Каменные артефакты музея в Тегеране: трофеи и поделки
Среди довольно небрежно выполненных керамических сосудов и поделок из других материалов резко выделяется целый ряд каменных чаш и предметов, исполненных на высочайшем уровне и датируемых самыми разнообразными периодами.
Все вместе образует странную “кашу”, которая вывела нас на версию, что высококачественные изделия имеют скорее всего не местное происхождение, а представляют собой трофеи или подарки из других стран.
О реальном же их возрасте остается только гадать…
Свидетельство тесных контактов разных стран – статуя с египетскими надписями:
Знаменитые печати и штампы, к сожалению, качественно сфотографировать так и не удалось – мешало стекло витрин и не очень удачное освещение:
Барельеф из Персеполиса сначала произвел впечатление выполненного на базальтовых плитах. Однако в дальнейшем выяснилось, что это – подкрашенный сланец. Материал намного более мягкий и легкий в обработке. Подкрашивание же в черный цвет, создающее иллюзию базальта, было, судя по всему, широко распространено на территории Персии.
Детали барельефа местами очень хорошо проработаны, но на плоских поверхностях “фона” остались четкие следы ручной обработки.
Таблички с надписями, найденные при раскопках в Персеполисе. На таких табличках зафиксированы указы Дария и других древнеперсидских царей о строительстве дворцов, а также подробности этого строительства. Такие таблички были найдены в том числе в основаниях колонн, так что в датировке комплекса Персеполиса сомневаться не приходится – все четко задокументировано…
Фрагмент барельефа лестницы из Персеполиса со скрепляющей заплаткой:
Статуя льва издали кажется просто идеально выполненной из черного базальта. Однако более внимательный взгляд позволяет увидеть местами следы нарушившейся подкраски более мягкого камня, а также некоторые недоделки (как, например, на языке льва).
Статуя Дария с великолепной проработкой деталей. Увы – тоже подкрашенный сланец…
“Сокращенный” (по высоте) вариант колонны из Персеполиса, которая ранее поддерживала потолочное перекрытие. Также издали выглядит практически идеально сделанной. Но вблизи можно увидеть как царапины, оставшиеся в ходе ручной обработки, так и огрехи в расположении деталей орнамента на основании колонны.
Священный символ зороастризма, который весьма сильно напоминает шумерский крылатый диск…
Барельеф, изображающий Дария в зороастрийских традициях. (А. Скляров)
Дашур: уникальный обломок саркофага посреди пустыни
Пирамида Сенурсета III. Доступа к ней нет – вокруг сплошная закрытая зона.
На поверхности облицовки Ломаной пирамиды – более темные, как бы “мокрые” области с подтеками.
Характерно, что именно в этих местах естественная эрозия известняка максимальна.
Причина появления этих пятен непонятна. Теоретически возможно, что здесь имеет место выход влаги из внутренней кладки, но сама кладка имеет легкий уклон внутрь, и в таком случае необходимо предполагать наличие и капиллярного эффекта. Остается необъясненной и локализация странных выделений в ограниченных областях.
Северный вход в Ломаную пирамиду. Видно, что это – просто дырка в кладке, аналогичная западному входу. И никто эту дырку (как и западную) от посторонних посетителей не прятал.
Храм Ломаной пирамиды имеет по меньшей мере пару странностей. Во-первых, два вертикальных блока, которые историки считают стелами, не имеет абсолютно никаких надписей (что для стел вообще-то нехарактерно). Так что реальное их назначение остается под вопросом.
И во-вторых, наличие в едином месте высококачественной кладки из мегалитических блоков и необожженных кирпичей – двух принципиально разных технологий.
Напрашивается вывод, что сам “храм” (возможно, имевший совсем иные функции) был построен одной – высокоразвитой – цивилизацией; а кирпичная “облицовка” и дополнительные стены храма – совсем другой, примитивной. И если одна часть требует достаточно высоких технологий, то вторая вполне под силу обществу времен фараонов, которые просто использовали руины более древнего сооружения.
Остатки “стел” возле пирамиды-спутницы Ломаной пирамиды (с восточной стороны).
Обломки кварцитового саркофага возле пирамиды Аменемхета II, на которые мы случайно наткнулись в феврале, так и лежат на том же месте.
Поэтому удалось пополнить коллекцию снимков этого артефакта, демонстрирующего высочайшие технологии обработки твердых пород камня.
Для примера: ныне если так качественно и можно сделать внутренний угол, образуемый тремя плоскостями, то только используя современное высокотехнологичное оборудование. (А. Скляров)
Свежие комментарии