и славян, упоминает славянских богов.
Сириец Иоанн Эфесский (середина VI века). То же самое.
Михаил Сириец (XII в). Болгаро-славянские нашествия VI века
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей. (XIII век) Тоже самое.
Индекс запрещенных книг (XI-XIII века). Языческие верования болгар.
Синодик царя Борила. То же самое..
Начальная летопись (XI – XII век). О появлении восточных славян и предыстория Руси, верования и религия.
Повесть Временных Лет – то же самое.
Устюжский летописный свод (XVI век) на основе древней смоленской летописи – то же самое.
“Житие равноапостольного князя Владимира” описывает языческую веру славян.
“Житие преп.Авраамия Ростовского” - то же самое.
“Слово о полку Игореве” (XII век) – то же самое.
“Беседа трех святителей” - то же самое.
“Хождение Богородицы по мукам” - то же самое.
Языческие культы из устных преданий (“Сказание о зачатии Новограда”, историческое описание Т.Рвовский) – то же самое
“Сказание об основании Ярославля” - то же самое.
Хочется отметить, что первоисточники V – VI веков использовали, упоминая славян:
Послание патриарха Николая III (XI век).
“Петиции Исидора” XV век.
Малые хроники XVI-XVII вв.
На основе сказаний V – VI веков созданы апокрифы с языческими элеменетами:
Апокриф “Сказание о царе Волоте Волотовиче”.
“Рукописание Адама”.
“Об озере Тивериадском”.
И еще ряд ученых считает, что указанные ниже труды, отражающие право славянских народов, ведут свое начало с указанной выше эпохи. Это:
“Закон судный людем” (XI век). Право. Болгария и Великая Моравия.
“Русская Правда” на основе древнего “Русского закона”.
Немецкое “Швабское зеркало”. XIII век. Право карантанцев.
“Рожмбергская книга”. Чехия. Право XIII- XIV веков.
“Эльблонгская книга”. Право. Польша XIII- XIV веков.
“Винодольский закон”. Право. Хорватия XIII- XIV веков.
“Закон общий черногорский и горский” XVIII век.
О славянах VII – VIII веков:
Георгий Писид (поэма “О случившемся нашествии варваров”.VII век) писал об осаде Константинополя аварами, персами и славянами в 628 году
“Пасхальная хроника”. То же самое.
То же. Федор Синкелл “О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый град”. То же самое.
Георгий Кедрин. То же самое.
.Феофан Исповедник. “Хронография”. Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв.
Патриарх Никифор. “Бревиарий” Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв.
“Чудеса св.Дмитрия Солунского”. Второе собрание. Славяне в Македонии, осады Фессалоники, политика с империей и пр.
“Житие св.Панкрата” повествует о славянах на Сицилии (VIII в.) и о расселении и культуре славян Адриатики.
Неизвестный автор (“Монемвасийская хроника” Х век) – расселение славян в Элладе.
Арефа (“Летописец вкратце” Х век). То же самое.
. Константин Багрянородный. “Об управлении империей” Х век - расселение славян на северо-западе Балкан, “О фемах” – славянская история VII- VIII веков
Коптский хронист Иоанн Никиуский (VII век) пишет о походе славян на Византию.
Указ Юстиниана II от 688-689 гг., сохранившийся в виде надписи на мраморной плите в храме св.Дмитрия в Фессалониках. Факты южнославянской истории VII века.
Печать 694-695 г. с упоминанием переселения славян в Малую Азию Юстинианом.
Афонская легенда об основании Кастамонитского монастыря. Повествует о славянах в Македонии.
“Житие св.Стефана” (в древнерусском переводе греческого произведения) поход князя Бравлина.
Послание папы Агафона на VI Вселенский собор (680 год) рассказывает о христианизация далматинских славян.
Анонимное переложение “Географии” Страбона рисует карту расселения славян в Элладе.
Исидор Севильский (VII век) так же о расселении славян по Балканам.
Фредегар (VII век “Хроники Фредегара”). Об отношениях славян и франских королей.
“Обращение баваров и карантийцев” IХ век. О славянском государстве Само.
“Деяния короля Дагоберта”. То же самое.
Павел Диакон “История лангобардов”. Продвижение славян на запад, отношения с лангобардами, аварами и баварами, походы в Италию.
“Хроника св.Бенедикта Кассинского” (IХ век). То же самое.
“Житие святого аббата Колумбиана и его учеников” VII век. Попытки крещения альпийских славян.
“Житие святого епископа Аманда”. То же самое.
“Франская космография” VII век. Географическое положение славянских народов.
Итальянская “Салернская хроника” Х век. Славяне в Далмации.
Две грамоты баварского герцога Тассило III упоминают славян.
Грамоты германских феодалов Пэйгири и Эгилольфа. То же самое.
Опись Херсфельдского монастыря (“Бревиарий св.Лукла”). То же самое.
Грамоты каролингских монархов Вюрцбургской епархии. То же самое.
“Бревиарные записи” из Зальцбурга. То же самое.
Письма “апостола германцев” Бонифация о славянах.
Письма придворного ученого Алкдина. То же самое..
“Житие св. Бонифация” Виллибальда. То же самое..
“Житие Виллибальда епископа Эйхситеттского”. То же самое.
“Житие Стурми”. То же самое..
“Загадки, посланные сестре”. Бонифаций. То же самое.
“Обращение баварцев и карантанцев”. Очерк по истории Хорутанского княжества.
14 памятников франской анналистики VIII- IХ веков (Лоршские, Мозельские, Петау, св. Назария, Алеманские, Вольфенбюттельские, Королевства франков, Королевские, Зальцбургские, Фульдские, Мецские, св. Максимина анналы, фрагмент Дюшена, “Фульдская компиляция”). Упоминания о славянах.
Жалованная грамота Пражской епархии (Х век). Племенная структура древней Чехии VII- VIII веков.
“Сага о Скъелдунгах” (в изложении Саксона Грамматика) повестует о событиях эпохальной битвы на Бравалльских полях за ладожские земли между скандинавской династией Хрерика Метателя Колец и славянского князя Ратибора.
“Сага о Хервёр” - дополняет историю о Бравалльском сражении.
“Летопись Попа Дуклянина” излагает историю сербов и хорватов.
“Книга понтификов” IХ век. О славянах в Далмации в VII веке.
Фома Сплитский (“История архиепископа Салоны и Сплита” XIII век). То же самое.
Милеций (Стихотворная хроника XIV- XV веков). История далматинских славян.
Анналы Рагузского Анонима. То же.
Грамота XIII века, обосновывающая притязания Барской епархии в ее споре за первенство с Дубровником. То же самое.
“Смешанный хроникон” Сирия. Упомянуто вторжение славян на Крит.
Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари (“Область славян” VII век). География славянских народов.
. Ахмед ибн Абу Йакуб ибн Джафар ибн Вадих аль-Катиб аль-Аббаси аль-Йакуби (IХ век). Контакты арабов и славян со слов очевидцев VIII века. Поход арабов на Хазарию в 737 г. и о переселении славян на земли Халифата
Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури (IХ век). Тоже самое.
Ал-Куфи (IХ век). То же самое.
Персидское “Собрание историй” (XII век). Легенда о происхождении Руси
“Сказание Исаии Пророка” (оно же – “Апокрифическая летопись”). Южнославянская историография XI- XIV веков.
Летописные заметки при переводе Византийской хроники Константина Манассии XIV века. То же.
Восточная Европа
“Богемская (Чешская) хроника”.
141. Далимил “Чешская рифмованная хроника”.
142. Софийско-Новгородский свод XV века. История славян до крещения.
Вера, мировоззрение и обычаи славян хорошо описаны в следующих источниках:
Южные и восточные славяне.
143. Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
144. Георгий Младший. “Житие Георгия Святогорского”.
“Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода” (XVII век).
“Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят” (XI- XII века).
Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
Беседа трех святителей (XIV век).
О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
Устав преподобного Саввы (XIV век).
Поучения духовным детям (XIV век).
Пустынская летопись (XIV век).
“Синопсис”. И.Гизель (1674 г.).
“Поучение в понедельник святого духа” (XVII век).
Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
Румянцевский сборник (XVIII век).
Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
Статут провинциальный вкратце (1420).
Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
Рукопись польского гусита (XV век).
Польская глосса в житии св.Войцеха.
Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
Хроника Неплах (XIV век).
Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III И ТД И ТП !!!!
Ж. Дюмезиль. Скифы и нарты.
Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы предпочитают смерть насильственную, героическую, а к затянувшейся старости относятся очень сурово. Усладу, которую покойным и мирным умам доставляет отдых, они (аланы) находят в опасностях и войне. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а доживающих до старости и умирающих от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов.
Еще у скифов Плииий и Помпоний Мела отмечали, что люди, не желая стареть, охотно подчинялись satietas uitae (пресыщению жизнью, Плиний), uiuendi satietas magis quam taedium (пресыщению до отвращения, Мела): они бросались в море по обычаю с высоты скалы, считая это для себя genus sepulturae beatissimum (блаженнейшим видом погребения) и yunus eximium (отличными похоронами).
Осетинский нартовский эпос хранит воспоминание и о том и о другом обычае, в частности связывая это с самым славным героем первого поколения -- Урызмагом. Вот наиболее знаменитый вариант, где инициатива исходит от самого стареющего, а молодые для виду сопротивляются.
Состарился нарт Урызмаг, обессилел. Уже не ходил он в походы, уже не спрашивала у него совета нартовская молодежь. Среди спесивых молодых нартов нашлись и такие, кто смеялся над ним, говоря, что, мол, нет от него нам никакого проку. Утром выходил он ныхас и проводил там целые дни, слушая людей: смотрел, как стреляли из лука молодые нарты, вспоминал свои молодые годы и возвращался домой печальный. «Эх, еще бы хоть раз побывать мне в походе!» - сказал однажды Урызмаг и пришел на большой ныхас нартов. Сидели на ныхасе молодые нарты, он им и говорит: «С малых лет своих и до старости не отказывал я вам в совете, ныне же состарился я, и не годна вам моя старая голова ни на что, кроме мороки. Сделайте же мне завтра большой сундук, чтобы плотно запирался, положите меня в него и бросьте в море: нельзя меня хоронить в нартовских могилах». Некоторые из молодых нартов сказали: «Если не будет у нас нашего советчика Урызмага, не сможем мы прожить». Другие сказали: «Постарел он и больше не нужен». Но все же не согласились выполнить его волю, не послушались его. Тогда и на другой вечер вышел к ним Урызмаг и сказал им: «Что вы меня мучаете? Сделайте мне сундук и бросьте в море». У юношей не оставалось другого выхода, и на третий день они сделали большой сундук, принесли его на берег моря и посадили в него Урызмага, положили с ним туда еды на неделю, плотно закрыли и бросили в море. Море подняло сундук и унесло.
Урызмаг не погибает: он будет вынесен морем на берег, затем извлечен из сундука, пленен и, стремясь освободиться, преуспеет в совершении своего последнего подвига, после которого его судьба нам неизвестна. В другом варианте сказания, где стареющий Урызмаг также сам изъявляет желание умереть, молодые нарты ведут себя гораздо агрессивнее.
Урызмаг под старость превратился в посмешище нартов, молодежь стала плевать на него и вытирать о платье его свои грязные стрелы. Напрасно Сатана пытается приободрить мужа: «Ведь есть же поговорка: и камень стареет, и дерево стареет». Эти мудрые увещевания напрасны: Урызмаг решил умереть. Он приказал заколоть своего коня, сделать из шкуры бурдюк, зашить в него себя и бросить в море.
В других сказаниях инициатива исходит от всех или нескольких нартов, затевающих заговор, с тем чтобы убить Урызмага во время пира. Тот, зная, что его ожидает, настороже.
Благодаря колдовским чарам Сатаны и вмешательству призванного ею Батраза Урызмаг избегает смерти. Иногда эта тема
приплетается к теме распрей между двумя большими нартовскими родами, представляющими сильных и богатых, между Ахсартагката и Бората. Могучие мужи Ахсартагката были в походе. Дома оставался один Урызмаг. Долго не возвращались могучие. Люди говорили: «Сильнейшие Ахсартагката ушли в поход, где-то, видно, повстречали более сильных, чем сами, и все полегли в бою». Бората сказали: «Не осталось из Ахсартагката в живых ни души, и добро их некому забрать. Остался вон один старик, пойдем-ка убьем его и заберём бесхозное добро».
Собрались однажды Бората и порешили: «Зададим пир, позовем Урызмага, напоим его, убьем и присвоим добро Ахсартагката».
В черкесских сказаниях, где обычные герои этого приключения -- старый Бадын и его сын Бадыноко, нет никакой родовой вражды, и там заговор затевается не для того, чтобы устранить стерегущего добро, а для того, чтобы «ликвидировать старика» как такового.
Но чаще всего черкесы искажают эту тему, приспосабливая ее к широко распространенному во всем мире рассказу, который можно назвать: «Как и почему люди такого-то общества перестали в один прекрасный день убивать стариков?».
Этому сюжету посвящено много работ, в частности короткая, но емкая монография Фрица Паудлера «Die Volkserzählungen von der Abschaffung der Altentötung» (FFC, 121, 1937), основанная на анализе более чем 60 вариантов. Схема проста: сын вопреки обычаю отказывается убивать отца и прячет его; впоследствии в затруднительный для самого молодого человека или для всего общества момент старик дает сыну мудрый совет; слух о чуде разносится повсюду, люди познают цену мудрости и решают впредь беречь стариков.
Паудлер выделяет три типа рассказов в зависимости от того, какие мотивы побуждают сына преступить обычай: сам ли по себе он поддается сыновней жалости, потрясен ли рассуждениями своего малолетнего мальчика, из слов которого представляет себе собственную «традиционную смерть», поражен ли воспоминаниями старика о «традициониой смерти», которой тот некогда предал своего отца, либо его предсказаниями о том, что подобная же участь ждет самого молодого человека. Известные мне черкесские варианты относятся к третьему типу. Таково сказание в кабардинском сборнике 1951 г.:
Был у нартов старый, но плохой обычай. Когда мужчина становился таким дряхлым, что не мог уже вытащить тремя пальцами меч из ножен, не мог сесть без чужой помощи на коня, не мог натянуть лук, чтобы подстрелить дичь, не было уже у него силы, чтобы надеть на ноги ноговицы, чтобы держать грабли в руках, чтобы сложить копну сена, не было уже у него силы, чтобы не дремать, охраняя стадо, сажали этого дряхлого старца в плетеную корзину и выносили из селения.
Выносили и поднимали на вершину горы Старости. К плетеной корзине приделывали большие каменные колеса и пускали корзину вниз по обрыву - в пропасть.
Так поступали со стариками. И со старухами поступали точно так же.
Настало время, когда отец Бадыноко, Бадын, превратился в глубокого старца, дряхлого и бессильного. Это не было удивительным, ибо и голову самого Бадыноко время успело немного посеребрить. Бадыноко любил своего отца, которого он узнал, уже будучи юношей, мучился из-за того, что должен своими руками столкнуть отца в пропасть, но что ему оставалось делать, если у нартов нарушение обычая считалось позором? Разве позор не страшнее смерти?
Скрывая свою печаль, сплел Бадыноко из хвороста корзину, посадил в нее отца, поднял Бадына на вершину горы Старости, приделал к корзине два огромных каменных колеса и сказал: «Отправляю тебя, отец, на гибель. Не меня вини, а нартский обычай. Прощай!»
Бадын ничего не сказал в ответ, и от его молчания стало тяжелее горе Бадыноко. Он толкнул корзину, и она покатилась дорогой смерти. Все ближе и ближе она подходила к пропасти, все чаще и чаще билось сердце Бадыноко. У самого края пропасти корзина внезапно остановилась, зацепившись за пень. Ветер стал ее качать над бездной, белая борода Бадына развевалась на ветру, и старик не выдержал, засмеялся.
- Отец, чему ты смеешься? - спросил Бадыноко. Бадын, не переставая смеяться, ответил:
- Я подумал, что, когда ты одряхлеешь и твой сын бросит тебя с горы Старости, твоя корзина тоже зацепится, быть может, за этот старый пень. Разве это не смешно?
Добрый смех отца, приговоренного к смерти, ранил Бадыноко в самое сердце. Он подбежал к отцу и сказал как человек, принявший твердое решение:
- Пусть нарты делают со мной что хотят, но я не отправлю тебя по дороге смерти!
- Если хочешь знать правду, сын мой, - ответил старик, - то я не очень большой охотник болтаться без дела на этом свете. Верно то, что бесполезная жизнь хуже смерти. Но разве я не в силах принести людям пользу? Я не могу работать, но зато могу думать!
Бадыноко вытащил отца из корзнны, сбросил корзину в пропасть, а отца отнёс в горную пещеру. Положив его на травяное ложе, он сказал старику:
- Отец! Здесь и живи, живи тайно, чтобы никто не узнал о тебе, иначе нарты разгневаются на меня за нарушение обычая. А я еженедельно буду приносить тебе еду. Так шло время. Бадын жил в пещере, а Бадыноко приносил ему каждую неделю пищу.
В последующие годы нартов постигло три бедствия: погибли все их плодовые деревья, затем пали все бараны в их стадах, затем померзли все их посевы проса. Каждый раз Бадыноко делился своими горестями со стариком, и каждый раз тот давал ему спасительный совет: руководствуясь этими советами, Бадыноко нашел в лесу яблоню и грушу, на которых были еще плоды и семена которых послужили выращиванию новых плодоносных деревьев; он повел овец понюхать траву в том месте, где бог скота пас первых баранов, и овцы дали приплод; он вспахал землю там, где бог зерновых возил первое просо, и нашел там зерна. Восхищенные нарты спросили, как додумался Бадыноко до столь мудрых решений. Он признался в своём поступке, и нарты упразднили обычай убивать стариков.
Эти черкесские сказания, конечно, унаследованы не от далекой предыстории (9): повторяем, это не более как местные варианты широко распространенного рассказа, и единственная проблема, которая может возникнуть в этой связи, - это вопрос о месте происхождения и распространенности бродячих сюжетов. В отличие от черкесских осетинские сказания, будучи оригинальными, весьма вероятно, продолжают традиции, проистекающие от скифо-сарматской практики "умерщвления стариков».
Примечательно, что почти во всех странах, где греческие и римские авторы отмечали такой обычай, воспоминание о нем, по-видимому, сохранилось в современных традициях.
______________________________________
В сноске под номером 9 Дюмезиль пишет: "Однако "юридическая" роль рода Аледж в "ликвидации стариков", по всей вероятности, - черта древняя."
Оригинальные, в устах Дюмезиля, осетинские тексты можно прочитать по ссылке.
Автор пишет, что воспоминания об обычае сохранились в современных традициях. Как известно, похоронные и свадебные традиции являются более консервативными. Свадебный обряд, являющийся таким "воспоминанием", у адыгов соблюдается и в наши дни. Суть его заключается в том, что бабушка жениха с игровыми причитаниями "Сын сына женился. Молодая невестка меня выгоняет. В этом доме у меня не осталось места.", собрав свой "скарб" начинает "уходить" из дома. Бабушку просят остаться, заверяя её в нужности и любви к ней, но она не поддаётся и выходит за калитку. Уговорить её удаётся только молодой невестке, и бабушка, убежденная в своей необходимости и одаренная подарком, соглашается вернуться в дом. А её "скарб" кидают молодым, и те за него бьются. До недавнего это осуществлялось на конях. Поскольку в современное время люди пересели с коней на автомобили, то сокровенный узелок отнимают друг у друга уже не верхом на лошадях, а пешими.
Казаки на Дону, Волге и Кавказе XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XIV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2020. 368 с.
Данные источники являются логическим продолжением публикаций во II, III и IV выпусках: о переселении «з Дону к Волге», а через несколько десятилетий «на Терек», и в большинстве одних и тех же казачьих семейств. Основу первой части составили тексты, извлеченные из розыскных бумаг, подшитых в большой том (всего 1604 листа, не считая оборотов), разделенных архивистами на 16 дел, но между собою тематически плотно связанных. Особенно интересны для историко-генеалогического формата данной серии, изъятые в 1738 году «из войсковой канцелярии» для следствия «приговоров и роздаточные денежной казне и хлеба книги», и благодаря этому дошедшие до нас, ибо «во время случившагося при Дубовке пожара» 1743 года «все погорели». Это списки казаков, станичные «приговоры, протоколы», «приходные и росходные книги», о «денежной казне, и о правианте раздаточным казакам в жалованье» и прочие, содержащие уникальную информацию начиная с 1734 года. Вводятся в научный оборот впервые.
Контакты с Доном у переселенцев не терялись и спустя годы, особенно родственные. Примером служат племянники атамана Макара Персидского, дети его умерших родных братьев, тоже Персидских, переведенные по его прошениям из Донского в Волское Войско, а также случаи с другими казаками. А хозяйственные отношения продолжалось даже после переселения с Волги на «Кавкаскую линию»: «1776 года июля 15 Маздоцкаго каннаго казацкаго полку казак … Поляков продал свою собственнаго буланаго мерена… Михайловской станицы казаку… июля 17 Маздоцкаго казацкого полку казак … Бахчеев, будучи в Михайловской станицы, продал собственною свою лошать … Войска Донскаго Михайловской станицы казаку … Беспалову … Маздоцкаго казацкаго полку казак … Чабанов, будучи в Михайловской станицы, продал собственною совою свою лошать … Войска Донскаго Михайловской станицы оставному казаку …Маргунову».
Как показывают источники, из записавшихся к «переводу» на практике не все в покидали Дон, а иные по различным причинам возвращались обратно и несли донскую казачью службу. Во время Пугачевского «возмущения» нередко уходили опять же «в донские станицы». Поэтому сведения о происхождении из II и III выпусков не касаются исключительно будущих казаков Волского Войска, а должны интересовать всех потомков донских казаков. Вспомним тех же Персидских: все упоминаемые в первой половине XVIII века якобы «однофамильцы» оказались родными братьями да племянниками!
Оказавшись на Тереке, волгские казаки и донские «сказочные» в итоге влились в казачьи общины Северного Кавказа. Поэтому в сборнике представлены «посемейные списки» конца XVIII века станиц и крепостей «Моздокской линии» – «всех жителей от старейших до сущаго младенца». Примечательно, что до этого «сказочных» иногда привлекали к службе «при артиллерии в гантлангерах», к примеру, в Таганрогской крепости, и после перевода зачислили в «канониры».
А в целом издание будет интересно потомкам донских, волгских, яицких (уральских), гребенских, хоперских, терских, астраханских и кубанских казаков.
Документы о казаках на Дону и на Волге 1725-1765 гг.
Из дела по доношению Войска Донского казака Макара Персидского об удовлетворении за приезд в Санкт Питербурх жалованьем, 1725 год
О производстве в старшины донского казака Макара Персидского, 1730 год
О взятии ответа у атамана Персидского о подложной грамоте, сочиненной Донского Войска атаманом Бурониным, 1735 год
Из следственных дел по доносам Волского Войска казаков на войскового атамана и прочих, 1734-1748 годы
Записная роздаточная книга кто и которых станиц Войска Донского, 1734 год…
Записная роздаточная книга денежной казне малоросияном записавшимся на линию, 1734 год…
Скаски ото шти станиц о приверстаных на умершие места 82 человек, 1735 год…
Рэестр незаписным казакам, которые брали государева денежное жалованье на умершие места, 1735 год …
Записная книга войсковым кругам, 1735-1736 годов
Книга для роздачи ея императорскаго величества денежнаго жалованья за 1734 год Середней станицы жалованным казакам, 1736 год
Дубовской станицы, 1736 год
Волской станицы, 1736 год
Балыклеевской станицы, 1736 год
Короваинской станицы, 1736 год
Антиповской станицы, 1736 год
Список имянной Войска Волскаго Средней станицы старшинам и казакам, которые получили жалованье за прошлой 1735 год
Список именной Войска Волскаго Дубовской станицы старшинам и казакам, которые получили жалованье за прошлой 1735 год
Список имянной Войска Волскаго Волской станицы старшинам и казакам, которыя получили жалованье за прошлой 1735 год
Список именной Войска Волскаго Балыклевской станицы казакам, которыя получили жалованье за прошлой 1735 год
Список именной Волскаго Войска Короваевской станицы казакам, которыя полуяали жалованье за прошлой 1735 год
Список именной Волскаго Войска Антиповской станицы казакам, которыя получили жалованье за прошлой 1735 год
Исследования о непорядочных поступках и противностях Волскаго Войска наказного атамана Василья Персицкого, 1742 и 1743 годы
О счете Волского Войска войскового атамана Макара Персицкого и наказных атаманов в удержанном у казаков жалованье, 1743 года
Экстракт по доносу бывшаго казака Федора Иванова на атамана Персицкого с товарыщи в удержанном Волского Войска у казаков жалованье, 1744 года
По челобитью оренбурхского казака Федора Иванова об увольнении ево от казачьей оренбурхской службы и о позволении ему жить в Волском Войске в Дубовской станице при детях и сродниках, кроме казачей службы, 1745 году
По доношениям Волского Войска Дубовской станицы казака Степана Доспеченка о доносе ево оного ж Войска на войскового атамана Макара Персицкого по имеющемуся в Военной коллегии по доносу ж бывшаго казака Федора Иванова делу, 1745 года
Список имянной Волскаго Войска Дубовской станицы беглых казаков, выписано из доношения тогож Войска казака Степана Доспеченка, 1745 год
Экстракт учиненной Волскаго Войска в войсковой канцелярии из производимаго следствия Коровайской станицы над станичным атаманом и с сыном ево в бою той станицы казака, 1745 год
Полный станичный сбор Волскаго Войска Дубовской станицы, 1745 год
Полный станичный сбор Волскаго Войска Средней станицы, 1745 год
Полный станичный сбор Волского Войска Болыклейской станицы, 1745 год
Полный станичный сбор Волскаго Войска Антиповской станицы, 1745 год
Полный станичный сбор Волскаго Войска Каравайской станицы, 1745 год
Экстракт из следствия произведенного по указу ея императорскаго величества Государственной Военной коллегии Волскаго Войска над атаманом Макаром Персицким о щете по доносу бывшаго Волскаго Войска казака Федора Иванова во удержанном у казаков денежном и хлебном жалованьи и в протчем, 1745 год
Реэстр на поданное доношение нижеписанных пунктов, в которых обид и разорения к Войску,
и протчаго от атамана Персицкого и протчих ево единомышленников не изъяснено, 1746 год
Экстракт учиненной при следствии определенного на Дубовке для следствия о разных делах Азовскаго драгунского полку маэора Иевлева ис проведеннаго следствия Волскаго Войска по доносу казака Степана Доспеченка, 1747 года
Полный собранный войсковой круг Волского Войска войсковых старшин и станичных Средней, Дубовской, Волской, Болыклеевской, Короваенской и Антиповской станиц атаманов с старшинами и казаками, 1747 год
Осмотр бригадиром Де Фридерицы Волского Войска казаков, 1746 год
Об определении Донскаго Войска казацкого сына Илью Персидского в Волгское войско в казаки, 1749 год
Об определении в Волское Войско в казаки кайсаченина да войсковаго атамана Макара Персицкого племянников, 1751-1752 годы
Отписка Войска Донского о нечинении Волскаго Войска зимовой станицы есаулу Григорию Персицкому за учиненное убийство наказания, 1762 год
Рапорт Войска Донскаго об отпущении казаку Ивану Персицкову за побег из заграничной армии вины, 1762 год
Отписки Волскаго Войска об отпуске жалованья и о награждении прибывшего в зимовой станице атамана Илью Персидского, 1765 год
Документы о казаках на Кавказской линии 1774-1787 гг.
Из формулярных списков начальников Моздоцкого полка, 1774-1775 годы
Именные списки Волского войска, 1778-1779 годы
В крепости Святого Георгия казачьему семейству…
В крепости Святыя Марии…
В крепости Павловской…
При крепости Святыя Екатерины…
При крепости Святого Андрея…
Из бумаг начальника крепостей Моздокской линии, 1778-1780 годы
Из переписки начальника крепостей Моздокской линии, 1779 год
Расспросные речи о происхождении переселенцев с Волги и Дона, 1779 год
Из именных списков казачьих полков и их семейств находившихся на Моздокской линии, 1782 год
Именной список Хоперского казацкого полку крепости Московской …
Именной список Хоперского казацкого полку крепости Александровской…
Именной список Хоперского казацкого полку крепости Ставропольской…
Именной список Хоперского казацкого полку крепости Донской…
Ведомость коликое число в Моздоцком казацком полку в Наури, в Галюгае, в Ищорах, в Калиновой, в Мекенях, и в причисленной к оному Легионной казацкой команды …
Ведомость Астраханскаго Гребенскаго Войска Новогладковской станицы …
Ведомость Астраханскаго Гребенскаго Войска Старогладковской станицы…
Ведомость Астраханскаго Гребенскаго Войска Кордюковской станицы…
Ведомость Астраханскаго Гребенскаго Войска Червленской станицы…
Ведомость Астраханскаго Гребенскаго Войска Шадринской станицы…
Ведомость Терскаго Семейнаго в Каргалинской станице…
в Дубавской станице…
в Бораздинской станице…
Расспросные речи о происхождении бывших прежде в Волском Войске, 1782 год
Именные списки Волского войска казаков освобожденных от переселения на Кавказскую линию, 1785 год
Из формулярных списков казачьих войск находящихся на Кавказской линии, 1786-1787 годы …
Формулярныя списки Волгского Войска …
Список формулярный Войска Донскаго полковника Кутейникова, учиненный о службе и о достоинстве старшин, находящихся в команде …
Формуляр о службе Астраханскаго казацкаго полку полковника Григорья Персидского …
Формулярной список о службе состоящих в Астараханском казацкаго полку и в причисленных ко оному Черноярской, Красноярской и Енотаевской казачьих командах обер офицеров и протчих старшин…
Список формулярной о состоящих в Саратовской казачей команде начальнике и старшинах за генварьскую треть
Формулярные списки Вольскаго казачьего полку старшинам…
Мифы украинского национализма...
Псевдобитва под Крутами
За неимением славных побед и достижений в украинской мифологии создаются также мифы на основе лживого извращения имевших место малозначительных фактов и событий, не имеющих никакого значения ни в историческом, ни в военном отношении. Таким мифом является «эпическая битва под Крутами». На Украине есть даже государственный праздник: День памяти героев Крут.
В основу мифа положена перестрелка в январе 1918 года у мало кому известной станции Круты в Черниговской области между отрядом сечевых стрельцов, как бы защищавшего Украинскую Народную Республику Грушевского, и наступавшими из Харькова отрядами красногвардейцев, направленных Украинской Советской Республикой.
Согласно мифу, у станции Круты произошла титаническая битва киевских студентов с громадной м@ск@льск@-большевистской ордой, при которой «молодые патриоты» ожесточенно сопротивлялись, отвечая на их «фронтальные атаки» штыковыми контратаками, нанесли большевикам невероятные потери и под натиском превосходящих сил все погибли.
Интересны цифры противостоящих сторон, которые приводят мифотворцы. По их версии, студентов было триста человек, а противостояли им десятки тысяч, некоторые утверждают, что и сотни тысяч, кровожадных и злобных м@ск@лей!
Почему триста?
Очень просто: была же битва трёхсот спартанцев под Фермопилами против грандиозной армии персов, почему бы и «украинским патриотам» не одержать такую же грандиозную победу?
Создателям сего мифа как-то невдомек, что триста спартанцев царя Леонида сдерживали громадную армию персов в узком ущелье, а «битва под Крутами» происходила в чистом поле, и при таком соотношении сил это просто фантастика.
Что же было на самом деле? Восемнадцатый год, начало гражданской войны между образовавшимися республиками на Украине. Самозваная Украинская Народная Республика не признается Украинской Советской Республикой и между ними начинается война за власть на всей Украине. Если УСР со столицей в Харькове провозглашена выбранными делегатами от рабочих и солдатских депутатов, то УНР создана выходцами из Галиции во главе с австрийским подданным Грушевским при поддержке непонятно кем избранных депутатов.
У Центральной рады не было никакого влияния на солдатские массы, которым было абсолютно наплевать на это самозваное правительство. Даже толпа дезертиров, которая не пожелала возвращаться на фронт и осталась в Киеве, объявив себя украинскими полками, тихо растворились, как только стало известно о приближении большевиков.
Для своей защиты самозваная рада смогла собрать только несколько отрядов, в основном из галицкой молодежи. Навстречу наступающим большевикам был направлен курень Первой юнацкой военной школы под командованием сотника Гончаренко, около 600 юнкеров с 18 пулеметами, и Студенческий курень сечевых стрельцов, примерно 120 студентов и гимназистов.
Современные мифотворцы утверждают, что оба отряда состояли из студентов и гимназистов, не имеющих никакой боевой подготовки.
Очередная ложь
Среди юнкеров военной школы и куреня сечевых стрельцов преобладали молодые галичане — имеющие боевой опыт бывшие солдаты-фронтовики Австро-Вегерской армии, военнопленные и прочие их земляки, наводнившие Киев в 1917 году после развала фронта.
По личному указанию Грушевского они были зачислены в военную школу и на учебу в Киевский университет. Он хорошо знал, на кого в случае чего можно опереться. В сотне сечевых стрельцов была одна рота, действительно состоявшая в основном из необученных студентов и гимназистов, среди них преобладали также выходцы из Галиции. Командовал отрядом сотник Гончаренко, впоследствии ставший в 1944 году одним из первых офицеров дивизии СС «Галичина». Вот такие у УНР были защитнички.
Противостояли под Крутами галицийцам не злобные м@ск@ли, а один из отрядов правительства Украинской Советской Республики, посланный для выдворения Центральной Рады в австрийскую Галицию, откуда прибыла большая часть её руководства и куда оно впоследствии было изгнано. На Киев шел отряд из Харькова с одним бронепоездом и численностью примерно 3600 человек, сформированный в восточных регионах из малорусских красногвардейцев и матросов-балтийцев, казаков Примакова и разрастающимися по пути как снежный ком сочувствующими.
Отряд Гончаренко был направлен в Бахмач, но так как его население было настроено поддержать большевиков, он решил занять позиции возле железнодорожной станции Круты. Понимая, что остановить противника они не смогут, Гончаренко приказал разобрать пути, так как большевистские отряды «захватывали Украину», разъезжая на поездах.
Так что бой под Крутами, о котором сейчас пишут столько небылиц и откровенного бреда, происходил между галицкими наемниками Центральной рады и войсками малорусского правительства. Никакого грандиозного сражения не было. Юнкера организовали засаду с двух сторон насыпи, в результате которой отряд красногвардейцев попал под пулеметный огонь. Началась перестрелка, к вечеру красногвардейцы организовали обход на флангах и захватили станцию, вынудив «героев Крут» бежать к поезду, на котором они приехали.
В это время их командиры устроили попойку в вагонах и, увидев опасность, дали сигнал к отъезду, бросив на произвол судьбы бегущих вояк. При паническом бегстве забыли о той самой роте студентов численностью примерно 35 человек. Командир студенческой сотни был ранен в самом начале боя, руководить отходом было некому, и рота, отступая в сумерках, заблудилась, вышла прямо на станцию, уже взятую красногвардейцами, и попала в плен.
Раненые сразу же были направлены в госпиталь в Харьков. Остальные 28 человек были расстреляны на следующее утро по приказу Муравьева, командовавшего наступлением. Он уже доложил о «разгроме» войск Центральной рады во главе с самим Петлюрой и три десятка пленных юнцов никак не могли служить доказательством его убедительной победы.
На этом все и закончилось, следует только добавить, что бежавшие с поля боя галицкие юнкера стали главной ударной силой через несколько дней при подавлении восстания рабочих на Арсенале, расстреляв более полутора тысяч рабочих, восставших против Центральной рады. Естественно, никакие Круты не спасли Центральную раду, она бежала из Киева и через месяц на немецких оккупационных штыках вернулась.
Возможно, об этом сугубо рядовом событии гражданской войны никто бы и не знал, но среди погибших оказался брат тогдашнего министра иностранных дел УНР Александра Шульгина, и правительству УНР просто необходим был подвиг и герои для оправдания своего постыдного бегства из Киева, подписания Брест-Литовского мира и немецкой оккупации Украины.
Грушевский решил из поражения под Крутами сделать эпохальную битву и превратить расстрелянных студентов в «героев». С этой целью он устроил в марте торжественное перезахоронение погибших. Так как Гончаренко в своем докладе о великой битве писал о 280 погибших, заготовили 200 гробов, но… под Крутами нашли только 27 тел и 18 из них с помпой захоронили в Аскольдовой могиле. Остальные просто разбежались, а Гончаренко записал их в убитые.
Среди расстрелянных почти половина были представителями Галиции и культ героев Крут родился именно там. Они с гражданской войны не упускали случая возвеличивания псевдобитвы под Крутами. В бандитской армии УПА в 1944 году было даже соединение «Круты» и установлена традиция праздновать этот день как национальный праздник. А после оранжевого шабаша Ющенко заставил всех на Украине считать его государственным праздником.
Вот так вместо почитания истинных героев Украине навязываются галицкие мифы, ставящие цель вытравить память о героическом прошлом. Вместо почитания героев-арсенальцев, восставших против марионеточного правительства, всех заставляют чтить галицких наемников. Вытравливают память о 81 молодых героях-краснодонцах, сложивших свои головы в борьбе с фашистами. Уничтожают памятники и о героях-комсомольцах.
Не тянут Круты на Фермопилы, как бы ни старались последователи Грушевского вбить в головы подрастающего поколения очередной миф о героическом прошлом «борцов» за украинство. У народа были и остались свои герои. Миф об «эпохальной битве под Крутами» является одним из фрагментов лжи и бреда, которые лицемерно пытаются навязать всему обществу в качестве образца для подражания в борьбе за интересы несуществующей нации.
Племена тритсу и гаплогруппы R1a, I2a и N1c1 - (Y-ДНК)
Ригведа. Гимны VII, 1-104. Гимны этой мандалы по традиции приписываются Васиштхе (Vasistha букв. лучший) и его потомкам
Ригведа VII, 33. Гимн Васиштхам
Размер - триштубх
Этот гимн занимает особое место в собрании, т.к. он посвящен восхвалению не богов, а родоначальника Васиштхи и все его рода. Древние Васиштхи (создатели и хранители гимнов мандалы VII) возвеличиваются, как боги, а основоположнику рода, Васиштхе, приписывается божественное происхождение. Гимн замыкает серию гимнов Индре, с которыми он связан и по содержанию. В давние времена, когда происходила битва царя племени тритсу Судаса с окружившими его союзными царями, которые загнали его на берег реки Парушни. Судаса спас риши Васиштха, своими молитвами привлекший Индру на сторону тритсу (см. VII, 18 - Царь племени тритсу Судас (sudas - букв. хорошо дающий, sc. жертвы богам) был окружен со своим войском союзными войсками десяти царей (по-видимому, неариями, поскольку в VII, 83, 7 они названы ayajyavah - не приносящие жертв). Преследователи загнали его на берег реки Парушни - единственному пути к отступлению для него. С помощью Индры Судасу удалось переправиться через реку: Индра создал для него брод, а перед врагами река разлилась. По одной из версий привлечь Индру на сторону Судасу помог певец Васиштха (VII, 33, 3-6) (согласно VII, 83 привлечены были Индра и Варуна). Преследуя Судаса, враги его стали тонуть в водах Парушни, уцелевших добили Индра и Судас)...
Гимн состоит из двух частей. Первая (стихи 1-6) посвящена роли Васиштхи в битве десяти царей и отношениям Васиштхов с Индрой, вторая (стихи (7-14) - изображению самого Васиштхи и описанию его чудесного двойного рождения
1a Белые cvityancah - букв. беловатые, светловолосые
1b...обрадовали - abhi...pramanduh
1с...не помочь издалека...Ситуация, отраженная в этом стихе, видимо, такова. Индра, находящийся где-то очень далеко от Васиштхов на жертвоприношении у других почитателей, услышал восхваление Васиштхов. Он рад им, но колеблется, приходить ли к ним
2a...они - Т.е. Васиштхи, своими молитвами и жертвоприношением сомы заставившие Индру уйти с жертвоприношения других почитателей
2b...Мимо наполняющего пруд - tiro vaicantam - Sc. так много было выжатого сомы
2с...пересек...убил...помог - Реминисценции битвы десяти царей
4c...в стихах шаквари - стих. размер, характерный для военных песен
7c Три жара trayo gharmasah
9с…ткут по раме - Яма выступает здесь как первый человек, проложивший путь смерти. Мысль такова, что Васиштхи, находясь среди людей, продолжают дело Ямы
9d...(нимф) апсарас - как сказано дальше в стихе 11 Васиштха был рожден нимфой-апсарас Урваши
10d Агастья - Nom. pr. Древнего риши, улаживающий конфликт между Индрой и Марутами
11b...(И) рожден из мысли Урваши urvacya...manaso...dhi jatah
11c Каплю drapsam - Т.е. семя, пролитое Митрой-Варуной во время жертвоприношения
13 Рожденные оба - (Яма и Васиштха?) во время жертвенного праздника - sattre - Саттра - многодневный праздник жертвоприношения с участием многих жрецов
14 Пратриды pratrdah - По Саяне это вариант названия племени тритсу
1 Белые, с волосами, заплетенными справа,
Возбуждающие мысль - они ведь обрадовали меня.
Вставая с жертвенной соломы, я говорю мужам:
Моим Васиштхам не помочь издалека.
2 Индру привели они издалека с помощью сомы
Мимо наполняющего пруд очень крепкого напитка.
Соме, выжатому у Пашадьюмна Ваята,
Индра предпочел Васиштхов.
3 Вот так он вскоре пересек с ними Синдху,
Вот так он вскоре убил с ними Бхеду,
Вот так он вскоре в битве десяти царей помог
Судасу - Индра силой вашего священного слова, о Васиштхи.
4 Из приязни, о мужи, (и) из-за священного слова ваших отцов
Я обернул ось (колесницы) - вы никак не должны пострадать! -
Когда в стихах шаквари громким ревом
Вы придали Индре мужество, о Васиштхи.
5 Окруженные в битве десяти царей, они смотрели
Вверх на небо, умоляя, словно мучимые жаждой.
Индра услыхал восхваляющего Васиштху:
Он создал для тритсу широкое пространство.
6 Как палки, которыми погоняют быков, они были
Расколоты, маленькие бхараты.
А Васиштха был предводителем,
И тогда распространились племена тритсу.
7 Трое создают в мирах семя.
Три арийских народа светоносны.
Три жара следуют за Ушас.
Их всех знают Васиштхи.
8 Свет их - как возрастание солнца,
Величие - глубокое, как у моря.
Как скорость ветра - ваше восхваление,
(Никому) другому не догнать, о Васиштхи!
9 Это они озарениями сердца приближаются
К тайне с тысячей ветвей.
Когда они ткут по раме, натянутой Ямой,
Васиштхи почитают (нимф)-апсарас.
10 Когда Митра-Варуна увидели,
Как ты выскакиваешь светом из молнии,
То это (одно) твое рожденье, а другое, о Васиштха,
Когда Агастья принес тебя племени.
11 И ты, о Васиштха, происходишь от Митры-Варуны,
(И) рожден из мысли Урваши, о брахман.
Каплю, пролитую под божественное священное слово, -
Тебя все боги удержали в лотосе.
12 Этот провидец, знающий о двойном (рождении),
Имеющий тысячу даров, всегда имеющий дары,
Васиштха был рожден от апсарас,
Чтобы ткать по раме, натянутой Ямой.
13 Рожденные оба во время жертвенного праздника, возбужденные поклонениями,
Они излили общее семя в кувшин.
Оттуда из середины возник Мана,
Оттуда, говорят, родился риши Васиштха.
14 Он поддерживает исполнителя гимнов, исполнителя мелодий.
Неся давильный камень, он должен провозглашать первым.
Почитайте его, настроенные благожелательно!
К вам придет, о Пратриды, Васиштха!
РигВеда. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
Современные славяне сложились в основном из трех родов, или гаплогрупп, и нет оснований считать, что во второй половине I тыс. нашей эры их качественный состав был другим. Об этом же свидетельствуют и ископаемые ДНК. Эти гаплогруппы - R1a, I2a и N1c1. Ниже будет показана хронологическая и эволюционная взаимосвязь между ними, а здесь мы продемонстрируем приведенное выше положение о составе современных славян с точки зрения ДНК-генеалогии. Относительно минорные гаплогруппы показывать не будем, чтобы не загромождать приводимые данные, и поясним это на следующем примере.
Основной состав белорусов по гаплогруппам следующий: R1a - 51%; I2a - 17.5%; N1c1 - 10%. У белорусов еще есть 5.5% I1, 5.5% R1b, 4% E1b, 2.5% J2, 1.5% G, 1% J1, 1% I2b, но ни одна из них не является характерно славянской. I1 - древнеевропейская гаплогруппа, или гаплогруппа Старой Европы (до III тыс. до н.э.), почти исчезнувшая в III тыс. до н.э., прошедшая «бутылочное горлышко популяции» и возродившаяся в II тыс. до н.э., и ставшая общеевропейской, как было описано выше; R1b - наследие ямной культуры и отчасти сарматов, потомков того же древнего рода R1b, прошедшего миграциями от Сибири до Днепра и далее через Кавказ в Месопотамию и затем в Европу разными миграционными путями, основной из них через Пиренеи и далее в континентальную Европу как культура колоколовидных кубков; E1b - потомки древних египтян и затем древних греков, расселившиеся по Средиземноморью и черноморским берегам; J2 - потомки древних бедуинов, составившие затем в заметной части население Средиземноморья и значительную часть евреев и арабов; J1 - преобладающая гаплогруппа у евреев и арабов, и потомков древних евреев по всему миру, включая, например, горских евреев на Кавказе и значительную часть евреев-ашкенази, передвинувшихся в средние века (в особенности после эпидемии черной чумы середины XIV века) во все славянские страны и найдя там убежища от преследований; G - древнеевропейская гаплогруппа, еще одна из основных гаплогрупп Старой Европы, практически исчезнувшая, остатки которой бежали в Малую Азию, на Кавказ и в Переднюю Азию, и сейчас одна из основных кавказских гаплогрупп (например, до 75% у осетин); I1b - минорная гаплогруппа по всему миру, в Европе нигде не превышает 4-7% (в основном в Северной Европе - Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция, северная Франция, северная и западная Германия), возможно, тоже реликт Старой Европы.
Примерно такие же вкрапления указанных минорных гаплогрупп явно неславянского происхождения есть по всем странам, включая славянские. Перейдем к славянским странам, добавив балтов - литовцев и латышей, а также «северных русских», как, например, коми и марийцы, которые славянами, строго говоря, не являются, но которых популяционные генетики часто используют в качестве «этнических русских», и более того, заявляют их как эталон этнических русских, чтобы поднять в последних долю «финно-угорской компоненты». Именно в таком виде российские популяционные генетики заявили «геномный эталон этнических русских» в международную геномную базу данных (см.: Клёсов 2013). Так русские оказались в базе данных «финно-уграми».
Помимо этого, добавим в список гаплогруппу R1b, для славян нехарактерную, и которая унаследована в России от ямной культуры (найдена в составе ископаемых ДНК с археологическими датировками 2700-3300 гг. до н.э., Haak et al, 2015), отчасти от намного более поздних сарматов, в Европе - от потомков культуры колоколовидных кубков (позже 2800 лет до н.э.). Она будет нужна нам при дальнейшем обсуждении.
Если не уходить в детали, картина в целом ясна - у славян преобладает гаплогруппа R1a (за исключением балканских славян - болгар, сербов, хорват, македонцев, боснийцев, у которых доминирует I2a), за ней следует характерная южнославянская гаплогруппа I2a, и замыкает южно-балтийская гаплогруппа N1c1, которая к северо-востоку становится финно-угорской (по языку). Отдельно стоят балты - литовцы и латыши, у которых содержание R1a и N1c1 практически одинаково. Это, видимо, отражает исторически унаследованное «балто-славянское единство»...
А. Клёсов. Читая В.В. Седова с точки зрения ДНК-генеалогии. Опубликовано 14.12.2015
Iмяхом наше кнезЪ слухате сен
а ста воiте земе нашью
яко тоiе жещуть намо
I та Iнтра прiде до ны
або сен храняле сме сылу до трвьЪ
а сталiхом тврзо кменты сва
Ободящеть бо Сыла Бозка нашеу
а бодЪма невытЪзньЪ о польЪ стате
Пожерехом Бзе свы на рущЪ iех
а зрущiхом i тая
якве ештье ста кобЪм
а длжна бящете долЪ вржена до праху ве крвЪ iхо
Колi бохом кельще бiте осмелЪ
тако Грьцiе полуставесе за тые
Дощ.8(3) Должны мы (имеем мы) князей наших слушаться и начать отвоевывать землю нашу, как то они речут (жещуть) нам. И тогда Интра придет до нас, чтоб сохранить нам силу надолго (до трвьЪ) и стоять твердо за поля (кменты) свои. Обостряет (ободящеть) ведь Сила Божеская (силу) нашу, и будем непобедимыми (невытЪзньЪ) в полях стоять. Принесем жертвы (пожерехом) Богам своим на рушение их и порушим и тех, которые еще кобеняться (ста кобЪм), а должны бы быть долу повержены до праху в кровь их (долЪ вржена до праху ве крвЪ iхо). Если раньше мы и кельтов (кельще) бить смели, то нам Греки (эти) наполовину (полуставесе) по сравнению с ними (за тые)
Влескнига. Дощечка 8
-ö-ö-
"Попсе" наступили на горло: за "фанеру" придется дорого платить
В начале прошлой недели разнеслась тревожная для всего нашего шоу-бизнеса весть. «Пионерок» фонограммы - девушек из группы «Мираж» «поймали» на ее использовании…. Вкратце суть дела вот в чем. В городе Северодвинск Архангельской области состоялись концерты бывших вокалисток группы «Мираж» Маргариты Суханкиной и Натальи Гулькиной. Стоит отметить, что из двух солисток лишь Гулькину знали в лицо – Суханкина же, числясь в труппе Большого театра, делилась в «Миражом» своим голосом.
Но это дела прошлые…. На северодвинских афишах не было указано, что концерт заезжих див пройдет под инструментальную фонограмму («минус один»). Не избалованные звездным вниманием зрители с удовольствием внимали любимым песням, совершенно не задумываясь о том, как грубо нарушаются их права…. Но на концерте присутствовали доблестные представители «Роспотребнадзора» – они как раз и разглядели нарушение, за которое организаторы концерта (Северодвинский Центр Культуры и Общественных Мероприятий (ЦкиОМ ) поплатились штрафом в 10 тысяч рублей.
Как передают наши северодвинские корреспонденты, в самой Архангельской области многие рассматривают данный инцидент лишь как конфликт неких местных чиновников.
«Роспотребнадзор» что-то не поделил с местными «боссами от культуры», вот и «прицепился» (по выражению местных журналистов) в первой подвернувшейся бригаде заезжих артистов. Получилось, что сама группа «Мираж» оказалась как бы и ни при чем – к ним у «Роспотребнадзора» вопросов нет. Во всяком случае, пока.
Журналисты нашего Поморского корпункт взял комментарий у людей, которые, что называется, «в курсе ситуации».
Александра Алексеевна Рязанова, консультант Архангельского территориального управления «Роспотребнадзора»:
- Это первая проверка, связанная с использованием фонограмм в Северо-Западном округе, и возможный штраф - не менее 10 тысяч. Ответственность по ФЗ 2300-1 «О защите прав потребителей». Нарушением является отсутствие необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце, исполнителе. Речь идет о том, что в случае, когда используется фонограмма, информация об этом должна быть доведена до потребителя.
На концерте "Золотые голоса группы "Мираж" 11.12.2005г. были проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. В нем не использовались музыкальные инструменты, а вместо них звучала записанная в студии фонограмма.
Нашему корреспонденту Ларисе Рудаковой удалось узнать мнение представителя «карающей» стороны - Заура Джалиловича Абдуллаева, консультанта территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, территориальный отдел в городе Северодвинске, Онеге и Онежском районе.
- В контексте соответствующих положений ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" под фонограммой следует понимать "любую исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков". Использование инструментальной фонограммы подпадает под установленное в законе понятие "фонограмма".
В соответствии со статьей 10 закона "О защите прав потребителей", потребителям должна быть в обязательном порядке предоставлена информация об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Организатором концерта в Северодвинске выступало Муниципальное учреждение культуры "Центр культуры и общественных мероприятий".
Организатор концерта - лицо, которое должно предоставить полную и достоверную информацию, обеспечивающую потребителю выбор товаров, работ и услуг - свою обязанность перед потребителями в этой части не выполнило, указанная информация в наглядной и доступной форме представлена не была.
Вопрос о назначении административного наказания еще не решен, в настоящее время составлен протокол об административном правонарушении на организатора концертного мероприятия. Дело будет рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Все специалисты выступают за доскональное исполнение закона, как и положено добросовестному чиновнику.
Алиш Алишевич Байрамов, юрист правозащитного фонда «Гражданская инициатива» (Северодвинск, Архангельская область).
- Северодвинский Центр Культуры и Общественных Мероприятий (ЦКиОМ) организатором концерта «Миража» не является, и представление ему обвинения в нарушении прав потребителя не обосновано. Информация о том, что вокалистки группы «Мираж» будут петь под звуковую запись аккомпанирующих инструментов, была добавлена на афиши, около кассы был организован уголок потребителя со всей подробной информацией о мероприятии, все это - личная инициатива директора ЦкиОМ Валентины Будриной, хотя сделать это были должны московские организаторы концерта. Но им никто никаких обвинений не предъявлял. Удивляет полное отсутствие также разъяснительной работы со стороны «Роспотребнадзора». Закон существует давно, а пришли только сейчас и сразу со штрафом. В Архангельске «Мираж» выступал с такими же концертами, с такими же афишами, и никто никому претензий пока не предъявлял. С чем связана такая избирательность внимания, остается только гадать.
Также комментарии по этой проблеме дала и "пострадавшая" сторона - Валентина Петровна Будрина, директора ЦкиОМ (Северодвинск):
- Одно дело, когда артист поет под записанный аккомпанемент, и совсем другое, когда он открывает рот под свой или чужой голос. У нас в ЦКиОМе никто и никогда не выступал под голосовую фонограмму, мы слишком дорожим репутацией, плюс ко всему в таком зале это невозможно. А использует инструментальную фонограмму большинство исполнителей, и никто никого за это не «привлекает».
На самом деле – странная ситуация…. С одной стороны очень хотелось бы наконец-то перестать чувствовать себя «пиплом, который и фанеру схавает», а с другой – уж больно неправдоподобной выглядит «добросовестность» чиновников.
Свежие комментарии